обучение на морские специальности
Работа в море: кем можно стать и где учиться
Всем любителям водной стихии подойдёт работа в море. Это скорее не профессия, а призвание, ведь многие мечтали в детстве стать моряками, бороздить моря и океаны, посещать новые страны. Как и в любом виде деятельности, в работе на судне есть свои преимущества и недостатки. Но для того чтобы стать моряком, недостаточно просто любить водные пространства, помимо всего прочего, нужно иметь крепкое здоровье и устойчивую психику.
Актуальность морских профессий
Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.
Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки. Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.
Преимущества и недостатки работы в море
Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.
Сначала поговорим о плюсах:
Теперь о минусах работы в море:
Какими бывают морские профессии
Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.
Для тех, кто хочет ходить по морю:
Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.
Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:
Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.
Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей
Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.
Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:
Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам:
Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы:
Колледж | Специальности |
Ломоносовский морской колледж | 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | |
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина | 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) |
26.01.12 Электрик судовой | |
35.02.10 Обработка водных биоресурсов | |
26.01.08 Моторист (машинист) | |
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | |
26.01.07 Матрос | |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж | 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) |
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство | |
35.02.11 Промышленное рыболовство |
Как найти работу после вуза?
После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.
Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.
Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.
Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.
Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.
Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.
Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.
Академия водного транспорта
Дополнительный сайт института: www.awt-rut.ru
Академия водного транспорта была образована в 2019 году на базе Российского университета транспорта.
В её основу были положены традиции и опыт подготовки в области речного и морского транспорта, а также передовые технологии обучения. В настоящее время Академия водного транспорта обеспечивает высокий уровень высшего профессионального образования в области морского и речного транспорта, совмещенный с инновационным подходом и передовыми научными достижениями, а также с учетом программ развития водного транспорта.
Отечественное образование на водном транспорте уходит своими корнями в петровскую эпоху. В 1701 голу в палатах Сухаревской башни в Москве было учреждено первое в России государственное специализированное учебное заведение – «Школа математических и навигационных наук». С созданием такой школы подготовки моряков отпала необходимость обучения морскому делу за пределами нашей Родины. К 1711 году в школе обучалось более четырехсот курсантов. В Сухаревской башне готовили будущих штурманов, геодезистов, картографов, кораблестроителей и других специалистов не только морского, но и речного судовождения.
Развитие российского судоходства требовало наличия квалифицированных кадров. В начале 19 века (1809) при Управлении водяными и сухопутными сообщениями учреждается особый Институт Корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений в Санкт-Петербурге (затем Институт инженеров путей сообщения). Идею создания специального учебного заведения в области транспорта активно поддержал Михаил Михайлович Сперанский, инициатор многих государственных реформ, направленных на развитие России.
В 1810 году был осуществлен первый прием воспитанников в институт. Особое внимание уделялось подготовке специалистов в области водного транспорта.
В 1839 году Николай 1 издал указ, который обязал всех русских судовладельцев принимать на суда по одному курсанту. «Без стажера на борту ни одно судно не должно выйти из порта». Так оригинально была решена проблема прохождения практики будущих речников и моряков.
В течение 120 лет (1809-1929) подготовка инженеров для водного транспорта была связана с Институтом инженеров путей сообщения. В рамках курса Советского правительства на индустриализацию народного хозяйства требовалось многократное увеличение объемов подготовки инженеров и механиков во всех областях транспорта.
Принимается решение о реорганизации многопрофильных вузов в отраслевые учебные заведения. Ленинградский институт инженеров путей сообщения был реорганизован в четыре самостоятельных института: Автодорожный институт, Институт гражданского воздушного флота, Институт железнодорожного транспорта и Институт инженеров водного транспорта.
В первой половине XX века резко увеличился объем перевозок по Москве-реке и Оке. В 1931-м году Правительством СССР было принято решение о строительстве канала Москва-Волга. В этом же году был образован Наркомвод СССР и создано Московско-Окское бассейновое Управление.
Это приводит к увеличению спроса на квалифицированные кадры в области водного транспорта. Учитывая сложное положение с техническими кадрами Московско-Окского бассейна, 22/VII/1932 года на заседании секретариата МК ВКП(б) было принято решение об организации Наркомводом в 1932-м году специального техникума.
1 августа 1932-го года образованный Московский речной техникум (МРТ), приступил к работе. Занятия начали проводиться в здании школы ФЗУ «Красный Водник» на Ордынке, 19.
В октябре 1932-го года Наркомводом СССР было принято решение о переводе ФЗУ со всем имуществом и оборудованием в Московский порт. С ноября 1934-го года в соответствии с решением Правительственной Комиссии и Наркомвода СССР МРТ полностью переезжает на Большую Ордынку.
Техникум продолжал работать и выпускать студентов в период Великой Отечественной Войны. Из стен здания на Большой Ордынке вышло четыре Героя Советского Союза.
На удостоверениях и справках выпускников стоял штамп МРТ с адресом, телефоном и соподчинённостью Наркомводу, с 1939-го года — Наркомречфлоту СССР, в 50-х годах — Министерству Морского и Речного флота, Речного Флота СССР и с 1957-го года — Речного Флота РСФСР.
В 30-х годов при МРТ были созданы вечернее и заочное отделения. С 1949-го года был образован Всесоюзный заочный техникум речного транспорта (ВЗТРТ).
Созданные в 30-х годах вечернее и заочные отделения, учебно-консультационные пункты (УКП), в 50-х годах стали заочным факультетом Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ). УКП располагались в различных помещениях и зданиях Москвы — на улицах Петровка и Мясницкая, в Столешниковом переулке и на Большой Ордынке.
В 1966-м году заочный факультет ЛИВТ становится Московским филиалом (МоФ ЛИВТ) и располагается на Большой Ордынке, 19.
Развитие речного транспорта в центральном регионе страны приводит к необходимости широкой подготовки кадров плавсостава для флота, и в 1977 году вводится в строй новый комплекс зданий в Нагатино, по адресу Судостроительная, 46 с отдельно стоящим лабораторным корпусом, в котором предусмотрен опытовый бассейн для радиоуправляемых моделей и учебный бассейн для курсантов. Отныне Московский речной техникум начинает набор на очную форму обучения судоводителей, судомехаников и судовых электромехаников-радистов. Техникум возглавляет ветеран воднотранспортной отрасли В. С. Удачин.
В 1979 году в связи с возросшими потребностями Московско-Окского бассейна в инженерах-эксплуатационниках, управленцах и других специалистах отрасли на базе Московского филиала Ленинградского института водного транспорта был создан Московский институт инженеров водного транспорта (МИИВТ). Инициатором создания отдельного института в Москве был профессор Н. П. Гаранин, ставший его первым ректором, при активной поддержке Министра речного флота РСФСР Л. В. Багрова.
В 1989 году на базе Московского института инженеров водного транспорта, Московского речного техникума и СПТУ № 202 создан Московский институт водного транспорта (МИВТ). Основной идеей учебного комплекса является непрерывное трехуровневое профессиональное образование (начальное, среднее и высшее) с общим сроком обучения 7-8 лет.
В 1993 году Московский институт водного транспорта переименован в Московскую государственную академию водного транспорта. Приказ о переименовании высших учебных заведений Департамента речного транспорта подписывает Л.В. Багров.
В 2001 году академия получила новое здание, расположенное на набережной Москвы реки по адресу Новоданиловская наб. 2/1, с этого момента оно становится визитной карточкой Академии.
В 2016 году академия была реорганизована путем присоединения к Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 23 января 2017 года была образована Московская государственная академия водного транспорта — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.
В 2019—2020 годах на базе МГАВТ создана Академия водного транспорта Российского университета транспорта (МИИТ), свято чтущая традиции не только Первой школы математических и навигационных наук, но и лучших учебных заведений в отрасли водного транспорта.
Академия водного транспорта РУТ (МИИТ) – технический вуз. Приоритеты в инженерном образовании остаются прежними: специалист, отвечающий требованиям времени, должен получить хорошее математическое и естественнонаучное образование.
Бакалавриат
Специалитет
По окончании Академии водного транспорта можно получить следующие профессии:
В Академии водного транспорта создан Учебно-тренажерный центр, являющийся базой для обучающихся профильных направлений, а также для желающих повысить свою квалификацию.
В центре можно пройти подготовку членов экипажей морских и речных судов в соответствии с требованиями международных конвенций, переподготовку и повышение квалификации, в том числе освоить специальные программы для командного состава. Учебно-тренажерный центр координирует вопросы практической подготовки плавсостава, проводит технические экспертизы для судоходных компаний и портов столицы.
УТЦ АВТ освидетельствован Росморречфлотом и имеет укомплектованную базу современных тренажеров.
Высшее морское образование в вузах России 2021
Моряки, а тем более с вузовскими дипломами, – одна из самых востребованных профессий в мире. Те выпускники школ, кто решит выбрать морской университет, в обозримом будущем точно не останутся без работы, ведь транспортировка по воде – один из наиболее дешевых и надежных способов перемещения больших объемов грузов – не собирается сдавать свои позиции самого популярного вида международных перевозок. Однако профессия сопряжена с сильными физическими и психологическими нагрузками, поэтому освоить ее смогут только люди с отменным здоровьем.
Список вузов
Морские вузы есть во многих регионах страны. В общей сложности их более 40. Не так много, как учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов и экономистов. Этому есть вполне объективные причины – меньшая привлекательность профессии для абитуриентов и сложная техническая база, которой должен быть оснащен университет для нормальной организации процесса обучения.
Список, представленный в таблице, отображает территориальный разброс учреждений с количеством бюджетных мест на текущий набор и стоимостью платного обучения.
Город | Название морского вуза | Количество бюджетных мест | Стоимость 1 курса, руб. |
---|---|---|---|
Архангельск | АГТУ – Архангельский государственный технический университет | 62 | 170 000 |
Владивосток | ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет | 67* | 270 000 |
Петропавловск-Камчатский | КамчатГТУ – Камчатский государственный университет | 50 | 305 000 |
Севастополь | СевГУ – Севастопольский государственный университет | 141 | 162 000 / 256 000 ** |
Казань | КНИТУ – Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А. Н. Туполева | 15 | 190 239 |
Северодвинск | САФУ (Севмашвтуз) – Институт судостроения и морской арктической техники (филиал Северного Арктического федерального университета им. Ломоносова) | 75 | 239 850 |
Санкт-Петербург | СПбГМТУ – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет | 550 | 236 200 |
Санкт-Петербург | РГГМУ – Российский государственный гидрометеорологический университет | 40 | 239 000 |
Калининград | КГТУ – Калининградский государственный технический университет | 45 | 182 200 / 126 300 / 126 300 *** |
Нижний Новгород | НГТУ – Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева | 66 | 187 950 |
Новосибирск | СГУВТ – Сибирский государственный университет водного транспорта | 332 | 127 000 / 261 000**** |
Калининград | БГАРФ – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота | 260 | 174 700 |
Мурманск | МГТУ – Мурманский государственный технический университет | 9 | 262 000 |
Нижний Новгород | ВГУВТ – Волжский государственный университет водного транспорта | 32 | 165 000 / 300 000 **** |
Новороссийск | ГМУ – Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова | 90 | 185 000 / 176 900 **** |
* 40 бюджетных мест выделяется по квоте от Министерства обороны, обучение в этом случае осуществляется на базе военного учебного центра ДВФУ.
** 162 000 – стоимость обучения по направлению 26.03.02, остальные специальности – 256 000 рублей.
*** 182 200 – для специальности 26.03.02, остальные (26.05.06 и 26.05.07) – 126 300.
**** Минимум – это год обучения управлению водным транспортом и кораблестроению, остальные специальности (26.05.05, 26.05.06, 26.05.07) дороже.
Большинство вузов проводит внушительный набор на бюджетные места. Это связано с высокой востребованностью специалистов этой отрасли в экономике.
Учитывая серьезные расценки на платное обучение, многие морские институты России предоставляют скидки. В частности, в АГТУ базовая цена может быть снижена для абитуриентов, имеющих высокие баллы ЕГЭ (на 30 % тем, у кого более 200 баллов по трем предметам, 25 % – поступающим с результатами в диапазоне 170–199 и 20% – набравшим на экзаменах от 130 до 169 баллов).
Многие морские вузы России имеют филиалы в других городах. К примеру, можно освоить профессию моряка в отделениях ВГУВТ в Перми или Астрахани. Абитуриенты, проживающие в Якутске или Омске, могут поступить в филиал СГУВТ, открытый в этих регионах. Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова, расположенный в Ростове-на-Дону, – структурное подразделение университета им. Ушакова.
Факультеты, направления, специальности
Выбрав морской вуз и специализацию, после прохождения конкурсного отбора претендент становится студентом одного из факультетов. Это могут быть:
Исходя из сферы интересов, абитуриент может выбрать одну из следующих специальностей:
Весь набор специальностей не представлен ни в одном вузе. Распределение направлений по высшим морским учебным заведениям приведено в таблице.
Вуз | Код специальности |
---|---|
АГТУ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07 |
ДВФУ | 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07 |
КамчатГУ | 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
СевГУ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
КНИТУ | 26.03.02 |
САФУ (Севмашвтуз) | 26.03.02 |
СПбГМТУ | 17.03.01, 17.05.03, 26.03.02, 26.05.01, 26.05.02 |
РГГМУ | 17.03.01 |
КГТУ | 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07 |
НГТУ | 26.03.02 |
СГУВТ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
БГАРФ | 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
МГТУ | 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
ВГУВТ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
ГМУ | 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
Таблица 2. Специальности в морских университетах России
Обучение ведется в очном, очно-заочном и полностью заочном формате. Срок освоения программы зависит от направления и уровня подготовки. Стать бакалавром можно за 4 года, а специалистом – за 5 лет. Время учебы по специальности «судовождение» чуть больше обычного (5,5 лет при очном и 6,5 лет при заочном формате).
Высшее морское образование можно получить на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры. Студенты изучают комплекс профильных дисциплин (проектирование, САПР и технологию судостроения, конструкцию корпуса, теорию корабля, гидромеханику и др.). Второкурсники, показывающие хорошие результаты в учебе, часто привлекаются к научным исследованиям и получают гранты. Нередко выполняются работы по договорам с ведущими предприятиями отрасли.
Правила приема
Морские институты принимают выпускников школ по конкурсу результатов ЕГЭ. Для поступления понадобятся предметы:
Минимальные пороги каждый вуз устанавливает индивидуально. Но, чтобы пройти отбор, пристойных оценок за ЕГЭ мало. Во-первых, при наличии конкурса на бюджет (а он, как правило, бывает всегда) потребуются более высокие результаты, чем у соперников. Во-вторых, в спорных ситуациях (при равном количестве баллов) многие морские университеты России проводят конкурс аттестатов. В-третьих, учитывая специфику будущей профессии и сложные (иногда даже вредные) условия, в которых предстоит работать, поступающие должны пройти психологическое тестирование на профпригодность и медицинское освидетельствование.
В остальном пакет подаваемых документов стандартен:
Указанный перечень ориентировочный, точный набор документов нужно уточнять по месту поступления.
Согласно общероссийским правилам приема при поступлении в морские высшие учебные заведения обязательно прохождение медицинской комиссии. Перед ее началом абитуриент должен подготовить:
Наличие некоторых бактериальных и паразитарных инфекций (туберкулеза и пр.), вирусных заболеваний, злокачественных и доброкачественных опухолей любой локализации, болезней крови и эндокринной систем, психические и неврологические расстройства, ряд офтальмологических проблем и патологий лор-сферы считаются противопоказаниями к поступлению в морские институты.
Проходные баллы
Большинство гражданских морских вузов ежегодно предоставляют внушительное число бюджетных мест, поэтому уровень проходных баллов не зашкаливает, особенно по целевому набору.
Значение проходных баллов по университетам приведено в таблице и на графике.
Название вуза | Минимальный балл | Проходной балл* |
---|---|---|
АГТУ | 99 | 149/131/174/155 |
ДВФУ | 129 | 149 |
КамчатГУ | 99 | 132/115/122 |
СевГУ | 104 | 167/136/182/163/144 |
КНИТУ | 101 | 205 |
САФУ (Севмашвтуз) | 110 | 192 |
СПбГМТУ | 101 | 160/174/155/198/150 |
РГГМУ | 99 | 164 |
КГТУ | 111 | 158 |
НГТУ | 110 | 150 |
СГУВТ | 99 | 129/153/133/134/125 |
БГАРФ | 111 | 143/173/161/157 |
МГТУ | 115 | 146/133/133 |
ВГУВТ | 99 | 130 |
ГМУ | 99 | 209/191/172 |
* Проходные баллы представлены по специальностям, имеющимся в вузе (очередность показателей соответствует порядку кодов в таблице 2).
Для удобства отображения на диаграмме представлены проходные баллы не на все специальности в вузе, а только самые высокие значения.
Наивысший порог – в морском университете им. Ушакова. Ненамного отстает от него Казанский научно-исследовательский технический университет. В этом вузе проходной балл на кораблестроение составил 205. По статистике, легче всего стать студентом Волжского университета водного транспорта (для этого в прошлом году потребовалось только 130 баллов).
Где работают выпускники
Всех бакалавров и специалистов, окончивших морские высшие учебные заведения России, можно условно разделить на 2 группы: моряки и строители судов. Первые проводят большую часть времени на воде (капитаны и их помощники, механики, электромеханики, боцманы и младший командный состав). Вторые задействованы в сфере строительства и ремонта (инженер, технолог судостроительного производства, кораблестроитель, конструктор, слесарь-механик).
Места возможного трудоустройства:
Будущая работа имеет одну специфику – команда корабля должна иметь возможность переместиться в любую точку мира для транспортировки груза. Поэтому морские вузы выдают дипломы международного образца – чаще всего стандартный российский документ имеет приложение, переведенное на английский язык. К слову, знание иностранного – обязательное условие для трудоустройства моряком.
Самостоятельно устроиться на работу – непростая задача, за исключением тех случаев, когда студент обучался по интегрированной системе подготовки (ее практикует Севмашвтуз). Проще всего для поиска работы прибегнуть к услугам посредников. В морском деле подбором кадров занимаются крюинговые компании.
Профессия моряка признана одной из самых сложных во всем мире. Если стремление освоить ее настолько велико, что не пугают предстоящие трудности, российские морские вузы способны предоставить качественное образование в этой области, причем высоко котироваться оно будет и за рубежом.