он был хирургом даже нейро специалистом по мозгам
Песня Высоцкого «Он был хирург и даже нейро» посвящена Э. Канделю
Эдуард Кандель родился в Одессе, в семье служащего. В школу он поступил уже в Москве, куда переехали родители. В 1940 году Эдуард стал студентом 1-го Московского медицинского института. В годы войны совмещает учёбу с работой фельдшера на Московской станции скорой помощи.
В октябре 1944-го с отличием окончил институт. Его призвали в армию, в качестве военного врача он участвовал в боях на 3-м Белорусском фронте. Награждён медалями «За боевые заслуги» и за «Взятие Кёнигсберга». После демобилизации Эдуард поступил в аспирантуру Института нейрохирургии АМН СССР.
Он успешно выполнил сложную работу «Влияние острого раздражения головного мозга человека на кровяное давление и дыхание». Однако, из-за «дела врачей» Кандель не сразу смог приступить к реализации своих идей и способностей.
Эдуард Израилевич посвятил себя стереотаксической и функциональной нейрохирургии, стал основоположником отечественной школы в этих областях. Благодаря знанию английского языка Эдуард Кандель, едва ли не единственный в СССР, часто выступает на зарубежных форумах и завоёвывает мировую известность.
Позднее он возглавил клинику Института неврологии АМН СССР. Это учреждение быстро завоевало авторитет пионерскими исследованиями по стереотаксическому выключению аневризм головного мозга, удалению внутримозговых гематом с использованием винта Архимеда, по криохирургии опухолей головного мозга, внедрению математических методов в диагностику и прогностику нарушений мозгового кровообращения.
Профессор Кандель избран председателем Московского общества нейрохирургов. Он автор более 350 научных работ, 6 монографий, 14 изобретений и 5 патентов.
Эдуард Кандель был своим в литературных и артистических кругах, он всегда получал приглашения на премьеры и вернисажи. Когда кто-либо нуждался в его профессиональной помощи, он весь выкладывался, чтобы избавить больного от страданий.
Он оперировал Владимира Высоцкого, который посвятил ему песню.
Высоцкий. Глава 23. «Но огромное это светило, к сожалению, было еврей…»
Школа-студия МХАТ, 1959 год
Для нормального человека естественно интересоваться своим происхождением, своими предками, историей своего народа.
25 июля 1938 года. Володе Высоцкому — полгода
Странно другое: когда происхождением человека начинают интересоваться посторонние и на основании его принадлежности к той или иной нации делают выводы и о самом человеке и о его делах.
Евгения Лихалатова, Владимир Высоцкий, Семен Высоцкий. Эберсвальде, Германия 1947 год. Фото Алексея Высоцкого
Еврейские корни Владимира Высоцкого уже много лет служат почвой для непонятных споров и нелепых выводов, хотя никакого секрета или чего-то необычного в его биографии нет.
Семён и Алексей Высоцкие с жёнами и детьми, Германия, Ратенов, 1947 год
Письмо Володи Высоцкого Нине Максимовне
Совсем молодой еще Высоцкий написал в одном из набросков:
В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.
Страница из тетради времен учебы в Школе-студии МХАТ, март 1957 года
Конечно, в Риме Высоцкие не жили – это художественный образ, но вообще считается, что предки Владимира Семеновича были из местечка Селец, недалеко от Брест-Литовска.
Высоцковеды подробно проследили его родословную и всех родственников по отцу: от деда, практически полного тёзки поэта – Вольфа Шлиомовича Высоцкого до прапрадедов Акима Райха и Мордехая Бронштейна.
Записи о рождении Вольфа и его жены Деборы
Вольф Высоцкий. Фотография с сургучной печатью коммерческого института
И нельзя сказать, что сам Высоцкий относился к своему происхождению безразлично.
Двоюродная сестра, Ирэна Высоцкая, вспоминала, что «конечно, мы с Володей много говорили о нашем еврействе». Он с детства знал разные еврейские словечки и забавные выражения, а поскольку дядя Алексей Владимирович и отец еще и пели иногда еврейские песни, то и сам отдал должное фольклору.
Владимир Высоцкий, «Здравствуйте, мое почтенье…»: слушать (автор неизвестен)
Это запись 1963 года с пленок Семена Владимировича Высоцкого.
Здесь Высоцкий, между прочим, в канонический текст вставил еще и Вэлвэла – то есть собственного деда.
Алексей и Семён Высоцкие. Семён в кителе Алексея. Снимок предназначен для родителей. Германия, 1945 год
Но через год в письме жене, Людмиле Абрамовой, Володя напишет, что «стал похож на русского вахлака, от еврейства не осталось и следа».
Однако в том же 1964 году Владимир Высоцкий спел у Валерия Синельщикова знаменитую песню о еврейском вопросе в СССР.
Владимир Высоцкий, «Антисемиты»: слушать
В советском паспорте была так называемая «пятая графа».
Там в обязательном порядке указывалась национальность человека.
Паспорт советского образца
Однако когда говорили про «пятый пункт», почти всегда подразумевалось, что речь идет о евреях.
И этот «пятый пункт» испортил жизнь и карьеру многим достойным людям. Потому что при официально провозглашенном интернационализме существовали негласные квоты для евреев. Они не могли занимать определенные должности, учиться в определенных вузах и вообще считались людьми подозрительными.
В 1968 году Высоцкий исполнил песню, посвященную своему хорошему знакомому, выдающемуся нейрохирургу Эдуарду Израилевичу Канделю.
Владимир Высоцкий, «Он был хирургом, даже нейро…»: слушать
Эта запись сделана 22 мая 1968-го в Киеве, у Григория Лубенца.
Авторская правка машинописного текста песни «Он был хирургом…» в сборнике Александра Репникова.
Из архива Сергея Жильцова
Эдуард Кандель
Еще одна песня, к сожалению так и осталась у Высоцкого не законченной, в виде наброска. Но эти два четверостишия получились очень красноречивыми.
Владимир Высоцкий, «И Фюрер кричал, от завода бледнея…»: слушать
Впрочем, про евреев или Израиль Высоцкий пел не только в социальном и даже отчасти политическом смысле.
Выступление в МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука
Выступление в МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука
Знаменитая «Лекция о международном положении» – песня шуточная. Хотя, когда речь заходила о враждебном государстве Израиль и его вождях, советским людям даже шутить не полагалось. Там все было серьезно.
Выступление в МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука
МВТУ имени Баумана, 26 марта 1979 года:
Владимир Высоцкий, «Лекция о международном положении…»: слушать
Автограф на память. МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука
Автограф песни «Я вам, ребята…» ( РГАЛИ — ф.3004 оп.1 ед хр. 88 л. 1 и л.1 об. )
Сергей Жильцов: «Высоцкий про Римского Папу (злободневное)»
Лекции о международном положении были разновидностью просветительской пропаганды для широких масс.
Люди собирались в зале, а лектор объяснял им текущий момент и политику партии по международным вопросам.
Автограф на память. МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука
Эта песня из числа тех, которые в наше время уже требуют отдельных пояснений.
Римский Папа «из поляков из славян» – это в будущем один из величайших понтификов в истории Иоанн Павел II.
Иоанн Павел II
А иранского шаха Мохаммеда Резу Пехлеви незадолго до того свергла исламская революция, которую возглавлял аятолла Хомейни.
Мохаммед Реза Пехлеви
Аятолла Хомейни
Далеко не каждый помнит, что Голда Меир – это премьер-министр Израиля и к тому же вообще женщина.
Голда Меир
Что Моше Даян был министром обороны и одним из тех, кто и олицетворял для советских людей «израильскую военщину» – и у него действительно не было одного глаза.
Моше Даян
Онассис – это греческий миллиардер, который женился на вдове Джона Кеннеди Жаклин, она же Джеки, она же Жаки.
Жаклин Кеннеди
А вообще эта песня имела несколько вариантов текста: слушать
Это вариант Высоцкий исполнил в тот же день и тоже, в Бауманке.
Там было три выступления подряд, и все три раза Владимир Семеныч исполнял разные варианты теста. А Банда Четырех, кстати, – это жена Мао Цзэдуна и трое его сподвижников, пытавшихся взять власть после смерти Мао.
«Банда четырех»
На третьем концерте в Бауманском Высоцкий вспомнил заодно и Менахема Бегина, тоже израильского премьера, успевшего посидеть в советском лагере в 40-е годы, а родившегося, к слову, в Брест-Литовске.
Менахем Бегин
То есть они с Высоцким в некотором смысле земляки.
Ну, и еще один вариант «Лекции о международном положении» – уже в записи Вадима Туманова.
Это январь 1979 года. Самое раннее из известных сохранившихся исполнений: слушать
Москва, учебная телестудия Факультета журналистики МГУ, май 1979 года. Съёмка Юрия Дроздова для Уоррена Битти
Но в принципе, когда говорят о еврейской теме в творчестве Владимира Высоцкого, то большинство наверняка вспоминает ту песню, которую вы услышите сейчас.
Это концерт в московском Театре кукол, декабрь 1973 года.
Владимир Высоцкий, «Мишка Шифман»: слушать
Автограф песни «Мишка Шифман» ( черновик — РГАЛИ — ф. 3004 оп.03 ед.хр.7 л.1 )
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Александра Свердлина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Валерия Басина, Игоря Рахманова, Александра Петракова и Александра Ковановского.
С конца 60-х до начала 80-х из Советского Союза в Израиль уехало более ста тысяч евреев.
Но Владимир Высоцкий никогда всерьез не говорил о желании куда-то уехать, тем более уехать в Израиль. Хотя возможность остаться за границей была у него неоднократно. Но он всегда чувствовал себя русским поэтом и без своей страны себя не представлял.
После концерта. МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– автографы из архивов Сергея Жильцова и Юрия Гурова;
— статья Геннадия Брука и Виталия Хазанского «Высоцкий и еврейский мир»;
— статья Сергея Удачина «Родословная Владимира Высоцкого».
1) «Мы раз пошли на дело – я и Рабинович…» слушать (из архивов Семёна Владимировича Высоцкого, 1963 год)
2) Песенка про жену Мамы Дзэ-дуна слушать (неизвестное публичное выступление, 1967 год)
3) Песенка о слухах слушать (Переделкино, у Юрия Королёва, 1970 год)
4) Лекция о международном положении слушать (у Вадима Туманова, январь-февраль 1979 года)
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.
Такая судьба. Гл. 6. 2. Высоцкий
Такая судьба. Еврейская тема в русской литературе (2015). Глава 6.2.
Поскольку Владимир Высоцкий (1938-1980) – самый популярный русский поэт ХХ века, вопрос о его национальности привлекает к себе особый интерес, и в него необходимо внести максимальную ясность. Сам поэт высказался о своих предках совершенно однозначно:
Когда наши устои уродские
Разнесла революция в прах,
Жили-были евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.
О себе же говорил: «По паспорту и в душе я русский». Родился он от смешанного брака: мать – Нина Максимовна – русская, отец – Семен Владимирович – еврей. Родословное древо Высоцких изучено весьма тщательно. Его прадед – Соломон (Шломо) и прабабушка – Хася Бульковштейн (Высоцкая) в 1914 г. переехали из Брест-Литовска в Киев. В семье было четверо детей: Мария, Исаак, Леон, Вульф (Владимир) – дед поэта. Во время Второй мировой войны семья Марии Высоцкой жила в Бресте и была расстреляна фашистами. В живых осталась только дочь, которая, обучаясь в Минске, успела эвакуироваться и позднее переехала в Израиль. Это о ней строки:
Не надо нам уже всех тех,
Кто хаяли.
Я еду к бабушке,
Она – в Израиле.
Дед поэта Вульф (Владимир Семенович – внук стал его полным тезкой) был очень образованным человеком, имел специальности юриста, экономиста, химика. Он старался развить вкус внука и в трудные годы помогал детям материально. Отец поэта Семен Владимирович, кадровый военный, закончивший войну в Чехословакии, пережил сына на 17 лет. Первыми, кто поздравил родителей будущего поэта с рождением сына, была еврейская семья Яковлевых: Миша, Яков Михайлович и Гися Моисеевна, которую Высоцкий позже обессмертит в знаменитой «Балладе о детстве»:
И било солнце в три луча,
Сквозь дыры крыш просеяно,
На Евдоким Кириллыча
И Гисю Моисеевну.
Она ему: «Как сыновья?»
«Да без вести пропавшие!
Эх, Гиська, мы одна семья –
Вы тоже пострадавшие!
Вы тоже – пострадавшие,
А значит – обрусевшие:
Мои – без вести павшие,
Твои – безвинно севшие».
По свидетельству протоиерея Константина Смирнова, Владимир Высоцкий не был крещён. Но здесь, надо полагать, дело не в национальности его отца, а в профессии: он ведь был советским офицером, да и мать поэта, Нина Максимовна, всю жизнь проработала в «режимных учреждениях».
Детство и ранняя юность Высоцкого совпали с эпохой ужасных бедствий еврейского народа, о чём он неоднократно писал и в серьёзной форме, и в не очень серьёзной.
Еврейский вопрос сопровождал Высоцкого на протяжении всей жизни: с момента рождения, даже раньше, когда «святители плюнули да дунули». Связано это и с национальностью отца, и с тем, что в его социальной среде эта тема была естественной. Столь же естественна его несомненная симпатия к Израилю. Песен, специально посвященных еврейской теме у него сравнительно немного, но она – сквозная, проходит через все его песенно-поэтическое творчество, с начала 1960-х до 1980 года.
Одна из самых популярных песен Высоцкого на еврейскую тему – «Мишка Шифман». Но присмотревшись к ней, нетрудно убедиться, что подлинная мишень сатирика не столько антисемитизм, сколько чиновничья тупость, неспособность власть имущих на понимание жизненных реалий и соответственно абсурдность принимаемых решений. Два дружка надумали уехать в Израиль. У одного «евреи сплошь / в каждом поколении. / Дед параличом разбит, – Бывший врач-вредитель». А второй русский по паспорту, только русские в родне и к тому же – антисемит на антисемите. Казалось бы, вопрос, кого выпустить, а кому отказать, и сомнений вызвать не должен, но Высоцкий показывает: мы живем в царстве абсурда:
Мишке там сказали «нет»,
Ну а мне – «пожалуйста».
Он кричал: «Ошибка тут, –
Это я – еврей. »
А ему: «Не шибко тут!
Выйдь, вон, из дверей!».
Абсурдный строй побуждает к абсурдному мышлению и своих граждан: Мишка считает, что его, еврея, в Израиль «за графу не пустили пятую». В ранней редакции песни было несколько иначе:
Почему же мне лафа,
А ему не светит?
Видно пятая графа
Подвела в анкете.
Не меньшую известность снискала и песня «Антисемиты». В первой же строфе поэт сосредоточивает внимание на главном – на щирочайшем распространении в стране антисемитских настроений и антиеврейских мифов.
Зачем мне считаться шпаной и бандитом –
Не лучше ль податься мне в антисемиты:
На их стороне хоть и нету законов, –
Поддержка и энтузиазм миллионов.
Автор вводит нас в атмосферу той внутренней борьбы, которая развернулась в душе героя песни. Оказывается, среди семитов, то бишь простых евреев, – «очень приличные люди», к которым он привык относиться с благоговением: Альберт Эйнштейн, и попавший в эту компанию из-за созвучия имен «Абрам Линкольн», и не только они:
Средь них – пострадавший от Сталина Каплер,
Средь них – уважаемый мной Чарли Чаплин,
Мой друг Рабинович и жертвы фашизма,
И даже основоположник марксизма.
Этим достоверным фактам противостоят очевидные бредни, распространяемые в пивной алкашами: «что пьют они кровь христианских младенцев», «что очень давно они Бога распяли», замучили слона в зоопарке, украли весь хлеб урожая минувшего года. Мы ощущаем, как с каждой строкой нарастает острота иронии, достигающая высшей точки в заключительном двустишии:
Существует черновой вариант песни, которую, как сказано в примечании к ней, «Володя обещал дописать».
И фюрер кричал, от завода бледнея,
Стуча по своим телесам,
Что если бы не было этих евреев,
То он бы их выдумал сам.
Но вот запускают ракеты
Евреи из нашей страны.
А гетто, вы помните гетто –
Во время и после войны?
«Он бы их выдумал сам». Чтобы иметь повод для репрессий, людей нужно оклеветать, обвинить их в поджоге, взрыве, покушении, в том, что они украли весь хлеб урожая минувшего года. А между тем это обездоленные люди, которым нищета не позволяет ехать в поезде первым классом.
Стареют все – и Ловелас,
И дон Жуан, и Греи.
И не садятся в первый класс
Сбежавшие евреи.
Не обойдена еврейская тема и в песне с витиеватым названием: «Лекция о международном положении, прочитанная посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство своим соседям по камере».
В Америке ли, в Азии, в Европе ли –
Тот нездоров, а этот вдруг умрет.
Вот место Голды Меир мы прохлопали,
А там – на четверть бывший наш народ.
Моше Даян без глаза был и ранее –
Другой бы выбить, ночью подловив!
И если ни к чему сейчас в Иране я,
То я готов поехать в Тель-Авив.
До сих пор мы говорили о песнях, которые у всех на слуху. А вот поэтические наброски, не получившие массового распространения, Видимо, они не были завершены и стать песнями не успели. Мне по крайней мере ни разу не довелось услышать их в авторском исполнении.
Он был хирургом, даже «нейро»,
Хотя и путал мили с га,
На съезде в Рио-де-Жанейро
Пред ним все были мелюзга.
Всех, кому уже жить не светило,
Превращал он в нормальных людей.
Но огромное это светило,
К сожалению, было еврей.
В науке он привык бороться.
И за скачком – всегда скачок!
Он одному первопроходцу
Поставил новый мозжечок.
***
Запретили все цари всем царевичам
Строго-настрого ходить по Гуревичам,
К Рабиновичам не сметь, то же – к Шифманам!
Правда, Шифманы нужны лишь для рифмы нам.
В основном же речь идет за Гуревичей:
Царский род ну так и прет к ихней девичьей –
Там три дочки – три сестры, три красавицы.
За царевичей цари опасаются.
И Гуревичи всю жизнь озабочены:
Хоть живьем в гробы ложись из-за доченек!
Не устали бы про них песню петь бы мы,
Но назвали всех троих дочек ведьмами.
И сожгли всех трех цари их, умеючи,
И рыдали до зари все царевичи,
Не успел растаять дым от костров еще –
А царевичи пошли к Рабиновичам.
Там три дочки – три сестры, три красавицы
И опять, опять цари опасаются.
Ну а Шифманы смекнули – и Жмеринку
Вмиг покинули, махнули в Америку.
***
Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее,
По Темзе ли, по Сене режет киль?
Куда, куда вы, милые евреи,
Неужто к Иордану в Израиль?!
Оставя суету вы
и верный ваш кусок,
И – о! – комиссионных ваших кралей,
Стремитесь в тесноту вы,
в мизерный уголок,
В раздутый до величия Израиль!
Меняете вы русские просторы,
Лихую безнадежность наших миль
На голдомеирские уговоры,
На этот нееврейский Израиль?!
***
А Гуревич говорит:
«Непонятно, кто хитрей?
Как же он – антисемит,
Если друг его – еврей?
Может быть, он даже был
Мужества немалого!
Шверубович-то сменил
Имя на Качалова. »
Последнее стихотворение – отклик на нашумевший процесс А. Синявского и Ю. Даниэля.