охотник за разумом список эпизодов
Охотник за разумом
Рейтинг
Даты выхода: | 13.10.2017 — 16.08.2019 |
Страна: | США |
Жанры: | Криминал, Драма, Триллер |
Канал: | Netflix |
Смотрящих: | 50 981 из 736 294 |
Общая длительность: | 16 часов 45 минут |
Длительность серии: | 55 |
Рейтинг IMDB: | 8.6 из 10 246 358 |
Рейтинг Кинопоиска: | 8.098 из 10 55 569 |
Смотреть 0
Актеры 76
Описание
1977 год. Агенты ФБР Холден Форд и Билл Тенч основывают отдел криминальной психологии и профилирования в бюро: они разговаривают с серийными убийцами, чтобы понять их мотивы и то, что они чувствовали до, во время и после убийства.
Таким образом агенты надеются осознать образ мыслей преступника в надежде, что полученные знания можно будет применять для разгадки текущих дел. Помогает им в этом психолог Венди Карр.
Во втором сезоне «Охотника за разумом» Холден и Билл пытаются приложить свои знания к делу и берутся за расследование массовых убийств детей в Атланте.
Подробности сериала «Охотник за разумом»
Проект основан на книге «Охотники за умами: ФБР против серийных убийств» Марка Олшейкера и Джона Дугласа. Именно они и стали прототипами агентов из «Охотника за разумом».
Известный режиссер Дэвид Финчер («Карточный домик») поставил несколько эпизодов проекта, а также выступил исполнительным продюсером «Охотника за разумом» вместе с Шарлиз Терон.
«Охотник за разумом» — один из лучших сериалов в этом году. Вот как устроен его второй сезон
16 августа на Netflix состоялась премьера второго сезона «Охотника за разумом» (Mindhunter) — сериала про возникший в 70-е в ФБР отдел поведенческой психологии, изучавший серийных убийц. Первый сезон сериала, который частично снял Дэвид Финчер, запомнился в первую очередь витиеватыми и увлекательными допросами знаменитых маньяков; во втором авторы несколько сместили акценты и заметно усложнили сериал. И «Охотник за разумом» стал еще более многослойным, беспросветным и впечатляющим зрелищем. Рассказываем, как устроен второй сезон сериала — хоть и с небольшими, но спойлерами.
Второй сезон Mindhunter сложнее и интереснее первого
Беседы со знаковыми серийными убийцами эпохи в сериале остались, но они — уже не его сердцевина, как это было в первом сезоне. Это легко объяснить: в дебютном сезоне мы знакомились с героями, методами работы полуподпольного отдела поведенческой психологии, атмосферой и тоном сериала. Дэвиду Финчеру и остальной творческой группе надо было правильно расставить фигуры на шахматной доске, а заодно и придумать какой-то фирменный знак, который бы отличал «Охотника за разумом» хотя бы от того же финчеровского «Зодиака», сделанного в похожей стилистике. Они с этим блистательно справились — многим шоу понравилось именно за интервью с маньяками — но дважды акцентировать внимание на этом приеме они не стали
Во втором сезоне, который в основном посвящен громкому делу о пропавших темнокожих детях в Атланте, список по-настоящему волнующих авторов тем заметно расширился. Основную из них — публичность с широком смысле этого слова — Финчер затрагивал еще в «Исчезнувшей», но тут она выходит за привычные рамки отношений прессы с простым народом. Как поведение человека на публике, обвиненного в преступлении, может помочь ему на суде? Может ли широкая огласка ускорить расследование? Отношения между государственными структурами, заискивание перед начальством, диалог с прессой — обязательны ли они, и как этого можно избежать? На эти и другие вопросы во втором сезоне Mindhunter нет однозначного ответа, что всегда было фирменной чертой Финчера.
Маньяки — будут
Несмотря на то, что интервью с серийными убийцами во втором сезоне перестали играть главную роль, совсем отказаться от них авторы не решились. Главные герои снова заглянут в гости к великану Эду Кемперу, с которого начались интервью в первом сезоне. Раскусят вранье Дэвида «Сына Сэма» Берковица о том, что в его убийствах его направляли демонические голоса. На самом деле, Берковиц обманывал всех, привлекая к своему случаю больше внимания следователей, прессы и простых людей. Он под впечатлением от фильма «Изгоняющий дьявола» намеревался продать историю своих убийств и неплохо заработать. Но впоследствии, во многом благодаря делу Берковица, в американской юстиции появилось понятие «Закон Сына Сэма», запрещающее убийцам зарабатывать на своих историях
Также в сезоне герои поговорят Уильямом Пирсом-младшим, известным не только своими преступлениями, но и любовью к сладкому, и Элмером Уэйном Хенли, виновным по меньшей мере в 27 убийствах мальчиков-подростков. Но главный (впрочем, довольно короткий) выход второго сезона — конечно, у Чарльза Мэнсона. Как и у Тарантино в «Однажды в Голливуде» его играет Дэймон Херрима — только там его герой был помоложе. Если в первом сезоне все интервью были похожи на дуэли, то теперь они чуть потеряли в эффектности, зато более органично вписаны в ткань истории. Например, эти негодяи по-прежнему способны расшевелить (если не вывести из себя) напарников Холдена.
Дело в Атланте — одно из самых неоднозначных в криминальной истории США
Во втором сезоне «Охотника за разумом» переплетено сразу несколько сюжетов. Главный из них разворачивается в Атланте, где с конца 70-х начинают исчезать преимущественно темнокожие подростки в возрасте 8—15 лет. Я искренне убежден, что даже представляя себе, о чем речь, невозможно не получить огромного удовольствия от второго сезона Mindhunter, настолько мастерски он сделан.
Если вы не в курсе дела Уэйна Уильямса и боитесь спойлеров — следующие пару абзацев лучше пропустить.
Эта история отлично вписывается в беспросветный тон второго сезона с его множеством секретов и многоточий. Дэвид Финчер когда-то снял великий фильм «Зодиак», известный очень напряженным повествованием и своеобразной развязкой. В эншпиле второго сезона «Охотника за разумом» проделывается похожий трюк — с одной стороны, убийца найден, но точно ли он виноват? Через ушко этой понятной темы «кондовое правосудие с уликами vs. здравый смысл» авторы просовывают ниточки других — про расизм и сегрегацию, про недостаток воспитания у детей, про городские проблемы с безопасностью, про беспринципную прессу, которая готова без разбора выплескивать на аудиторию любые жареные факты, не разбираясь в вопросе, про жажду славы и погоню за американской мечтой. Этот клубок — и есть проблемы американского общества, и в сериале он останется таким же запутанным, что и в жизни. Поэтому, если первый сезон «Охотника за разумом» местами все же давал ложную надежду на излечение, то второй категоричен: серийные маньяки — не редкие неполадки в системе, а их обязательная изнанка. Собственно, поэтому история продолжается: судя по коротким сценкам с еще одним известным серийным убийцей, до финала истории еще очень далеко.
Атланта — один из главных персонажей сериала
Многие эксперты криминалистики, которые изучали дело Уэйна Уильямса, отмечают, что оно могло произойти только в таком сложном с географической и геополитической точки зрения городе, как Атланта. Мегаполис расположен на юге, а американский юг даже сегодня (правда, уже местами) — это средоточие сегрегации и расизма. Атланта до сих пор остается индустриальным центром, раздираемый изнутри расовыми проблемами. И несмотря на прогрессивность политической повестки (в городе уже давно избираются темнокожие мэры), огромные финансовые вливания (здесь находится самый большой аэропорт мира), проблемы остаются
Такая Атланта — идеальный ландшафт для второго сезона «Охотника за разумом». Его авторы уже не просто исследуют и рассказывают про серийных убийц прошлого, а пытаются выстроить внутри своего шоу миниатюрную модель США. Разумеется, с уникального, перверсивного ракурса, сквозь пелену преступлений и отклонений общества, но все же модель довольно понятную и подробную. Образ Атланты, не только в урбанистическом, но скорее даже в человеческом смысле, во втором сезоне очаровывает и пугает. Отчаявшиеся матери, беспризорные дети, уставшие полицейские, суетливая пресса и говорливые политики — все они смешиваются друг с другом на пустынных улицах и в тусклых интерьерах города, который только со стороны кажется спокойным и привлекательным.
Второй сезон снимали три режиссера — и они круто дополняют друг друга
В открывающих второй сезон сериях Финчер как всегда предельно сух и публицистичен. Его задача — правильно и захватывающе выдать зрителю вводную информацию. А также задать тон и стиль всего сезона (самая близкая аналогия — уже упомянутый «Зодиак»). В его сериях история лишь постепенно начинает выруливать на нужную полосу, а вопросов еще больше, чем ответов.
В центральных эпизодах Эндрю Доминика преобладают чувства, а не разум: Венди находит себе подружку, Холден соглашается помочь матерям в Атланте, Билл узнает о проделках сына. В его же сериях камера впервые улетает со штатива — отточенные холодные финчеровские кадры сменяются воздушными съемками с дрона. Более мягкая и вальяжная режиссура Доминика немного разряжает атмосферу — перед большим финалом. В заключительных сериях Франклина — максимально конкретных и событийных — уже минимум авторских сюрпризов, но есть даже парочка гэгов, которые, будто забыли вырезать на постпродакшене.
Благодаря правильному выбору режиссеров, авторам сериала удалось выстроить правильную линию развития сезона. Финчеру отдали начало (в финале он бы наворотил дел), Доминику с его любовью к плавному ритму — середину, которая в первом сезоне откровенно провисала, Франклину — финал, в котором надо «просто» свести концы с концами. В итоге получилось настолько круто, что я рискну авансом назвать именно «Охотника за разумом» лучшим сериалом 2019 года.
Рецензия на первый сезон сериала «Охотник за разумом»
Захватывающий исторический сериал о становлении науки о поведении серийных убийц, снятый с кинематографическим размахом и драматизмом
Трейлер
Молодой специальный агент ФБР Холден Форд занимается переговорами с преступниками, захватившими заложников. После того как очередной разговор с убийцей закончился тем, что злоумышленник пустил себе пулю в голову, Форд приходит к выводу, что может на основе косвенных данных составить психологический портрет преступника и тем самым предугадать его последующие ходы. Агент пытается развить эту мысль, но не находит поддержки у руководства, ведь фактически он предлагает отслеживать потенциальных убийц и пресекать их деятельность еще до совершения преступления. Зато поддержка обнаруживается в лице коллеги Билла Тенча, занимающегося бихевиоризмом, и университетского психолога доктора Карр, исследующей поведение серийных убийц. Колеся по Америке с обучающей программой для полицейских, агенты проводят несколько любопытных интервью с содержащимися в тюрьмах преступниками и составляют психологические портреты, в которых пытаются найти закономерности, позволяющие затем останавливать потенциальных маньяков до совершения ими убийств.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Дэвида Финчера сегодня можно назвать наиболее отважным голливудским режиссером, бесстрашно исследующим самые темные уголки подсознания своих героев и намеренно загоняющим персонажей своих фильмов в ситуации, где они вынуждены проявлять наиболее мрачные черты своего характера. Кто еще может похвастать подобным списком работ? «Семь», «Бойцовский клуб», «Комната страха», «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона», «Исчезнувшая» – каждая из этих картин погружает зрителя в мир опасных психических отклонений, в царство боли и страха, в ловушку кошмаров и неврозов, которые, впрочем, часто рассказывают о героях больше, любые другие эмоции. Было бы странно ожидать от новой работы Финчера чего-то радикально иного – комедии, мелодрамы или семейного развлечения, – в «Охотнике за разумом», новом сериале Netflix, режиссер возвращается в привычное русло и снова «потрошит» маньяков на радость своим преданным фанатам.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Для настоящих поклонников истории криминалистики и даже для простых любителей пощекотать себе нервы кровавыми историями реальных преступлений сюжет сериала «Охотник за разумом» не будет сюрпризом. Книга «Охотник за разумом: Внутри специального отдела ФБР», написанная Джоном Дугласом и Марком Олшейкером и положенная в основу сценария, – исследование довольно известное и авторитетное в полицейских кругах. Ее фрагменты можно найти и на русском, а уж подробные описания преступлений сериальных убийц сегодня не обходятся без ссылок на этот труд – все-таки Дуглас, один из авторов, знает, о чем пишет, он действительно лично встречался со всеми именитыми маньяками. Об этих встречах повествует книга, им же посвящен и телепроект, рассказывающий об истоках тех техник и способов поиска преступников, что сегодня используются повсеместно.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Авторы сериала отказались от точного следования документам эпохи и изменили имена, характеры и возраст ведущих героев, но оставили практически нетронутыми подробности дел, которые изучали экранные детективы, так что в какой-то мере «Охотника» можно считать одним из наиболее точных исследований серийных убийц в истории Америки. В первом сезоне зрители узнают подробности кровавых «подвигов» Эда Кемпера, Ричарда Спека и Джерри Брудоса, а подготовка к своим убийствам Денниса Рейдера пройдет красной нитью через весь сезон. Материал, нужно отметить, подается со всеми шокирующими подробностями, так что слабонервным стоит переключиться на другие сериалы, ну а остальных ждет уникальное погружение в бездну, которая, как говорит философ, смотрит прямо на вас.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Финчер, впрочем, не был бы собой, если бы просто перечислил жертв и продемонстрировал места преступлений. Нет, ему интереснее смотреть на человека, столкнувшегося с немыслимым и пытающегося как-то этот ужас «переварить». Герои Джонатана Грофф и Холта МакКаллани – не железные парни, у них есть слабые места, уязвимости, которые интервьюируемые ими маньяки моментально обнаруживают. И психологическое противостояние в такие моменты превращается в жуткую игру, которая грозит рассудку и уверенности в своих силах даже видавшему виды копу. А ведь с этим агентам еще и приходится жить – приходить домой, обнимать жен и подруг, воспитывать детей, постоянно помня о тех жутких фото из дел об убийствах, изнасилованиях и расчленении. «Охотник» – это не истории маньяков, а рассказ о тех, кто эти истории перерабатывает, классифицирует, раскладывает на части, про тех, кто делает из них выводы, иногда в ущерб собственным эмоциям, чувствам и разуму.
Зрителям стоит быть готовыми к тому, что сериал не особенно ярок. В нем, за исключением открывающей сцены, нет стрельбы, здесь не будет погонь и полицейских операций – это разговорная драма, в которой два агента колесят по городам и задают вопросы невзрачным лысеющим мужикам в тюремных робах. Но поскольку сценаристы и режиссеры шоу умеют из любого делать выпуклую личность, даже рассказы о щекотке в школе будут приковывать внимание и заставят ожидать взрыва, пусть не физического, так эмоционального. И последнего будет в достатке, это же Финчер.
Молчание котят: Зельвенский об «Охотнике за разумом»
Всю неделю в интернете обсуждают «Охотника за разумом» — сериал о серийных маньяках, спродюсированный и частично снятый Дэвидом Финчером. Станислав Зельвенский объясняет, почему автор «Зодиака» был создан для телевидения.
Почему мы любим кино про маньяков? Просто потому, что нас интригует зло, или потому, что где-то там, в глубине, в искривленном зеркале мы видим собственное отражение? Это главный, наверное, вопрос «Охотника за разумом». Дэвид Финчер задает его не впервые: фильм «Семь» (а в какой-то степени и «Зодиак») был ровно про то, как бездна подмигивает герою — а значит, и зрителю — в ответ. Но там был Брэд Питт, оператор Хонджи, сенсационный сюжет, убийство макаронами и так далее. В новом телесериале ничего этого нет даже близко. И он еще более настырно, включив диктофон и заглядывая в глаза, интересуется: почему ты меня смотришь?
Как известно, «Охотник» поставлен по одноименной документальной книге Джона Дугласа и Марка Олшейкера о работе Дугласа в ФБР — тот был звездой криминальной психологии, начал интервьюировать серийных убийц и прочих злодеев, чтобы составить систему психологических портретов, и в конце концов возглавил в бюро специальный отдел, который, вооруженный дугласовскими ноу-хау, помогал полиции расследовать особо жестокие преступления. Дуглас здравствует и поныне, написал еще полтора десятка книг, пару лет назад они с Олшейкером даже пытались вести блог, но, кажется, не втянулись.
Если полюбопытствовать и залезть в саму книгу, предсказуемо обнаружится, что она имеет довольно мало общего с сериалом. Практически весь сезон основан на одной главе (а их два десятка). И все, что сценаристы во главе с британским драматургом Джо Пинхоллом оттуда взяли, — это истории реальных убийц, Эда Кемпера, Джерри Брудоса, Ричарда Спека. Плюс они использовали отдельные колоритные детали (скажем, эпизод с несчастной птичкой, хотя она погибла при других обстоятельствах) и пару-тройку фраз (Дуглас действительно обсудил со Спеком «восемь pussies», хотя последствий это не имело).
Но почти все прочее в сериале — фантазия. Агент Билл Тенч (в реальности Роберт Ресслер) у Дугласа просто коллега без особых характеристик. Про доктора Карр (в реальности Энн Берджесс; Дуглас также упоминает ее мужа) в книге два абзаца. Те же два абзаца, например, про директора — любителя щекотки. А главное, сам Дуглас даже отдаленно не напоминает экранного Холдена Форда. Дело не только в том, что в конце 70-х, когда происходит действие, он давно был счастливым мужем и отцом, а в его собственном психологическом портрете, который проступает через текст: это спокойный, здравый мужчина, хороший товарищ, спортсмен, упивается звуком собственного голоса, без намека на внутренний конфликт. Ах да, однажды он чуть не умер от вирусного энцефалита; возможно, в финале поэтически обыгрывается именно этот эпизод.
Сериалы«Охотник за разумом» Финчера: Шоу о золотом веке серийных убийц
Если слишком долго смотреть в бездну, бездна начнёт смотреть на тебя
«Непросто расчленять людей. Немногие понимают, что это трудная работа, физически и психологически», — объясняет Эд Кемпер в одной из первых серий нового шоу «Охотник за разумом». Заподозрить в этом крупном мужчине с мягкими манерами, меланхолично жующем сэндвич, некрофила, убившего восемь женщин, включая собственную мать, непросто. В нём и не заподозрили: Кемпер сам сдался полиции со второй попытки (первый звонок дежурный принял за телефонный розыгрыш) и отправился отбывать восемь пожизненных сроков. Сидящие напротив него агенты ФБР Форд и Тенч, впрочем, хорошо знают, что у зла нет лица, а потому внимательно слушают своего собеседника, рассчитывая на то, что собранные ими данные помогут им заложить основы новой методики расследования особо жестоких преступлений.
На дворе конец 70-х, позже прозванный «золотым веком серийных убийц»: по разным оценкам, в США их в то время орудовало по меньшей мере несколько десятков. Традиционная криминалистика, стоящая на трёх китах «мотив, возможность, средство», с разгулом не справляется. ФБР — институт, некогда основанный Дж. Эдгаром Гувером для борьбы с жестокими, но всё-таки прагматичными гангстерами — решает попробовать поэкспериментировать с новыми направлениями в бихева… как же её там… Для этого сотрудник отдела поведенческой науки Билл Тенч (Холт Маккэллани), профессионал старой закалки, разрывающийся между работой, семьёй и полями для гольфа, берёт в напарники Холдена Форда (Джонатан Грофф), молодого и строптивого выпускника академии Куантико, чья специализация — переговоры при захвате заложников.
Если слишком долго смотреть в бездну, бездна начнёт смотреть на тебя. Понимая это, Америка начала задумываться о том, когда её интерес к деятельности одержимых преступников давно перешагнул за грань увлечения викторианскими страшилками и городскими легендами и стал несколько нездоровым. Потворствует ли подробное освещение мотивов серийных убийц в прессе появлению новых серийных убийц? Правда ли, что понять зверя можно только самому превратившись в зверя? Над сенсационализмом поп-культуры, которая романтизирует Бонни и Клайдов и смакует жестокие убийства, потешался ещё Оливер Стоун в «Прирождённых убийцах». Но одно дело — честить таблоиды за пропаганду насилия, и совсем другое — пытаться осознать серийные убийства как странную субкультуру, пристрастие к которой так или иначе влияет на психику общества.
Продюсер нового нетфликсовского шоу Дэвид Финчер (он же режиссёр 4 из 10 серий первого сезона) к теме подступал не раз. И в «Семи», где в тени вопроса «Что в коробке?!» остался персонаж Моргана Фримана, детектив, уставший от безумия окружающего мира, и в «Зодиаке», где поиск серийного убийцы для репортёра в исполнении Джейка Джилленхола становится навязчивой идеей на многие десятилетия, бросалось в глаза, что следователи Финчера интересуют едва ли не больше преступников. Это становится совсем уж очевидно в «Охотнике за разумом», где расчленёнка в основном убрана в фэбээровские папки, а приличная часть экранного времени отдана перелётам, переездам, ночёвкам в мотелях и честным трудовым пинтам после работы (в этом смысле сериал ближе к первому сезону «Настоящего детектива», чем к «Декстеру» или «Ганнибалу»). Сценарист шоу, драматург Джо Пенхолл не устоял перед соблазном поиграть с жанром бадди-муви, но полицейский юмор в сериале призван подчеркнуть специфику ремесла: без шуток на такой работе недолго и самому свихнуться.
То же и с историческим контекстом, который, как всегда у Финчера, от картинки до саундтрека (песня «Psycho Killer» группы Talking Heads в финале одной из серий — и циничная острота, и временная метка одновременно) выписан блестяще. Приметы эпохи — от фасона рубашек до институционного расизма — рассыпаны щедро, и не только для внешнего лоска, но и для достоверного пейзажа страны, которая после Вьетнама и Уотергейта медленно погружается в депрессию, ощущает себя уже не такой великой, но пока только учится реагировать на новые запросы.
Однако при всём бережном отношении к историческим деталям «Охотник за разумом» только во вторую очередь экранизация книги агента ФБР Джона Дугласа и рассказ о том, что «Москва не сразу строилась». Вместе со своими персонажами Финчер пробует понять, насколько общество способно к самоанализу глубинных пороков. Большинство опрашиваемых Фордом и Тенчем серийных убийц считают себя вполне адекватными и разумными людьми и ведут себя соответственно. В свою очередь социум отказывается признать, что маньяки — порождение его системы, а не просто случайные плохие парни, слетевшие с катушек: стоит Форду начать рассказывать местным полицейским о трудном детстве Чарльза Мэнсона, и те встают на дыбы — что им теперь, пожалеть бедняжечку?
«Если такая работа не давит тебе на мозги, то либо у тебя ещё больше проблем, чем у меня, либо ты врёшь себе», — в конце концов заявляет Тенч Форду, который чем глубже погружается в исследования, тем больше входит в азарт и больше начинает походить на своих тюремных собеседников. Хотя авторы «Охотника за разумом» и перестраховались, вкрутив в сериал совершенно жульническую интригу (с ней, конечно, будет проще выбить из Netflix второй сезон), сюжет тут держится не на ней, а на старой доброй арке персонажей.
Холден Форд, который поначалу бледнеет, услышав слово «pussy», но быстро учится разговаривать с психопатами на понятном им языке, — коллективный портрет поп-культуры, которая приходит в ужас от бесчеловечных деяний серийных убийц, но втайне восхищается их изобретательностью и методичностью. Понимает, что имеет дело с исключительными случаями жестокости, но по приобретённой параноидальной привычке подозревает растлителей и маньяков в своих соседях. Долго смотрит в бездну — и не способна поймать момент, когда бездна начинает смотреть в ответ.