обучение способам и приемам умственной деятельности
Презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формирование приёмов умственной деятельности у учащихся начальных классов в процессе изучения математики
Цель исследования заключается в обосновании и реализации методики формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников в процессе изучения математики. Объект исследования процесс развития и формирования умственной деятельности у учащихся начальных классов. Предмет исследования организация учебной деятельности по формированию общих умственных действий и обобщенных приёмов умственной деятельности.
Задачи исследования 1. Исследовать состояние проблемы в психолого – педагогической теории и практике школьного обучения, проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Выявить содержание, структуру и функции приёмов умственной деятельности, установить их место и роль в процессе обучения математики младших школьников; 3. Определить методические требования к формированию умственных действий и приёмов; 4. Обобщить опыт работы учителей, личный опыт деятельности при обучении математике.
Умственная деятельность – это познавательная деятельность, которая выражена в различных по своему уровню, направленности и сложности в процессах познания человека в действительности: восприятии, ощущении, воображении и логических операциях. Познавательная деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Приёмыумственной деятельности Частныеприёмы реализуются в процессе изучения каждого учебногопредмета,конкретного его раздела, отдельной темы. Межпредметныеприёмы имеют более широкое значение, они существенныдля учебного предмета в целом или для цикла дисциплин, близких по целям, правилам, принципам, законам. Обобщенныеприёмы умственнойдеятельности. Логические обобщенные приёмы –анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. Специальные (специфические) приёмыумственной деятельности связаны с определенным предметным содержанием, отражают особенности изучаемого предмета, используемые в пределах данной области знаний.
Мыслительные операции и приемы умственной деятельности: Приемы умственной деятельности, как рациональные способы выполнения учащимися умственных операций в соответствии с содержанием учебных задач, имеющих определенную последовательность действий: Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение — операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение — прием объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Классификация — прием систематизации соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Методика по развитию и формированию умственной деятельности Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий (приём сравнения, приём классификации, вычислительный приём); Постановка различных заданий к данному математическому объекту.
Диаграмма сравнения данных показателей уровня владения приёмами умственной деятельности в экспериментальном классе (2 – Б класс) № учащегося Коэффициент усвоения, %
Динамика уровня владения приёмами умственной деятельности при применении соответствующей методики обучения
Приёмы умственной деятельности
Приёмы умственной деятельности – это способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне действий.
Перечень действий обычно носит характер инструкции или правила, рекомендации, указывающих, как осуществлять умственную деятельность, те или иные процессы при решении определенного круга задач. Так, прием обобщения от частного к общему может быть объективно выражен в следующем перечне действий: а) сопоставить заданные предметы; б) выделить в каждом из них общие для всех признаки и назвать их; в) объединить предметы по этим признакам.
Др. способом осуществляется обобщение от общего к частному, напр., когда уч – ся, знающий определенные трапеции, должен отобрать из заданных геометрических фигур все трапеции и назвать их общие признаки. Следует подчеркнуть, что разные действия (выраженные в объективном перечне действий и операций) не являются равнозначными с т. зр. их использования в решении задач.
Так, один из приемов абстракции (выделение существенного) на геометрическом материале может быть выражен в таком перечне действий: вспоминание признаков названной геометрической фигуры, рассмотрение нового чертежа и вычленение в нем этих признаков и всей геометрической фигуры в целом.
Для того чтобы показать неоднозначность этих действий в решении задач, назовем их условно «основными» и «вспомогательными». В данном случае основным будет вычленение признаков и всей геометрической фигуры, а вспомогательным – вспоминание признаков ранее изученной фигуры. Это не означает, что вспоминание всегда является вспомогательным действием. Напр., в задании на воспроизведение фигур оно будет относиться к основным действиям.
Усвоенный П.у.д., напр. обобщения, характеризуется тем, что уч-ся знает способ, каким надо обобщать материал и умеет обобщать его этим способом как в привычных, так и в новых заданиях. Показателем усвоенного П.у.д. является его сознательный перенос на решение новых задач.
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемele6839.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Формирование приёмов умственной деятельности учащихся Психолого-педагогический семинар Автор: Иванова Е.Э. 1.» — Транскрипт:
1 Формирование приёмов умственной деятельности учащихся Психолого-педагогический семинар Автор: Иванова Е.Э. 1
2 2 Введение: Для повышения самостоятельности мышления и стимулирования умственного развития, которое относится к существенным показателям общего развития личности, необходимо последовательно формировать и развивать приёмы умственной деятельности учащихся в соответствии возрастными особенностями развития их личности.
3 3 Что такое мышление? Мышление познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира.
4 4 Особенности процесса мышления мышление всегда имеет опосредованный характер, мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества, мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему, мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме, мышление человека органически связано с практической деятельностью.
5 5 Формы мышления: Понятие отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.
7 7 Виды мышления по форме: Наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в деятельность. Образное мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
8 8 Способы мышления: Индукция способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедукция способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
9 9 Особенности развития мышления: 1. Наглядно-действенный характер. 2. Непосредственное оперирование вещами. 3. Обобщение вещей и их свойств. 4. Предметный характер. 5. Перестройка процесса мышления. 6. Целенаправленная мыслительная деятельность. 7. Способность к абстрактно-логическому мышлению.
11 11 Мыслительные операции и приемы умственной деятельности: Приемы умственной деятельности, как рациональные способы выполнения учащимися умственных операций в соответствии с содержанием учебных задач, имеющих определенную последовательность действий: Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ Синтез мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико- синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Синтез Сравнение операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение Абстрагирование мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстрагирование Обобщение прием объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Обобщение Классификация прием систематизации соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Классификация
12 12 Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Пример 1 анализ объекта Пример 2 анализ определения понятия изображение земной поверхности или её части с помощью условных знаков обобщенн ое в масштабе на плоскости географическая карта семя двудольных кожура семени зародыш семени почечка стебелеккорешокдве семядоли
13 13 Сравнение Сравнение правомерно при следующих условиях: 1. Однородность предметов или явлений. 2. Сравнение производится только по существенным признакам. Алгоритм сравнения: 1. Выделение признаков. 2. Установление общих и существенных признаков. 3. Выбор основания для сравнения (один из существенных признаков). 4. Сопоставление объектов по данному основанию.
14 14 Пример на умение анализировать и сравнивать:
15 15 Синтез Синтез (от греч. synthesis соединение, составление, сочетание) движение мысли от более частных понятий к более общим; мысленное соединение частей предмета, явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета, явления как единого целого.
17 17 Обобщение и абстрагирование Форма отражения общих признаков и свойств явлений действительности в сознании человека. Простейшие обобщение заключаются в объединении, группировании объектов на основе случайного признака. Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, где четко дифференцируются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.
20 20 Примеры классификации: Лист количество листовых пластинок на одном черешке простой – одна листовая пластинка сложный – несколько листовых пластинок Магматические Осадочные Горные породы Глубинные Излившиеся Обломочные ХимическиеГлинистыеОрганические Основание для деления – происхождение горных пород
21 21 Заключение: Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно- технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.
22 22 Задачи на нестандартность мышления 1. Что нужно всему? 2. Что человеку всегда не лень делать? 3. В каком месяце человек меньше всего ест? 4. Какой месяц короче всех? 5. В корзине 3 яблока. Как разделить их между тремя девушками так, что бы одно яблоко осталось в корзине? 6. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? 7. Кто может прыгнуть выше дома? 8. Где находятся города без зданий, леса без деревьев и реки без воды? 9. На руках 10 пальцев, а сколько пальцев на 10 руках? 10. Вы входите в темную комнату. У Вас свеча и керосиновая лампа. Что Вы зажжете раньше?
23 23 продолжение 11. Сколько лет отцу, если его единственному сыну 12 лет? 12. Какие местоимения портят дорогу? 13. Перед кем люди всегда обнажают голову? 14. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла одноместная лодка. Оба они переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как это им удалось? 15. В книжном шкафу в обычном порядке стоят 2 книги. В первой из них 300 страниц, во второй В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?
24 24 Ответы на задачи: 1. Название. 2. Дышать. 3. Февраль. 4. Май. 5. Отдать третье яблоко вместе с корзиной. 6. На часах, когда минутная стрелка показывает 10 минут. 7. Любой, дома не прыгают! 8. На карте Спички лет как он стал отцом. 12. «Я» и «Мы». 13. Перед парикмахером. 14. Они подошли к реке с разных берегов. 15. Ни одной, он прогрыз только обложки.
25 25 Результаты: 0 – 4 балла низкий уровень 5 – 11 средний уровень 12 – 15 высокий уровень
26 26 Литература: Н.Ф. Талызина. Педагогическая психология. Москва, «Академия», 2001 г. М.Б. Волович. Не мучить, а учить (о пользе педагогической психологии). Москва, Р.О.У., 1992 г. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). Под редакцией З.И. Калмыковой. Москва, «Педагогика», 1986 г.
Статья ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Трудами многих исследователей (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, Т.А. Ильина, И.И. Ильясов, Л. Клинберг, Н.Н. Нечаев, З.А. Решетова, В.Ф. Скиннер, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов, Е.Л. Торндайк и др.) доказано, что успех учения зависит от наличия у субъекта умений учиться.
Из сказанного можно сделать вывод о значительной роли умения в обеспечении успешности процесса учения.
Теоретический анализ показывает, что большинство отечественных исследователей (В.П. Беспалько, А.А. Бобров, В.В. Давыдов, И.Д. Зверев, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.А. Крутецкий, Я.А. Пономарев, С.Д. Смирнов, А.В. Усова, М.Н. Шардаков, В.А. Якунин и др.) определяют умение как « знание в действии ».
Необходимо отметить, что разработка теории действий восходит к трудам Дж. Дьюи, М. Вебера, Ж. Пиаже. Впоследствии благодаря работам А.Н. Леонтьева [4] было показано, что действие наряду с операциями является структурным компонентом любой деятельности, в том числе учебной.
В нашем понимании приемы умственной деятельности – это рациональные способы выполнения учащимися умственных операций в соответствии с содержанием учебных задач, предусматривающих определенную последовательность умственных действий. При этом вслед за другими авторами (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) умственным действием мы считаем те действия, которые производятся в уме, без опоры на внешние средства и слышимую речь.
Формирование приемов умственной деятельности учащихся – одна из задач любого учебного предмета школы. Однако, как свидетельствует практика, в учебном процессе до сих пор продолжают доминировать приемы, направленные на воспроизведение готовых знаний, и недостаточно внимания обращается на формирование у школьников умений оперировать приемами умственной деятельности, лежащими в основе усвоения материала соответствующего учебного предмета.
Причина, на наш взгляд, кроется в недостаточном понимании учителем взаимосвязи обучения и развития школьников в учебном процессе [3]. Устранение ее возможно на использовании учителем некоторых подходов к организации обучения:
— развитие познавательной сферы учащегося (интеллекта, механизмов сознания) под влиянием обучения по линии усложнения мыслительной деятельности;
— развитие личности учащегося (направленность, эмоции, ценности) посредством усложнения мотивационно-потребностной сферы, выделяя в ней познавательную, коммуникативную, эмоциональную направленности, систем отношений, ценностей, установок, самооценки;
— развитие психологической структуры деятельности (цели, мотивы, их соотношение, способы, средства) посредством усложнения операциональной стороны деятельности.
Формирование приемов умственной деятельности учащихся, несомненно, связано с развитием мышления учащихся в учебном процессе. Независимо от конкретного предмета, этот процесс может быть представлен двумя этапами: 1) формировать и совершенствовать мыслительные операции; 2) развивать все виды и формы мышления, стимулировать процесс перерастания одних в другие [1, с. 56].
Так, к числу познавательных приемов умственных действий относятся общеучебные и логические. Например, поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация и хранение информации, постановка и формулировка проблемы, подведение итогов работы, формулировать выводы и др. К коммуникативным приемам умственных действий можно отнести обмен мнениями, участие в диалоге, построение монологического высказывания; активное слушание, принятие иной позиции; адекватное использование речевых средств и др . Регулятивными приемами умственных действий можно считать планирование, целеполагание, осуществление учебных действий, самоконтроль, самооценка и др.
На основе названных приемов у учащихся развиваются умения: выделять существенные свойства и признаки изучаемых предметов, объектов, явлений и абстрагировать их от несущественных; находить главные связи и отношения вещей и явлений; доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно; творчески решать задачи; ориентироваться в новых условиях и ситуациях; быть оперативным в действиях и др.
С педагогической точки зрения формирование приемов умственных действий предполагает предварительную работу учителя, связанную с решением нескольких задач:
1) отбор тех приемов, которые наиболее значимы для данного учебного предмета и достижения результатов усвоения его содержания;
2) определение состава учебных действий, входящих в прием, и установление порядка их осуществления;
3) определение места, роли и частоты использования того или иного приема в учебной деятельности при овладении данным учебным материалом;
4) установление возможности применения приемов умственных действий при изучении конкретных понятий, теоретических положений;
5) определение путей переноса приемов умственных действий на одном и том же материале, на аналогичном материале, в новых условиях (по Е.Н. Кабановой-Меллер);
6) выделение причин, влияющих на продуктивность овладения учащимися приемами умственных действий в учебном процессе (субъективных и объективных);
7) определение критериев и показателей овладения учащимся тем или иным приемом умственной деятельности.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2002. – 208с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
Обучение способам и приемам умственной деятельности
В реализации одной из важнейших задач обучения – развитии познавательных интересов учащихся и приобретении навыков самостоятельного пополнения знаний – первостепенное значение имеет обучение на уроках каждого учебного предмета разнообразным и общим по содержанию приемам учебной работы. Однако этому важному компоненту обучения далеко не все учителя и современные методики уделяют должное внимание.
Эффективную роль в процессе обучения и воспитания прием учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. В качестве составной части такой системы в школе могут быть рекомендации для учащихся: как читать учебник, как составить план, как составить конспект, как составить рецензию, как написать реферат, как работать со справочником и т.д.
В современной дидактике выделяются две взаимосвязанные стороны процесса обучения: деятельность учителя и деятельность учащихся. В учебной деятельности учащихся, которая в обучении является познавательной, выделяется три взаимосвязанных компонентов: 1) овладение знаниями; 2) овладение приемами (способами) учебной работы; 3) овладение навыками.
При обучении приемы (способы) учебной работы учащихся, которые сочетают в себе как содержание знаний, так и приемы умственной деятельности учащихся.
В психолого-педагогической литературе понятие приема учебной работы авторы применяют в разных контекстах: одни этим термином называют способов решения учебных задач, другие – способы умственной деятельности, третьи – те и другие способы. В методической литературе, этот термин не определяется и используется как уже известный из психологии или педагогики.
Согласно концепции обобщенных приемов и умственного развития учащихся Е.Н. Кабановой-Меллер [1], учебная деятельность школьника может быть рассмотрена с точки зрения двух наук – психологии и педагогики и в результате выделяются две группы приемов. С точки зрения психологии выделяются приемы умственной деятельности, то есть способы, которыми осуществляется умственная деятельность в процессе учения (например, приемы запоминания, сравнения, абстрагирования, анализа, обобщения и т.д.). Рациональные приемы умственной работы психологи выделяют из закономерностей умственной деятельности учащихся, которые имеют место при овладении одним или несколькими учебными предметами[2].
С точки зрения педагогики в учебной деятельности школьников выделяют приемы учебной работы, то есть способы, которыми учащиеся решают учебные задачи (например, приемы работы с учебником, прием чтения геометрического чертежа, приемы распознавания типа химических реакций и т.д.). Рациональные приемы учебных работ дидакты выделяют из логики одного или нескольких учебных предметов. Например, анализируя задачи из разных разделов физики (механика, теплота, электричество), можно установить, что ряд действий является общим способом для решения этих задач – изменение величины, изменение отношений между параметрами изучаемого явления и т.д. [4]
В школьной практике, как считает Е.Н. Кабанова-Меллер, можно использовать одно понятие – приемы учебной работы, так как, если учащихся обучают, например, приемам обобщения, и они овладевают ими, то есть они становятся приобретением учащегося, его “достоянием”, то эти приемы умственной деятельности становятся приемами учебной работы. Иначе говоря, любой прием, откуда бы он ни был взят и как бы он ни назывался (по терминологии психологии или дидактики) – является приемом учебной работы, если он формируется у школьников.
Учитель должен различать эти два близких понятия. Хорошо известно, что умелое выполнение любой человеческой деятельности требует применения одного или нескольких приемов умственной работы, а в совокупности они составляют метод работы, включающий как мыслительные, так и практические действия. Например, за конкретными действиями выполняются целый ряд приемов умственной деятельности: анализ – мысленное расчленение на части и соотнесение их между собой, синтез – целостный охват всего содержания, абстрагирование – выделение существенных положений, и отвлечение от второстепенного и др.
Прием учебной работы состоит из действий, объединенных в большую или меньшую систему. Действия, в которых выражается прием, не носят характера жесткого предписания и не регламентируют каждый шаг ученика, а лишь дают общее направление деятельности при решении учебных задач. Усвоенный прием характеризуется тем, что учащийся перенести его на решение новых задач, то есть использует его в новых условиях. Прием учебной работы может быть сформирован у ученика на уровне умения, либо на уровне навыка. При обучении предметам естественно-математического цикла большинство приемов реализуется на уровне умений, требующих для их применения обдумывания, внимания. На уровне навыка (автоматизировано) учащиеся решают лишь небольшое число учебных задач. Это связано с тем, что только несложные приемы могут быть сформированы у школьников на уровне навыка.
Приемы учебной работы, формируемые на уроках предметов естественно-математического цикла, можно объединить в несколько групп:
Каждая из этих групп приемов имеет свои особенности при их формировании. Вместе с тем, формирование приемов учебной работы имеет и ряд общих особенностей:
Прием учебной работы формируется после изучения теоретического материала, он направлен на его усвоение, закрепление, и затем он может стать средством усвоения нового учебного материала.
В методике организации процессе обучения, направленного на усвоение учащимися приемов учебной работы, предполагается деятельность учителя, формирующего прием и деятельность учащихся, усваивающих их.
В деятельность учителя по формированию приемов учебной работы входят следующие этапы:
В методическом отношении очень важно организовать деятельность учащихся по осмыслении содержания приема и закреплению знаний о действиях. Этому способствуют устные или письменные инструкции, памятки, планы, а также система самостоятельных работ, наиболее рациональный отбор учебных задач возрастающей сложности на овладение приемом и развитие способности к его переносу, а также на систематизацию и обобщение приемов.
Качество овладения тем или иным приемом учебной работы зависит от ряда объективных причин: уровня предшествующей подготовки учащихся, возрастной ступени их умственного развития и индивидуальных различий (“внутренние условия”), методики и особенностей формируемого приема и др. (“внешние условия”).
В то же время главная роль отводится учителю, который определяет теоретические знания и дидактический материал, необходимые для формирования конкретного приема. Он применяет необходимую методику введения приема, определяет уровень его обобщенности, осуществляет непрерывный контроль за степенью совершенства и развития умственных приемов, их систематизацией в учебной работа. О степени совершенства владением тем или иным приемом можно судить по осуществлению его переноса на сходные задачи, которые требуют знаний из одного или нескольких учебных предметов, в том виде, как он был усвоен, или же на новые задачи, которые требуют перестройки усвоенного приема (добавление новых действий, замены одних действий другими) или комбинирования ряда приемов, на основе которых находится способ решения задач. В психологии перенос приема в аналогичные условия получил название элементарного, а в новые условия, требующие перестройки умственного приема – активного.
Наиболее сложным в методическом отношении является обучение учащихся активному переносу усвоенных приемов учебной работы при решении задач творческого характера, которые, как правило, имеют место во всех предметах естественно-математического цикла.
При формировании приемов учебной работы предъявляют особые требования к подбору заданий, дидактического материала. Направленная на развитие логического мышления система задач и заданий может быть сгруппирована по способам умственной деятельности. Например, это задания, требующие:
1. Анализа, синтеза, абстрагирования, систематизации и обобщения знаний:
2. Сопоставления, сравнения, классификации, обобщения:
3. Умозаключений и выводов:
4. Доказательства правильности выводов:
5. Локализации событий и процессов во времени:
В учебной работе приемы выполняют ряд функций:
При этом мы исходили из того, что одним из основных показателей развивающего обучения в процессе осуществления является, качественный сдвиг в умственной деятельности школьника, появление новых сторон в его деятельности [3].
Мы опирались на три основных качественных уровня изменений умственной деятельности учащихся:
Выделенные уровни, на наш взгляд, необходимо связывать с разными уровнями реализации межпредметных связей с деятельности учителя и, соответственно, с разными уровнями формирования межпредметных связей в учебной деятельности школьника.
Основой выделения уровней является мысль о том, что содержательная сторона учебных дисциплин включает в себя опыт научного мышления (методы научного познания), который должен быть в том или иной форме усвоен учащимися.
При этом содержательная сторона может быть усвоена учащимися в зависимости от использованных методов обучения на одном из трех уровней:
Установление из рассмотренных уровней достигается с помощью определенных методов обучения. Первому уровню соответствует объяснительно-иллюстративный метод обучения, второму репродуктивный, наконец, третьему уровню соответствует методы проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы обучения.
Любой метод обучения реализуется в фактическом учебном процессе в свойственных ему приемах обучения и их сочетаниях. Значит, применяя подобранные по педагогической сущности приемы обучения, учитель может целенаправленно вести учащихся к усвоению ими содержания на каком-то определенном уровне[6].
Так, для объяснительно-иллюстративного метода сущностными будут любые формы предъявления готового знания. Следовательно, приемы обучения, направленные на усвоение школьниками учебного материала, предъявленного в форме готового знания, будут иметь педагогическую сущность, обусловленную границами объяснительно-иллюстративного метода. Поэтому для организации достижения учащимися первого уровня усвоения содержания могут быть использованы, например, такие приемы обучения: интонационное выделение учителем логически важных моментов предъявляемого материала; инструктаж учащихся (по составлению таблицы, схемы, работе с текстом учебника); намек-подсказка, содержащая готовую информацию; предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание ими смысла и т.п.
Для репродуктивного метода сущностными выступают любые формы организации одноразового или многократного воспроизведения учащимися изученного в условиях стандарта или легко опознаваемой близости к образцу. Поэтому любые приемы обучения, преследующие эту цель, можно использовать для организации достижения учащимися второго уровня усвоения межпредметного содержания. Например:
Для проблемного изложения сущностными будут любые формы включения в раскрытие учителем противоречивого процесса доказательного решения поставленной проблемы. Поэтому для предъявления образцов творческой мысли могут быть использованы, например, следующие приемы обучения:
Для частично-поискового метода в качестве сущностных будут выступать любые формы обучения учащихся отдельным этапам творческого поиска. Значит, приемы обучения, направленные на поэлементное усвоение учащимися черт творческой деятельности под руководством учителя, будут связаны с достижением третьего уровня усвоения межпредметных знаний, например:
Для исследовательского метода сущностными являются любые формы целостного самостоятельного выполнения учащимися творческих заданий. Поэтому все приемы обучения, направленные на организацию усвоения учащимися содержания при условии выполнения творческих заданий могут быть использованы для полноценного достижения третьего уровня усвоения. Такое усвоение сопровождается формированием у них приемов учебной работы, степень овладения которыми является показателем умственного развития. [5]