объекты профессиональной деятельности в сфере профессионального обучения
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности являются: научно-педагогическая деятельность в области психологии в высших учебных заведениях, работа в научно-исследовательских учреждениях, преподавание психологии в общеобразовательной и средне-специальной школе, работа во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях в качестве педагога-психолога (с правом заниматься психодиагностикой, консультированием и психокоррекционной работой), медицинского психолога в учреждениях Минздрава (с правом заниматься психопрофилактикой, психодиагностикой, экспертизой, консультированием, психокоррекционной работой и психотерапией), социального психолога в сфере управления, бизнеса, промышленности, массовых коммуникаций, психолога в социально-педагогических, психологических, профориентационных службах, в подразделениях Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Комитета по государственной безопасности.
Виды профессиональной деятельности
Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
Задачи профессиональной деятельности
Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
— осуществлять образовательную и учебно-методическую работу в области психологии и смежных с ней наук;
— планировать, организовывать и проводить психопрофилактическую, психодиагностическую, психокоррекционную, психоконсультативную и психотерапевтическую работу;
— вести теоретические и прикладные научные исследования;
— распространять психологические знания среди всех социальных групп и слоев населения, оказывать психологические услуги;
— использовать знания и навыками управления трудовыми коллективами и применять их на практике;
— использовать научные методы исследований при анализе современных социально-политических и социально-экономических процессов.
Практическая и научно-исследовательская деятельность психолога должна быть направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности людей.
Тема 4 Социально-педагогическая и психологическая службы учреждения образования в Республике Беларусь
1 Определение, цели и задачи психологической службы образования
2 История и современное состояние практической психологии образования
Общие положение об организации работы СППС учреждения образования в РБ. Содержание деятельности СППС учреждения образования.
Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 2409 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Объекты профессиональной деятельности бакалавров
Объектами профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки бакалавров являются:
системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациями, общественными объединениями социально-культурной сферы;
процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности, рекреационных объектов и индустрии досуга;
процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры;
процессы художественного руководства деятельностью учреждений культуры;
процессы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ и социально-культурных проектов с применением художественно-образных, выразительных средств;
технологии социально-культурного творчества и культурно-просветительной деятельности;
технологии социально-культурной анимации и рекреации;
технологии социальной реабилитации с применением средств культуры и искусства;
процессы педагогического обеспечения организации детско-юношеского досуга, массовой культурно-воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством;
процессы организации социально-культурной деятельности молодежи;
процессы организации досуга взрослого населения, массовой культурно-просветительной работы;
учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях.
Требования к результатам освоения образовательной программы бакалавриата
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);
быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);
быть готовым осуществлять педагогическое управление и программирование развивающих форм социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения, организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями различных групп населения (ПК-3);
знать нормативно-правовые документы по охране интеллектуальной собственности и авторского права в сфере культуры, организации социально-культурной деятельности населения, обеспечения прав граждан в сфере культуры и образования (ПК-4);
быть способным использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности, прикладные пакеты программ для моделирования, статистического анализа и информационного обеспечения социально-культурных процессов (ПК-5);
быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);
быть готовым к организации информационно-методического обеспечения творческо-производственного процесса в учреждениях социально-культурной сферы (ПК-7);
быть способным осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях культуры, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, участвовать в различных формах переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной деятельности (ПК-8);
быть готовым к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности (ПК-9);
быть способным осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);
быть готовым использовать правовые и нормативные документы в работе учреждений культуры, общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны (ПК-11);
быть готовым к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК-12);
быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13);
художественное руководство деятельностью учреждения культуры:
быть способным к художественному руководству клубным учреждением, парком культуры и отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и другими аналогичными организациями (ПК-14);
быть готовым к разработке целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные) (ПК-15);
быть способным к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16);
быть готовым к созданию новых методик по организации и руководству учреждениями социально-культурной сферы, стимулированию социально-культурной активности населения (ПК-17);
быть готовым к разработке методических пособий, учебных планов и программ, обеспечивающих условия социокультурного развития личности в учреждениях культуры, рекреации и индустрии досуга (ПК-18);
быть готовым к созданию и поддержке компьютерных баз данных о формах социально-культурного творчества, его участниках и ресурсах (ПК-19);
быть готовым осуществлять прикладные научные исследования социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, делать на этой основе продуктивные прогнозы и принимать правильные управленческие решения (ПК-20);
быть готовым к участию в научных исследованиях социально-культурной деятельности по отдельным разделам (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками (ПК-21);
быть способным участвовать в опытно-экспериментальной работе по сбору эмпирической информации, проведению экспериментальных мероприятий и диагностике их педагогической эффективности (ПК-22);
быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности (ПК-23);
быть готовым к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы (ПК-24);
быть способным проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения (ПК-25);
быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных) (ПК-26);
быть готовым к преподаванию теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-27);
быть способным к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и проведению воспитательных мероприятий с различными категориями участников социально-культурной деятельности (ПК-28);
быть готовым к оказанию консультативной помощи специалистам социально-культурной сферы (ПК-29).
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния, а также социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей.
Содержание профессиональной деятельности психолога непосредственновытекает из функций профессиональной деятельности специалиста и включает сферы и виды профессиональной деятельности.
Специалист может выполнять следующие функции:
Сферы профессиональной деятельности специалиста.
Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную (академическую, фундаментальную) и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. На стыке этих направлений выделяется прикладная психология (рисунок 1).
В соответствии с направлениями психологии можно выделить следующие сферы деятельности психолога:
Рисунок 1 – Направления психологии
Виды профессиональной деятельности
Задачи профессиональной деятельности:
Профессиональная специализация в психологической профессии.
Психологи-профессионалы работают в разных областях народного хозяйства, на различных рабочих местах. Поэтому неодинаковы выполняемые ими функции и содержание профессиональной деятельности, специфика работы психолога определяется не только направлением их профессиональной специализации в вузе, но и запросами практики непосредственно на рабочем месте.
Классификация психологических профессий может быть проведена по различным основаниям: по отношению к основным сферам деятельности психолога (академической и практической психологии) и по отношению к существующим отраслям психологии.
В соответствии с выделением в качестве основных сфер деятельности психолога академической и практической психологии психолог-профессионал может работать преимущественно в одной из этих областей.
В сфере академической психологии психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником. Психологи-теоретики работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях в должности научных сотрудников.
В сфере практической психологии психолог непосредственно работает с людьми, используя специальные психологические знания и методики, приемы, техники. Практическими психологами являются школьные психологи, семейные психологи-консультанты, психологи-консультанты в центрах психологической помощи и др. организациях. Психологов часто приглашают на работу, связанную с психологическим сопровождением и управлением персоналом.
Между теоретической и практической сферами деятельности психолога не существует непроницаемой границы. Нередко современные психологи, занимаясь теоретическими исследованиями, одновременно ведут практическую деятельность в каком-либо учреждении или организации. Практические психологи в свою очередь, накопив интересные и значимые результаты в своей профессии, обобщают их в виде теоретических научных трудов (диссертационные исследования, научные статьи и книги, выступления на конференциях и семинарах).
Промежуточное положение между психологами-теоретиками и психологами-практиками занимает психолог-преподаватель. Преподаватель психологии, с одной стороны, работает с людьми, однако предметом его деятельности является передача теоретических знаний обучающимся. В связи с этим выполняет педагогические функции, занимается педагогической деятельностью. В качестве преподавателя психолог может работать в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.
В зависимости от направления своей практической деятельности и сферы профессиональных интересов психологи могут быть специалистами в конкретных областях психологии, заниматься преимущественно проблемами, принадлежащими той или иной отрасли психологии: общей, возрастной, педагогической, социальной, спортивной, клинической и др.
Профессиональная специализация может быть получена разными путями:
Профессиональные специализации психолога не изолированы друг от друга. Так, и психолог-теоретик, и практический психолог, и психолог-преподаватель могут быть специалистами в любой области психологии.
Дата добавления: 2019-11-25 ; просмотров: 587 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Объект профессиональной деятельности
Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» (вместе с «Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»)
Смотреть что такое «Объект профессиональной деятельности» в других словарях:
Вид профессиональной деятельности — методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;. Источник: Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03 956 О разработке вузами основных образовательных программ… … Официальная терминология
Объект налогообложения единым социальным налогом — объектом налогообложения единым социальным налогом для производящих выплаты физическим лицам организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — объект социологич. исследования определенная соц. реальность, не зависящая от исследователя; предмет свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т. е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного… … Российская социологическая энциклопедия
Деятельности частных охранных служб психология — Это направление ЮП ориентировано на выявление психологических факторов в различных, предусмотренных законом видах охранной деятельности (защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собственников; проектирование, монтаж и эксплутационное… … Энциклопедия современной юридической психологии
Страхование профессиональной ответственности — вид страхования ответственности. Предназначен для защиты имущественных интересов, связанных с возможным возмещением вреда третьим лицам, для лиц, занимающихся индивидуально профессиональной деятельностью [1][2][3]. К лицам, индивидуально… … Википедия
ДОКУМЕНТЫ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — нормативные акты, регламентирующие оценочную деятельность; квалификационный сертификат оценщика; лицензии на право заниматься оценкой стоимости отдельных видов собственности; образовательные документы (свидетельства, дипломы, в т.ч. о спец.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Специальность — вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки; определенная область труда, знания. Источник: Пособие по охране труда дорожному мастеру (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС 37 р)… … Официальная терминология
Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Сластенин, Виталий Александрович — Виталий Александрович Cластенин Дата рождения: 5 сентября 1930(1930 09 05) Место рождения: Горно Алтайск, Алтайский край, РСФСР Дата смерти: 13 июня 2010 … Википедия
Сластёнин, Виталий Александрович — Виталий Александрович Cластёнин Дата рождения: 5 сентября 1930(1930 09 05) Место рождения: Горно Алтайск, Алтайский край, РСФСР Дата смерти: 13 июня 2010 … Википедия
Объекты профессиональной деятельности
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога»
Текст лекции
Сущность профессии педагога
Профессия педагога относится к профессии типа «человек-человек».
Основная цель деятельности педагога – становление и преобразование человека. Основная функция – управление процессом интеллектуального, эмоционального, физического развития человека, формирование его духовного мира.
Этимология слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который за руку вел ребенка господина в школу.
Греч. Paidagogos (paidos – дитя ago – веду)
Важной характеристикой профессии является творчество (процесс решения педагогических задач в постоянно меняющихся условиях).
Для труда педагога характерны интеллектуальность, гражданственность, эмоциональная насыщенность, гуманизм.
2 Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определеных социальных ролей в обществе [23, с. 10].
Педагогическая деятельность направлена на обучение, развитие и воспитание учащихся.
Профессионально-педагогическаядеятельность – интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. ППД направлена на обучение профессии и профессиональное развитие человека.
3 Н.В. Кузьмина определяет профессионализм деятельности педагога как качественную характеристику субъекта деятельности – представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.
К структурным элементам индивидуальной педагогической деятельности Н.В. Кузьмина относит:
· цели, которые в повседневной деятельности формулирует педагог;
· средства педагогической коммуникации (мера их соответствия уровню развития педагогики, методики и технологий обучения с одной стороны, и требованиям к профессиональной умелости выпускника);
· учащихся, исходный уровень их готовности к освоению учебного предмета и интенсивность их продвижения в усвоении учебной дисциплины под руководством педагога, факторы этого продвижения;
Владение функциональными умениями индивидуальной педагогической деятельности позволяет проектировать процесс решения педагогических задач. Н.В. Кузьмина к функциональным умениям относит следующие:
· гностический (или исследовательский) элемент включает анализ педагогической ситуации, формулирование педагогической задачи, добывание знаний, необходимых для ее продуктивного решения;
· проектировочный элемент включает действия, связанные с предвосхищением, “забеганием вперед”, предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение всего времени;
· конструктивный элемент включает действия, связанные с композиционным построением предстоящего занятия, мероприятия, урока, собрания, экскурсии, проигрыванием разных вариантов его построения в условиях системы предписаний, диктуемых программой, учебником, наличием наглядных пособий и технических средств обучения, временем, в течение которого должна быть решена конкретная, текущая педагогическая задача;
· коммуникативный элемент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогической задачи;
· организаторский элемент включает действия, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления, деятельности учащихся, связанные с ее усвоением, собственной деятельности и поведения в процессе решения педагогических задач.
Овладение указанными компонентами деятельности обеспечит творческое, продуктивное решение педагогических задач. Отметим, что даже у педагогов с примерно одинаковым уровнем развития педагогических умений, оказываются разные результаты.
В зависимости от результатов деятельность педагога, по мнению Н.В. Кузьминой, может соответствовать одному из следующих уровней:
· репродуктивному, когда преподаватель целиком поглощен пересказом, близким к тексту, то есть его внимание сосредоточено главным образом на учебной информации, безотносительно к другим элементам педагогической системы (учащийся воспринимается как фон);
· адаптивному, когда педагог понимает важность того, что одну и ту же информацию можно преподавать разными способами, адаптируя ее к особенностям восприятия учащихся;
· системно-моделирующему знания и умения, когда к педагогу приходит осознание того, что целью образования является формирование профессиональной позиции и целенаправленности самого учащегося как субъекта учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности;
· системно-моделирующему творчество, когда для педагога “точкой отсчета” при формулировании педагогических задач становится сам учащийся и те классы задач, которые ему предстоит самостоятельно решать за пределами данной педагогической системы.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности являются образовательный процесс в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, в учебных центрах и межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, в высших учебных заведениях, учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров, в отделах технического обучения промышленных предприятий, научные исследования в научно-исследовательских институтах системы образования, отраслевых и академических научно-исследовательских институтах; производственный процесс на предприятиях отраслей экономики.
Задачи профессиональной деятельности
Педагог должен быть компетентен в решении следующих профессиональных задач:
– организации и проведения учебных занятий теоретического и производственного обучения, руководства учебно-познавательной, учебно-производственной, учебно-исследовательской работой обучающихся, осуществления идеологической и воспитательной работы;
– проектирования, планирования учебных занятий теоретического и производственного обучения, создания научно-методического обеспечения образовательного процесса и материально-технической базы в учреждении образования;
– организационно-управленческой работы в учреждении образования;
– научно-исследовательской и инновационной деятельности по проблемам профессионального образования, создания педагогических проектов, частных методик обучения и воспитания;
– разработки и создания материального или интеллектуального продукта по направлению специальности.
В проектной деятельности
– работать с нормативно- технической и справочной литературой;
– разрабатывать конструкторскую документацию;
– осваивать новые виды техники и инновационные технологии по направлению специальности;
– проектировать новые материальные объекты, создавать новый интеллектуальный продукт;
– проводить патентный поиск, оценивать патентноспособность и патентную чистоту технических решений;
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога»
Текст лекции
Сущность профессии педагога
Профессия педагога относится к профессии типа «человек-человек».
Основная цель деятельности педагога – становление и преобразование человека. Основная функция – управление процессом интеллектуального, эмоционального, физического развития человека, формирование его духовного мира.
Этимология слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который за руку вел ребенка господина в школу.
Греч. Paidagogos (paidos – дитя ago – веду)
Важной характеристикой профессии является творчество (процесс решения педагогических задач в постоянно меняющихся условиях).
Для труда педагога характерны интеллектуальность, гражданственность, эмоциональная насыщенность, гуманизм.
2 Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определеных социальных ролей в обществе [23, с. 10].
Педагогическая деятельность направлена на обучение, развитие и воспитание учащихся.
Профессионально-педагогическаядеятельность – интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. ППД направлена на обучение профессии и профессиональное развитие человека.
3 Н.В. Кузьмина определяет профессионализм деятельности педагога как качественную характеристику субъекта деятельности – представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.
К структурным элементам индивидуальной педагогической деятельности Н.В. Кузьмина относит:
· цели, которые в повседневной деятельности формулирует педагог;
· средства педагогической коммуникации (мера их соответствия уровню развития педагогики, методики и технологий обучения с одной стороны, и требованиям к профессиональной умелости выпускника);
· учащихся, исходный уровень их готовности к освоению учебного предмета и интенсивность их продвижения в усвоении учебной дисциплины под руководством педагога, факторы этого продвижения;
Владение функциональными умениями индивидуальной педагогической деятельности позволяет проектировать процесс решения педагогических задач. Н.В. Кузьмина к функциональным умениям относит следующие:
· гностический (или исследовательский) элемент включает анализ педагогической ситуации, формулирование педагогической задачи, добывание знаний, необходимых для ее продуктивного решения;
· проектировочный элемент включает действия, связанные с предвосхищением, “забеганием вперед”, предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение всего времени;
· конструктивный элемент включает действия, связанные с композиционным построением предстоящего занятия, мероприятия, урока, собрания, экскурсии, проигрыванием разных вариантов его построения в условиях системы предписаний, диктуемых программой, учебником, наличием наглядных пособий и технических средств обучения, временем, в течение которого должна быть решена конкретная, текущая педагогическая задача;
· коммуникативный элемент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогической задачи;
· организаторский элемент включает действия, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления, деятельности учащихся, связанные с ее усвоением, собственной деятельности и поведения в процессе решения педагогических задач.
Овладение указанными компонентами деятельности обеспечит творческое, продуктивное решение педагогических задач. Отметим, что даже у педагогов с примерно одинаковым уровнем развития педагогических умений, оказываются разные результаты.
В зависимости от результатов деятельность педагога, по мнению Н.В. Кузьминой, может соответствовать одному из следующих уровней:
· репродуктивному, когда преподаватель целиком поглощен пересказом, близким к тексту, то есть его внимание сосредоточено главным образом на учебной информации, безотносительно к другим элементам педагогической системы (учащийся воспринимается как фон);
· адаптивному, когда педагог понимает важность того, что одну и ту же информацию можно преподавать разными способами, адаптируя ее к особенностям восприятия учащихся;
· системно-моделирующему знания и умения, когда к педагогу приходит осознание того, что целью образования является формирование профессиональной позиции и целенаправленности самого учащегося как субъекта учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности;
· системно-моделирующему творчество, когда для педагога “точкой отсчета” при формулировании педагогических задач становится сам учащийся и те классы задач, которые ему предстоит самостоятельно решать за пределами данной педагогической системы.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности являются образовательный процесс в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, в учебных центрах и межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, в высших учебных заведениях, учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров, в отделах технического обучения промышленных предприятий, научные исследования в научно-исследовательских институтах системы образования, отраслевых и академических научно-исследовательских институтах; производственный процесс на предприятиях отраслей экономики.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2776; Нарушение авторского права страницы