общедидактические методы обучения русскому языку

Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.

Научно-методические основы преподавания русского языка в начальных классах. Современный урок русского языка в начальных классах.

1. Цели и содержание обучения РЯ.Содержание и объем учебного предмета «Русский язык».

2. Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.

3. Методы обучения языку.

4. Современный урок русского языка в начальных классах.

1. Цели и содержание обучения РЯ. Содержание и объем учебного предмета «Русский язык».

РЯ традиционно считается одним из основных учебных предметов в начальной школе. Это обусловлено рядом причин:

· язык является основой для формирования и развития интеллекта и речи детей;

· язык является посредником при изучении других школьных предметов;

· через тексты учебников, СМИ, речь учителя язык участвует в воспитании подрастающего поколения.

Вместе с тем РЯ является одним из самых трудных школьных предметов. РЯ как учебный предмет в начальной школе включает в себя три больших раздела:

· уроки обучения грамоте (1 класс);

· уроки литературного чтения.

ü формирование и развитие устной и письменной речи учащихся в сочетании с развитием мышления;

ü пополнение и развитие знаний через чтение и другие виды речевой деятельности на уроках и вне уроков;

ü эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Указанные цели являются долгосрочными. И достигнуты они могут быть через реализацию промежуточных целей, которые должны ставится и выполняться при обучении уч-ся РЯ.

ü обучение элементарному чтению и письму по-русски;

ü формирование каллиграфических навыков;

ü изучение языковых явлений (лексических, фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических), а также формирование графических, орфографических и пунктуационных умений и навыков;

ü формирование основных речеведческих представлений и понятий (речь, виды речи, текст, структура текста, разновидности текста, литературные жанры, выразительные средства языка и т.д.);

ü совершенствование и развитие умения строить связные высказывания в устной и письменной форме в соответствии с речевыми нормами.

Все указанные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. 9СМ. Программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским / белорусским языком обучения)

Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.

Принцип (от лат. principium (основа, первоначало) – это основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки. В методической науке вырабатываемые принципы ориентируются на достижение целей обучения, указывают общее направление деятельности по достижению целей. Принципы обучения реализуются в учебной работе через содержание обучения (отбор учебного материала, необходимого для достижения целей обучения), а также через методы и приемы обучения.

В преподавании РЯ младшим школьникам используются как общедидактические, тек и специфические лингвистические принципы.Общедидактические принципы обучения:

· Принцип доступности обучения (в программы должен включаться языковой материал, доступный для усвоения мл. школьниками; цели обучения должны быть достижимыми; методы и приемы обучения должны соответствовать возрасту уч-ся, их потребностям и интересам).

· Принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении (изучать явления языка не в изолированном виде, а во взаимосвязи друг с другом, формировать у детей представление о системе языка и его функционировании в речи).

· Принцип практической направленности (проявляется в требовании изучать язык для речевого и интеллектуального развития детей, для обучения их практическому использованию языка в общении, в приобретении через язык знаний).

· Принцип научности обучения (опираться на новейшие достижения в области лингвистики, психолингвистики, литературоведения, методики обучения языку).

· Принцип наглядности преломляется в двух направлениях:

1) использование зрительной наглядности (предметных картинок, таблиц, схем, моделей, натуральных объектов и т.д.);

2) использование языковой наглядности (выразительно-изобразительного материала для того, чтобы помочь уч-ся «увидеть» изучаемое явление, осознать его свойства, признаки, функциональное назначение в речи).

Лингвистические принципы:

· Принцип развития мышления и речи учащихся в устной и письменной формах. Этот принцип является ведущим. Есть и другие, более частные лингвистические принципы, которые призваны углубить и конкретизировать ведущий. Рассмотрим эти принципы.

· Принцип обучения языку на коммуникативно-функциональной основе (принцип обязывает учитывать в процессе взаимосвязь языка, речи и мышления: нужно учить детей наблюдать, анализировать речь, выявлять и осмысливать языковые явления, формулировать это в виде обобщений, правил, а затем осознанно использовать их в своей речевой деятельности).

· Принцип развития чувства языка (Язык – сложное явление. Одних только слов ы в нем около полумиллиона. Заучить их просто невозможно. Кроме слов есть еще и морфемы, количество которых ограничено, а количество их комбинаций неисчислимо. Чтобы усвоить язык, надо уловить в нем закономерные связи элементов, систему языка. Развивать у детей языковое чутье очень трудно, нужно помочь ребенку почувствовать логику языка.

· Принцип развития выразительности речи. Выразительность речи – это не довесок к речи, а ее обязательное условие. Учитель должен обеспечить понимание детьми художественно, стилистической функции языковых единиц, показать способы выражения в речи чувств, эмоций, настроения говорящего. Очень большое значение имеет обучение учащихся выразительному чтению художественных текстов.

· Принцип формирования и развития интереса к языку. Интерес к языку формируется через возбуждение у детей интереса к отдельным ее сторонам: к звуку, букве, морфеме, слову, грамматике, орфографии, пунктуации. С этой целью используются игровые и занимательные формы работы, загадки, кроссворды и т.д.

Методы обучения языку

Метод –это путь к цели; это способ деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение целей обучения; это способ реализации избранных учителем принципов обучения. Существует много классификаций методов обучения.

Общедидактические методы:

· Информационный метод (активно действует учитель, сообщая уч-ся знания в готовом виде. Дети запоминают получаемую учебную информацию).

· Проблемный метод (активно действует учитель, преподнося учебную информацию как проблему и объясняя ее решение. Дети овладевают культурой мышления учатся мыслить научными категориями).

· Информационно-репродуктивный метод (активно действуют ученики, воспроизводя полученные знания и осуществляя практическую учебную деятельность).

· Проблемно-репродуктивный метод (активно и вдумчиво действуют ученики, воспроизводя знания как осмысленную проблему, преподнесенную учителем. Дети не просто воспроизводят итоговое задание, вывод, но и объясняют по примеру учителя.

· Эвристический метод (активно действуют учитель и ученики. Учитель предлагает часть учебной задачи и предлагает ученикам самостоятельно решить оставшуюся часть).

· Исследовательский метод (активно действуют ученики, осуществляя исследовательскую деятельность, аналогичную деятельности ученого. Этот метод доступен уч-ся, если они раньше много работали в рамках эвристического и проблемного методов.

Чтобы достичь хороших результатов в работе по языку, мало опираться на общедидактические методы. Необходимо владеть лингвистическими методами.

· Метод языкового анализа, или метод наблюдения над языком. Этот метод предполагает организацию фонетического, звукобуквенного, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического и пунктуационного анализа. В ходе анализа организуются наблюдения уч-ся над языковыми явлениями в составе др. языковых явлений. Цель – помочь детям обнаружить изучаемое явление, выявить и осмыслить его специфические признаки.

· Метод языкового синтеза, или языкового конструирования. Этот метод предполагает конструирование более крупных единиц из более мелких: слогов из звуков, слов из звуков, слов из слогов, слов из морфем, словосочетаний и предложений из слов. Цель – усовершенствовать знания и представления об изучаемых явлениях, выработать языковые умения и навыки.

· Метод анализа текстов. В частности, это относится к анализу использованной в тексте лексики (лексических средств выразительности). Цель – помочь уч-я выявлять и осмысливать структурные элементы текстов, особенности их содержания, определять виды текстов и т.д.

· Метод конструирования текстов. Предполагает обучать детей умению строить собственные связные высказывания.

Источник

Общедидактические методы

Эти методы обучения являются достаточно универсальными. Они применимы для достижения целей обучения, образования и воспитания в разных учебных дисциплинах. К числу общедидактических, например, относятся методы объяснения нового материала или контроля за успеваемостью.

Эти методы классифицируются на основании разных признаков: а) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка, упражнения, работа с текстом, использование средств наглядности); б) по степени и характеру участия обучаемых в учеб-

ном процессе (активные/пассивные методы, различаемые в зависимости от самостоятельности выполняемых учащимися учебных действий); в) по способу работы учащихся (устные и письменные, классные и домашние, индивидуальные и коллективные методы).

В настоящее время наибольшее распространение получила классификация общедидактических методов, основанная на деятельностном подходе к обучению. В этой связи выделяются методы: 1) обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемнопоисковые, индуктивные, дедуктивные); 2) стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов); 3) контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и др.).

Так как в реализации методов обучения на занятиях участвуют как преподаватель, так и учащиеся, то общедидактические методы можно рассматривать в виде двух взаимосвязанных групп методов (табл.

Таблица 11.1 ОБЩЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Методы преподавания

Организация тренировки

Участие в тренировке

Организация применения

Метод показа используется преподавателем с целью введения нового материала на разных уровнях его организации (звуки, слова, предложения, ситуации, инструкции и др.) и рассчитан в первую очередь на чувственное восприятие. Для этого широко используются классная доска, средства наглядности. Показ со-

провождается ознакомлением учащихся с учебным материалом. Объяснение протекает в форме использования приемов индукции (от наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к выводу, обобщению) и дедукции (правило, инструкцию преподаватель подкрепляет примерами, иллюстрирующими их применение в речи). Результатом осмысления учащимися вводимого материала становятся знания, которые являются основой для выполнения речевых действий по заданной преподавателем программе. Результатом же тренировки, которая протекает в форме выполнения специальных упражнений, получивших название тренировочных (или подготовительных), является формирование речевых навыков двух типов: а) навыков оформления (их наличие обеспечивает правильность произнесения звуков, интонирование фразы, оформление высказывания в соответствии с нормами языка); б) навыков оперирования.

Однако владение навыками составляет важную, но лишь начальную стадию овладения языком, в то время как его конечной целью является формирование и развитие речевых умений. Для этого используются методы организации практики, в основе которых лежит выполнение речевых упражнений. В результате формируются речевые умения и способность к речевой деятельности в разных сферах общения.

Методы коррекции используются для исправления ошибок в речи учащихся, а с помощью методов оценки определяется степень сформированности знаний, навыков, умений и их соответствие требованиям Государственного стандарта и программы. При использовании метода оценки широко применяются тесты.

Самокоррекция как метод учения позволяет учащимся самостоятельно оценить свою работу и исправить ошибки. Она возможна при сформированности у учащихся механизма само- коррекции, который приобретается в процессе обучения и свидетельствует о наличии у обучающегося эталона правильной речи, благодаря которому и возможно самостоятельное исправление ошибок.

Ведущими для методики преподавания языка считаются следующие методы обучения: объяснение, организация тренировки, практика, а рекомендуемое соотношение между названными методами при практической направленности занятий выглядит так: объяснению в виде сообщения практически необходимых знаний о системе языка следует отводить не более 15% учебного времени, в то время как тренировке в иноязычной речевой деятельности надо посвящать не менее 85% учебного времени (Беляев, 1965).

Приемами, связанными с объяснением нового материала, могут быть анализ (расчленение предмета, явления), синтез (объединение частей, элементов в единое целое), сравнение (установление сходства и различия между объектами), классификация (отнесение предмета, явления к группе предметов и явлений), систематизация (приведение объектов в определенную систему), а также описание, сопоставление и др. Приемами, входящими в состав метода применения, являются ответы на вопросы, пересказ текста, описание картинки и др. Приемы обучения, таким образом, в виде речевых действий и операций составляют содержание формируемой речевой деятельности.

Источник

Методы обучения русскому языку

Нестерова И.А. Методы обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых

Метод в дидактике

Термин «метод» характерен для всех областей знаний. Метод меняется в соответствии с особенностями учебного предмета. Есть ряд методов, которые используются независимо от того русский язык это, дидактика, педагогика или математика. Такие методы называют общими. Методы, которые используются только в конкретной области – частные.

В дидактике используют общие и частные методы для реализации успешного обучения в условиях школы. Дидактика занимается анализом и изучением методов обучения.

Метод обучения – система последовательных действий учителя и ученика в процессе овладения последним знаниями, умениями и навыками [1].

общедидактические методы обучения русскому языку. metody obucheniya russkomu yazyku. общедидактические методы обучения русскому языку фото. общедидактические методы обучения русскому языку-metody obucheniya russkomu yazyku. картинка общедидактические методы обучения русскому языку. картинка metody obucheniya russkomu yazyku.

Дидактика занимается совершенствованием и подбором методов обучения школьников в зависимости от того, какие цели поставлены перед процессом. Сейчас подходы к методу, как к дидактической единице стремительно меняется в связи с расширением влияния развивающего обучения и интернет технологий.

В специальной литературе метод рассматривается как проблемный элемент, который подвержен изменениям по причине эволюции педагогики. Метод эффективен только тогда, когда направлен на достижение учебных целей, а содержание усваиваемых знаний в совокупности соспособами действия по их усвоению.

Метод бесполезен, если действия учителя не направлены на формирование у школьников интереса к предмету и внутренней мотивации к знаниям.

Мотивация в учебно-познавательной деятельности – психическое состояние, в котором проявляется отношение школьников к учебе.

Поддержание мотивации важно для педагогического процесса, так как её функции направлены на совершенствование учебного процесса.

общедидактические методы обучения русскому языку. funkcii uchebnoobrazovatelnoi deyatelnosti. общедидактические методы обучения русскому языку фото. общедидактические методы обучения русскому языку-funkcii uchebnoobrazovatelnoi deyatelnosti. картинка общедидактические методы обучения русскому языку. картинка funkcii uchebnoobrazovatelnoi deyatelnosti.

Функции мотивации учебно-познавательной деятельности

Действия учителя и учащегося зависят от следующего:

В дидактике используют не только термин «метод», но и термин «приём».

Приём – частное проявление, реализация метода в рамках определенной учебной задачи по предмету.

В различных методах возможно использование одних и тех же приёмов.

На примере обучения русскому языку следует выделить следующие приемы:

Классификация методов обучения

Современная методика преподавания русского языка допускает несколько классификаций методов преподавания языка. Так, А.В. Дудников предлагает рассматривать методы, как способы мышления. Согласно его классификации существуют индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дидуктивный и дидуктивно-индуктивный методы преподавания русского языка.

Индуктивный метод представляет собой наблюдение над конкретными языковыми фактами, которое позволяет учащимся сформулировать определенный вывод касаемо языкового явления.

Дедуктивный метод направлен на анализ от общего вывода к конкретному факту. На примере преподавания русского языка можно рассмотреть процесс изучения типов односоставных предложений. Сначала педагог пхарактеризует общие аспекты односоставных предложений, затем говорит о том, что они бывают глагольные и именные.

Дедуктивно-индуктивный метод основан на обратном порядке рядке работы от общего правила к конкретному языковому факту.

Индуктивно-дедуктивный метод направлен на применение сперва индукции, а затем дедукции.

А.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения русскому языку:

Классификация А.В. Текучева строиться на определенных признаках. Так, методы делятся по источнику получения знаний, по степени участия обучаемых в учебном процессе и по характеру и месту выполнения заданий.

Важное место занимает разделение методов на теоретические, практические и теоретико-практические. Данная классификация строится на трудах Л.П. Федоренко, который предположил, что основой классификации методов обучения русскому языку являются источники знаний.

общедидактические методы обучения русскому языку. istochniki znanii. общедидактические методы обучения русскому языку фото. общедидактические методы обучения русскому языку-istochniki znanii. картинка общедидактические методы обучения русскому языку. картинка istochniki znanii.

На основе источников знаний, отраженных на рисунке выше. Л.П. Федоренко выделил группы методов обучения русскому языку. Каждую группу методов, предложенных Л.П. Федоренко, рассмотрим отдельно.

Теоретические методы изучения русского языка

Использование теоретических методов наблюдается преимущественно при объяснении нового материала. Именно на данном этапе обучения происходит введение новых понятий. К числу теоретических методов относят:

Сообщение учителя как метод используется при изучении нового материала в качестве дополнения или пояснения к материалам учебника. Сообщение может занимать от 5 до 20 мину, в зависимости от возраста учащихся.

Метод сообщения включает в себя наблюдение над языковым материалом, информацию о ключевых особенностях изучаемого языкового явления и образец рассуждения учителя о применении теории на практике.

Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку, отражены на рисунке ниже.

общедидактические методы обучения русскому языку. prijomy metoda soobszenii. общедидактические методы обучения русскому языку фото. общедидактические методы обучения русскому языку-prijomy metoda soobszenii. картинка общедидактические методы обучения русскому языку. картинка prijomy metoda soobszenii.

Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку

Другим распространенным теоретическим методом является беседа.

Беседа в дидактике – диалог между учителем и учеником.

При обучении русскому языку деятельность учителя сводится к постановке вопросов по теме и контролю за деятельностью учащихся. Беседа активизирует мыслительный процесс у школьников, заставляет проявить коммуникативные навыки и позволяет выявить уровень восприятия информации учащимися.

Беседа состоит из наблюдения за языковым материалом, ответов на вопросы педагога, ответы на которые приводят учащихся к определенным умозаключениям и образец применения правил на практике.

общедидактические методы обучения русскому языку. priemy besedy. общедидактические методы обучения русскому языку фото. общедидактические методы обучения русскому языку-priemy besedy. картинка общедидактические методы обучения русскому языку. картинка priemy besedy.

Метод чтения учебника в обучении русскому языку не менее важен, чем все предыдущие. Этот метод направлен на знакомство учащихся с новым материалом. Он применяется, когда учащиеся уже знакомы с материалом и он не представляет для них трудности.

Теоретико-практические методы обучения русскому языку

Теоретико-практические методы – ещё один серьезный инструмент в руках знающего педагога на пути обучения школьников родному языку. К числу теоретико-практических методов обучения русскому языку в дидактике относят:

Диктант – учитель диктует текст, а школьники записывают его слова полностью или выборочно в зависимости от задач обучения. Метод эффективен при изучении норм орфографии и пунктуации.

общедидактические методы обучения русскому языку. vidy diktantov. общедидактические методы обучения русскому языку фото. общедидактические методы обучения русскому языку-vidy diktantov. картинка общедидактические методы обучения русскому языку. картинка vidy diktantov.

Основные группы диктантов представлены на рисунке выше. Каждый вид диктанта включает в себя несколько разновидностей. Например, к числу контрольных диктантов относят предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный и графический.

Обучающие диктанты могут проводиться практически на каждом занятии по материалу изучаемой темы

Еще одним теоретико-практическим методом обучения русскому языку называется языковой разбор. Суть этого метода состоит в том, что на уроке проводится анализ определенных языковых явлений. Он может быть частичным и полным. Языковой разбор проводится как в устной, так и в письменной форме. Каждый вид разбора имеет определенный порядок, согласно которому анализируют грамматические категории.

Использование данного метода направлено на обучение школьников умению различать грамматические и лексические значения слов. Языковой разбор стимулирует развитие логического мышления, языковой интуиции. Кроме того, метод языкового разбора формирует у учащихся умение строить суждения в процессе наблюдения за конкретной языковой единицей и воспитывает навыки самостоятельной работы.

Метод наблюдения используется для развития логического мышления и внимательности. Данный метод сочетается с беседой, сообщением учителя и выполнением упражнений. В процессе использования данного метода учитель помогает ученикам выяснять значения определений, анализировать и понимать тексты.

Метод реконструирования состоит в изменении словоформ, синтаксических конструкций для того, чтобы учащимся было понятно, как строить предложения и тексты с использованием данных слов.

Метод конструирования направлен на развитие навыков самостоятельной работы у учащихся по составлению словосочетаний и предложений.

Практические методы обучения русскому языку включают в себя меды творческих заданий, упражнения по русскому язык у и метод проблемного обучения. Система практических методов включает в себя группу приемов, способствующих повышения эффективности обучения русскому языку.

общедидактические методы обучения русскому языку. prakticheskie priemy. общедидактические методы обучения русскому языку фото. общедидактические методы обучения русскому языку-prakticheskie priemy. картинка общедидактические методы обучения русскому языку. картинка prakticheskie priemy.

Теоретико-практические и практические методы, так или иначе, реализуются путем выполнения учащимися упражнений. Именно метод упражнений – основа формирования речемыслительных навыков при обучении русскому языку.

Упражнения бывают нескольких видов:

В последние годы особую популярность получил метод проблемного обучения. Основа метода состоит в постановке перед учащимся проблемы в виде проблемной ситуации или проблемной задачи.

Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию. Это побуждает учащихся рассуждать и логически мыслить.

Источник

Лекция 3. Общедидактические и частнометодические принципы обучения

1. Общедидактические принципы обучения

2. Принципы методики преподавания русского языка

1. Общедидактические принципы обучения. Различаются общедидактические принципы, рассматривае­мые как исходные положения любой частной методики, и принци­пы, на основе которых строится обучение русскому языку.

К общедидактическим относятся принципы 1) научности, 2) систе­матичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) на­глядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода к учащимся, 12) мотивационный принцип.

Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике преподавания русского языка и раскрываются на материале школьного курса.

1.1. Принцип научности предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответ­ствии с логикой и понятиями лингвистической науки. В школь­ный курс русского языка включаются только общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку. Так, в последние десятилетия в школьную программу по русскому языку введены сведения по стилистике, теории текста и др. Изуче­ние синтаксиса начинается с темы «Словосочетание», так как сло­восочетание служит «строительным материалом» для предложе­ния. Тем самым реализуется системный подход в изучении синтаксических единиц.

1.2. Принцип систематичности и последовательности. В соответствии с принципами систематичности и последователь­ности все языковые явления в школьной практике рассматривают­ся в целостной, единой системе, в их семантическом, грамматиче­ском и функциональном (коммуникативном) аспектах. Эти прин­ципы способствуют осознанному усвоению языковых еди­ниц. Так, морфология изучается на синтаксической основе, орфо­графия рассматривается на базе усвоения фонетики, словообразо­вания и морфологии. Материал расположен от простого к сложно­му с опорой на ранее изученное, что позволяет установить внут­ренние связи, зависимости между языковыми явлениями, систематизировать знания учащихся. Такую же цель преследует и порядок изучения разделов школьного курса русского языка. На­пример, в морфологии рассматриваются сначала знаменательные, а затем служебные части речи. Среди знаменательных школьники, как правило, знакомятся с именными частями речи (именами су­ществительными, прилагательными, числительными, местоиме­ниями) и их признаками, затем изучают глагол и его формы (при­частие и деепричастие) и, наконец, неизменяемые слова (наречие, категорию состояния).

1.3. Принцип преемственности. В решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип преемственности, в основе которого — опора на изученный материал.

1.4. Принцип перспективности.Принцип преемственности неразрывно связан с принципом перспективности, предполагающим установление связей с материа­лом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он решал задачи не только одного конкретно­го урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходи­мы школьникам при изучении следующих тем. Так, в ходе изуче­ния морфологии учащиеся знакомятся с синтаксической функци­ей знаменательных частей речи, что позволяет, с одной стороны, более полно представить грамматические признаки той или иной части речи, а с другой — подготавливает учащихся к осознанному усвоению синтаксической темы «Члены предложения и способы их выражения». Знакомство с сочетательными возможностями слов разных частей речи является подготовительным этапом к изу­чению темы «Словосочетание» в 8 классе.

1.5. Доступностьобучения предполагаетотбор языкового материала (понятий, терминов и т. д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам. Так изучаются, например, вопросы стилистики (общее понятие о разговорном, научном и художест­венном стилях речи — 5 класс, понятие об официально-деловом стиле речи — 6 класс, понятие о публицистическом стиле речи — 7 класс).

1.6. Принцип сознательностиоснован на единстве деятельности учи­теля (преподавания) и деятельности школьников (учения) и пред­полагает осознанное усвоение языкового материала.

1.7. Принцип активностипроявляется в учебной деятельности, при которой школьники усваивают знания путем наблюдения над язы­ковыми фактами, анализа языковых явлений, выполнения иссле­довательских, проблемных заданий и др. Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересо­ванности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.

1.8. Принцип наглядности.Одним из важнейших дидактических принципов является принцип наглядности.Еще Я.А.Коменский сформулировал это «золотое правило» дидактики. Согласно принципу наглядности, эффективность обучения зависит от степени участия разных орга­нов чувств при восприятии и усвоении учебного материала. На­глядные средства, вызывающие слуховые, зрительные, зрительно-слуховые ассоциации, образы, помогают учителю конкретизиро­вать многие отвлеченные понятия, от конкретных языковых фак­тов перейти к обобщению, правилу. Наглядные средства различаются:

• по характеру подачи материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные);

• по типу восприятия (слуховое, зрительное, зрительно-слухо­вое);

• по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них).

«Наглядным» материалом является и звучащая на уроке речь, сам язык, высокохудожественные тексты, используемые для на­блюдения над языковым явлением. В процессе обучения большое значение имеет наглядная запись на доске и в тетрадях (запись в столбик, распределение материала по колонкам, использование различных обозначений, подчеркиваний и т. д.).

1.9. Принцип связи теории с практикой.Особую актуальность этот принцип приобрел в настоящее время в связи с усилением практической направленности обучения. На уроках русского языка происходит не только усвоение теоретических по­нятий, терминов, но и формируются навыки речевой деятельности школьников: чтения, письма, составления связного высказывания в устной и письменной формах, т. е. происходит обучение исполь­зованию языковых единиц в речевой практике.

1.10. Принцип прочности усвоениязнаний определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный учебный материал и использовать его при выполнении практических зада­ний.

1.11. Учет индивидуального подхода к учащимся— это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого уче­ника. Учет индивидуальных особенностей школьников приводит к дифференциации заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся.

1.12. Мотивационный принцип.Реализация мотивационного принципапредполагает ответ на воп­рос, как сохранить у школьников желание учиться. Ведь известно, что любая деятельность имеет внутреннюю мотивацию. Таким обра­зом, названный принцип — важный фактор успешного обучения, формирования устойчивого интереса школьников к учению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *