обучение орфографии на основе фонематического принципа основывается на понятии
Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма
Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Описание работы
Содержание
Введение………………………………………………………………..стр.3
Глава I
§1.1 Понятие об орфографии и ее разделы………………………стр.5
§1.2 Принципы русской орфографии……………………….………стр.8
§1.3 Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка и формирование фонематического слуха в начальной школе……………………………………………………. стр.15
Выводы по I главе…………………..…………………………………стр.22
Глава II Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Введение……………………………………………………………. ….стр.23
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова….стр.25
§2.2 УМК «Планета знаний»…………………………………………..стр.28
§2.3 УМК «Перспективная начальная школа»……………………..стр.30
Выводы по II главе………………………………………………………стр.32
Вывод……………………….……………………………………………..стр.33
Список использованной литературы…………………………………стр.34
Работа содержит 1 файл
Обучение младших школьников орфографии на основе фонематическог принципа письма.doc
Московский Педагогический Государственный Университет
Факультет начальный классов
Курсовая работа по теме:
«Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма»
Выполнила: Студентка 301 «а» группы
Руководитель: Зотова С. В.
§1.1 Понятие об орфографии и ее разделы………………………стр.5
§1.2 Принципы русской орфографии……………………….………стр.8
§1.3 Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка и формирование фонематического слуха в начальной школе……………………………………………………. стр.15
Глава II Анализ программ по русскому языку в начальной школе
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова….стр.25
§2.2 УМК «Планета знаний»…………………………………………..стр. 28
§2.3 УМК «Перспективная начальная школа»……………………..стр. 30
Список использованной литературы…………………………………стр.34
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
“Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты»
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
— на основе анализа программ по русскому языку для начальной школы выявить как фонематический принцип реализуется в школьной практике.
— определить методическую обеспеченность обучения орфографии на основе фонематического принципа письма, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;
§1.1 Понятие об орфографии и её разделы
А. А. Реформатский дает следующее определение орфографии. Орфография – это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний, 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов
§1.2 Принципы русской орфографии.
Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
Орфографические принципы определяют выбор одного написания там, где есть орфограммы, т. е. там, где возможны два или более разных написания. На основе этих принципов вырабатываются орфографические правила, или обобщающие предписания.
В современном русском языке выделяют 4 основных принципа орфографии: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий. Далее рассмотрим каждый принцип подробно.
Морфологический принцип предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах – корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний.
Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава, ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) – определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д.
Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова.
Морфологический принцип мотивирован законом устойчивости языкового знака. Закон устойчивости проявляется в том, что в языках мира определенный план выражения знака (отрезок речевой цепи) вызывает в сознании носителя языка определенный образ (план содержания знака). Взаимосвязь плана выражения и плана содержания устойчива, и это обеспечивает надежность коммуникации: передавая определенное значение последовательностью звуков, говорящий рассчитывает на то, что слушающий активизирует в своем сознании это значение. Благодаря морфологическому принципу орфографии на то же самое вправе рассчитывать пишущий: то же самое значение (лексическое для целого слова, грамматическое для морфемы) актуализируется в сознании читателя.
Существует мнение, что морфологический принцип письма является основным, так как ему подчинено написание большей части слов русского языка.
Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ (после ранней смерти Крушевского Бодуэн указывал на его приоритет).
Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма
Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Описание работы
Содержание
Введение………………………………………………………………..стр.3
Глава I
§1.1 Понятие об орфографии и ее разделы………………………стр.5
§1.2 Принципы русской орфографии……………………….………стр.8
§1.3 Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка и формирование фонематического слуха в начальной школе……………………………………………………. стр.15
Выводы по I главе…………………..…………………………………стр.22
Глава II Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Введение……………………………………………………………. ….стр.23
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова….стр.25
§2.2 УМК «Планета знаний»…………………………………………..стр.28
§2.3 УМК «Перспективная начальная школа»……………………..стр.30
Выводы по II главе………………………………………………………стр.32
Вывод……………………….……………………………………………..стр.33
Список использованной литературы…………………………………стр.34
Работа содержит 1 файл
Обучение младших школьников орфографии на основе фонематическог принципа письма.doc
Фонематический слух у детей развивается рано. Нормально развивающиеся малыши к двум годам различают слова, отличающиеся одним звуком; на третьем году дети замечают неточности в произношении товарищей, неправильное произношение намеренное искажение слов взрослыми. На четвертом и, особенно, на пятом году сознательно пытаются освоить трудно дающиеся им звуки в словах.
Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности ученика — фонетический разбор. Как правило, фонетический разбор проводится на этапе обучения грамоте при знакомстве детей с буквами и звуками, которые они обозначают. Далее работа надо орфографией на основе фонематического принципа письма ведется при изучении орфограмм. Как уже было сказано ранее, все основные правила русского языка основаны на фонематическом принципе.
Итак, орфография – это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний, 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.
Основные принципы, лежащие в основе русской графики – морфологический и фонематический, притом эти принципы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. В русском языке письмо фонематическое.
При обучении младших школьников орфографии, т. е. при формировании у них орфографического навыка, необходим личностный подход к каждому учащемуся, таким образом обеспечивается успешность обучения. Для успешного формирования орфографического навыка необходимо одновременно развивать культуру речи младших школьников.
При обучении детей орфографии на основе фонематического принципа необходимо формировать у учащихся фонематический слух.
Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Русский язык среди школьных дисциплин имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук.
Содержание о построение курса русского языка определяется программой. Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. Цель изучения различных программ обучения русскому языку в начальной школе – выяснить, каким образом реализуется фонематический принцип обучения орфографии в современной начальной школе.
Фонематический подход был разработан еще в 60-е годы профессором М.В. Пановым и тогда же частично стал применяться в средней школе. Для начальной школы в этом направлении многое было сделано Д.Б. Элькониным, В.В. Репкиным, П.С. Жедек и др.
Так, харьковские психологи В.В. Репкин. и П.С. Жедек в 60-70-е годы разработали и создали учебники (начиная с букваря), в которых последовательно реализовывалась идея обучения орфографии на теоретической основе. Результаты, полученные в ходе эксперимента, убедительно свидетельствовали об эффективности предлагаемой системы обучения. В первых классах к концу учебного года достигалась стопроцентная орфографическая зоркость учащихся, а впоследствии, к 6-му классу, обеспечивалась орфографическая грамотность, значительно более высокая, чем в массовых школах.
Ориентация на фонематический принцип коренным образом перестраивает содержание обучения правописанию. На начальную школу в этом случае возлагаются ответственейшие задачи: во-первых, обеспечить формирование подлинной орфографической зоркости (вооружить учащихся знанием признаков, по которым можно находить большую часть орфограмм, независимо от того, знают ли они соответствующее правило); во-вторых, подвести учащихся к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка действий по правилу (нахождение сильной позиции звука(фонемы) в данной части слова. Именно на начальном этапе эти базовые орфографические умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы впоследствии их можно было развивать, а не перестраивать.
Но фонематическая орфография не была поддержана официальной программой, стала основной в программах развивающего обучения. В последнее время она все шире проникает в традиционную школу.
Проанализируем следующие программы по русскому языку в начальной школе: «Систематический курс русского языка», авторы Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук (УМК «Перспективная начальная школа»), «Русский язык», авторы Л.Я. Желтовская, Т. М. Андриянова (УМК «Планета знаний»), Репкин В. В., Некрасова Т. В. (система развивающего обучения Эльконина – Давыдова).
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова
В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит в детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучению языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодавлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.
Помимо фонематического принципа учащимися должен быть усвоен также и морфологический принцип. Его содержание может быть раскрыто и осознано учащимися только после того, как они усвоили понятие морфемы и убедились в единообразии написания морфем разных типов (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Более того, хорошо объясняя уже известные орфографические факты, этот принцип не дает оснований для самостоятельного нахождения способов решения орфографических задач, связанных с написанием новых, еще не изученных морфем. Для каждой из них должны быть усвоены специальные правила, которые затем могут быть подведены под морфологический принцип]. Совершенно очевидно, что усвоение этого принципа, даже если бы оно и обеспечивалось в школьном обучении, не создает условий для формирования учебной деятельности в описанном выше ее понимании.
Иные возможности для решения этой задачи возникают при ориентации обучения на фонематический принцип письма. Во-первых, содержание этого принципа может быть достаточно полно выявлено при анализе орфографической формы одной морфемы (например, корня) и даже нерасчлененной словоформы. Во-вторых, выяснение этого принципа позволяет учащимся самостоятельно находить способы решения новых орфографических задач. В-третьих, реализация фонематического принципа письма требует от учащихся самостоятельного анализа и обобщения связи между значением каждой новой морфемы и ее фонемной структурой, т.е. конструирования системы понятий, характеризующих слово как языковой знак. Именно это обстоятельство позволяет в процессе усвоения фонематического принципа письма сформировать у учащихся поисково-исследовательскую учебную деятельность.
Таким образом, исходя из интересов формирования учебной деятельности, представляется целесообразным строить начальный этап развивающего обучения русскому языку как обучение умению решать орфографические задачи, опираясь на понимание фонематического принципа русского письма. Это, разумеется, не означает, что содержание обучения ограничивается орфографией. Уже само выявление фонематического принципа письма и его последующая конкретизация требуют усвоения достаточно широкого круга фонетических и морфологических понятий.
Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы построена на тех же психолого-педагогических основаниях, что и программа для трехлетней начальной школы.
§2.2 УМК «Планета знаний»
УМК планета знаний относится к традиционным программам обучения. В основе этой программы заложен принцип вариативности, т. е. существует минимум знаний, который ребенок обязан усвоить и (инвариантная часть) и вариативная часть, которая предполагает изучение материала, расширяющего кругозор ребенка. В данной программе не выделяется опора на обучение орфографии согласно фонематическому принципу письма, но тем не менее, так как письмо в русском языке фонематично, этот принцип реализуется через орфограммы (80% слов в русском языке подчиняются фонематическому принципу письма).
В первом классе орфографической работе уделяется огромное внимание. Цель этой работы – сформировать орфографическую зоркость детей, умение выделять орфограммы, объяснять ее и проверять. Дети учатся определять сильные и слабые позиции звуков в слове. К таким орфограммам относятся:
§2.3 УМК «Перспективная начальная школа»
УМК «Перспективная начальная школа» относится к традиционным программам обучения младших школьников, но она сочетает в себе черты развивающих систем обучения Занкова и Эльконина-Давыдова и систем традиционного обучения.
По окнончании букварного периода младшие школьники должны уметь выполнять правила записи слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща и др., находящимися в сильной позиции.
Принципы развивающего обучения стали основаниями для последовательной фонетической работы. Организация фонетической работы начиная с первого класса является решением для множества орфографических задач.
Программа ориентирована на орфоэпические правила и в первом и втором классах для звукового анализа выбираются слова, где гласные звуки находятся в сильных позициях. В третьем и четвертом классах разъясняется между московской нормой произношения и возможными нормами произношения в других регионах.
Начиная со второго класса ведется серьезная фонетическая работа. Во втором классе изучаются фонетические чередования, парные глухие и звонкие согласные на конце слова и перед шумными согласными, изучаются различные способы проверок таких слов.
В третьем классе вводится понятие орфограммы, закрепляются правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. По окончании третьего класса учащиеся должны четко знать, что такое орфограмма и различные способы проверки орфограмм ( путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря)
Самостоятельная работа по методике преподавания русского языка на тему: «Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
по МДК «Русский язык с методикой преподавания»
на тему: «Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»
студентка 3 «А» группы
________ Джубаньязова Л.С.
________ Шалдаева В.В.
Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь своя специфика, обусловленная возрастом детей и ограниченностью у них теоретических знаний.
Из всей совокупности практических языковых и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы, особое место принадлежит орфографическим умениям и навыкам.
Традиционно эти умения в начальных классах проверяются диктантами и списыванием текстов. В результате создается относительно благополучная картина сформированности орфографических навыков. Но она оказывается иллюзорной, как только детям предлагаются изложения и сочинения. Сразу бросается в глаза разрыв между орфографическими умениями и навыками. Следовательно, при характеристике орфографической грамотности учащихся следует четко разграничивать два ее показателя: уровень сформированности орфографических умений и уровень сформированности орфографических навыков. Умения формируются систематическими упражнениями и диктантами, а навыки – изложениями, сочинениями и другими видами творческих работ. Если учитель увлекается только диктантами, то к концу четвертого года обучения орфографические навыки просто не успеют сформироваться.
В начальных классах должен закладываться прочный фундамент орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на основе сознательного овладения детьми приемов самоконтроля и самопроверки письменной речи. И повышение грамотности учащихся во многом зависит от методической подкованности учителя, от уровня владения им методикой формирования орфографической зоркости младших школьников.
Одной из основных причин недостаточной грамотности учащихся национальных школ республики является то, что учащиеся не приучаются соотносить в процессе письма слова с изучаемым правилом, не видят орфограмму в слове, следовательно, остаются беспомощными в применении грамматического правила, не умеют работать над своими ошибками.
Другая причина низкой грамотности учащихся начальных классов – в нацеленности обучения на знание правил, а не на их применение. Опыт работы многих учителей показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности – это далеко не одно и то же.
Проблема еще в том, что не каждый учитель имеет представления о том, какие операции и в какой последовательности должны быть произведены учеником при применении орфографического правила. Ведь ученику нужно знать, в первую очередь, как воспользоваться правилом. Ему нужен ориентир, инструкция по применению правила. Многолетние наблюдения ученых-методистов свидетельствуют о наличии в работе учителей начальных классов грубых методических ошибок, недоработок и упущений в формировании орфографической грамотности учащихся. Практика работы такова, что учителя часто ограничиваются просто сообщением книжного правила, а дети – механическим (неосознанным) выполнением упражнений из учебника. Как следствие – низкая орфографическая грамотность выпускников начальной школы.
Как показывает опыт работы многих учителей, к концу IV класса дети не всегда овладевают орфографическими умениями и навыками на таком уровне, который позволяет им успешно продолжить учебу в среднем звене. Если задача формирования орфографических умений достаточно успешно решается, то при формировании орфографического навыка учителя допускают ряд просчетов и ошибок. Причина в психологической и методической неподготовленности учителя к ее решению.
К сожалению, не оказывают учителю должной помощи и те немногочисленные методические пособия по методике обучения русскому правописанию, имеющиеся в продаже, а во многих школах такая литература отсутствует вообще. Учитывая это обстоятельство, основное внимание в моей работе будет сконцентрировано на узловых вопросах, связанных с особенностями формирования орфографического навыка учащихся начальной школы.
Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графики; на процесс овладения чтением, письмом, аудированием; на развитие дикции и орфоэпического навыка; на знание состава слова, законов словообразования и словоизменения и многое другое.
В современной методике известны три основных пути усвоения правописания и, соответственно, три линии методической работы учителя с учащимися:
— обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха у учащихся;
— обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания;
Все эти три направления должны развиваться в начальных классах параллельно. В работе мы рассматриваем их во взаимодействии с учетом современных методических приемов и методов формирования грамотного письма младших школьников.
В русском языке очень много орфограмм. Они разные по своей природе. Природу русской орфографии раскрывают принципы. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, фонематического, традиционного, дифференцирующего и других принципов. Знание природы орфограмм и их принципов помогает учителю в выборе методов и приемов обучения каждому конкретному орфографическому действию . «Принципы русской орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения следующих пяти принципов», – писал ученый-лингвист М.Р. Львов.
Таким образом, формирование орфографических умений, опирающихся на глубокое понимание принципов и правил письма, является основной линией в решении проблемы орфографической грамотности.
Современные принципы русской орфографии:
Фонетический принцип – согласно ему, вопреки морфологическому принципу, пишется та буква, которая обозначает слышимый звук: р ас- рос-, роспись, расписался ; раз-, роз- , разбег – розыгрыш ; без-, бес- , беззубый, беспомощный. Суть фонетического принципа – в максимальном соответствии письма звуковому составу произносимой речи. Есть слова, где произношение не расходится с правописанием. Но таких написаний мало: рука, стол, крыло, луна и т.д. Такие слова пишем, как слышим. А случаи с правописанием приставок рас-, рос-; раз-, роз-; бес-, без- и другие ученик начальной школы пока запоминает, ибо эти правила изучаются в старших классах.
Фонематический принцип гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях». Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. Русская графика, т.е. система русского письма фонемная: буква обозначает не звук (вариант фонемы), а фонему в ее сильном варианте. Например, ножи [нъжы]– нóж [нош]. Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения. Он более определенно обосновывает, почему при написании безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы. Фонематический принцип практически помогает школьникам понять систему орфографии.
Традиционно-исторический принцип – согласно которому написание слова закреплено традицией и пишется, как принято. Такие слова пишутся либо в соответствии с традицией русского языка ( калач, корова, собака), либо сохраняя написание языка-источника ( вагон, трамвай, касса, шоссе ). По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствования из других языков. Такие написания в начальных классах дети усваивают заучиванием и проверяются по орфографическому словарю.
Главное в их споре – трактовка понятия «фонема». МФШ считают одной фонемой весь ряд позиционных чередований во главе со звуком в сильной позиции: въдá – вóд. [Ъ] и [О] в этих двух словах одна фонема. Представители МФШ считают, что одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях в сильной и слабой позиции. А СПФШ в слове въдá выделяют две фонемы [а]. Каждая фонема определяется тем, что отличает ее от фонем того же языка.
Обе трактовки фонемы исходят из графического единообразия морфем, которое достигается необозначением на письме позиционных чередований фонем. Однако многие ведущие лингвисты считают, что ведущим принципом русской орфографии можно считать «фонемно-морфологический». Ясно одно, что при фонетическом подходе происходит ориентация на фонему (звук), а при морфологическом – на морфему.
Орфограмма фонема буква – это морфологический подход. Звук в слабой позиции фонема к букве – это фонематический подход.
Фонема – это наименьшая, значимая звуковая единица, имеющая способность различения. Это мельчайшая незнаковая единица речи. Например, в[ ó] ды, в[ а ]д ú чка, в[ ъ ]дянóй, здесь одна фонема [о].
Почему разные звуки обозначены одной фонемой? Потому, что фонема обозначается по звуку сильной позиции!
Какой принцип орфографии является ведущим? До последних лет широко была распространена морфологическая теория орфографии, суть которой в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание. Но в последние годы возникла фонематическая теория, фонематическое письмо, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она не звучала в том или ином фонематическом положении. Эта теория возникла на основе чисто теоретических предпосылок.
Ученые-методисты считают, что именно фонематический подход обеспечивает формирование прочного и полноценного орфографического навыка, необходимыми условиями которого являются рáзвитая орфографическая зоркость и фонематический слух учащихся.
Орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. умение различать, в какой позиции он стоит – в сильной или слабой.
Во-первых, что орфография – это система правил, регулирующих написание отдельных слов и их значимых частей, правил о слитных, полуслитных и раздельных написаниях, об употреблении прописных и заглавных букв и правилах переноса.
Во-вторых, то, что орфография связана с графикой. Графика ведает одними правилами правописания ( жи-щи, ча, ща, чу-щу), а орфография ведает другими правилами (цы и ци: цифра, цыган). Здесь главное морфема, а это грамматическая единица. Такими правилами и ведает орфография. Другими словами: орфография, диктуя свои правила, принимает во внимание значимые единицы языка (слова, морфемы); графика устанавливает правила для всех письменных единиц, невзирая на их типы или разряды.
Орфографические умения – составная часть умений по русскому языку. Они формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообразованию. Важнейшим в орфографическом умении является момент осознанности, когда ребенок «видит» в слове, в тексте орфограмму .
Одни ученые считают (В.В. Репкин), что это элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно. Другие (П.С. Жедек) считают орфограмму как письменный знак (букву), который не устанавливается на слух. М.Р. Львов дает следующее толкование: « Орфограмма – это основная орфографическая единица. Это написание, требующее проверки». Ученик должен понимать, что орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слов при переносе на другую строку. И самое главное, в орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых (возможных) вариантов написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.
Как впервые вводить малышам понятия орфограмма и орфографическая ошибка? Например, учитель диктует детям слово « река». Дети работают по схеме:
произношу, определяю ударный слог;
записываю слово с пропуском;
делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.
Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.
Сколько орфограмм должен знать младший школьник к моменту окончания начальной школы? Орфограмм в начальной школе не так уж много – около 25-ти. Важно, чтобы все орфограммы русского языка были выстроены в ряд, в систему, и ребенок легко ориентировался в них. Конечно, доминирующими в письменной речи являются орфограммы, связанные с выбором звука в слабой позиции. Такие орфограммы занимают более 80% в текстах упражнений и проверочных работ.
Орфографический навык – это совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся. Цель обучения русскому языку – максимальная автоматизация орфографических действий ученика при письме.
Основными задачами обучения младших школьников русской орфографии являются:
ознакомление детей с понятием орфограмма, дать понятие сущности орфографических трудностей письма и почему человек допускает ошибки: не знает слова, не слышит звук, не помнит правило, нет орфографических понятий и т.д.;
введение в практику письменной речи школьников особого способа письма – письмо с пропусками орфограмм по принципу – «знаю букву – пишу, не знаю – не пишу (пропускаю), оставляю сигнал опасности»;
ознакомление школьников с орфографическим словарем и формирование умений находить в словаре ответ на орфографическую задачу;
систематическое применение приема списывания, обеспечивающего запоминание орфографического облика слов разных групп: овощи, фрукты, посуда, транспорт, мебель и т.д.;
Если с первого класса учитель не обучает ребенка правильному произношению, умению задумываться над тем, почему написана одна буква, а читаем другую, тогда при письме ребенок в лучшем случае надеется на память и звучание, а в худшем – на «авось». В голове у ребенка много правил, но как только их надо применить на практике начинаются проблемы. Орфографические правила дети быстро забывают, и они не всегда помогают при письме.
Способность видеть в слове «ошибкоопасные» места – есть умение оценивать возможность обозначать звуки буквами по алгоритму: слабые позиции пропускаю, ставлю черточку, сильные позиции пишем по правилам или по слуху. Это первый шаг.
Далее рассмотрим пошаговый алгоритм орфографического действия:
1 шаг – «произношу слово, мыслю, пропускаю слабые позиции (или подчеркиваю их), сильные позиции пишу по правилам или по слуху».
2 шаг – «определяю, в какой части слова находится орфограмма, а для этого разберу слово по составу».
3 шаг – «проверяю слабую позицию способом: измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции».
4 шаг – «действую по закону русского письма, то есть обозначаю, звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова».
Такой порядок работы дает 80-90% видение учащимися орфограмм и успешное решение ими возникающих при письме орфографических задач.
Обучение орфографической грамотности нужно начинать еще с периода обучения грамоте в первом классе. Начинается такая работа с формирования слуховой зоркости (слухового восприятия). Слуховая и зрительная зоркость составляют вместе одну орфографическую задачу.
Что же происходит на практике? Почему учащиеся допускают так много ошибок? Проверяя письменные работы учащихся, учитель сталкивается с множеством орфографических ошибок. Беда в том, что не каждый учитель знает их «в лицо». В первую очередь учитель должен четко дифференцировать, классифицировать по темам, правилам все орфограммы, а уже потом продумать и наметить дальнейшую работу по их предупреждению и устранению. Далее учитель должен предвидеть возможные причины проявления ошибок. Что же может стать причиной возникновения ошибок в речи учащихся? Это:
невнимание, поспешность при письме.
не видит орфограмму в слове (нет зоркости).
незнание орфографических правил.
знание правил, но неумение ими пользоваться на практике.
не владеет алгоритмом проверки (допускает ошибки при проверке орфограмм).
не понимает семантики слова, словосочетания.
работает медленно и не успевает применять орфографические правила.
несформированность техники чтения (мало и плохо читает).