мцыри какой отрывок учить наизусть

Бой с барсом Отрывок Мцыри

Отрывок из поэмы Мцыри.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг… и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье… Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я — и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно — и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Как в битве следует бойцу.

Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌

Источник

Михаил Лермонтов

Бой с барсом (Отрывок из поэмы «Мцыри»)

мцыри какой отрывок учить наизусть. 41. мцыри какой отрывок учить наизусть фото. мцыри какой отрывок учить наизусть-41. картинка мцыри какой отрывок учить наизусть. картинка 41.

Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

мцыри какой отрывок учить наизусть. boj s barsom. мцыри какой отрывок учить наизусть фото. мцыри какой отрывок учить наизусть-boj s barsom. картинка мцыри какой отрывок учить наизусть. картинка boj s barsom.

БОЙ С БАРСОМ
Михаил Лермонтов

(Отрывок из поэмы «Мцыри» )

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…

Дата создания: 1838–1839 г.г.

«> мцыри какой отрывок учить наизусть. vinetka rozochka. мцыри какой отрывок учить наизусть фото. мцыри какой отрывок учить наизусть-vinetka rozochka. картинка мцыри какой отрывок учить наизусть. картинка vinetka rozochka.

Источник

Урок развития речи Выразительное чтение отрывка из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В соответствии и современными требованиями коммуникативной и практической направленности в обучении русскому языку и литературе важное значение имеют уроки развития речи, которые направлены на развитие познавательных, творческих способностей учащихся. На уроках литературы учим выразительному чтению стихотворного текста, обобщая работу над ним; рассказываем о принципах подбора отрывков для заучивания наизусть.

Урок развития речи

Выразительное чтение отрывка из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова

Цель урока: Продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста, обобщая работу над ним. Рассказать о принципах подбора отрывков для заучивания наизусть.

Подготовка урока. Урок проводится после изучения содержания поэмы «Мцыри», когда учащиеся уже сделали вывод: образ монастыря – тюрьмы был для Лермонтова воплощением всего того, что сковывает свободу, подрезает крылья человеку, мешает его права на полноценную жизнь, на борьбу.

Ученики дома подбирают отрывки для выразительного чтения, озаглавливают их (устно), обозначают паузы, ударения, тренируются в чтении.

Совместная работа учащихся и учителя на уроке.

На доске написаны заглавия отрывков из поэмы:

— Жизнь Мцыри в монастыре

— …О прощенье не молю…

— Умру рабом и сиротой

— Ты жил – я также мог бы жить!

— Было сердцу моему легко.

— И вспомнил я наш мирный дом.

— Я как брат обняться с бурей был бы рад.

— Страх не сжал души моей.

— Навстречу дню я поднял голову мою.

— Те думы – им уж нет следа.

— Думы пылкие мои смутились…

— С этой мыслью я засну…

Чем отличается первое заглавие от всех остальных?

Есть ли в поэме слова, которыми можно озаглавить всю исповедь юноши?

Что значит «душу рассказать»?

Зачем Мцыри рассказывает монаху? Может быть, он ждет сочувствия? Жалости?

Ученики читают отрывок из 20 главы (от слов «И кинул взоры я кругом…» до слов «И вашей жалости позор»).

Раскрывается смысл словосочетания «жалости позор». Вся исповедь Мцыри не просто рассказ, а яростный спор с теми, кто учил его смирению перед людьми и богом, пренебрежению радостями, отречению от родных и близких ради бога.

— Как отвечает Мцыри тем, кто учит его посвятить всего себя молитвам о спасении души?

(Ученики должны прочитать подготовленные дома отрывки «Я о прощение не молю» (3 гл.), «Я как брат обняться с бурей был бы рад « (8 гл.), «Я б рай и вечность променял…» (25 гл.).

Вывод: не в единении с богом, а с людьми и природой, в испытаниях опасностями и борьбой видит Мцыри счастье.

Учащиеся обращают внимание на выписки, сделанные на доске:

Хоть незнакомой, но родной; я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; мне на родину следа не проложить; виденья снов живых про милых ближних и родных; тоску по родине святой; родной опять раздастся звук; не будет тлеть в земле родной.

Прочитав эти выписки, ребята делают вывод: юноша тоскует по родным, от которых его насильно оторвали в шестилетнем возрасте. И это чувство Мцыри при чтении должно быть передано и ударением, и интонацией.

Домашнее задание: выучить один из отрывков поэмы наизусть (по выбору учащихся).

Источник

Урок литературы 8 класс ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ ОТРЫВКОВ ИЗ ПОЭМЫ «Мцыри»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ ОТРЫВКОВ ИЗ ПОЭМЫ

Знания на уроке: анализ поэтического эпизода.

Словарная работа: ключевые слова, поэтический образ.

1. Раскрыта ли тема сочинения?

2. Есть ли связь между различными его частями?

3. Нет ли сбоя на пересказ?

4. Правильно ли употреблены цитаты?

5. Убедителен ли вывод?

6. Есть ли фактические неточности, речевые ошибки?

7. Чем интересно данное сочинение?

Заметим, что работа над каждым из прочитанных сочинений должна направляться учителем и завершаться его комментарием.

II. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы может быть проведено в виде конкурса чтецов. Авторам лучших сочинений можно предложить составить жюри конкурса. Задача жюри — не просто выявить лучших чтецов, но и оценить глубину восприятия текста исполнителями отрывков.

Карточка для жюри с примерными вопросами и заданиями:

1. Сформулируйте тему выбранного вами отрывка.

2. Назовите основную мысль прочитанного отрывка.

3. Какие художественные образы нарисованы в данном эпизоде?

4. Перечислите в прочитанном тексте ключевые слова, помогающие раскрыть духовный мир лирического героя.

5. Какие средства художественной выразительности используются в данном отрывке?

6. Как передается в данном фрагменте крайнее волнение лирического героя?

7. Какую роль в композиции поэмы играет данный эпизод?

8. Оцените роль пейзажа в выбранном отрывке.

9. Какую роль в самопознании героя имеет данный эпизод?

10. Можно ли назвать данный отрывок самостоятельным, завершенным эпизодом в поэме и почему?

III. Подведение итогов конкурса. Чтение своих отрывков членами жюри. Ответы на вопросы класса.

Чтение пьесы «Ревизор».

Подготовить рассказ о постановках «Ревизора» в Петербурге и в Москве.

Примерный ответ ученика о первой постановке

Комедия удивила актеров еще во время первого чтения ее автором. «Что же это такое? Разве это комедия? — шептали слушатели друг другу. Участникам спектакля она казалась трудной и малопонятной. Актер Александринского театра Григорьев писал: «эта пьеса пока для всех нас как будто какая-то загадка. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актеры: их смущали непривычные герои пьесы — чиновники, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Однако ни большая часть актеров, ни инспектор театра Храповицкий не придавали должного значения советам автора, игнорировали его указания. Впоследствии Гоголь писал, что «костюмировка большей части пьесы была очень плоха и карикатурна». Единственный актер Сосницкий, игравший Городничего, устраивал Гоголя. Он, действительно, покорил в этой роли зрителей. Еще Гоголь надеялся на актера Афанасьева, игравшего Осипа и обнаружившего, по словам писателя, «внимание к словам». Игра блестящего водевильного актера Н. Дюра в роли Хлестакова не удалась. Вместо живой, психологически сложной натуры Хлестакова Дюр вывел на сцену водевильного шалопая и вертопраха. Кстати, такая трактовка роли получила распространение в ХIХ веке.

Общественного содержания пьесы актеры не оценили и не разгадали. И все же, несмотря на то, что только двое из актеров удовлетворяли Гоголя, «Ревизор» произвел на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки — 19 апреля 1836 года стал великим днем русского театра. На этой премьере присутствовал царь, который остался доволен спектаклем: «Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников, купечество», — так оценил он спектакль. Один из хроникеров написал о спектакле: «Успех был колоссальный. Публика хохотала до упаду и осталась очень довольна исполнением. Государь, уезжал, сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

Как же получилось, что при такой оценке пьеса увидела свет? Предполагают, что до прохождения цензурного комитета она была прочитана и одобрена Николаем I, который сначала не понял всей огромной разоблачающей ее силы, как не поняли этого вначале ни актеры, ни театральная дирекция. Скорее всего, Николай полагал, что Гоголь смеялся над заштатными городишками, их жизнью, которую сам он со своей высоты презирал. Подлинного смысла «Ревизора» он не понял.

Недоумение охватило и первых зрителей. Об этом пишет П. В. Анненков: «. напряженное внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывали, что дело, происходившее на сцене, страстно захватило сердце зрителей». Недоумение переродилось в негодование, особенно возросшее в V акте. Общий приговор был страшен: «Это — невозможность, клевета и фарс».

Примерный ответ ученика о постановке пьесы в Москве 2

После премьеры в Александрийском театре настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актерам пьесу. В письме актеру Щепкину просил «из дружбы» к нему «взять на себя все дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль городничего.

Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.

Он просит, чтобы роль Хлестакова не играли «С обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес театральных».

25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попала только часть публики, так как администрация объявила спектакль абонементным и тем самым ограничила доступ на спектакль широкой публики. На него попали аристократы из светских гостиных, не способные оценить комедию.

По словам критика Надеждина, все актеры в сущности не поняли замысла Гоголя: они должны были играть «без всякого увеличения», то есть «просто, верно, тихо, добродушно». А они захотели смешить. Выделяет Надеждин игру Щепкина, который «не усиливал, не пародировал, но все-таки представлял городничего, не был им», при «сметливости городничего, не следовало ему чувствовать себя таким скованным, принужденным. ».

Щепкин не был доволен ни игрой актеров, ни своей. В письме Гоголю он пытался объяснить, почему публика осталась равнодушна к комедии. «…Один знакомый, — писал он, — забавно объяснил мне эту причину: «Помилуй, говорит, как можно было лучше ее принять, когда половина публики берущей, а половина дающей».

Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров. С каждым разом все увлеченней играл городничего Щепкин, став ведущей фигурой спектакля. Один из рецензентов так писал о его игре: «. всю свою роль Щепкин вел с таким совершенством, какого только можно ожидать от актера. Кажется, что Гоголь с него списывал своего городничего, а не он выполнял роль, написанную Гоголем». Актеру хорошо были знакомы люди, подобные городничему: бывший крепостной, он ненавидел их власть, как и крепостничество, органически связанное с вею.

В 1838 году в «Московских ведомостях» В. Г. Белинский напечатал статью, посвященную сопоставлению игры двух актеров, Щепкина и Сосницкого. В ней он обошел разбор игры петербургского актера, отдав предпочтение таланту Щепкина. «Какое одушевление, какая простота, естественность, изящество! Все так верно, глубоко истинно. Актер понял поэта: оба они не хотят делать ни карикатуры, ни сатиры, ни даже эпиграммы; но хотят показать явление действительной жизни, явление характеристическое, типичное».

Из этой и еще одной статьи Белинского видно, что благодаря Щепкину и общности понимания пьесы всем составом труппы постановка «Ревизора» в Москве стала большим общественным событием, которое сыграло важную роль в истории русского театра.

Не подлежит сомнению тот факт, что изменения в текст пьесы Гоголь вносил и благодаря игре актеров.

1 Войтоловская Э. Л. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Комментарий Л.: Просвещение, 1971.

Источник

Проверенный способ как быстро выучить стих, поэму или басню

Многим школьникам знакома такая ситуация: необходимо быстро выучить большой стих, поэму или басню, к примеру «Песнь о вещем Олеге», «Тучи» (Лермонтова), «Мцыри», «Медный всадник», «Бородино», «К Чаадаеву», «Письмо Татьяны к Онегину», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» или «Мартышка и очки», голова уже гудит, ничего не помогает, а времени до его сдачи осталось совсем немного.

Предлагаем вам проверенную годами методику, которая позволила уже тысячам школьников научиться быстрее запоминать большие стихи, поэмы и рассказы.
Разумеется, данная методика не позволяет выучить текст на перемене до урока, но зато, позволит значительно сократить время на его запоминание.

Подготовка к запоминанию

Отбросьте все посторонние мысли, успокойтесь, не паникуйте. У вас всё получится!

1 шаг
Чтобы быстро выучить большой стих, необходимо прочитать его вслух. Сделайте это 2-3 раза.

2 шаг
При чтении постарайтесь выстраивать ассоциации, представить ситуацию, показанную в стихотворении. После этого у вас уже что-то отложится в голове.

3 шаг
Теперь прочтите стихотворение ещё раз, уже медленно, стараясь запомнить именно слова, то есть их форму, время и т.д.

4 шаг
Перепишите стихотворение на бумагу, это подключит ещё один вид памяти. Во время переписывания также проговаривайте его вслух. Не пропускайте этот шаг, он позволит выучить стих быстрее.

5 шаг
В целях упрощения запоминания вы можете разбить каждый отдельный столбик стиха ещё на несколько.

6 шаг
Теперь переходим непосредственно к процессу заучивания. Учите стих только по той бумаге, на которую переписали его. Прочтите несколько раз первую строчку, повторите вслух, не смотря на лист. Затем прочтите первую и вторую строчку вместе, повторите вслух. Затем первую, вторую и третью… И так далее. Каждый раз добавляйте по строчке. Но совсем необязательно учить стихотворение полностью таким образом. Можете начинать новый “цикл” после каждых 4-8 строк.

7 шаг
Часто случается так, что какое-то место в стихотворении никак не поддаётся, чаще всего это происходит именно на “стыке” циклов. Напишите на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, начало которого вы никак не можете запомнить.

8 шаг
Подобным способом нетренированный человек может выучить до страницы текста за один час. Но если время вас всё же не поджимает, начните заучивание перед сном за 2 дня до сдачи стихотворения. Уделите ему 20 минут перед сном в этот день и час перед сном в следующий. Ночью у человека происходит переосмысление выученного, и стихотворение будет отскакивать от зубов.

Отличных оценок! Не забывайте делиться своими успехами! 😉

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *