обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений

Пересказ. Конспекты занятий по пересказу в старшей группе

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5 лет «Чтение и пересказ художественного произведения» Центр дополнительного образования детей «Созвездие» Конспект открытого занятия по предмету «Обучение грамоте» для детей 5 лет Тема: «Чтение и пересказ художественного произведения» Педагог дополнительного образования Бачу Мария Михайловна ВОРОНЕЖ Тип занятия : изучение нового.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки. » Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Воронёнок» (по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, январь, занятие 6) Задачи: 1.Способствовать формированию у детей умения.

Конспект ООД занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. detsad 330557 1632769413. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений фото. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений-detsad 330557 1632769413. картинка обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. картинка detsad 330557 1632769413.Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята» Образовательные: 1. Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста. 2. Закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №29» Конспект занятия По речевому развитию в старшей группе Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» Разработала воспитатель Ваутина Елена Константиновна Г. Балахна 2019г. Образовательные области.

Конспект НОД детей 5–6 лет по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ рассказа Е Пермяка «Самое страшное» Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» Задачи: 1. Обучающая: познакомить детей с произведением Е.Пермяка «Самое страшное»; формировать умение детей пересказывать текст в ситуации письменной речи, понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, дополнять предложение словом с.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Заяц-хвастун» Пересказ русской народной сказки «Заяц-хвастун», в обработке Ольги Иеронимовны Капицы. Задачи. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку. Помочь детям составить план пересказа сказки. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цели: 1. коррекционно—образовательная: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; 2. коррекционно—развивающие: · развивать у детей умение.

Источник

Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»

обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. c78c0c05f2490ed0fd1d0e332bcfd611. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений фото. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений-c78c0c05f2490ed0fd1d0e332bcfd611. картинка обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. картинка c78c0c05f2490ed0fd1d0e332bcfd611. Шахбазян Сауле Тюлегеновна
Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Шахбазян Сауле Тюлегеновна, воспитатель

ГБОУ Школа в Капотне, г. Москва

Пересказ литературных произведений в детском саду это не средство развития речи, а вид работы детей. И суть этой роботы по развитию речи заключается в изложении прослушанного текста. Для детей дошкольного возраста это более легкий вид монологической речи. Пересказу литературных произведений, как правило, в дошкольных учреждениях начинают учить детей с пятилетнего возраста, так как это наиболее благоприятный период для закладки основ монологической речи.

При пересказе ребёнок передаёт готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи, что подтверждают такие педагоги, как В. В. Гербова, Э. П. Короткова, А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. А. Шорохова и др. Каждый воспитатель детского сада помнит, что на занятиях по обучению пересказу решаются все речевые задачи. В нашей статье представим задачи, которые решаются в дошкольном учреждении при обучении детей пересказу: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольниковрассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий,качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

Педагоги при обучении детей дошкольного возраста пересказудолжны помнить основные методические позиции: литературное произведение выступает словесной основой для обучения детей рассказыванию; не забывать о требованиях, предъявляемых к подбору произведений для обучения пересказу; знать классификацию методов и приемов обучения и применять наиболее эффективные в обучении дошкольников пересказу; помнить отличительные особенности в структуре и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений. Благодаря связной речи дети в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения. Этому должны научить детей педагоги.

В трудах педагогов Л. П. Федоренко и Г. А. Фомичёва находим, что пересказ обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями, тренирует их связную речь [5, c. 37]. Дети дошкольного возраста с помощью пересказа осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы [5, c. 217]. Далее в ходе систематической работы дети-дошкольники приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет [3, с. 14]. По мнению Н. А. Ветлугиной, пересказ распространён и в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Они пересказывают друг другу запомнившиеся и выученные на занятии художественные тексты, драматизируют их [11, c.61].

Итак, современные педагоги и педагоги классики считают, что пересказ имеет огромное значение в формировании монологической речи. Так, например, В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, отмечают, что благодаря пересказу: происходит качественное и количественное обогащение словарного запаса; практика употребления обогащённой лексики в активной речи; формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний; усвоение структуры связных высказываний (рассказов, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи; развитие способности к речевому самоконтролю; воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи; усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка устного народного творчества; параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического; неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения [3, c.29-30].

Основные позиции, которые должен помнить воспитатель в обучении дошкольников пересказу: 1. Обучение дошкольников рассказыванию на словесной основе опирается на готовый текст, который педагог излагает детям. В качестве словесной основы может использоваться дидактический рассказ воспитателя или чаще литературное произведение. Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей и основным видом детского рассказа будет пересказ данного текста. В практике работы детского сада большое распространение получило именно обучение детей пересказу произведений художественной литературы. Знакомясь с произведением художественной литературы, дети усваивают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает на ребенка сильное эмоциональное впечатление, активизирует речевые высказывания. Так, дошкольники учатся строить предложения и связывать их между собой, пользуясь разными видами межфразовой связи. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». 2. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Выбор текста обусловлен возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы и монологической речи педагога, а также уровнем речевых умений и навыков детей, целями и задачами по развитию связной речи. Список рекомендуемых произведений содержится в базовой программе. 3. Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на «примитивном» анализе текста. Прежде всего детей знакомят с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. Например, «Сейчас я вам расскажу сказку», или «Послушайте пересказ рассказа». Так дети, подражая педагогу, его словам и мимике, с раннего возраста приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем; 4. Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом.Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию,поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать? Таким, образом, вопросы воспитателя по содержанию текста призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу.

— дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

— дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

— если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

— дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

И так, пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. : Академия, 2000.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей – М. : Просвещение, 1974.

4. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду – М. : Просвещение, 1978.

5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л. М. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Лотарёв, А. П. Николаичева – М. : Просвещение, 1984.

8. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М. : АСТ, 2005.

9. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М. : Издательство Московского психолого-социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Издательства Института психотерапии, 2001.

11. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Ветлугиной Н. А. – М. : Просвещение, 1985.

Консультация для педагогов «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» Консультация для педагогов Материал подготовила Долгая Е. А., воспитатель Развитие связной.

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем» Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,.

Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования Успенский район.

Методическая разработка ОД по речевому развитию. Обучение детей с ОВЗ связному последовательному пересказу Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию Тема: Обучение детей связному последовательному пересказу авторской.

обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. detsad 414608 1521993527. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений фото. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений-detsad 414608 1521993527. картинка обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. картинка detsad 414608 1521993527.Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Составление пересказа русской народной сказки «У страха глаза велики» посредством наглядного моделирования и драматизации. Задачи:.

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования.

Особенности восприятия литературных произведений. Средний дошкольный возраст После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его.

обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. detsad 18777 1522168231. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений фото. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений-detsad 18777 1522168231. картинка обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. картинка detsad 18777 1522168231.Занятие по чтению «По страницам литературных произведений» Чтение книг несомненно является неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно важно оно для подрастающего поколения. В рамках решения годовой.

Подборка литературных произведений разных жанров для инсценировок Подборка литературных произведений разных жанров,для инсценировок и театрализованной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного.

Источник

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста»

обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. b427345fca4dd15c91a2418cce1304c6. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений фото. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений-b427345fca4dd15c91a2418cce1304c6. картинка обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. картинка b427345fca4dd15c91a2418cce1304c6. Ольга Амирасланова
Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста»

ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста.

На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Существуют определенные требования к тексту для пересказа. Подбирая произведениевоспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним:

— высокая художественная ценность, идейная направленность;

— динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность и доступность содержания;

Например: этим требованиям соответствуют народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

План занятия по пересказу литературного произведения во всех возрастныхгруппах выглядит так:

— первичное чтение произведения,

— беседа по вопросам

пересказ.

В старшем дошкольном возрасте в работе по пересказуставятся следующие задачи:

1. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;

2. Передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

3. Использовать выразительные средства.

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные по сюжету произведения. Например, русские народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. произведения советских писателей (Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста).

Занятие по пересказу в старшихгруппах имеет следующую структуру:

1. Вводная часть (настраивает ребенка на восприятие произведения).

Рассматриваются художественные иллюстрации или картины, которые вызывают нужный эмоциональный настрой).

2. Чтение художественного произведения. (Перед первичным прочтением установка на запоминание текста не делается.Важно: выразительно прочитать текст, интонационно выделить диалоги действующих лиц).

3. Беседа по содержанию и форме прочитанного произведения (анализ рассказа).

Важно тщательно продумать вопросы. Они должны быть о содержании рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости. Вопросы должны предусматривать моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа. Нужно добиваться от ребенка нескольких вариантов ответа на вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание детей к конструкции предложений составляющих рассказ. Можно задать 4-5 вопросов. Этого будет достаточно.

4. Повторное чтение произведения.

Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его.

5. Пересказ произведения детьми.

— если рассказ или сказка по объему не большой, ребенок пересказывает текст целиком;

— более длинное произведение можно разделить на части или составить план

пересказа.

— если ребенок затрудняется, можно задавать вопросы (но вопросы должны

быть конкретными, иногда вопрос может подсказывать ребенку упущенное действие героя или необходимое слово, которое точно передает смысл сообщаемого.

В зависимости от сложности произведения, к пересказу сначала можно вызвать детей с более развитой речью. Если произведение несложное, то вызывают сначала более слабых детей. Важно вызвать как можно больше детей. Разделив текст произведения на несколько частей, можно вызвать к пересказу сразу несколько человек. После пересказов необходимо привлекать детей к оценке рассказов товарищей.

Методические приемы обучения пересказу:

— образец чтения произведения;

— вопросы к детям, объяснения, указания;

— упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз;

— обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала;

— подсказ слова или фразы (для связности и плавности пересказов);

— совместный пересказ педагога и ребенка (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);

пересказ по частям (если произведение достаточно большое);

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек или силуэтов.

Пересказ проводится примерно 1-2 раза в месяц.

«Особенности обучения детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Уважаемые родители! Вы знаете, что в любом дошкольном учреждении осуществляется педагогический процесс. Частью данного процесса является.

Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Консультация для педагогов «Методика обследования мелкой моторики у детей 5–6 лет с дизартрией» Методика обследования мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с дизартрией Цель: определить уровень развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет.

Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : воспитатель МБДОУ № 24 г. Усть.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Консультация для педагогов: «Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста» ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА. Уважаемые коллеги! В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 города Шебекино, Белгородской области».

Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 «Бадм цецг» Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Источник

Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию

обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. 13d5de45b08daf51110853c839f4b850. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений фото. обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений-13d5de45b08daf51110853c839f4b850. картинка обучение старших дошкольников пересказу литературных произведений. картинка 13d5de45b08daf51110853c839f4b850. Татьяна Кулаженкова
Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию

«Развитие связной речи через обучение детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и игрушкам»

Развитие связной речи протекает вместе с развитием мышления и связано с усложняющимся процессом деятельности и формами общения ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, формулировать вопросы. Ими освоены различные типы связных высказываний – описание, повествование с опорой на наглядный материал. Но есть ещё затруднения в отборе фактов для рассказывания. Нарушается логика повествования, недостаточно хорошо языковое оформление.

Эти особенности и определяют задачи и содержание работы по развитию связной речи.

Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет)

Связная речь:

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи:

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Обучение монологической речи:

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты и драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребёнку)

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.

Пересказ литературного произведения

План занятия по пересказу произведения выглядит так:

Детей старш. дошк возраста учат связно рассказывать и пересказывать небольшие сказки и рассказы. Сначала произведение (отрывок) читают детям (1-2 раза, затем организуют беседу, способствующую запоминанию текста. Она обязательно должна содержать 1-2 вопроса, побуждающих детей воспроизвести отрывки, содержащие наиболее интересные описания события.

В начале года многие дети нуждаются при пересказывании в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. Уместно подсказать ему в процессе пересказа фразу, если в этом будет необходимость.

Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем.

В подготовительной группе дети пересказывают художественное произведение вдвоем и даже втроем, решают, кто начнет рассказ, после какой фразы передаст эстафету и т. п. умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

На занятии по пересказу широко используют драматизации.

В старших группах используют тексты, где повествование сочетается с описанием. Дети пересказывают Русские народные сказки, рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Осеевой, Е. Чарушина, Е. Пермяка, Н. Сладкова, В. Бьянки

Требования к произведениям для пересказа:

Текст должен обогащать моральный опыт детей, иметь воспитательную ценность

Быть доступным по содержанию (иметь знакомых героев, иметь персонажей с яркими характеристиками; персонажи должны обладать понятными мотивами поступков)

Иметь четкую композицию (желательно с динамичным сюжетом)

Иметь образцовый литературный язык

Доступность по объёму

Рассказывание по картине

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина расширяет, углубляет детские представления и воздействует на эмоции, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить.

Восприятию картины следует учить специально и для этого необходимо:

Узнавания отдельных предметов (люди и животные)

Выделение местоположения фигуры в общем плане;

Установление связей между персонажами;

Современная методика при отборе картин для рассказыванияпредъявляет требования:

Картина должна быть Высокохудожественной

изображения персонажей должны быть Реалистичные (не условные)

обращать внимание на Доступность изображения (нет чрезмерного нагромождения деталей)

В методике выделяют группы картин и картинок:

1. Предметные – 1 или несколько предметов вне сюжета и взаимодействия (мебель, одежда, животные и т. д., серии картинок (домашние животные) Веретенникова С. А.

2. Сюжетные–рисунки, где предметы и персонажи взаимодействуют друг с другом, связанные единым сюжетом. Пример рассказ в картинках Сутеева, Радлова

Старшая группа.

В этом возрасте продолжают учить рассказывать о содержании сюжетной картинки (по плану и по образцу). Готовясь к подобным занятиям воспитатель должен составить рассказ (обычно повествовательный, выделив в нём фразы связки, которые являются планом, служат детям ориентиром при составлении рассказово содержании сюжетной картинки: «Однажды художник увидел кошку с котятами и… Котята были заняты… Красивая кошка любовалась своими малышами. Это была кошка…»

Описывая предмет или рассматривая иллюстрацию дети учатся самостоятельно составлять план рассказа «вначале я расскажу о., потом о. и завершу рассказ так…» и руководствоваться им в дальнейшем.

Старшая группа.

Дошкольники начинают составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Начинать работу следует с предъявления крупных демонстрационных картинок. Их можно предлагать последовательно друг за другом или с нарушением порядка или открывая последовательно. Сюжетный картинки побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют воображение.

Дети постоянно рассказывают воспитателям о том, что их поразило, взволновало. И если тема нейтральная, то педагог может предложить ребенку рассказать об этом всем детям: «Только давай подумаем, как сделать расказ ещё интереснее?» (обсуждается план)

Особая методика используется при рассказывании по репродукциям пейзажных картин и натюрмортов. Методику разработала Зубарева М. Н. (книга «Дети и изобразительное искусство»).

Особенности методики в том,что Дети должны:

1. увидеть красоту изображенного

2. эмоционально откликнуться на худож. произведение

3. Найти слова для передачи своего настроения и своего восприятия

Используются и репродукции картин мастеров искусства

И. Левитан «Золотая осень», «Весна-большая вода»

А. Саврасов «Грачи прилетели»

К. Юон «Мартовское солнце»

Куинджи «Березовая роща»

Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

Поленов «Золотая осень»

К. С. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»,

Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

+ Рассматривание пейзажей необходимо сочетать с наблюденими за природой (небо в разное время года или суток и т. д) запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

+ Автор рекомендует использовать музыку при рассматривании картин

+ одновременное рассматривание 2 картин, для сравнения композиционных приёмов.

В основе лежит сенсорное развитие ребенка (т. е. непосредственное восприятие игрушки всеми органами чувств)

Не всякая игрушка может быть использована в качестве дидактического материала.

1.Дидактические игрушки:матрешки, башенки, пирамидки, бочонки

2.Сюжетные игрушки: куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт

3. Специальные наборы – теремок, зоопарк, дикие животные и т. д.

Не рекомендуется использовать: игрушки для детей до 3 лет; величиной менее 5 см (в целях безопасность, типа Барби, мифологические, сложные по конструкции модели.

Виды занятий по игрушкам:

Детей учат строить монолог-описание (Последовательный рассказ, включающий в себя описание внешнего вида игрушки (форма, цвет, материал, размер) и личного отношения к ней)

и монолог-повествование (Связный, последовательный рассказ, по 1 или нескольким игрушкам, о воображаемых действиях игрушки. Может сопровождаться игрой-драматизацией)

Успешным методом рассказывания по игрушке является метод моделирования текста описательного типа. Методика разработана Ткаченко. Т и представлена в журнале «Дошкольное воспитатние» 1990г.

В данной схеме с помощью определённой символики представлены микротемы описания игрушки. Такая схема позволяет ребенку плавно переходить от одной микросхемы к другой и контролировать последовательность изложения.

Подобные схемы можно использовать для составления описательных рассказов в любых образовательных областях.

Слайд13 Дети «лепят» себя, наблюдая поведение и взаимоотношения взрослых, копируя их жесты, манеру говорить. Поэтому воспитателю весьма полезно проконтролировать своё речевое поведение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *