обучение на пилота вертолета в сша
На высоте: где лучше всего учиться летать на вертолете
Сегодня во многих странах можно взять вертолет напрокат, но, чтобы сесть за штурвал, нужна лицензия пилота. Где можно научиться летать на вертолете и при этом совместить приятное с полезным? Для нашего обзора мы выбрали самую распространенную в мире модель — Robinson R22. Этот легкий и быстрый вертолет считается самым подходящим для обучения. Получив летный опыт на R22, можно пересесть на другую, более сложную, модель, к примеру Robinson R44, на котором часто возят туристов и бизнес-пассажиров.
С лицензией частного пилота в кармане в большинстве стран мира можно летать самому, перевозить своих друзей или коллег, но ее не получится использовать в коммерческих целях. Существует разница между обучением в США (сертификат FAA) и в Европе (лицензия EASA), но сегодняшний день один документ легко можно конвертировать в другой. К тому же чиновники от авиации обещают рано или поздно унифицировать процесс получения летных прав. Где и как можно получить лицензию пилота вертолета – в галерее Forbes.
США: недорогое обучение в мягком климате
Длительность курса: от трех до десяти недель в зависимости от интенсивности занятий.
Плюсы: низкая цена, летная погода круглый год, английский язык обучения.
Особенности: понадобятся виза особого типа, медицинская страховка, сертификат, подтверждающий знание английского языка; потребуется сдать отпечатки пальцев; для полетов в Европе или России придется пройти переквалификацию.
Лицензия (сертификат): выдается на пять лет, каждый год необходимо подтверждать квалификацию.
Дешевле всего учиться управлять вертолетом в Калифорнии – в этом южном штате максимальное количество летных дней в году, к тому же выбор школ для пилотов очень широк.
Федеральное авиационное управление США предъявляет к будущим пилотам относительно скромные требования. Для лицензии нужно налетать 35 часов, из них 10 самостоятельно, без инструктора. Один из полетов должен быть на расстояние не меньше 92 километров. Минимальный теоретический курс займет 15 часов, за которые будущего пилота познакомят с азами авиации и подготовят к письменному тесту.
Великобритания: дорого, но универсально
Длительность курса: от трех недель
Плюсы: нет специальных требований к иностранным студентам; английский язык обучения; универсальная европейская лицензия, которую легко конвертировать для полетов в других странах-членах Европейского агентства по авиационной безопасности.
Особенности: стабильная летная погода здесь – редкость; многое из того, что придется учить, на практике не пригодится.
Лицензия: для перевозки пассажиров нужно совершать полет не реже чем раз в 90 дней; каждые два года необходимо проходить ревалидацию.
Учиться управлять вертолетов в Великобритании значительно дороже, чем в США. Выбор школ здесь тоже велик. Для обучения лучше выбрать летние месяцы, когда на Британских островах больше всего ясных дней.
Летать на территории Великобритании на собственном вертолете можно и по лицензиям других стран, входящих в Международную организацию гражданской авиации. К ним относятся лицензии, выданные в США, Новой Зеландии, в Австралии и Канаде. Чтобы подтвердить лицензию, полученную в других странах, нужно иметь не менее 100 часов налета, а также пройти краткий курс обучения и сдать теоретический и практический экзамены.
Канада: комфорт без проблем с визой
Длительность курса: от 8 до 14 недель
Плюсы: меньше полугода можно учиться по туристической визе; английский язык обучения; возможность получить дополнительные навыки полетов в условиях севера и лесистой местности.
Особенности: важно не перепутать «зарегистрированную» летную школу с «аккредитованной»: требования к первым со стороны авиационных властей ниже, ответственности они несут меньше, а значит можно столкнуться с незапланированными расходами.
Лицензия: легко конвертируется для полетов в Европе, Австралии, США и Новой Зеландии.
В Канаде частная авиации развита не меньше чем в США, здесь тоже можно найти пилотов-любителей, который летают на работу на вертолете за 200-300 км от дома. Обучение в Канаде дороже, чем в США, но местные школы пытаются любыми способами привлечь иностранных студентов и обеспечить им эффективное и комфортное обучение.
Северная Европа: суровый климат и профессиональный подход
Длительность курса: по индивидуальному графику
Плюсы: подходит тем, кто думает о получении лицензии коммерческого пилота; возможно пройти часть курса онлайн.
Особенности: уровень подготовки может оказаться выше, чем нужно для полетов в свое удовольствие; оплата в норвежских или шведских кронах; полеты в горах и заснеженных районах.
Лицензия: единая европейская лицензия.
Расположен обучающий центр в аэропорту Сандефьорд Торп в 118 километрах к югу от столицы Норвегии Осло. Студенты сразу осваивают полеты в условиях загруженного аэропорта.
В отличие от большинства других школ Европейский вертолетный центр уделяет внимание академической подготовке пилотов, в том числе, к примеру, изучению метеорологии, навигации и планирования.
База, на которой живут студенты, расположена рядом с аэропортом. Самый удобный способ проживания — прямо на базе, в отдельной комнате с общей кухней, прачечной, гостиной, ванной и спортивным залом. При этом выходные можно проводить в Осло, до которого 1,5 часа езды поездом.
Выбрав учебный центр Northern Helicopters в Швеции, обучение можно будет начать в удобное для вас время. С учетом климата вероятно, что часть курса вы будет проходить, летая над бескрайними снежными просторами и испытаете себя при самых разных погодных условиях. Неизбежная часть курса — полеты в горах.
Испания и Греция: совместить учебу и отдых
Длительность курса: от четырех недель
Плюсы: отличное место для учебы и отдыха, прекрасные виды во время полетов, хорошая погода 350 дней в году
Особенности: многие школы специализируются на дополнительной квалификации и часах налета, меньше времени уделяя теории и подготовке к экзаменам
Лицензия: единая европейская лицензия, возможность конвертировать документ для полетов по всему миру
Учиться летать на Майорке — сплошное удовольствие, в первую очередь благодаря прекрасным видам, которые открываются над островом — от гор до белых песчаных пляжей. Жить во время учебы можно в пятизвездочном отеле или же в семейном пансионате. Летная школа Sloane Mallorca не только научит управлять вертолетом, но и конвертирует вашу лицензию пилота, полученную на родине, для полетов по всей Европе. При желании в курс обучения можно включить отработку посадки на воде. В путешествиях, к примеру, по греческим островам этот навык может пригодиться.
Южная Африка: дешево и экзотично
Длительность курса: от четырех недель, многие школы предлагают индивидуальный план занятий.
Плюсы: каждый полет как экскурсия; возможность совместить учебу с отдыхом.
Особенности: недешевый перелет из России в ЮАР; возможны непредвиденные расходы; высокий уровень коррупции в стране.
Лицензия: выдается по стандартам Международной организации гражданской авиации, легко конвертируется.
Европейские пилоты-любители неоднозначно отзываются о летных школах Южной Африки. С одной стороны, учиться там дешевле, с другой — далеко и не всегда надежно. Тем не менее по уровню подготовки и технической оснащенности южноафриканские школы не сильно уступают европейским. Например, в школе Hover Dynamics вам предложат пройти часть курса на симуляторе, что сэкономит время и к тому же абсолютно безопасно в отличие от реальных полетов.
Учебу в ЮАР можно успешно совмещать с отдыхом. Выбрав школу неподалеку от побережья, можно заодно заняться серфингом, проводить время на море хоть каждый день. Вариантов школ много, Flight Schools South Africa и Airborne Pilot Training предлагают курсы пилотов в Претории, Дурбане, Йоханнесбурге и Кейптауне. С точки зрения погоды лучше выбирать Дурбан — температура на протяжении года колеблется от 17 до 26 градусов. В Йоханнесбурге и Кейптауне можно наслаждаться роскошными видами во время каждого полета, но летная погода здесь стоит только летом.
Школа Learn to Fly уверяет, что по цене и качеству подготовки пилотов оставит позади многие американские учебные центры. Комплекс предлагаемых услуг действительно выглядит скорее как описание туристической VIP-поездки: с полетами над Национальными парками, возможностью порыбачить, поохотиться, с проживанием в роскошном отеле с бассейном.
В Восточной Европе и Прибалтике: на русском языке
Длительность курса: от трех месяцев.
Плюсы: русскоговорящие инструкторы, курсы авиационного английского.
Особенности: учебная виза на весь срок пребывания, большинство школ все же работают на местном языке.
Лицензия: по единым европейским стандартам.
Хороший вариант обучения в Восточной Европе — Чехия. Первые аэроклубы появились здесь в середине XX века, уже в 80-е годы начала развиваться частная авиация. Школ в Чехии много и они с удовольствием принимают студентов из России. Никаких особых требований к ним не предъявляется, но необходимо получить учебную визу на весь срок пребывания. Если вы хотите летать не только в России, то стоит сразу же пройти курс авиационного английского — около 50 часов.
Длительность курса: от двух месяцев, можно учиться по индивидуальному плану.
Плюсы: обучение на русском; близко к дому; получить все консультации можно лично до начала учебы; школы помогают в оформлении документов на владение собственным вертолетом и регистрацию вертолетной площадки.
Особенности: летать до экзаменов вы будете вокруг только над аэродромами; непредсказуемая погода.
Лицензия: свидетельство пилота-любителя для полетов в России. Чтобы арендовать вертолет в Европе или США, придется пройти валидацию.
Расхожее мнение среди пилотов-любителей: в России учат хорошо, но довольно дорого и скучно. Большую часть летного опыта, скорее всего, вы получите, наматывая круги вокруг базового аэродрома. Ни о каком аэротуризме не может быть и речи. При этом если вы намерены летать только в России и не говорите по-английски это, скорее всего, единственный доступный вам вариант. Только в Москве и окрестностях действуют около 50 аэроклубов, правда, сертификат и лицензия на подготовку пилотов-любителей есть не у всех.
С начала февраля в связи с введением нового порядка выдачи свидетельств авиаспециалистов свидетельства пилотов-любителей в России также временно не выдают.
Сколько стоит обучение на пилота в США
Обучение на пилота в США выбирают не только американцы, но и граждане других стран, в том числе россияне. Среди причин — сокращенные сроки обучения, международное признание его качества и, что удивительно, более низкая стоимость курса по сравнению с Россией и другими странами Европы.
Виды лицензий пилота в США
Обучающиеся на пилота в США получают следующие виды лицензий:
Получать эти три лицензии нужно последовательно: сначала стать частным пилотом легкомоторного самолета, затем налетать требуемое количество часов и выучиться на коммерческого пилота, а после налёта не менее 1500 часов пройти обучение на пилота транспортной авиации.
Предварительные расходы при обучении на частного пилота в США для иностранцев
Никаких ограничений при обучении на пилотов частной авиации у иностранцев нет. Вам будет достаточно даже туристической визы B1/B2 — если только если интенсивность занятий в авиашколе составит не более 18 часов в неделю. В противном случае потребуется учебная виза M1.
Помимо визы, иностранцам необходимо получить разрешение TSA (Transport Security Administration), которая проверяет каждого претендента ради антитеррористической безопасности.
Без этого документа в авиашколе можно изучать только теорию, к тренировочным полётам не допустят.
Имея на руках документы от TSA и врача, можно приступать к обучению в авиашколе.
Сколько стоит обучение на частного пилота в США
Точную стоимость лицензии частного пилота в США назвать сложно, ведь на неё влияют следующие факторы:
Получение лицензии частного пилота в США занимает от 2 до 4 месяцев, и это надо учитывать при планировании расходов на проживание, питание и т.п.
Стоимость лицензии коммерческого пилота в США
Для получения Commercial Private Licence потребуется 7–9 месяцев, а если инструктор посчитает навыки студента недостаточными, то и больше. Это неизменно повлечет за собой дополнительные расходы исходя из стоимости лётных часов. Поэтому окончательную сумму можно определить только к концу курса.
Как стать пилотом транспортной авиации в США, и сколько это стоит
Третья ступень обучения на пилота — лицензия для работы в транспортной авиации, то есть на регулярных пассажирских и/или грузовых перевозках. Учиться могут только те, кто уже налетал не менее 1500 часов. Кроме того, претенденты должны быть старше 23 лет.
Соответствующие этим критериям пилоты сдают компьютерный тест и экзамен, чтобы подтвердить свои навыки и перейти на следующий уровень. Дальше их обучает авиакомпания-работодатель, которая готовит пилота к работе на воздушном судне конкретной марки и модели. На данном этапе обучение для пилотов чаще всего бесплатное.
Нужно ли пилоту в США высшее образование
Чтобы управлять самолётами, высшее образование в США не требуется. Будущие пилоты даже могут получать лицензии одновременно с обучением в одном из американских вузов.
Помощь в поступлении в вузы США на авиационные специальности
Планируете карьеру в авиационном менеджменте и хотите учиться в США? Специалисты Allterra Education подберут для вас подходящую программу, помогут подготовиться к поступлению и возьмут на себя оформление необходимых документов. Чтобы получить консультацию, воспользуйтесь формой обратной связи или позвоните нам.
Как получить лицензию частного пилота в США
За два месяца и десять тысяч долларов
Я пилот легкой авиации.
Почему я решил учиться на пилота
В 30 лет я осознал, что я аэрофоб. Удушье, бешеное сердцебиение, потные ладони, сжимающие ручки кресел — это состояние преследовало меня во время каждого перелета.
Я начал подпитывать свою болезнь через СМИ и интернет. Моим любимым сериалом стала не «Игра престолов» или «Во все тяжкие», а «Расследования авиакатастроф».
Побочным эффектом этого увлечения стали хорошие знания авиации. Я разобрался в устройстве самолета, аэродинамике и влиянии погодных условий. В начале каждой серии «Расследования» мы с женой даже стали делать ставки на возможные причины катастрофы.
стоит получасовой полет на авиатренажере
Переломным моментом стал подарок жены — полет на авиатренажере. Полет стоил 5000 Р за полчаса. Тренажер полностью имитирует полет настоящего самолета, со взлетом и посадкой в любом аэропорту мира, в любых погодных условиях.
Через несколько дней я решил победить аэрофобию и стать пилотом.
Подготовка
Как я выбрал, где учиться на пилота
В России | В США | |
---|---|---|
Стоимость | Около 500 000 Р | Около 350 000 Р |
Время обучения | 6—8 месяцев | 2—3 месяца |
Переезд | Не нужен | Нужен |
Проживание | Живешь дома | Нужно бронировать |
Машина | Ездишь на своей | Нужно бронировать |
Погода | Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни | Отличная, летать можно каждый день |
Работа | В обычном режиме | В удаленном режиме |
Логистика | Нужно ездить в Подмосковье | Аэропорт в черте города |
Инфраструктура | Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами | Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием |
Английский | Базовый уровень | Как минимум Upper Intermediate |
Я делал эту таблицу в феврале 2015 года. Доллары купил еще раньше, в 2014 году. Тогда 1 доллар стоил 35 рублей
Плотный график обучения позволил бы сохранить нужный уровень мотивации, а прекрасная погода и инфраструктура значительно повышала шансы на успех.
Был февраль 2015 года. Мы обсудили все детали с женой и решили, что лучше всего уехать осенью. Значит, у меня есть около полугода, чтобы подготовиться и решить все вопросы.
Я составил табличку со списком дел. Получилось примерно 25 пунктов. Вот главные:
Моя работа связана с интернет-проектами, и я спокойно могу работать удаленно. Разница с восточным побережьем США составляет +7 часов. Мы решили построить мой рабочий процесс так: рано утром я делаю все срочные задачи и ухожу на учебу, а после возвращения решаю оставшиеся вопросы.
Поиск школы
В США лучшими штатами для обучения на пилота считаются Флорида, Калифорния и Техас. Там отличная погода, летать можно 365 дней в году. Еще там много аэродромов и высокая конкуренция школ — поэтому низкие цены на обучение.
Я выбрал Флориду, потому что хотел пожить у теплого Атлантического океана.
Я составил список школ и начал рассылать письма с заранее подготовленными вопросами:
Пока я переписывался со школами, выяснил любопытный нюанс. Правила иммиграционной службы США говорят, что учебная виза M1 требуется, если учебный процесс занимает больше 18 часов в неделю. В этом случае ученик не может менять выбранную школу в процессе обучения.
Туристическая виза B1/B2 позволяет обучаться по сокращенной программе — меньше 18 часов в неделю. Некоторые школы утверждали, что их программы построены именно так, и можно спокойно приехать на обучение по туристической визе.
Подготовка документов
Будущий пилот в США должен пройти проверку TSA — агентства транспортной безопасности. TSA занимается защитой аэропортов и предотвращением захвата самолетов. Чтобы не допустить за штурвал учебного самолета потенциальных террористов, агентство проверяет всех учеников летных школ: собирает отпечатки пальцев и просит заполнить большую анкету с личной информацией.
Андрей объяснил дальнейшую процедуру:
Поиск жилья в США и сдача квартиры в Москве
Школа не смогла предложить нам подходящие варианты жилья, поэтому мы занялись поиском самостоятельно. Самая большая база недвижимости в США — сайт Craigslist.org, но там все сдают только резидентам и на долгий срок.
Сдать квартиру в Москве оказалось сложнее. Мы искали человека, который не только согласится на аренду всего на три месяца, но и сможет ухаживать за нашей кошкой. Я решил сделать хорошую скидку и поставил низкую цену.
Объявление я разместил в группах по недвижимости в соцсетях. К вечеру того же дня получил с десяток сообщений от кошколюбов. Мы провели кастинг, выбрали подходящего, составили договор аренды, где прописали все условия ухода за нашей кошкой, — и ударили по рукам.
Предварительное обучение
Школа не предъявляла никаких дополнительных требований по поводу предварительной подготовки. Но я решил, что будет не лишним подготовиться к занятиям самостоятельно, ведь на месте у меня будет всего два месяца на обучение.
Я установил на компьютер симулятор полетов Microsoft Flight Simulator. В нем есть виртуальный курс пилотирования, практически аналогичный реальному. Я купил специальный джойстик за 3000 Р и каждый вечер занимался. Через месяц сдал виртуальный экзамен.
Потом я решил, что пора от теории перейти к практике и полетать на настоящем самолете. Поехал в Подмосковье в аэроклуб на аэродроме «Ватулино». Полет на самом легком самолете из их авиапарка стоит 5000 Р за полчаса.
В самолете было два места, я занял место справа от пилота. После небольшого инструктажа и проверки бортовых систем мы получили разрешение на взлет и поднялись в воздух. Был май, а весна — время нестабильной атмосферы, когда земля нагревается, а воздушные массы перемешиваются, создавая турбулентные потоки. Из-за турбулентности самолет бросало во все стороны. Пилот был полностью спокоен, а мне было не по себе.
Набрав высоту, пилот передал мне управление. Я выполнил несколько маневров — это немного снизило напряжение. После получаса полетов над полями, лесами и речкой мы приземлились.
Авиационный английский
Я хорошо знаю английский, но одно дело — разговаривать с преподавателем в классе, а совсем другое — вести переговоры по радио с незнакомыми людьми в стрессовом состоянии, когда любое непонимание может привести к неприятным последствиям.
Английский — международный язык коммуникации в авиации. Пилоты и диспетчеры общаются друг с другом по радио не на обычном разговорном языке. Вместо этого они используют специальную фразеологию, так называемый авиационный английский.
Для каждой ситуации — руления по аэродрому, взлета, посадки, прогноза погоды — есть стандартный набор фраз. Каждому воздушную судну присваивается уникальный номер. Его сообщают другой стороне при каждом радиоконтакте, используя «авиационный алфавит».
Я изучал авиационный английский по иллюстрациям военного штурмана, полковника П. В. Искратова. На Ютубе можно найти множество видеороликов с записями радиопереговоров в разных ситуациях, от штатных до катастрофичных. В авиации как нигде действует принцип: лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.
А еще есть сервис трансляции радиоэфира аэропортов в реальном времени — «Радиосканер». Можно открыть приложение Flight Tracker или сайт Flightradar24.com, найти борт, который ведет переговоры, и следить за его действиями на карте. По моему опыту, это оказалось очень полезно для обучения.
Переезд во Флориду
Жизнь в вечном лете
Форт-Лодердейл не такой загруженный, как Майами, но с такими же длинными набережными и водными каналами по всему городу, от чего он даже получил прозвище Американская Венеция.
Общественный транспорт развит очень слабо, поэтому машина жизненно необходима. К счастью, с арендой нет проблем.
С жильем все сложнее. Флорида — богатый штат с прекрасным климатом, сюда едут отдыхать и сами американцы, и туристы со всего мира. Хорошие варианты жилья бронируют на месяцы вперед. Поэтому наш первоначальный план, что мы быстро найдем квартиру, дал сбой.
в месяц мы платили за жилье
Наши хозяева оказались очень приветливыми людьми, мы много общались на разные темы, в том числе политические. Нас даже пригласили на рождественскую вечеринку.
Форт-Лодердейл находится на берегу Атлантического океана, поэтому вечерами после учебы и работы мы приезжали на полупустые пляжи, гуляли и любовались закатами.
Демонстрационный полет
Я приехал в школу и в первый же день совершил демонстрационный полет с шеф-инструктором Скоттом Личем на самолете Цессна-172. Во время демополета студент не принимает участия в пилотировании, а только наблюдает за действиями пилота.
Преподаватель решил показать мне все, на что способен этот старенький самолет. Он делал глубокие развороты, горки — и тут же бросал машину в пике так, что я на несколько секунд чувствовал невесомость. После приземления я был чуть живой — но отступать было поздно.
Подготовка к занятиям
По плану обучения я должен был пройти теоретический курс, налетать необходимые по правилам регулятора 40 часов и сдать теоретический и практический экзамены.
У школы большой офис с несколькими классами для занятий, компьютеры для проверки погоды и сдачи экзаменов и авиатренажер. Занятия вели преподаватели с большим стажем и необходимыми рейтингами для пилотов-инструкторов. Моим пилотом-инструктором стал Грег Фейсс.
Мы с Грегом сразу отправились в авиамагазин и закупили необходимые учебные материалы:
Группа студентов у нас была небольшая — всего 3 человека. По утрам несколько часов шли совместные теоретические занятия, а после обеда — полеты: каждый студент со своим инструктором.
Обучение теории делится на пять больших разделов:
Структура обучения сильно отличается от российской «академической школы». Преподаватели обычно дают только самые базовые знания, оставляя широкий фронт для самоподготовки. Главный акцент на практике.
Аэродром обучения
Нельзя просто так взять и взлететь. Любые взлеты и посадки, даже на маленьких и частных самолетах, разрешены только на аэродромах. Они бывают «контролируемые» — с диспетчерской вышкой, и «неконтролируемые» — только со взлетными полосами и без вышки. На неконтролируемых пилоты сообщают о своих намерениях на специально выделенной общей частоте.
Коммерческий аэродром Форт-Лодердейла — идеальный вариант для обучения. У него две твердые длинные полосы, диспетчерская вышка работает 24 часа в сутки, а авиационный трафик не такой плотный, как в основном аэропорту, куда прилетают гражданские лайнеры.
Первые полеты
Первый учебный полет с инструктором происходит практически сразу после вводных занятий, на которых рассказывают об устройстве самолета. Эти знания необходимы, чтобы провести предполетную проверку.
Пилот проверяет самолет по чек-листу. В нем подробно описаны все шаги: сначала надо проверить внешнее состояние самолета, основные узлы, топливо, масло. После этого пилот садится в кабину, заводит двигатель и проверяет бортовые системы. Потом узнает погоду, связывается с диспетчером на вышке и сообщает свои намерения: куда он собирается лететь.
Пилот получает разрешение на взлет от «вышки», выводит самолет на рулежную дорожку и движется по ней к нужной полосе. Перед полосой останавливается, еще раз делает проверку систем самолета — и снова связывается с диспетчером. Если полоса занята, пилот ждет, пока путь освободится. Наконец разрешение на взлет получено — начинается разгон по полосе аэродрома.
Первые полеты проходят по так называемому аэродромному кругу. Студент взлетает, делает круг вокруг аэродрома, садится и тут же снова взлетает. Взлет и посадка — самые сложные и ответственные этапы полета, поэтому эти элементы во время обучения повторяются много раз.
Параллельно студент ведет радиопереговоры, сообщает о своей позиции и следующем шаге, а диспетчер подтверждает его намерения либо просит их изменить в связи с действиями других самолетов.
Через неделю после начала занятий и 10 часов полетов в таком режиме Грег попросил меня вернуться к ангару после посадки. Внезапно он вышел из самолета и объявил, что настало время моего первого «соло» — самостоятельного полета.
Стараясь унять волнение, я связался с диспетчером и сообщил, что планирую совершить свой первый полет, на что диспетчер пожелал мне удачи. Я штатно совершил три взлета и посадки и вернулся к ангару. Это был потрясающий момент, эмоции меня переполняли.
Чуть позже я прошел обряд посвящения. У студентов, которые совершили свое первое «соло», вырезают часть майки. Эта традиция связана со временами, когда в самолетах еще не было рации. Тогда студент и инструктор в самолете сидели друг за другом, в тандеме. Чтобы давать ученику команды, куда направлять самолет, инструктор тянул его за сторону майки. После успешного первого полета эту часть майки отрезают — теперь пилот может самостоятельно решать, куда ему лететь.
Обучение маневрам
Следующий этап обучения проходит уже в тренировочной зоне над болотами Эверглейдс. Студентов обучают совершать штатные маневры — набор высоты, снижение, развороты, — а еще следить за окружающей обстановкой и позицией самолета, пользоваться приборами для навигации.
Самое сложное — учебная имитация нештатных и аварийных ситуаций, например сваливания, остановки двигателя, пожара на борту. После нескольких таких уроков с инструктором студент совершает такие полеты с нештатными ситуациями самостоятельно.
Полеты на дальние расстояния
Последнее испытание для студента — полеты на дальние расстояния между несколькими точками. Их еще называют полетами кросс-кантри.
Это вершина пилотного мастерства. В них применяются все знания о самолете и его возможностях, навыки пилотирования, навигации, радиопереговоров, анализа погодных условий.
К полету кросс-кантри надо основательно готовиться:
Для своего первого полета кросс-кантри я выбрал живописный путь в сторону Ки-Уэст. Маршрут такого полета проходит на небольшой высоте сначала над пляжами Майами, затем над петляющей дорогой в океане. Во время этого полета я испытал колоссальную радость и понял, что это все не зря.
После первого полета кросс-кантри студент совершает еще несколько аналогичных полетов, в том числе в ночное время.
Экзамен
После 40 часов полетов студента допускают к экзаменам. Обычно обучение занимает 2—2,5 месяца, из-за отличной погоды и ежедневной практики я справился за 42 дня.
Я успешно сдал тест и неплохо держался на устном экзамене, но в полете неудачно зашел на посадку. Экзаменатор взял управление на себя. Это означало, что я провалился.
В тот же день я получил временный сертификат, который позволял мне совершать самостоятельные полеты с пассажирами на борту. Я взял жену, арендовал самолет — и мы отправились в полет над Майами, болотами Эверглейдс и лазурным океаном.
Оглядываясь
С момента моего первого появления в школе до сдачи экзамена прошло чуть больше двух месяцев. Я превысил свой бюджет, так как не смог сдать экзамен с первого раза. Ну и ничего страшного.