обучение на параплане в волгограде
Волгоград
Наедине с небом и самим собой
Древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: «Небеса означают уединение с Богом». Человек на протяжении всей своей истории стремился подняться в небо, используя рукотворные крылья. Приспособления и механизмы, призванные дарить радость полёта, иногда имели довольно сомнительную конструкцию и надёжность, в результате чего многие пионеры авиации расставались со своей жизнью. Но, несмотря на это, каждый успех и каждая неудача неотвратимо приближали человека к осуществлению его мечты.
Параплан — самое удачное детище конструкторской мысли человека: тряпичное крыло со стропами весит всего пять килограммов, занимает мало места в сложенном виде. Его можно уложить в обычный рюкзак. Параплан легко свернуть и с ним легко взлететь.
В Европе парапланеризм давно стал массовым увлечением, с кучей правил, фестивалей и соревнований с неописуемым зрелищем, когда небо заполняется несколькими сотнями разноцветных парапланов. У нас — диковинка, о которой подавляющая часть населения и не слышала.
Реально летающих людей в Волгограде не так уж и много. Большинство пилотов уже давно не студенты, но романтики и мечтатели. Почти каждые выходные они загружают рюкзаки «крыльями» и уезжают за много километров от города.
Одно из сообществ любителей неба — это волжский клуб «Paragliding-volga», основаный ещё в 2005 году отцом и сыном Юрием и Дмитрием Дудиными. Обучение стоит от 8 500 до 15 000 рублей, и это явно несколько приземлит романтиков. Но мечта требует жертв, и если говорить о минимальном оборудовании, то новый купол обойдётся вам в 1500-2000 евро, б/у — в 10 000 рублей, новая подвеска будет стоить около 300 евро, а шлем — около 50 евро.
В нашей области лётные места парапланеристов — это склоны Дона, Райгород, Романовка, Орловский карьер. Иногда небесные жители занимают пространство над Бекетовским аэродромом.
Полёты начинаются в апреле-мае и длятся до первых серьёзных снегопадов.
Высота полётов — от десяти до 300-450 метров над землёй. В хорошую погоду и вовсе можно взлететь до 2 тысяч метров. Помимо обычного парения в воздухе парапланеристы проделывают множество зрелищных трюков: летают по заданному маршруту, выписывают фигуры.
Научиться летать может каждый, вне зависимости от пола, возраста и социального статуса. Для начала необходимо желание и небольшая физическая подготовка. Главное здесь — быстрота реакции, устойчивая психика, плюс умение владеть своим телом и группироваться при падении. Учиться одному не стоит вообще, ведь небо — вещь опасная. Самоучки могут запросто порвать крыло параплана или отбить какую-нибудь часть своего тела.
В основе начального курса обучения использована программа активной безопасности, согласно которой курсант на самой ранней стадии обучения знакомится с простейшими нештатными ситуациями (к примеру, проблемы с управлением) и учится из них выходить, используя резервное управление.
Подготовка начинается с тренажёра, на котором курсант учится правильно одевать и регулировать подвесную систему, переходить в полётное и посадочное положения, находить ручку запасного парашюта. Затем следует необходимая теоретическая подготовка по конструкции и особенностям управления парапланом. Завершается же занятие детальным разбором схемы первых полётов.
Обучение продолжается на земле, с пробежек в штиль со снаряжением, которое весит ни много ни мало 15 кг. Задача начальной наземной подготовки — почувствовать параплан, понять принцип управления и отработать последовательность действий на взлёте. Курсанты учатся поднимать параплан прямым и обратным стартом.
Объём практической части подготовки — 45 учебных вылетов. Рекомендуемая интенсивность полётов — от 8 до 12 полётов за занятие, в зависимости от метеоусловий, сложности упражнений и состояния курсанта.
Во время прохождения практики можно смело отправляться в небо. Для начала на тандеме с инструктором. Потому что как только параплан взмоет с вами вместе, сердце невольно уйдёт в пятки. Тандемные парапланы весят намного больше, чем одиночки, и разгоняются на приличные скорости. К тому же тандемы в воздухе имеют преимущество: им уступают дорогу одиночки. Смотреть в небе лучше вперёд, тогда-то и приходит ощущение полёта. Но вначале всех почему-то тянет взглянуть вниз. Со временем эти страхи проходят.
Что хорошо в парапланеризме, так это очень высокий уровень безопасности. Если пилот растерялся и забыл, как управлять крылом, ему нужно просто ничего не делать и не мешать крылу лететь. При отпущенных стропах управления параплан будет устойчиво парить на балансировочной скорости 34 — 40 км/ч. Известен случай, когда пилот потерял сознание в полёте и очнулся целым и невредимым на земле. Конечно, параплан не сможет сам поворачивать и заходить на посадку, но он летит, и вполне устойчиво.
Во время практических полётов приходит умение правильно пилотировать параплан на разных скоростных режимах, осваивается методика складывания «ушей» и сопряжённых разворотов. Постоянно идёт работа над точностью посадки.
Когда заканчивается практика базового курса, курсанты проходят три лекции по теории, сдают экзамены, получают лётные документы и международный сертификат. А дальше? Дальше можно попробовать полёты с мотором, научиться парению в потоках, маршрутным полётам, пройти курс опасных режимов полёта в Турции. Учиться летать можно всю жизнь. Наедине с небом и самим собой каждый наслаждается приятным обществом.
Базовый курс обучения полетам на параплане
Обучение полетам на параплане
Взмыть в небо, как птица, и парить в нем – непреодолимое желание человека. Воплотить его в жизнь в нашем Клубе «+5» вполне реально. Наши инструкторы имеют за плечами большой опыт, спортивный и тренерский стаж. Именно они ведут уроки парапланеризма и дают возможность сделать первый шаг навстречу своей мечте.
Начальный курс, состоящий из основ теории и практики, за 14 летных смен позволяет подготовить к самостоятельным полетам курсантов, желающих стать самостоятельным пилотом. Система подготовки дает общие знания о парапланерном спорте и уверенные навыки – старта, полета и приземления.
Курсанты нашей школы получают исчерпывающую информацию об аэродинамических свойствах параплана, учатся разбираться в специфических особенностях летных мест, типах снаряжения и оборудования, знакомятся с метеорологией. Обучение полетам происходит по нарастающей – от простого к сложному. Мы гарантируем внимательный подход к каждому клиенту и учитываем индивидуальность каждой личности, в том числе ее морально-психологическую и физиологическую составляющую.
Маршрутные полеты
Освоение маршрутных полетов на параплане – следующий, более сложный этап обучения полетам, который можно сравнить с курсами повышения квалификации. Полеты по маршруту намного увлекательнее, чем просто взлет и посадка. Они требуют от пилота определенных навыков управления парапланом и обширных теоретических знаний.
С курсантами мы изучаем, как правильно, безопасно и с максимальной эффективностью обрабатывать потоки, принимать верные решения по маршруту, как искать триггеры. Курсанты получают всю необходимую теорию и практику, которая позволяет им стать действительно самостоятельным пилотом, выезжать на полеты в другие места и начинать принимать участие в соревнованиях.
Вопросы безопасности
Во время парапланерных курсов ключевым приоритетом для нас является высокий уровень безопасности для человека, и если метеоусловия для полета неблагоприятны, то практические занятия будут перенесены на другое время или заменены теорией.
После окончания курсов обучения полетам в нашем клубе вы сможете приступить к самостоятельным полетам. Однако стать настоящим ассом за 14 дней невозможно, достичь совершенства вы сможете лишь, проведя в воздухе немалое количество часов.
Занятия парапланеризмом относятся к малой авиации, поэтому небрежность или легкомыслие в отношении полетов здесь неуместны.
На первых порах в целях минимизации рисков мы настойчиво рекомендуем придерживаться следующих правил:
За время существования Клуба «+5» наши инструкторы обучили парапланерному спорту множество людей, которые сегодня являются самостоятельными пилотами. Курсанты из Ростова-на-Дону, Краснодара, Ставрополя и других городов России приезжают, чтобы набраться знаний и опыта в одной из лучших парапланерных школ России, состоящей при Федерации Сверхлегкой авиации Ставропольского края.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗВОНИТЕ!
+ 7 (911) 102-47-24,
+7 (918) 787-35-66 Если мы не в воздухе,
то обязательно ответим!
Цены на обучение полетам
на парапланах и парамоторах
Учебная литература
Книга для тех, кто мечтает, словно птица, парить в небе, кто хочет научиться летать с помощью сверхлегкого летательного аппарата параплана. Пособие состоит из курса лекций по начальной теоретической подготовке и постановок упражнений летной подготовки.
Бумажный тираж книжки полностью разошелся. Ее электронная версия выложена в клубную библиотеку в открытый и бесплатный доступ. Просьба ко всем читателям сообщать автору о случаях коммерческих продаж электронной версии книжки.
Обучение полетам на парапланах
Этап 1. Наземные тренажи
и начальная летная подготовка 2400 руб/день
Уникальное свойство параплана, которого нет больше ни у одного другого летательного аппарата, заключается в том, что крыло параплана может полноценно лететь, подчиняясь всем законам аэродинамики, в то время как пилот будет спокойно стоять на твердой земле. Это придает особую важность этапу наземной подготовки, так как позволяет курсантам освоить на практике множество элементов управления парапланом, без риска падения с высоты в случае ошибок.
В первом классе общеобразовательной школы, прежде чем начать писать слова и предложения, ученики учатся рисовать галочки, палочки и кружочки из которых затем начинают складываться буквы.
Также и в парапланеризме. На первом этапе закладываются фундаментальные навыки, на базе которых будет строиться все дальнейшее обучение. Инструктор контролирует каждое движение курсанта. «Ставит» ему руки, ноги, направления взгляда, распределение внимания на старте, в воздухе и при приземлении.
Трудозатраты инструктора на данном этапе максимальны. В соответствии с ними устанавливается максимальной стоимость летного дня.
В курс начальной летной подготовки входят упражнения:
Упражнение 01а Тренаж падений.
Упражнение 01б Подъем купола в полетное положение.
Упражнение 01в Пробежки с поднятым куполом.
Упражнение 01 Подлет.
Упражнение 02 Прямолинейное планирование.
Упражнение 03 Отработка техники выполнения разворотов
на 30, 45 и 90 градусов.
Упражнение 04 Отработка маневрирования скоростью.
Упражнение 04п Определение границы заднего сваливания.
Этап 2. Посадка в цель, основы сложного пилотажа
и начало парящих полетов 1800 руб/день
Посадка в цель это существенно больше чем просто умение сесть там, где этого хочет пилот, а не там, куда его занесет ветром. Прежде всего, это тонкая работа с крылом. В предшествующих упражнениях курсант учился основным принципам управления парапланом. Здесь движения оттачиваются.
Однако, поскольку на данном этапе обучения курсанты уже умеют уверенно стартовать, выполнять управляемый планирующий полет и мягко приземляться (в условиях спокойного воздуха), работа инструктора облегчается. В соответствии с этим уменьшается и стоимость летного дня.
Упражнения второго этапа летной подготовки:
Упражнение 05 Отработка посадки в заданном месте.
Упражнение 05п Подворот ушей купола параплана.
Упражнение 06 Полет по заданной траектории с посадкой в цель.
Упражнение 07 Зачетный полет по программе соревнований
III-го спортивного разряда.
Упражнение 08 Отработка техники пилотирования
с увеличением высоты полета над рельефом местности.
Упражнение 08п Несимметричный подворот купола параплана.
Упражнение 09 Отработка элементов парящего полета
в динамических восходящих потоках обтекания.
Упражнение 10 Отработка парения в динамических восходящих
потоках обтекания.
Упражнение 11 Отработка посадки на уровне старта.
Этап 3. Парящие и маршрутные полеты в динамических
и термических восходящих потоках 1200 руб/день
Это самый приятный этап учебного курса. Полеты становятся все более длительными и высотными. Необходимости в их жестком контролировании инструктором уже нет.
Инструктор превращается из строгого учителя в мягкого консультанта все меньше и меньше вмешивающегося в действия курсантов, так как курсанты в общем-то уже почти все знают и умеют.
Техника пилотирования у курсантов уже достаточно уверенная, но им пока не хватает опыта самостоятельных полетов. Не хватает умения заблаговременно вычислить ухудшение погодных условий и вовремя уйти на посадку. Не хватает спокойной уверенности и четкости действий в условиях нестандартных ситуаций.
Уходить в свободный полет, полностью отрываясь от инструкторского присмотра, еще рано.
Упражнения третьего этапа летной подготовки:
Упражнение 12 Полет на продолжительность и максимальный набор высоты.
Упражнение 13 Полет в динамических восходящих потоках в составе группы.
Упражнение 14 Полет по маршруту с использованием динамических восходящих потоков.
Упражнение 15 Зачетный полет по программе соревнований II-го спортивного разряда.
Раздел III Полеты на парение в термических восходящих потоках (ТВП) и маршрутные парящие полеты.
Аренда летной техники
в процессе обучения
Параплан-комплект 1800 руб/день
В предоставляемый клубом комплект снаряжения входят: параплан, подвесная система, защитный шлем. При полетах на высоте более 100 м подвесная система комплектуется спасательным парашютом и, при необходимости, радиостанцией. При полетах с использованием буксировочной лебедки на подвесную систему устанавливается отцепное устройство. По решению инструктора на одном параплане допускается одновременное обучение до двух курсантов.
В случае повреждения летного оборудования, курсант полностью оплачивает его ремонт.
Подвесная система 500 руб/день
Если у курсанта есть свой параплан, но нет подвесной системы, она может быть предоставлена клубом. При планировании полетов на высотах более 100 м и на буксировочной лебедке, подвесная система комплектуется, соотвественно, спасательным парашютом и отцепным устройством.
В случае повреждения летного оборудования, курсант полностью оплачивает его ремонт.
Радиостанция 250 руб/день
При необходимости, главным образом на «дальних» выездах, клуб может предоставить курсантам компактные радиостанции и обеспечить их зарядку после полетов (в том числе в «полевых» условиях).
В случае повреждения или утери радиостанции, курсант полностью оплачивает ее ремонт или обеспечивает покупку равноценной: частотный диапазон 144 Мгц, максимальная выходная мощность не менее 5 Вт.
Отцепное устройство (для полетов на буксировке) 100 руб/день
При полетах на буксировочной лебедке необходимо специальное устройство для отцепки от троса. При необходимости оно может быть предоставлено клубом.
В случае повреждения или утере отцепного устройства, курсант полностью оплачивает его ремонт или обеспечивает покупку равноценного.
Обучение полетам на парамоторах
Курс обучения полетам на парамоторе 4000 руб/день
Самое ответственное в парамоторной учебе отработка навыков абсолютно чистого старта. Из-за особенностей конструкции подвесной системы парамотора и массы двигателя парамоторист чувствует свое крыло значительно хуже свободно летающего парапланериста. В то же время «цена ошибок» у мотористов выше. Споткнувшись на старте, свободно летающий парапланерист поднимется, отряхнется и снова попытается взлететь. Ошибка парамоториста это, как минимум, сломанный воздушный винт, покалеченная рамка двигателя, и… на сегодня полеты закончены. По этой причине мы начинаем обучение полетам на парамоторе только после освоения курсантами полетов на свободном крыле в рамках задачи I по КУЛП-СД-88 (планирующие полеты).
Школа «Первый шаг» также рекомендует всем курсантам-мотористам пройти курс парящих полетов в рамках задачи II по КУЛП-СД-88 (полеты на парение в потоках обтекания) и набрать общий налет на свободном крыле не менее 8-10 часов. Полученные при этом знания и накопленный летный опыт не только облегчат процесс моторного обучения, но и обезопасят начинающего пилота от неприятностей, связанных с непреднамеренными попаданиями парамотора в условия атмосферной турбулентности и термической активности при выполнении маршрутных полетов с существенным удалением от стартовой площадки.
Аренда парамотора и параплана
в процессе обучения 12000 руб
В предоставляемый клубом комплект снаряжения входят: параплан, парамотор, защитный шлем, радиостанция. В стоимость аренды парамотора включена заправка топливом из расчета на 30 мин полета.
Перед началом практических занятий курсант вносит страховочный взнос 200000 руб в качестве гарантии компенсации возможных расходов клуба на восстановление техники в случае ее поломки курсантом. По окончании обучения страховочный взнос возвращается.
В случае повреждения летного оборудования, курсант полностью оплачивает его ремонт.
Помощь членам клуба
в приобретении летной техники
По окончании обучения некоторые курсанты стремятся приобрести параплан как бы «на вырост». Замысел прост спортивные парапланы летают лучше учебных, а начинающему пилоту или пилотессе хочется как можно скорее выпарить под облака. Но при этом забывается, что спортивные парапланы не только летают лучше, но и требуют от пилота существенно более высокой техники пилотирования. Они, в отличие от учебных, не склонны прощать новичкам ошибки, которые те обязательно и неоднократно совершат в своих первых самостоятельных полетах.
Зная летные характеристики и особенности эксплуатации множества парапланов, наши инструкторы помогут курсантам подобрать крылья, которые будут наиболее точно соответствовать их летной квалификации и обеспечат, таким образом, начинающим пилотам, при максимально возможных летных характеристиках приобретаемого параплана, должный уровень безопасности.
Рекомендуя производителей парапланерного снаряжения, Школа ориентируется прежде всего на фирмы, работающие в Московском регионе. Ассортимент выпускаемых ими парапланов, парамоторов и подвесных систем достаточно широк, чтобы удовлетворить запросы самого взыскательного покупателя, а близость производителей к Школе существенно облегчает и ускоряет послепродажное обслуживание и, при необходимости, ремонт приобретенной курсантами техники.
Обучение на параплане в волгограде
Освойте удивительный мир парапланеризма и небо станет для вас другом!
По времени курс занимает около 2 недель (10 дней практических занятий). Включает в себя теоретическую, наземную подготовку. На 3−4й день обучения курсант совершает самостоятельные подлеты с небольших возвышенностей. Обучение производится на оборудовании инструктора, подобранном под параметры курсанта (вес, рост). Заканчивается курс самостоятельными полетами в динамическом потоке обтекания. Базовая программа предусматривает выдачу удостоверения с присвоением квалификации и получением допуска к полетам по результатам сдачи зачетов.
Основные знания, навыки и умения курсантов, прошедших БАЗОВУЮ программу обучения полетам на параплане:
1. Подготовка к полету
1) Снаряжение
— Основные характеристики параплана и его пригодность для использования данным пилотом
— Основные системы сертификации парапланов
— Предполетная проверка снаряжения
— Спасательные системы — контроль, порядок применения, основания для применения
— Подготовка снаряжения к полету
2) Метеоусловия
— Сила и направление ветра
— Опасные погодные явления
— Прогноз погоды
3) Место старта
— Рельеф местности
— Роторные зоны
— Выбор мест основной и альтернативных посадок
— Воздушное пространство
2. Подъем параплана и управление им на земле при различной силе ветра
3. Старт
1) Предстартовый контроль снаряжения
2) Старт со склона в ветер 2−5 м/с
3) Старт в штиль
4. Полет
1) Цель и план полета
2) Поиск ручки запасного парашюта
3) Адекватная и соразмерная работа клевантами и весом
4) Прямолинейный полет на полной скорости и на заторможенном крыле
5) Повороты с большей и меньшей потерей высоты на 90, 180 и 360 гр.
6) Полеты в динамическом восходящем потоке
7) Создание раскачки по тангажу и крену, возврат параплана в прямолинейный полет
8) Заход на посадку и посадка на точность в различных метеоусловиях
9) Правила расхождения в воздухе и полеты в группе
5. Посадка
1) Посадка в цель, способы захода на посадку
2) Посадка на неподготовленную площадку
3) Посадка на вершину, на склон
4) Способы упаковки параплана в штиль и в ветер
6. Общие знания
1) Основы воздушного законодательства
2) Авиационная безопасность
3) Организация воздушного движения
4) Микрометеорология
5) Аэродинамика параплана
6) Опасные режимы полета
7) Парение в восходящих потоках
Все про параглайдинг / парапланеризм — обучение полетам на параплане
Глядя на парение ширококрылых птиц, человек всегда мечтал перенять их способность и научиться летать. Истории известно немало примеров, когда люди пытались взлететь, приделав себе крылья, но все эти попытки оставались безуспешными. С появлением воздушных шаров (аэростатов), парашютов, а позже и парапланов многовековая мечта человечества практически воплотилась в жизнь. Чувство полёта наиболее остро ощущается при занятиях параглайдингом, или парением на параплане.
Определение: параглайдинг и парапланеризм
Что же представляет собой параглайдинг, ставший весьма популярным за последние несколько лет? Название этого экстремального вида спорта произошло от двух английских слов: pare и glide — планировать, скользить; оно является синонимом таких терминов, как парапланеризм, парапланерный спорт.
В свою очередь парапланеризм — это полёты на параплане, или ПАРАшюте ПЛАНирующем. Параглайдинг — это не прыжки с так называемым парашютом-крылом, а именно полёты, причем, управляемые. И само крыло параплана конструктивно отличается от парашюта-крыла.
Основные характеристики параплана
Парапланы относятся к классу сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), оснащённых бескаркасным матерчатым крылом (оно выступает в роли купола) и подвесной системы, прикреплённой к стропам. В подвеске, в сидячем положении или полулежа, на специальном сиденье располагается спортсмен. Взлёт осуществляется при помощи отталкивания ногами от земли; управление и посадка достаточно просты.
В сложенном виде аппарат умещается в рюкзак и весит от 4 до 13 кг, готовность параплана к полёту — спустя 5 минут после прибытия к месту взлёта.
В воздухе параплан развивает скорость от 20 до 70 км/ч, способен подняться на высоту 4000 метров и выше и пролететь более 300 км.
Научиться управлять парапланом несложно, этому способствуют:
Благодаря своим уникальным качествам учебный аппарат не слишком реагирует на ошибки неопытных пилотов, поэтому спорт имеет все шансы обрести массовость. Если на параплан установить силовой агрегат, он трансформируется в мотопараплан, что прибавляет динамичности полётам и незабываемых ощущений спортсменам.
История параглайдинга
Отсчитывая историю параглайдинга от времени создания первого парашюта, придется перенестись в далекий 1483 год, когда известный живописец Леонардо да Винчи впервые создал эскиз парашюта пирамидальной формы. Тогда он так объяснял свой проект — человек сможет без всяких опасений бросаться вниз с любой высоты, если будет прикреплен к шатру из накрахмаленного полотна.
Проект Леонардо да Винчи остался невостребованным, ведь в то время не было ни летательных аппаратов, ни сверхвысоких зданий, откуда человек мог бы бросаться вниз. С появлением авиации тема парашютов стала актуальной, а в преддверии Второй мировой войны эти приспособления стали все больше усовершенствоваться.
Настоящим рывком в эволюции парашюта было изобретение «крыла» Стивом Снайдером. Хотя некоторые источники утверждают, что основателем параглайдинга был американский инженер Дэвид Бериш, совершивший взлет на крыле в 1954 году.
В дальнейшем использовать крыло не для прыжков из самолета, а для парения с горы стали французские горнолыжники — они осуществили слет в Альпах в 70-х годах XX века. Такое применение парашюта заинтересовало других спортсменов и конструкторов, благодаря чему крыло стало модифицироваться специально под полеты со склонов.
К середине 80-х годов XX века парашют-крыло наделили новым названием — параплан, изменили его форму — он стал эллипсовидным со значительным удлинением крыла и модифицированной стропной системой. Все эти изменения улучшили аэродинамические качества параплана и позволили стартовать как с вершин гор, так и с небольших возвышенностей с разбега.
В России парапланы появились в конце 80-х годов, но в техническом плане они существенно уступали зарубежным аппаратам. Такое отставание продолжалось до тех пор, пока спортсмены-энтузиасты не привезли в Россию образец импортного параплана. Изучив его параметры, российские конструкторы сумели создать собственное крыло, значительно превосходящее по характеристикам все используемые на то время в РФ.
Сегодня в стране имеется несколько школ и клубов парапланерного спорта, команды которых участвуют как в отечественных, так и в международных соревнованиях по параглайдингу.
Принцип полета параплана
Знание физических законов природы помогает понять, каким образом спортсмену удается взлететь при помощи мягкого матерчатого крыла, не имеющего жестких элементов конструкции. Для взлета на параплане используется энергия восходящих воздушных потоков. Они бывают двух видов:
Современный параплан имеет двухслойную поверхность, из двух кусков воздухонепроницаемой ткани, сшитых по заднему и боковым краям. Спереди слои сшиты секционно — таким образом, что между верхней и нижней поверхностью образуются воздухозаборники. Через них поток воздуха наполняет внутренний объем крыла, повышая в нем давление и упругость. Набегающий поток воздуха обтекает крыло и создает подъемную силу.
Движение вперед и вниз происходит под действием подъемной силы и гравитации, они же поддерживают скорость параплана относительно воздуха. Для преодоления силы сопротивления расходуется набранная высота, поэтому для того чтобы лететь, параплану необходимо постоянно расходовать высоту, или планировать.
Старт с горы, лебедки, земли
Из вышесказанного понятно, что для продления дальности полёта параплану требуется набрать как можно большую высоту. Вот почему наибольшей дальностью отличаются полёты, стартовавшие с вершины или склона горы.
Оптимального парения можно добиться, если стартовать со склона минимум с 30-40-метровым перепадом высоты.
На равнинной местности пригодные для планирования потоки воздуха формируются на высотах 300-400 м, хотя, как правило, их сложно обрабатывать. Более комфортно работать с восходящими потоками с земли на высоте от 500 м над уровнем равнины.
Чтобы обеспечить успешный старт, пилот становится против ветра, расположив крыло параплана позади себя, наклоняется вперед и начинает разбег. Воздухозаборники крыла наполняются, приобретают необходимый профиль и отрывают подвеску с пилотом от земли.
Если в ландшафте местности отсутствуют возвышенности, пилоты используют буксировочный комплекс — лебёдку. Она крепится карабинами к ремням подвески. Этот приём часто применяется в учебных полётах лётных школ.
Важным условием для старта с лебедки является наличие ровной и относительно чистой (не заросшей высокой травой или кустарником) площадки для разбега.
Буксирование позволяет крылу быстрее наполниться воздухом, набрать объём и обрести необходимую парусность. Поднявшись на необходимую высоту, пилот отцепляется от лебёдочного троса.
Достоинства и недостатки старта с лебедки
Пилоты называют следующие преимущества старта с лебедки:
Недостатки лебёдочного старта для начинающих спортсменов:
Главным недостатком старта с лебедки является то, что для работы с ней требуется команда, которая должна обеспечивать установку и контроль буксировочного комплекса, спортсменам-одиночкам такой старт не подходит.
Что нужно для занятий параглайдингом
Чтобы начать заниматься параглайдингом, обязательно нужны:
Больше всего вопросов у новичков вызывает техническое оборудование и необходимость иметь специальную одежду, поэтому стоит остановиться на этих пунктах подробнее.
Одежда
В большинстве лётных школ ученики обеспечиваются специальной экипировкой для параглайдинга на время учебы. От новичка требуется иметь при себе только:
В зимнее время экипировка дополняется тёплой зимней одеждой, не сковывающей движения пилота, и обувью на нескользкой подошве.
Техническое оборудование
Пользование специальной экипировкой и техническим оборудованием обычно входит в плату за обучение в школе параглайдинга, поэтому новичкам первое время не придётся беспокоиться об обеспечении полётов. Но после получения разряда осуществлять полёты придется самостоятельно, а для этого потребуется покупать или арендовать оборудование, а именно параплан, состоящий из:
Комплект оборудования может дополняться вспомогательными элементами подвесной системы:
Для увеличения горизонтальной скорости параплана его оснащают специальной системой — акселератором, уменьшающим так называемый угол атаки купола.
Парапланы
Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.
Классификация парапланов
Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.
Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR
Название класса | Назначение | Характеристики |
Standard | Для пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающих | Простота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования |
Performance | Для опытных, хорошо подготовленных пилотов | Высокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима |
Competition | Для пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменов | Высочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов. |
Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:
Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.
Моторные и безмоторные парапланы
По назначению выделяют следующие виды парапланов:
Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».
A-D класс: от новичка до профи
Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:
В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.
Спидглайдеры
Как несложно догадаться по приставке «спид» (англ. speed – скорость), спидглайдинг — это скоростное скольжение или парение. В спидглайдинге присутствуют одновременно и скольжение на лыжах, и парение на крыле. Этот экстремальный вид спорта без преувеличения можно назвать гибридным, поскольку он сочетает в себе элементы нескольких дисциплин:
Синонимами спидглайдинга являются термины speed flyer и speed wing, от параглайдинга он отличается меньшими аэродинамическими качествами и размерами крыла. Для сравнения — площадь крыла параплана колеблется от 20 до 35 квадратных метров, а площадь крыла спидглайдера — от 5,5 до 18 квадратных метров, подвеска обычно состоит только из ремней крепления с карабинами, поэтому вес комплекта оборудования не превышает 4 кг.
Спидглайдер способен развивать скорость от 30 до 145 км/ч, однако продолжительность полёта значительно ниже, чем у параплана. Взлёт совершается после разгона на лыжах с естественного трамплина или склона заснеженной горы, полёт проходит вдоль склона, над лыжной трассой.
Сколько стоит параплан?
Некоторые любители в целях экономии приобретают крылья вскладчину, например, один на двоих. С одной стороны работа в паре это хорошо, но с другой — это лишает друзей возможности быстро передвигаться посредством полётов вдвоём.
Как стать парапланеристом
Чтобы стать парапланеристом, нужно поступить в лётный клуб или школу парапланеризма. Возможны варианты обучения в частном порядке с индивидуальным инструктором, но в таком случае всё необходимое снаряжение и оборудование придётся с самого начала покупать самому. Если окажется, что параглайдинг это не ваше, траты окажутся напрасными. В школах же предусмотрено обеспечение новичков всем необходимым на время обучения.
Школы
Для поступления в школу параглайдинга необходимо простое условие — её наличие вблизи места проживания, ведь подобные учебно-спортивные заведения есть далеко не в каждом городе. Многие школы открылись на базе клубов дельтапланеризма.
Чтобы найти адрес школы в конкретном регионе, достаточно вбить в поисковик «аэроклуб» и указать город. Обычно школы размещают свои контактные данные на собственных сайтах.
Обучение в стандартной лётной школе состоит из трех этапов — задач, теории, практики. Единого курса учебно-летной программы пока не существует, поэтому школы берут за основу курс учебно-лётной подготовки спортсменов-дельтапланеристов 1987 года (КУЛП-СД-8).
В первостепенные задачи входит обучение курсанта основам обращения с парапланом на земле и технике пилотирования.
Наземная подготовка считается не менее важной, чем обучение технике пилотирования, поэтому даже опытные и хорошо подготовленные спортсмены уделяют ей особое внимание.
Дисциплины теоретической части обучения:
Среди перечисленных дисциплин нет ни одной, которая может быть проигнорирована курсантом как малозначительная.
Практика
В практической части сначала изучается парение в «динамиках» — динамических потоках обтекания. Обычно высота таких полётов не превышает 100 м над рельефом местности.
После освоения простейшего способа парения переходят к обучению полётам в «термиках» — термических потоках, позволяющие подниматься на большую высоту. Парение в «термиках» считается самым интересным способом полёта на параплане, ведь использование этих потоков позволяет набрать высоту в несколько километров и преодолеть расстояние в несколько сотен километров.
Окончившему обучение курсанту выдается лётная книжка пилота с вкладышем для учёта налётанных часов. Это — первый шаг к легализации полётов, так как данный документ имеет определённую юридическую силу.
Общение
И во время учёбы, и при практическом применении знаний у спортсменов и любителей всегда находятся вопросы для всеобщего обсуждения. С целью такого обсуждения парапланеристы регистрируются на форумах параглайдинга.
Если же стать членом аэроклуба, появляется возможность живого общения с именитыми спортсменами края, с опытными инструкторами и товарищами по учёбе, что всегда положительно сказывается на учебном процессе.
Чем отличается профессиональный параглайдинг от любительского
Название профессиональный применительно к любому виду спорта говорит само за себя — оно означает, что занимающийся им человек полностью, профессионально посвящает себя этому делу и материально зависит от результатов своей спортивной деятельности. Требования к оборудованию и навыкам, а также затраты — как материальные, так и физические — в профессиональном параглайдинге несравненно выше.
Для любителя же это просто способ нестандартно провести свободное время, отвлечься от рутины основной работы, почувствовать себя счастливым Икаром.
Места, где летают на парапланах
Стоит признать, что в европейской части России не много мест, пригодных для параглайдинга. Тем не менее, и в Москве, и в Санкт-Петербурге имеются аэроклубы, освоившие лётные маршруты своих местностей. Как уже говорилось, для успешного старта необходимо найти горный склон хотя бы с минимальным перепадом высоты (30-40 м). Такие места встречаются и в европейской части, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Города и споты в России
Список городов и регионов, где имеются аэроклубы, занимающиеся параглайдингом:
В список могли не попасть аэроклубы, открывшиеся недавно, поэтому стоит наводить справки по своему региону самостоятельно.
За рубежом
Зарубежный (особенно европейский) параглайдинг отличается большей развитостью инфраструктуры, упорядоченностью юридических вопросов в отношении спорта и, конечно, большим разнообразием поразительных ландшафтов. Сегодня наибольшей популярностью среди парапланеристов пользуются полёты в таких местностях, как:
Это далеко не полный перечень сказочно красивых мест нашей планеты, которые желательно увидеть с высоты.
Парапланерные федерации РФ
В феврале 1992 года в РФ была зарегистрирована Объединенная федерация сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России). В структуру ОФ СЛА России входят клубы СЛА (дельта и парапланеристов) и федерации СЛА республик, областей и краев. Коллективное членство числится также за производственными предприятиями, эксплуатантами СЛА и организациями-разработчиками. Индивидуальное членство также предусмотрено уставом.
ОФ СЛА России включает 4 современных вида лётного спорта и занимается:
Члены федерации занимаются также исследованиями и научно-практическими изысканиями в области СЛА, военно-патриотическим воспитанием молодёжи и другой полезной деятельностью.
Нужна ли сертификация?
Введение сертификации на парапланы изначально преследовало цель обезопасить полеты. Присвоение класса аппарату дает представление о том, каких технических возможностей можно от него ожидать и предугадать его поведение в сложных ситуациях (срыв, сложение).
Россия
Российские парапланеристы отмечают, что все сертификационные тесты проводятся в спокойном воздухе над водной поверхностью и на большой высоте, поэтому не позволяют спрогнозировать поведение аппарата в нестабильных естественных условиях. Таким образом, сертификаты не дают гарантии безопасности полёта, но их отсутствие может привести к проблемам с надзорными органами.
Чтобы приобрести сертифицированный параплан, рекомендуется обращать внимание на нашивку, подтверждающую сертификацию крыла. Если такой нашивки нет, параплан не сертифицирован.
Несанкционированные (без разрешения соответствующих органов) полёты на параплане в России облагаются штрафами «за нарушение правил полётов».
Европа
Со времени регистрации параглайдинга как спорта в европейских странах и введения стандартов классификации парапланов в середине 1990-х годов, их сертификация для осуществления полётов стала обязательной. Пилот, использующий крыло без подтверждения сертификации и нарушающий другие правила и законы малой авиации, может быть оштрафован службой контроля на сумму от 300 до 2000 евро.
- обучение на пан флейте
- обучение на параплане в красноярске