можно ли учить суры во время месячных
Разрешено ли женщинам посещать занятия по исламу во время менструации?
Ва алейкуму ссалям ва рахматуллах ва баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Прежде всего, мы хотели бы подчеркнуть, что менструирующим женщинам разрешено посещать молитву на ид, не участвуя в ней, а просто присутствуя. Такая норма призвана содействовать регулярным собраниям мусульман для того, чтобы делить благословения праздничных дней и получать всевозможные радостные эмоции. Большинство исламских ученых и юристов традиционно считают, что женщинам в состоянии хайд (менструации) не разрешено заходить в мечеть или находиться в ней. Однако если внимательнее посмотреть на эту проблему через призму имеющихся источников и свидетельств, то становится ясно, что такой абсолютный запрет не основан ни на каких неопровержимых текстах или доказательствах. Сообщения, цитируемые для оправдания этого запрета, считаются либо слабыми, либо сомнительными, да еще и противоречат другим сообщениям и конкретным фактам.
Сталкиваясь с такими двусмысленностями и сомнениями, мы всегда должны обращаться к изначальному принципу дозволенности, который может быть отменен только при наличии категорического запрета. Необходимо также указать, что даже некоторые из самых известных ученых, которые запрещают женщинам в период менструации находиться в мечети, разрешают им это в случае крайней необходимости. Посещение занятий для получения важных исламских знаний, несомненно, попадает в эту категорию, особенно в немусульманском обществе, где во многих городах мечети являются единственным местом, где можно получить такое образование. Запрещая женщинам посещать такие занятия или лекции в мечетях, мы будем лишать их единственной возможности получать важные религиозные знания, которые являются основой исламского сообщества.
Мнения о том, что женщины в случае потребности (и не обязательно острой необходимости) (дарура) могут заходить в мечеть и находиться в ней, придерживались такие известные ученые и мыслители, как Ибн Таймия и другие. А такие ученые, как Аль-Музани, Дауд Аз-Захири, Ибн Хазм и другие, считали, что женщинам во время менструации разрешено заходить в мечеть и находиться в ней. Последнее мнение основано на сообщении от Аиши о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволил остаться в мечети принявшей ислам женщине, которой было некуда идти, где она установила небольшую палатку. Все знают, что у женщин бывают менструации, и если бы женщинам было запрещено заходить в мечеть или находиться в ней во время месячных, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), конечно же, не позволил бы этой женщине находиться в мечети. Те, кто считает, что женщинам во время менструации не разрешено заходить в мечеть и находиться в ней, приравнивают менструацию к джанаба (состояние загрязненности после полового сношения), т.е. большому загрязнению. Однако широко известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) селил бедных эмигрантов в мечети. Это были люди аш-шуфа. У мужчин иногда происходят поллюции, но нигде не сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) когда-либо велел им выйти из мечети в таком состоянии. Известный принцип исламской юриспруденции – невозможность объяснения чего-либо свидетельствует о дозволенности этого. Именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не велел людям аш-шуфа и женщине, которой он разрешил жить в мечети, покидать мечеть, когда они находятся в состоянии джанаба или хайд.
Основываясь на вышесказанном мы все же должны постараться убедить руководство мечети устраивать такие занятия или кружки для женщин в местах вне молельного зала, типа цокольных или смежных классов и т.д., либо обеспечить специальные средства для женщин, чтобы они могли слышать и видеть лектора оттуда. Тем самым мы следуем мнению всех ученых, поскольку никто не возражал против этого. Но если это невозможно из-за нехватки места, то, по крайней мере, небольшая часть в главном зале должна быть предназначена или огорожена специально для женщин, чтобы они могли сидеть позади или в стороне от того места, где обычно стоят ряды молящихся или находится мусалла (молельный зал). Если такие условия соблюдены, то, согласно мнению всех ученых, женщинам во время менструации разрешено посещать проповеди на ид и джума. В заключение позвольте сказать следующее: мы не должны идти на компромисс в большем маслаха (благе), то есть в поиске важного исламского образования. И стремление к этому благу должно возобладать над нашей озабоченностью теми деталями фикха, которые не основаны ни на каких явных текстовых доказательствах.
Как женщинам провести с пользой их «критические дни» (хайд)
Нас часто спрашивают, какие религиозные действия женщина может совершать, когда у нее начинаются месячные (хайд) или послеродовое состояние (нифас). Известно, что в этом состоянии женщина не может читать намаз, держать пост или читать Коран (по-арабски, в оригинале). Однако, это вовсе не означает, что ей не доступны остальные формы поклонения Всевышнему. Что же конкретно мы можем сделать во время наших «критических дней», с дозволения Аллаха, поговорим далее.
В начале напомним нашим сестрам, какие деяния женщины НЕ могут совершать во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений):
Однако ей дозволено (и даже будет желательным):
Женщинам важно понять, что период хайда можно также провести с пользой. К сожалению, у многих мусульманских народов существует предубеждение, что женщина в это время становится нечистой (не может, к примеру, готовить еду или прикасаться к продуктам), поэтому время хайда для многих женщин становится тяжким бременем и неприятностью. Такие взгляды не имеют основания в шариате. Всевышний не поступает несправедливо со Своими рабами – все явления в нашей жизни имеют свой смысл и мудрость. Поэтому нам следует изменить наше отношение к «критическим дням» и смотреть на них как на благословение и средство для увеличения нашего ибадата, когда мы также можем достигнуть довольства Аллаха.
Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самыми любимыми делами для Аллаха являются те, которые совершаются постоянно, даже если они небольшие» (Бухари). Так что, если во время «критических дней» мы расслабимся и не займем себя иными видами поклонения, мы отвыкнем от регулярного ибадата, и он будет казаться нам еще сложнее, чем раньше.
Ниже будут приведены конкретные советы, которые помогут нам с пользой провести это время:
1) Читайте больше зикра и салавата в это время
Многие ученые советовали женщинам, чтобы не выходить из режима регулярных молитв во время хайда, поступать следующим образом: когда наступает время очередного намаза, совершить омовение, сесть на молитвенный коврик и по 33 раза прочитать т.н. тасбих Фатимы — «Субханаллах», «Альхамдулиллях», «Аллаху Акбар» (или иные формы зикра, к примеру, «Ля иляха илляЛЛах»; дуа — «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир» (Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей.).
Также старайтесь произносить салават (приветствие) нашему Пророку (мир ему и благословение). К примеру, в такой форме: «Саллаллаху аля саййидина Мухаммад ва аля аалихи» (приветствие нашему господину Мухаммаду и его семейству). Это желательно произносить хотя бы 10 раз в день.
Важно также в этот период побольше читать истигфар (произнося слова «Астагфируллах»), прося прощения у Аллаха. Не секрет, что во время и накануне наступления «критических дней» мы становимся раздражительными и капризными, можем обидеть своих домашних – так что в период хайда трезво оцените свое поведение и попросите прощения у Всевышнего и у ваших близких за ваше поведение, если вы кого-то обидели.
В частности, можно произносить хотя бы по 10 раз в день следующее дуа:
«Астаг’фируллаха ллязии ля иляха илля хуваль Хаййюль Кайюма ва атубу илейхи» (Прошу прощения у Аллаха, Живого, Сущего, Принимающего покаяние).
2) Слушайте больше записей Корана
Во время месячных, особенно в первые дни, многие женщины страдают от болезненных ощущений, вызванных сокращением мышц матки. Хвала Аллаху, Он даровал нам лучшее лекарство:
«И Мы низводим из Корана то, что является исцелением (для души и для тела) и (также) милосердием для верующих» (17, 82).
Даже если мы не можем в это время прикасаться к Корану (к оригинальному тексту) и читать его (вслух), мы можем получать пользу, прослушивая записи Корана. Аяты Корана успокаивают и облегчают наше самочувствие, помогая нам переносить боль и дискомфорт. Одновременно с прослушиванием можно читать перевод смысла данной суры, размышляя над ее значением и мудростью.
Также следует знать, что во время месячных женщина может читать определенные суры и аяты Корана в качестве защиты и дуа: это сура Фатиха, последние три суры Корана – Ихляс, Фаляк и Нас, а также аят аль-Курси.
3) Укрепляйте ваши отношения с мужем.
До замужества нам казалось, что после свадьбы мы будем идеальными женами. Однако, после вступления в брак мы понимаем, что далеки от идеала, и нам еще много нужно сделать для укрепления нашего брака. Время хайда – прекрасное время для этого. Хотя в это время нам запрещены интимные отношения с мужем, но у нас остается множество способов проявить любовь и заботу к нашим мужьям – беседы, совместное проведение времени, ласковые прикосновения, объятия и поцелуи, и многое другое.
Мать правоверных Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала: «Я обычно мыла голову Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) во время хайда» (Муслим). Даже подобные небольшие знаки внимания могут укрепить близость между мужьями и женами. Ведь муж для женщины – это ее Рай и Ад.
4) Получайте знания
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто устремляется по пути получения знаний, Аллах облегчит путь в Рай» (Ибн Маджа).
Во время хайда женщина не может заходить в мечеть (если уроки по религии проходят именно там), однако, слава Аллаху, благодаря новым технологиям можно получать любую информацию прямо дома. Прослушивайте аудио-лекции на религиозные темы, если возможно – свяжитесь с вашими преподавателями по скайпу или иные средства он-лайн связи, читайте больше исламской литературы, и это время (хайда) пройдет для вас с максимальной пользой, иншаАллах.
5) Новые идеи или проекты.
Аллах сделал тела женщин сосудом, где зарождается новая жизнь. Во время наших месячных наше тело готовится к тому, чтобы иметь возможность еще раз породить жизнь внутри себя. Даже если мы еще не состоим в браке или не имеем намерения забеременеть, склонность к созданию чего-то нового может проявляться в нас именно в это время. Так что время хайда – это хорошее время для задумывания и воплощения каких-то новых идей. Вы всегда мечтали начать свой халяльный бизнес? Или заняться благотворительностью? Или начать новый проект даавата? Так займитесь этим прямо сейчас!
Это только небольшая часть полезных вещей, которые можно делать в это время, чтобы максимизировать наш ибадат во время хайда. Так соревнуйтесь друг с другом в благих делах! И от Аллаха тауфик (содействие).
Можно ли во время месячных читать Коран с телефона?
Мы уже подробно рассматривали мнения четырёх мазхабов о том, разрешается ли читать Коран и прикасаться к мусхафу во время месячных. Поскольку нет ясных текстов, запрещающих читать Коран во время месячных, предпочтительным является мнение маликитских законоведов, разрешающих мусульманкам во время регул читать Коран, независимо от того, с какой целью это делается. Однако, «как только менструация закончится, она обязана совершить полное омовение и чтение Корана станет для неё запретным до тех пор, пока она не искупается» [Хашия ад-Дасуки 1/174]. Как пишет Ибн аль-Каййим, это также одно из двух мнений, которые высказывали по данному вопросу имамы аш-Шафии и Ахмад [Илям аль-муваккиин 3/23].
Что же касается чехла или коробки, в которые кладут мусхаф, то ханафиты, некоторые шафииты и большинство ханбалитов разрешают прикасаться к ним или брать их в руки при месячных или во время полового осквернения [Бахр раик 1/350, Мугни аль-мухтадж 1/150, Икна аль-Хаджжави 1/41]. Сообщается, что этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, Ата, Тавус, аш-Шаби, аль-Касим ибн Мухаммад, аль-Хакам ибн Утайба, Хаммад ибн Абу Сулейман, то есть достаточно много выдающихся ученых-табиев [Мугни 1/147].
Некоторые ученые, в том числе маликиты, большинство шафиитов, некоторые ханбалиты, а также имам аль-Аузаи, не разрешали во время месячных и полового осквернения брать в руки Коран, даже если он в чехле — опять-таки из уважения к слову Аллаха [Мугни 1/147]. Шихаб-ад-Дин аль-Карафи пишет, что если мусхаф находится в коробке, предназначенной специально для Корана, то брать её в руки нельзя, а если это какая-то другая сумка, то носить мусхаф в ней можно [Захира 1/237].
В данном вопросе более сильным мне представляется мнение тех, кто разрешал брать в руки мусхаф, если он в чехле или коробке, даже если та специально предназначена для мусхафа, потому что чехол не является частью мусхафа, его можно снять, заменить или отложить в сторону.
Требуя почтительного отношения к Книге Аллаха, некоторые законоведы не разрешали при месячных прикасаться к мусхафу или брать его через рукав одежды или край покрывала, надетого на голову, но разрешали прикасаться к нему каким-нибудь предметом, например, палочкой. Так считали маликиты, большинство ханафитов, некоторые шафииты и ханбалиты [Бахр раик 1/350, Захира 1/237, Хашия ад-Дасуки 1/125, Маджму 2/80].
Тем не менее большинство законоведов, как пишет аль-Мардави, разрешали брать Коран через рукав одежды, а также листать страницы рукавом одежды или палочкой и прикасаться к мусхафу через кусок материи и т. п. [Инсаф 1/224]. Принимая во внимание эти разногласия и серьёзность вопроса, если нет необходимости, то во время месячных лучше не прикасаться к мусхафу через одежду или в перчатках, но при необходимости лучше взять его через одежду, чем прикоснуться к нему открытой частью тела.
Несмотря на то, что положение о прикосновении к мусхафу для женщин во время месячных и во время полового осквернения обычно рассматривается вместе, многие законоведы делают послабления на период месячных, потому что при половом осквернении можно искупаться и очиститься, а при месячных нужно дожидаться их завершения. И для того, чтобы мусульманки во время регул не лишались возможности читать Книгу Аллаха и размышлять над ней, им рекомендуют читать Коран из книг по тафсиру, которые не считаются мусхафами.
На религиозную литературу не распространяются положения мусхафов, поскольку аяты Корана в них занимают значительно меньше текста, чем основной текст, и хорошо известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, использовал аяты Корана в посланиях к правителям соседних стран, которые были неверующими. То есть наличие текста Корана в тафсирах не делает эти труды запрещёнными для чтения или ношения при месячных.
Также разрешается читать Коран с монитора компьютера или мобильных устройств, потому что изображение на мониторе отличается от написанного текста, оно появляется и исчезает, и женщина может прикасаться к монитору, на котором отображён текст Корана, или к лазерному диску, на котором записан текст Корана или аудиозапись Корана. Это мнение разделяют многие современные богословы. А Аллах знает лучше.
Может ли женщина читать Коран во время менструации?
По мнению большинства богословов, в том числе ханафитов, шафиитов и ханбалитов, женщина не имеет права читать Коран во время менструации. Аль-Маргинани пишет: «Женщина во время менструации, человек в состоянии полового осквернения и женщина, имеющая послеродовые кровотечения, не имеют права читать Коран». [Аль-Маргинани. Хидайа. Т. 1. С. 210.]
Ан-Навави пишет, что этого мнения придерживалось большинство шафиитов, и оно передано от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Абу Талиба, Джабира ибн ‘Абдаллаха, аль-Хасана аль-Басри, Катады, ‘Аты, Абу аль-‘Алии, ан-Наха‘и, Са‘ида ибн Джубайра, Ибн Шихаба аз-Зухри, Исхака ибн Рахавайхи и Абу Саура. [Ан-Навави. Маджму‘. Т. 2. С. 388.]
Аргументом в пользу этого является хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина во время менструации и человек в состоянии полового осквернения не должны читать ничего из Корана» (ат-Тирмизи).
Между тем маликиты, напротив, разрешали женщине читать Коран во время менструации. Ад-Дардир пишет: «Основным мнением является то, что женщине разрешается читать Коран во время кровотечения, даже если она находится в состоянии полового осквернения и не опасается забыть Коран». Однако, «как только менструация закончится, она обязана совершить полное омовение и чтение Корана станет для неё запретным до тех пор, пока она не искупается». [Хашия ад-Дасуки ‘аля аш-Шарх аль-кабир. Т. 1. С. 174.] Поначалу этого мнения придерживался и имам аш-Шафи‘и. [Ан-Навави. Маджму‘. Т. 2. С. 387.]
Основывается это мнение на отсутствии достоверных и ясных текстов, которые запрещали бы женщине читать Коран во время регул. Кроме того, длительные перерывы в чтении могут привести к забыванию многих выученных ранее сур и частей Корана. Да и отождествлять женщину во время регул с человеком в состоянии осквернения неправильно, потому что он может совершить омовение, чтобы приступить к чтению Корана, а женщина вынуждена дожидаться полного очищения. Что же касается приведенного выше хадиса Ибн ‘Умара, то многие хадисоведы, включая имамов аль-Бухари, ат-Тирмизи и аль-Байхаки, считали его слабым. [‘Али аль-Кари. Миркат аль-мафатих. Т. 2. С. 439.]
Таким образом, веских оснований запрещать мусульманкам читать Коран во время месячных кровотечений нет. Однако это относится к чтению Корана наизусть или не прикасаясь к экземпляру Корана руками. Что же касается прикосновения к Корану во время регул, то большинство богословов считали это запретным. Ибн Кудама пишет: «Это мнение передается от Ибн ‘Умара, аль-Хасана, ‘Аты, Тавуса, аш-Ша‘би, аль-Касима ибн Мухаммада и является мнением аш-Шафи‘и и сторонников умозаключений. Мы не знаем никого, кто не соглашался бы с ними, кроме Давуда, который разрешал прикасаться к нему», то есть к Корану во время менструации. [Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 108.]
Таким образом, прикасаться непосредственно к Корану во время менструации запрещено. Однако законоведы разошлись во мнениях относительно того, можно ли прикасаться к страницам Корана через кусок материи или в перчатках, а также листать их с помощью какого-либо предмета, например, карандаша. По мнению ханафитов, женщине в таком состоянии не разрешается прикасаться к экземпляру Корана, даже если он в твёрдом переплёте, но позволительно брать его, если он находится внутри коробки или кожаной сумки, и прикасаться к страницам книги посредством какого-либо предмета, но не через одежду, которая надета на ней. [Фатава хиндийя. Т. 1. С. 43.] Говоря другими словами, нельзя прикасаться к страницам Корана в перчатках или листать их рукавом одежды, но можно перелистывать их палочкой или карандашом.
Маликиты и шафииты не разрешали ни прикасаться к кожаной сумке или коробке, в которой лежит экземпляр Корана, ни переворачивать страницы книги палочкой. [Ад-Дамири, Мухаммад ибн Муса. Ан-Наджм аль-ваххадж. Т. 1. С. 279, 281.]
Ханбалиты разрешали листать Коран каким-либо предметом, а по поводу прикосновения к страницам книги через одежду высказывали два разных мнения. Ибн Кудама разрешал брать в руки сумку, в которой находится экземпляр Корана, и прикасаться к его страницам через одежду, объясняя это тем, что в состоянии осквернения запрещено только прикасаться к Корану открытыми частями тела. [Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 109.]
Несмотря на то, что запретительные мнения улемов по данному вопросу связаны с их желанием подчеркнуть святость Корана и не допустить неуважительного отношения к священной книге, можно заключить, что женщине во время менструации дозволено читать Коран из книги при условии, что она не будет прикасаться к ней обнаженной частью тела и будет перелистывать страницы каким-либо предметом. Во избежание сомнительного не следует без необходимости брать экземпляр Корана в руки даже через покрывало или прикасаться к нему в перчатках. А Аллах знает лучше.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
заучивание Корана во время месячных
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
заучивание Корана во время месячных
Девушки в учебной группе заучивают Коран. Альхамдулиллях. Ин ша Аллах готовятся на хафизов.
Во время месячных некоторые из них продолжают заниматься, только в перчатках. Другие делают перерыв. Иногда это может занимать больше недели. За это время они отстают, к тому же не повторяют, и кое-что забывается.
Насколько нам известно, в этом вопросе у ученых мнения разделились. А все-таки, какое мнение более правильное:
должна ли женщина во время месячных делать перерыв и не заниматься Кораном, или она может продолжать на каких-то условиях?
И еще, как быть женщине-преподавателю в этот период?
Джазакуму Ллаху хайран.
заучивание Корана во время месячных
Таким образом, мы видим, что вам в вашем случае можно читать Коран по памяти, а также, по книге, если вы непосредственно не дотрагиваетесь до Корана, как например, в перчатках, как об этом упомянули учёные.
Дай Аллах вам помощи в ваших благих начинаниях! Аллах об этом лучше знает!