обучение на психолога в ярославле заочно
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова был открыт в 1970 году, практически одновременно со старейшими психологическими факультетами Московского и Ленинградского университетов. С того времени и по сей день факультет входит в тройку лидеров в сфере психологического образования в России. На факультете ведется подготовка бакалавров, магистров по психологии, а также кандидатов и докторов наук. Для ярославской психологической школы характерна активная вовлеченность в процессы экономического и социального развития, прикладная направленность, ориентированность на потребности современного общества. Приходите к нам, вам понравится!
Декан факультета психологии Анатолий Карпов
Обучаясь на факультете психологии, Вы сможете изучить большое число интересных научных и прикладных дисциплин, в том числе: кадровый менеджмент, политическую психологию, психологию общения, психотерапию, технологии работы с электоратом и основы PR, юридическую психологию, конфликтологию, этнопсихологию, консультативную психологию, психологию рекламы.
Вы будете готовы к работе в должности:
Выпускники факультета успешно занимаются управленческой, диагностической, консультационной, коррекционной, преподавательской работой; десятки выпускников стали докторами наук и около двух сотен защитили кандидатские диссертации.
Факультет является одним из ведущих научно-образовательных учреждений России в области психологии. Научно-исследовательской, преподавательской и практической работой здесь занимаются профессора (доктор наук) и доценты (кандидаты наук), а также специалисты высшей квалификации из различных областей практической психологии.
На нашем факультете ведется активная внеучебная работа. Функционируют разнообразные направления: культурно-массовое, информационное, социально-правовое, спортивное, танцевальное, вокальное и другие. Регулярно проводятся различные интересные мероприятия: «День первокурсника», «День психолога», «День преподавателя», «Последний звонок», «Студенческая весна», спортивные мероприятия.
На факультете психологии активно функционируют разнообразные направления студенческого научного общества.
Студенты факультета принимают активное участие в вузовских, областных, региональных, всероссийских, международных конференциях; выступают с докладами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Петрозаводске, Казани, Твери, Самаре, Сочи и других городах.
Выпускники магистратуры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре. На факультете работает докторский диссертационный совет.
Выпускники нашего факультета работают повсюду – от Норильска на севере до Махачкалы на юге, от Калининграда на западе до Владивостока на востоке. Есть и те, кто успешно применяет полученные в университете знания за рубежом. Так, ярославские психологи работают в странах СНГ, в Канаде, США, Великобритании, Германии, Израиле, Сингапуре, Швеции, Швейцарии. Они добиваются успеха в разных областях деятельности: на производственных предприятиях, в различных организациях, на государственной службе, в правоохранительных органах, многие из них стали успешными предпринимателями и политиками.
Поступление в бакалавриат
Для поступления в бакалавриат необходимо иметь актуальные результаты ЕГЭ по трем предметам:
• биология (минимум 39 баллов)
• математика (минимум 39 баллов)
• русский язык (минимум 40 баллов)
Срок обучения в бакалавриате — 4 года
Количество мест на бюджетной основе — 49 (5 из них — особая квота)
Количество мест на внебюджетной основе — 25
Поступление в магистратуру
Для поступления в магистратуру необходимо пройти вступительное испытание: экзамен по психологии по программе бакалавриата.
I. Направление подготовки 37.04.01 «Психология», очная форма обучения
1. Магистерская программа «Организационная психология»
2. Магистерская программа «Психологическое консультирование»
3. Магистерская программа «Общая психология профессиональной и экспертной деятельности»
Срок обучения в магистратуре — 2 года
Общее количество бюджетных мест по трём программам – 16
Общее количество внебюджетных мест по трём программам – 15
II. Направление подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», очная форма обучения
Магистерская программа «Социально-психологическое сопровождение образовательной деятельности»
Срок обучения — 2 года
Общее количество бюджетных мест – 29
Общее количество внебюджетных мест – 5
III. Направление подготовки 37.04.01 «Психология», очно-заочная форма обучения
Магистерская программа «Прикладная психология»
Срок обучения — 2 года 5 месяцев
Общее количество внебюджетных мест – 20
Подробную информацию о поступлении можно получить в приемной комиссии ЯрГУ им. П.Г. Демидова:
тел. (4852) 30-32-10, (4852) 78-85-33, +7 (980) 654-04-03
e-mail: priem@uniyar.ac.ru
Для иностранных граждан
тел. +7 (4852) 79-77-45, 79-77-46
e-mail: depint@uniyar.ac.ru
Адрес факультета психологии: 150057, г. Ярославль, проезд Матросова 9
(автобусы № 13, 8; маршрутные такси № 37, 81, 94, 96 до ост. «ул. Ньютона»)
Психология образования (заочная форма)
ЕГЭ: русский язык, биология, математика
на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), биология (тест), математика (письменная работа)
форма обучения: заочная, 5 лет
проходной балл в 2019 г.: — (новый профиль)
бюджет (квота) / внебюджет: 12 (2) / 10
стоимость обучения: будет указана позднее
Программа бакалавриата Психология образования (заочная форма обучения) направлена на совершенствование профессионального мастерства по вопросам психолого-педагогического сопровождения общего и дополнительного образования, профессионального обучения и развития, передачу современных технологий работы с детьми и их родителями, педагогами, формировании практических навыков в области психологии и инновационных научных достижений; организация и сопровождение обучения взрослых.
Кому адресован профиль
Профиль Психология образования выбирают те, кто хочет работать психологом в сфере образования детей и взрослых, совершенствовать профессиональные навыки в области психологии общения, освоить методы и технологии диагностики и коррекции индивидуально-психологических особенностей личности, получить знания возрастных особенностей психического развития, освоить техники самопрезентации, навыки организации и проведения психологического исследования, исследовать собственные индивидуальные особенности и разработать программу самосовершенствования.
Сферы профессиональной деятельности
Психолог-методист образовательного учреждения
Специалист учреждения социальной защиты населения: центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Специалист учреждений, относящихся к системе органов внутренних дел: приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты, воспитательные колонии, ювенальные суды
Специалист по сопровождению психологического развития детей и подростков, решению конфликтов, мотивации к познавательной деятельности и саморазвитию
Консультант по решению психологических проблем
Тренер: организация индивидуальных и групповых психологических тренингов
Особенности обучения
В лекционных курсах преподаватели используют современные образовательные технологии (развивающее обучение; проблемное обучение, технологию изучения изобретательских задач; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; использование игровых методов; обучение в сотрудничестве).
На практических и семинарских занятиях студенты выступают с докладами, принимают участие в обсуждении актуальных проблем по тематике учебного курса, совместно с преподавателем проводят анализ практических ситуаций, форм, методов и направлений профессиональной деятельности психолога образования.
На лабораторных занятиях студенты осваивают психодиагностические, коррекционные и развивающие методики и технологии для работы с учащимися разных возрастных групп; исследуют свои психологические особенности (особенности внимания, памяти, мышления и др.); овладевают методиками и технологиями социально-педагогической диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов, навыками анализа и синтеза профессиональной информации и опыта.
Примеры изучаемых дисциплин
Общая и экспериментальная психология. Дисциплина дает студентам общее представление о психологии как науке; знакомит с основными психологическими категориями науки, такими как психика, сознание, бессознательное, личность, деятельность, характер, способности, мотивация, эмоции, воля. В рамках дисциплины студент изучает психические познавательные процессы человека: мышление, память, внимание, воображение, ощущение, восприятие.
Социальная психология. Дисциплина позволяет узнать об особенностях межличностного взаимодействия и деловых отношений в группе; знакомит с понятиями лидерство, конформизм, фрустрация, социальная идентичность, социальные установки, роли и др.
Основы возрастной психологии. Дисциплина знакомит с понятием возраста и возрастного развития; возрастными периодизациями психического развития; Студенты изучают психологические особенности пренатального периода развития, психологию младенческого и раннего возрастов.
Психология дошкольного возраста, психология младшего школьного возраста, психология подросткового возраста, психология юношеского возраста, психология зрелых возрастов. В процессе изучения курсов студенты знакомятся с общими закономерностями и спецификой психического развития в разных возрастах. Особенностями диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога с учащимися разных возрастных групп.
Психолого-педагогическая диагностика. Дисциплина посвящена изучению методов психодиагностики и рассмотрению основных этапов психодиагностического обследования. В рамках дисциплины студент знакомится с тестами, направленными на диагностику восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, интеллекта, мотивации и личностных черт. Студент учится построению комплексного психологического портрета личности.
Психологическое консультирование. Дисциплина раскрывает сущность психологического консультирования как процесса, знакомит с его этапами и процедурой проведения. На занятиях рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и старшеклассников; особенности консультирования родителей по проблемам развития ребенка и детско-родительских отношений.
Психология общения. В рамках изучения дисциплины студент знакомится с понятиями: «общение», «коммуникация», «коммуникативные барьеры» и др.; изучает особенности современного общения; овладевает эффективными коммуникативными техниками и стратегиями поведения в конфликтной ситуации.
Технологии самопрезентации. Студент овладевает навыками cамопрезентации; навыками стрессоустойчивого поведения при публичном выступлении; учится составлению резюме, заполнению анкет при трудоустройстве, прохождению собеседования.
Психология индивидуальности. Дисциплина посвящена изучению индивидуальности человека через знакомство с феноменами индивидуального развития. Студенты изучают особенности развития, деятельности и поведения людей с различным типом функциональной асимметрии мозга, гендерные различия в индивидуальном развитии, специфику проявлений одаренности и феномена «дети Индиго».
Психология семьи и семейного воспитания. Дисциплина знакомит с такими понятиями как «брак» и «семья». Студенты изучают современные модели семьи, и ее особенности: семью на разных этапах жизненного цикла, нормативные и ненормативные семейные кризисы, особенности детско-родительских и супружеских отношений.
Основы гендерной психологии. В рамках изучения дисциплины студенты рассматривают вопросы, связанные с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе; с ролью СМИ в гендерной социализации; с ролью семьи и образовательного учреждения как агентов гендерной социализации личности, оказывающих влияние на возможности личного, гражданского и профессионального выбора.
Практика
Практика у студентов профиля «Психология образования» начинается на 1 курсе (2 семестр) и проходит в Муниципальных детских образовательных учреждениях. В ходе практики студенты знакомятся с содержанием и спецификой работы психолога в дошкольном образовательном учреждении и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; проводят обследования детей, подготовку методических материалов для воспитателей и родителей.
На 2 курсе (3,4 семестры) практика студентов проходит в средней общеобразовательной школе. Студенты знакомятся с содержанием и спецификой работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп (младшего школьного, подросткового, юношеского возраста). В ходе практики у студентов есть уникальная возможность продемонстрировать свои знания, поработав в роли психолога, провести диагностику познавательных процессов и личностных особенностей школьников, разработать рекомендации для родителей и учителей по обучению и воспитанию детей.
На 3 курсе (5 семестр) студенты знакомятся с работой сотрудников психологических центров (Городского центра развития образования и Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие»). В процессе практики сотрудники центров проводят для студентов мастер-классы, знакомят с профессиональной документацией, делятся опытом работы, рассказывают о возможных трудностях работы психолога в психологическом центре. Студенты принимают участие в мероприятиях, проводимых сотрудниками центров.
В ходе летней практики на 3 курсе студенты работают в должности вожатого в одном из лагерей Ярославской области, могут проявить свои творческие способности в работе с детьми разных возрастных групп.
На 4 курсе студенты проходят две практики: научно-исследовательскую (7 семестр) и преддипломную (8 семестр). В процессе научно-исследовательской практики студенты проводят эмпирическое исследование по теме выпускной квалификационной работы, обрабатывают, анализируют и объясняют полученные результаты, формулируют рекомендации, оформляют текст эмпирической главы выпускной квалификационной работы. В период преддипломной практики студенты дорабатывают и оформляют текст выпускной квалификационной работы, представляют результаты своего исследования на заседании выпускающей кафедры.
Научные исследования студентов и преподавателей
В период обучения студенты активно занимаются научно-исследовательской работой, тему для проведения исследования выбирают, исходя из своих интересов, совместно с преподавателем (научным руководителем) выпускающей кафедры. Примеры тем научных исследований студентов:
— Формирование психологической структуры мотивации учения в младшем школьном возрасте.
— Динамика влияния профессиональной принадлежности родителей на личностные особенности ребенка.
— Формирование навыков эффективности поведения в конфликте у учащихся подросткового возраста.
— Особенности взаимосвязи межличностных отношений с уровнем интернет зависимости в подростковом и юношеском возрасте.
— Взаимосвязь личностных особенностей и представлений о семье у современных девушек.
— Индивидуально-психологические особенности студентов педагогического вуза с разным уровнем прокрастинации.
— Психологическая структура инфантилизма студентов в учебно-профессиональной деятельности.
Результаты научно-исследовательской работы студенты представляют в форме курсовых работ, выпускной квалификационной работы, статей в научных журналах и сборника, докладов на научных конференциях (вузовских, всероссийских, международных).
Преподаватели
Общее количество преподавателей, работающих со студентами — 17
Наша география
Перспективы
Выпускники профиля «Психология образования» могут продолжить обучение в магистратуре по направлениям: «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование». После окончания магистратуры студенты могут продолжить обучение в аспирантуре.
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова основан в 1970 году. Один из ведущих и старейших психологических факультетов России. Преподаватели факультета – доктора и кандидаты психологических наук являются ведущими учёными, осуществляющими современные научные исследования в области психологии.
В состав факультета входят кафедры общей психологии; психологии труда и организационной психологии; педагогики и педагогической психологии; социальной и политической психологии; консультационной психологии.
Основными направлениями научной работы на факультете являются:
Регулярно проводятся научные конференции, публикуются монографии, сборники и статьи в ведущих научных журналах.
Студенты факультета регулярно побеждают во всероссийских и региональных конкурсах, систематически выигрывают гранты и именные стипендии, принимают участие во всероссийских и международных научных конференциях и школах, участвуют в программах академического обмена с различными вузами России и мира. Возможность талантливым студентам учиться и проводить серьёзные научные исследования, начиная с первых курсов обучения, обеспечивают научно-образовательный центр «Системогенез профессиональной и учебной деятельности», центр корпоративного обучения и консультирования и лаборатория профессионального и личностного развития, в рамках которых студенты могут принимать активное участие в исследованиях, в применении навыков практической психологии и психологическом консультировании.
Факультет обеспечивает организованный досуг студентов, способствует их трудоустройству, участвует в организации стажировок и научных обменов с зарубежными вузами.
Заочное обучение на психолога в государственном вузе
Заочная форма высшего образования позволяет студенту получать профессию, совмещая обучение с работой, или какой либо другой деятельностью. Так или иначе, такая форма образования очень удобна. Возможность параллельно получать бесценный практический опыт с усвоением теоретической основы материала сейчас выбирает около тридцати процентов абитуриентов. И это не связано с неудачей при поступлении на дневную форму обучения – это вполне осознанный выбор.
Если говорить о профессии психолога, то здесь дело обстоит несколько сложнее. Ведь если вы получаете первое высшее образование заочно, то устроиться по профилю будет очень трудно. – не хватит необходимого опыта. Исключением бывает случай, если до университета был колледж или техникум. Поэтому, если вы все-таки решили получать диплом и работать по выбранной специальности, то заочная форма высшего образования подойдет для этого как можно лучше.
Почему именно государственный вуз?
Форма собственности, финансирование, аккредитация
Государственные учебные организации чаще всего организуются Министерство образования и науки Российской Федерации и Правительство России. Денежные средства поступают из федерального или местного бюджета;
Учредителями негосударственных вузов являются различные коммерческие организацией, частные лица и другие подобные им структуры. Бюджет коммерческого вуза образуется за счёт внутренней системы платного образования.
В государственные вузы поступить сложнее. Во-первых, многие стремятся поступить на бюджет, а значит, может быть высокий конкурс. Во-вторых, в государственное учебное заведение можно поступить лишь по результатам ЕГЭ или вступительных экзаменов. Одним словом, поступить в государственный университет намного сложнее. Но если это удалось, знайте, что помимо бюджетных мест на дневное отделение, некоторые государственные вузы позволяют получить заочное образование бесплатно.
Коммерческий вуз не имеет выделенных бюджетных мест, следовательно, все специальности платные. Но поступить при этом в такую образовательную организацию будет проще, за счёт отсутствия конкурса как такового, и низких требований на вступительных и других экзаменах.
Многие считают, что качество образования в государственном образовательном вузе выше. Не будем оспаривать этот факт. Почти все специальности прошли аккредитацию, наложенная инфраструктура, укомплектование кабинетов и аудиторий, наличие необходимой техники, наполненные обширные библиотеки.
Рособнадзор только за последний год упразднили порядка 15 негосударственных вузов в Москве, по стране же их гораздо больше. Многие коммерческие образовательные учреждения просто не дотягивают качеством учебного материала. Иногда в них даже отсутствуют необходимые учебники и другие методические материалы.
Делая выводы, хочется отметить, что такие профили как психология, социология, педагогика, лучше получать в государственных образовательных учреждениях. Дипломы государственного образца имеют преимущества при трудоустройстве.
Особенности психологического образования
Психологию и другие социальные науки принято считать лёгким и доступными в освоении. Так может показаться на первый взгляд. У психологии нет трудной практической части, как у других, например, технических специальностей. Психология также не требует освоить некоторые навыки, как это происходит, например, на факультетах музыки, живописи, медицины и технологии труда.
Из-за отсутствия этих элементов обучения, многие к такой профессии как психолог относятся весьма скептически, в то время, как свой участковый психолог-терапевт должен быть на каждом предприятии. Его деятельность может быть незаметна на первый взгляд, но общественность не имеет представления о том, сколько опасных и сложных ситуаций, связанных с психологией человека, было предотвращено за все время существовании это профессии.
Что изучает будущий психолог
Заочное образование в университете может получить любой желающий. Но прежде чем подавать документы, вы должны разобраться, что же изучает будущий психолог, обучаясь на заочном отделении. Вот список дисциплин:
Кем можно работать с дипломом психолога
Многие не знают, кем может работать человек с психологическим образованием, в то время, как специалисту-психологу доступна масса интересных профессий:
Где можно работать с дипломом психолога
После того, как специалист определился с точным направлением своей деятельности, осталось узнать, где именно он может применить свои знания:
Московские вузы, в которых можно выучиться на психолога заочно
Заочное образование по специальности «психолог» отлично подойдёт в качестве дополнительного образования тем, у кого уже есть первая профессия, а так же людям с гуманитарными и творческими наклонностями.
В Москве на психолога заочно можно выучиться в следующих учебных заведениях:
Как видите, выбор есть – и вузов, и специальностей по направлению «психология».
Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова
Официальная группа факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
В этой группе вы сможете узнать о жизни нашего факультета и не только!
Публикуем актуальную информацию о факультете, абитуриентах и студентах, выпускниках и преподавателях, научных, спортивных и волонтерских мероприятиях, а также о самой науке Психологии.
Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова запись закреплена
Что ждет студентов?
А чтобы быть в курсе всех событий студенческой жизни стоит подписаться на две группы Факультета психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова
Показать полностью.
СНО факультета психологии
В этой группе собрались молодые ученые. Обсуждают предстоящие научные конференции, подают заявки на повышенные стипендии, готовят статьи для публикации. И конечно проводят кружки. Например, кружок по зоопсихологии, психологии творческого мышления, психодраме и многому другому. Такое на парах вы не узнаете Глубже, интереснее, интерактивнее. От теории к практике
И в Студенческом научном обществе, и в Профбюро факультета психологии ЯрГУ вам будут рады! Встретят тепло и погрузят в атмосферу незабываемой студенческой жизни.
Надо ли выбирать что-то одно?
Не рекомендуем
И там, и там невероятно интересно!
Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова запись закреплена
Друзья, у нас отличная новость!
Проект «Самое время» для студентов продолжается!
Если тебе важно обсудить трудности в общении, проблемы с настроением, стресс, который тебя беспокоит, а может важно определить цели обучения и жизни в целом, тогда мы с радостью тебе поможем. Менеджер проекта Анастасия запишет тебя на консультацию и опытные психологи окажут тебе поддержку.
Показать полностью.
Консультации проходят БЕСПЛАТНО на базе Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. Демидова (2 здание ЯрГУ, каб.101). Вся информация, которую ты будешь обсуждать с психологом, конфиденциальна и никому не передается. Это основное правило работы психолога.
Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова запись закреплена
СНО факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Дорогие преподаватели.
Поздравляем Вас с днем Учителя!
Мы благодарим Вас за всё!
Вы самые лучшие!
Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова запись закреплена
В этом году Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова получил рекордное количество заявлений на поступление в аспиратуру.
По итогам приемной кампании поступили 7 аспирантов: 2 на бюджет и 5 на платное обучение.
С приветственным словом ко всем студентам обратился заместитель декана по научной работе, доктор психологических наук, профессор РАО, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Карпов Александр Анатольевич
Показать полностью.
«Уважаемые коллеги, этот учебный год – особенный для нашего факультета, поскольку он является первым после завершившегося очень важного исторического события – 50-летнего Юбилея факультета психологии. Он открывает новую страницу его насыщенной, интересной жизни. Это же весьма символично и для студентов, поступивших к нам в этом году.
Уже не первый год я углубленно занимаюсь вопросами, связанными с историографией факультета психологии. За это время удалось не только собрать ценнейший материал, реконструировать отдельные события, но и установить целый ряд закономерностей научного плана. Убежден, что именно нынешний учебный год обещает стать началом позитивных событий.
В настоящем учебном году был существенно увеличен набор студентов, как на бакалавриат, так и в магистратуру. Отсюда проистекают вполне реальные возможности превращения таких количественных преимуществ в качественные достижения, чего мы – преподаватели – очень ждем и готовы оказывать всемерную поддержку в новых начинаниях и положительных изменениях в работе актива факультета и жизни всех его студентов в целом.
Также этим летом традиционно состоялась приемная кампания в аспирантуру. Причем и здесь также следует отметить некоторые позитивные стороны. Так, при общем запланированном наборе, равном всего двум бюджетным местам, программы подготовки в аспирантуре вызвали практически небывалый за последние годы интерес у абитуриентов, число которых почти в пять раз превысило количество отведенных бюджетных мест. Это, разумеется, не может не вселять надежды на укрепление наших позиций в сфере науки.
В завершение, хотелось бы подчеркнуть, что в свете всех тенденций, какими бы благоприятными или, напротив, негативными, они ни были, уверен, главным пожеланием и одновременно руководством к действию должно оставаться одно – усердно, много и плодотворно работать во всех без исключения направлениях деятельности факультета».
Факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова запись закреплена
18 мая случилось важное событие для нашего факультета. Сергей Юрьевич Коровкин в диссертационном совете РАНХиГС защитил докторскую диссертацию по теме «Мыслительные схемы в инсайтном решении задач»!
И вот, когда всё сложное позади, мы решили задать Сергею Юрьевичу несколько вопросов о его работе и дальнейших научных планах.
Показать полностью.
Коровкин Сергей Юрьевич, доктор психологических наук, доцент кафедры общей психологии, автор более 200 публикаций, из них – более десятка статей в ведущих рецензируемых журналах, в том числе в ведущих международных журналах.
Сергей Юрьевич, Вы, безусловно, проделали колоссальную работу: и крайне интересно, что бы Вы посоветовали начинающим ученым? Как начать путь к покорению этой вершины?
Расскажите нам, пожалуйста, какие основные идеи как красные нити пронизывают Вашу докторскую диссертацию, являются ключевыми?
— Если пытаться кратко выразить основную мысль диссертации, то я бы сказал так: для того, чтобы эффективно усваивать опыт решения задач, мы упаковываем этот опыт в достаточно простые схемы, легко извлекаемые из памяти и легко удерживаемые в рабочей памяти во время решения. Наличие такой формы хранения и переработки информации, как мне кажется, хорошо объясняет загадочные феномены инсайта, такие как неожиданное появление целого решения в сознании, уверенность в правильности решения при наличии только общей идеи и другие феномены, которые можно назвать гештальт-феноменами в мышлении. В работе я постарался аккуратно и последовательно показать эту идею в серии экспериментов, проведенных совместно с моими молодыми коллегами. К сожалению, в работу не вошли многие интересные исследования, которые напрямую не связаны с теорией схем.
Как Вы решили стать ученым: это было постепенно, размеренно или Вас настиг инсайт?
— Мне с самого детства, со времен младшей школы нравилась идея стать ученым – мне было интересно познавать мир, задавать вопросы и получать на них неожиданные ответы. Тема мышления меня заинтересовала на втором курсе после занятий по психологии мышления у Юрия Константиновича Корнилова и его кружка по мышлению. У меня довольно быстро возникло понимание, что этой темой я бы хотел заниматься в аспирантуре. На кафедру я попал вместе с поступлением в аспирантуру благодаря приглашению Юрия Константиновича и мне очень хотелось заниматься научными исследованиями (хотя, как я сейчас это понимаю, тогда у меня были только самые смутные интуитивные представления о том, как нужно проводить исследования). А тема инсайта стала возникать при работе над кандидатской диссертацией по орудийным задачам, в результате чтения Карла Дункера, и многочисленных обсуждений с Ильей Юрьевичем Владимировым. Так что, с одной стороны, это было пошаговое поступательное движение, а, с другой, сопровождаемое иногда очень неожиданными поворотами и незапланированными событиями.
— Скорее всего, мой ответ был бы таким же, как и у большинства первокурсников – разобраться в себе и помочь другим людям. Сейчас я бы смело добавил – «и разобраться в том, как эта штука у нас в голове работает».
Сергей Юрьевич, у Вас прекрасное чувство юмора. Скажите, пожалуйста, изучая когнитивную теорию юмора, Вы пришли к выводу: этому можно научиться в любом возрасте или это определенная предрасположенность к юмору?
— Спасибо! Изучая когнитивные теории юмора, я прихожу к выводу, что под чувством юмора можно понимать очень разные процессы и способности, такие как понимание комичного, внимательность к комичному, порождение шуток, использование шуток для достижения социальных целей и так далее. И для каждой такой способности работает общий принцип – да, нужна предрасположенность (некоторые задатки, повышенная чувствительность к юмору), но эта предрасположенность требует тренировки, оттачивания навыков.
С работой и процедурой защиты можно ознакомиться по следующей ссылке:
https://www.ranepa.ru/aspirantura/zashchity-dissertat..
Благодарим Сергея Юрьевича за ответы, которые вдохновляют на то, чтобы заниматься научной деятельностью!
Желаем Вам достижения новых вершин!