обучение ору проводят различными способами
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Методические указания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
8вильной осанки (это особенно важно для детей и подростков), чтобы создать установку на сохранение её при выполнении следующих упражне-ний;вторым и третьим выполняются упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба, приседания, выпады и т.д.). Эти упражне-ния активизируют действие всех органов и систем, что важно для подго-товки организма к предстоящей работе; • следующими в комплексе должны быть упражнения для различных групп мышц (рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу следует включать последовательно различные части тела. Первая серия этих упражнений выполняется в таком порядке :а) для мышц шеи; б) для мышц рук и плечевого пояса; в) для мышц туловища; г) для мышц ног. Вторая и третья серии следуют в таком же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такой порядок следования упражнений позволяет постепенно увеличивать нагрузку и чередовать работу различных частей тела, что повышает эффективность мышечных усилий для активного отдыха работающих мышц. Далее в комплекс включаются 2 – 3 наиболее интенсивных и сложных упражнений для всех частей тела. В конце комплекса выполняются упражнения умеренной интенсивности. Каждое упражнение в комплексе повторяется от четырех до восьми раз. Требования к проведению ОРУ: 1.Одновременный показ с объяснением упражнения. 2.Правильная гимнастическая терминология. 3.Идеальный и зеркальный показ упражнения. 4.Наличие методических замечаний и указаний. 5.Хороший контакт с группой. Схема проведения ОРУ Существует последовательность – схема проведения общеразвивающего упражнения: 1.Объяснение упражнения. 2.Команда для исполнения исходного положения: «И.П. – ПРИНЯТЬ!» 3.Команда для начала упражнения “Упражнение начи –НАЙ!” 4.Замечания в процессе выполнения упражнения. 5.Команда для окончания упражнения. 6.Команда «Вольно».
9 1. Объяснение упражнения (способы информирования занимающихся об упражнении): а) называется исходное положение, с какого положения тела начинает-ся движение; б) объясняются пути, совершаемые конечностями или телом при ис-полнении упражнения (по амплитуде и направлению); в) объясняется способ исполнения движения (махом, силой, согнув-шись или прогнувшись и т.д.); г) называется конечное положение. В зависимости от задач и условий проведения преподаватель может пользоваться различными способами информирования: обычным, расчлененным, только рассказом, только показом. Обычный способ. Преподаватель называет и одновременно с этим показывает упражнение полностью. Расчлененный способ. Преподаватель показывает и называет упражнения по частям, предлагая занимающимся выполнять движение одновременно с показом. Этот способ позволяет преподавателю исправлять ошибки, тем самым обеспечивая более точное выполнение заданного упражнения. Только рассказ. Преподаватель называет или перессказывает упражнение, не показывая его. При таком способе выполнения упражнений занимающиеся проявляют больше самостоятельности. Только показ. Преподаватель показывает упражнение, не называя его. После показа он может подать команды для начала и окончания упражнения или может предложить занимающимся копировать все его действия. 2.Команда для исполнения исходного положения. Для принятия ис-ходного положения при выполнении общеразвивающих упражнений пода-ются команды: «Исходное положение ПРИНЯТЬ!», или «СТАВЬ!», или «СЕСТЬ», или «ЛЕЧЬ» и др. 3. Команда для начала упражнения. Для начала упражнения подаётся команда: « Упражнение начи-НАЙ!», а при выполнении упражнений в индивидуальном темпе – «Приступить к выполнению упражнения!». Необходимо помнить, что если упражнение начинается в какую-либо сторону, то в предварительной команде добавляется: « Вправо (влево) начи-НАЙ!».4. Замечания в процессе выполнения упражнения. При выполнении упражнения некоторые занимающиеся допускают ошибки при выполнении движения. Преподаватель должен немедленно их устранить, пользуясь подсказкой, подсказывающим зеркальным показом и подсчетом. Он может делать указания, не прекращая выполнения упражнения, но если ошибки допускают много занимающихся, то целесообразно прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки, более под-
10робно рассказать о назначении данного упражнения и о последствиях до-пущенных ошибок. 5. Команда для окончания упражнения. Для окончания упражнения подаются команды: «Стой!» ( как правило), «Закончить упражнение!» (ес-ли этому предшествовала команда «Приступить к выполнению упражнения!»). 6. Команда «Вольно!» После каждого упражнения подается команда «Вольно!» Но по предварительной договоренности с занимающимися можно принимать положение «Вольно!» после команды «Стой!» самостоятельно. Если упражнение выполнялось лежа, то по команде «Стой!» занимающиеся переходят в положение сидя. Для перевода их в положение стоя подается команда «Встать!» Способы проведения ОРУВ практике работы существует ряд способов проведения общеразвивающих упражнений. Раздельный способ выполнения упражнений, при котором каждое упражнение выполняется раздельно из исходного положения и заканчивается тем же исходным положением. Имеются паузы между отдельными упражнениями. Этот способ считается основным по ряду обстоятельств: 1) допускается возможность обучения и объяснения (позволяет точно поставить задачу перед исполнением упражнения и во время его выполнения делать соответствующие поправки); 2) допускается возможность варьировать физическую нагрузку (паузы между выполнением упражнения). Поточный способ. Сущность его заключается в том, что все упражнения комплекса выполняются непрерывно, без остановки. Составляя комплекс упражнений поточным способом, рекомендуется:использовать знакомые и относительно простые по форме упражнения;продумать логичность переходов от одного упражнения к другому;сохранить однотипный размер счета. В практике работы существуют следующие варианты проведения общеразвивающих упражнений поточным способом:с предварительным объяснением следующего упражнения;с объяснением следующего упражнения в момент его выполнения; • без объяснения. Первый вариант проведения следует признать основным, так как он свободен от присущих другим вариантам недостатков, а именно:1) нарушается техника исполнения при первых попытках выполнить упражнение;
1Движение частей тела Основные движения головы:
1.Наклоны головы: вправо, влево, вперед, назад.
2.Повороты головы: направо, налево.
3.Круговое движение головой: вправо, влево.
4.Движения головой: вправо, влево, вперед, назад.
Основные положения рук:1.Руки вниз.
Промежуточные положения рук: 1. Руки вперед-книзу.
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Автор: Устюжанин Антон Владимирович
Что называют общеразвивающими упражнениями
Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
Общеразвивающие упражнения используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы и поэтому классифицируются по анатомическому признаку:
. Упражнения для рук и плечевого пояса.
. Упражнения для шеи.
. Упражнение для ног и тазового пояса.
. Упражнения для туловища.
. Упражнения для всего тела.
. Упражнения для формирования правильной осанки.
В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеча.
Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости.
Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, отведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений.
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Стилизация движений. Такие естественные движения и навыки, как ходьба, бег, наклоны, приседания и т.п., становятся гимнастическими упражнениями благодаря четкой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения.
Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение. Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т.п.). Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, лесу, на пляже)
Особенности проведения ОРУ с использованием предметов
При занятиях ОРУ используются предметы с различной целью, чаще всего как отягощения, а также как средство воспитания точности движений и повышения интереса к занятиям.
Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющий их направление и амплитуду. Также её можно применять как опору для упражнений в упорах и висах при занятиях с партнерами.
Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через неё: на двух и на одной ноге, с вращением скакалки вперед и назад, на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками, с двойным вращением, в приседе и ряд других прыжков. Применяется длинная скакалка для перепрыгиваний при вращении ее за концы двумя партнерами.
Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. Малые мячи (теннисные) применяются также для метания в цель.
Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (к примеру, прогибания лежа с опорой спиной о мяч).
Гантели разного веса широко применяются как отягощения, усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подготовки в спортивных видах гимнастики и атлетической гимнастике и не являются типичными средствами при занятиях общеразвивающими упражнениями в видах гимнастики оздоровительной направленности.
Наиболее действенными методами обучения ОРУ являются: метод обучения в целом и по разделениям. При этом можно применять способы обучения по показу, по рассказу и комбинированный.
Обучая ОРУ «по показу», одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счет. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчет и показ. Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!». Она подается вместо последнего счета.
При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение», «Выполняйте упражнение как я», «Закончить упражнение».
2. Способ обучения в целом по рассказу. Этим способом пользуются при обучении более простым упражнениям или с целью активизировать внимание занимающихся. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и кратко объясняет, какие движения следует выполнять на счет «раз», «два» и т.д. Команды аналогичны тем, какие подаются при обучении способом «по показу».
При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность занятия.
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:
— содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц, оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения с отягощением и упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость);
— интервалов отдыха между упражнениями (сокращения пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
— темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);
— исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Например: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).
Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.
При индивидуальных занятиях оценивать нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию, ориентируясь на чувство утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становиться трудно.
В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.
путем прощупывания (у запястья, на шее) подсчитывается число ударов за 10 или 15 секунд по сигналу преподавателя перед началом занятия (исходный пульс) и в отдельные его моменты (после пиков нагрузки, в момент восстановления и т.п.). это число умножается на 6 или 4, и определяется количество ударов в минуту;
Общеразвивающие упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, особенно на опорно-двигательный аппарат. Они довольно просты и не требуют продолжительного разучивания.
Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, ПТУ. Вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении занятий основной, ритмической и производственной гимнастикой. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.
Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.
Овладение ОРУ является школой двигательной подготовки. Начиная с элементарных, односуставных движений, занимающиеся последовательно переходят к более сложным упражнениям. Этап начальной подготовки в спорте также характерен применением большого объема ОРУ. Данные упражнения легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение придается ОРУ в формировании правильной осанки.
Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста в детском саду
Надежда Алексеевна
Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста в детском саду
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.
Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх, во время физкультминуток в сочетании с закаливающими процедурами на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
В методику проведения упражнений входят: организация детей (построение их для выполнения
упражнений,подготовка, раздача пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениям.
Младший дошкольный возраст(1-2 мл. гр)
Организация детей для проведения ору имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве ; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.
Воспитателю необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел выполнение движений воспитателем. На все это отводится примерно 15- 30 с, иначе внимание детей рассеивается.
Для выполнения ору малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру, взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова «большой круг», нужно заранее сделать круг на полу из длинной веревки. Малыши могут стоять в свободном построении.
Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро. В младших группах используются погремушки, флажки, ленточки, платочки, сулнчики, колечки, кубики, мячи средних размеров, стулья.
Воспитатель заранее готовит пособия : кладет их на пол по кругу или на каждый стул. Иногда педагог сам раздает предметы. Мячи можно выкатить из сетки сразу или прокатывать каждому.
Мелкие предметы не должны быть многоцветными (достаточно одного или двух цветов, иначе дети начинают отвлекаться, рассматривать, что есть у товарища.Пособия двух цветов удобны и как пространственные ориентиры : они помогают приучить детей к различению правой и левой стороны. Цвет предмета должен быть насыщенным, ярким (на физкультурных занятиях и утренней гимнастике красные флажки не используются).
Малышей учат пользоваться пособиями : показывают, где лежат предметы, как их брать, держать. Это проводиться в начале года, когда пособие вносится впервые. Все указания дают детям по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого указания, напоминания.
Методы и приемы обучения. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у него радостное настроение.
Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения ; каждое упражнение повторяется целиком, в неизменном виде.
Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает им принять нужное исходное положение,при этом часто прибегает к образным сравнениям: «Расставьте немного ноги, поставьте их так, чтобы получилась ровненькая дорожка».Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Предлагаемый образ должен быть хорошо знаком детям. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Это побуждает детей лучше передать характер движения.
Отличительной особенностью объяснения является то,что оно носит целостный характер : «Присесть, постучать флажками об пол, выпрямиться».При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги, спину. Воспитателю надо помнить, что малыш порой не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку.
По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному выполнению движений. Не все распоряжения понятны каждому ребенку, иногда надо помочь ему принять правильное положение, при котором малыш легко справиться с заданием.
Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать заканчивать упражнения. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не дается.
При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того, как ребенок выполнил движение. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме. Таким образом,оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений : «Хорошо, легко подпрыгивает Лена, как мячик!».Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Сережа тоже поднимет руки вверх и посмотрит на них». Воспитатель напоминает ребенку, как нужно правильно выполнить упражнение. Общая и индивидуальная
1 младшая группа
ОРУ их дети могут выполнять, стоя врассыпную или в кругу. В каждое занятие следует включать 4 – 5 ору, выполняемых из разных исходных положение, а также упражнения для формирования правильной осанки и развития свода стопы. Любое упражнение в зависимости от степени сложности повторяется 4 – 5 раз. При разучивании нового упражнения темп выполнения может быть несколько медленнее обычного, а количество повторений сокращается до 3 – 4 раз.
2 младшая группа
К детям четвертого года жизни предъявляются более высокие требования с точки зрения качества выполнения ору (не сгибать колени при наклонах, подниматься на носки и др.). В содержание занятий включают 5 – 6 ору, которые выполняются из разных и. п. и повторяются 4 – 6 раз. Темп выполнения в основном средний. Упражнения для мышц туловища следует проводить в более медленном темпе. При разучивании новых ору их сначала показывают и объясняют последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами : «Высоко поднимем флажок, помашем им. Опустим руки вниз. Как и ранее, широко используется имитация, зрительные ориентиры, предметы (султанчики, погремушки, кубики и т. п.).
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ср. гр.)
Организация детей. С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок, быстроты реакции, умения двигаться. Надо вспомнить, что у детей необходимо создавать радостное, бодрое настроение. Разнообразный, иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо дня в день неизменных форм проведения упражнений.
В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, по три, по четыре (ведущих назначает воспитатель) или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.
Основным является построение в три колонны или три звена.
При свободном построении пособия подготавливаются заранее.Их раскладывают по- разному: в шахматном порядке, по пересекающимся линиям или параллельно. По сигналу каждый ребенок занимает место у любого пособия. С введением нового варианта построения целесообразно но одном – двух занятиях подряд поупражнять в этом детей.
Подготовка и раздача пособий. В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Заранее их количество и расположение. Для работы с детьмипятого года жизни рекомендуются следующие пособия : флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи (большие, средние, малые, набивные, косичка (короткий шнурок с петлей и пуговкой, мешочки, обручи, палки, кегли, стулья.
Мелкие предметы, так же как и в младшей группе, кладут на стулья ; обручи, палки, мячи располагают по нескольку штук в разных местах зала ; обручи, палки – на подставках или раскладывают на полу вдоль стены ; мячи – на стеллажах в углублениях или на полу в обручах по нескольку штук в каждом. Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.
Методы и приемы обучения. В начале учебного года методика обучения ору такая же, как и в мл. гр..Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим меняется характер некоторых методов и приемов.
Показ упр-я без объяснения воспитатель дает 1 – 2 раза, затем с замедлением отдельных частей упр-я и соответствующим объяснением. При этом важно обозначать словами направление отдельных частей тела. Например, отводя руку в сторону с мячом, говорить «налево», «направо». Сочетание движений и слова делает более отчетливыми и осознанными пространственные представления детей. Дети 4 – 5 лет могут правильно выполнить лишь основные элементы упр я, их и нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснении и оценке движений не отмечает. Необходимо проверить у детей точность и. п., напомнить, что упр-е надо начинать и заканчивать одновременно. Упр-е сопровождается краткими командами – указаниями( «Присесть – встать!», «Посмотреть на палку, поднять – опустить!» ит. п.). Во время выдоха в некоторых упр-ях дети могут проговаривать вместе с воспитателем немногосложные слова (например «вниз»). Это помогает осознанному овладению движением.По окончании упр-я педагог дает краткую положительную оценку: «молодцы, хорошо держали спину, ровно, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упр-я и создает положительные эмоции.
Когда детям упр-я знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методови приемов обучения схематично выглядит следующим образом: упр-е называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию и. п. и его проверка у детей, команда к началу упр-я, распоряжения по ходу упр-я («Присесть – встать!») и указания к качеству выполнения («Присели, колени развести», «руки прямые» и т. п.).
В зависимости от того, как упр-е усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части упр-я или те, которые не получаются у большинства детей ; дается краткое описание движений без показа или только его название. Позже перед детьмиставится новая задача : вспомнить порядок, способ выполнения упр-я; предварительно дается установка – заметить и запомнить последовательность движений. Можно спросить 1 – 2 детей, как выполнить упражнение. Конечно эти приемы сложны, но эффективны для формирования двигательных навыков, поэтому их можно использовать их можно в конце учебного года.
Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя. Отдельные слова на усвоение пространственных ориентировок детьми проговариваются, затем это упражнение выполняется под счет воспитателя. В средней группе можно для проведения ору ввести музыкальное сопровождение, что благотворно влияетна качество выполнения движений.
(В занятие следует включать 6 – 7 ору, которые выполняются из разных и. п. и повторяются 4 – 6 раз. ОРУ для мышц туловища, а также все новые нужно выполнять в более медленном темпе ис меньшей дозировкой (не более 4 раз). Необходимо продолжать учить детей занимать правильное и. п., четко выполнять все промежуточные положения. Пока упражнение не освоено, дается наглядный образец его выполнения. Дети могут выполнять ору с предметами (шнурами – круглыми и сплетенными в косички, обручами, палками). Воспитатель особенно внимательно следит за тем,чтобы ребенок не задерживал дыхание : оно не должно быть прерывистым или учащенным.)
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Организация детей. В начале года старшей группе используются в основном те же построения, что и в средней групп е. Новым является построение в несколько кругов у пособий (например, у больших обручей), построение в шахматном порядке (после того, как дети встанут в 3 – 4 колонны, второй и четвертой колонне дается команда сделать два шага назад или вперед, затем все поворачиваются направо или налево). Построение в один круг используется для упражнений с мячами, скакалками.
Усложнение построений заключается не только в их разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Возрастает роль слова : больше используются указания, распоряжения, команды ; меньше предметных ориентиров.
Подготовка и раздача пособий. Дети старшего дошкольного возраста большинство пособий заранее подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий.Используются разнообразные пособия : флажки, ленты (с палочками и без палочек, кубики, большие кубы, скакалки, кегли, мешочки с песком, мячи малые, средние, большие, волейбольные, мячи набивные, веревки, палки короткие и длинные, обручи большие и малые, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.
Детям чаще дают те пособия, которые требуют коллективного выполнения упражнений : гимнастические скамейки, большие обручи, набивные мячи. Реже используются флажки.
Как и в средней группе, практикуются разнообразные приемы раздачи и сбора пособий, преимущество отдается тем, которые требуют меньше времени. Продолжается работа над воспитанием бережного, аккуратного отношения к пособиям, поощряется самостоятельность и инициатива, оказание помощи товарищам.
Методы и приемы обучения. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнение упражнений, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.
Многие упражнения, которые проводились в средней группе, повторяются, или из известных элементов составляются новые комбинации.
В тех, случаях, когда упражнение выполняется детьми неуверенно или дается в новой комбинации, целесообразно показать и объяснить его. Учитывая двигательный опыт детей, можно показ проводить одновременно с объяснением. Отдельные части упражнения, хорошо знакомые детям, не объясняются,а только называются, более сложные элементы раскрываются подробнее.
Можно предложить детям вспомнить хорошо знакомые им упражнения и кратко описать порядок их выполнения. Обычно отвечает кто – то один, но в течение года привлекают к ответу всех детей. Это еще больше способствует развитию у дошкольников двигательных представлений, приучает их к анализу движений. Простые, знакомые упражнения дети выполняют самостоятельно по команде, распоряжению.
Время от времени возвращаются к показу хорошо известных упражнений. так как для совершенствования движения необходима точность и четкость выполнения каждого элемента.
Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, демонстрировать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.
Во время повторения упражнений воспитатель, так же как и в средней группе, проходит между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания,помогает отдельным детям.
СТАРШАЯ ГРУППА
С детьми шестого года жизни проводятся упражнения с палками, обручами, мячами, шнуром. Во второй половине года следует предусматривать упражнения с набивными мячами (весом 1 кг), но не более трех на одном занятии. Предметы, используемые для ору, раздают и убирают сами дети. Воспитатель лишь напоминает,как их надо переносить.
На этапе закрепления и совершенствования движений ребёнок сознательно воспринимает задания, действует целенаправленно, точно, красиво, выразительно. На этом этапе педагог может использовать выполнение упражнений под счет, музыку ; вносить творческие задания, предлагая детям изменить, сделать по – другому одному или группой физическое упражнение. Знакомые детям упражнения только называются («Следующее упражнение – повороты вправо – влево с разведением рук в стороны»). Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу их повторения педагог даёт дополнительные указания, помогает ребёнку прикосновением руки выпрямиться и т. д., подбадривает, поощряет («Хорошо, Таня, выполняешь приседание, спина прямая, голову не опускаешь!»). Иногда (если большинство детей затрудняются, делают ошибки) возникает необходимость в дополнительном показе упражнения. Можно привлечь к этому ребенка, который выполняет его правильно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Основные принципы их подбора те же, что ив старшей группе. На одном занятии дети выполняют 8 – 10 ору из разных и. п., повторяя их 6 – 8 раз преимущественно в среднем и быстром темпе, в зависимости от степени новизны и трудности. Многие ору, предусмотренные «Программой», требуют значительного физического напряжения, поэтому важно правильно определить их дозировку и темп выполнения. При выполнении таких упражнений, как поднимание туловища из и. п. лежа, прогибание, лежа на животе, и др., дыхание должно быть произвольным. Необходимо продолжать учить детей правильно принимать и. п., точно соблюдать промежуточные и конечные положения, согласовывать ритм дыхания с характером упражнения, добиваться завершенности движений, их выразительности, красоты. В целях поддержания у детей интереса к ору следует изменять и. п., темп и амплитуду движений. Большое значение имеет также оценка качества выполнение упражнений.
Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом. Фитбол-гимнастика.
Колядки. Сценарий для детей средней-старшей группы в детском саду (походы по группам) Колядки. Сценарий для детей средней-старшей группы в детском саду (походы по группам) Цель: вызвать интерес к традициям и искусству русского.
Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшего дошкольного возраста Комплексы ОРУ для детей 5-6 лет. «Герои сказок», на гимнастической скамейке 1. И. п. – сидя верхом на скамейке друг за другом, (Баба-яга.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Структура прогулки: 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,.
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего возраста. Физиологи считают движение врожденной,жизненно необходимой потребностью. Двмгаясь,ребёнок познаёт окружающий мир,учится любить его и целенаправленно.
Методика проведения родительских собраний в детском саду «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам Для фиксации меняющихся природных объектов могут.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам. Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2 младшая группа).
Тематический план по художественной литературе по всем возрастным группам из опыта работы 2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ выполнила Чикуленко Мира Николаевна художественная.
Значение общеразвивающих упражнений для дошкольников и методика их проведения. Ушинский к. д. :Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.