объективность оценивания результатов обучения учащихся учителем

Выступление на педсовете «Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Выступление на педсовете

« Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования»

Подготовила: учитель начальных классов Видякова Е.А..

Учитель в школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

Жизнь человека – это непрерывный процесс обучения, познания окружающего мира. Начальная школа – важнейшая ступень в развитии ребенка, которая наставляет юного ученика на путь знаний, раскрывает ему двери в науку.

Известно, что результат обучения напрямую зависит от деятельности педагога, от методов его работы. Педагоги стараются использовать различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Но, чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. Контроль качества знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность школьников путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования – обеспечить высокое качество обучения, а не ловить ученика на незнании, не унижать его достоинства, не формировать комплекса неполноценности и неспособности. Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» У многих встречались и такие ситуации.

Ученик учится очень слабо по предмету. За текущую контрольную работу он получил «2», при выставлении Вами отметок в журнал он попросил Вас не ставить «2», т. к. его дома будут ругать. (Ваши действия коллеги).

Ученик выполнил проверочную работу. Одному Вы поставили «4», а другому при таком же количестве ошибок «3». Ученик, получивший «3», решил выяснить у Вас, почему выставлены разные оценки. ( Ваши действия).

В школу пришла мама одного из Ваших учеников и высказывала возмущение по поводу успеваемости сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьёй, а оценок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Репетитор говорит, что мой сын способный мальчик, а Вы к нему предвзято относитесь». (Ваши действия).

Ученик систематически забывает на Ваших уроках тетрадь, проверочные работы выполняет на листках, часто их не сдаёт, а устно в классе не отвечает.

Как объективно оценить такого ученика? Как создать для него ситуацию успеха?

Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. Ведь есть школьная программа, в которой четко расписано: что, в каком объеме должен знать и уметь ученик. Также есть планирование учителя, в котором подробно указано, чему на каждом уроке должен научиться ученик, что он должен узнать и уяснить, но никто из них не задумывается над тем, как же определить, усвоил ученик знания полностью или не в полном объеме? Научился он чему-нибудь или нет. Может, он все знает, но сегодня у него болит голова или зуб, поэтому он не может раскрыть свои возможности в полном объеме. Примеров таких «может быть»— сколько угодно! Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема.

Особенно остро вопрос об оценивании знаний детей встает перед родителями после первого полугодия второго класса, когда педагог начинает выставлять отметки в журнал и дневник. Во втором классе отметки становятся неотъемлемой частью обучения в образовательном пространстве, после безотметочного обучения в первом классе, пока дети адаптировались к новым условиям жизни в школе.

Современные родители активно готовят детей к школе, водят их на различные дополнительные занятия, кружки, секции. Когда начинаются первые отметки, почти все благополучные родители ждут высоких достижений от своих детей. Но так не всегда происходит. С чем это может быть связано? Современный процесс образования сильно отличается от того, который был несколько лет назад, когда учились родители школьников. Приходя ко мне на родительские собрания, большинство взрослых говорят, что сами с трудом понимают, как решить те или иные задания, и отмечают, что раньше хорошие отметки получить было легче. В итоге получается, что детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы быть успешными в школе. Конечно, много таких детей, которые без помощи взрослых прекрасно справляются с современной программой, и им нужна минимальная помощь со стороны взрослых.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы оцениваем только знания, которыми овладел учащийся, не оценивания его деятельность на уроке. Что в последнее время приводит к конфликтным ситуациям.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно быть комфортное психологическое самочувствие учителей и обучающихся; создание благоприятного микроклимата в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно. Успешной работы и удачи!

Источник

Разработка педагогического совета на тему «Способы повышения объективности оценки образовательных результатов обучающихся в общеобразовательной организации»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Способы повышения объективности образовательных результатов обучающихся образовательных результатов».

Эпиграф к пед. Совету: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность оценивать прогресс учеников».

Майкл Барбер ( профессор Высшей школы экономики (Москва)

и Высшей педагогической школы Гарвардского университета ).

Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальных в педагогической

теории и практике. В разные периоды жизни общества измерение качества знаний обучающихся, а также отображение результатов этих измерений всегда вызывали интерес со стороны педагогов, психологов, родителей. Обратимся к истории. Как изменялась система оценивания?

1738 г. Киевская духовная семинария:

Баллы (с 1848г.) (граф С.С.Уваров)

отлично хороший успех: ученик твердо знает все пройденное весьма основательно, отвечает идею ясно, опровергает все возражения (12)

весьма хороший успех: знает пройденное основательно, отвечает определительно, важнейшие вопросы разрешает, выражается ясно и связно (11-10)

хороший успех: знает пройденное хорошо, но идеи развивает не совсем точно, вопросы разрешает иногда не свободно, говорит не довольно плавно, повторяется (9-8)

успех удовлетворительный: понимает и знает все пройденное довольно хорошо, отвечает неточно, но пропущенное вспоминает легко, при вопросах затрудняется, выражается неточно и неясно (7)

посредственный успех: знает посредственно, понимает многое неясно, сбивчиво, отвечает с ошибками и говорит заученное наизусть (6-5)

худой успех:- много не знает или ошибочно понимает; впрочем, оставшись в классе в будущем году, курсу следовать может (4-3)

весьма худой успех: так мало знает, или так худо понимает, что курсу и в будущем году следовать не может и должен быть переведен на низший класс (2-1)

В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»).

В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.

В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний распространенные в США. Такая система получила название учебное портфолио.

Принятая в России 5-и балльная система не является общемировой практикой.

Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, не может объективно оценить его. Оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому процесс оценивания одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти каждой школы.

Процесс контроля образовательных результатов учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Учитель выставляет обучающемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.

Что входит в оценочную деятельность учителя:

Это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам учебного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности.

В системе оценивания в школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования (ВПР, Рпр, и др.), аттестация ОУ, ГИА. По сравнительному анализу результатов различных оценочных процедур выводится объективность оценивания образовательных результатов.

В процессе оценивания учебных достижений обучающихся учитывают:

характеристики ответа: правильность, целостность, полноту, логичность, обоснованность;

качество знаний: осмысленность, глубину, гибкость, действенность, системность,

сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;

уровень владения умственными операциями: анализом, синтезом, сравнением,

абстрагированием, классификацией, обобщением и пр.;

развитие творческих умений (умения обнаруживать проблемы, формулировать гипотезы, проверять их);

самостоятельность оценочных суждений.

На основе этих показателей выделяют уровни учебных достижений, каждому из которых

соответствует своя шкала оценок в баллах.

Начальный уровень: ответ обучающегося фрагментарен, характеризуется зачаточными

представлениями о предмете изучения.

Средний уровень: обучающийся воспроизводит основной учебный материал, способен выполнять задания по образцу, владеет элементарными навыками учебной деятельности.

Достаточный уровень: обучающийся знает существенные признаки понятий, явлений,

связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно

применяет знания в стандартных ситуациях, владеет умственными операциями (анализом,

абстрагированием, обобщением и пр.), умеет делать выводы, исправлять допущенные

ошибки. Ответ обучающегося полон, правилен, логичен, обоснован, хотя и недостаёт собственных суждений.

Богатый опыт многих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочными знаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

От его правильной организации во многом зависят:

– эффективность управления учебно-воспитательным процессом;

– качество подготовки выпускника школы.

Задача педагога – проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Цели контроля знаний в учебном процессе

Основная цель контроля образовательных результатов состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль должен быть:

Раскроем эти принципы контроля подробнее.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы:

– что должно проверяться,

– кто должен опрашиваться,

– какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки,

– какой ожидается эффект от проведения проверки.

б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов.

Среди них выделяют следующие:

– четкое выделение общих и конкретных целей обучения,

– обоснованность выделения и отбора содержания контроля,

– обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,

– организованность проведения контроля.

От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

Письмо Федеральной службы по надзору ….

в) Под всесторонностью контроля понимают охват большого материала по содержанию проверяемого материала

г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

д) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный (периодический) и итоговый.

Предварительный контроль позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля–регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовиться к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень.

Результаты анкетирования учащихся:

1. Считаете ли вы необходимым оценивание учебной деятельности?

2. Нужно ли изменить систему оценивания в школе?

— оставить пятибалльную систему (большинство)

— ввести безоценочное образование (несколько)

— ввести многобалльную систему (3 человека)

3. Какую роль играет оценивание ваших учебных результатов?

— является стимулом для дальнейшей работы над собой (большинство)

— определяет уровень моих знаний

— Позволяет мне чувствовать себя уверенно (несколько)

— оценки нужны родителям

4 От чего на ваш взгляд зависит объективность выставленной учителем оценки?

— от уровня знаний учащегося (несколько)

— от точности ответа

— от отношения к ученику

— от самого учителя (большинство)

5. Какие формы контроля для оценивания вашей учебной деятельности используются учителями?

— контрольная работа, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа

— диктант, творческая работа, тест, устный ответ, реферат, задания в рабочей тетради

6. Приведите аргумент (аргументы) в поддержку следующего утверждения: Выставление оценки «2» в журнал не способствует успешности обучения учащегося, потому что:

— учащемуся не дано понять

-пропадает желание учиться (большинство)

7. Приведите три критерия. Согласно которым за работу учащегося следует поставить оценку «5»

— творчество, хорошую активную работу на уроке, безупречную правильную работу, устный ответ, который не требует дополнения, красивый рисунок, выполненное домашнее задание, знание предмета хорошую учебу

— за знания, эрудицию, работоспособность (большинство)

Результаты анкетирования учителей:

1. Какие формы контроля Вы используете на своих уроках?

Контрольная работа, самостоятельная работа, практическая и лабораторная работы, диктанты, творческие работы, сочинения, изложения, тесты, онлайн тестирование, устный ответ, ответ у доски, реферат, работа в группе, зачет, проект.

2. Какие требования предъявляются к ученику при выставлении оценок «5», «4», «3», «2»?

3. Как Вы относитесь к пятибалльной и многобалльной системам оценивания?

Не пользовалась ________________

4. Как добиться объективности при выставлении оценок?

— знать критерии (нормы) выставления оценок

— соблюдать контрольные требования к предмету

5. Продолжите фразу: «Я никогда не поставлю ученику оценку «2», если …

— имеет уважительную причину

— первый раз не готов к уроку

— не смог разобраться в задании

6. Продолжите фразу: «Я обязательно поставлю ученику оценку «5», если …

— дан полный, исчерпывающий ответ

— использовал дополнительный материал

— ответил лучше, чем в предыдущий раз

План мероприятий повышения объективности оценивания образовательных результатов.

Решение педагогического совета.

В течение учебного года

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Выступление на педсовете по теме » Объективное оценивание обучающихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблема объективного оценивания обучающихся.

Уважаемые коллеги! Часто нам приходится сталкиваться с противоречивыми мнениями родителей и вышестоящих органов об объективности оценивания учащихся. С одной стороны родителям всегда кажется, что мы занижаем оценки, а с другой стороны – полная противоположность, т.е. существует завышение оценок учащихся со стороны учителя.

В современной дидактике проблема объективного оценивания является самой сложной.

Мы знаем, что под оценкой знаний, умений и навыков понимается процесс сравнения достигнутого учащимся с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Оценкам подвергаются наличные знания учащихся и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции.

Отсутствие объективного оценивания результатов учебной деятельности создает условия, в которых укореняется и властвует субъективное оценивание достижений учащихся. А предоставление возможности учащимся, родителям, другими учителям оспорить оценку учителя по существу является средством нейтрализации властвующего субъективизма в оценивании. Эта возможность — вынужденная мера, которая не решает самой проблемы объективности оценивания, а делает уязвимым учителя, утверждая в глазах общества его виновность в необъективности оценивания. В действительности это не вина учителя, а беда общества, в котором не обеспечена объективность оценивания в учебной деятельности.

В настоящий момент в масштабах страны предпринята попытка решить эту проблему, и созданный Центр тестирования (стандартизированных измерительных материалов) решает задачу объективного оценивания уровня подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, обслуживая эксперимент по организации и проведению единого государственного экзамена, также проводятся всероссийские проверочные работы, но эти пока не исключают отношения ученик –учитель. Конечно, разработка средств, позволяющих объективно оценивать уровень подготовленности выпускников — это серьёзная задача. Эта задача появилась потому, что- считают в общеобразовательной школе отсутствует система объективного оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

В школьной практике учитель постоянно находится в процессе тотального оценивания: свойств, качеств, отношений, действий ребенка, ученика, воспитанника, их поведения, учебной деятельности, учебных действий, различных работ ученика, успеваемости, знаний, умений — оценивается все, что оказывается вовлеченным в сферу отношений учитель – ученик. Мы, учителя, являемся носителями совокупности множества оценок, от которых нас никто освободить не может, да и сами мы не может освободиться.

Как видим, реально существующее оценивание в школе касается очень многих сторон, а официально оцениванию подлежат только знания и умения учащихся, для чего определена и обязательная форма фиксации результата оценивания в виде пятибалльной системы отметок.

Анализируя все это, мы должны сделать для себя выводы и сообща работать над проблемой объективного оценивания. В целях уменьшения субъективизма при оценивании качества знаний я предлагаю принять такие меры:

1.начиная с младших классов всем учителям оценивать итоги, исходя из требований стандарта образования;

2.привить учащимся больше самостоятельности, оценивая их работу на уроке тестированием или выполненными ими иными самостоятельными работами именно на уроке, что является наиболее объективной оценкой.

3. усилить работу по преемственности начальной ступени и средней ступени общего образования нашей школы.

Источник

Проблема объективной оценки знаний обучающихся.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблема объективного оценивания знаний обучающихся.

Со стороны кажется, что ничего сложного в объективной оценке качества знаний ученика нет. Ведь есть школьная программа, в которой четко расписано, что, в каком объеме должен знать и уметь ученик. Также есть планирование учителя, в котором подробно указано, чему на каждом уроке должен научиться ученик, что он должен узнать и уяснить. Никто не задумывается над тем, как же определить, усвоил ученик знания полностью или не в полном объеме? Научился он чему-нибудь или нет?

Школьная отметка (оценка) — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер учащегося, качества педагога, его отношение к ученику. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащегося, потому как формирует в его сознании систему восприятия учебного процесса через модель постоянного достижения цели и, как следствие, награждения (в данном случае, оценивания) его за выполненную работу.

Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

Что же подразумевается под понятием «объективность оценивания»? Некоторые варианты:

Одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся.

Разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости.

В основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку.

Не смотря на очевидность вышеуказанных вариантов, на практике возникает некоторое количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся. Приведем некоторые из них.

Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.

За последнее время достаточно часто менялись учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.

При проверке качества освоения темы, курса или его отдельных частей учитель ориентируется на свое понимание и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны. Все эти проблемы учитель решает сам, опираясь на свой опыт, либо обращается к методической литературе. К сожалению, не вся литература качественна и способна реально помочь учителю, особенно молодому, не имеющему никакого опыта.

Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.

Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем:

— Разделение учеников на группы («сильные», «средние», «слабые»).

— Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить родителям или общественности.

Рассмотрим особенности проблемы объективного оценивания в общеобразовательной школе, что позволит сделать весьма обнадеживающий вывод, что в обществе имеется реальная возможность положительно решить проблему объективного оценивания знаний учащихся.

В школьной практике учитель постоянно находится в процессе тотального оценивания свойств, качеств, отношений, действий ребенка, ученика, воспитанника, их поведения, учебной деятельности, учебных действий, различных работ ученика, успеваемости, знаний, умений — оценивается все, что оказывается вовлеченным в сферу отношений «учитель-ученик». Учитель является носителем совокупности множества оценок, от которых его никто освободить не может.

Как видим, реально существующее оценивание в школе касается очень многих сторон, а официально оцениванию подлежат только знания и умения учащихся, для чего определена и обязательная форма фиксации результата оценивания в виде пятибалльной системы отметок.

Но оценивая знания или умения, учитель не может исключить влияния на эту оценку уже имеющихся у него оценок других сторон, свойств и качеств этого же ученика, от чего в оценке и появляется так называемый субъективный элемент.

Оценивание в учебной деятельности — это вид деятельности по установлению ценности достигнутого учеником. Само установление ценности проводится путем сравнения начального уровня с достигнутым и достигнутого уровня с эталоном. Но чтобы сравнить один уровень достигнутого с другим уровнем и чтобы это сравнение имело объективный характер, прежде всего само достигнутое должно быть измерено. Измерено с использованием средств, содержащих заранее установленные единицы измерения. Следовательно, прежде всего необходима деятельность, в которой проводится измерение достигнутого. Таким образом, объективной оценивающей деятельности предшествует деятельность по объективному измерению достигнутого.

А в оценивающей деятельности сравниваются уже объективно измеренные достижения.

Именно деятельность по измерению достигнутого в общеобразовательной школе отсутствует, поскольку учитель не имеет ни шкалы измерения, ни инструментов измерения того, что каждодневно оценивает. Поэтому учитель совершает оценивающую деятельность без измерения достигнутого учеником, а по своему усмотрению, и выставляет отметку о состоявшемся оценивании в баллах, количество которых само по себе определяет или указывает разные уровни достигнутого учениками. Результатом же оценивающей деятельности, осуществляемой без специального объективного измерения, является субъективная оценка.

Но проблема объективного оценивания не только в преодолении субъективизма в оценивании. В учебной деятельности недостаточно четко определено не только то, как оценивать, но и то, что должно оценивать: знания, умения или навыки учащихся и т.п.

Мы исходим из того, что оценивать должно не ребенка, не ученика, не воспитанника, не их поведение или отношения, не учебную деятельность, не учебные действия, не успеваемость, не знания и умения как таковые, а работу ученика. Под работой ученика мы понимаем продукт, который ученик изготавливает на уроке по специально разработанному заданию. В настоящее время такой продукт ученик не изготавливает, хотя к такому продукту можно отнести выполненные контрольные, диктанты и т.п.

Продукт достаточного качества ученик не сможет изготовить без наличия у него необходимых знаний и умений. Следовательно, в продукте ученика проявляются его знания и умения, которые формируются при работе на уроке и домашней подготовке к урокам. Поэтому, оценивая продукт ученика, мы оцениваем знания и умения ученика, но не сами по себе, а как необходимые свойства, элементы и инструменты, обеспечившие изготовление продукта. Таким образом, продукт ученика является тем предметом, который должен и может быть объективно измерен и оценен.

Для изготовления таких продуктов ученику предлагаются специальные задания, мы называем их диагностирующими заданиями. Выполненное диагностирующее задание — это и есть продукт деятельности учащегося, который может и должен быть оцениваем объективным образом.

В диагностирующих заданиях, составляющих тот или иной элемент культуры, предназначенный для овладения, выделяются существенные элементы понятий, умения, четко выделяются теоретическая часть и практическая часть. Общее количество этих элементов определяет объем задания. Представление всех элементов в специальной форме служит эталоном выполнения этого задания, что позволяет измерить и оценить продукт ученика с математической точностью по количеству представленных в нем элементов и теоретической части, и практической части.

В этой позиции измеряется и оценивается не «ответ», не «знания», не «усвоение» как таковые, а продукт ученика, изготовленный по диагностирующему заданию, представляющему тот или иной элемент культуры, предназначенный для овладения, объем которого предварительно определен количеством существенных элементов понятия, умения.

Выделяя в продукте ученика наличное количество заданного содержания, мы измеряем продукт. Сопоставляя это наличие с тем, что должно быть, с эталоном, мы оцениваем. Если продукт измерен, то процедура оценивания принципиально не отличается от оценивания продукта любой другой деятельности. При совпадении содержания продукта с должным, мы констатируем положительный результат, при несовпадении — отрицательный.

По умолчанию считается, что если учитель овладеет средствами измерения продукта ученика и процедурой объективного оценивания, то непременно применит их в своей практике, и субъективизм оценивания в системе общеобразовательной школы будет преодолен.

Но в современной школе такой учитель не остается только с продуктом ученика, учитель включен в систему реальных отношений «учитель-ученик» и не может из них выйти. А так как другие учителя школы находятся вне объективного оценивания, т.е. такой процедуры не осуществляется ими, то данный учитель легко возвращается к имеющейся в школе системе оценивания, которая не требует никакой специальной дополнительной работы.

Таким образом, объективность оценивания в учебной деятельности может быть достигнута только вынесением оценивания за пределы отношений «учитель-ученик».

Мы исходим из того, что работа каждого ученика на каждом уроке должна быть оценена объективно. Именно об этой проблеме объективности — об объективности оценки работы всех учащихся в классе на каждом уроке — и должна идти речь. Оценивание же продукта незаконченной, продолжающейся учебной деятельности объективно является диагностирующим оцениванием. Сама деятельность, оценивающая продукт незаконченной учебной деятельности ученика, носит типичный диагностирующий характер, поскольку эта деятельность совершается не для того, чтобы оценить и выставить ученику оценку-отметку, а для того, чтобы своевременно помочь ученику овладеть содержанием учебного материала.

Встает вопрос и об объективности изготовления урочного продукта, т.е. ученик должен находиться в условиях, позволяющих ему самостоятельно изготавливать продукт: без обращения к соседу по парте, к учителю, к учебному пособию, если это заранее не предусмотрено. Если не обеспечить самостоятельности в изготовлении продукта каждому ученику, то достигнутая объективность оценки несамостоятельно изготовленного продукта (выполненной работы) ученика, превращается в фикцию объективности. Объективная оценка работы ученика не будет выражать объективной оценки его уровня владения программным материалом. Здесь надо обратить внимание на то, что мы естественно переходим от объективного оценивания продукта ученика к объективной оценке уровня подготовки самого ученика, если продукт изготавливается им самостоятельно.

Для педагогической сферы содержание изготовленного учеником продукта должно быть обязательно сопоставлено и сравнено с таким же содержанием продукта, изготовленного ранее тем же учеником. И если второй продукт будет содержать меньшее количество элементов, чем первый, то результат деятельности — отрицательный, но если же – больше элементов, чем первый, то результат деятельности — положительный. Положительный даже в том случае, если этот результат не достигает эталона. Это и есть педагогически справедливое оценивание. В этом состоит особенность педагогической оценки: за личное достижение не может быть дана отрицательная оценка. Это позволяет нам считать, что оценка или сравнение измеренного продукта ученика не с эталоном, а с аналогичным продуктом, изготовленным ранее тем же учеником, является прерогативой учителя и должна принадлежать учителю. Таким образом, за пределы отношений «учитель-ученик» следует вывести только измерение продукта и его эталонное оценивание.

Именно переход учителя к работе на основе объективных данных о ежедневно совершающихся изменениях в результатах учебной деятельности учащихся позволяет полноценно реализовать утративший свое назначение и ценность дидактический принцип «от известного к неизвестному».

Измерение ежеурочного продукта ученика и объективная оценка его имеет решение. Дело только в том, действительно ли мы желаем строить работу в системе общего образования на основе объективного измерения и оценивания продуктов учебной деятельности учащихся?

Реализация системы, в которой к учителю ежедневно поступают объективные данные об измерении и оценке ежеурочного продукта каждого ученика по учебному предмету, а учитель на основе этих данных разрабатывает тактику и стратегию обучения каждого следующего урока, возможна.

Суть реализации предложенной системы (мы не касаемся конкретных форм ее реализации, которые, кстати, могут быть значительно усовершенствованы, особенно с подключением к ЭВМ) состоит в следующем.

Обязательным структурным элементом урока должно стать изготовление урочного продукта каждым учеником.

Для этого необходимо подготовить (иметь) диагностирующие задания по учебным предметам, представляющим основы наук, с эталоном для измерения выполненных заданий, и создать условия, которые обеспечивали бы каждому ученику самостоятельность в изготовлении урочного продукта. (При этом следует понимать, что время, отводимое на ДЗ, есть и время учебной деятельности, в которой ученик неоднократно изготавливает один и тот же продукт, совершенствуя при этом свои знания и умения).

Наладить измерение и сравнение с эталоном урочных продуктов учащихся за пределами отношений «учитель-ученик».

Наладить поступление данных об измерении и сравнении с эталоном урочных продуктов учащихся к учителю в тот же день до окончания рабочего времени учителя.

Что дает такая система?

Получая объективные данные о ежедневно совершающихся изменениях в результатах учебной деятельности учащихся, учитель получает реальную возможность всякий раз начинать обучение от известного учащимся к неизвестному, т.е. восстанавливается естественный характер обучения.

Регулярная, ежедневная самостоятельная работа учащихся и объективная оценка ее учителем на основе объективно измеренных продуктов повышают ответственность учащихся за свою учебную деятельность на уроке.

Повышается уровень усвоения программного материала учащимися класса в целом, согласно нашей статистике, на 20-40%, а для отдельных учащихся эти проценты означают повышение усвоения в два и более раза.

Эта система функционирует, частично решая вопрос объективной оценки и одновременно повышая уровень знаний учащихся.

В заключение отмечу, что, конечно, не все проблемы объективного оценивания и пути решения проблемы были рассмотрены. И приведенные примеры позволяют решить пусть всего лишь одну, но достаточно сложную проблему — уменьшение субъективизма при оценивании качества знаний учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *