нет учителя предметника что делать
В школе нет трех учителей по главным предметам. Что делать и куда жаловаться?
В школах часто не хватает учителей. Иногда даже по профильным предметам. Как быть, если дети остались без алгебры, физики и геометрии? Разбираемся вместе с юристом Анной Пойловой.
Вопрос. 1 сентября нашим детям было объявлено, что в классе для них нет учителей по трем предметам: алгебра, геометрия и физика. На родительском собрании родителям сообщили, что в стране проблемы с кадрами в этой сфере, и предложили подключаться и искать учителей самостоятельно, что мы, родители, и сделали. Уговаривали всех возможных знакомых и студентов. Естественно, в сентябре это было делать поздно: у всех знакомых уже были свои сложившиеся планы. Полноценного преподавания у нас на данный момент так и нет, в класс приходят те педагоги, которые свободны, заставляют детей самостоятельно изучать материал, «пасут» их, дают контрольные. Естественно, результаты очень низкие. Кто виноват в сложившейся ситуации? Чего мы вправе требовать, а чего нет? Департамент образования сообщает, что это не их забота, сейчас везде сложно.
Ответ. Школа обязана обеспечить всеми условиями для получения образования. Учителя необходимы для качественного обеспечения учебного процесса. Без учителей невозможно придерживаться стандартов в обучении.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни*.
А что делать, если нет учителей? В первую очередь необходимо написать жалобу директору. Если это не принесло результатов, родителям следует обратиться в уполномоченные государственные органы в сфере образования. Например, можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) или в Министерство образования РФ.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Иллюстрация: shutterstock / Semanche
Как поменять учителя в школе
Бывает, что ребёнку не нравится ходить в школу по самым разным причинам. Родителю в таком случае стоит отнестись к ситуации с чуткостью и разобраться, в чём дело. Болезненные отношения со школой могут вытекать из конфликтов как со сверстниками, так и с учителями. Если решить конфликт невозможно, то необязательно переводить ребёнка в другую школу — в некоторых ситуациях родители могут поменять учителя. Как грамотно составить заявление на смену учителя в школе, к кому с ним обращаться и как поддержать ребёнка, обсудили с юристом и психологом.
У родителей есть законные основания требовать смены преподавателя. Это право гарантируется Законом «Об образовании в Российской Федерации». Обязанности школьного педагога установлены п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при их несоблюдении родители могут просить школу о замене учителя. Вот эти обязанности:
1) обеспечение реализации в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
К правам и свободам обучающихся относятся, среди прочего, уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия — в школе недопустимы физические наказания, а также оскорбления учеников, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья, а также свобода совести, информации, право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Российским законодательством гарантируется право родителей на то, чтобы знакомиться с содержанием образования своих детей, с используемыми в школе методами обучения и воспитания, с оценками успеваемости учеников, а также возможность защищать права и законные интересы детей.
В целях защиты своих прав как сами обучающиеся, так и их родители могут направлять в органы управления школы обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогам, нарушающим права учеников или их родителей. Заявление вы можете подать сами или нанять для этого юриста. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению администрацией школы вместе с учениками и родителями. Кроме того, вы имеете право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии конфликта интересов педагогического работника.
Последовательность действий родителей, которые хотят поменять учителя по предмету или классного руководителя:
Переход на домашнее обучение — один из вариантов действий, если в обычной школе что-то идёт не так
Заявление о смене учителя в школе
Заявление подаётся родителями в свободной форме на имя директора учебного заведения. Ниже пример подобного заявления.
Директору МБОУ СОШ № ___
от родителя/законного представителя (выбрать нужное)
ученика 5 класса Иванова Ивана Ивановича
Иванова Петра Семёновича
Прошу заменить преподавателя математики Петрову Марию Николаевну в связи с некорректным поведением (здесь нужно будет конкретизировать, в чём проблема, например: преподаватель оскорбляет детей на уроках) или неграмотным преподаванием предмета (важно указать, что конкретно не соответствует программе и образовательным стандартам, на ваш взгляд).
Чем больше обстоятельств, препятствующих преподаванию у детей, вы укажете, тем вероятнее, что в отношении вашего заявления примут положительное решение и удовлетворят ваш запрос на смену учителя.
С просьбой поменять учителя может обратиться как один родитель, так и весь класс — количество родителей, которые должны подписать заявление, не регламентировано. Однако это может повлиять на исход проблемы. Если учителем недовольны родители одного или двух учеников, скорее всего, школа предложит перевести этих детей в другой класс. В случае, когда класс единодушно выражает недовольство преподавателем, выше шансы, что учителя поменяют.
Сроки рассмотрения заявлений
Если негативный школьный опыт вызван общением с педагогом, у родителя есть несколько вариантов. В первом случае, когда у ребёнка есть проблемы ещё и в других аспектах школьной жизни, имеет смысл задуматься о фундаментальном решении вопроса — сменить школу или перейти на домашнее обучение.
Возможна и ситуация, когда проблема связана с конкретным учителем, на некорректное поведение которого повлиять не получается, а перевод в другую школу не рассматривается. Тогда родителю необходимо эмоционально грамотно поговорить с ребёнком — выстроить разговор так, чтобы ребёнок мог раскрыться и поделиться своими переживаниями. Важно, чтобы ребёнок, которого чем-то обижают в школе, не чувствовал себя виноватым, умел замечать и оценивать чужое некорректное поведение.
Родителям предстоит создать дома безопасное пространство для выражения своих эмоций, обсуждения обид. Чем старше ребёнок, тем проще ему будет подстроиться под ситуацию с педагогом так, чтобы она не травмировала его, — особенно, если конфликт с учителем у всего класса или большей его части. Однако родители должны быть готовы к тому, что от них потребуется дополнительная поддержка, — в том числе, возможно, придётся нанять ребёнку репетитора или пойти с ним к психологу, снизить ожидания от академической успеваемости ребёнка по предмету преподавателя, с которым у учеников не складываются отношения.
Конечно, помочь ребёнку не значит соглашаться с ним во всём. Родитель должен научить ребёнка здраво оценивать конфликтные ситуации, разобраться, действительно ли проблема в педагоге или дело в непосильной школьной программе. Оставаясь на стороне ребёнка, важно не поддаваться детской истерии и сохранять спокойствие.
Родителям, которые решили писать заявление о смене учителя, нужно всегда держаться в поле правовых отношений, вести себя корректно. Начиная процесс отстранения преподавателя от занятий, вы должны чётко понимать: вашему ребёнку плохо и вы хотите помочь. При наличии ресурсов не лишней может оказаться помощь юриста. Когда вы не можете сдерживать эмоции, он справится с этим вместо вас и сможет добиться более эффективных результатов.
Изображение на обложке: Viktoria / Dribbble
Ирина Мишина
Результат всего этого– профессиональное «выгорание» и отток учителей из школ. Собственно, родительская общественность и начала бить тревогу по этому поводу: один учитель на 2-3 предмета – это не вариант качественной учебы.
Проблему признает даже министр образования Нижегородской области Ольга Петрова. Она подтвердила в СМИ факт низкой оплаты труда учителей в Нижегородской области как основную системную проблему образования в регионе.
Кстати, вопрос, почему в областном бюджете не хватает денег, достаточно забавный. Ведь Нижегородская область – богатейший регион страны. В ближайшую трехлетку параметры бюджета Нижегородской области будут расти в положительном ключе, прогнозируют в Минфине. На 2021 год начальные доходы региона заложены в объеме 202 млрд руб. Конечно, бюджет на год формировался в непростой ситуации в связи с пандемией. Казалось бы, самое время направить деньги на главное – выполнение социальных обязательств и поддержку людей. Но вместо этого в статье расходов 2020 года заложена дополнительная сумма в 148 млн руб. на зарплаты хоккеистам «Торпедо». На празднование 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году выделены дополнительные средства, хотя федеральный бюджет и так направит на эти цели 20 млрд руб. При этом минимальная ставка учителя так и осталась на уровне минимального размера оплаты труда в регионе или даже ниже планки в 12 792 рубля.
Вторая, не менее серьезная проблема – цифровизация образования, бессмысленная и беспощадная. На эту программу брошены миллиарды, но на выходе результат привел к жалобам родителей на перегрузку детей и дополнительные, не оплачиваемые обязанности учителей.
Кстати, за использование дополнительных цифровых сервисов и за кипучую внешкольную деятельность в интернете учителя Нижегородской области, по их сведениям, не получают никаких доплат и бонусов.
«НИ» обратились к министру образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольге Петровой с просьбой пояснить, почему в регионе столь низкие зарплаты учителей. Мы получили ответ, в котором подробно описана схема формирования зарплаты учителя. Но о повышении зарплат педагогов – ни слова.
И далее: «Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые являются элементами заработной платы, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом». То есть зарплата учителя может быть установлена и ниже планки в 12 792 рубля, но чтобы учитель не умер с голоду, его могут нагрузить дополнительными обязанностями. И все по закону, не придерешься.
Средняя зарплата по региону таким образом поднялась.
Как прожить на эти деньги семье, в которой есть дети, честно говоря, для меня большой вопрос…
Но эти 36 085 рублей с копейками– только средние цифры. Печальное лицо истины выглядит иначе.
Низкие зарплаты учителей – беда всероссийского масштаба. По данным портала Город Работ.ру, средняя зарплата учителя в России на сентябрь 2020 составила 37 923 рубля.
Но такая ситуация, пожалуй, только в столице. По данным, которые нам предоставили в профсоюзе педагогических работников «Учитель», в Петербурге средняя зарплата учителя – 50-60 тысяч рублей, в Волгограде и области – около 20-и тысяч рублей.
Вообще, очень похоже, что низкие зарплаты учителей – это сугубо российская проблема. В 2021 году рейтинг стран по преподавательским зарплатам выглядел так:
Учить детей скоро будет некому. Как вернуть молодых педагогов в школы
Учительский состав школ стареет — педагогов, которые выходят на пенсию, заменить некем. По статистике, работу в системе образования выбирает всего 15% молодых специалистов, окончивших вузы. В Институте прикладных экономических исследований РАНХиГС признают — даже если 100% выпускников придут в школы, это не покроет потребности в учителях. Отсюда — растущий дефицит педагогов. По оценкам, в масштабах страны он уже достиг 250 тыс. человек.
В основном школам не хватает предметников. Об этом сообщила половина учителей, опрошенных в 2019 году экспертами ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования». Они участвовали в масштабном исследовании, охватившем более трех тысяч педагогов из 83 регионов. Респонденты отмечали — чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков, начальных классов.
Спустя два года ситуация не улучшилась. По данным проекта «Контур.Класс», в новом учебном году 30 из 170 школ Екатеринбурга испытывают трудности с учителем физики. Где-то его нет вообще, где-то физику преподают биолог или географ. Похожая ситуация с учителями химии.
В числе дефицитных предметников — учителя информатики и английского языка, которым проще найти работу с меньшей нагрузкой и высокой зарплатой. Учителей астрономии не осталось совсем — этот предмет ведут дефицитные учителя физики.
Опрос проекта «Контур.Класс» показал: 18% респондентов — почти пятая часть всех педагогов — готовы уйти из школы. Причин несколько. Самая очевидная — низкие зарплаты. Новые эксперименты с системами оплаты в школах, призванные устранить перекосы в этой сфере, педагоги воспринимают скептически.
Однако деньги — не единственный и не главный фактор. По отзывам, педагогов не устраивает прессинг школьной администрации, контролирующей отчетные показатели, часто — негатив со стороны родителей, слабая мотивация учеников и большой объем бумажной работы, которую не отменяет электронный документооборот. Заполнение журналов учебных занятий, инструктажей и других документов на класс из 30 учеников может отнимать несколько часов в день. В частных школах, где работа строится индивидуально, эффективность выше, а количество рабочих часов меньше, работать проще, но в любом случае нагрузка не соответствует оплате труда.
Многие учителя считают работу в школе неперспективной, поскольку их возможности строить вертикальную карьеру — завуч / директор/работник системы просвещения / министр — ограничены. В пример обычно ставят Юрия Биктуганова, который начинал работать учителем физики, а теперь отвечает за образование в регионе. Но министерских портфелей на всех не хватит. Основным занятием педагогов остается подготовка школьников. Большинство работают на одном месте десятки лет. Их преемникам из поколения Y (а на походе уже и Z) тянуть лямку не хочется. По статистике, число учителей в возрасте от 22 до 25 лет не превышает 5,5%, и в ближайшие годы ситуация не изменится, а если не принять меры, станет намного хуже.
Кое-что можно сделать уже сейчас.
Мы видим — выпускники педагогических вузов, точнее, те из них, что приходят работать в школу, долго там не задерживаются, хотя поначалу согласны терпеть нагрузку и получать небольшие деньги. Социологи уверяют, что молодые учителя заинтересованы в профессиональном росте и готовы работать с наставниками, чтобы в короткий срок приобрести опыт. Сбой происходит из-за того, что система наставничества в российских школах не развита, хотя 63% учителей считают институт наставничества необходимым, 20% признали, что нуждаются в наставнике, а 26% готовы стать наставниками для своих коллег (данные Федерального института развития образования). Вероятно, причина в том, что каждая школа пытается решить эти проблемы своими силами, хотя необходима горизонтальная коммуникация — прямое общение между педагогами в разных школах, без ведомств и начальства. Сегодня это возможно. Уже появились онлайн-системы, благодаря которым учителя в разных городах могут обмениваться своими наработками. Эти же IT-инструменты позволяют учителю сократить трудозатраты на рутинные операции. Вчерашние выпускники вузов к этому готовы, сложности могут возникнуть у учителей старшего возраста и директоров школ, которым нужно организовать взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Им нужно помочь, и проект «Контур.Класс» готов этим заняться.
Принципиальные решения уже есть, осталось реализовать их на практике.
«Не жалуйтесь, если в вашей школе не хватает учителей»
Школьное образование напрямую зависит от педагогов. Они хотя бы должны быть. Наш блогер, учитель истории Анастасия Морозова, рассказывает, как учителей принимают на работу и сколько из них увольняется из школ в течение года, а ещё почему у детей нет каких-то предметов по полгода.
Недавно написала пост о том, что больше всего наши учителя страдают от отсутствия уважения к их профессии. Что бегут педагоги из школ кто куда. Остаются не всегда те, кто должен остаться, а те, кому становится наплевать на своих учеников, и сделать с этим ничего нельзя: замены всё равно нет. На что мне в комментариях написали, что надо таких учителей увольнять, что «свято место пусто не бывает», придут другие, талантливые, хорошие, которые качественно будут выполнять свою работу.
Ха-ха, так они, эти талантливые и хорошие, в школу и побегут. Ну-ну. Расскажу о ситуации с учителями в нашей и соседних школах, а вы сами решайте, можно найти замену ушедшим учителям или нет.
Я сменила несколько школ, в последней работаю шестой год. За пять лет у нас уволились четырнадцать учителей: четыре ушли на пенсию, трое (средних лет) сбежали в другие школы (в основном, гимназии) или занялись репетиторством, остальные — это молодые учителя. Те, кого взяли на место ушедших, сбежали в течение одного-трёх лет. Остались единицы.
В некоторых классах определённых предметов не бывает месяцами. В прошлом году у шестых классов полгода не было уроков иностранного языка
На место ушедших учителей каждый год берут новых, чаще всего молодых. Почти никто из них не работает больше одного-двух лет, некоторые уходят после первой четверти, кто-то терпит до Нового года.
В этом учебном году взяли нового историка, двух учителей иностранного языка, учителя русского. Историк покинул нас после окончания первой четверти, одна молоденькая учительница английского языка не скрывает, что уйдёт после новогодних каникул. Остальные пока молчат, но взгляд потухший, некоторые периодически плачут на переменах в учительской, рассказывают, как им тяжело, что не справляются с детьми. На кого-то родители уже пачками пишут жалобы.
«Эти стандарты не лезут ни в какие ворота». За что критикуют новый ФГОС
Сколько новые учителя продержатся, не знаю, но вряд ли долго. В этому году три опытных учителя, настоящих профессионала, уже заявили, что в течение трёх лет по очереди уйдут из школы, доведут свои классы до выпускных и до свидания. Кто придёт вместо них, как думаете? А самое главное, как надолго?
Такая ситуация не только в нашей школе. В соседней висит одиннадцать свободных вакансий. Вот только желающих работать учителем нет
Сейчас реальность такова, что любой человек с педагогическим образованием может прийти в школу, открыть дверь ногой, ввалиться в кабинет директора, сказать, что может работать в школе, и всё, его не выпустят до тех пор, пока он не подпишет трудовой договор. Никого не будет интересовать, есть у него опыт работы, знания, любовь к детям, умение объяснять.
Нет, главное, что он согласен работать на такую зарплату и на тех условиях, на которых работает большинство учителей в России. Это главный критерий отбора при устройстве в школу.
Вы всё ещё думаете, что «свято место пусто не бывает»? Тогда приводите своих детей в нашу школу, но, когда у них не будет некоторых предметов из-за того, что нет учителей, не жалуйтесь и не удивляйтесь.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.