обязательным требованием при включении ребенка с зпр в инклюзивное обучение является
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
Ольга Юртаева
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.
Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзивного обучения детей в ДОО — процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получения образование соответствующего уровня. Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень образования имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, т. е. инклюзии.
Это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В процессе, которой специалистами создаются условия, предоставляется необходимая и достаточная поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Совместное воспитание и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающие сверстники,
о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и дети с ЗПР.
Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, они не являются умственно отсталыми.
Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практике.
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Для внедрения новшеств в систему образования, с использованием инклюзии в работе с детьми с ЗПР.Ставиться ряд специальных задач:
— Реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
— Реализация права ребенка с ЗПР на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
— Оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.
— Обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;
— Выстраивание индивидуальных коррекционно — образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
— Сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ЗПР;
Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов и педагогов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей проводится ежемесячно или по запросу педагогов.
Развитие инклюзивной компетентности воспитателей является главной задачей для применения полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.
Наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются снижение работоспособности и повышенная истощаемость; неустойчивость внимания и своеобразное поведение; недостаточная продуктивность произвольной памяти; более низкий уровень развития восприятия; нарушение двигательных способностей; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; трудности в счете, решении задач; неудовлетворительный навык каллиграфии.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у них вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития постоянно испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, педагоги подбирают соответствующие коммуникативные игры и упражнения.
Ежедневно в группах ДУ проводятся пальчиковые игры и упражнения. Особо нравятся детям игры с речевым сопровождением с использованием прищепок.
В блоке совместной деятельности с детьми старшего возраста организуются тематические занятия: «Зоопарк», «Мы на луг ходили», «Аквамир», «Космос», где дети узнают новую информацию. Используя продуктивную деятельность в виде лепки, могут принять участие в создании общей композиции на протяжении нескольких занятий.
В этом виде деятельности организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:
— повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
— развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;
— развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
— формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
— развивает творчество, фантазию и воображение;
— развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
— способствует развитию речевой и познавательной активности;
И здесь хотелась бы отметить: нередко дети с задержкой психического развития стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обуславливается рядом причин.
— быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
— отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
Вывод такой, инсценировки помогают детям раскрепоститься, развивают словотворчество: формирование в речи детей эмоциональной лексики, развитие навыков интонационной выразительности речи, развитие творческих способностей в речевой деятельности, создание положительного эмоционального фона.
Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ЗПР, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Доклад СЛАЙД 1 (Тема). Уважаемые коллеги, сегодня поговорим и о дошкольниках с задержкой психического развития. СЛАЙД 2. Проблема слабовыраженных.
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.
Конспект руководства игровой деятельностью детей с задержкой психического развития в подготовительной группе Название игр: Дидактическая игра «Чем отличаются?». Сюжетно-ролевая «Больница». Подвижная игра «Затейник». Задачи : 1) Образовательные задачи:.
Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.
Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.
ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.
Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.
Особенности представлений об окружающем мире у детей 4–5 лет с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает.
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
наталья легусова
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
В настоящее время в образовательных учреждениях страны увеличивается количество школьников, не осваивающих учебную программу. За последнее десятилетие увеличилось количество таких учащихся практически в 2 раза. И особую группу занимают школьники с задержкой психического развития (ЗПР).
Для обучения таких детей интеграция массовой и специальной образовательной системы является ведущим направлением в образовании. На сегодняшний день инклюзивное образование является практически единственным способом реализации прав детей с ограниченными возможностями на получение образование, и как следствие, счастливое будущее. В мире детям с ограниченными возможностями уделяется особое внимание – поднимаются вопросы о получении достойного образования такими детьми, а также удовлетворение их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
На сегодняшний день родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, могут отдать ребенка на обучение либо в специализированную школу, либо в общеобразовательную школу с возможностями обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Интегрированное обучение в своем роде является альтернативной формой обучения и основывается на следующих принципах:
осуществление психолого-медико-педагогического отбора детей для интегрированного обучения;
ранняя коррекция нарушений;
образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку;
наличие положительного отношения со стороны социума и др.
Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательное учреждение осуществляется только с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реального выбора модели интеграции.
Опираясь на исследования С. Н. Сорокоумовой, было дано следующее определение инклюзивному образованию. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [2]. Основой задачей инклюзивного образования выступает разработка более гибкого подхода к преподаванию и обучению, который обеспечит удовлетворение различных потребностей в обучении и воспитании детей. С. Н. Сорокоумова также отмечает, что удовлетворению этих потребностей должен способствовать континуум сервисов, включая благоприятную образовательную среду. Ведущей идей инклюзивного образования выступает принятие индивидуальности личности каждого учащегося, то есть, обучение осуществляется с целью удовлетворения потребностей каждого ребенка [2].
Одним из видов отклонений в развитии является задержка психического развития (ЗПР, что рассматривается как нарушение или замедление адекватного темпа психического развития.
Задержка психического развития подразумевает интеллектуальное расстройство, вызванное общим недоразвитием у ребенка эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. Если судить по сформированности эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, дети, имеющие задержку психического развития, как бы находятся на более ранней возрастной стадии, что проявляется в виде незрелости поведения и личности в целом, несформированности навыков интеллектуальной деятельности, а также в виде ограниченности знаний и представлений. Однако данный дефект отличается от умственной отсталости наличием «зоны ближайшего развития» [5].
Благодаря исследованиям Л. Ф. Чупрова удалось классифицировать и систематизировать основные клинические формы ЗПР. Однако, несмотря на это, все выделенные формы ЗПР характеризуются пониженной обучаемостью детей, замедленным темпом развития, а также недостаточной сформированностью познавательных процессов [5].
Низкий уровень мотивации, недостаточная организованность и целенаправленность, быстрая истощаемость и утомляемость, импульсивность и допущение большого количества ошибок – все это относится к особенностям познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, которую помимо вышеперечисленного сопровождает нарушение последовательности действий, затруднения в переключении с одного вида работы на другой, недоразвитие самоконтроля и словесной регуляции действий.
В раннем возрасте ЗПР – это, пожалуй, наиболее часто встречающая патология, связанная с такими многочисленными причинами, как внутриутробная патология, зависящая от наследственно-генетических факторов и от физического и психического состояния мамы, окружающей экологии и отношении мамы к беременности и будущему ребёнку.
При интеграции детей с отклонениями в развитии общеобразовательные учреждения осуществляется специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка. Все это направлено на решение таких задач, как контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, а также оказание своевременной помощи в проблеме адаптации среди здоровых одноклассников.
Если говорить о развитии ребенка, имеющего задержку психического развития, то здесь намечены те же тенденции, что и у нормально развивающегося. Часть нарушений, в основном, носят вторичный характер. Это отставание в овладении предметными действиями, отклонение в развитии речи и познавательных процессов и т. д. Если вовремя и грамотно организовать процесс воспитания, то многие отклонения развития у детей будут скорригированы или предупреждены [3].
Несмотря на то, что дети с ЗПР имеют трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, они все же имеют возможности для развития. Это является возможным, благодаря тому, что у таких детей сохранено конкретное мышление, они могут ориентироваться ситуациях практического характера, ориентируются на взрослых. У большинства детей с ЗПР эмоционально-волевая сфера более развита, чем познавательная, они с удовольствием занимаются трудовой деятельности [4].
Однако из-за особенностей в развитии детям с ЗПР необходимо целенаправленное обучающее воздействие взрослого.
Обычное образование предусмотрено для обычных детей и включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование направлено на работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование включает в себя реабилитацию и адаптацию особого ребенка к обычному образованию. Инклюзивное же образование направлено на восприятие и понимание ребенка таким, какой он есть, тем самым подстраивая под него систему образования. Таким образом, инклюзия предусматривает развитие каждого ученика с помощью сложной, но соответствующей его способностям, образовательной программы.
В своих исследованиях, С. И. Сабельникова ставит нас перед фактом, что дети с особенностями в развитии не обязаны учиться в специальных учреждениях. Наоборот, обучение в обычной школе позволит им получить качественное образование и поможет в адаптации к жизни [1].
Стоит отметить тот факт, что инклюзивное образование является полезным как и для детей с особыми возможностями, так и для здоровых. Благодаря их тесному взаимодействию и совместному сотрудничеству создается особая среда, в которой будет важен и ценен каждый участник. У здоровых детей, таким образом, развивается толерантность и ответственность.
По сравнению с другими видами образования инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, среди которых создание благоприятных условий для их скорейшей социализации и индивидуализации.
С целью обеспечения эффективного процесса интеграции людей с особыми образовательными потребностями к образовательным учреждениям предъявляется ряд требований,которые сделают процесс обучения комфортным:
1) соблюдение прав учащихся на получение полноценного и качественного образования;
2) обеспечение эргономически доступной среды – наличие пандусов, лифтов, специально оборудованных туалетов, профилактория, ЛФК, медицинского кабинета, специально оборудованного спортивного зала и т. д. ;
3) реализация организационно-методической поддержки учебного процесса – наличие индивидуальных учебных программ, инновационных информационных технологий в учебном процессе; воспитательной работы, используемой в учебном процессе; текущего и итогового контроля знаний учащихся;
4) осуществление мониторинга инклюзивного образования, т. е. отслеживание индивидуальных образовательных достижений учащихся.
На территории РФ в настоящее время инклюзивное образованиерегламентируется следующими законодательными актами: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенция о правах ребенка и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В статье 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Россия подписала в 2008 года, говорится, что для реализации прав на образование государства, подписавшие Конвенцию, должны обеспечить инклюзивное образование на каждой ступени образования и обучение на протяжении всей жизни человека.
Система инклюзивного образования в России состоит из учебных заведений среднего, профессионального и высшего образования, целью которых выступает создание безбарьерной среды в образовании и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Создание системы инклюзивного образования включает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Помимо этого, с целью облегчения процесса адаптации детей с особыми возможностями в развитии создаются специальные программы.
Если говорить о российской концепции интегрированного образования, то ведущим принципом выступает интеграция через раннюю коррекцию. Этот принцип предполагает реализацию комплексных программ ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций. Таким образом, это позволит ребенку успешнее адаптироваться к общеобразовательной среде.
Наличие обязательного коррекционного блока, который будет функционировать совместно с общеобразовательными.
Необходимость дифференцированного подхода к детям с задержкой психического развития. Также следует сразу отметить тот факт, что в некоторых случаях наиболее предпочтительным и эффективным будет обучение и воспитание детей на базе специального образовательного учреждения.
Для осуществления инклюзивного образования необходимо соблюдать несколько важных правил. Так, дети с особыми возможностями должны посещать образовательное учреждение (школу или детский сад, находящийся рядом с домом. Каждый ребенок с задержками в развитии имеет право посещать образовательное учреждение, причем такие дети участвуют в инклюзивных классных и школьных мероприятиях.
В настоящее время большое количество образовательных учреждений организовало целостную систему, целью которой стало обеспечение оптимальных условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности ученика благодаря интеграции всех ступеней образования.
Так, в некоторых школах, реализующих инклюзивное образование, было разработано и принято положение о безотметочном обучение, системе обучения, при которой отсутствует балльная форма отметки. Оценка учеников осуществляется путем качественной характеристики выполненной работы. Таким образом, данный прием работы способствует установлению тесного контакта между педагогами и учащимися. Система безотметочного обучения определяет потенциальные возможности и сильные стороны ученика,
Главной целью безотметочного обучения выступает определение потенциальных возможностей учащегося, углубление его сильных сторон, а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Приоритетными задачами в условиях реализации инклюзивного образования являются следующие:
1. Формировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы благодаря включению в успешные виды деятельности.
2. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем взаимодействия диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой деятельности.
3. Сохранять и укреплять здоровье школьников.
4. Компенсировать недостатки дошкольной и начальной ступени образования.
5. Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.
6. Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме развития.
7. Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
Правильно организованное инклюзивное образование поддерживает детей с особыми потребностями, помогает им стать равноправными членами общества.
1. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения [Текст] / С. И. Сабельникова. 2009. № 1. С. 42-54.
2. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения [Текст]/ С. Н. Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. №3. 2010. С. 134-136.
3.Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие [Текст] / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Академия, 2002. 312 с.
4.Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. И. Аксенова, Б А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под. ред. Н. М. Назаровой. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2005. 400 с.
5. Чупров Л. Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников [Текст] / Л. Ф. Чупров.Черногорск-Москва: СМОПО, 2009. 80 с. с прил.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр 1. Проблемность Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера.
Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.
Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.
Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.
Сценарий развлечения «Праздник здоровой улыбки» в группе детей с задержкой психического развития Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Богородицка. Сценарий развлечения «Праздник здоровой улыбки» в группе детей с задержкой психического.