обучение на пилота сверхлегкой авиации
ОБУЧЕНИЕ ПОЛЁТАМ НА САМОЛЁТАХ СЛА
Сверхлёгкий самолёт (самолёт СЛА)
Сверхлёгкий самолёт — это самолёт, максимальный взлётный вес которого не превышает 450-500 кг. Лёгкие самолёты стоят дешевле обычных, потребляют меньше топлива, проще в обслуживании. Они более манёвренные, но менее устойчивы к погодным условиям.
Разновидностью сверхлёгких самолётов являются так называемые KIT-самолёты. Это самолёты, которые собираются вручную владельцем из поставляемого набора запчастей и оборудования. KIT-наборы очень популярны на западе, поскольку позволяют значительно сэкономить на стоимости самолёта, а также приобщиться к творческому процессу создания летающей машины. Однако, несмотря на наличие всеобъемлющей инструкции по сборке, иногда полностью собрать самолёт самому бывает затруднительно. Существуют компании, продающие самолёты, собранные из KIT-наборов. Такие самолёты обходятся дороже, чем собранные самостоятельно, но дешевле, чем произведённые на заводе.
Взлёты и посадки
Для взлёта и посадки сверхлёгкому самолёту (самолёту категории «сверхлёгкий летательный аппарат») требуется взлётно-посадочная полоса длиной в 150-300 метров. Такие самолёты легки и быстро набирают высоту.
В принципе, управление сверхлёгким самолётом, производство взлёта и посадки несильно отличается от управления обычным самолётом. Нужно только особенное внимание уделять атмосферным условиям — направлению и силе ветра, сдвигу ветра, трубулентным зонам и т.д.
Обучение и эксплуатация сверхлёгких самолётов
Обучение полётам на сверхлёгких самолётах занимает также минимум 42 часа. Стоимость обучения может быть несколько ниже в виду того, что подобные самолёты тратят меньше топлива.
Однако не стоит рассчитывать сэкономить на обучении на самолёте СЛА, чтобы потом пересесть на обычный самолёт. На наиболее сложном этапе полёта, при выполнении посадки, скорости сверхлёгкого и обычного самолётов могут отличаться в 1,5 раза! Поэтому для выполнения полётов на самолётах придётся проходить дополнительные часы лётных курсов.
Эксплуатация СЛА-самолётов мало чем отличается от обычных. Они так же базируются на аэродромах, с них так же берут сборы за посадки и стоянку. Поэтому выгода в приобретении такого самолёта — только в первоначально уплаченной цене. Новые самолёты можно купить за сумму от 1500000 рублей.
Безопасность полётов на сверхлёгких самолётах
Полёты на сверхлёгких самолётах опаснее, чем на обычных из-за большей зависимости от погодных условий. Помимо традиционных рисков, связанных с полётами на самолёте (отказ двигателя, систем и т.п.), самолёты СЛА очень лёгкие, они реагируют на любой порыв ветра. Поэтому опасность представляют полёты в условиях сильного ветра, сдвига ветра, повышенной турбулентности. Там, где обычному самолёту порыв ветра не причинит никакого вреда, не сильно изменит курс полёта, у сверхлёгкого самолёта может образоваться опасный угол крена или тангажа. Не говоря уже о том, что заход на посадку будет испорчен.
Самолёты СЛА делаются из лёгких хрупких материалов. В случае падения пилот менее защищён от внешней среды.
Обучение
Обучение
Для успешного освоения авиационной техники и изучения правил полета пилота-любителя, мы предлагаем обучение на сверхлегких самолетах PIONEER.
В ходе обучения кандидаты приобретают устойчивые практические навыки в подготовке к полетам и в технике пилотирования самолета, которые позволят уверенно и безопасно выполнять самостоятельные полеты:
по кругу (прямоугольный маршрут);
в зону, на выполнение фигур простого пилотажа;
по маршруту визуально и с использованием РТС;
Привить первичные навыки в техники пилотирования самолета в зоне по приборам под шторкой.
1. К обучению, по Программе «Первоначальное летное обучение пилотов-любителей на самолете Pioneer» (практическому обучению полетам), могут допускаться лица в возрасте не моложе 17 лет, но с таким расчетом, чтобы ко дню его первого самостоятельного вылета ему исполнилось 18 лет, имеющие среднее образование и годные по состоянию здоровья.
2. Перед заключением договора кандидат на обучение должен пройти медицинское освидетельствование в соответствии с ФАП (Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения ГА, введенные в действие с 1. 09. 98 г.
3. Перед началом обучения кандидат, либо законный представитель несовершеннолетнего кандидата, заключают договор о его первоначальном летном обучении, с указанием типа ВС. На основании данного договора и соответствия, представленных документов об образовании и медицинском освидетельствовании, издается приказ о зачислении его в Учебный Центр в качестве кандидата в пилоты-любители и допуске к теоретическому обучению.
4. Обучение полетам по программам, «Первоначальное летное обучение пилотов-любителей» одновременно на различных типах самолетов – запрещается.
6. Теоретическое обучение кандидатов в пилоты-любители составлено применительно к первоначальному лётному обучению на самолете Pioneer, в объёме, обеспечивающем качественное усвоение лётной Программы и высокую безопасность полётов. В Учебном Центре теоретическое обучение кандидатов в пилоты-любители проводится в сроки, определенные начальником Учебного Центра и договором, заключенным с обучаемым (кандидатом в «пилоты-любители»). Изучение тематики дисциплин с кандидатами организуется классно-групповым или индивидуальным методом. Данный вопрос оговаривается при заключении договора на обучение.
7. Допускается прохождение теоретического обучения параллельно с наземной подготовкой и лётным обучением.
8. Летное обучение включает в себя: наземную подготовку, тренажи, учебные полеты и проводится в объеме, оговоренном настоящей Программой.
9. Тренажи, в связи с отсутствием тренажеров ВС Pioneer, проводятся в кабине самолета (на аэродроме и тренировочных площадках), в учебных классах, оборудованных действующей аппаратурой.
10. При перерывах в обучении, по данной Программе, свыше 30 дней необходимо сначала восстановить у кандидата навыки, приобретенные им в ранее отработанных упражнениях, затем переходить к дальнейшему освоению Программы.
11. После окончания летной Программы кандидат сдает теоретические и летные экзамены на право получения им «Свидетельства пилота-любителя».
воздушное право;
предотвращение авиационных происшествий в ГА;
«Руководство по лётной эксплуатации ВС»;
практическая аэродинамика;
самолетовождение и НШС ГА;
авиационная метеорология;
конструкция ВС и его летная эксплуатация;
конструкция СУ и его летная эксплуатация;
приборное оборудование и его летная эксплуатация;
электрооборудование и его летная эксплуатация;
радиооборудование и его летная эксплуатация;
правила ведения радиообмена.
Общая техника пилотирования:
полеты по кругу;
полет в зону;
полет в зону по приборам под шторкой.
полет по маршруту с использованием РТС, с посадкой на промежуточном аэродроме.
Требования, предъявляемые к кандидату, при успешном окончании данной летной Программы.
Кандидат должен обладать умением:
планировать полет;
проводить предполетную подготовку, включая расчеты, осмотр ВС, подготовку к использованию в полете приборов и оборудования;
выполнять запуск СУ;
выполнять руление по аэродрому;
осуществлять управление ВС с использованием визуальных ориентиров;
выполнять взлет и посадку в пределах ограничений данного типа ВС;
выполнять основные маневры и выход из сложных положений с помощью основных и дублирующих пилотажных приборов;
выполнять полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров и радионавигационных средств;
грамотно действовать в особых и аварийных условиях;
выполнять уход на второй круг;
выполнять правила воздушного движения, радиотелефонной связи и фразеологии;
выполнять полет на минимально допустимых воздушных скоростях, распознавать начальное и развивающееся сваливание и выходить из него;
выполнять полеты на максимально допустимых воздушных скоростях;
осуществлять взлеты и посадки в условиях присвоенного метеоминимума (300х5000х12 по ПВП).
После успешной сдачи перечисленных экзаменов обучаемому Высшей квалификационной комиссией (ВКК) ФАВТ или территориальной квалификационной комиссией (ТКК) МТ ЦР ФАВТ присваивается классификация – «пилот-любитель» и выдается «Свидетельство пилота-любителя».
Права обладателя свидетельства пилота-любителя
«Обладателю действующего свидетельства пилота-любителя при наличии соответствующей подготовки и установленных квалификационных отметок дается право выполнять функции командира или второго пилота любого воздушного судна без права выполнения летной работы по найму и выполнения полетов за плату, за исключением типов воздушных судов, в отношении которых Государственным полномочным органном временно или на постоянной основе введены ограничения по их использованию в любительских целях» (п. 5.5.1. Положение о классификации специалистов гражданской авиации (с учетом дополнений и изменений на 01.07.98) 19.12.88 №44/и)
Программа подготовки пилотов на моторных СЛА (дельталетах)
Организационные и методические указания
Данная программа разработана на основании Руководящих документов,регламентирующих летную работу в клубах СЛА, ПП АП на СЛА 2004г,а также накопленного опыта в организациях ОФ СЛА России в области подготовки авиационного персонала сверхлегкой авиации (АП СЛА).
Программа является основным документом для обучения курсантов,в соответствии с которым осуществляется допуск к полетам и предусматривает подготовку до уровня выполнения самостоятельных полетов по кругу, с получением летной книжки с соответствующими допусками.
Перечень дисциплин и расчет времени на теоретическую и летную подготовки:
Основные положения международного воздушного права.
Документы,регламентирующие летную работу на СЛА.
2. Практическая аэродинамика(8часов):
Аэродинамические характеристики СЛА:
-основные аэродинамические характеристики;
-аэродинамические характеристики силовой установки;
-влияние атмосферных условий на аэродинамические характеристики СЛА;
-горизонтальный полет, дальность и продолжительность полета;
-влияние различных факторов на взлетно-посадочные характеристики СЛА.
Устойчивость и управляемость СЛА:
-общие сведения о равновесии,устойчивости и управляемости СЛА;
-продольная устойчивость и управляемость;
-боковая устойчивость и управляемость;
-факторы, влияющие на устойчивость и управляемость СЛА.
Полеты в особых условиях и особых случаях:
-особенности полета СЛА в зонах болтанки,сдвига ветра,осадков;
-особенности полета при отказе двигателя,потере устойчивости и управляемости СЛА.
3.Авиационная метеорология(4часа).
Основы практической метеорологии:
-метеорологические элементы и их влияние на полет СЛА;
-термические и динамические потоки в атмосфере и их использование для полетов СЛА;
-опасные для полетов СЛА метеорологические явления,особые условия погоды.
4.Конструкция и эксплуатация СЛА(6часов).
Конструкция СЛА и его летная эксплуатация.
Компоновка и основные конструктивные элементы СЛА,основные геометрические данные СЛА.
Прочность конструкции и ее элементов.
Летно-технические характеристики эксплуатационные ограничения СЛА.
Конструкция и эксплуатация силовой установки.
Характерные признаки повреждения и дефектов.
Конструкция авиационного и приборного оборудования.
Допуск СЛА к полетам.
Техническая эксплуатация и техническое обслуживание СЛА.
Техническая документация и порядок ее ведения.
5.Летная подготовка(12часов).
Пилот СЛА должен пройти общую летную подготовку и получить практический опыт,необходимый для самостоятельного пилотирования СЛА данного класса и эксплуатации его оборудования такой степени,чтобы обеспечить безопасное выполнение полетов. Для приобретения требуемого уровня летного мастерства кандидат проходит подготовку под руководством уполномоченного пилота-инструктора по утвержденной программе. При этом должно быть обеспеченно получение курсантом эксплуатационного опыта на уровне требований, предъявляемых к пилоту СЛА в следующих областях:
-планирование полетов и предварительная подготовка;
-предполетная подготовка,включая расчеты,осмотр СЛА,подготовку к использованию приборов и оборудования;
-процедуры запуска силовой установки;
-руление,взлет и посадка;
-маневрирование в пределах установленных ограничений СЛА,данного класса и типа;
-порядок действия в особых случаях;
-соблюдение правил воздушного движения.
Перечень упражнений по задаче № 1
(подготовка и выполнение первого самостоятельного вылета)
Получение летных прав
Для большинства людей обучение пилотированию относится к разряду вещей «100 вещей, которые нужно успеть сделать за свою жизнь». Если вы все-таки решили, что пришло время получить свидетельство пилота, то примите поздравления, не многие готовы сделать такой шаг.
Теперь, если говорить по правде. Причина того, что пилотирование самолета не относится к широко распространенному увлечению, заключается в том, что пилотировать не так уж и просто и недешево. Если для получения водительских прав от вас потребуется 20 – 25 тыс. рублей, то при обучении пилотированию речь будет идти про сотни тысяч рублей и несколько месяцев обучения, прежде чем вас допустят к самостоятельным полетам.
Хотя многие относят увлечение пилотированию к разряду «для богатых» по той причине, что здесь важную роль играют деньги, это не совсем корректно. Деньги играют важную роль, конечно удовольствие не для бедных, но и здесь существуют возможности получить летные права бесплатно: через учебу в летных училищах Министерства обороны, через училища гражданской авиации, либо через клубы РОСТО.
Кроме времени и денег вам потребуется погружение в процесс обучения и хорошее усвоение материала. Никакие суммы не помогут курсанту стать хорошим пилотом, если он не погружен полностью в процесс обучения. С другой стороны хорошее усвоение материала сэкономят ваши деньги и ваше время.
Если вы решили связать с полетами свою будущую профессию или хотите осуществить свою давнюю мечту, то действуйте смело, «дорогу осилит идущий».
С чего начать
Первый шаг в небо можно сделать подростком, начав набираться летного мастерства в местном аэроклубе на базе бывшей системы РОСТО. С 15 лет можно начать освоение безмоторных летательных аппаратов сверхлегкой авиации: парапланов и дельтапланов. С 16 лет моторные летательные аппараты, самолеты и вертолеты с массой до 495 кг.
Требования для пилота СЛА (для увеличения кликнуть)
Имея на руках свидетельство пилота сверхлегкой авиации, вы сможете летать в свое удовольствие с одним пассажиром, а при наличии некоторых допусков работать инструктором, а также выполнять работы для авиакомпании, имеющей свидетельство эксплуатанта.
Если вы настроены на технику более высокого уровня, то при обучении в России доступны 2 вида любительских летных лицензии: через систему аэроклубов РОСТО (ДОСААФ) и через авиационные учебные центры гражданской авиации (АУЦ ГА). И та и другая лицензия предполагает возможность полета только на определенном типе самолета и только над территорией России. Отличия принципиального у документов нет, но на деле лицензия ГА предоставляет больше возможностей для своего владельца. Наличие подобных документов позволит вам совершать полеты в личных целях на воздушном судне с массой не более 5700 кг.
Подобные документы можно получить заграницей: лицензия частного пилота в США и в Европе. Требования для получения лицензии практически те же, что в России, но эти лицензии распространяются на тип воздушного судна: «однодвигательный самолет с поршневым двигателем и массой не более», а также отличие в стоимости и в качестве обучения. Получение PPL (Private Pilot License) в летных школах США обойдется в сумму 250000 – 350000 рублей, в Европе чуть дороже, а в России от 370000 рублей. В летных школах США преподают в основном инструкторы, которые остались набирать налет достаточный для получения коммерческой лицензии, они недавние курсанты и вряд ли доведут до вас все нюансы и тонкости обучения. В России же в основном инструктора – это бывшие военные с очень большим налетом, которым есть, что передать.
Еще один важный момент в конвертации и валидации лицензий разных стран: российские летные права легко конвертируются в иностранные права, а вот обратного механизма российское министерство образование не создало, поэтому это хлопотный и непростой вопрос.
Если вы выбрали карьеру
Если вы решили, что авиация – это ваше призвание, и вы решили зарабатывать воздушными перевозками людей и грузов себе на жизнь, то вам нужно получить свидетельство коммерческого пилота.
Людей, которые выбрали для себя путь в авиацию через обучение на коммерческого пилота заграницей и последующую конвертацию лицензии в российские права немало. Основные трудности при трудоустройстве в российскую авиакомпанию в наличии образования, поскольку в России у пилота должно быть высшее образования, со специальностью «Пилот-Инженер». Поэтому, как правило, человека после учебы в штатах без наличия профильного образования отправляют на заочное отделение Питерского ГУ ГА, либо Ульяновское ВАУ ГА. Обычно обладатели соответствующих лицензий приходят к своему потенциальному работодателю и вопрос валидации или конвертации решают уже с ним. Отдельного поста заслуживает прохождение ВЛЭК для коммерческих пилотов: требования, предъявляемые к ним жестче, чем для любителей.
Подготовка пилотов СВС, класс «Самолеты»
Обучение проводится в рамках Программы подготовки пилотов сверхлегких воздушных судов максимальной взлетной массой до 495 кг UPL (Ultralight Pilot License), утверждённой Росавиацией 30.08.2016 г.
Свидетельство позволяет осуществлять функции командира СВС (сверхлегкого воздушного судна), не занятого в коммерческих воздушных перевозках и авиаработах.
Учебная программа состоит из двух частей.
1. Теоретическое обучение
2. Практическое летное обучение
Практическое летное обучение проходит под руководством опытных пилотов-инструкторов в пять этапов:
Необходимо получить 30 часов 40 минут общего налета, из которых 12 часов должен составлять самостоятельный налет.
При положительной сдаче экзаменационного теста по теоретическому обучению и лётных проверок по практической лётной подготовке кандидату выдаются соответствующие акты, справки, свидетельство об окончании АУЦ, представление от АУЦ, заверенные копии справки ВЛЭК и документа, удостоверяющего личность.
1. «Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям Федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670;
2. Приказ Минтранса России № 42 «Об утверждении перечней и содержания вопросов для проведения проверки знаний кандидата на получение свидетельства» от 18.02.2014 г.
Свидетельства имеют законную силу во всех государствах, подписавших конвенцию Международной организации гражданской авиации ICAO ( International Civil Aviation Organization).
Стоимость обучения
Затраты складываются из двух частей: