на каких признаках базируется работа учителя с одаренными детьми ответ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Чтобы успешно работать с одаренным ребенком в конкретной деятельности, прежде всего, нужно найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои способности. С этой целью на уроках я подбираю задания для карт более высокого уровня для развития проблемного мышления, творческих способностей, исследовательских качеств, выявления индивидуальных особенностей
Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, я использую не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и воображение, преувеличение, мозговой штурм, главной задачей которого является коллективный сбор как можно большего количества идей.
Также на уроках я использую другие активные методы:
1.Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: кто? Что? Зачем? Куда? Что? Когда? Как? а их различные комбинации рождают необычные идеи и решения относительно изучаемого объекта.
2.Метод сравнения. Дает возможность сравнить разные версии учащихся, а также их версии с историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и др.
3.Способ изобретения. Позволяет создать продукт, ранее не известный учащимся в результате определенных творческих действий.
Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
— отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости
Я провожу различные виды нетрадиционных занятий, такие как(урок-исследование, урок-путешествие, урок-творческий отчет), педагогических экспериментов. При выборе формы работы, я учитываю возрастные особенности детей, их интересы и склонности
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Вот почему методы и формы работы учителя способствуют решению обозначенной задачи. В работе с одаренными детьми предпочитаю современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает во многом понять точку зрения учащегося, смотреть на вещи с его и со своей точек зрения.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия; предметные кружки (кружок «Юнный математик», конкурсы (Интернет- конкурсы «Сириус», учи.ру, ), участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны. Цель, учителя выявить потенциально одарённых детей. Использовать специальные педагогические технологии, которые помогут адаптироваться детям. Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. На данном этапе развития информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами:
2. Организация интернет-олимпиад и конкурсов по предметам. Участвовать в таких олимпиадах может любой школьник, имеющий доступ к сети Internet и знающий современные языки программирования. Ученик может попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня. В основе обучения одаренных детей – личностно-ориентированные технологии, в рамках которых выстраиваются индивидуальные программы. Одно из деятельностных направлений этих программ – развитие и реализация творческого потенциала учащихся на основе участия в Интернет –олимпиадах.
Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся. Преподавание математики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.
Возможности использования компьютера в преподавании широки:
-использование компьютера при подготовке и проведении уроков;
-использование электронных учебников;
-использование ресурсов сети Интернет;
Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках:
Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.
Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.
Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Детей нужно знакомить с раннего возраста информационным и компьютерным технологиям, потому что наше будущее станет их настоящим, они с раннего возраста быстрее осваивают компьютер. Просто делать это нужно с трезвым взглядом на вещи: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и Интернет не заменили реальную жизнь
Хочется сделать вывод: нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.
Немаловажную роль в этом играет умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь сделать на своих уроках.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Совершенствование работы с одаренными детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающее разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Важнейшим результатом работы, проводимой с одаренными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в получении знаний и совершенствовании навыков, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повышается познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах и конкурсах. О результатах этой работы свидетельствуют следующие данныеВ заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми-это сложный и нескончаемый процесс. Это требует от педагога личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их подготовки, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями. Она требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что даже сегодня казалось творческой находкой и силой. И напоследок, хочу привести высказывани
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
На каких признаках базируется работа учителя с одаренными детьми ответ
Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.
Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.
Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.
Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.
Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
Как выявить одарённого ребёнка
Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Школы для одарённых детей
Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:
Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:
Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.
В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. Проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «Фоксфорда»!
Советы родителям одарённых детей
Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.
Совет 1. Обращайтесь к специалистам
Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.
Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 2. Пробуйте разное
Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.
Совет 3. Не давите
Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.
Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.
Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте
Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.
Совет 5. Уравновешивайте развитие
Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.
Совет 6. Ищите близких по духу
У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.
Совет 7. Проявляйте чуткость
Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.
Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть
Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.
Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.
Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учитель начальных классов
МБОУ Аксайского района гимназия №3
«Принципы педагогической деятельности в работе
с одарёнными детьми»
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одарённых личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одарённые дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одарённости личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребёнка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребёнка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребёнок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми.
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребёнка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одарёнными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости.
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Гимназисты успешно выступают в конкурсах различного уровня.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одарённости в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
групповые занятия с одарёнными учащимися;
кружки по интересам;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одарённости, организация работы по обучению и развитию одарённых детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одарённости мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одарённость: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одарёнными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одарёнными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одарёнными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
В гимназии есть одарённые дети и педагоги способные с ними работать, современная база, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
Проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.
Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков гимназистов.
Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере.
Всё выше сказанное привело к необходимости разработать и приступить к реализации в гимназии программы «Одарённые дети».
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.
I ступень – аналитический период (1—4-й год обучения) — при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
неправильное или неадекватное выявление одарённости ребенка, что может привести к тому, что ребёнок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одарённости снизятся;
рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одарёнными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведёт к тому, что потенциально одарённые дети, чью одарённость в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одарённых.
увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
положительная динамика процента участников и призёров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
повышение социального престижа гимназии намуниципальном, областном уровне.
Одарённые дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одарённости.
К выделенным видам одарённости относятся следующие:
Этот вид одарённости поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одарённость
Главным является то, что дети с одарённостью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
• Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
• Большая независимость в суждениях;
• Тонкое чувство юмора;
• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
Определение социальной одарённости гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.
Социальная одарённость выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одарённости охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одарённость, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно тем не менее выделить общее черты:
• Интеллект выше среднего;
• Умение принимать решение;
• Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
• Ощущение цели, направления движения;
• Уверенность в себе и знание себя;
• Умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одарённости проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Сложности психического развития одарённых детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одарённых детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одарённого человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.
Одарённые дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.