обучение слепых детей по системе брайля осуществляется по специальным учебникам на основе

Специфика обучения по системе Брайля в коррекционном учреждении III – IV вида

обучение слепых детей по системе брайля осуществляется по специальным учебникам на основе. . обучение слепых детей по системе брайля осуществляется по специальным учебникам на основе фото. обучение слепых детей по системе брайля осуществляется по специальным учебникам на основе-. картинка обучение слепых детей по системе брайля осуществляется по специальным учебникам на основе. картинка .

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ В КОРРЕКЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ III IV ВИДА

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 000 для слепых и слабовидящих детей»

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению мотивации и интереса к обучению по системе Брайля у незрячих, имеющих остаточное зрение. Тифлопедагоги обучают таких детей по плоскопечатному шрифту, что естественно сказывается на ухудшении здоровья и качестве знаний.

Опираясь на опыт работы со слепыми и слабовидящими школьниками, необходимо отметить особую важность овладения ими системой Брайля. Рельефно-точечный шрифт – не только путь сохранения остаточного зрения, но и развитие интеллекта детей в процессе чтения и письма.

Несмотря на то, что информационно-коммуникационные технологии занимают значительное место в нашей жизни, они не могут заменить человеку самостоятельного чтения, удовольствия от прочитанной книги.

Адаптация к жизни у слепых детей не может быть полной без навыков чтения и письма. Сегодня коррекционные учреждения оснащаются компьютерами с брайлевским дисплеем и принтером для того, чтобы незрячие могли прослушать любое произведение, получить интересующую информацию. Это, безусловно, помогает в развитии их компетенций и сохранении остаточного зрения.

Научить ребенка системе Брайля – дело трудное для всех участников процесса: учитель – ученик – родитель. Необходимо ежедневно работать над совершенствованием навыков чтения и письма, постоянно контролировать: повторять ранее изученное, отрабатывать новое. Только совместное желание и стремление помочь школьникам приводит к успеху в их воспитании, обучении и развитии.

Внедрение в практическую тифлопедагогику научных разработок, отражающих специфику коррекционно-педагогической поддержки, позволяет значительно модернизировать и усовершенствовать систему специального образования и осуществление успешной интеграции слепых и слабовидящих в современном обществе.

Для полного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном их поражении школьник получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

Изучение особенностей сенсорного развития детей с патологией зрения диктуется определенным пониманием своеобразия природы и механизмов восприятия в условиях зрительного дефекта, знаниями общих закономерностей, определяющих ход психического развития личности в целом.

Для слепого ребенка осязание – главный фактор познания окружающего мира, так как посредством тактильного восприятия он получает основную информацию о форме предмета, структуре поверхности, температурных признаках, пространственном положении. Поэтому осязание при слепоте выступает как ведущий фактор компенсаторного развития незрячего.

Коррекционная школа для слепых и слабовидящих детей должна давать знания в том же объеме, что и другие образовательные учреждения, так как изучаются те же предметы базисного плана, работа ведется по таким же учебникам, что и в общеобразовательных школах. Разница лишь в том, что дидактические материалы для незрячих напечатаны рельефным шрифтом или укрупненным плоскопечатным.

Специальная (коррекционная) школа № 000 для слепых и слабовидящих детей города Новокузнецка обеспечивает щадящий режим обучения для сохранения зрительных анализаторов через овладение специальной техникой письма и чтения – шрифтом Брайля, реализуя образовательные программы в рамках двенадцатилетнего цикла обучения. Основой образовательной системы школы является коррекционная работа.

Тифлопедагоги учреждения нередко встречаются с проблемой: многие родители не хотят признавать необходимость подготовительной работы с ребенком-дошкольником перед началом обучения его системе Брайля. Им кажется, что он вполне готов к овладению чтением и письмом, но развивающая работа нужна всем незрячим детям без исключения.

Чем лучше развито образное мышление, тем меньше времени нужно ребенку на подготовку к чтению и письму. Но, если у детей отсутствуют навыки ориентирования на плоскости, они не различают геометрические фигуры, не могут выполнять задания типа “на что похоже?”, “выбери лишнее”, им потребуется очень много времени на подготовительную работу.

Таким образом, проблема усвоения системы Брайля может возникнуть в результате:

¾ несформированности образного мышления;

¾ слабо развитого осязания.

Ученики начальной школы с интересом познают, что основой системы Брайля является шеститочие. Они с удовольствием составляют различные комбинации из точек, изучают знаки: буквы, цифры, знаки препинания, нотную систему. При обучении необходимо помнить: брайлевское письмо осуществляется справа налево, а чтение наоборот слева на право.

Возможности детей младшего школьного возраста по овладению рельефно-точечным шрифтом тифлопедагоги нашей школы выявляют уже в ходе выполнения ими первых упражнений, определяя дальнейший путь обучения.

Проблему зеркального изображения букв учитель первого класса и тифлопедагог решают, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.

Например, школьник выполняет следующие задания:

¾ веди указательным пальцем по строке, когда встретишь букву «У», сразу произноси ее;

¾ посчитай, сколько букв «М» и сколько «У» находятся на строке;

¾ на что похожи буква «У» и буква «М»?

¾ чем они отличаются?

Решая проблему зеркальных букв, необходимо использовать ассоциации близкие и понятные ребенку. Обучение чтению и письму по системе Брайля не может проводиться в отрыве от подготовки детей к школьному обучению в целом.

Для того чтобы первоклассник был успешен в овладении системой Брайля, тифлопедагоги мотивируют в нем желание учиться, познавать новое, формируют стремление к практической реализации изученного. Это очень нелегкая и важная задача. Ведь наши дети часто живут, как “растения”, о которых заботятся окружающие. Им, как правило, совершенно непонятно, почему они должны делать что-либо сами, когда есть мама и папа, готовые всегда делать для них и за них все необходимое. Поэтому мы помогаем родителям пересмотреть свою точку зрения на возможности ребенка, изменить отношение к нему и перестроить свое взаимодействие с ним.

Осязание очень важно для изучения шрифта Брайля. Поэтому ведущей задачей школы III – IV вида является развитие тактильного восприятия у школьников в такой мере, чтобы они могли уметь читать любой текст.

Из опыта работы можно предложить следующие действия, которые помогут в подготовке детей к освоению системы рельефно – точечного шрифта:

¾ знакомить детей с понятиями: “гладкий”, “шершавый”, “легкий”, “тяжелый”, “теплый”, “холодный”, используя подходящие предметы;

¾ учить определять, из каких материалов сделаны предметы;

¾ уметь находить предметы, сделанные из одного материала;

¾ учить подбирать одинаковые предметы по величине и форме;

¾ осваивать навыки подбора предметов, одинаковых по двум и более параметрам, например: по форме и величине; по структуре поверхности и форме; величине и весу;

¾ учить подбирать предметы, одинаковые по цвету, если у детей имеется остаточное зрение.

При работе с детьми, имеющими дефекты зрения, большое внимание при чтении и письме необходимо уделять положению рук, постоянно следить за осанкой.

Прежде чем начинать какие-либо действия с брайлевским прибором, грифелем, и другими необходимыми тифлоприспособлениями, с ними нужно познакомиться: посчитать, сколько строк имеет прибор, количество клеток в строке, понять, как устроен прибор, безопасно ли работать грифелем.

В такой же последовательности необходимо знакомить школьников с приборами: прямого чтения, “Брайлевское шеститочие”, азбукой – колодкой. Тифлопедагоги школы придерживаются мнения, что собирать азбуку – колодку нужно слева направо, потому что шпеньки, находящиеся в отверстиях колодки, воспринимаются в виде точек. Если составлять какую-либо комбинацию справа налево, как при письме, ее тактильный образ будет невольно запоминаться ребенком в перевернутом виде.

Работая с колодкой, не рекомендуется говорить слово «напиши», вместо этого употребляем слово «составь». Многие дети сначала затрудняются вставлять шпеньки в отверстия колодки, поэтому тифлопедагоги часто просят их распознать (прочитать) какую-либо букву, когда играют в слова. Тем самым, не соединяя два задания.

Таким образом, правильное построение воспитательно-образовательного процесса в коррекционном учреждении III – IV вида (рациональное использование подобранных методов и приемов, взаимодействие педагогов и родителей обучающихся) значительно повышает уровень усвоения школьниками системы Брайля, что способствует повышению качества знаний слепых и слабовидящих детей и более успешной социализации в обществе.

Источник

Рельефно-точечная система Л.Брайля в обучении слепых и слабовидящих школьников.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Л. Брайля в обучении слепых и слабовидящих школьников

В современной системе специального образования в нашей стране создаются необходимые условия для обучения и получения специализированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В 2016 году произошли серьезные изменения в законодательстве. Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребёнка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И, безусловно, развитие инклюзии в школах, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.

У родителей слепого или слабовидящего ребёнка есть законное право обучаться в любой образовательной организации, реализующей основную образовательную программу. Для такого обучающегося специалистами и педагогами школы индивидуально разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП). Но прежде чем принять окончательное решение, стоит объективно оценить реальные, а не предписанные законом и стандартом условия.

Кадровое обеспечение реализации программы должны осуществлять специалисты, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. В частности, учителя начальных классов и учителя разных предметных областей, которым предстоит обучать слепых и слабовидящих детей, должны иметь высшее педагогическое профильное образование с обязательным прохождением профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области тифлопедагогики или тифлопсихологии, а также владеть:

— рельефно-точечной системой обозначений Брайля (включая специфику записи по своему предмету);

— навыком грамотной диктовки учебного материала, позволяющей осуществлять его запись в линейной системе рельефно-точечных обозначений Брайля;

— методикой использования тифлотехнических устройств, рельефно-графических пособий, наглядного материала и др.;

— базовыми знаниями в области тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Обучение слепых детей рельефному шрифту имеет специфические особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа. Для восприятия шрифта Брайля, прежде всего, необходимо развить осязание незрячего ребенка. На данном этапе предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения, умение ориентироваться на плоскости.

Ученики начальной школы с интересом познают, что основой системы Брайля является шеститочие. Они с удовольствием составляют различные комбинации из точек, изучают знаки: буквы, цифры, знаки препинания. При обучении необходимо помнить: брайлевское письмо осуществляется справа налево, а чтение наоборот слева на право.

Особое значение в обучении имеет интерес ребенка, который поддерживается тифлопедагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, он начинается с буквы, встречающейся в его имени, затем происходит знакомство с буквами из имен его родственников и друзей, любимой пищи, любимых игрушек или занятий. Проблему зеркального изображения букв учитель первого класса и тифлопедагог решают, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.

Обучая школьников чтению руками, педагог должен приучать использовать обе руки, причем указательные пальцы обеих рук должны нести одинаковую нагрузку. Учителю в своей работе необходимо использовать тифлосредства (разборная азбука, колодочка-шеститочие и др.), а также научить детей пользоваться грифелем для ориентировки во время перерывов.

В процессе предметного обучения многообразие учебного материала раскрывается на основе его взаимосвязей и единства с другими изучаемыми дисциплинами. Важным условием эффективной работы является положительное эмоциональное взаимодействие учителя и учащегося, это позволяет обогащать воображение учащихся, вызывая ассоциации, связанные с их жизненным и чувственным опытом, стимулировать развитие речи.

Актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения учащихся является игрокоррекция с использованием здоровьесберегающих технологий, которые способствуют успешному усвоению школьных знаний и умений. Коррекционная направленность игровых технологий нацелена на исправление нарушенных функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушение пространственной ориентировки и др.). Так, учащимся начальных классов предлагаются игры на развитие чувствительности пальцев и их подвижности для лучшего усвоения и восприятия рельефно-точечной системы: «Золушка», «Прокати карандаш между пальцами» и др. Такая работа способствует более быстрой ориентировке на приборе, в клетке прибора, а также чтению зеркальных букв.

В современном специальном образовании применяются информационно-коммуникационные технологии. В образовательных учреждениях для обучающихся на дому школьников активно внедряется дистанционное обучение с использованием современной техники и специального оборудования. Данный вид деятельности позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя частью этого необъятного мира, а не оторванными от него.

На современном этапе развития специального образования предъявляются повышенные требования к профессионализму дефектологов. Учитель, осуществляющий обучение детей, помимо глубоких профессиональных знаний, должен обладать особыми профессионально значимыми личностными качествами: толерантностью, гуманностью, тактичностью, социальным интеллектом, стрессоустойчивостью, коммуникативной культурой, включающей перцептивные и рефлексивные умения, позволяющие понять себя и ученика в совместной деятельности, увидеть достоинства и недостатки в педагогической работе. Эти качества являются объектом особого внимания в системе непрерывного педагогического образования дефектологов. Обязательным условием эффективной работы с учащимися является вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, организация сотрудничества, стимулирование творческих способностей обучаемых.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению мотивации и интереса к обучению по системе Брайля у незрячих, имеющих остаточное зрение. Тифлопедагоги обучают таких детей по плоскопечатному шрифту, что естественно сказывается на ухудшении здоровья и качестве знаний.

Рельефно-точечный шрифт – не только путь сохранения остаточного зрения, но и развитие интеллекта детей в процессе чтения и письма.

Несмотря на то, что информационно-коммуникационные технологии занимают значительное место в нашей жизни, они не могут заменить человеку самостоятельного чтения, удовольствия от прочитанной книги.

Адаптация к жизни у слепых детей не может быть полной без навыков чтения и письма. Сегодня коррекционные учреждения оснащаются компьютерами с брайлевским дисплеем и принтером для того, чтобы незрячие могли прослушать любое произведение, получить интересующую информацию. Это, безусловно, помогает в развитии их компетенций и сохранении остаточного зрения.

Для полного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном их поражении школьник получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

Таким образом, правильное построение воспитательно-образовательного процесса в коррекционном учреждении (рациональное использование подобранных методов и приемов, взаимодействие педагогов и родителей обучающихся) значительно повышает уровень усвоения школьниками системы Брайля, что способствует повышению качества знаний слепых и слабовидящих детей и более успешной социализации в обществе.

Источник

Рабочая программа Обучение чтению и письму по Брайлю 1 год обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по предмету

«Обучение чтению и письму по системе Брайля»

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 4

1.1. Краткая характеристика учащегося: личные данные (Ф.И.О., дата рождения, группа инвалидности), сформированные навыки, навыки требующие коррекции, характеристика психических функций и эмоционально-волевой сферы. ………………………………………………. 4

1.3. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные5-6

1.5. Предметно-тематическое планирование. ………………………………. 8

2. Календарно-тематическое планирование …. …………………………8-10

Нормативно-правовые основы программы.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

«ГОСТ Р 53873-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.09.2010 N 253-ст).

Постановление ГД ФС РФ от 02.06.1999 N 4019-II ГД «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).

Решение Коллегии Минобразования РФ от 09.02.1999 N 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования.

Доминирующая идея программы:

«Программа по реабилитации и социальной адаптации инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении» ГБОУ центра образования № 1 Санкт-Петербурга направлена на оказание своевременной квалифицированной педагогической помощи подросткам и уже взрослым людям. Система образовательных и реабилитационных мероприятий позволяет человеку, потерявшему зрение, вновь включиться в жизнь общества и занять в нем свою собственную нишу. Обучающиеся преодолевают чувства страха, неуверенности в себе, беспомощности и находят силы к новой жизни.

Учащиеся, являющиеся объектом данной программы, как правило, потеряли зрение уже во взрослом состоянии. Причины потери зрения могут быть самыми разнообразными: различные травмы, в том числе после автомобильных аварий, опухолевые заболевания, сосудистые проблемы при диабете и многое другое. Проблема со зрением у них зачастую сочетается с целым комплексом нарушений, связанных с органическими поражениями ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, с расстройствами эмоционально-волевой сферы. При этом перерыв в обучении может составлять до нескольких лет.

Просто продолжать обучение таких учащихся с той точки, где они остановились, нельзя. После потери зрения они фактически оказались в положении безграмотных. Начинать их обучение необходимо с обучения чтению и письму рельефно-точечным шрифтом. В основу обучения чтению и письму слепых положена система рельефно-точечного шрифта Брайля, для усвоения которой требуется достаточный уровень развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Краткая характеристика учащегося.

Главную цель программы можно сформулировать следующим образом:

— помочь в условиях зрительной депривации дать новые знания и

умения в обучении чтению и письму по системе Брайля, социально-

бытовому ориентированию, использованию компьютера с помощью

говорящей программы, научить правильно оперировать этими

знаниями в своей деятельности, грамотно и экономично использовать

Для реализации поставленной цели необходимо

решить следующие задачи:

— формирование мотивации к освоению новых знаний в условиях зрительной депривации;

— формирование компенсаторных умений и навыков при помощи сохранных анализаторов;

Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные.

Требования к уровню подготовки:

1. Сформированность положительной мотивации к обучению письму и чтению по системе Брайля;

2. Повышение уровня адаптивности и самостоятельности обучающегося с ограниченными возможностями зрения;

3. Готовность к самообразованию путем освоения предмета «Обучение чтению и письму по системе Брайля»;

4. Оптимизация личностного развития.

1. Обучение чтению и письму по системе Брайля является обязательным условием освоения всех предметов общеобразовательной учебной программы;

2. Обучение чтению и письму по системе Брайля обеспечивает свободное обучение другим предметам программы («Обучение пользованию ПК без опоры на зрение», «Обучение навыкам пространственной и социально-бытовой ориентировки»).

3. Восполнение депривацией информационного дефицита;

4. Использования письма и чтения по системе Брайля как средства обмена информацией;

5. Использование полученных навыков письма и чтения в повседневной жизни;

1. Учащиеся должны знать:

— историю и значение шрифта Брайля;

— виды приборов для письма по системе Брайля;

— номинацию точек в брайлевском шеститочии, принцип зеркальности;

— специфику и способы осязательного восприятия;

— гигиенические требования к условиям письма и чтения по Брайлю;

— принципы чтения брайлевской книги, членение текста брайлевской книги;

— различные виды шрифтов для незрячих;

— «ключ Брайля» как основу латинского алфавита;

— написание букв русского, латинского и греческого алфавитов;

— написание арабских и римских цифр, математических знаков, обыкновенных и десятичных дробей, обозначения систем мер;

— историю и принципы тифлографии;

— виды рельефно-графических пособий;

— методы самостоятельного изготовления рельефно-графических пособий.

1.4. Содержание программы.

Первый год обучения.

Раздел 1. Знакомство с системой Брайля.

История и значение шрифта Брайля. Принципы построения системы Брайля.

Шеститочие как основа рельефно-точечного письма Брайля. Нумерация точек. Принцип зеркальности.

Специфика и способы осязательного восприятия. Упражнения по развитию осязания. Гигиенические требования к письму и чтению.

Различные приборы для письма по Брайлю. Первоначальные навыки использования прибора и грифеля.

Раздел II. Изучение букв, цифр, знаков препинания.

Точечный состав букв русского алфавита с использованием 4 ступеней «ключа Брайля». Письмо и чтение слов, предложений, текста. Различение зеркальных букв.

Точечный состав арабских цифр и знаков препинания. Выполнение тренировочных упражнений.

Раздел III. Система Брайля при изучении русского языка.

Культура чтения брайлевской книги. Упражнения на чтение. Виды членения текста в брайлевской книге. Выделение текста на письме по Брайлю.

Ориентировка в приборе Брайля. Упражнения на письмо.

Фонетический, морфемный и словообразовательный разбор слова. Обозначения по системе Брайля. Обозначения при синтаксическом разборе словосочетания и предложения. Обозначения схем предложений.

1.5. Предметно-тематическое планирование.

Первый год обучения.

2. Календарно-тематическое планирование.

1. Обучение чтению и письму по системе Брайля.

Первый год обучения. 52 учебных часа.

Первое полугодие. (26 учебных часа).

Название разделов и тем уроков

Календарные сроки прохождения программы

Календарные сроки фактического прохождения программы

Знакомство с системой Брайля

История и значение шрифта Брайля

Шеститочие в системе Брайля. Принцип зеркальности.

Специфика и способы осязательного восприятия.

Гигиенические требования к условиям письма и чтения.

Письменные принадлежности для письма по Брайлю.

Первоначальные навыки при использовании прибора и грифеля.

Изучение букв, цифр, знаков препинания

Изучение точечного состава букв «А», «М», «У».

Письмо и чтение коротких слов с буквами «А», «М», «У».

Изучение точечного состава и форм букв «К», «Л».

Чтение и письмо букв «К» и «Л» в составе слов.

Изучение точечного состава и формы буквы «Р» и литературной точки.

Изучение точечного состава буквы «И».

Буква «И» и знаки препинания: запятая, тире, дефис, знак переноса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *