общая методика обучения биологии рассматривает педкампус
Общая методика обучения биологии рассматривает педкампус
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.
Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.
Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.
Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.
Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
Добрый день! Помогите, пожалуйста)
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.
Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.
Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.
Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.
Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
Добрый вечер, помогите, пожалуйста.
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.
Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.
Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.
Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.
Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
Основные положения методики обучения биологии в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные положения методики обучения биологии в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования.
Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного (вузовского) предмета.
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками, студентами, аспирантами она определяет цели образования, содержание учебного курса «Биология» и принципы его отбора.
Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Методика преподавания биологии определяет методы обучения и содержание учебной дисциплины биологии, а также принципы отбора учебного материала, в контексте общих целей образования, которые вместе с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом любой педагогической системы
Ведущие методы обучения биологии следующие:
1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений;
2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.
Основные дидактические принципы в методике обучения биологии:
Принцип единства обучения, воспитания и развития;
Принципы научности и систематичности;
Принцип единства теории и практики;
Принципы доступности и наглядности;
Принципы прочности, сознательности и активности обучения
Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета – образовательная. Учебный предмет интегрирует все то, что является продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.
Система общего среднего биологического образования, сложившаяся в отечественной общеобразовательной школе и совершенствуемая в современных средних учебных заведениях включает:
Общее (базовое) и профильное биологическое образование, осуществляемое согласно учебным планам, программам и учебникам, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации;
Углубленное изучение отдельных разделов школьной биологии – факультативные или элективные курсы по выбору учащихся, реализуемое по программам и учебным пособиям, рекомендуемым МОиН РФ.
Внеклассные занятия, направленные на удовлетворение потребностей учащихся в общении с живой природой, в получении разносторонних биологических знаний по интересующим вопросам, проводимые по желанию учащихся и не регламентируемые рамками учебных программ.
На современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса – внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления. Этот социальный заказ адресует школьному биологическому образованию требование – повысить биологическую грамотность у подрастающего поколения. Биологическая грамотность стала социально необходимой.
Основные цели школьного биологического образования на современном этапе развития средней школы свидетельствуют о важной роли биологии в развитии учащихся, в воспитании их как всесторонне развитых и творческих личностей.
Вузовский учебный предмет по своей структуре и содержанию достаточно близок к науке. Он включает научные данные, рассматривает различные подходы к решению отдельных проблем, отмечает удачные и неудачные результаты в поиске истины. Этот учебный курс знакомит с методологией и методами научного поиска
Большое место в вузовском предмете отводится истории научных открытий с персонифицированным подходом.
Методика преподавания биологии является одной из наиболее важных общих дисциплин, изучаемых студентами биологических факультетов педагогических институтов и тех университетов, которые готовят учителей биологии.
У студентов университета, получающих фундаментальную подготовку в области биологии, не вызывает особых затруднений понимание логической структуры школьного курса биологии. Ведущие понятия и идеи биологии хорошо известны студентам в результате изучения различных биологических дисциплин.
Общая методика обучения биологии рассматривает педкампус
Методика развития творческого потенциала
Теория обучения и воспитания
Теория и практика дополнительного образования детей и взрослых
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых
Итоговый тест_Педагог дополнительного образования (творческая деятельность)
Здравствуйте, есть вопросы к МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сама прошла. Примеры вопросов
Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Общая методика обучения биологии, Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д., 2008
Общая методика обучения биологии, Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д., 2008.
В пособии рассматриваются цели и содержание биологического образования, методы, средства и формы обучения биологии в общеобразовательной школе. Раскрываются идеи развивающего обучения, вопросы экологизации и гуманизации, системного и интегрированного подходов к реализации биологического образования, развития личностно-ориентированной направленности обучения, материалистического мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру, природе, обществу и личности.
Для студентов педагогических вузов. Может быть использовано учителями-практиками и методистами институтов повышения квалификации.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА.
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и воспитания, связанные с преподаванием предмета «Биология».
Методика обучения биологии — наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его. Главная функция науки — исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет
1.1. Методика обучения биологии как наука
1.2. Связь методики обучения биологии с другими науками
1.3. Методика обучения биологии как учебный предмет
Глава 2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии
2.1. Зарождение методики обучения биологии в России
2.2. Начало школьного естествознания в России и методики его обучения
2.3. Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине XIX в
2.4. Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в
2.5. Методика обучения естествознанию в первой половине XX в
2.6. Методика обучения биологии во второй половине XX в
Глава 3. Современные проблемы методики обучения биологии
3.1. Цели и задачи методики обучения биологии в педагогическом образовании
3.2. Закономерности и принципы методики обучения биологии
3.3. Виды обучения биологии
3.4. Технология и теория обучения
Глава 4. Содержание предмета «биология» в средней школе
4.1. Основы содержания биологического образования в средней школе
4.2. Содержание и структура предмета «биология» в современной средней школе
4.3. Компоненты содержания биологического образования
4.4. Цели и задачи биологического образования
4.5 Обязательный минимум содержания биологического образования
4.6. Новый (компетентностный) подход и биологическом образовании школьников
Глава 5. Развитие биологических понятий н школьном предмете
5.1. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «биология»
5.2. Роль содержания понятий в школьном предмете
5.3. Теория развития понятий и ее значение
5.4. Система и развитие экологических понятий в школьном предмете «биология»
5.5. Методика развития понятий в процессе обучения биологии
Глава 6. Деятельность в содержании биологического образования
6.1. Деятельность как компонент содержания биологического образования
6.2. Управление умственным развитием учащихся
6.3. Способы деятельности в содержании обучения биологии
6.4. Методика формирования умений и навыков в процессе обучения биологии
Глава 7. Воспитание в процессе обучения биологии
7.1. Система воспитывающего обучения
7.2. Воспитание мировоззрения
7.3. Экологическое воспитание
7.4. Трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание
Глава 8. Методы обучения биологии
8.1. Система методов обучения биологии
8.2. Характеристика отдельных методов обучения биологии
8.3. Выбор методов и их развитие
8.4. Методы мультимедийного обучения биологии
Глава 9. Средства обучения биологии
9.1. Система средств обучения
9.2. Наглядные пособия по биологии, их виды и классификация
Глава 10. Формы организации обучения биологии в средней школе
10.1. Общая характеристика и система форм обучения биологии
10.2. Урок биологии
10.3. Экскурсия как важная форма обучения биологии
10.4. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии
10.5. Домашняя работа учащихся
10.6. Внеклассные занятия по биологии
Глава 11. Контроль за достижениями учащихся в процессе обучения биологии
11.1. Контроль и его значение в обучении биологии
11.2. Виды и методы контроля знаний по биологии
Глава 12. Материальная база обучения биологии
12.1. Кабинет биологии
12.2 Уголок живой природы
12.3. Учебно-опытный участок
Список литературы.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Методика обучения биологии как наука
Методика обучения биологии как наука, предмет, цели и задачи МОБ. Связь МОБ с другими науками.
ЛЕКЦИЯ №1.
Цель лекции: сформировать понятия о методике преподавания биологии как науке и предмете, об объекте, предмете и методах данной науки; изучить связи методики обучения биологии с другими науками.
План лекции:
1. Методика обучения биологии как наука
2. Связь методики обучения биологии с другими науками.
3. Методика обучения биологии как учебный предмет.
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.
Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.
Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.
Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:
— уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;
— уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;
— уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.
Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:
— целостность человеческой личности;
— прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;
— преемственность в системе непрерывного образования.
Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:
— определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;
— разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;
— определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;
— разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;
— разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.
В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.
Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.
Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.