обучение на композитора в японии
Музыкальное образование в Японии – пример для подражания?
Япония является одной из стран с наиболее развитым музыкальным образованием, так как оно начинается ещё в младшей школе и является настолько же важным предметом, как и, например, математика и родной язык. Благодаря этому всё население страны в той или иной степени знакомо с историей японской музыки, сольфеджио, пением и даже игрой на музыкальных инструментах. Но есть ли у этой системы негативные стороны?
Образование в школах
В эпоху Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) западная музыка стала обязательным предметом в программах младшей и средней школы. После Второй мировой войны система образования претерпела серьёзные изменения и в музыке это отразилось в том, что японские школьники стали знакомиться с терминами сольфеджио и учиться играть на некоторых инструментах уже с шести лет.
Эти правила сохранились и до нашего времени. Сейчас в течение всех шести лет обучения в младшей школе примерно полтора часа в неделю тратится на изучение музыки. В первое время её преподаёт классный руководитель, однако во второй половине младшей школы предмет берёт на себя учитель с музыкальным педагогическим образованием.
На занятиях изучают западную и традиционную японскую музыку, учатся читать партитуры, петь и играть на музыкальных инструментах, а в некоторых школах даже играют в оркестрах. Часто инструменты, которые школа выдаёт для уроков, покупаются родителями учеников.
Школьные хоры и оркестры играют очень важную роль в образовании, так как они представляют свою школу и её уникальный характер. Каждый год по всей Японии проходит национальное соревнование среди школьных оркестров, что мотивирует учеников практиковаться в игре на своём инструменте, ведь никто не хочет позорить честь своей школы.
В средней школе музыка тоже является обязательным предметом, хотя ей уже не уделяется столько внимания. В старшей же школе она становится предметом по выбору, однако от этого не теряет своего качества. Кроме того, занятия подбираются таким образом, чтобы они не мешали изучению других школьных предметов.
Поскольку в Японии хорошие оценки очень важны для каждого, большинство детей становятся знакомы с классической музыкой и Запада, и Японии, а также имеют довольно хороший навык игры на своём инструменте. Они имеют возможность поступить в музыкальные школы или консерватории, но цены в них действительно высоки, поэтому музыкальное образование считается прерогативой детей из богатых семей.
Преобладание западной музыки
Изучение (или, скорее, открытие) японской традиционной музыки было включено в программу начальных школ совсем недавно. Связано это с последствиями эпохи Мэйдзи, периода открытости миру, а также принятия западной музыки, что плохо сказалось на восприятии японцами собственной культуры. Даже в консерваториях студенты не очень заинтересованы в традиционной музыке своей страны.
Если вам могло показаться, что японская традиционная культура всё ещё жива и здорова, то во многом за это стоит поблагодарить западных деятелей искусства, которые проявляли к ней большой интерес и любопытство. Зеркало, которое мы поставили перед японцами, каким-то образом спасло их богатую культуру. Также не следует забывать о том сильном влиянии, которое США оказало на Японию во время послевоенной оккупации. Возможно, из-за него поколение японцев, которым сейчас семьдесят лет, ничего не знает о своей собственной культуре.
К счастью, японское правительство постепенно осознало утрату национальной идентичности, благодаря чему традиционные искусства, в том числе и музыка, медленно возвращались после 1970-х годов, и около пятнадцати лет назад они были полностью восстановлены в учебных программах, особенно в начальной школе.
Ситуация в университетах
Мари Камимото – композитор, работающая преподавателем в Токийском университете искусств (также известном как Гэйдай). Она сожалеет об отсутствии разностороннего подхода в преподавании музыки, даже несмотря на то, что постепенно отношение к разным жанрам меняется.
«Когда я училась здесь, в Гэйдай, студенты сосредотачивали внимание исключительно на классической музыке. Не было никакого интереса к джазовой сцене или к другим дисциплинам, таким как танец, который преподавали в соседнем здании. Теперь же это понемногу меняется. Например, у меня есть ученик, который зарабатывает игрой на пианино в барах, где он исполняет джаз. Он прилежно учится, и я чувствую, что он движется в правильном направлении и когда-нибудь станет полноценным и оригинальным исполнителем».
Однако в Гэйдай не может идти и речи об открытии кафедры изучения джаза, несмотря на то, что в Японии существует отличная джазовая сцена. «В Японии классическая музыка ставится на первое место. Можно сказать, что её уважают слишком сильно, из-за чего другие музыкальные жанры страдают и не могут пробиться в школьные и вузовские программы. Это очень плохо, потому что лишь через открытость к другим культурам мы сможем обогатить и улучшить наше собственное исполнение», – говорит госпожа Камимото.
Такая «закрытость» не даёт студентам возможности создавать что-то новое и своё. Хотя они и способны играть на высоком уровне, образование создаёт из них послушных и наивных учеников. Им говорят подготовить какое-то произведение к экзамену в конце года, и они делают так, как им сказали, только и всего. Они знают, что система «заморозила» творческий процесс. Они знают, что обычно концерты начинаются в семь вечера и длятся полтора часа. Они знают, что каждый раз программа практически не меняется. Но они считают, что им не под силу что-то изменить и поэтому предпочитают не переживать об этом.
Музыкальное образование в Японии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:00, творческая работа
Краткое описание
Содержание
1. Страноведческое введение………………………………………………………………………3-4
2. Система школьного и высшего образования………………………………………. 5-10
3. Общее музыкальное образования…………………………………………………………. 11
4. Высшее музыкальное образование……………………………………………………….
5. Авторские комментарии…………………………………………………………………………….12
6. Источники и литература…………………………………………………………………………….
Вложенные файлы: 1 файл
реферат Адищев 4 курс.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра музыковедения и музыкальной педагогики
Музыкальное образование в Японии
Творческая работа (реферат) по дисциплине «Музыкальное образование за Рубежом»
Проверил: Адищев В. И.
Система школьного и высшего образования.
Общее образование в Японии имеет свою весьма четкую структуру:
Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:
-Профессиональные колледжи. Эти ВУЗы предоставляют возможность в течение трех лет изучать узкотехнические науки.
-Технические институты. На протяжении пяти лет студенты этих ВУЗов изучают технические дисциплины широкого профиля и впоследствии могут работать в сфере новых технологий и ноу-хау.
-Университеты ускоренного цикла. Эти университеты направлены на изучение иностранных языков, литературы, экономики, педагогических и социальных дисциплин. Набор специальностей обуславливает то, что студенты этих ВУЗов в основном девушки. Период обучения в них составляет два года.
-Университеты полного цикла. Обучение в этих ВУЗах длится четыре года (шесть лет по медицинским и ветеринарным специальностям). После этого выпускник имеет право сдать экзамены для поступления в магистратуру (обучение 2 года) или докторантуру (обучение 5 лет).
-Для иностранных студентов японская система образования предлагает две основные возможности:
Краткосрочное обучение (до 1 года) в области японской культуры и языка, обществоведения, а также экономики. Лекции читаются на английском языке.
МузыкаТри недели в Токио: Как попасть в самую крутую музыкальную академию
Катя Шилоносова из Glintshake и NV рассказала о своей феерической поездке в Токио на Red Bull Music Academy
Этой осенью прошла очередная Red Bull Music Academy — академия для музыкантов, путешествующая по миру. Самые разные люди со всего света съезжаются туда, чтобы пообщаться с единомышленниками, поучиться и поиграть вместе музыку в специально оборудованном для них здании. За годы существования там побывали самые разные музыканты от Нины Кравиц до Flying Lotus, в 2014-м, например, в качестве участников были Zebra Katz и Lafawndah. Вместе с ними из тысяч заявок выбрали в том числе и Катю Шилоносову из группы Glintshake и занимающуюся сольным проектом NV. Мы поговорили с Катей про ее поездку в Токио, а она рассказала, что она узнала о творчестве, дружбе и Японии.
Проект NV и то,
как попала на RBMA
NV появился еще раньше, чем Glintshake. Мы просто записали два трека и думали поучаствовать в конкурсе Look At Me, тогда еще выиграли «Труд». Я решила сделать из этого свой сайд-проект, в котором я могу реализовывать идеи, которые никак не вписываются в Glintshake. Долго не могла заставить себя заполнить анкету, она недели две покрывалась пылью, Женек (Женя Горбунов — основатель группы Glintshake. — Прим. ред.) говорил, что вообще стоит забить на это. Но Токио, где проходила эта академия, — город моей мечты и вообще мне есть чему поучиться, так что в итоге я всё сделала, потратив буквально последние деньги на отправку. Вообще я думала закрыть NV, рассуждая, что, может быть, мне достаточно одного Glintshake. Долго мучилась и вот только-только приняла волевое решение, что всё, хватит, как на следующий день пришло письмо с RBMA, о том, что меня взяли, — очень смешно. У организаторов был просто завал анкет, когда они объявили, что академия будет в Токио — 6000 толстых заявок, причем они все подробно читают, отбирая участников, — и меня взяли одной из них.
Не важно, из какой ты страны, в этом году, например, было двое французов среди остальных. Ясмин, которая Lafawndah, сейчас живет в Нью-Йорке, но изначально она из Франции. Был год, когда DZA и Mujuice вместе катались в Лондон. Я не очень много знала об академии, знаю, что Nina Kraviz, например, участвовала, в этом году у нее были гастроли в Японии, кстати, и она зашла к нам в гости. Она очень хотела остаться в студии и делать музыку, но объявили штормовое предупреждение и всех выгнали. В Японии тайфун — это серьезно, у нее даже отменился концерт, но в Москве по сравнению с ним я и пострашнее видела — бывало, как Китай-город затопит.
Женщины в музыке
Я не первая девушка из России, которая на RMBA поехала (другими участницами академии c 1998 года были Анастасия Клинкова, Нина Кравиц, Анна Кутц из Love Cult и Ольга Бохан. — Прим. ред.). Почти все девчонки в этом году были очень за «girl power» и Ясмин (Lafawndah), с которой мы это обсуждали, в том числе. Я в самолете ее заприметила и подумала, вот классно, если бы она RBMA летела и оказалась музыкантом — и волшебным образом так и случилось. Lafawndah очень вдохновилась тем, что на RBMA в этом году приехало очень много девушек, практически 50/50 было распределение. Она мне рассказывала, что раньше они туда в основном приезжали как исполнительницы и пытались в чьих-то треках поучаствовать. Ясмин ходила всю RBMA и объясняла окружающим: «Вы понимаете, как это круто? Первая RBMA, где столько девушек и они не просто поют!» Все же приехавшие в этом году были не просто вокалистками, а сами продюсировали свою музыку, делали всю работу от и до — меня это тоже очень впечатлило. К девушкам, к сожалению, зачастую в музыкальном плане совсем другое отношение, об этом и Бейонсе и Grimes говорят — девчонок в творчестве немного ущемляют, не думают, что они способны на что-то. Но абсолютно все девочки в нашем наборе были очень крутые и суперсамостоятельные.
Я поняла, что вообще надо проще ко всему относиться в плане музыки. У нас часто местную сцену воспринимают в штыки и постоянно с чем-то сравнивают, с западной сценой например. А на RBMA вроде все относительно тебя западные, но для них это естественная среда обитания. Остальные не сравнивают тебя ни с кем, воспринимают просто как музыканта — и это самый верный подход.
Участники академии
Мы шутили, что мы как в детском лагере — все очень закорешились между собой. У нас появились какие-то невероятно теплые отношения: я всех люблю, все безумно талантливые. Думаю, что отчасти помогло то, что нам повезло с выбором места. Япония так далеко почти ото всех, что ни у кого не было толком связи с внешним миром и сбежать из RBMA-пузыря не было возможности ни у кого. Мы очень сплотились, хотя и называли друг друга иногда по названиям стран, когда не могли запомнить имя, но никто не стеснялся и не обижался — все-таки сложно запомнить 30 человек по именам сразу. При этом все воспринимали друг друга абсолютно на равных. Меня поразило, насколько участники свободно мыслили и открыто воспринимали любую информацию, не было никакого заготовленного снобизма. Приходили нереально крутые чуваки вроде Джеймса Мтуме, который с Майлзом Дэвисом играл, или Бенджамина Райта, который скрипки для Майкла Джексона писал, и рассказывали историю своей жизни. Ты сразу понимаешь, что это безумные талантливые музыканты, которые искренне любят то, чем занимаются, и видно, что они воспринимают тебя на равных при этом! И как музыканта, и как человека, не ставя себя выше тебя, понимая, что каждый талантлив по-своему.
Звучит так, как будто меня в секту завербовали или раз в месяц подкупают холодильничком «рэд булла», но на самом деле это оказалось очень крутое мероприятие, не столько про саму музыку, сколько про социальные связи. Музыка — как клей: это связующая вещь, которая всех объединяет, но в то же время и не является самым главным. Такое ощущение, что нас вместе собрали, чтобы мы поняли, что на свете очень много классных талантливых людей, от которых надо просто офигевать, понимая как они плавно перетекают в свою музыку. Под конец меня настолько накрыло, что я просто поверить не могла, что бывает так хорошо, — боялась, что нарушился вообще баланс добра и зла.
Первую неделю было очень тяжко, был сильный джетлаг. Только на вторую стало получше, мы ходили на концерты друг к другу и сразу стали понимать, с кем хочется что делать, какой трек записать, а времени уже нет. Хотелось бы, чтобы академия шла подольше — я успела сделать совместный один трек и поучаствовала еще в треке у девчонок, сделала пару заготовок, но это всё, конечно, ерунда — очень мало. Хочется сделать больше, но не успели просто. У нас теперь есть своя группа в фейсбуке, мы там планируем совместные проекты, я сейчас в Берлине, хочу как раз к Xosar поехать поиграть музыку.
Токио и его жители
После RBMA осталось несколько дней сверху, мы сняли большую квартиру и жили там вдесятером у каких-то ребят-отаку, которые рисуют для видеоигр, кажется, — вся комната была заставлена фигурками. В Токио всё как в аниме, создатели не приврали ни разу. В обычной раменной всё как из мультиков: у чуваков рис из плошек летит в разные стороны, девушки чахнут над плошечками. Я считаю теперь, что лучше Токио города на свете нет, он просто не может не вставить.
Там очень безопасно, у тебя никто ничего не украдет, ты можешь в три часа ночи идти с вечеринки по темной улице и не бояться ничего. К хорошему быстро привыкаешь, конечно. Когда вернулась в Россию и поехала в Подмосковье, было уже просто смешно, а не грустно — такая огромная разница между местами. В Токио к тому же очень чисто и потрясающий свежий воздух. Архитектура города очень сбалансированно сочетается с парками, и ты везде чувствуешь себя очень уютно и комфортно. Там нет какого-то одного центра, город огромный, всё аккуратно меняется, Харадзюку плавно перетекает в Синдзюку. На улицах очень много людей, и все они абсолютно разные.
Я думала, что выйду на Сибуе, а там будут одни фрики, а оказалось, что их не так уж много, и все они выползают ближе к вечеру. Всё это было незадолго до Хэллоуина, и всю неделю Сибуя отмечала его: люди ходили в самых странных костюмах и с удовольствием фотографировались. Мои фавориты: мальчик в костюме лосося и два чувака-зайца с очень страшным мейкапом. Если идешь в парк гулять, то запросто можно было встретить девушку, одетую в костюм единорога, — и это нормально. Самое классное, что всем всё равно, как ты выглядишь, можно надеть абсолютно что угодно — и никто не осудит. У нас такое даже представить сложно — в меня в Москве как-то кинули чем-то просто из-за того, что у меня синие волосы.
Еда и трудности
перевода
Мы думали, что «Трудности перевода» сильно преувеличен, но столкнулись с этим в первый же день, как закончилась Академия. Мы сели в такси, показали водителю, куда ехать. Спросили, знает ли он английский — таксист ответил да, и увез нас в противоположную сторону. У нас было множество ситуаций, когда мы не могли узнать дорогу или выяснить у полицейского, как попасть на другую платформу на станции в метро. В итоге «Старбакс» стал для нас чек-пойнтом: и вай-фай есть бесплатный, чтобы погуглить дорогу, и кофе без сюрпризов, и про туалет не нужно спрашивать. У меня даже возникла идея, что для Токио надо сделать карту с зонированием: в каких районах хуже всего с английским — Дима Мидборн (басист группы On-The-Go. — Прим. ред.) вот такую уже давно в твиттере ведет по уровням алкогольной опасности городов России.
Апогей случился, когда я пошла на рынок рядом с храмом в Асакусе. Там продается куча традиционных сладостей, и я захотела купить невероятно красивые бобовые конфеты — они выглядели как разноцветные камни. Я спрашиваю, могу ли я купить их? Продавец отвечает — только не сегодня, — а я завтра улетаю. Я так расстроилась, стала спрашивать, в чём же дело, я жутко любопытная. Он страшно со мной мучился и в итоге вынес айпэд, на котором в переводчике он забил, что хотел сказать. В числе прочих слов, получившихся на английском, были «living creature» — «живое существо». В итоге мы одновременно вздохнули и разошлись. Нашла потом их в другом месте, а там девушка объяснила, что их нужно до завтра съесть, потому что портятся быстро. В Токио вообще всё портится с космической скоростью — у меня как-то пироженка покрылась плесенью за ночь.
Музыкальное воспитание в Японии
Страна Восходящего Солнца привлекает внимание своими глубокими традициями, обычаями, которые сохраняют национальную самобытность народа, и легким вхождением в мировое про», гранство, включая экономику, культуру, искусство и образование. Музыкальная культура Японии уходит своими корнями в глубокую древность. Музыкальные традиции этой восточной страны достаточно сильны и консервативны Можно сказать, что музыка в Японии на протяжении веков существенно не изменяла своих основ, но при этом всегда впитывала все происходящие изменения и отражала их в музыкальных образах, мелодике и ритмике музыкального фольклора. Как и в других странах, японская музыка основана на традиционной народной музыке, она носит ярко выраженные национальные черты даже в современной классической музыке.
Одним из основных направлений, которое сформировалось в IX—XI веках на основе древней музыки, стала музыка гагаку. Музыка гагаку предназначалась и исполнялась при цворе перед аристократией и высшим сословием. Гагаку имеет три важные ветви: заимствованная музыка у других стран, сочиненная в Японии на основе музыкальных направлений других стран и национальная японская музыка, которая называется кокуфу-кабу.
Заимствованная музыка гагаку пришла из Китая, Кореи и других юго-восточных стран. В этом направлении наиболее распространены музыкальные произведения тогаку, имеющие китайское происхождение, и комагаку, имеющие корейское происхождение. Это инструментальная музыка, и которой отсутствует вокальная партия. Сохранились оригинальные произведения с цавних времен до настоящего времени, но впоследствии эти направления музыки стали использоваться в музыкальных произведениях современных японских композиторов.
Национальная японская музыка кокуфу-кабу представляет собой японский песенный танец в сопровождении музыкальных инструментов, с обязательным участием игры на барабанах. Она основана на древнейшей японской ритуальной музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний Эта японская музыка ведет свое происхождение от народных песен. Зачастую инструментальное кокуфу-кабу является сопро- нождением при декламации китайских поэм.
Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник. (Ьлейт, барабанов и цитры. В каждом музыкальном произведении имеет особое значение выбор инструментов в соответствии с жанром музыки, который зависит от ритуалов.
Если музыка гагаку предназначалась для дворцовых церемоний, то другой, не менее важный музыкальный стиль сёсё, использовался в ходе буддистских служб. Сёсё по своей сути духовная вокальная музыка, почитаемая в Японии.
Впоследствии стиль сёсё повлиял на развитие японской вокальной музыки.
Особой популярностью в Японии пользуется народное театральное искусство, которое основано на ритуальных пьесах и крестьянских танцах, исполняемых в момент посадки риса. Практически во всех японских драматических спектаклях звучит музыка. Более того, народное театральное искусство немыслимо без музыки, они сливаются воедино и взаимодополняют друг друга. Например, художественная драма с музыкой хогаку и танцем симаи, стилизованная символическая драма, обычно исполняется несколькими актерами-мужчинами и музыкантами. Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли. Завораживающие ритуальные действия героев в масках, музыка, расплывающаяся дымкой по сцене, замедленные, выразительные танцы создают особую атмосферу значимости и глубины происходящего. Такие музыкальные театры пользуются популярностью у детей, которые с особым трепетом наблюдают за развитием событий на сцене.
Иная история развития музыки в стиле хогаку. Музыка хогаку пользовалась покровительством высшего военного сословия. В хогаку пение и инструментальное сопровождение выполняют свои функции и строго соответствуют сложившимся традициям. Вокальные партии, носящие название утаи, исполняются актерами и хором из восьми певцов. В этих песнопениях повествуется о происходящих событиях. Песнопение чеоедуется с речью, которая имеет особую выразительную интонацию. Сами песнопения происходят от буддистского сказа сёмё. Пение не всегда сопровождается исполнением на музыкальных инструментах, что придает особый интонационный колорит, исходящий от живого голоса. Используемые же инструменты состоят из бамбуковой флейты и трех барабанов, что сообщает музыке особую мелодическую прозрачность и четкую глубокозвучную ритмическую основу.
В японской народной музыке особую роль играют национальные инструменты, имеющие богатые разнообразные специфические тембры. В XVI веке с развитием музыки произошли изменения в нескольких наиболее распространенных музыкальных инструментах. Примитивная сяку- хати — японская флейта — превратилась в подвижный легкозвучный инструмент, старая дворцовая цитрг — кото — обогатилась нояыми звукоными красками, трехструнная гитара — сямисэн — также в этот период приобретает более изящный вид и выразительное звучание. Все три инструмента различными путями дошли до наших времен и оста лись до сих пор популярными национальными инструментами, без которых не обходится ни один национальный праздник.
Сякухаги первоначально являлась любимым инструментом бродячих буддистских монахов, под ее сопровождение исполняли песнопения. С монахами нередко находи лись их ученики, которые учились у них песнопениям и ифе на музыкальном инструменте. Со временем сякухати превратилась в сольный музыкальный инструмент, исполнение на котором треоовало специального обучения. Религиозная музыка до сих пор исполняется на сякухати, хотя постепенно стали появляться песнопения не религиозной 1ематики, и сямисэн и кото стали использоваться для светского музыкального исполнения, даже в развлечениях. Игре на этих музыкальных инструментах начинают обучать с детского возраста.
Сямисэн очень любим в народе, поэтому его используют в разных качествах; на сямисэн исполняют инструментальную музыку без пения, в сочетании с пением сямисэн выступает не в качестве аккомпанемента, а с самостоятельной мелодией. Этот инструмент используют также как аккомпанемент для танца в традиционных драмах кабуки и сказительном пении.
Песни-сказы повествуют истории из жизни японцев, драматические и бытовые сценки, события, произошедшие в личной жизни героя. Часто сказительное пение под аккомпанемент сямисэн зву»ит в кукольных театрах бунраку в момент повествования каких-либо событий.
Существуют хакже инструментальные народные ансамбли. Очень популярными являются инструментальные трио, в которых используются все три музыкальных инструмента: сякухати, кото и сямисэн. В последнее время, помимо народных произведений, пришедших с древних времен, появляются песни и произведения для этих инструментов в народном стиле современных композиторов.
Песенное народное творчество Японии, как и у других стран, очень многопланово, разнообразно, охватывает всю жизнедеятельность человека и бытует в разных жанрах. Особенностью песенного фольклора является то, что большая часть песен первоначально восходит к ритуальной музыке, религиозным традициям, обрядам. В песнях японцы рассказывали о земледельческом труде, рыболовстве, работе в горах, о жизни людей разных сословий, о красоте природы и природных явлениях.
Впоследствии, с изменением жизни, появились новые песни с новым содержанием, старые же песни утратили функциональное значение и связь с народным бытом, как и в Европе, и теперь в основном исполняются либо как произведения фольклорного искусства, либо на досуге, для развлечения.
Современная популярная музыка не вытесняет, а дополняет традиционную национальную музыкальную культуру Японии. Японская молодежь с большим интересом относится как к западной современной музыке, так и к современной восточной. Причем имеются клубы любителей джаза, рок- музыки и поп-музыки, в домах можно услышать итальянские серенады и французские шансоны, одна часть японцев предпочитает латиноамериканскую музыку, а другая — китайские популярные песни. Европейские и американские хиты почти мгновенно получают распространение и в Японии: японская молодежь очень чутко относится к новым направлениям В последние десятилетия многие музыканты с большой охотой гастролируют в Японии, поскольку публика с интересом посещает как концерты легкой музыки, так и классической. Полюбившиеся западные песни затем исполняют популярные японские певцы.
Современная японская национальная музыка тоже пользуется неизменным успехом, она называется каёкёку.
Песни каёкёку звучат на концертах в живом исполнении, по оадио и телевидению, их также поют под записанный оркестровый аккомпанемент в барах, ресторанах или дома, это явление получило в России по аналогии с японским название караоке.
Караоке (в переводе с японского «Kara okesutora» — «пустой оркестр»), означающее исполнение песни под готовый аккомпанемент с показом на экране синхронизированного с мелодией песни текста, очень популярно в России.
Каёкёку появились в 10-20-е годы XX века. Первоначально такие песни обычно сочинялись для исполнения детьми в школе. Музыкальные лады каёкёку в детских песнях, которые исполняются на уроках музыки и в школьных хоровых коллективах, объединенные в группу рё и ницу, ассоциируются с мужским и женским началом. Мелодии, основанные на пентатонике, часто украшены трелями, которые обычно встречаются в традиционных народных песнях. Сохранение пентатоники как главного элемента каёкёку и особое национальное интонирование позволили сохранить национальный колорит песен даже под сильным влиянием западных популярных песен.
В середине XX века особой популярностью стали пользоваться стили рок-н-ролла и кантри, популярные в ггот период в Европе. В этом стиле стали сочинять и японские композиторы, в том числе и музыку для детей. Появилось достаточно много самодеятельных групп, хоровых коллективов, оркестров, инструментальных ансамблей, выступающих в стилях рок и кантри. В этот же период стали популярны российские песни. Известно из фонох- рестоматии для начальных классов программы Д.Б. Кабалевского великолепное исполнение песен «Катюша», «Подмосковные вечера» японским инструментальным ансамблем «Королевские рыцари», которые посетили Россию в 1966 году.
Музыкальное воспитание, как и у любого народа, составляло и составляет важную часть жизнедеятельности японского народа. Психологическая глубина менталитета японского народа, стремление к сохранению традиционного искусства, в том числе и музыкального, открытость новым веяниям — все это отразилось на особенностях музыкального образования и воспитания в Японии.
Музыкальная педагогика начала активно развиваться в XIX веке. В 1880 году был основан Институт музыкального исследования, появились первые учебники по музыке. Токийская музыкальная школа, основанная в 1887 году, впоследствии преобразовалась в Национальный университет изящных искусств и музыки. Активно стали открываться частные музыкальные школы, переименованные затем в музыкальные институты.
В Японии широко распространено домашнее музыкальное обучение детей, которому уделяют большое внимание. Особое отношение к музыке усиливается тем, что в любых учреждениях на руководящие должности предпочитают назначать специалистов с музыкальным образованием, поскольку именно музыка помогает лучше слышать и понимать подчиненных, тоньше осознавать и глубже вникать в проблемы.
В Японии поддерживают и развивают музыкальные таланты. Этими проблемами занимается Исследовательский институт воспитания таланта и специальные музыкальные классы. Несмотря на огромный интерес и повышенное внимание к музыкальному образованию, все же не каждая семья может позволить обучать своих детей музыке: плата за обучение в музыкальных классах, школах очень высокая.
В Японии очень развита детская музыкальная самодеятельность, имеется немало любительских концертных хоровых коллективов, камерных ансамблей и духовых оркестров. Очень распространено хоровое пение, и практически в каждой школе имеются детские и юношеские хоры, вокальные ансамбли.
Японские детские песни, как традиционные народные, так и современные, очень популярны, они на слуху практически у всех, благодаря тому, что не только исполняются детьми, но и часто звучат в средствах массовой информации. Народный фольклор для детей в Японии включает колыбельные, игровые, сценические, праздничные песни. В песнях рассказывается о детской жизни, о том, как запускают воздушного змея, прыгают через веревочку, баюкают кошку, играют в волан, в прятки.
Последние десятилетия прошла волна обновления детского репертуара и содержания песен. Композиторы стали писать песни о счастливом детстве, о красоте природы,
0 забавах и играх детей, о их чувствах и переживаниях.
В современной Японии создан культ знания, образования и высокого уровня культуры труда. Озабоченные матери охвачены стремлением дать блестящее образование сво им детям, определить их в лучшие университеты. Нынешних японских мам назвают «кеику мама» — «мама, одержимая образованием». Японские школьники не учатся, а учат, jго касается и музыкального образования.
В последние десятилетия реорганизация системы народного образования происходила по западному образцу. Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая являлась привилегией самураев и высших слоев оощества. Уроки музыки стали вводиться в общеобра- ■ивательные школы, однако система домашнего музыкального развития и ооучения в специализированных музыкальных школах достаточно развита и является ведущей.
Китайская музыка
«Золотой век», «Шелковый путь», «Великая китайская стена» («Стена слез»), «Поднебесная» — эти слова, которые шает каждый школьник, сразу же ассоциируются с Китаем. )кзотическая страна, с многовековыми традициями, с бо-
1 ым народным искусством, в том числе и музыкальным фольклором, всегда вызывала интерес и любопытство у европейцев. Китай нам известен по школьным учебникам как родина компаса, пороха и бумаги. Мы на слух можем опре делить, что звучит китайская музыка. Но практически мы ничего не знаем о музыкальном фольклоре этой страны. Маши знания о китаискои музыке ограничиваются «Музыкой ветра» и «Танцем Чая» — «Китайским танцем» из балета Ii И. Чайковского «Щелкунчик».
Между тем музыка в Китае с древних времен играет колоссальную роль в развитии личности. Конфуций высоко ценил музыку, по его мнению, она способна оказать влияние на моральный облик и характер человека. На Востоке отношение к музыке складывалось в системе общего воспитания детей. Оно осуществлялось в соответствии с многовековыми традициями, сохраняемыми в веках. Это касается и музыкальной культуры в целом. Китайская, как японская и вся восточная, народная музыка сохранила свою самобытность с глубокой древности, обогатившись в период Средневековья народными традициями музыкального театра. Постепенно сложились традиции пяти основных жанров традиционной китайской музыки: музыка песенных сказов, инструментальная музыка, песни, танцевальная музыка, музыка местных опер. Все жанры народной музыки сохранились в современной китайской музыкальной культуре.
На протяжении столетий создавались трудовые, лирические и обрядовые песни. К древним видам бытующих китайских песен относятся обрядовые песни и инструментальные пьесы. В китайской песне часто отражаются картины природы как живого организма. Трудовые песни разнообразны, они включают производственные, земледельческие, городские, песни кули, лодочников, ремесленников. Разнообразны также жанры бытовых и лирических песен, отображающих обычаи, образ жизни людей, отношение к семье, к стране. Шуточные песни сопровождаются своеобразными инструментальными и танцевальными наигрышами.
Преобладание пентатоники на протяжении многих тысячелетий и вплоть до наших дней в самых разнообразных жанрах китайской музыки подтверждается инструментальной музыкой, песнями и гимнами, музыкой традиционного китайского театра.
Пентатоника была разработана китайскими теоретиками на основе законов акустики и получила название «люй- люи». Каждая из двенадцати ступеней системы «люй-люи» путем сложной символики была связана с определенными представлениями о жизни природы, общества, семьи, отдельной личности. Каждая из двенадцати ступеней звукоряда символизировала один из двенадцати месяцев, один из лт-падцати часов. Каждому звуку соответствовал опреде- ш-ннмй цвет.
И музыкальной традиции Китая неразрывно взаимосвя- laiM.i текст и музыка, музыка и жест. Вокальная музыка и •майская речь интонационно богаты и разнообразны. Так, смысловое значение определенного слова может меняться в шнисимости от интонации. Музыка же усиливает и подчеркивает смысловое значение речевого произношения.
Своеобразие китайской музыки проявляется в использовании разнообразных музыкальных инструментов, созданных из различных материалов — глины, камня, кожи, древесины, тыквы и даже знаменитого китайского шелка. Благодаря такому широкому многообразию материалов существует огромное количество китайских музыкальных инструментов, отличающихся по характеру звучания, отражающих красочность звуковой палитры мира. Китайские музыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной их классификации, они включают также разнообразные барабаны и гонги.
В Древнем Китае было известно около 100 видов национальных музыкальных инструментов. Старейшими из струнных щипковых инструментов являются «сэ» и «чжэн», которые представляют собой настольные гусли. Четырехструнный щипковый инструмент «пипа» заимствован у арабов и представляет собой китайскую модификацию арабской лютни. Имеются многообразные разновидности смычковых инструментов, наиболее популярны из них «хуциней», «эрху», «сыху». Обычно эти инструменты имеют две-четыре струны. Так, струнный щипковый инструмент лютневого семейства — трехструнный «сансянь» пользуется популярностью, его применяют для сопровождения различного рода сказов на юге и на севере страны.
Любимым в Китае струнным ударным инструментом является «яньцинь». Это цимбалы, которые под именем «чжу» были известны в Китае еще в III веке до н э.
Из язычковых инструментов особое место принадлежит «шэну». Этот инструмент состоит из деревянного или металлического резервуара, а простейшие изготавливались из высушенной тыквы. В резервуар вставлялись обычно 1217 бамбуковых трубочек, на внутренних концах каждой из которых находились язычки, настроенные на определенный тон. Звук извлекается вдуванием и втягиванием в себя воздуха. Он по звучанию напоминает гармонику, очень приятный, мягкий на слух.
Особо характерен для китайской музыки богатый набор пластиночных, перепоночных (мембранных) и самозвуча- mux инструментов. Источником звука таких инструментов ниннется сам аппарат или его корпус. По способу звукоизв- нечения это ударные инструменты.
‘ 1оражает разнообразие барабанов, занимающих особое м то как в народной, так и в классической музыке. Без оирабана в Китае не обходятся ни один танец, ни одно ше-
■ I пие, ни одно зрелище.
Музыкальная драма — это уникальный вид народного •I кусства, соединявший музыку, пение, пантомиму и акро- |>.иику. В представлениях почти не использовался реквизит, но ктсры одевались в яркие костюмы и причудливые мас- I п Такие спектакли вошли в историю как Пекинская опери, поскольку в этих спектаклях декламация перемежалась с пашем.
Китайский оперный театр был в полном смысле народ- пи м. У большинства традиционных спектаклей композитор и п неизвестен. Обычно он попросту отсутствовал, так как 1 •.! ры Но интонационное своеобразие и утонченная мело- нп1 сохраняются, несмотря на нововведения.
Мягкая традиционная китайская музыка исполняется in клюмительно на инструментах, изготовленных из бамбуки Уникальное полифоническое, полностью живое, звучание сопровождается нежным женским вокалом. Воздушна п. и прозрачность, красота и спокойствие сопровожда- нн многие ритуальные действия в Китае до сих пор.
Школьное образование в Китае претерпело существенные чтменения в связи с модернизацией в стиле европейс- к ill системы. Государство вкладывает огромные средства в пг>|.,мопание, которые предназначены не только для боль- Iмп v I ородов, но и для отдаленных сельских районов. Музы- к н.пое образование в Китае отчасти идет по российскому iiviii Именно в этой стране сохранены уроки музыки, и in ничие от многих европейских стран.
II Китае очень развито хоровое пение, существует много
• м mi ■деятельных хоровых коллективов, ансамблей. Но помимо самодеятельного музыкального творчества, активно ри шииается система музыкальных школ и музыкальных у ченных заведений.
I Определите национальные особенности культуры Во-
■ I<>ки и их взаимосвязь с развитием музыкального искусства и му ыкального воспитания.
> 11азоните основные типы музыки и музыкальные ин-
■ I румспты Индии, Японии, Китая.
3. Выявите взаимосвязь общего и музыкального воспи тания детей на Востоке.
4. Чем отличается, на ваш взгляд, общее и музыкальное воспитание Запада от Востока?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).