обучение на летчика истребителя
Летные училища военной авиации России
Список
Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования – с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании – и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:
Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:
Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:
История и традиции
Развитие российской (а затем советской) авиации прошло долгий и славный путь. Учитывая обстоятельства, в которых оказалась молодая советская республика на заре своего существования, требования к быстрой организации и становлению воено-воздушного флота, а также массовой подготовке лётчиков привели к бурному росту лётных школ.
Начавшись со знаменитого ОСОАВИАХИМа, готовившего молодых пилотов без отрыва от производства и прохождения учёбы в школах, советские ВВС получали лётные училища военной авиации России и других республик по нескольку в год. И подобная тенденция сохранялась как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Максимальное количество лётных школ в определённый момент достигло 69 – готовящих при этом не только пилотов, но и технический персонал. Однако, в связи с серьёзным усложнением не только уровня знаний, требуемого от военного лётчика, но и множества других качеств, связанных с умением быстрого принятия решений и прочих условий, уже в современной России было принято решение оставить подготовку специалистов уровня среднего образования только для гражданской авиации.
Выбор училища
При выборе военного лётного училища, разумеется, следует сообразовываться, в первую очередь, с его военной направленностью. Поскольку профессии пилота и штурмана всё же отличаются – так же как и немалые отличия существуют между пилотом истребителя и лётчиком дальней авиации. Но, задолго до решения о поступлении в выбранное училище, следует тщательно взвесить и некоторые другие вещи. В числе которых у хорошего будущего пилота обязательно должны присутствовать:
Высшие военные авиационные учебные заведения России. Условия и требования для поступления. Факультеты
Профессия, связанная с небом и полетом одна из самых интересных и романтичных. Многие молодые люди мечтают покорить высоту, но не решаются поступить в высшие военные авиационные училища в связи с недостатком информации об этих учреждениях и условиях.
В России несколько таких учебных заведений, несколько из них рассмотрим подробнее.
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Воронеж:
Эта прославленная военная школа появилась в 1919 году и изначально называлась авиатехникумом. В годы войны профессора академии занимались исследованиями по усовершенствованию боевых самолетов, а сама она находилась в городе Свердловск. Академия несколько раз была переименована, а с 2002 года стала носить современное название.
Условия и требования для поступления
Основным критерием отбора является наличие документа об окончании средней общей школы или средне специального учреждения.
Кандидатами на поступления могут стать граждане 16-22 лет, не успевшие пройти военную службу, а с 24 лет принимаются отслужившие молодые люди. Военнослужащие на контрактной основе могут подать документы до 27 лет.
К обучению не допускаются следующие лица:
— С высшим образованием;
— Неснятую и непогашенную судимость или предварительное следствие по уголовному делу;
— Замеченные в употребление наркотических или иных психоактивных средств.
В приемную комиссию вместе с заявлением сдается документ о результатах сдачи ЕГЭ, наличие или отсутствие особых прав или достижений.
Вступительные испытания состоят из оценки знаний и уровня физической подготовленности.
Факультеты
В настоящее время в академии их 12:
— Радиоэлектронной борьбы и безопасности;
— Воздушного и радиоэлектронного оборудования;
— Авиационных средств связи;
— Средств аэродромно-технического обеспечения полетов авиации
Краснодарское Высшее Военное Авиационное училище Лётчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова
История данного училища начинается в 1938 в городе Чита, а в 1939 военная школа была перебазирована в г. Батайск. Во время ВОВ академия подготовила около четырех тысяч летчиков, а 115 из них были награждены званием Героя Советского Союза. Военное училище было несколько раз переименовано и реорганизовано. С 2015 года оно стало носить свое нынешнее название.
Условия и требования для поступления
Кандидатами могут стать молодые люди, не имеющие высшее образование.
Принимаются граждане 16-22 лет и еще не отслужившие, а лица, проходившие обязательную военную службу – до 24 лет. Служащие по контракту могут поступить до достижения 27 лет.
Приемная комиссия может отказать в приеме документов лицам:
— С судимостью или обвинительным приговором;
— Официально замеченным за потреблением наркотических или психотропных средств;
— Лишенные права занимать воинскую должность.
Приемная комиссия проводит отбор кандидатов на основе показателей физического и психического здоровья, уровня физической и общеобразовательной подготовленности.
Факультеты
В настоящий момент на базе академии идет подготовка по следующим направлениям на 4 факультетах:
— Базовой летней подготовки;
— Штурмовой и бомбардировочной авиации;
— Дальней и транспортной авиации.
Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» г. Сызрань Самарской области:
История данной военной школы началась в 1940. Во время Отечественной войны было подготовлено много высококвалифицированных пилотов. Академия несколько раз претерпевала изменения. В настоящее время филиал считается уникальным. Специалистов такого уровня и специальностей больше не готовят нигде. Поступить могут граждане не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья.
Условия и требования для поступления
Требования к возрасту кандидатов такие же, как во всех военных учреждениях, рост 160-190, вес – до 80 кг.
В академию не допускаются граждане имеющие судимость, приводы в полицию или следствие по уголовному делу. Вместе с документами необходимо предоставить справки об отсутствии вышеуказанных условий.
Абитуриенты должны прибыть в спортивной форме для прохождения испытаний. Также кандидаты на поступление проходят психологический отбор в 2 этапа и интеллектуальный.
После выпуска из академии присваивается звание лейтенант.
Факультеты:
Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» г. Челябинск:
Филиал в Челябинске был создан осенью 1936 года. Генеральный штаб РККА изначально присвоил училищу название «Пятнадцатой военной школы летчиков-наблюдателей». Одними из первых учащихся военной школы были также студенты престижных ВУЗов. Воспитанники училища во время Вов проявили массовый героизм и профессионализм. Сначала академия предлагала обучение длительностью 4 года, а затем перешло на пятилетнее. К концу двадцатого века данное военное училище стало готовить юных космонавтов. А с 1997 года имеет свою школу-интернат.
Условия и требования для поступления
Для допуска к обучению челябинский филиал проводит вступительные испытания, оценивая уровень общеобразовательной и физической подготовки, профессиональной пригодности (психологические и психофизические тесты).
Требования по возрасту и другим критериям идентичны требованиям вышеперечисленных военных учебных заведений.
Факультеты:
Филиал военной академии имеет 3 факультета подготовки:
— Боевого управления авиацией и воздушным движением;
— Дополнительного профессионального образования.
Как стать пилотом? Что нужно для поступления в летное училище? Гражданская авиация
Почти каждый из мальчишек когда-то мечтал стать космонавтом. Это почетно, интересно и нравится девочкам! С возрастом мы перестали мечтать о космосе, мечты стали более приземленными, а век капитализма пропагандирует не ученье и свет, а заработок на YouTube, в Tik Tok, машину подороже, да забор повыше. Мечтающих о космосе становится все меньше: ведь черная бездна она где-то там, далеко, а вот инстаграм и трендовые шмотки совсем рядом. Прибавим сюда колоссальный труд, который необходимо приложить, чтобы выучиться на летчика, потом на летчика-космонавта, пройти отбор и, возможно, попасть в число тех немногих, кто отрывался от Земли на несколько сотен километров (на данный момент таких счастливчиков чуть более 500).
Спустимся немного ближе к земле. На уровень 2-15 км от нее. Это первая ступень всех, кто решил связать свою жизнь с авиацией. Сразу стоит разделить военного летчика и пилота гражданской авиации. Первый — человек военный, летает только на военных самолетах, вертолетах и учится в соответствующих учебных заведениях. Второй — гражданский, кто хочет летать для личных или коммерческих целей. Разделить просто: тот, кто взлетает на истребителе с авианосца — военный летчик (или просто «летчик»), тот, кто гордо шагает по аэропорту в компании красивых бортпроводниц — пилот гражданской авиации. Сегодня поговорим, именно, о нем.
Как же стать пилотом? Два пути: платный и бесплатный, точнее бюджетный. Вы можете пройти обучение в частной школе, в училище или в университете. Отличия — срок и стоимость. В частных школах получить первое свидетельство PPL (Private Pilot License) можно через 2 месяца за 10-15 тысяч долларов. В училище — 2 года 10 месяцев за 3,5-4 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете среднее профессиональное образование впервые. В университете — 4-5 лет за 4-4,5 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете высшее образование впервые. Я выбрал второй путь, поскольку он быстрее, я не получал среднее профессиональное образование за счет бюджета, а высшее имею. После окончания можно работать пилотом в авиакомпаниях или заниматься частными перевозками пассажиров и грузов.
Для начала необходимо соответствовать требованиям к кандидатам летного училища: отменное здоровье, образование не ниже среднего, успешная сдача физ.подготовки и профотбора. Готовиться к поступлению лучше начинать заранее, так как в настоящее время профессия пилота становится востребованной и количество абитуриентов растет с каждым годом. С 1 апреля можно начинать проходить ВЛЭК. Это врачебно-летная экспертная комиссия (подробнее в моей статье), которая проверяет здоровье будущего пилота. Вообще стоит иметь в виду, что ВЛЭК придется проходить часто, поскольку это самая базовая вещь для профессии пилота. Потому лучше заранее изучить требования и оценить свою годность. Проверять будут и в училище, и в авиакомпании. Если у Вас есть заболевание или ограничение, с которым путь в авиацию закрыт, то лучше сэкономить время и деньги. Когда справка ВЛЭК о годности на руках, можно приступить к прохождению профотбора (иногда профотбор проходят в процессе сдачи мед.комиссии). Профессиональный отбор — это ряд тестов, не требующих особых навыков или знаний, его может сдать любой среднестатистический человек, окончивший среднюю школу. Тестирование длится 3-4 часа. Вам подробно объясняют задачу, дают время на ее выполнение. Не лишним будет потренироваться, чтобы не тратить время на осмысление заданий. Например, на этом сайте можно набить руку в прохождении тестирования. Профотбор можно пройти по месту прохождения ВЛЭК, а также непосредственно в летном училище. Задания приблизительно одинаковые везде. Также можно профотбор пересдать, если результат не столь высок. Ходит легенда, будто есть централизованная база со всеми результатами, но это не так: подаете документы в разные училища, можете сдавать в каждом заново. Максимальный бал — 60, проходной — 43. Тест несложный, кстати, интересный. Следующий этап предоставление документов, если Вы это еще не делали. Стандартный пакет: аттестат за 11 класс, справка-выписка ВЛЭК, военный билет, либо приписное свидетельство, заявление на поступление, анкета о себе и родственниках, результаты или заявление на профотбор. У Вас примут документы и поставят в график сдачи вступительных испытаний по физкультуре. В зависимости от училища они могут быть следующими: бег на 100 м на время, бег на 1 км на время, бег на 3 км на время, подтягивание на перекладине (зачет/не зачет), разгибание рук в упоре лежа (зачет/не зачет), поднимание ног к перекладине из виса (зачет/не зачет), подъем туловища из положения лежа (зачет/не зачет) и др. Если не сдан хотя бы один норматив, то претендент выбывает из конкурса. Нормативы несложные для подготовленного, занимающегося спортом человека. Рекомендую потренироваться пару месяцев. После подачи документов и сдачи всех вступительных испытаний остается ждать приказа зачисленных на обучение курсантов.
Что влияет на вероятность поступления за счет бюджетных средств?
Александр Младенов о системе подготовки летчиков ВВС России
После практически двадцатилетнего забвения, российская система подготовки летчиков наконец создала основу для стабилизации в краткосрочной перспективе и улучшения своей эффективности. Это стало возможным благодаря принятию на вооружение новых типов учебных самолетов и вертолетов, которые дают возможность вести подготовку курсантов для полетов и боя на самых современных боевых самолетах и вертолетах, которые поступают на вооружение российских ВВС и армейской авиации.
В 2011 году три существовавших центра обучение перешли под управление и контроль ВВАИИ (который, в свою очередь, находился в подчинении Департамента образования Министерства обороны) и в настоящее время действуют в качестве независимых филиалов в Краснодаре и Сызрани. В 2013 году было объявлено, что российская система подготовки военных летчиков претерпит серию организационных преобразований. В рамках новой системы три отдельных военных университета будут переформированы для подготовки летчиков в качестве независимых структур, под непосредственным руководством штаба ВВС в Балашихе. Университеты будут базироваться в Краснодаре, Сызрани и Челябинске, отвечая за подготовку соответственно летчиков самолетов, вертолетчиков и штурманов/операторов вооружения. В июне (2013 года) эти изменения еще не были реализованы, и сроки также не были известны.
В настоящее время цифровые технологии приходят в область подготовки летчиков реактивной авиации вместе с новым самолетом Як-130. Система наподобие западных образцов включает компьютеризированный учебный класс, объединенные в единый контур приборы по обучению полетам, интегрированную системы записи полетных данных и их расшифровки, возможностью апгрейда программного обеспечения самолета и внешней компьютерной системы интегрированной логистической поддержки.
Краснодарский филиал имеет огромную инфраструктуру по подготовке летчиков, так как ему достались аэродромы и другие объекты пяти летных училищ, закрытых в 1990 и 2000-х годах в Армавире, Борисоглебске, Ейске, Балашове и Каче, так же как и Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов. Объекты по подготовке пилотов самолетов для ВВС России на сегодняшний день 11 учебных авиабаз (так называемые базы второго разряда, каждая из которых насчитывает две или три эскадрильи). Кроме того имеются четыре центра теоретической и тренажерной подготовки в Армавире, Борисоглебске, Балашове и Челябинске, каждый из которых отвечает за обучение разных специалистов.
Трехуровневая система подготовки, применяемая в России, еще должна внедрить более эффективные методы работы, а также более современные учебные платформы и программное обеспечение для дальнейшего улучшения курса подготовки и оттачивания элементов учебы в области теории, подготовки на тренажерах и непосредственно летной практики. Это имеет непосредственное отношение к подготовке летчиков самолетов, которая на начальном и базовом этапах ведется на очень неэкономичных самолетах.
Медленное улучшение
По словам начальника Краснодарского училища полковника Юрия Сушкова от августа 2012 года, учебный план также сверстан, исходя из попытки оптимизировать нагрузку в ходе учебы. Изменения позволят курсантам приступать к полетам сразу после второго курса, и эта изменения запланированы на 2014 или 2015 годы.
Система военных училищ
Российская система подготовки военных летчиков и штурманов все еще сохраняет традиционный советский подход к обучению на протяжении пяти лет. Его основной целью является предоставление курсантам высшего образования по гражданским стандартам, вместе с обширной общевоенной и летной подготовкой, для выработки военного духа. Курсанты поступают в летные училища после окончания средней школы или в ходе службы по призыву, обычно в возрасте 17-22 лет. Они проходят через жесткий отбор, имеющий целью выбрать кандидатов с хорошим физическими и умственными данными (которые подтверждаются при помощи различных специализированных тестов и строгих медицинских проверок), а также с хорошим уровнем общего образования. Только мужчины допускаются к обучению на военных летчиков – планов по набору женщин в летчики или штурманы нет.
Первые двух два года обучения в Краснодаре посвящены общим военным и фундаментальным наукам (таких как физика, математика, история), а на третьем курсе будущие российские летчики начинают изучать теоретические основы обучения летному делу. В это же время курсанты начинают оттачивать летное мастерство на двух тренажерах самолетов L-39C, установленных в 2009 году. На каждом из них курсант должен «налетать» 15 часов, прежде чем быть допущенным к реальным полетам.
Первый этап летного обучения начинается весной после окончания курсантами третьего академического курса обучения, и интенсивная четырех-пятимесячная программа нацеленная на обучение базовым навыкам управления самолетом длится до конца лета. Она включает примерно 60 часов налета на L-39C или около 20 часов на L-410, и включает в себя ознакомление с типом, тренировка в общих принципах управления самолетом и полеты по кругу. Первоначальное обучение на L-39C ведется на 192-й учебной авиабазе (УАБ) в Тихорецке, в 195-й УАБ в Кущевской и 213-й УАБ в Котельниково. 217-я УАБ в Ртищево осуществляет полеты на двухмоторных L-410UVP-E3.
Первый самостоятельный полет обычно разрешается после 75 посадок совместно с инструктором, или 20-25 часов налета по кругу. Некоторые курсанты приходят в летные училища с определенной летной подготовкой, полученной в ходе обучения в ДОСААФ, вспомогательной организации, подчиненной министерству обороны. Она содержит сеть учебных школ, в которых эксплуатируются учебные поршневые самолеты Як-52 и PZL Swidnik, а также вертолеты Ми-2У.
На основе навыков, продемонстрированных в ходе начальной летной подготовки, последующий отбор отбирает наиболее успешных курсантов на курс подготовки летчиков-истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков (реактивная авиация), а курсанты с худшими показателями перенаправляются на прохождения базовой подготовки для пилотирования самолетов дальней и военно-транспортной авиации на самолетах L-410UVP-E3.
Курсанты, которых готовят на скоростные самолеты, продолжают обучение на четвертом курсе в учебных центрах в Армавире и Борисоглебске. Курсанты-истребители проходят основной курс обучения на L-39C в течение четырех-пяти месяцев, получая практическую подготовку в штурманском деле, высшем пилотаже, принципах полетов в составе групп, а также по применению учебного вооружения. Этот курс занимает от 70 до 80 летных часов и проводится на 200-й УАБ в Армавире и 272-й УАБ в Майкопе. Подготовка на бомбардировочную и ударную авиацию ведется в 209-й УАБ в Борисоглебске и 219-й УВАБ в Мичуринске также на L-39C. После окончания курса основной подготовки, курсанты реактивных самолетов обычно имеют 140 часов налета, из которых 30 часов самостоятельных полетов.
Будущие летчики дальней и военно-транспортной авиации получают подготовку в учебном центре в Балашове, основное обучение ведется на самолетах L-410UVP-E3 (217-я УАБ в Ртищево) и Ан-26 (205-я УАБ в Балашове). Курсанты имеют налет порядка 35 часов на L-410 и около 38 часов на Ан-26.
Летчики дальней и военно-транспортной авиации в ходе этого курса имеют налет 50 часов курса повышенной подготовки на Ан-26 в 205-й УАБ в Балашове.
Наиболее сложными приемами, отрабатываемыми курсантами истребительного потока, являются воздушный бой «один на один», а также дневные перехваты. Курсанты штурмовой и бомбардировочной авиации повышают свои навыки в штурмовке наземных целей и бомбардировке (Су-25 или L-39C). Они также получают основы подготовки по перехвату нескоростных воздушных целей.
По окончанию учебного курса летной подготовки, выпускники могут быть направлены в совершенно различные авиационные подразделения. Например, в 2010 году более половины свежевыпущенных лейтенантов с курса штурмовой и бомбардировочной авиации (примерно 50 летчиков) были направлены в Дальнюю авиацию, а потом они прошли переподготовки на помощников командиров экипажей бомбардировщиков Ту-22М3.
Устаревшая рабочая лошадка
Советские ВВС получили не менее 2094 L-39C в 1970 и 1980-х годах, последние поставки пришлись на 1990 год. К 1994 году в российских ВВС эксплуатировалось 1200 самолетов, а 18 лет спустя это число упало до 700, из которых порядка 200-250 единиц находятся в исправном состоянии в любой момент. Например, в декабре 2012 года в составе 209-й УАБ числилось 46 L-39C, но только предположительно 16 из них находились в летном состоянии.
С начала 1990-х годов между российскими ВВС и чешским производителем этих самолетов компанией Aero Vodochody не было нормальных контактов. В результате парк этих самолетов поддерживался в исправном состоянии благодаря работе двух авиаремонтных заводов министерства обороны России в Краснодаре и Ейске. Запчасти для летающих экземпляров добывались за счет «каннибализации» значительного парка их нелетающих собратьев. Также было налажено собственное производство и ремонт некоторых особо важных комплектующих, деталей и расходных материалов. Наибольшие проблемы, связанные с исправностью парка L-39C включают устаревшее катапультируемое кресло ВС1-БРИ, гидравлическую систему и шасси, которые продолжают являться причиной значительного числа фиксируемых неисправностей, а также электрическая и навигационная система, и система проверки двигателя. Изначально ресурс для L-39C был установлен на уровне 4500 часов или 30 лет, в зависимости от того, что наступит раньше, и летающие сегодня самолеты имеют значительный остаточный ресурс – примерно 2000 часов на каждый самолет.
Отсутствие в среднесрочной перспективе подходящего наследника L-39C вынудило ВВС России начать изучение возможностей проведения доступной модернизации самолета и продления его ресурса, хотя бы в отношении небольшого числа имеющегося парка. Скромная модернизация, разработанная ВВС, включает более мощный двигатель АИ-25ТЛШ производства АО «Мотор Сич», а также ограниченную установку нового пилотажно-навигационного оборудования. Работы по ремонту и модернизации должны проводиться 570-м авиаремонтным заводом в Ейске, однако сообщений о начале этой остро необходимой программы не поступало.
При внедрении новой системы обучения, российские ВВС не смогли учесть резкий рост расходов на подготовку летного состава. Кроме того они не проявили заинтересованности в заказе разработке специализированного самолета первоначальной и основной подготовки, и появление подобного самолета нельзя ожидать ранее 2020 года.
С появлением Як-130 пришли новые времена
Первая партия из четырех серийных Як-130 была поставлена в Центр боевого применения и подготовки личного состава в Липецке в феврале 2010 года, а в Борисоглебск новые машины поступили в начале 2011 года. Первые учебные полеты для переучивания инструкторов 209-й УАБ на новый тип самолета состоялись в августе 2011 года, а Як-130 производства «Корпорации «Иркут» приступили к полетам в середине ноябре 2012 года.
С февраля 2010 года по декабрь 2012 года ВВС России получили 27 Як-130 (25 из которых поступили в 209-ю УАБ), и еще 40 запланированы к поставкам в 2013-2015 годах. Имеется опцион еще на 10 таких самолетов, но для этого необходимо заключение нового контракта. Первая партия состояла из 12 самолетов производства НАЗ «Сокол» (поставлены в 2010-2011 годах, один самолет был потерян в мае 2010 года), последующие партии будут частью контракта на 55 самолетов производства «Корпорации «Иркут», законтрактованных в 2011 году по цене 18,16 млн долл. за единицу. 15 из них были поставлены в декабре 2012 года В марте 2013 года было объявлено, что российское Министерство обороны начало переговоры с «Иркутом» по закупке еще одной партии из 50 Як-130 общей стоимостью 767 млн долл. (или 15 млн долл. за самолет), со сроками поставки после 2015 года.
Новый самолет дополняет и постепенно заменит Су-25 и L-39C, которые ранее использовались для повышенной подготовки летчиков в 209-й УАБ, и в 2014 году Як-130 должен поступить в учебный центр в Армавире. Он займет место МиГ-29 и L-39C в 200-й УАБ, которые использовались для заключительного этапа обучения курсантов.