обыденной переулок храм ильи пророка
Духовенство
Протоиерей Максим Шевцов — настоятель храма с августа 2012 года.
Родился 11 июля 1977 года в городе Ставрополе.
В 1998 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2002 году окончил Московскую духовную академию.
Кандидат богословия.
8 января 1999 года рукоположен в сан диакона ректором Московской Духовной Академии епископом Верейским Евгением. Им же 20 мая 1999 года, на праздник Вознесения Господня, рукоположен во иерея в Покровском академическом храме.
С 2003 по 2012 год являлся клириком кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.
Протоиерей Николай Скурат — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июня 1959 года в Москве.
В 1982 году окончил Московский институт электроники и информатики.
В 2003 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 1996 года рукоположен во диакона архиепископом Одинцовским Иовом.
В марте 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен во иерея.
Женат, имеет семерых детей.
Иерей Андрей Дорохин — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июля 1970 года в Москве.
В 1992 году окончил Московский авиационный технологический институт им. К.Э.Циолковского.
В 1998 году — окончил Финансовую академию при Правительстве РФ.
С 1995 года нес послушание алтарника и чтеца в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве.
В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2007 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 2004 года архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен во диакона.
В 2006 году архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен в иерея.
С 2002 года по настоящее время несет послушание в Учебном комитете Русской Православной Церкви.
Женат, имеет шестерых детей.
Иерей Владимир Сердюк — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы.
Родился 5 июля 1992 года в Москве.
В 2012 году окончил Московское государственное училище музыкального исполнительства им. Фредерика Шопена.
В 2017 году окончил бакалавриат Сретенской Духовной семинарии.
В 2019 году окончил магистратуру Сретенской Духовной семинарии.
Магистр богословия.
17 апреля 2016 года рукоположен в сан диакона ректором Сретенской Духовной семинарии епископом Егорьевским Тихоном в Соборном храме Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
7 мая 2019 года рукоположен во иерея митрополитом Истринским Арсением, первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Архангельском соборе Московского Кремля.
С 2016 года по настоящее время несет послушание в Управлении Московской Патриархии по г. Москве.
Женат, воспитывает сына.
Духовенство в истории
Причт храма в XVII столетии состоял из cвященника, диакона, дьячка и пономаря. О происхождении священников того времени, образовании и деятельности ничего неизвестно. Имеющиеся источники (в основном, Приходные книги Патриаршего приказа) не позволяют воссоздать последовательность и время их служения в целом. Однако следует обозначить имена, дошедшие до наших дней.
Известно, что в 1625 году в Обыденской церкви служил священник Игнатий. Через него внесена от Илии-Обыденской церкви дань в количестве 12 алтын с деньгою (приходная книга Патриаршего приказа 1625 года). О. Игнатий значится в приходных книгах по 1629 год включительно.
В документах 1642 года упоминается священник Иоанн (по приходной книге 1642 года). О. Иоанн упоминается настоятелем в 1652–1684 годах. С 1643 по 1653 год, очевидно, вторым священником «был священник Семен».
В 1686 году здесь служил священник Иродион Афанасьев (по приходным книгам того же года). Иродион «был священником» в 1686–1689 годах. В 1687 году упоминается Иоанн Иосифов (приходная книга того года).
О служении в храме священника Василия известно с 1702 года. При нем началось строительство каменной церкви на иждивение думного дьяка Гавриила Федоровича Деревнина. К этому же времени относится упоминание первого диакона прихода — Иоанна (приходные книги Патриаршего приказа 1694, 1701 и 1704 годов).
О жизни храма и прихода в Х VIII — первой половине ХIХ века сохранились лишь отрывочные сведения: имена жертвователей, иногда — священников. Со второй половины ХIХ века о жизни храма известно гораздо больше.
Много лет, с 1867 года до конца ХIХ века, настоятелем храма был протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев. Двадцатипятилетие его служения было торжественно отпраздновано в 1892 году. В «Московских церковных ведомостях» читаем: «В адресе указывалось на серьезные заслуги юбиляра перед приходом, для которого он возобновил храм, бывший до него в запущенном состоянии, учредил попечительство о бедных, устроил еще около двадцати лет назад церковноприходскую школу и постоянно заботился об ее процветании, открыл богадельню при церкви и вообще всеми силами старался содействовать улучшению духовного и материального состояния своих прихожан».
Священник Андрей Иванович Соколов служил на этом приходе с конца 90-х годов ХIХ века до 1917 года. Его послереволюционная судьба неизвестна, однако до начала 1920-х годов он был здесь настоятелем; его сменил протоиерей Виталий Лукашевич. Приблизительно с 1920-х годов он стал настоятелем, до начала 1930-х годов единственным священником прихода. Доброжелательный и бескорыстный протоиерей Виталий снискал любовь и глубокое уважение пасомых. Отвергнув обновленчество, он запрещал бывать на богослужении в оскверненном храме Христа Спасителя; сурово порицал увлекавшихся А. И. Введенским. В эти годы диаконами в храме был сначала отец Сергий Меньшов, художник-самоучка, а затем отец Симеон Балабанов. В 1930-е годы многие диаконы ушли на государственную службу, в том числе и отец Симеон.
С 1930-х годов в храм стали вливаться общины верующих из закрытых к тому времени церквей: Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах с протоиереем Георгием Чинновым и протодиаконом Александром Любимовым, Воскресения Словущего на Остоженке с протоиереем Николаем Митропольским и протодиаконом Николаем Мороювым, Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке с протоиереем Сергием Орловым и диаконом Сергием Вознесенским. Отец Виталий всех по-братски принимал.
По доносу в 1936 году протоиерей Виталий был переведен в единственную тогда действовавшую церковь в Загорске. Через год его арестовали. Из Уссурийского лагеря он писал родным, даже присылал засушенные им растения. Истинно добрым пастырем проявил он себя и в лагере, духовно заботясь о товарищах по заключению. О. Виталий умер 27 ноября 1938 года, посмертно реабилитирован.
30 марта 1936 года указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) настоятелем Обыденского храма был назначен протоиерей Александр Васильевич Толгский (1880–1962). На этом посту он служил непрерывно 26 лет до дня своей кончины, удостоен всех возможных церковных наград.
В 1938 году на Обыденский приход был переведен отец Николай Павлович Тихомиров (1896–1981).
В конце войны клир состоял из двух священников — отца Александра Толгского и отца Николая Тихомирова — и протодиакона Николая Орфенова. До смерти протоиерея Александра Толгского отец Николай был вторым священником, а после кончины настоятеля заступил на его место (1962–1985).
В послевоенные годы возникла настоятельная необходимость увеличить число священников до трех-четырех, не считая «помогавших». Третьим, а по смерти отца Александра Толгского вторым, священником, отдавшим храму всю жизнь, был замечательный пастырь — протоиерей Александр Николаевич Егоров (1927–2000), служивший на приходе с сентября 1951 года.
Следующим настоятелем стал протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук. В декабре 1986 года его сменил и в течение 20 лет нес обязанности настоятеля протоиерей Алексей Сергеевич Лапин. С сентября 2006 года отец Алексий являлся почетным настоятелем храма — вплоть до 1 сентября 2018 года, когда батюшка отошел ко Господу.
Добрую память в сердцах прихожан оставил протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1903–1981), служивший в Обыденском храме в 1954–1978 годах. Третьим священником стал отец Петр Дьяченко. К печали прихода, он неожиданно умер еще не старым 10 июня 1991 года.
На Обыденском приходе непродолжительное время служил незабвенный многолетний прихожанин, а затем священник протоиерей Глеб Каледа.
Невосполнимой для храма была потеря скончавшегося в начале 1995 года замечательного протодиакона Николая Николаевича Орфенова, служившего здесь с начала 1940-х годов.
Вечная память всем почившим священнослужителям!
Церковь Ильи Пророка Обыденная
Нечаянная радость
В этом храме заочно отпевали Михаила Булгакова, так как его жена исполнила последнюю волю писателя о кремации. Здесь же Филипп Киркоров крестил свою дочь от суррогатной матери, что вызвало негодование в обществе.
Появление этой церкви связано с красивой легендой. Однажды Василий III попал на этом месте в сильную грозу. Тогда он дал обет построить церковь во имя Ильи Пророка, если останется жив.
Есть версия, что церковь построена «по обету» после завершения сильной засухи, так как Святому Илье молились о даровании дождя и защите во время грозы. В любом случае вскоре на этом месте появился деревянный храм. Построили его из готовых срубов за один день. Поэтому церковь Ильи Пророка называют «Обыденной».
Храм попал в историю Смутного времени: 24 августа 1612 года келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в присутствии князя Дмитрия Пожарского служил здесь молебен о победе над поляками. А неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.
14 июня 1702 года храм Ильи Пророка перестроили в камне на средства думного дьяка Гавриила Деревнина. История не сохранила имя архитектора церкви, но известно, что шатровую колокольню в псевдорусском стиле построил А.С. Каминский на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также благотворительницей храма была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи.
В церкви Ильи Пророка Обыденной хранится чтимый в Москве образ «Нечаянная радость» и часть пояса Пресвятой Богородицы.
Особая гордость храма — иконы XVII века «Нерукотворный Спас» и Казанская икона Божией Матери работы Симона Ушакова. Много лет в церкви хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря. После возрождения монашеской жизни его вернули в обитель.
Этой церкви несказанно повезло: ее обошел пожар 1812 года, а запланированному закрытию храма 22 июня 1941 помешало начало Великой Отечественной войны. Поэтому в советское время церковь Ильи Обыденного не закрывали. Более того, сюда свозили иконы из закрытых храмов.
Приход храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы
Официальный приходской сайт
Храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы
Контактная информация
В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день – «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения – 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем – Обыденскими.
С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.
В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.
Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски.
В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.
По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война.
Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.
Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.
Храм Илии Пророка в Обыденском переулке – старинные иконы со всей Москвы
Адрес: Россия, Москва, 2-й Обыденский переулок, 6
Дата постройки: 1702 год
Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», икона Спаситель в белом хитоне, икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет», икона Божией Матери «Милостивая».
Координаты: 55°44’32.0″N 37°36’13.7″E
В историческом районе города, на Остожье находится православный храм, который никогда не закрывался для богослужений. Деревянная церковь на этом месте стояла с XVI столетия. В начале XVIII века на деньги московских купцов здесь появился каменный храм-корабль.
История храма
По преданию, первая церковь была построена в 1592 году всего за один день. Считается, что причиной строительства стала засуха, из-за которой в конце XVI века в Московии случился сильный неурожай. Деревянный храм возвели по обету, поэтому и возникло его название «Обыденский».
Каменную церковь построили в 1702-1706 годах по проекту архитектора Ильи Зарудного. Запись об этом сохранилось в старинной «подрядной книге». Известно, что строительством руководил думный дьяк Григорий Деревнин. Имена братьев Деревниных записаны на мраморных плитах внутри церкви.
В качестве образца архитектор выбрал величественный соборный храм Николо-Перервинской обители. По проекту на Остожье должны построить двухэтажное здание, но средств хватило только на одноэтажный храм. Когда отделка была закончена, внутри устроили богатый семиярусный иконостас.
Современный облик Обыденская церковь приобрела в 1860-е годы. Богатые московские купцы собрали деньги и провели полную реконструкцию трапезной и колокольни. В эти годы при храме появилась церковно-приходская школа, где детей прихожан учили чтению, письму и азам арифметики. В 1882 году построили отдельное здание для богадельни и занятий с детьми.
Во время активной антирелигиозной кампании 1930-х годов церковное здание хотели разрушить, но его отстояли верующие. Сначала власти Москвы приняли решение о закрытии храма, но потом отменили его. В военные годы Обыденская церковь была одной из немногих в городе, куда люди приходили, чтобы помолиться и послушать проповедь.
Архитектурные особенности
Красивую церковь относят в самым известным соборам и храмам Москвы. Храм возведен в лучших традициях московского барокко. От старого здания начала XVIII века сохранились массивное основание «восьмерик на четверике» и алтарная часть.
Стройная шатровая колокольня поднимается на высоту 36 м. С южной стороны на ярусе звонов нет ажурной решетки. Это след от колокола, который был сброшен с колокольни в 1940 году.
Интерьеры и святыни
В Обыденской церкви освящено три престола. Главный – в честь Пророка Илии, правый придел – в честь Апостолов Петра и Павла, а левый – в честь святых праведников Анна Пророчицы и Симеона Богоприимца.
Внутри храм очень светлый и нарядный. В оформлении преобладают золотистые тона. Стены украшены росписями по мотивам Василия Васнецова и Генриха Семирадского. Под сводами хранится почитаемый верующими ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы.
Иконы
Московский храм – настоящая художественная сокровищница. Всех входящих в церковь встречает икона с изображением Христа в белом хитоне. Ее написал митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. На другой иконе этого автора изображен Серафим Саровский.
В годы борьбы с религией в Москве было закрыто много монастырей и храмов. Большинство икон пропало или было уничтожено, но некоторые удалось спасти и их перенесли в церковь Ильи Пророка. Сегодня старинные иконы можно увидеть в богатом иконостасе Ильинской церкви.
Настоящими реликвиями считают иконы, которые висели на стенах деревянного Обыденского храма. Две из них написаны известным изографом XVII века и мастером Оружейной палаты – Симоном Ушаковым. Верующие очень чтут образ «Неувядаемый свет» XVIII века и находящуюся слева от иконостаса икону «Нечаянная радость», которую сумели спасти из Чудова монастыря.
Еще одна святыня была перенесена в Обыденский храм в 1930-е годы из расположенного неподалеку Зачатьевского монастыря. Теперь верующие могут помолиться перед списком чудотворной иконы Киккской иконы Богоматери «Милостивая». Кроме того, в церкви хранится несколько икон монахини Иулиании (Соколовой) – выдающейся художницы и реставратора XX века.
Полезная информация для паломников и туристов
Двери храма открыты для всех желающих с 7:00 до 22.00. Церковные службы проводят каждый день: по будням в 8:00 и 17:00, а в воскресные дни – в 7:00 и 10:00. При церкви открыты воскресная школа для детей и православный лекторий для взрослых.
Для посетителей проводят экскурсии, во время которых гостей знакомят с историей Обыденского храма, его традициями, церковными святынями и духовенством. Экскурсии бесплатные, но приветствуются пожертвования на храм.
Как добраться
Церковь находится в центре столицы, по адресу 2-й Обыденский переулок, 6. До нее легко дойти пешком от станции метро «Кропоткинская».
«Обыдённая» церковь в Москве
«Обыдённая» церковь в Москве. На Руси «обыдённой» называли церковь, сложенную в один день. Когда-то большинство храмов на Руси строили из дерева. Даже стольный град Москва не был исключением. Каменные соборы стояли в царской резиденции — в Кремле. Монастыри, бывшие под покровительством государя или знатных людей, также могли гордиться каменными храмами.
Старейшим каменным храмом Москвы считается собор Спаса Преображения в Спасо-Андрониковом монастыре. Впервые он упоминается под 1355 годом. А в 1410 году перестроили своды и главу церкви. В середине ХХ века собор отреставрировал замечательный архитектор Лев Давид.
Собор Спасо-Андроникова монастыря
Как строили деревянные церкви в Москве. «Обыдённая» церковь
На посаде и в слободах простые людишки могли позволить себе лишь деревянную церковь. Строить её приходилось «вскладчину». В рядной записи, то есть трудовом соглашении, от 1700 года плотничья артель была готова поставить церковь за 43 рубля. В допетровские времена, а правильнее сказать до Медного бунта 1662-го года, русские деньги стоили дороже и деревянная церковь обходилась в 10-12 рублей.
Согласно традициям русского зодчества, на щепяном рынке можно было приобрести готовый строительный комплект. Плотники заранее готовили сруб, вырезали все необходимые детали вплоть до крылец, барабанов и главок. Оставалось только привезти комплект на место и собрать его. Умелая плотничья артель собирала готовый храм за один день. В старину такие церкви звались «обыдёнными». То есть построенными «об един день». Позже словосочетание превратилось в прилагательное «обыдённый».
Современная церковь иконы Богородицы Державная. Построена по типу обыдённых церквей
Илья Обыденный
В переулках неподалёку от храма Христа Спасителя сохранилась церковь Ильи Пророка, именуемая «обыдённой». Правда последние лет сто это слово произносят иначе. По московски церковь зовут Ильёй ОбЫденным.
Сама церковь насчитывает более трёхсот лет. Её построили в самом начале XVIII века в 1702 году. Обошлась она явно дороже 43 рублей. Церковь возвели на средства думного дьяка, иначе говоря министра Гаврилы Деревнина на месте более ранней деревянной церкви. На стене сохранилась храмозданная доска, повествующая о ктиторе церкви.
Древняя деревянная церковь на этом месте упоминается в «Сказании об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы». Автор сказания Авраамий Палицын в августе 1612 года совершал молебствие «о побеждении на враги» на том месте, «идеже бе Обыденный храм во имя пророка Илии».
В 1818 году к храму добавили тёплую трапезную. Спустя 50 лет её перестроил Александр Степанович Каминский. Он же возвёл нынешнюю колокольню.
«Обыдённая» церковь в Москве. Чудотворный образ
В храме хранится образ Богородицы «Нечаянная радость». В ХХ веке авторитетная комиссия пришла к выводу, что его написал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Среди прихожан бытовала история, что эта икона спасла от неминуемой гибели на фронте будущего патриарха Пимена.
Чудотворный образ Богородицы «Нечаянная радость». Фото с сайта церкви Ильи Обыденного. http://www.hram-ostozhenka.ru/about/gallery/1272/
Раз речь зашла о ХХ веке, то необходимо подчеркнуть, что церковь Ильи Обыденного никогда не закрывалась. Её собирались закрыть перед войной, но не успели. В хрущёвские времена ей также повезло.
Церковь Ильи Обыденного стоит буквально через дорогу от храма Христа Спасителя. Автор статьи проводит экскурсии по самой знаменитой церкви Москвы. храму. Подробности о маршруте и ценах на экскурсии по ссылке.
Экскурсия с гидом по храму Христа Спасителя с подъёмом на смотровые площадки.
Авторские экскурсии по Москве. С гидом без посредников.