обучение на курсе или по курсу как правильно
Поиск ответа
Вопрос № 228864 |
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта возможны, однако они имеют разные значения.
Здравствуйте! как правильно: распоряжение об оплате за о буч ение или распоряжение о плате за о буч ение. спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _о плате за о буч ение_.
Скажите, пожалуйста, как правильно говорить о центре, в котором дети о буч аются на 3 языках: трехъязычный или трехъязыковой? спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
еще разок задаю вопрос! Успешно прошел курс о буч ения сервисному обслуживанию и ремонту аппарата. правильно ли сформулировано предложение??
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Нужна ли запятая в предложении: «Они рекомендуют этот метод о буч ения как наилучший»?
Ответ справочной службы русского языка
Если имеется в виду ‘в качестве наилучшего’, то запятая не требуется.
Ответ справочной службы русского языка
Противоречия нет. При сложных союзах запятая ставится либо перед всем союзом, либо перед его второй частью (_что_). Если сложный союз стоит в начале предложения, то запятая перед _что_ может ставиться, может не ставиться. Так что, действительно, постановка факультативна, с этим ничего не поделаешь.
Здравствуйте! Нужно ли запятая: «В среднем (,) ежемесячно во всех филиалах о буч ается 100 человек.»
Ответ справочной службы русского языка
Указанная запятая не требуется.
Очень прошу ответить, как правильно? Центр предоставляет о буч ение игре ( или игры?) на инструментах?
Ответ справочной службы русского языка
Может быть, так: в центре о буч ают играть на инструментах (о буч ают игре на инструментах).
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно? Нужен ли предлог «у»? «Прошу Вас провести о буч ение у следующих работников:» или «Прошу Вас провести о буч ение следующих работников:»
Ответ справочной службы русского языка
Если имеется в виду, что нужно о буч ить работников, то верно: _Прошу Вас провести о буч ение следующих работников_.
Нужны ли в данном предложении запятые Вопрос об оказании материальной помощи бухгалтеру Петровой Т.В. в связи с её о буч ением в НОУ высшего профессионального образования «Национальный открытый институт России г.Иваново» решен положительно.
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуация верна. Нужны пробелы: _Петровой Т. В., г. Иваново_.
Здравствуйте! Как правильно писать Набор в группу по о буч ению плаванию или по о буч ению плавания?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: набор в группу по о буч ению плаванию.
Оплачиваем о буч ение Платим за о буч ение Но не оплачиваем за о буч ение, верно?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Поиск ответа
Вопрос № 306317 |
Здравствуйте! Как правильно: студенты 1-5 курса или студенты 1-5 курсов? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: студенты I–V курсов. Чаще курсы нумеруются римскими цифрами. Если порядковые числительные передаются арабскими цифрами, то необходимо буквенное наращение: студенты 1–5-го курсов.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Форма дательного падежа: по переподготовке.
Однако обратите внимание, что обычно говорят: курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Поэтому верно: Направить на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Организационно-управленческая деятельность и контроль в сфере закупок».
Добрый вечер, уважаемые консультанты портала! Третий раз отправляю свой вопрос и надеюсь получить ответ. Может быть Вы принимаете его за домашнее задание, а может просто первые два раза вопрос не был Вами получен. проводится набор учеников в музыкальную студию. Корректна ли в объявлении следующая фраза «Объявляется набор на курсы по обучению игре на гитаре. «? На мой взгляд, эта фраза подразумевает набор на курсы преподавателей, которых будут учить, как обучать игре на гитаре, а не набор учеников. Права ли я? Еще раз заранее благодарю за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
В отношении учеников верно: курсы игры на гитаре. Приведенный Вами пример стилистически небезупречен, но понятен.
в каком числе употребляется существительное с числительным «Прошли курсы 184 педагога или педагогов»?
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант. Числительные два, три, четыре (в том числе в составных числительных) в им. падеже требуют постановки после себя существительного в форме род. падежа ед. числа. С числительными от пяти и далее используется форма род. падежа мн. числа.
Ответ справочной службы русского языка
Да, название следует писать в кавычках.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, какая фраза корректней: » Курсы изучения английского языка» или » Курсы английского языка»? Очень волнует ответ на этот вопрос, помогите, пожалуйста! Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае слово «изучения» избыточное, так что лучше: курсы английского языка.
Ответ справочной службы русского языка
Стилистически нейтрально: о чем-то. Предлог про возможен, но он вносит разговорный оттенок (то есть поговорим про погоду возможно в непринужденной устной речи ).
Нужна ли запятая перед «как на территории компаний» в данном предложении и почему? В последние годы ИТ-компании активно сотрудничают с вузами страны в части подготовки молодых специалистов: организуют и проводят учебные курсы по востребованным технологиям как на территории компаний, так и на базе вузов. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна. Запятая ставится только перед второй частью союза как. так и (т. е. перед словом так), она не ставится перед первой частью (перед словом как).
смотр-конкурс, а во множественном числе как?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте,
корректно ли писать название дисциплин следующим образом:
«. курсы по: Архитектуре предприятия, Бизнес-инжинирингу, Управлению бизнес-процессами. «
Ответ справочной службы русского языка
Названия учебных дисциплин следует писать с маленькой буквы: курсы по: архитектуре предприятия, бизнес-инжинирингу, управлению бизнес-процессами.
Нужно ли заключать в кавычки названия конкурсов, темы конкурсов?
Например: «. творческие кон курсы : «Квест», «Лучший бутерброд», «Визитка»
Ответ справочной службы русского языка
Названия уместно заключить в кавычки.
Здравствуйте. Объясните пожалуйста:» Когда мы хотим сказать о том, сколько времени продолжалось действие, мы всегда используем глаголы несовершенного вида и специальные слова, которые указывают нам на продолжительность действия: долго, недолго, пять минут, целый год и т.д.» Тогда как понять: «Я учился N,ском университете. Защитил диплом два года назад. Потом ПОЕХАЛ на год в город X, где поступил на курсы ». «Поехал на год» –СВ. «Ездил/уезжал на год» не звучит в этом случае. Но «Я ездил в Петербург/был в Петербурге четыре года назад, там я 3 недели посещал курсы » Здесь НСВ в соответствии с правилом. По каким критериям можно определить когда использовать СВ,а когда НСВ. Очень нужно объяснение.
Ответ справочной службы русского языка
как будет правильно-окончил школу или закончил,?
И в чем разница между этих слов?
Ответ справочной службы русского языка
Я запустила образовательный курс
Без посторонней помощи и инвестиций
В апреле 2020 года я запустила курс по написанию прозы: пригласила экспертов, продумала программу, набрала участников и провела девять занятий в интернете.
Расскажу, как мне все это удалось и к чему нужно подготовиться, если вы тоже хотите создать образовательный курс.
Моей целью не были деньги
Сразу скажу, что я не хотела заработать много денег на первом наборе. Если хотите узнать, как построить многомиллионную империю в инфобизнесе, — у меня такого опыта нет.
Я хочу, чтобы однажды курс стал моим основным источником дохода, поэтому у меня есть идеи развития проекта. Но это планы на будущее. Мне кажется, это хорошая стратегия: сначала сделать крутой и выверенный продукт, а потом просить людей платить за него большие деньги.
Как появилась идея
Я писатель, редактор и продюсер. Три года занималась продюсированием образовательных программ по креативному мышлению Most creative camp. У нас был маленький коллектив из четырех человек, но мы обучали команды Сбербанка, МТС, «Касперского» и других известных компаний.
Вместе мы запустили онлайн-курс в телеграм-боте. Постарались, чтобы он получился качественным и полезным: недавно его прошли одновременно 1100 сотрудников «Ростелекома» и поставили среднюю оценку 9,1 балла.
За время работы продюсером я многому научилась и не хотела растерять свой опыт. Поэтому решила сделать собственный образовательный курс. Я несколько лет пишу рассказы и работаю над романом, а литература вообще — главная сфера моих интересов. Мне хотелось совместить знания о проектировании образовательных проектов и свои интересы, чтобы придумать что-то новое в преподавании творческого письма. До этого я сама была на нескольких курсах для писателей, и в каждом из них мне чего-то не хватало, например знакомства с разными подходами к созданию историй, активной практики, увлекательных заданий и новых форматов обучения.
Я хотела, чтобы курс был не просто набором лекций, а небольшим приключением: с сюрпризами, неожиданными и необычными домашними заданиями. Курс не должен был учить людей правильно писать — скорее, показать, как смотреть на мир глазами писателя, везде видеть истории и сюжеты, записывать их и превращать в рассказы.
Я не крутой писатель и лектор, но умею продюсировать образовательный процесс и проектировать программы, поэтому сразу решила, что вести занятия будут эксперты, а я буду участвовать только как модератор.
Подготовка к запуску
Чтобы определиться с процессом запуска, я представила, что собираюсь делать текст для сайта курса и задала себе вопрос: «Что нужно рассказать о курсе, чтобы привлечь участников?» Как минимум — описать концепцию, содержание, составить расписание, подготовить список экспертов и определить стоимость участия. Без этого курс не получится.
В итоге вот что я сделала перед запуском:
Расскажу подробно, как я готовилась к первому набору и как проходили занятия.
Где я хранила информацию о курсе
Вот листы, которые мне понадобились:
Концепция курса
Первое, с чем нужно было определиться, — какую задачу и каким образом будет решать курс.
В своей работе я отвечала на эти вопросы без всякой структуры и порядка, просто рисуя кучу табличек и схем. Когда села писать статью, решила упорядочить этот процесс. Вот что получилось.
Вопросы для разработки концепции курса
Какая цель курса? | Сделать так, чтобы участники почувствовали, что значит быть писателем |
Кто будет участвовать в таком курсе? | Люди, которые хотят писать прозу, но не знают, с чего начать. И люди, которым просто интересно пробовать новое, чтобы лучше узнать себя |
Будет ли у курса финальный продукт? Какой? | В конце мы выпустим собственный литературный самиздат-журнал с рассказами участников |
Каким будет формат занятий? | Минимум теории, максимум практики — на занятиях и в домашних заданиях. Персональная обратная связь каждому |
Какая примерная длительность курса и периодичность занятий? | Около месяца, занятия два раза в неделю |
Кто будет вести занятия? | Приглашенные эксперты из разных областей: писатели, сценаристы, драматурги и редакторы |
Сколько участников будет на курсе? | 12, чтобы можно было работать в парах, тройках, четверках и делиться на две большие команды |
Я сразу определилась, что не хочу делать длинный и сложный курс: на это мне просто не хватало смелости. Кроме того, мне нравятся интенсивные форматы, когда на небольшой период времени погружаешься в другую жизнь, после чего уже сам решаешь, хочется продолжения или нет. Поэтому оптимальная длительность курса, на мой взгляд, не больше месяца.
Я подумала, что будет здорово проводить занятия два раза в неделю: тогда участники все время будут включены в процесс, но при этом у них останется время на домашние задания.
Мне важно было сделать камерный курс, чтобы успевать выслушивать всех на занятиях и давать каждому качественную обратную связь. Поэтому я решила, что участников будет 12.
Название
Придумать название было настоящим мучением. Никогда не любила этим заниматься, потому что решение нужно принять надолго: не получится взять и все переиграть в любой момент. При этом название, как и сайт, многое говорит о бренде и его характере.
Сначала я придумала название «Школа писательских опытов». Оно почти полностью отражало суть проекта, в котором ключевое место отводится практике и экспериментам. Это название существовало почти до самого запуска курса и изменилось, только когда был готов сайт. Я отправила его на проверку друзьям — они сказали, что название занудное.
После этого я создала лист для собственного мозгового штурма в гугл-таблице курса и написала знакомым из рекламных агентств, чтобы они предложили свои варианты слов и выражений о писательстве. Получилось где-то пятьдесят вариантов типа «слово за слово», «писать поперек», «пиши». Но все они были заняты или не нравились мне и окружающим.
Вечером перед анонсом курса, окончательно измучившись, я нашла слово «глагол». Уже не стала ни с кем советоваться, а просто попросила дизайнера заменить название на сайте.
Программа и расписание
Мне было важно, чтобы в финале каждый участник написал свой рассказ. Поэтому сначала я выписала в блокнот навыки, которые надо для этого прокачать: научиться смотреть по сторонам, придумывать новое, развивать драматургию и думать о целях героя, подбирать слова и редактировать написанный текст. Это был самый минимум программы курса.
Сначала я разработала программу, в которой было несколько офлайн-занятий. Но за месяц до старта курса стало ясно, что проводить его в таком формате небезопасно: началась пандемия. Тогда я объявила участникам, что мы полностью самоизолируемся. Все меня поддержали. Через несколько дней после этого ввели запрет на собрания группами больше десяти.
По воскресеньям мы занимались пять часов: два часа длился курс, потом перерыв на час, потом снова два часа занятий. По средам участники занимались по два часа вечером.
Пятичасовое занятие — это жестко: все очень уставали. Поэтому во втором наборе курса я решила делать занятия не длиннее двух часов.
Я считаю, что хороший курс похож на голливудский фильм: неожиданные повороты сюжета, спецэффекты, драматургия, которая заставляет прилипать к экрану. Участнику курса должно быть интересно, иначе он запустит на соседней вкладке «Фейсбук» или просто закроет вебинар.
Вот несколько советов, которые помогут подготовить методическую часть курса — продумать лекции и теоретические основы, а также построить его драматургию — понять, что за чем должно идти, чтобы не терялась динамика:
Эксперты
Экспертов я выбирала исходя из того, какую тему хотела раскрыть в тот или иной день курса. О поиске сюжетов говорил сценарист короткометражного кино, о развитии героев — драматург, о том, как подбирать верные слова, — главред литературного журнала.
Вместе с экспертами я обсуждала их занятия, чтобы скоординировать подход и продумать задания. Они должны были быть интересными и полезными, не слишком простыми или сложными. Еще одно условие — возможность выполнять задания в онлайне. У кого-то из экспертов уже был набор готовых заданий, а с кем-то мы вместе над ними думали.
Я хотела позвать людей, у которых мне было бы интересно учиться самой, но которые не преподают в других школах. Составить список экспертов было просто: я слежу за творческим миром, а многих уже когда-то добавляла в друзья в «Фейсбуке».
А вот решиться написать незнакомым людям было так сложно, что запуск курса я откладывала несколько месяцев. Но в итоге я отправила приглашения всем, кого приметила. Для убедительности сделала презентацию курса. Мне казалось, что все скажут что-то вроде: «А ты вообще кто?» Но отказался только один человек — на эти даты у него уже были планы.
Один раз мне пришлось написать пост в «Фейсбуке» и посоветоваться с людьми, кто мог бы вести лекцию по драматургии. После этого было легче писать незнакомому человеку: сообщение можно было начать со слов « такая-то посоветовала обратиться к вам».
Конкуренты и стоимость курса
Когда я начинала интересоваться писательскими курсами, больших и серьезных было всего два: первый предлагал долгосрочные программы с одним писателем-мастером, а на втором были лекционные и семинарские занятия с разными известными авторами.
Сейчас курсов стало больше — чувствуется спрос на такое обучение. У всех есть офлайн-версии, и большинство проводятся в Москве: все-таки основная концентрация и писателей, и потенциальных покупателей именно в столице. Есть курсы только для девушек, есть обучение жанровой прозе, работе над рассказами, романами и даже поэзии в онлайне и офлайне.
Я давно следила за темой, поэтому знала все хорошие команды на рынке. Я изучила сайты всех курсов, куда могла бы пойти сама, и выписала их преподавателей, формы обучения, длительность и стоимость. Так я поняла, какие вообще есть расценки и концепции курсов, и прикинула, где среди них может быть мой проект.
стоил мой первый месячный курс
Мне нужно было установить такую стоимость курса, которая не казалась бы потенциальным покупателям чрезмерной по сравнению с конкурентами, но в то же время позволяла окупить вложенную работу.
Для первого набора я остановилась на 19 000 Р за месячный курс — довольно высокая цена для обычных писательских курсов, но для качественной образовательной программы в целом это совсем недорого.
Я могла бы сделать курс дешевле, но заработать много, если бы набирала больше людей. Но камерный формат из 12 участников был для меня важнее миллионов в кармане: так я могла индивидуально работать с каждым.
Сервисы для работы онлайн
Иногда я показывала презентации — хотела пользоваться доской «Миро», на которой можно рисовать схемы, но в итоге она не пригодилась. Еще многие рекомендовали мне доски «Падлет» — это сервис, где все участники могут размещать и редактировать картинки, схемы и текст на одном бесконечном листе. Возможно, в одном из наборов курса использую их.
Смета
я заплатила за дизайн сайта
Можно самостоятельно сверстать сайт на «Тильде» и не покупать домен — тогда получится запуститься с нулевыми вложениями.
Мерч и подарки. У меня было заложено 30 000 Р на аренду помещений для тех дней курса, которые сначала должны были пройти в офлайне. И еще 20 000 Р я собиралась потратить на мерч: 50 блокнотов и 50 выпускных журналов — это минимальный тираж в типографии.
Расценки я узнала в типографии ESH print, которую посоветовал друг: она специализируется на разных самиздат-журналах. Я отправила им запрос, встретилась, посмотрела на образцы и заказала расчет стоимости нескольких вариантов тиража и цветности. Чем больше тираж, тем дешевле одна копия, а чем больше цветов — тем дороже. Остановилась на тираже в 50 штук и печати в один цвет.
На сэкономленные от аренды деньги я купила кучу полезных подарков для участников и отправила их курьерской доставкой: это были книги, литературный журнал, наклейки, билеты в театр, подписка на сервис для чтения книг и маленькие бутылки шампанского.
Эксперты. Экспертам я решила платить 2000—3000 Р в час. Это позволило мне сохранить адекватную стоимость курса. Дальше я бы хотела увеличивать ставки, потому что приятно платить всем хорошие гонорары.
Чем именитее эксперт, тем больше он стоит. Многие организаторы курсов просто покупают «имя», чтобы выглядеть круче, но иногда даже хорошие специалисты в своей сфере оказываются слабыми преподавателями. Лучше звать тех, у кого есть педагогический опыт, чем тех, у кого популярные книги.
я планировала потратить на запуск курса
Еще 5000 Р заложила на рекламу в «Фейсбуке». У меня уже был опыт работы с их рекламным кабинетом — это единственное место, которое я умею настраивать сама. Кабинет ужасно неудобный, но реклама крутится эффективно и недорого. Подробнее про рекламу расскажу ниже.
Помогает ли обучение в сети за деньги попасть в IT-компании
Почему программирование
В соцсетях и на сайтах регулярно публикуют информацию о том, как онлайн-курсы помогут обучиться новой специальности, популярной у работодателей, и приведут к росту зарплаты. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на программирование.
В массовом сознании программирование считается простой работой, которая обеспечивает высокий уровень дохода. При этом единственным ограничением считают лишь отсутствие специализированного образования.
Курсы отличаются своим разнообразием и готовят людей к самого разного рода профессиям.
На GeekBrains (российская компания в сфере онлайн-образования) на главной странице первым в списке стоит раздел «Программирование», предлагающий 100 разных курсов: разработка на разных языках, тестирование ПО, информационная безопасность, аналитика, Data Science, Data Engineering и многое другое.
Похожая ситуация и на многих других русскоязычных сервисах. Например, Skillbox предлагает 42 краткосрочных курса и 29 более длительных, которые, по словам авторов, позволяют говорить о получении профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности.
Не отстают и сами главные работодатели. «Яндекс» организовал собственную систему курсов «Практикум». Причем среди курсов у компании присутствует не только программирование, но также менеджмент, маркетинг и дизайн.
У Mail.ru Group специалисты ведут 20 курсов на платформах Stepik и Coursera. Также компания создала канал на YouTube под названием «Технострим», на котором разместила видеоуроки по Java, С/С++, базам данных, мобильной разработке, веб-технологиям, Linux, проектированию интерфейсов и другим темам.
Противоречивые мнения
«Газета.Ru» собрала и проанализировала отзывы людей, прошедших такие курсы. Преобладают либо очень положительные отзывы, которые можно заподозрить в неискренности, либо очень негативные, в первую очередь из-за трудностей и неудобства обучения, а также проблем с возвратом средств из-за ухода с курсов раньше их окончания.
Илья, планировавший записаться на курс по программированию в Skillbox, отметил, что его «отпугнули некоторые моменты». По его словам, менеджеры предлагали бесплатные полугодовые курсы, которые потом оказались курсами с отсрочкой оплаты на полгода.
Александр Семенов, который уже работает в IT, взял курс «Java-разработчик c нуля». По его словам, курсы достаточно хороши, но подача «часто оставляет желать лучшего» — видео Семенов назвал «нудноватыми», а также отметил большое количество «непрофессионального сленга». Из плюсов автор отметил чат в Telegram для студентов и персонального куратора, который был профессионален и оперативно помогал по всем вопросам.
Денис рассказал, что после онлайн-обучения смог найти работу, однако оценил сами курсы «на четверку, с минусом, даже ближе к трояку».
«Вроде хорошо все, многому научился и освоил профессию. Но есть моменты, однозначно нуждающиеся в улучшении», — описал он ситуацию. По словам пользователя, проверка домашних работ чересчур беглая, так как часто просили самому разобраться в ошибках вместо того, чтобы «чуть больше разжевывать». «И цены в Geekbrains однозначно не малые. Так что мой главный вывод — учиться тут можно, причем эффективно, но не все так красиво», — заключил автор отзыва.
Во многих случаях более позитивные отзывы составляют те, кто уже хоть немного, но знаком с IT-сферой и отдаленно, но представляет, как устроено получение знаний и их отработка на практике.
Олег отметил, что закончил курс по Frontend-разработке, имея базу. Он охарактеризовал обучение, как «причесывание» имеющихся знаний и знакомство с современными фреймворками. «Я получил на курсе практически все, что хотел», — пояснил автор. По его словам, основной минус — разные модули готовились разными людьми, из-за чего стиль и доступность изложения «здорово плавают от темы к теме».
Те же, кто практически или совершенно не связан с IT-сферой, с трудом вникают в темы и задания для самостоятельной работы. Антон описывает, что это во многом связано с темпом обучения. «Новички, бывает, не успевают! Это я на личном опыте говорю. И проблема не в том, что я такой балбес, нет, некоторые товарищи по группе, которые тоже начали учиться без опыта, оказались в похожей ситуации», — заметил автор отзыва.
Среди проходящих курсы находятся и те, кто трезво оценивает курсы как дополнение к собственному интересу к теме и другим способам получениям знаний. Юлия пояснила, что не имела бэкграунда в разработке и нужных знаний. «Сейчас прошло два спринта [за определенное время команда создает готовую к показу часть продукта] и я сверстала свой первый лендинг [верстка веб-страницы]. Ощущение приятное, еще две недели назад ты ничего не умел, а сейчас обладаешь небольшими знаниями», — пояснила ученица курсов.
Пользователь Андрей Чевозеров призвал желающих учиться без опыта сразу осознать главное правило — нужно будет много работать. «Если вы гуманитарии и пришли на IT-курсы, будьте готовы работать как кони в поле, чтобы чего-то добиться, и от длины чека ваши сложности не уменьшатся», — указал он, рассуждая о негативных отзывах про сложные курсы.
В сервисе по онлайн-обучению soft skills (надпрофессиональных навыков) «4brain» сообщили «Газете.Ru», что общий процент людей, которые проходят курсы до конца, сейчас составляет у них более 50%.
«В целом более-менее у всех одинаковая «доходимость» — около половины, плюс-минус 5%», — рассказали в сервисе.
Скольким людям это помогает при смене работы, там уточнить не смогли. В отзывах сообщают, что благодаря новым знаниям повысилась продуктивность на работе, а вместе с ней зарплата, должность и востребованность на рынке труда.
Практика превыше всего
Ведущий Android-разработчик Олег Леонов «Сбербанка» рассказал «Газете.Ru», что в прошлом получение навыков программиста зачастую невозможно было даже в высших учебных заведениях. Поступив в специализированный военный институт, он узнал, что «там были довольно древние языки и немного Pascal [один из базовых и наиболее известных языков программирования]».
«Получилось так, что кому нужно программирование — изучает сам», — описал он обучение в вузе. В результате Леонов все свои знания получил по книгам и интернету, а никакие специальные курсы не проходил.
Разработчик отметил, что встречал коллег, которые проходили курсы и в итоге становились специалистами. «Например, один из коллег работал на заводе, прошел курсы Udacity и начал успешно работать Android-разработчиком», — вспомнил он. По мнению Леонова, наличие высшего технического образования не является обязательным условием, чтобы найти работу.
Он пояснил, что сам по специальности инженер, однако успешно работает программистом более 15 лет. Разработчик, исходя из опыта трудоустройства, уверен, что для компании важнее, чтобы человек мог выполнять необходимые задачи. «При подборе персонала никогда не спрашиваю про образование, а только что делал, какой опыт, то есть теоретические знания меня мало интересуют, важна практика», — добавил Леонов.
С этой точкой зрения согласен и основатель, руководитель компании «Диджитализируй!» Алексей Голобурдин. В комментарии «Газете.Ru» он отметил, что его первый сотрудник-программист, еще обучаясь в МГУ, проходил организованный Mail.Ru курс веб-разработки при вузе.
«Да, этот курс дал ему минимально необходимую базу и помог успешно трудоустроиться. В то же время неправильно будет сказать, что без этого курса путь в IT ему был бы заказан», — пояснил специалист. Программист добавил, что в данном случае курс выступил в роли ускорителя процесса трудоустройства, но не более.
Он уверен, что ни один сайт онлайн-образования не стоит рассматривать как гарант трудоустройства, «что бы ни пытались рассказывать продавцы курсов на своих красочных сайтах».
«Гарант трудоустройства только один, его подтвердит любой руководитель, нанимающий людей в свою команду — это личное трудолюбие кандидата, выраженное в том числе в виде полученных ранее навыков», — заметил Голобурдин.
По его словам, без курсов человек способен получить нужные навыки, применяя в обучении книги, статьи, документацию, просматривая видео на YouTube, практикуясь, в том числе на фрилансе и участвуя в проектах с открытым исходным кодом. «Этого хватит для трудоустройства, а дальше будете «прокачиваться» уже в компании на реальных проектах», — посоветовал руководитель компании.
Он призвал желающих обратиться за онлайн-курсами трезво оценивать сам процесс обучения и возможность попадания на работу, отказавшись считать это чем-то простым и не требующим трудолюбия.
«Это красивая картинка, которую продают серийные создатели курсов — ты купи курс, а дальше все пойдет на автомате, за дальнейший процесс уже отвечаем мы, дальше ты просто кайфуешь и как-то так само получится, что ты трудоустроишься на 150 тыс. руб. в месяц и будешь кайфовать дальше, сидя в красивом светлом офисе за дорогим ноутбуком, попивая латте с бесплатными печеньками. Нет, так не будет, прости. Нужно пахать, много и упорно. Без курса нужно пахать, и с курсом нужно пахать», — констатировал Голобурдин.
Почему курсы — не панацея
Android-разработчик Олег Леонов главными недостатками онлайн-курсов считает некачественную программу и плохую поддержку. «Обучиться любой может и сам, но курсы должны дать правильную структуру и ответы на вопросы когда они возникнут у учеников», — пояснил он, указав, что сам выступал учителем онлайн-курсов разработки.
Он также посчитал неоправданным обучение в два года. «За это время все устареет, я думаю, что должно быть максимум полгода, а потом готовый джун [начинающий разработчик] идет работать, и уже там набирается опыта и знаний», — пояснил он.
Леонов посоветовал выбрать курсы, основываясь не на представляющей ее компании, а на определенном учителе.
По его мнению, подойдет именно тот учитель-программист, который не только имеет опыт, но и интересно рассказывает на вебинаре. Разработчик предложил сначала сходить на вебинар, лучше даже на несколько, а после уже принимать окончательное решение.
Глава «Диджитализируй!» Алексей Голобурдин считает, что длительность курсов и вправду необоснованно долгая. «Как кто-то сказал, это просто отсрочка от реальной работы на те самые 9 месяцев-год-полтора», — заметил он.
По словам специалиста, объективной причиной долгой продолжительности может быть стоимость: месячный курс не может стоить 100-200 тыс. руб., а вот годовой — вполне.
Другой проблемой курсов Голобурдин назвал то, что для больших образовательных платформ важно агрессивно расти и выпускать курсы на потоке — по десятке, сотне в год.
«Гарвардский вводный курс информационных технологий CS50, который официально и бесплатно доступен на YouTube, подготовлен на порядки лучше, чем все то, что продается за сотни тысяч рублей нашими лидерами онлайн IT-образования», — уверен он.
Он согласен с Леоновым в том, что основа курса — хороший преподаватель, и констатировал, что невозможно на потоке находить сотни хороших преподавателей, которые еще и готовы вести титаническую работу по подготовке и ведению курса, коммуникации со студентами.
«Я видел, как менторов на курс, который стоит 130 тыс. руб., искали рекламой в Instagram. Ментору предлагается почасовая небольшая ставка — опытный разработчик в час стоит весомо больше — и нагрузка несколько часов в неделю.
То есть студенты заплатили 130 тыс. за курс, а вести их будет в общем-то рандомный человек из Instagram, вчерашний новичок», — описал он частый способ поиска учителя.
Голобурдин сформулировал, что большинство курсов по итогу — низкокачественный продукт из-за невозможности на потоке находить хороших преподавателей, а зачастую и отсутствие цели сделать обучение более качественным. Он уточнил, что компаниям проще вложить ресурсы в маркетинг и получить понятные бизнес-показатели вместо долгого процесса работы над созданием качественной образовательной программы.
В IT-компаниях готовы к «курсантам». С оговорками
Руководитель «Академии Яндекса» Евгения Куликова в комментарии «Газете.Ru» посоветовала сразу определиться, какие профессии привлекают человека в IT. Она выступила за обучение в техническом вузе, а онлайн-курсы предложила тем, у кого не хватает времени или если обучение нужно совмещать с работой.
«На примере наших выпускников можно сказать, что у них нет больших сложностей с поиском работы. Недавно «Яндекс.Практикум» и НИУ ВШЭ проводили исследование, которое показало, что 71% выпускников «Практикума» трудоустраиваются после обучения», — отметила Куликова.
По ее словам, среди трудоустроившихся выпускников аналитики данных, веб-разработчики, фронтенд-разработчики, тестировщики и специалисты по Data Science.
Из них 78% нашли работу, не имея ранее технического образования, а 70,4% — опыта в IT в целом, добавила глава «Академии Яндекса».
Директор по связям с вузами Mail.ru Group Сергей Марданов сообщил «Газете.Ru», что компания помогает вузам готовить кадры, принося практику и экспертизу IT-бизнеса в школы и вузы. Также задействована серия проектов MADE — для людей, у которых уже есть опыт работы, и они хотят повысить квалификацию или сменить направление.
Обсуждая трудоустройство в Mail.ru Group, руководитель уточнил, что формальных преимуществ образовательные программы не дают. По его словам, ни сертификат о прохождении онлайн-курсов, ни пройденный курс университетской программы, ни наличие «красного» диплома не выделяют автоматически соискателя среди других.
«Но знания и навыки, которые нужны в компании, можно получить именно в таких образовательных программах и курсах», — заключил Марданов.
Начальник отдела информационных проектов компании «Марвел-Дистрибуция» Вячеслав Платонов рассказал «Газете.Ru», что в первую очередь ищут сотрудников с опытом работы, а не с нужным образованием.
«Если говорим о программистах, то мы нанимаем людей с опытом от трех лет в нужной нам области. Если речь идет об IT-специалистах широкого профиля, то можем рассмотреть кандидата с опытом от 1 года», — пояснил он.
По словам Платонова, на собеседовании сразу станет очевидно, на что способен кандидат.
При этом глава отдела добавил, что они могут принять кандидата, имеющего в активе всего лишь курсы, если имеется время на обучение для дальнейшей работы в проекте, и согласие на невысокую оплату труда.
Исполнительный директор компании-разработчика ПО Artezio (входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Адылин сообщил «Газете.Ru», что без математического высшего образования будет достаточно сложно выстроить карьеру разработчика в IT.
«Если мы говорим про программирование, а не про какие-то смежные специализации, то наличие классического вузовского образования с математическим бэкграундом — это, на мой взгляд, обязательный элемент в успешной карьере программиста», — заметил он.
По словам Адылина, есть люди, способные быстро обучаться и легко осваивать языки программирования, но это исключение из общего правила. Он также заметил, что их компании важно не само образование, а наличие у потенциального сотрудника базовых компетенций, которые можно будет усовершенствовать за время обучения по внутренней программе.
Онлайн-курсы как отражение современных реалий
Современное образование, школьное или вузовское — это во многом «социальная передержка» молодежи: то, что можно выучить за полгода, учат по несколько лет, отметил в беседе с «Газетой.Ru» президент сервиса по поиску работы Superjob.ru Алексей Захаров. По его словам, было просто непонятно, что делать с молодыми людьми, которые рано выйдут на рынок труда.
Сейчас традиционная система образования себя уже изжила, считает эксперт.
«Она [система] на 5-8 лет задерживает развитие молодых людей, делает из них инфантильных, ничего не хотящих и никуда не стремящихся [людей]. А современная экономика требует думающих и креативных в хорошем смысле [сотрудников]», — сказал Захаров.
По этой причине и появляются альтернативные образовательные возможности, считает эксперт. Это позволяет в более сжатые сроки получить необходимые знания.
«Что в ПТУ, что в вузе в реальности чисто на образование времени тратилось столько же, сколько сейчас на краткосрочных курсах. Но все это «обвешано» кучей других вещей, которые не имеют отношения к образованию, встречи с ректором, например. И курсы убирают всю эту «мишуру», — добавил Алексей Захаров.
По его мнению, современная система образования умерла лет 30 назад, и продвинутые руководители вузов это понимают: просто непонятно, как это по-новому построить.
Сейчас многие работодатели больше обращают внимание на практические знания, и высшее образование для них — не решающий фактор, рассказал «Газете.Ru» коммерческий директор сервиса «Работа.ру» Владимир Корицкий. Это касается и IT.
«Компании больше смотрят на навыки, которыми владеет кандидат, широту его кругозора в профессии и желание обучаться и развиваться», — отметил эксперт.
IT-специалист без диплома может в среднем зарабатывать около 108 тыс. руб. в месяц, а с высшим образованием — на две тыс. больше, около 110 тыс. руб., рассказал эксперт.
Также есть специальности, в которых рассматривают кандидатов без диплома, но на более низкую зарплату. Некоторые компании рассматривают кандидатов без опыта и профильного образования, но с возможностью переподготовки. В этом случае перед трудоустройством соискатели проходят обучение на базе компании, либо для них оплачивают курсы в другой организации.
При этом практика, при которой компании постоянно обучают своих сотрудников, в последнее время стала популярна, особенно у крупных компаний, отметил Корицкий.
«Зачастую они предпочитают растить своих сотрудников от рядовых до руководящих позиций внутри организации. Для корпоративной культуры им намного важнее взгляды и ценности сотрудника, в то время как hard skill можно улучшить», — добавил эксперт.