официальное философское учение католической церкви
Официальное философское учение католической церкви
КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός – всеобщий, вселенский) – одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления – западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.
В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский символ веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque – «и Сына»), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т.к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели – Богу. Церковь может возместить эту утрату с помощью т.н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.
Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь мир. Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.
Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т.е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ – папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).
Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная благодать. Католицизм, как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7–12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15– 16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище – промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950– догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).
Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни. Философию католицизма составляет комплекс разнообразных школ и течений, таких, как неотомизм, католический спиритуализм, учения Ф.Суареса и Д.Скота, католический экзистенциализм, персонализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а т.н. неосхоластические течения – суарезианизм, скотизм и неотомизм – к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является томизм – учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность – стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII «Aeterni patris» (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии – системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962–65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как «ассимилирующий неотомизм», т.е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на становление философии католицизма оказало творчество Аврелия Августина (4–5 вв.). Августинизм, игравший в 5–13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М.Блондель), философия духа (Л.Лавель, М.Ф.Шакка), католический экзистенциализм (Г.Марсель), активизм, персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа, М.Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; убеждение в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое внимание к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое обоснование концепции Бога (Бернар Клервоский, Ф.Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П.Абеляр), теория «двойственной истины» (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве дополнения к «сверхразумной теологии» (теологии откровения) разработал естественную теологию.
Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т.н. «новой теологии», которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с другой – с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П.Шооненберг, И.Борос, А.Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей – Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая тенденция нашла свое выражение в появлении т.н. социальных теологий (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); «социальные» теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества противопоставление «земного» и «небесного», а потому осуществляют поиски «сакрального» в различных сферах жизни социума.
Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и процесс этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т.д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы. Подчеркивая сугубо религиозную природу своей миссии, она расширяет свое участие в их решении, о чем свидетельствует создание социальной программы, многочисленных институтов, обществ, комиссий. Современная католическая церковь (свыше 1 млрд верующих) имеет своих приверженцев в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, странах Латинской Америки. На территории СНГ католики проживают преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии. Католические приходы действуют и в России.
1. Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., 1973;
2. Тейяр de Шарден П. Феномен человека. М., 1987;
3. Биффи Д. Я верую: Краткое изложение католического вероучения. Милан, 1992;
4. Любак А. дe. Католичество: социальные аспекты догмата. Милан, 1992;
5. Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994;
6. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995;
7. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995;
8. Маритен Ж. О человеческом знании. – «ВФ», 1997, № 5, с. 106–117;
9. Blondel M. Le Problème de la philosophie catholique. P., 1932;
10. Küng H. Strukturen der Kirche. Freiburg, 1963;
11. Lavelle L. Science. Esthétique. Métaphysique. P., 1967.
Официальное философское учение католической церкви
5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/1226–1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок. 1193–1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма — источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, — таковы растения. Третий уровень — животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела — мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа — бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.
В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого — действие индивидуальных «скрытых сущностей» — «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.
Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма — одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
Поделитесь на страничке
Краткая история католической церкви
Архиепископ Павел Пецци
© «Христианская Россия», 2018
© «Духовная библиотека», 2018
© «Новое Небо», редактура, оформление, 2018
Посвящается памяти моей матери Элизы
Предисловие к новому изданию
Выходит в печать новое издание книги отца Романо Скальфи об истории Католической Церкви. Отец Романо является одним из выдающихся, в христианском смысле, свидетелей правдивости выражения Христа: «Я с вами во все дни до скончания века», которое стало названием первого издания этой книги. На мой взгляд, в его книге хорошо показано, что история Церкви, ее литургия и мученичество выражены этими словами Христа. Отец Романо Скальфи и сам действовал и жертвовал свое время, свою энергию для этого.
Лично я благодарен отцу Романо, так как с помощью этой книги, как и вообще благодаря делу всей его жизни, я познакомился с той историей, с той литургией, с тем мученичеством, которые характеризуют Церковь Христову, в том числе и в России в двадцатом веке. Могу сказать, что до моего приезда в Сибирь практически все, что я знал о России, – это было то, что я читал в журнале «Христианская Россия», в частности – истории людей, сосланных в лагеря, убитых за веру или закрытых в психиатрические больницы. И меня тогда поражало, что отец Романо предоставлял пространство, «свободную» площадку этим людям, давал им возможность, чтобы в слишком уж расслабленном западном мире их голос был слышен. Между прочим, это знак особого христианского внимания к «человеческому» вообще. И отец Романо смело передавал сведения о жизни и страданиях не только католиков или православных, но также баптистов, пятидесятников, пророчески показав, таким образом, открытость духа, которой мы в наши дни все еще учимся не без трудностей.
Конституция Второго Ватиканского Собора о Церкви в современном мире (GS 76) говорит о том, что в миссию Церкви входит ее нравственное суждение о вещах, относящихся к жизни polis, общества, к политическому порядку, когда того требуют основные права личности или спасение душ. Вот так постсоветское общество начало постепенно осознавать необходимость выстраивания ценностей и нравственных ориентиров, которые сплачивали бы народы. Началось возрождение религиозной жизни, люди потянулись к святости, потянулись в храмы. Процесс этот проходил подчас крайне болезненно. На примере истории Католической Церкви в России хочу заметить, что на территории Российской Федерации в советские времена действовало всего лишь два католических храма. Положение других конфессий также была тяжелым. Нехватка храмов, священнослужителей, религиозной литературы, практическое отсутствие религиозного образования иногда создавали впечатление безысходности. Но наши народы постепенно начали преодолевать трудности. И сегодня мы являемся свидетелями религиозного возрождения, в котором участвовал также отец Романо. Религиозные конфессии стараются участвовать в жизни общества, указывая нравственные ценностные ориентиры и обличая пороки. Разве мы не можем видеть в последние десятилетия именно воскрешение наших церквей и общин? Я говорю это без всякого триумфализма, прекрасно осознавая, что мы призваны питать это возрождение смиренным свидетельством своей веры. В связи с этим я хотел бы обратить внимание на одну проблему, характерную, как мне кажется, именно для России. Это резкий контраст между декларированной и фактической религиозностью. Несмотря на распространенное заблуждение, процент практикующих христиан в России, смею заявить, значительно меньше, чем даже в некоторых самых либеральных странах Европы.
В обществе ощутимо усиливается присутствие зла. На первый взгляд может показаться, что все это происходит без особых причин или идеологической подоплеки. И поэтому может возникнуть иллюзия, что мы можем преодолеть это зло при помощи неких социальных мер. Так вот, именно перед лицом этого зла, перед лицом этого нового своего рода дьявольского противостояния нам необходимо снова и снова учиться уроку опыта многих наших братьев и сестер: только крест побеждает зло, только через крест мы можем снова и снова переживать опыт воскресения. И самое ужасное зло – это именно то зло, от которого мы неспособны освободиться сами. Это то зло, о котором Иисус в Евангелии говорит, что Его ненавидели без причин: «Возненавидели Меня напрасно» (ср. Ин. 15:25). Это то зло, из-за которого, если оно пускает корни в нашей жизни, мы теряем контакт с реальностью и начинаем видеть вокруг себя только врагов. Но опыт многих наших братьев и сестер показывает, что победить ненависть – возможно. Именно от этого зла и ненависти были освобождены, благодаря кресту, апостолы, были освобождены наши братья и сестры. Именно этот опыт креста, способный преодолеть ненависть, нужен нам сегодня.
В этом смысле самое поразительное для меня в деятельности отца Романо – стремление все связывать со Христом. Это, кстати, и есть сама миссия Церкви в истории. От отца Романо я, например, услышал удивительные слова Владимира Соловьева, взятые из его произведения «Духовные основы жизни». Интересно, что эта глава (заключение) называется «Образ Христа как проверка совести»: «Стоит только перед тем, как решаться на какой-либо поступок, имеющий значение для личной или общественной жизни, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться в нем и спросить себя: мог ли бы Он совершить этот поступок, или – другими словами – одобрит Он его или нет, благословит меня или нет на его совершение? Предлагаю эту проверку всем, – она не обманет. Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе, вообразите себе Его живым, каким Он и есть, и возложите на Него все бремя ваших сомнений».
Рвение ради Христа, ради Его славы составляли вкратце все его желание передать то красивое, истинное, справедливое, что можно встретить в Иисусе Христе.
Помню великолепный конгресс в Новосибирском государственном университете о христианском притязании и распространении христианства в первые века, в котором участвовали тогда еще почти никому не известный в России испанский библеист отец Хулиан Каррон, впоследствии ставший руководителем церковного католического движения «Общение и освобождение», и отец Романо. Они говорили о Христе, о неразрывном Христе истории и современности. И отец Романо поразил всех, студентов и преподавателей, тем, что не стал говорить о себе или о своем деле, которым он непрерывно занимался вот уже сорок лет, – нет, он говорил именно о Христе, о своих отношениях с Ним, о том, насколько важно свидетельство полного общения Церкви, о том настоящем вызове в современном мире, в современной России, который и есть Христос, присутствующий здесь и сейчас. Именно так, проповедовать Христа своими словами и жизнью, всей своей жизнью, включая страдания, жертвы. Наверняка многим из вас известен случай, о котором отец Романо, думаю, часто рассказывал: когда один известный диссидент говорил отцу Александру Меню, что нужно что-то делать против кого-то, чтобы бороться за справедливость, за права людей. На что отец Александр ответил: «Вы правы, вы делаете хорошее дело, но у меня нет времени еще и для того, чтобы «быть против», мое время все съедено тем, чтобы «быть за», и быть за Христа, проповедовать о Нем».
на 19 июля 2020 года – 16 рядовое воскресенье и предстоящую неделю
Возобновляем служение публичных св. Месс, на которые вас сердечно приглашаем. Однако учитывая сохраняющийся риск заражения коронавирусной инфекцией, необходимо придерживаться определенных правил.
1. В храме можно находиться только в маске, которую можно снять только когда приступаем к Причастию. Без масок вход в храм запрещен.
2. Необходимо соблюдать социальную дистанцию 1,5 метра. В связи с этим просьба не занимать отмеченные красной разметкой места на лавках. В процессии к причащению также необходимо соблюдать дистанцию 1,5 м и придерживаться нанесенной на пол разметки. Следует исключить рукопожатия и прикосновения. Приветствие мира во время Мессы совершается только поклоном.
3. Причастие продолжаем принимать в руку в целях снижения риска передачи инфекции.
4. Количество людей, которые одновременно могут находиться в нашем храме (каким бы большим он ни был), ограничено. Просьба отнестись с пониманием к ситуациям, когда нельзя будет войти в храм в желаемое время из-за этого ограничения.
5. В воскресные дни, из-за большого количества людей желающих быть на богослужениях, вход и контроль входящих в храм будет осуществляться через боковую дверь при главном входе, а выход — со стороны запасного выхода (там где пандус, со стороны статуи Фатимской Девы Марии). Находиться в храме для индивидуальной молитвы по воскресеньям будет невозможно. Вход и выход из храма будет только на св. Мессы. Пожертвования во время св. Месс не собираются, просьба опускать пожертвования на содержание храма и прихода в соответствующие ящики при входе в храм либо при выходе.
6. В силе остается диспенсация (освобождение) епископа от воскресных и праздничных богослужений.
Посещение храма и участие в богослужениях запрещено:
• при повышенной температуре тела,
• при проявлении симптомов респираторных заболеваний,
• детям, не способным соблюдать безопасную дистанцию.
Апостольская Пенитенциария, декретом от 19 марта 2020 г. предоставляет дар специальных индульгенций верным в связи с норонавирусом COVID-19. Выдержки из текста декрета смотри ниже (в конце объявлений).
Пожертвования на содержание храма можно сделать либо в самом храме в соответствующий ящик для пожертвований
19 июля, воскресенье – 16-е рядовое воскресенье
Расписание св. Месс возвращается к почти обычному до режима отмены публичных богослужений, т.е.:
08.30 на польском языке,
10.00 на русском языке,
11.30 трансляция на латыни тридентской мессы (из часовни),
11.45 на русском языке,
13.00 на польском языке,
14.30 на испанском языке,
15.30 на армянском языке,
17.30 на русском языке,
18.30 на английском языке,
20.00 на русском языке.
Мессы будет также транслироваться на нашем канале, как это и было ранее.
Расписание богослужений с понедельника по субботу:
07.45 – св. Мессы из храма на русском языке,
08.30 – Поклонения Пресвятым Дарам (Розарий, Утреня, Венчик Божия Милосердия),
18.00 – св. Мессы из храма на польском языке,
19.00 – св. Мессы из храма на русском языке.
Храм открыт с 7.30 до 13.00 и с 15.30 до 20.00.
22 июля, среда – Св. Мария Магдалина, Праздник.
23 июля, четверг – Св. Бригитта Шведская, монахиня, покровительница Европы, Праздник. Св. Месса в 19.00 под предстоятельством Архиепископа Павла Пецци и возможность исповеди у владыки с 18.00.
24 июля, пятница – Св. Ольга, память. Начало дней молитв за Церковь в России по ходатайству свв. Владимира, Ольги и Олафа (24-28 июля).
25 июля, суббота – Св. Иаков, Апостол, Праздник. Освящение транспортных средств по ходатайству св. Христофора по окончании каждой св. Мессы как в субботу так и в воскресенье. Просим молиться за о. Кшиштофа Цабалу sdb, который празднует свой день рождения и день ангела. Пусть Господь одаривает его Своей благодатью.
26 июля, воскресенье – 17-е рядовое воскресенье. Расписание св. Месс как и в прошлое воскресенье. Последнее воскресенье месяца – приглашаем на св. Мессу в 17.30 супружеские пары, празднующие годовщину венчания в июле месяце (а также тех, кто ее не праздновал в предыдущие месяцы) для обновления супружеских обещаний.
Мы продолжаем совершать богослужения в храме и часовне, храм продолжает работать и открыт, просьба не забывать о пожертвованиях на содержание храма. Их можно опустить в соответствующий ящик для пожертвований в самом храме либо переводить, используя данные, указанные на сайте нашего прихода catedra.ru. Заранее благодарим за понимание и щедрость.
Также мы продолжаем служить св. Мессы в соответствии с вашими интенциями, которые можно сообщить в ризницу лично либо по телефону 8 (499) 252-39-11 (в рабочее время ризницы) и получить информацию о дне и времени их проведения, а также способе перевода пожертвования.
Основные положения декрета об индульгенциях верным:
(1) Предоставляется полная Индульгенция верным, зараженным коронавирусом, находящимся в карантине по распоряжению санитарных властей в больницах или своих жилищах, если с сердцем, отделенным от любого греха, духовно соединятся через средства информации с празднованием Святой Мессы, молитвой Розария, Крестным Путем или другими формами благочестия, или, по крайней мере прочитают Символ веры, Отче наш и благочестивое воззвание к Блаженной Деве Марии, жертвуя это испытание в духе веры в Бога и в духе любви к братьям, с желанием исполнить обычные условия (таинство исповеди, причастие и молитва в намерениях Святого Отца), как только они получат такую возможность.
(2) Работники здравоохранения, родные и все, кто по примеру Доброго Самарянина, подвергая себя опасности заражения, ухаживают за больными коронавирусом по словам божественного искупителя «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин 15, 13) получают тот же дар полной Индульгенции на тех же условиях.
(3) Эта Апостольская Пенитенциария также с готовностью предоставляет на тех же условиях полную Индульгенцию в связи с настоящей мировой эпидемией также тем верным, которые для того, чтобы испросить у Бога Всемогущего прекращение эпидемии, облегчение больным и вечное спасение тем, кого Господь призвал к Себе, жертвуют посещение Святых Даров, поклонение Святым Дарам, чтение Святого Писания, в течение, по крайней мере, получаса, молитву Розария, Крестный Путь, Венчик Милосердия Божия.
(4) Церковь молится о тех, для кого оказывается невозможным получение Помазания больных и Напутствия, вверяя Милосердию Божию всех и каждого в силу общения святых, и предоставляет верному полную Индульгенцию в момент смерти, если он должным образом расположен и в течение жизни читал какие-нибудь молитвы (в этом случае Церковь восполняет обычные условия Индульгенции). Для получения этой Индульгенции рекомендуется использование распятия или креста (Enchiridion indulgentiarum, n.12).
Сегодня стали достаточно ясно видны проблемы, с которыми сталкивается современный мир – проблемы, в первую очередь, социальные, психологические, духовные. Обращение к традиционным религиям, понимаемым как «культурный код» этноса, к опыту, накопленному ими в деле устроения жизни человека, в этой связи актуально. Особый интерес представляет анализ позиций христианских деноминаций в решении социальных вопросов. Именно в католичестве, как известно, социальное учение весьма хорошо разработано, изучение его сегодня представляется актуальным и своевременным.
Сегодня католицизм — это самая массовая по численности христианская конфессия, насчитывающая в 2009 году 1 миллиард 200 миллионов человек. Особенно большое количество католиков сконцентрировано в Европе (Италия, Испания, Польша, Венгрия и др.) и Латинской Америке. Главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и город-государство Ватикан в Риме. С 2013года Папой Римским является Франциск.
Сегодня католики активно участвуют в социальной и политической жизни демократических государств. Реализуется провозглашенная II Ватиканским собором политика «аджорнаменто». Еще одна тенденция реализуется «теологией культуры». «Теология культуры» является основой для католического экуменизма, то есть политики сближения всех религий под эгидой ватиканского престола. Практически это выражается в чрезвычайно высокой дипломатической активности Ватикана. Так, Папа Иоанн Павел II совершил множество визитов в нехристианские страны, где участвовал в местных обрядах и церемониях, воздавал почести святыням, почитаемым в местных религиях. Характерно обращение католиков к восточному духовному опыту — одна из монашеских конгрегаций занята «обменом опытом» с буддийскими монахами в практике медитации, а в Индии открываются «католические ашрамы» с наставниками гуру-католиками и с практикой «христианской» медитации. Постоянными стали совместные молитвы католических священнослужителей с представителями других религий.
Темы, связанные с социальным учением католичества, получили довольно серьезное развитие в науке.
В понятийно-догматическом плане католическая социальная концепция проработана более систематически и объемно в сравнении с православием и протестантизмом.
Социальное учение католической церкви основано на библейском откровении и преданиях церкви. Их постулаты человек воплощает в жизнь, руководствуясь верой и разумом. Основные четыре незыблемые принципа социального учения католической церкви — это достоинство человеческой личности, общее благо, принцип вспомогательности (субсидиарности), солидарность.
Именно человеческая личность — фундаментальный принцип социального учения Католической Церкви, в том смысле, что оно строится на принципе, утверждающем неприкосновенное достоинство человеческой личности. Ценность и достоинство человеческой личности уязвлены грехом, личным и социальным: грех не только ранит конкретную личность, но также имеет социальные последствия, питающие греховные структуры. Всеобщим равенством людей перед Богом (все сотворены по Его образу и подобию) обусловлены достоинство человеческой личности и права человека, первое из которых — право на жизнь с момента зачатия и до момента естественной смерти. Справедливое общество можно построить только при уважении к достоинству человеческой личности, поэтому ни в коем случае человеческую личность нельзя использовать для целей, чуждых ее собственному развитию. Человек должен поступать по свободе, однако эта свобода не безгранична и связана с истиной. Реализация свободы предполагает обращение к естественному нравственному закону, имеющему всеобщий характер, предваряющему и объединяющему все права и обязанности.
В последней четверти XIX в. это учение итальянского доминиканца было принято в качестве официальной философско-теологической доктрины католической церкви. В энциклике Aeterni Patris (1879г.) Папа Лев XIII объявил Фому Аквинского вечным и непререкаемым авторитетом. Неотомизм является в настоящее время наиболее влиятельным течением в католической философии.
При этом, Европа того времени была чудовищно разобщена и разделена. Идея sacrum imperium колеблется между цезарепапизмом и папоцезаризмом и в результате становится скорее идеологией завоевания языческих стран, чем основой единения христианских народов. Церковь не только не в состоянии сохранить мир, но и сама ведет войны за право на собственную реформу и организует крестовые походы, которые были, возможно, неким предохранительным клапаном, необходимым для того, чтобы снижать напряжение внутри христианства, хотя не это, наверное, было их главным мотивом. Папа раздает короны и в то же время вынужден бороться за право назначать епископов. Монастыри реализуют идею ухода от мира и требуют от своих членов обетов послушания и отрешения от земных благ, но, может быть, именно поэтому почти с каждым днем они становятся и экономически, и политически все более мощной силой, а их реформы одна за другой не достигают прочного успеха.
Положения Влодковица предвосхитили новую модель международных отношений после распада единства Европы, провала концепции sacrum imperium. В Европе шёл процесс формирования национальных государств и борьба по вопросу о том, кто должен править. Право языческих государств на существование и национальное развитие никто не рассматривал, поэтому в этом отношении Влодковиц, как отмечают исследователи, является провозвестником нового времени и пришедшего с ним учения о естественном и международном праве.
Ренессанс, который нес с собой натуралистическое понимание всех аспектов жизни, протестантизм и углубляющаяся политическая дезинтеграция Европы, возникновение национальных государств, несомненно, повлияли на развитие христианской общественной мысли в Новое время. В XVI и XVII веках в Европе появляются христианские утопические теории, авторами которых были Томмазо Кампанелла и известный философ Френсис Бэкон, со своими работами Город Солнца и Новая Атлантида. Этим работам приписывается христианский характер, но сама церковь так не считает. На опасность ухода в утопию указал в одном из своих документов папа Павел VI. Христианское учение стоит на позиции трезвого отношения к человеку и его возможностям в состоянии грехопадения, которое он в настоящее время переживает. Нельзя построить идеальное общество, основываясь на самопроизвольном ходе общественного развития, так как человеческая натура подвержена порче и нуждается в основательном оздоровлении, в глубоком нравственном очищении. Тем более нельзя строить совершенное общество ценой ущемления достоинства человека, его свободы и естественных прав, так как это не приносит счастья человеку, а приводит его к деградации. Это препятствует совершенствованию человека и осуществлению им его духовного призвания. Поэтому католическая Церковь выступает против всяких утопических идеологий, даже таких, которые относят себя к христианским.
Перед социальным учением католичества стоит важнейшая задача: неустанно подчеркивать естественное и духовное достоинство человека и его права, критически оценивать любые решения социальных проблем, которые противоречат принципам этого учения и искать с учетом условий места, времени и человеческих возможностей такое решение этих проблем, которое способствовало бы совершенствованию и развитию человека, во всяком случае, не закрывало бы перед ним путь к вечному блаженству. Это может быть достигнуто не только путем теоретического анализа конкретных общественных и экономических условий, но и путем реформы нравов и социальных институтов, которая должна происходить постоянно.
В XVIII и XIX веках произошли важные изменения. Реформация отвлекла внимание католиков от социально-экономических и общественно-нравственных проблем, что должно было неблагоприятно отразиться на самой теологии и вызвало упадок католической общественной мысли. Причина этого не только в оборонительной позиции католиков, но и в том, что богословские методы анализа социальной действительности оказались недостаточны, а другие методы или не были выработаны вовсе, или приводили к результатам, неприемлемым для теологов.
В XIX веке католическая социальная мысль вплотную сталкивается с капитализмом, разделившим общество на два антагонистических класса: собственников и наемных рабочих. Римский престол сначала занимает крайне консервативную позицию. В этом смысле любопытным документом является энциклика папы Пия IX (1846-1878) Quanta cura (1864) с приложением «Силлабус» («перечень»), построенным как перечень заблуждений, несовместимых с католичеством. Среди них – либеральная экономика, социализм и коммунизм, библейские общества и пр.
На рубеже XIX–ХХ веков начался процесс обновления социальной доктрины католической церкви, связанный с глубинными изменениями в жизни общества. Важными вехами в формировании основ современной социальной концепции католичества стали II Ватиканский Собор и время понтификата Иоанан Павла II.
Основные моменты социальной доктрины католичества сегодня следующие. Призывая к совершенству, католическая церковь благословляет все виды человеческой активности, направленные на служение людям. В хозяйственной деятельности такое служение сопряжено с удовлетворением потребностей людей, что, по сути, является основой рыночных отношений.
Первоисточником всякого блага является действие Бога, который сотворил и землю, и человека, и дал человеку землю, чтобы тот владел ею, трудясь на ней, и пользовался плодами ее. Но земля не даст плодов, если человек не ответит особым образом на этот дар Божий, другими словами, если он не будет трудиться.
Католическое социальное учение осуждает смертную казнь: современное общество способно успешно бороться с преступностью методами, которые обезвреживают преступника, но не окончательно лишают его возможности изменить свою жизнь. Далее социальное учение называет одну из основных опасностей для современной демократии — этический релятивизм, который заставляет отрицать существование объективного и универсального критерия нравственности.
Инкультурация Евангелия в социальную жизнь — дело христиан-мирян, чье присутствие в социальной сфере есть «служение, знак и выражение любви». Вот почему важно, чтобы социальное учение стало неотъемлемой частью воспитания мирян, ведь для них политическая деятельность — не что иное, как выражение и требование христианского долга служить другим людям.
Таким образом, социальное учение католической Церкви сегодня представляет собой, в определенном смысле, теологию общественной деятельности, поскольку указывает католику, занимающемуся такой деятельностью, как он может найти путь к собственному спасению и, действуя на благо ближних, создавать условия, облегчающие спасение другим людям.
1. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. — М.: 1987.
2. Герей Е. История папства /Е. Герей. — М.: Республика, 1996.
3. Мчедлов М.П. Католицизм. М. – 1973.
4.Анри дэ Любак. Католичество. Социальные аспекты догмата Перевод с французского. — М., 1992. — 400 с.
Современное католическое богословие. Хрестоматия Contemporary Catholic Theology — Содержание
Часть I. Писание
Глава 1 Церковь и Библия: новое понимание
Конец XIX века
Первая треть XX века
Период перемен: 19401965
От 1965 года до сегодняшнего дня: консолидация и новые задачи
Приложение: Историческая истинность Евангелия.
Инструкция Папский библейской комиссии (1964)
Вступительное слово
Текст инструкции
Стадия первая: служение Иисуса
Стадия вторая: проповедь апостолов
Стадия третья: писания евангелистов (составление Евангелий)
Глава 2 Откровение (Dei Verbum)
Основные черты и акценты Dei Verbum
Двадцать пять лет спустя
Библиография
Глава 3 Историко-критическое толкование Библии в католичестве
Неприятие историкокритического подхода
I. Ревизионисты буквалистского, или фундаменталистского, направления
II. Ревизионисты от герменевтики
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Глава 4
Возвращение к истокам: Еврейская Библия
Древнееврейские источники
Древняя история евреев
Книги Еврейской Библии
Пятикнижие и Второзаконническая история: история и Закон
Пророки
Апокалиптическая литература и ее отношение к пророческой
Писания
Поэзия
Писания мудрецов
Библеистика
Документальная гипотеза
Вера и Еврейская Библия
Вопросы для самостоятельного изучения
Глава 5 Ветхозаветный канон
А. Ранние упоминания о формировании канона
Б. Закрытие иудейского канона
В. Ветхий Завет в ранней церкви
Г. Протестанты и древнееврейский канон
Д. Канон и современные исследования
Библиография
Глава 6 Кто такой пророк?
Введение
Пророки на свободе
Исайя
Иеремия
Иезекииль
Осия
Амос
Иона
Что есть пророк?
Пророки в Библии
Значения терминов
Люди Слова
Люди своего времени
Люди прозрения
Люди духа?
Свидетельства и знамения для людей
Возмутители
Люди безусловной надежды
Пророчество по-женски
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Глава 7 Введение в изучение Нового Завета
Книги Нового Завета
Евангелия
Послания
Павловы послания
Послание к Евреям
Соборные послания
Другие послания
Формирование канона Нового Завета
История традиции
Историческое событие/историческая критика
Устное предание/метод анализа форм
Письменное предание/критика источников
Редактирование предания/метод анализа редакций
Окончательная литературная форма/литературная критика
Множественные копии конечной литературной формы/
текстуальная критика
Евангелия и Павел: отличительные аспекты
Евангелия
Послания Павла
Выводы
Вопросы для изучения
Глава 8 Евангельские повествования
Евангелие от Марка – Евангелие, написанное второпях
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский подход и основные вопросы
Евангелие от Матфея: Иисус как новый Моисей
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский уклон и основные вопросы
Евангелие от Луки – сострадающий Спаситель
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский уклон и основные вопросы
Повествования о детстве
Евангелие от Иоанна – на крыльях орла
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский уклон и основные вопросы
Библиография
Глава 9 Духовный путь апостола Павла
1. Имя Павла
2. Иудейское наследие Павла
3. Культурное наследие Павла
4. Призвание Павла к апостольству
5. Последствия событий, связанных с Христом, в зрелом восприятии апостола
Часть II. Богословие
ЛИЧНОСТЬ ИИСУСА
Глава 10 Современное состояние христологии
Библеистика
Образы церкви
Заботы церкви
Научная деятельность
Множество образов Христа
Модели церкви
Иисус и модели
Тайна
Образы Иисуса в искусстве
Иисус Нового Завета
Знаки и символы
Кризис образов
Новые образы Иисуса
Образы и анализ
Модели в науке и богословии
Использование моделей
Подтверждение истинности моделей
Различение
Иисусвластитель
Парадигма
Темы для дальнейшего изучения и вопросы
Глава 11 Учение о воплощении: человеческое
и космическое измерения
Учение о воплощении: человеческое и космическое измерения
Образ Божий и человеческая личность в классической христологии
Потребность в новых перспективах
Историческая драма воплощения
В поисках космического измерения воплощения
Попытка диалога между космологией и христологией
Новая история вселенной
Христологическая сторона диалога
Глава 12 Иисус, Спаситель и Сын Божий
Материал по теме
Объяснения, почему Иисус — Спаситель отсутствует. Пустословие и голословные утверждения «Иисус — Спаситель». Точка.
Глава 13 Свободная личность или марионетка Божья?
Отношение Иисуса к Богу
Иисус: свобода пред лицом Божьим
Иисус: автор сценария собственной жизни
Иисус и искушения
«… во всем, кроме греха»
Примечание
ЦЕРКОВЬ
Глава 14 Церковь и собор
Католичество до II Ватиканского собора
Модернизм
Течения обновления
Современное библеистское движение
Литургическое движение
Новое богословие
Пий XII
Иоанн XXIII
II Ватиканский собор: 1962 – 1965
Подготовка
Работа собора
Церковь
Откровение
Литургия
Экуменизм
Религиозная свобода
Нехристианские религии
Церковь и современный мир
Заключение
Глава 15 Церковь (Lumen Gentium)
История и содержание
Содержание и структура
(а) Методологические принципы
(б) Общие экклезиологические принципы
(в) Экклезиологические выводы
(г) Недостатки
Заключение
Библиография
Глава 16 Церковь в современном мире (Gaudium et spes)
История и истоки
Метод и связь
Структура
Название
Вступление и вводная часть
Часть I: О церкви и о призвании человечества
Часть II: О некоторых наиболее насущных проблемах
Брак и семья
Необходимое содействие прогрессу культуры
Экономика и политика
Война и мир
Утверждение и настороженность
Библиография
Богословие после собора
Глава 17 Церковь, в которую мы верим
В каком смысле мы «верим» в церковь?
Церковь как тайна веры
Церковь как «своего рода таинство»
Церковь как действие Троицы
Церковь и Царство Божье
Библейские образы церкви
Церковь как тело Христово
Церковь как «одна сложная реальность»
Где сегодня церковь нашей веры?
Глава 18 Оценка и интерпретация документов II Ватиканского собора
Уникальность II Ватиканского собора
Оценка документов II Ватиканского собора
Оценка различных уровней авторитетности документов
II Ватиканского собора
Оценка «пастырских» утверждений собора
Интерпретация текстов II Ватиканского собора
Глава 19 Экуменизм
ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ
Глава 20 Что «особенного» в христианской морали?
Глава 21 Основы изучения христианской морали
Два важных фактора
(а) Суждение о хорошем и плохом поведении
(б) Чувство долга
Мораль – установление человека
Автономия морали
Человек в поисках нравственности
Неверные истолкования
Глава 22 История нравственного богословия
Эпоха отцов церкви
VI столетие
XI – XIII столетия
XIV – XVI столетия
XVII и XVIII столетия
XIX и XX столетия
Заключение
Глава 23 Сексуальная мораль и социальная справедливость
Сексуальная мораль
Развитие морального богословия
Контроль за рождаемостью
Аборты
Мастурбация
Добрачные половые отношения
Гомосексуальные отношения
Veritatis splendor
Социальная справедливость
Социальные энциклики
Церковь и охрана окружающей среды
Документы епископских конференций
CELAM
Конференция католических епископов США
Принципы католического социального учения
Совесть и авторитет
Совесть
Авторитет
Воспитание совести
Заключение
ТАИНСТВА
Глава 24 От символа к таинству
Глава 25 Литургия (Sacrosanctum Concilium)
Библиография
Глава 26 Развитие католических таинств
1. Семь литургических таинств
2. Знамение и реальность
3. Печать таинства
4. Аристотель, Аквинат и таинства
5. Легализм, номинализм и магия
Для дальнейшего прочтения
Для дальнейшего изучения
Глава 27
Таинства в истории церкви
Как все начиналось
Вера
Обряд
Памятование
Таинства – до появления термина
Развитие таинственной жизни
Ход истории
Поиск соответствующей терминологии
Sacramentum
«Тайна» у св. Павла
Потребность в точном определении функций и числа таинств
Тайна и таинство у Пасхазия Радберта
Тайна у св. Иоанна Златоуста
Знак у св. Августина
Структура таинств
Назначение таинств
Иерархия таинств
Некоторые моменты учения Фомы Аквинского о таинствах
Деятели Реформации
Тридентский собор
Современное богословие таинств
Категории: