можно ли после педагогического колледжа поступить в институт на учителя
Профессии для выпускника педагогического колледжа
Особенности среднего педагогического образования
Среднее педагогическое образование – это получение профессионального образования на базе основного общего. Получение среднего специального педагогического образования происходит или в педагогических училищах, или колледжах, нередко на отдельных факультетах высших учебных заведений. В отличие от высшего педагогического образования, охватываются начальные ступени и узкоспециальные направления деятельности.
Если раньше колледжи выпускали только учителей начальных классов и воспитателей детских садов, то теперь область подготовки профессиональных образовательных учреждений намного расширилась. Теперь из колледжей выпускаются соцпедагоги, учителя физкультуры и рисования, черчения, географии, музыки, литературы и русского языка.
Особенности среднего педагогического образования:
Поступление в педагогический колледж после 9 класса – это возможность освоить базовые знания и навыки, которые могут пригодиться не только сфере педагогической деятельности, но и в сферах обслуживания, управления и организации деятельности различных предприятий.
Профессии для выпускника педагогического колледжа
На самом деле, круг занятости после педагогического колледжа не так узок, как представляется многим. Помимо условных, перечисленных выше, профессий, существует масса интересных и доходных видов деятельности для выпускников педучилищ и колледжей, ведь в любой области занятости связанной с детьми приветствуется наличие именно педагогического образования.
Все профессии, так или иначе связанные с воспитанием детей, требуют от специалиста не только глубоких знаний своего предмета, но и проявления высоких моральных показателей, ответственности и честолюбия.
Педагогические государственные колледжи Москвы
На примере московских педагогических колледжей, в которые можно поступить после 9 класса, рассмотрим перечень популярных специальностей, затрагивающих преподавательскую сферу деятельности:
Таким образом, среднее педагогическое образование может стать прекрасным началом для построения, как преподавательской карьеры, так и дальнейшего развития в других сферах деятельности.
Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах
Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.
«Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду. Я сам был педагогом и скажу, что, когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием, это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической. И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом, – это действительно помогает, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Прежде всего, здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов».
Законодательные изменения нашли живой отклик в университетской среде.
«Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов. Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования – это как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса. Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки. Мы делаем всё и посредством наших стандартов, и посредством нашей внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми, и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране», – рассказал ректор МПГУ Алексей Лубков.
«Это правильные и давно ожидаемые поправки. Во-первых, работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники, обладающие практическим опытом, у работодателей в приоритете. Во-вторых, право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения. Кроме того, для нас важно, чтобы студенты работали по своей будущей специальности, а не занимались деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. В-третьих, безусловно, очень важно дать возможность студентам легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования. Очень часто в образовательных организациях небольшая нагрузка, которая не устраивает опытного педагога, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учёбе. Приход студентов на подработку в организации образования, конечно, позволит смягчить кадровые проблемы отрасли. Но главное – привнесёт в школы энергию молодых специалистов, которые только недавно окунулись в новые технологии образовательного процесса и постоянно общаются, консультируются с преподавателями в высшей школе. Такое взаимодействие позволит построить мостик оперативной трансляции актуальной профессиональной информации из стен вузов в образовательные организации страны», – отметил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.
По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Игоря Петрищева, появление студентов даст позитивный опыт и самим школам: «Важно, что этим наша система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной «цифровой» волне. Уверен, что и педагогическим вузам придётся учитывать новые возможности при реализации своих образовательных программ. Эти программы, с одной стороны, должны носить практико-ориентированный характер, а с другой – учитывать индивидуальные запросы студента, работающего в конкретной школе».
«Новый закон легализировал уже существующую в разных вариантах практику, которая была жизненно необходима. Есть основания полагать, что принятие законопроекта позволит восполнить в школах кадровые запросы. Студенты, в свою очередь, получат возможность раннего входа в профессию и возможность в период учёбы искать оплачиваемую работу по своему профилю. Кроме того, ещё во время обучения будущие педагоги смогут оценить правильность профессионального выбора. Также очевидно, что допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах. А это – одна из задач национального проекта «Образование», – отметила ректор Липецкого государственного педагогического университета Нина Федина.
Может ли школа или детский сад принять на работу в качестве педагога студента педагогического института? Будет ли это решение руководителя образовательной организации нарушением лицензионных требований и условий ведения образовательной деятельности?
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.06.2020 № 165-ФЗ) (далее – Федеральный закон об образовании в РФ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом в соответствии с ч.3 и ч.4 ст. 46 Федерального закона об образовании в РФ лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
В то же время, порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 вышеуказанного федерального закона, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Исходя из изложенного, решение руководителя образовательной организации о приеме на работу в качестве педагогических работников студентов высших учебных заведений не будет являться нарушением лицензионных требований и условий ведения образовательной деятельности при полном и неукоснительном соблюдении вышеуказанных норм действующего законодательства.
11 важных вопросов об обучении воспитателей
Вы решили стать воспитателем, но не знаете, с чего начать и где получить нужные знания? Отвечаем на самые популярные вопросы об обучении воспитателей детского сада.
1. Какое образование нужно, чтобы работать воспитателем?
Это значит, что работать воспитателем в ДОО можно не только с дипломом по дошкольному направлению — подойдет любое педагогическое образование. Однако на деле часто требуют наличие профильной подготовки, да и работать, имея ее, будет намного проще.
2. Где можно выучиться на воспитателя?
Выпускники 9 или 11 классов средней школы могут поступить на специальность «Дошкольное образование» в педагогический колледж и по окончании получить диплом о среднем профессиональном образовании.
С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.
Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.
3. Можно ли выучиться на воспитателя заочно или дистанционно?
Да, можно. Заочные отделения есть почти во всех колледжах и вузах. А если вы хотите пройти переподготовку по дошкольному образованию, выбирайте дистанционные* курсы.
В колледже очное обучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочное обучение обычно на 6–12 месяцев дольше.
В вузе степень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.
Курсы профессиональной переподготовки длятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.
5. Что нужно сдавать для поступления?
В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6.
В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.). Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250.
И в колледжи, и в вузы можно поступить на бюджет, набрав проходной балл. Студенты бюджетной формы не только учатся бесплатно, но еще и получают стипендию при условии успешной сдачи экзаменационной сессии.
Те, кто не поступил на бюджет, могут участвовать в конкурсе на платное отделение.
Среднее профессиональное образование стоит от 17 тыс. руб. в год в региональных колледжах и от 36 тыс. руб. в год в столичных.
Стоимость высшего педобразования в ведущих вузах России начинается от 70 тыс. руб. в год на заочном отделении или от 140 тыс. руб. на очном. В вузах, занимающих более низкие строчки рейтинга, можно обучаться от 25–30 тыс. руб. в год заочно и от 70—80 тыс. очно.
7. Что лучше: колледж или вуз?
Однозначно сказать, что лучше, нельзя. Все зависит от ваших целей и потребностей.
Преимущества колледжа:
Преимущества вуза:
8. Государственное или негосударственное учебное заведение: есть ли разница?
В негосударственных учебных заведениях наличие бюджетных мест — скорее исключение, чем правило. Если вы хотите учиться платно, никакой разницы нет. Главное, чтобы у ссуза или вуза были:
9. Сколько часов нужно отучиться на курсах профессиональной переподготовки?
Минимальное количество часов — 250 ( п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 ). Оно не зависит от направления, по которому было получено предыдущее образование. На воспитателя можно переучиться с дипломом хоть электрика, хоть юриста. Но главное — не количество часов, а достижение запланированных результатов и получение необходимой квалификации.
10. Можно ли мужчине выучиться на воспитателя?
Хотя традиционно профессия воспитателя в нашей стране считается женской, никакого запрета на обучение и работу воспитателем для мужчин нет. Редко, но мужчины все же идут работать в детские сады.
11. Где можно работать после окончания учебы?
Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.