обучение на повара в чехии
Образование в Чехии
Чешская система образования предоставляет равные возможности как для граждан Чехии, так и иностранцев (в том числе и для русских). Это касается всех этапов образования, включая высшее, для поступления достаточно знания языка на уровне B2 CEFR и наличия подтверждения полученного за рубежом образования.
Другими словами в чешских школах и вузах можно учиться бесплатно или почти бесплатно, но исключительно на чешском языке.
Многие частные учебные заведения предлагают обучение на английском языке, такое обучение всегда платное, но в сравнении с другими странами (Великобританией, США, Канадой, Австалией итд.) получается значительно дешевле и при высоком качестве обучения.
Чехия имеет богатые традиции высшего образования, первый на территории Чехии университет, Карлов университет, был открыт в 1348 году и является старейшим к востоку от Сорбонны. Чешский технический университет был основан в 1707 году как первый в мире обособленный технический вуз.
У нас 23 498 программ обучения для детей и взрослых. Более 25 лет мы помогаем людям сделать правильный выбор. Позвоните или оставьте заявку и наши эксперты с удовольствием вам помогут!
Чешские вузы привлекательны для российских студентов. Прежде всего потому, что обучение в Чехии бесплатное. При том, что диплом чешского университета признается в Европе. А это уже пропуск на работу в международную компанию. Второе – близкая языковая среда позволяет без особых трудностей выучить чешский и учиться на нем. И еще одно немаловажное преимущество обучения в Чехии – это финансовая сторона студенческой жизни, которая может пройти без помощи родителей. Здесь, в отличие от других европейских стран, вполне доступные цены за проживание.
Кулинарные курсы приготовления чешской традиционной еды в Праге
www.kurzyvareni.cz — эти курсы предназначены как для начинающих, так и для тех, кто хочет углубить или совершенствовать, полученные ранее знания. Вам будут показаны основные кулинарные навыки и трюки, а так же трюки профессионалов. Вы научитесь выбирать правильные продукты и превращать их в блюда, которые Вы знаете и любите. Присоединитесь к кулинарной экскурсии по кухням Европы и Азии, или выберете из предложения курсов, на которых Вы узнаете, как приготовить мясо, морепродукты или сладости.
Предлагаемые варианты курсов:
www.chefparade.cz — школа кулинарии Chefparade это место где найдет свой курс каждый. Во время курса, кулинарного тимбилдинга, частной вечеринки либо другого мероприятия всегда сочетаются готовка и веселье.
Практический курс позволит Вам вкусить приготовление еды вместе с нашими профессиональными поварами.
Также предлагаются индивидуальные программы, созданные под заказ, согласно с Ваших предпочтений.
www.olakala.cz — кулинарные курсы Ola Kala комбинируют практические занятия и впечатления от профессиональной кухни. Мы научим Вас готовить фирменные блюда чешской и международной кухни. Благодаря уникальной атмосфере, наполненной кулинарными экспериментами, вы возьмете с собой много опыта и интересных воспоминаний.
Курсы предназначены для людей без пары, с парой и групп от 6 до 12 человек, в зависимости от сложности курса. Весь курс можем так же подготовить эксклюзивно для Вас и Ваших друзей. Кулинарный курс так же может стать прекрасным оригинальным подарком.
Кулинарные курсы Ola Kala проходят в новом отремонтированном ателье, оснащенным профессиональной техникой DeDietrich и французской медной посудой. В такой воодушевляющей атмосфере приготовление еды это непередаваемое впечатление.
Дегустация приготовленных блюд проходит в течении всего курса. Все что Вы приготовите, Вы можете унести с собой домой и удивить семью и друзей.
Хорошие зарубежные кулинарные школы
Поварское образование можно получить по-разному.
Можно пойти в кулинарное училище — но, как понятно из нашего номера про учебу, это не всегда бывает полезным.
Можно прийти с улицы в ресторан и познавать премудрость с нуля в процессе работы.
Можно записаться в Школу «Еды» и учиться онлайн у себя дома.
А можно поехать в хорошую кулинарную школу. И осваивать французскую или итальянскую кухни в их естественной среде обитания.
Вот несколько школ из лучших.
В одной из них, Le Cordon Bleu, учился наш шеф Алексей Зимин, который теперь стал ректором нашей собственной школы.
Le Cordon Bleu
Чему и как учат: История Le Cordon Bleu началась с французского кулинарного журнала La Cuisinière Cordon Bleu, основанного в конце позапрошлого века (cordon bleu — «голубая лента» — еще раньше прочно вошло во французский язык как синоним отменной кухни). Периодически журнал предлагал своим читателям принять участие в мастер-классе у того или иного известного повара. Одиночные уроки переросли в кулинарную школу, которая была открыта в 1895 году.
Сейчас это одна из самых престижных школ кулинарии в мире. У нее 35 филиалов в 23 странах мира, и в них ежегодно учатся 20 000 студентов. Главные филиалы — в Париже и Лондоне.
В Le Cordon Bleu два основных отделения — кулинарное и кондитерское, а еще есть отделения гостиничного бизнеса, сомелье и так далее. Обучение состоит из трех курсов, каждый из которых длится около четырех месяцев. В течение курса проходят теоретические, тематические и практические занятия.
В разные года Le Cordon Bleu окончили Йотам Оттоленги, Марио Батали, Джулия Чайлд, Джада де Лаурентис.
Стоимость обучения: от £5000 за курс
La Scuola Internazionale di Cucina Italiana (Alma)
Чему и как учат: Alma — ведущая школа итальянской кухни, ее девиз: «Превратите увлечение в профессию». Учебный кампус находится в замке в старинном городе Колорно недалеко от Пармы.
В школе две основные программы — для итальянских и для зарубежных студентов, занятия проводятся на итальянском и на английском языке соответственно. Иностранцам доступны общие курсы поваров и кондитеров, а также индивидуальные курсы, программа которых составляется по запросу ученика. Особенность обучения в Alma — длительные стажировки, они дают студентам возможность получить реальный опыт работы и обзавестись профессиональными контактами в ресторанном бизнесе. Каждый курс длится примерно семь месяцев, пять из которых занимает стажировка.
Стоимость обучения: около €10 000 за курс
Кулинарная школа ICIF
Чему и как учат: ICIF — некоммерческая ассоциация, основанная в 1991 году для продвижения итальянской кухн и. Здание школы располагается в замке в Костильоле-д’Асти, в Италии. Главный курс — итальянская кулинария. Особенность школы: здесь можно получить профильное образование по узким специальностям, например, пройти курсы мороженщиков, шоколатье, пиццайоло, курсы по приготовлению безглютеновой пищи, итальянских кондитерских изделий и так далее. Во внушительной энотеке проводят курсы сомелье. Обучение длится от недели до 6 месяцев, в зависимости от выбранного курса.
Стоимость обучения: € 1500–9500 в зависимости от курса
The Culinary Institute of America
Чему и как учат: Кулинарный институт Америки был открыт в 1946 году в городке Нью-Хейвен, штат Коннектикут, первоначально он носил название Ресторанный институт. Признание пришло быстро. В 1972 году, когда в институте училось уже около 1 тысячи студентов, он занял корпуса бывшей иезуитской семинарии на западном берегу реки Гудзон, в двух часах езды от города Нью-Йорк. Сегодня в CIA учатся студенты со всего мира. По окончании трехлетнего обучения они получают степени бакалавра по специальностям «управление на предприятии общественного питания» (food business management), «пищевая наука» (food science), «прикладная кулинария» (applied food studies), а также получают дипломы младших специалистов по кулинарному, кондитерскому искусству и выпечке.
В CIA 4 учебных ресторана (итальянский, французский, американский и вегетарианский), 38 кухонь и пекарен, десятки аудиторий, лекционно-концертный зал, собственная телестудия. Гордость колледжа — его библиотека, в которой собрано более 55 000 фолиантов о кулинарии и более 2000 видеокассет. Филиалы располагаются в Калифорнии, Техасе и Сингапуре.
CIA завоевал такую репутацию в мире, что сам Поль Бокюз послал своего сына учиться именно сюда и назвал институт лучшей в мире кулинарной школой.
Culinary Arts Academy Switzerland
Чему и как учат: Culinary Arts Academy — один из ведущих кулинарных вузов Швейцарии. Он входит в состав сети престижных школ индустрии гостеприимства Swiss Education Group.
У школы два кампуса — в живописном старинном Люцерне и в Ле-Бувре, на берегу Ж еневского озера.
В Culinary Arts Academy Switzerland можно получить высшее образование, степень магистра или сертификат по кулинарии, управлению бизнесом в этой сфере или изготовлению швейцарских кондитерских изделий.
Преподавательский состав — швейцарские повара, обладатели множества наград в области кулинарии и кондитерского дела. Для проведения специальных мастер-классов приглашают звездных шефов со всего мира. Студентов учат готовить блюда мировых кухонь, выбирать продукты, создавать интересное и лаконичное меню, вести бюджет ресторана.
Стоимость обучения: около 40000 CHF за год обучения
Чему и как учат: Академию, которая находится в Парме, открыла в 2004 году компания — производитель пасты Barilla. Это огромное учебное заведение с профессиональными факультетами и с курсами для любителей. Профессиональных факультета три: основы итальянской кухни для людей с минимальными кулинарными навыками, продвинутый курс итальянской кухни для поваров с минимум 3-летним опытом работы на кухне и мастер итальянской кухни для поваров, шефов или су-шефов с минимум 5-летним стажем. Длятся курсы от недели до нескольких месяцев. Также в академии существуют однодневные занятия для желающих научиться готовить что-то определенное, например, пасту карбонара.
В академии есть уникальная библиотека, где собрано более 8500 книг по кулинарии и 30 редких периодических изданий.
Стоимость обучения: около €300 за одно занятие
Чему и как учат: Во французской части Пиренеев, в месте под названием Эжени-ле-Бен, живет Мишель Герар, один из лучших поваров в мире. Там у него гостиница, одноименный ресторан Michel Guerard, на протяжении многих лет получающий 3 звезды Michelin, собственное хозяйство, огород и сад. Помимо прочего Мишель Герар организовал здесь поварские курсы. Есть однодневные и двухдневные для любителей, желающих научиться готовить некоторые блюда традиционной французской кухни. Есть и более длительные курсы для профессионалов, включающие 5-дневную стажировку в ресторане Герара. Особенностью обучения здесь является то, что практически все блюда на курсах готовятся из продуктов с личного огорода.
Темы курсов совершенно разные — от диетических рецептов до блюд высокой кухни.
Стоимость обучения: от £200 за одно занятие
Чему и как учат: Кулинарный институт Сан-Диего относительно молод — он открылся в 2000 году, — но уже стал одним из лучших кулинарных институтов не только в Америке, но и во всем мире. Обучение строится на методичном оттачивании поварских техник, о чем гласит девиз института: «Учите технику, а не рецепты». Сюда принимают как уже состоявшихся поваров, желающих получить дополнительные знания, так и тех, кто задумался о смене профессии и решил начать с чистого листа.
В San Diego Culinary Institute два отделения: кулинарное и кондитерское. Обучение проходит на английском и длится от 7 до 9 месяцев, в зависимости от интенсивности занятий.
Чему и как учат: Институт расположен в небольшом городе Монпелье, столице американского штата Вермонт. Особенностью является метод преподавания: студенты начинают с небольшого теоретического курса в стенах института, а затем отправляются на длительную стажировку в успешные рестораны Америки. Логика проста: где, если не на настоящей кухне, получить реальные знания и опыт.
В NECI три основных направления обучения: кулинарный, кондитерский факультеты и факультет ресторанного менеджмента. Здесь возможно получить как сертификат о среднем профессиональном образовании, так и диплом бакалавра. Обучение длится год и три года соответственно. Также в NECI есть онлайн-образование.
Чему и как учат: В At-Sunrice GlobalChef Academy три отделения: кулинария, кондитерское дело и ресторанный менеджмент. Обучение кулинарному искусству ведется по направлениям азиатская кухня и западная. Сюда могут поступить как новички, так и повара со стажем. По окончании обучения, которое длится от 10 до 18 месяцев в зависимости от выбранного курса, выдается диплом международного образца. При желании в ыпускники могут продолжить обучение в Johnson & Wales University (США) или University of West London (Великобритания), с которыми у академии заключены дружественные соглашения.
Стоимость обучения: стоимость курса от 31 000 SGD, но е сли вы гражданин Сингапура, то обучение на любом из факультетов вам обойдется практически в пять раз дешевле
Чему и как учат: Барселонский University College of Hospitality Management and Culinary Arts— это кулинарный университет и школа при гостинице, на базе которой и осуществляется обучение. Помимо кулинарного искусства в университете уделяется значительное внимание образованию в сфере гостиничного бизнеса и туризма.
Учебных программ три: бакалавр в сфере гостеприимства и туристического менеджмента (4 года), высшее техническое образование по профилю «гастрономия и ресторанный сервис» (3 года) и специалист в области кулинарного искусства и управления кухней (8 месяцев).
Кроме комплексного обучения можно пройти краткие курсы по выбранному направлению, например: з нание продуктов и кулинарных техник (12 недель), творчество и инновации на кухне.
Стоимость: стоимость обучения оглашается по запросу
Высшее образование в Чехии. Подборка самых важных фактов
▪️ Качество образования в государственных и частных вузах может очень сильно отличаться, но это не значит, что все частные это только плохо, а все государственные это всегда хорошо. Нужно рассматривать каждый пример отдельно.
▪️ Важная деталь к вопросу о времени обучения. Человек, проживший на территории Чехии более 5 лет, имеет право податься на получение ПМЖ. Однако то время, что у него была учебная виза, будет засчитано лишь на 1/2. После получения высшего образования в Чехии экзамен по чешскому языку для получения ПМЖ сдавать не требуется.
▪ Во всех вузах есть вступительные экзамены. Их можно разделить на 2 типа. Первый — государственные вузы с конкурсом на место. Классические экзамены по профильным предметам, на технические специальности обычно проще, так как повторяют программу старших классов школы, а вот на гуманитарные, как правило, сложнее, так как и конкурс больше. Второй тип — государственные вузы без конкурса (да, они существуют) и частные вузы. Экзмены здесь служат лишь для того, чтобы разбить будущих абитуриентов по уровню их знаний, к примеру, английского языка.
▪ Самое важное, что потребуется для начала учебы — пройти процедуру нострификации (процедура признания образования, полученного в другой стране). Подробнее о ней я уже писал.
▪ Для поступления в вуз, как правило, требуется уровень чешского В2 (подтвержденный сертификатом или собственным экзаменом выбраного вами университета). Однако бывают и исключения: иногда достаточно В1, но я бы не советовал полагаться на такую удачу 🙂
▪ Для сдачи сессии и получения диплома нужно выполнять нормативы по кредитам, которые «выдаются» за сдачу отдельных экзаменов. К примеру, ваш вуз требует 15 из 30 кредитов для закрытия зимней сессии. Вы можете сдать «тяжелые» предметы типа физики за 8 кредитов и английского за 6 + всего 1 любой другой предмет, в то время как сдача всех остальных экзаменов будет для вас необязательна в этом полугодии. Это позволит лучше подготовиться к оставленным предметам и попробовать сдать их летом, однако не стоит забывать о том, что рано или поздно все ваших долги вам припомнят.
▪ Во многие университеты можно поступить альтернативным способом, даже в начале своего обучения на языковых курсах. Для этого требуется сдать профильные экзамены SCIO. Вопросы на экзамене не касаются школьной программы. Тест проверяет аналитическое и абстрактное мышление. Задания для чехов и иностранцев одинаковые, все студенты получают объективную оценку независимо от национальности. Компания SCIO — коммерческая организация, которая не зависит от учебных заведений. Это исключает любую возможность подделать результаты.
Я переехал из России (Саров, Нижегородская область) в Чехию 7 лет назад. Больше моих заметок о том, как хорошо провести время в Праге, о чешском языке, о среднем и высшем образовании здесь, о жизни иммигранта в Европе, а также о нюансах чешского менталитета можно прочитать у меня в инстаграме ( instagram.com/koroopaev )
С радостью отвечу на все ваши вопросы в комментариях или в директе в инсте, как кому будет удобнее.
Жизнь пикабушников за границей
3.8K постов 30.9K подписчиков
Правила сообщества
— первое и основное: уважай себя и членов сообщества, в глубоком смысле этого слова
— чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома 🙂
// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.
Про ISIC, скорее всего, информация неточная.
А что с социализацией, удалось завести друзей или просто хороших знакомых среди местных?
Я прям офигела, когда увидела Саровчик, здорóво, чувак 🙋♀️
Добрый день! Блог по обучению в Чехословакии еще актуален?
а стипендии дают или надо накопления на жизнь иметь?
Самые интересные места Праги и Чехии гуглятся легко. Но может дадите совет от человека живущего там, что лучше посетить, куда сходить, в каком городе остановиться на первую поездку?
Если есть диплом российского медицинского вуза, можно ли получить в Чехии какую-то узкую специальность, по аналогии с нашей ординатурой? Или надо заново переучиваться?
А Германию не рассматривал?
ISIC после 26 дают. У тебя неверные источники.
Экзамены тоже есть не во всех ВУЗах.
Зачем студенты из России едут в Чехию?
Не думаю, что смогу кого-то удивить, сказав, что количество иностранных студентов в Чехии увеличивается из года в год. Так, к примеру, в прошлом году из 299 396 учащихся иностранцами были рекордные 50 102 человека — 17,6%, в то время как 10 лет назад этот показатель был на уровне 9,4%.
Если рассматривать ситуацию с российскими студентами, их количество в 2020 году по сравнению с 2010 выросло в 3 раза — с 2 543 до 7 526 учеников, причем более 95% из них учились на чешском языке.
В причинах этого попытался разобраться Марек Пршигода — сотрудник Карлова университета, работающий с большим количеством российских студентов. Издание NovinkyCz взяло у него интервью, а я привожу вам краткий пересказ его слов.
📌 Многие учащиеся отмечают, что при выборе страны для получения высшего образования большое значение для них имела возможность учиться бесплатно. Несмотря на то, что овладеть чешским для учебы непросто, учится он все равно легче, чем другие западные языки, а большинству студентов для учебы в Чехии достаточно 1 языкового года на подготовку.
📌 На втором месте — репутация Чешской Республики как места удобного для жизни, безопасного и относительно дешевого по сравнению с западными соседями. Тем не менее, учеба в Чехии — путь к гражданству европейской страны, а благодаря тому, что чешское образование признано во всей Европе, многие рассматривают ЧР как промежуточный этап на пути в Западную Европу и США.
📌 Большую роль играет и страх перед социальным кризисом на родине — отсутствие перспектив и возможностей для самореализации. Многие переехавшие жить в ЧР не считали родную страну безопасной для жизни, а также не были согласны с политикой, которая там проводится.
📌 Множество обучающих материалов и позитивных примеров соотечественников, которые рассказывают о своей жизни в Чехии и делятся полезными советами. А также тот факт, что в Чехии существует большая русская диаспора, благодаря чему можно какое-то время обходиться практически без знания языка, что значительно упрощает жизнь сразу после переезда.
Мне кажется, у пана Пршигоды получилось составить достаточно точную картину ситуации, а вы как думаете?
Осенний закат в Праге
В Праге начался фестиваль света Signal
В этом году мероприятие проходит в чешской столице уже в девятый раз и носит подзаголовок «Plan C», по первой букве слова, ставшего основным мотивом этого года — Климат (climate) и по первой букве события, из-за которого за последние полтора года в наших жизнях произошло столько изменений. Формат фестиваля, кстати, из-за этого тоже немного изменился по сравнению с прошлыми годами — обещают, что больше не будет смертоубийственных давок на самых популярных локациях, а для посещения инсталляций под крышей теперь нужно предъявить тест или действующий сертификат, подтверждающий вашу незаразность.
Сигнал представлен в общей сумме 22 объектами, расположенными в пражских районах Старе Место, Карлин и Голешовице. Помимо расставленных по улицам цветовых инсталляций и уже традиционного видеомэппинга (в этом году только на костел святых Кирилла и Мефодия на Карлине) посетителей фестиваля будет ждать богатая сопроводительная программа, а также новинка этого года — 6 виртуальных объектов, находящихся в дополненной реальности.
Большинство локаций фестиваля доступны для посещения совершенно бесплатно, но есть и три платные инсталляции — в Анежском монастыре, Промышленном дворце, а также в пражском планетарии. Билеты на все три локации вместе продаются на входах в эти места.
Карта всех объектов, а также более подробная информация о фестивале есть на его сайте.
Начало каждый день в 19:00, окончание в 00:00.
Фестиваль будет проходить в Праге до воскресенья включительно.
***
Больше информации об интересных местах и событиях в Праге у меня в инстаграме.
Осень пришла в Прагу
Осень пришла в Прагу
Botanica coffee truck — самое модное место осенью в Праге
Достаточно необычный концепт в самом сердце пражского района Вршовице. Двор за цветочным магазином переделали в ботанический шоурум-зону отдыха, а также дополнили кофейней на колесах. Создатели отнеслись к своему творению с такой любовью и внимательностью к деталям, что, попав сюда, ты ощущаешь себя словно в каком-то волшебном тропическом саду!
За тот год, что кофейня работает, здесь стало больше мест, где можно сесть или сфотографироваться, увеличилось количество растений, а оформление шоурума еще интереснее.
В меню — кофе и лимонады (эспрессо — 50 KČ, капучино — 60 KČ, хороший бутылочный лимонад — 70 KČ). Принимают только карты. Приносить плюшки из других заведений не запрещают 🙂
🔸Адрес: Moskevská 35, прямо возле остановки 4, 13 и 22 трамвая «Vršovické náměstí»
🔸Открыто: Ежедневно с 09:00 до 20:00
Кстати, как показал прошедший год, сюда есть смысл заглянуть в любой сезон, потому что в зависимости от времени года оформление сада заметно меняется.
И хоть я и старался наснимать побольше, далеко не все классные уголки и детали этого места попали ко мне на фотографии, обязательно загляните туда самостоятельно 😉
P.S. Это ремейк моего же поста годичной давности, только тут больше информации, а все фотографии теперь мои.
Святой Вацлав на перевернутом коне
Почему дата гибели князя отмечается в Чехии как столь важный государственный праздник?
Все дело в том, что, во-первых, св. Вацлав очень активно отстаивал интересы маленькой, но гордой Чехии на международной арене. Во-вторых, ревностно вводил здесь христианство. В третьих, сделал многое для сплочения разрозненных людей внутри страны, и, как следствие, пользовался большой любовью своего народа. Без сомнений, сыграл здесь и тот факт, что погиб князь мученической смертью — от руки своего брата Болеслава, придерживавшегося другой веры, желавшего самостоятельно сесть на трон, а также ведомого подстрекательствами придворных, а по некоторым источникам — даже родной матери. Все это и привело к тому, что после смерти Вацлав был канонизирован, а затем назначен патроном* Чехии.
*Патрон — человек в Древнем Риме (от лат. patronus — «защитник, покровитель»), лицо, бравшее под своё покровительство малоимущих или неполноправных граждан.
Могила св. Вацлава в соборе св. Вита (первую версию которого, кстати, построил он же) является объектом всеобщего паломничества. Его останки — шлем, меч и панцирь — почитаются как святыня.
Любите легенды? Согласно одной из них, св. Вацлав (со своим войском, конечно же) до сих пор живет в недрах горы Бланик и ждёт дня, когда над Чехией нависнет реальная угроза, чтобы проснуться и спасти свои земли. По всей видимости, ни одну из войн прошлого века за такую опасность он не посчитал. В целом, думаю, он не ошибся, с Чехией вроде бы все хорошо 🙂
Вообще Вацлавская площадь была так названа в 1848 году, однако статуя, к которой мы привыкли, появилась там лишь в 1912. Изначально, до 1879 года, там стояла другая статуя за авторством Яна-Йиржи Бенделя, которую демонтировали и «переселили» в Народную Галерею (а копию поставили на Вышеграде), т. к. по мнению некоторых, она была недостаточно парадной для главной площади страны.
В целом ничего удивительного, ведь старую статую скульптор сделал еще в 1680, за 150 лет до того, как Вацлавак решили назвать Вацлаваком. Примечательно, что эта статуя стала последней в жизни автора: буквально через несколько месяцев после завершения ее создания он скончался от чумы, эпидемия которой бушевала в те годы в Чехии.
Ян-Йиржи Бендель считается первым выдающимся чешским скульптором эпохи барокко. Его скульптурному стилю подражали многие преемники, а некоторые из его статуй до сих пор можно увидеть в Национальной галерее, а также на Пражском Граде. К примеру, он работал над первой Марианской колонной, аналог которой в прошлом году вернулся на Староместкую площадь.
А то, что на фотке — так это вообще новодел эпатажного Давида Черного, и что хотел сказать автор своей работой, точно никто не знает.
Однако существует версия, что на коне сидит вовсе не св. Вацлав, а бывший во время создания статуи (1999) президентом страны Вацлав Гавел в образе князя, ну и типа он «засиделся» (он руководил страной почти 15 лет) на высоком посту (статуя же подвешена), так, что даже конь уже сдох. Учитывая, что пан Черный вообще любит продвигать через свое творчество антиправительственные идеи, вариант, как по мне, весьма правдоподобный.
Ну и вроде бы между хозяином Люцерны и автором работы было подписано соглашение о том, что «перевернутый конь» будет находиться в Люцерне до того времени, пока «в землях Короны Чешской не наступит период конституционной монархии». Но этого, само собой, наверняка никто не знает 🙂
Автохам в Праге
Неправильная парковка чревата не только штрафом, но и праведным гневом местных жителей. Этот тезис испытал на себе владелец Škoda Fabia, который на всю ночь оставил машину в запретной зоне возле жилого дома в пражском районе Летняны.
Неизвестный блюститель порядка обклеил автомобиль нарушителя разноцветной бумагой для заметок, а также оставил краткое текстовое послание: «Как ты паркуешься, корова» (Jak to parkuješ, krávo).
Пражский район Жижков
Заброшенная электростанция в Чехии
Теплоэлектроцентраль, которая строилась в городке Копидлно, обслуживала не только потребности стремительно развивающегося населённого пункта, но и сахарного завода, что в конце восьмидесятых годов двадцатого века глобально реконструировался и модернизировался. Однако события 1989 года в Чехословакии сыграли злую шутку с двумя индустриальными гигантами. Сахарный завод так и не был достроен, а теплоэлектроцентраль быстро пришла в непригодность и была остановлена примерно в начале двухтысячных годов.
Немного (много) о выборе химии и химфаке
Полезно выбирающим жизненный путь или просто любопытствующим
Итак, всем добрый день, я химик-инженер, получивший образование по специальности в Питере, в фундаментальном вузе (и бакалавриат, и магистратура, но на разных кафедрах вышеобозначенные), тружусь по специальности не один год и успел поработать как в промышленности, так и в научной сфере и даже в преподавании: технология, катализ, радиохимия, орг.синтез, общая химия.
Химия – область крайне малопопулярная на территории бывшего СНГ, что 40 лет назад, что 20, что 10. Только сейчас начинаются хоть какие-то подвижки, благодаря популяризаторам науки, тырнетам, конторам по типу мэлсаенс.
40 лет назад все хотели быть пилотами, офицерами, актерами, певцами; 20 лет назад были пережитки 90, изменение ценностей и все хотели становиться бизнесменами, юристами и экономистами, бандитами, в десятых годах начала развиваться очень бурно и заметно IT-сфера и по сей день является одной из самых высокооплачиваемых областей (на самом деле грамотный спец в любой сфере будет получать много деняк, только нужно трудиться, развиваться, двигать головой и иметь каплю удачи – вы все это знаете из мотивационных книжек и прочей лабуды), теперь же все хотят быть блогерами и контент-мейкерами, а химия всегда была где-то на откосе жизни. Максимум – ее учили будущие доктора вместе с биологией, а людей поступающих именно на Химические факультеты было несравненно мало (пример 2010 года поступления – 1-2 тела на место на ХФ СПбГУ против 10-20 на Экономических, ВШМах, ЮрФаках, МО и прочих популярных тогда факах в том же СПбГУ).
Основная проблема – крайне скверная система образования, где преподавателей заваливают ненужными бумажками, плохо платят и не могут разработать нормальную систему обучения и подачи материала, зарываясь в бюрократические джунгли (здесь мне очень нравится политика школы Илона Маска “Ad Astra” (К звездам – лат.)).
Поэтому класса до 9 химию я ненавидел и имел стабильную 3. Когда началась органика – у меня разогрелся огромный интерес и я начал изучать ее самостоятельно, делая уклон на биологические молекулы и в особенности яды, так нелегкая привела меня на ХимФак. (прошел с 270 баллами ЕГЭ в первой же волне без вопросов, в последние года нижняя планка 271-273 – поэтому нужно потратиться на репетиторов нынешним родителям или курсам по подготовке к ЕГЭ)
Когда-то бывший специалитет (5 лет) и нынешний бакалавриат (4 года) разбивают изучение химии на взаимосвязанные логично упорядоченные части разбитые по годам:
— Сначала идет Вышмат и Общая химия и Неорганическая химия, плюсом безусловно Физика
зачем Высшая математика? – Она потребуется для изучения термодинамики, кинетики, квантовой химии. физической химии, физико-химических методов анализа и всех их возможных ответвлений, плюсом отлично развивает логику и умение абстрактно мыслить – скилл очень полезный, но многих косит из-за сухости преподавания и высокой общей сложности. В мои года длилась 2 первых курса, сейчас, кажется, ее сократили до 1 года (в программе летишь от первообразной и аналитической геометрии до диффуров и прочих страшных весчей)
зачем Общая химия? – Она напомнит химические основы, что большинству так не нравились в 7-8 классах (из-за чего многие сразу теряют нить повествования и интерес в целом). Расширит, углубит, пережует и втемяшит основы термодинамики, физики в химии, квантовой химии. Без нее дальше никуда, ибо если основа шатается – дом рухнет рано или поздно
зачем Неорганическая химия? – Она является одним из двух основных фундаментальных классов в химии в целом (органика и неорганика) – там вы будете скрупулезно разбирать каждый элемент от водорода до унуноктия-оганесона как в частности, так и разбирая общие закономерности по типу диагонального сходства, изоморфизма кристаллов (привет ХФММшники) и свойств отдельных классов элементов и классов веществ. Штука крайне интересная, многие привязываются к ней на всю дальнейшую карьеру.
Несомненный атрибут половины перваков после лабы (денатурация белка при воздействии HNO3, проходит через пару недель, по сути как термический ожог, сильно не болит)
Потом по ходу дела учебы добавляются Термодинамика, как некий вводный экскурс перед ФизХимией, тепловые эффекты, энтропия и все иже с ним, будьте-здрасьте.
Со второго курса в вашу жизнь войдет (у самых умных может и раньше) – Аналитическая химия (а позже ее обязательное расширение ФХМА – физхим методы анализа) – терпеть ее не мог со страшной силой (ибо 2 курс – моя пора дикого раздолбайства) – но для многих становится выбором профессии на всю жизнь (грамотные хроматографиисты или ЯМР-щики, свободно владеющие интерпретацией двумерных COSY-NOESY спектров имеют очень вкусные оклады и интересную, но подчас сложную работу; мой первый научник к примеру сейчас большой спец по ядерному магнитному резонансу в Ливерпуле). Без аналитики – как бы ты ее не любил или боготворил – никуда. Всегда необходимо знать, что ты получил, какая концентрация целевого продукта, что за побочки, получилось ли у тебя что вообще? Не важна, наверное, только квантовикам (это отдельный класс химиков, которые на херу всех вертели – любят математику и программирование куда больше, чем химию или людей в целом).
Как свою профессию выбирает значительное количество химиков, очень востребована на рынке труда.
Также здесь войдет в вашу жизнь такая важная плюха как ФизХимия. Ее вообще выделяют как нечто смежное между Оргой и НеОргой, ибо нужна и тем и тем, но вполне самодостаточна как направление и может обходиться без тех и других. Штука несложная, если не спал ранее на термодинамике и общей химии с матаном, и даже очень интересная, процентов 15 – выбирают себе как дальнейшее научное направление.
Далее 3й курс – там начинается моя ненаглядная, но очень капризная и непростая дисциплина Органическая химия. Множество классов соединений, куча правил, еще больше исключений; закономерности и их нарушения внезапные иногда могут отправлять тебя в пешее эротическое просто ПОТОМУШТА (из серии Дано___Не дано____Пойти на*уй). Но при должной любви, усердии и пролитых слезах в кружки с кофе – потихоньку отвечает взаимностью. Общее количество органических веществ на сегодняшний день свыше 27 млн, что как бы дохера. Поэтому направлений органика дает бесчисленное множество от Элементоорганической химии и до Химии высокомолекулярных соединений и Медицинской химии. Очень важна для медиков, что логично. Очень интересна при должных любви к предмету и старании.
Тут же рядом на 3м курсе танцуют Квантовая Химия, Электрохимия, Коллоидная химия, что являются выходцами из Физхи, но тоже выросли в отдельные классы. Немного особняком стоит Радиохимия – это строение атома и уже больше физика, чем химия, но в целом, не столь популярна, ибо Росатом, РИ им. Хлопина захвачены бюрократами и распильщиками деняк, и двигается слабо в научном плане, но при должном старании и прозорливости можно заниматься РФП (радиофармпрепараты, ПЭТ, ОФЭКТ – загуглите, очень важно и перспективно в медицине) и уехать или поступить на PhD за бугор (бывшая однокурсница трудится в Канаде и всем очень довольна)
На фото ПЭТ-снимок головного мозга, с помощью радионуклидов исследуют динамические процессы (ни слова про шакалов)
На 4м курсе начинается большие и непростые темы, которые можно считать высшей школой высшей школы (п*зже только в маге и далее)
Это ВМС – химия высокомолекулярных соединий, полимеры и все, что с ними связано
ХОЖ – химические основы жизни – по сути медицина и молекулярная биология
ФХМА Орг и Неорг веществ – углубленные курсы аналитики в зависимости от специализации
Химическая Технология – в СПбГУ преподают на отЪ**ись, уровень куда выше в той же Техоложке
И, разумеется, на каждом курсе есть различные курсы минорные, которые ставятся обязательно (Информатика для Химиков, ПедПрактика, либо выбираются самостоятельно в зависимости от специализации (Теоретические основы ОргХимии, ЯМР, Хроматография, Твердофазный Синтез, Масс-спектрометрия, Кристаллография (обязательна для ХФММ – химия, физика и механика материалов) и т.д.)
В целом все химии между собой так или иначе взаимосвязаны и недополученные или просранные знания на 1-2 курсе рано или поздно придется возобновлять или получать заново, учась в маге, аспире или трудясь в коммерческой лабе или на производстве.
Более того в программе стоят общеобразовательные курсы, такие как История, Экономика, Безопасность труда – зачастую недолюбливается студентами за ненужностью и скучностью преподавания. Размазаны на весь период обучения.
Плюсом не забываем про курсовые работы – на 1м Курсе в области Общей химии или Неорги, на втором в области ФизХимии, на третьем – Органика, на 4м – это диплом.
Также рано или поздно придется выбрать кафедру (Неорганика, Органика, Радиоха, ФизХа, Квантовая, ФизОргХимия, Аналитика, Электроха, Колды и т.д.) – кто-то приходит на 1м курсе и работает там вплоть до аспира, кто-то меняет пару раз или даже каждый год, кто-то выбирает от безысходности в конце третьего. От лабы – вашего научника, направлении работ лабы, грантов, статей, завкафа – зависит очень многое: можно на халяву и с пользой отправить на несколько месяцев на стажировку в Португалию, ЮАР, США, Чехию и т.д., а можно сидеть и гонять чаи в лабе, распивая винище с научником, пока не опостылеет.
Программа универа от года к году незначительно меняется, могут оргу перенести на 2й курс, потом обратно, какую-то дисциплину сделать по выбору, а другую обязательной – суть от перестановки вышенаписанного шибко не меняется.
Все написанное актуально преимущественно для фундаментных вузов, в технологических ситуация немного иначе обстоит, о которой, думаю, могут рассказать мои коллеги
Тем, кто дочитал до конца – мысленное дай пять.
Могу ответить на интересующие вопросы, если есть
(спасибо, на некоторые рил интересно отвечать; плюсом исправил пару очепяток)
Все картинки с тырнетов
Чехия вам не подходит
. в том случае, если вы не готовы мириться с некоторыми ее недостатками.
Понятие это, конечно, субъективное, но для кого-то с годами даже один из пунктов может стать причиной переезда куда-то дальше, на запад, или же наоборот, домой. А кому-то норм, для них все это некритично.
▪ Тот самый чешский стиль жизни или, как некоторые его называют, чешская амёбность. Тихая и размеренная жизнь — это то, к чему стремятся многие, но не все. Если ты полон амбиций гореть, творить, делать бизнес, рано или поздно твой запал начнет затухать в трясине окружающей безынициативности.
▪ За услуги связи и подписочные сервисы каждый месяц я отдаю около 5000 ₽. Как ИП ежемесячно я плачу 8500 ₽ налогов. А еще есть страховка — если ты не студент, то ты должен иметь дорогущую страховку, а без студенческих скидок это еще около 8000 ₽. Купить квартиру в Праге — уровень «ну хоть что-то» выйдет на 4-5 млн. KČ (13,5-17 млн. ₽), а за «вот это мне прямо нравится» нужно быть готовым отдать от 7 млн. KČ (24 млн. ₽). Короче, все это про, как сказал почти классик, «бабки, бабки, с*ка, бабки».
▪ Ты тут никому не нужен. Сам приехал, сам тут должен про себя думать и сильно бежать, чтобы остаться на месте. С одной стороны это очевидно, с другой стороны — не всем. И не у всех хватает запала вечно бегать до того момента, пока ты не найдешь свое место. Это часто ломает тех, кому нарандомило особенно длинную дистанцию.
▪ Чехия — страна более-менее правовая. И, о ужас, тут надо соблюдать законы. Ну, то есть это не остров свободы, не второй Амстердам, и даже не пивной курорт… Интересно, сколько людей бы отказалось сюда переезжать, если бы они сразу это понимали?
Больше заметок о жизни в Чехии в моем инстаграме.
Площадь Штроссмайера в пражском районе Голешовице
Названа в честь Йосипа Юрая Штроссмайера (1818–1905), который был хорватским католическим епископом, теологом и меценатом, выдающимся политическим и общественным деятелем. Хорватский народ его почитает как «отца родины». Обладатель множества титулов и наград, был почетным гражданином Праги.
Замок Звиков, один из старейших средневековых замков Чехии
Как я поступила во французский вуз. Часть 1. Экзамен
Тут поймала себя на мысли, что опыт стал постепенно выветриваться из памяти, поэтому решила записать, вдруг кому-то пригодится. Ну и просто история интересная, это стало важным для меня опытом.
Все нижесказанное проходило в 2015-2016 годы, поэтому каких-то тонких подробностей могу не вспомнить точно, да и за годы что-то могло поменяться, но я здесь поделюсь своим опытом. Думаю, постов будет несколько, по логичным этапам: Сдача экзамена, Поступление, Обучение. Надеюсь, кому-то пригодится, ну или просто вам будет интересно почитать.
Итак, обо всем по порядку. Французский язык я начала изучать еще лет в 12, мама отдала меня на курсы, руководствуясь тем, что английский шел хорошо (определила на языки, о чем я не жалею). Учила я его вплоть до 9 класса, но честно говоря, шел он плохо, преподаватель была не очень приятная женщина, до сих пор виню ее за то, что не заложила мне хорошее произношение, потому что на поздних порах менять его очень тяжело, но не будем о ней. В общем, после 9 я поступила в колледж на специальность «учитель английского» и забросила франц, погрузившись в новую студенческую жизнь. Так уж случилось, что этот период пришелся на появление безлимитного интернета и соответственно в нашу жизнь ворвалась куча развлекательного контента. О чудо, больше не надо выискивать диски с фильмами и выглядывать тв программу, можно смотреть что и когда ты хочешь. Это были примерно 2008-2009 годы. Вот тогда я дорвалась до мюзиклов, так как всегда их любила. Смешно, но все началось с канадского Дракулы. Если бы не он, моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Я включила его «по приколу», субтитров тогда не было, пришлось смотреть на канадско-французском, я подумала ну вот, не зря язык учила. Конечно, понимала тогда только отдельные слова, но понравилось сильно. Нам было лет по 15 и этого было достаточно, чтобы навлюбляться в музыку и актеров, а затем автоматом и во французский язык. Мы попали в мир французских мюзиклов, захватив появление такого долгоиграющего хита, как «Моцарт, рок-опера», что усугубило ситуацию. Потом мне исполнилось 18 лет, и мы с мамой впервые поехали в Париж, чтобы влюбиться в эту культуру окончательно. В общем, у меня на полном серьезе сорвало крышу. Я начала грезить Францией и решила возобновить свои занятия французским. Опять пошла на курсы, в этот раз учительница попалась очень приятная. Уже тогда мы начали вести разговоры о том, что можно поехать во Францию учиться. Главный и основной козырь – Франция, это одна из немногих стран в мире, где высшее образование (условно) полностью бесплатное.
Моя учительница ушла в декрет, со мной какое-то время занималась администратор курсов, которая тоже владела французским, но признавала, что мой уровень – это сложновато для нее. Потом на курсы устроился работать свежевыпустившийся молодой преподаватель Илья, старше меня на пару лет и такой же повернутый на Франции и идее переезда туда. Вот с ним вдвоем мы приступили к первому этапу, без которого потом никуда – сдаче экзамена по французскому языку – DALF на уровень С1. Выше, только С2, уровень по сути совершенного владения, но для поступления на большинство направлений достаточно С1. Мы штудировали кучу учебников для самоподготовки. Писали эссе, где, кстати, требуется навык очень прицельного синтеза текстов. Экзамен по сути состоит из тех же элементов, что и любой языковой экзамен – аудирование, чтение с ответами на вопросы, письмо – это эссе-синтез нескольких текстов и устная часть, которую принимают французы. Записаться на экзамен (в Москве) можно через Institut français de Russie. Они же выступают посредниками при поступлении в вузы. (Забыла отметить, что поступать мы планировали на магистратуру, при поступлении на бакалавр, ситуация немного иная).
В общем подготовка к дальфу заняла года два. Мы конечно сами были заняты работой, я переехала в Москву и работала учителем английского, параллельно учась в универе. По выходным возвращалась на родину и в субботу утром шла на французский. Потом экзамен сдал Илья, набрал минимальный проходной балл (еще раз повторюсь, чтобы сдать успешно – надо иметь действительно оооочень высокий уровень языка. Для примера C2 в Москве ежегодно сдают только 1-2 человека. С1 – побольше, но далеко не всем удается). Максимальная оценка за тест — 100 баллов. Это означает, что в каждой части можно набрать по 25 баллов. Для успешного прохождения DALF достаточно набрать минимум 50 баллов из 100, но не менее 5 баллов в каждой секции. Экзамен очень жесткий, но у него есть существенное преимущество – он дается на всю жизнь, то есть его не надо пересдавать, как большинство языковых экзаменов по английскому. Он всегда будет актуальным, поэтому попрошу, чтобы меня похоронили с ним.
В 2015 году я наконец-то осмелилась. Очень хорошо помню последний месяц перед экзаменом. Я решила полностью отключиться от реальности, чтобы сдать успешно. Читала книги и вообще что-либо только на французском, старалась думать на французском, слушала исключительно французские песни, и смотрела фильмы. Ну и сидела с утра до ночи решала демо варианты. Настал решающий день.
Помню, что погода была примерзкая. Шел дождь, было холодно. В аудитории трепетали люди, другие сдающие. Там была определенная элита, те, кто учился на курсах от французского института и имел некое преимущество. Эти ребята не собирались никуда поступать, они сдавали его как часть курса и чувствовали себя расслабленными. Остальные тряслись, как и я. Началось аудирование. И тут я понимаю, что ничего не понимаю. Текст сложный, с эхом, в аудитории вообще жутко фонит. Прорываюсь через вопросы, местами понимаю, что пишу жуткую ересь. Едем дальше. Чтение. Выдыхаю, это самая легкая часть, ведь текст перед глазами и никуда не сбежит. Пишу эссе. Письменная часть заканчивается, выхожу на перекур перед устной.
Перед устной вообще жутко трясусь, так как я не уверена в своем произношении и понимаю, что, не смотря ни на что, говорю я грязно, а тут еще и стресс. Честно говоря, мне вообще языки нелегко даются, хоть я и лингвист. Ну так уж сложилось. Прихожу на экзамен. Нужно достать билетик, в нем статья, которую надо прочитать и высказаться по заданной теме. Мне попалось утверждение в духе «Устаревает ли формат телевидения?». Выхожу к французам. Милые дамы слушают мои жалкие потуги. Мне плохо. Говорю ересь. В конце искренне извиняюсь за то, что я только что сделала с их языком))). С моей стороны звучало, как изнасилование. Они делают несколько замечаний, прощаемся. Ухожу.
Дальше невозможное ожидание результатов. Спустя месяц или больше нахожу свою фамилию на сайте и вижу заветные 56,50 баллов из 100! Это победа! Каким-то образом сдала даже лучше своего учителя. Это, конечно, троешная работа, но главное, что с ней можно поступать, на баллы не смотрят, только на наличие диплома. Я завалилась на аудировании, что удивительно, за остальные части, даже за говорение дали 16-17 баллов. Я была в невероятной эйфории, ведь столько лет вылились в победу. Но тотчас пришлось взглянуть в глаза следующему этапу – поступление. На него ушел вообще отдельный год и это был тот еще квест. Но о нем уже в следующий раз. Буду рада вашим вопросам и комментариям. Ждите продолжения!