можно ли мусульманке работать учителем
Условия, при которых работа становится запретной для мусульманки
Вопрос: Мой муж не работает и не слишком старается найти работу, и при этом не хочет, чтобы я выходила на работу. Скажите, может ли женщина работать?
Ответ: В Исламе нет запретов, которые не позволяют женщине работать. Наоборот, шариат открывает перед женщинами все двери, которые дают женщине возможность работать, особенно когда у нее возникает необходимость зарабатывать себе на жизнь ввиду отсутствия обеспечения от тех, кто обязан её содержать, или неимения таковых, ибо в шариате восхваляется зарабатывание средств на существование собственным трудом.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха ( ﷺ ) сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَأَنْ يَأْخُذَ أَحَدُكُمْ حَبْلَهُ فَيَحْتَطِبَ عَلَى ظَهْرِهِ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَأْتِيَ رَجُلًا فَيَسْأَلَهُ أَعْطَاهُ أَوْ مَنَعَهُ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, для любого из вас взять верёвку, нарубить дров и принести на своей спине вязанку дров (чтобы продать их) лучше, чем обращаться с просьбами к какому-нибудь человеку, который может дать ему что-либо, а может и отказать». (Бухари)
Но Шариат в то же время облегчил женщине её жизнь, освободив от добывания средств на существование, следовательно, в большинстве случаев для женщин нет никакой необходимости работать и зарабатывать. К этому Всевышний Аллах обязал её отца, затем мужа, то есть они и обязаны обеспечить её всем необходимым.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ
«Мужчины обязаны заботиться о своих женщинах, об их благосостоянии, обеспечивая их всем необходимым, повелевая им одобряемое шариатом и удерживая от всего порицаемого». (сура Ан-Ниса, 34)
Таким образом, женщина имеет возможность почувствовать себя принцессой в доме своего отца или королевой в доме мужа. И это является идеальным и соответствующим основам нашей религии положением для женщины.
Однако женщина, даже в таком положении, в котором она обеспечена всем необходимым, имеет право выбрать себе походящую работу, занимаясь этим в свое свободное время или ради зарабатывания денег на некоторые свои нужды.
Но при этом женщина должна соблюдать ряд правил, несоблюдение которых переводит её деятельность в число запретных деяний. Одним из основных условий работы женщины где-либо является закрытость тех её частей тела, которые запрещено оголять (ношение одежды, соответствующей нормам шариата), и отсутствие запретного уединения с представителями противоположного пола, то есть работающая женщина не должна оставаться наедине с посторонними мужчинами. А также обязательно проявление серьезного отношения к ней со стороны коллег по работе.
Каждый человек, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, обладает правом зарабатывать деньги при условии соблюдения правил, установленных нашей религией, таких, как: открытость, честность, надежность, соблюдение обещаний и условий договора.
Таким образом, можно сказать, что женщина может работать при наличии необходимых условий и не имеет права работать, если эти условия отсутствуют.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь
Воспользуйтесь быстрой регистрацией!
Корзина покупок
Работа и мусульманка. Какие профессии выбирают мусульманки
Ислам стимулирует женщину к ее духовному, образовательному, творческому росту, поощряет проявление энтузиазма в общественной жизни. Женщина в исламе имеет право на получение образования, на труд на благо общества. Женщина может работать, если есть на то разрешение со стороны ее мужа или другого родственника (опекуна), ответственного за нее.
Нет ни одного хадиса, который запрешает мусульманке работать и учиться!
Но, необходимо знать о том что есть запреты касающиеся работы, и существуют некоторые обязательные условия, которые нужно соблюдать работающей мусульманке:
— следовать законам Шариата в одежде и поведении;
— организация не должна заниматься запрещённой Исламом деятельностью (например: продажа алкоголя)
— работать отдельно от мужчин (по возможности);
— сохранять свое физическое и моральное здоровье (то есть, работа не должна быть тяжелой, а должна приносить моральное удовлетворение),
— работа не должна занимать все время женщины, чтобы она могла уделять внимание своей семье (гибкий график работы, неполный рабочий день).
Muslim F ashion провёл отпрос среди мусульманок и составил список ТОП5 сфер-профессий, которые вибирают мусульманки.
1 место: Учитель, воспитатель, преподаватель
2 место: Доктор, медсестра, стоматолог
3 место: Парикмахер, стилист, косметолог
4 место: Дизайнер одежды, графический дизайнер, фотограф
5 место: Бухгалтер, Юрист
Мусульманские женщины во всем мире выбирают для своей деятельности не только такие типичные направления, как образование, медицина, творчество, но и науку, банковское дело, общественно-политические организации, государственную службу. Так же в ответах можно было услышать упоминания о таких профессиях как стюардессы на мусульманских авиалиниях, инженеры, журналисты, а особо уверенные в себе девушки-мусульманки говорили о том, что думают о создании своего бизнеса.
Стоит отметить одну очень важную деталь: а именно, исключительное право женщины-мусульманки распоряжаться своим заработком по собственному усмотрению. Она не обязана вносить свой заработок в «общую семейную копилку», а может тратить эти деньги на свои нужды, или накапливать их на своем банковском счете, так как содержание семьи – это прямая обязанность мужчины. Это дает возможность мусульманским женщинам иметь финансовую независимость, что, конечно, является большим плюсом. В исламских банках существуют специальные женские офисы, свидетельствующие о практике раздельного ведения счетов и управления собственными финансами между мужем и женой. Таким образом, работающая мусульманка – это вовсе не миф, как может показаться на первый взгляд неосведомленному человеку.
Но при этом, конечно, не нужно забывать, что все же главное место мусульманкой женщины – в семье. Это очень важный фактор развития общества в целом, ведь, как известно, семья – это ячейка общества. И, если в каждой мусульманской семье будут царить мир и благополучие, что во многом зависит от женщины – жены и матери, то и вся мусульманская община в целом будет процветать.
Отношение к мусульманкам в хиджабе на работе и в коллективе бывает разным и зависит от управляющих компании (администрации). В США было проведено исследование того, как хиджаб влияет при найме на работу. Исследование показало, что мусульманские женщины, которые носят платок, сталкиваются с дискриминацией при трудоустройстве и дальнейшей работе.
Можно ли мусульманке работать учителем
ХУКМ РАБОТЫ В МЕСТАХ ПОКЛОНЕНИЯ НЕ АЛЛАХУ
Сказал шейх Солих аль-Фаузан:
لا يجوز للمسلم أن يعمل في أماكن الشرك وعبادة غير الله من الكنائس والأضرحة وغير ذلك
«Не разрешено муслиму работать в местах ширка и поклонения не Аллаху, как церкви, могилы, и остальные такие места»
Источник: «Аль-Мунтака», 1/173
ХУКМ РАБОТЫ АДВОКАТОМ
Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:
Он ответил:
«Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству (الوكلاء)».
(фатау аль-ислямия 3/505)
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا
Не будь заступником для изменников (обманывающих)
И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал (смысл):
И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости
аль-Бакара, 282
(сборник фетв шейха аль-Фаузана 3/288,289)
ДОПУСТИМАЯ РАБОТА ДЛЯ ЖЕНЩИН
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Каковы разрешенные виды работы для мусульманки, где она может работать, не входя в противоречие с учением ее религии?»
Ответ: «Допустимые места работы для женщин это такие места, которые предназначены исключительно для женщин. Например, она может работать в сфере женского образования на должности администрации, или другой. Она также может работать на дому портнихой для женщин и так далее.
Не разрешено для нее работать в сферах, предназначенных для мужчин, потому что в таком случае она будет вынуждена смешиваться с мужчинами, что является огромной фитной, которой человек должен остерегаться. Необходимо понимать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Я не оставил после себя искушения более пагубного для мужчин, чем женщины, и воистину, первое искушение сынов Исраила было связано с женщинами”. (Муслим, 4923, 4925)
Мужчина должен удерживать свою семью и свою жену от попадания в такие искушения и причины их создающие при любых обстоятельствах».
Шейх Мухаммад Ибн Салих аль-Усеймин, источник: «Фатауа аль мар’а», 139
ЛУЧШИЙ СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ
Шейху Ислама Ибн Теймийе был задан следующий вопрос:
«Я прошу Шейха и Имама, последователя салафов и предводителя халяфов, наиболее знающего из всех, кого я встречал в странах Востока и Запада, Таки ад-Дина Абу Аббаса Ахмада Ибн Таймия, указать мне лучший способ заработать на жизнь».
Он, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, ответил:
«Лучший способ заработать на жизнь – это упование на Аллаха, вера в полноту Его заботы о тебе и хорошее мнение об Аллахе. Это означает, что тот, кто стремится заработать себе на жизнь, должен обратиться к Аллаху и просить Его.
И ат-Тирмизи передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Просите у вашего Господа о каждой вещи, даже если речь идет о шнурке обуви, если он оборвался. Поистине, если Аллах не облегчит для него, он не сможет это исправить». Похожее сообщение от Умм аль-Муъминин Аиши, да будет доволен ею Аллах, было оценено, как сахих. (См. «Сильсиля ад-Да’ифа», номер 1362).
Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
«Просите у Аллаха из Его милости…». (Коран, 4:32)
а также:
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха…». (Коран, 62:10).
Хотя в этом аяте идёт речь о пятничной молитве, это относится ко всем молитвам.
Друг Аллаха (Ибрахим), мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его». (Коран, 29:17).
Это – повеление, а повеление требует повиновения.
Поиск помощи Аллаха и обращение к Нему в вопросе пропитания и других вопросах, является великим принципом.
Затем, ему следует быть великодушным в зарабатывании денег, чтобы снискать в этом благословение для себя, и не следует проявлять в этом чрезмерность или жадность.
К деньгам нужно относиться как к туалету, в котором есть необходимость, но не занимает места в сердце, а стремление заработать должно быть подобно стремлению отремонтировать этот туалет.
В хадису марфу’, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Кто делает этот мир своей главной заботой, Аллах рассеет его целеустремленность и вселит в него чувство недостатка, и он получит в этом мире только то, что было ему предопределено. А тот, кто делает своей главной заботой будущую жизнь, Аллах наполнит его сердце чувством достатка, и богатства этого мира придут к нему, даже если он не желает их».
Один Салаф сказал: «Ты нуждаешься в этом мире, но в твоей доле будущей жизни ты нуждаешься гораздо больше. И если ты начнешь с заботы о своей доле будущей жизни, твоя доля этой жизни сама устремится к тебе вместе с ней».
Всевышний Аллах сказал:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким». (Коран, 51:56-58).
Что касается определения конкретных способов зарабатывания на жизнь, будь то ремесло, торговля, строительство, земледелие и другие виды работ, то это зависит от человека, и я не знаю общего правила в этом вопросе.
Однако, если человек решил работать в какой-либо отрасли, пусть попросит благословения и помощи Аллаха в молитве Истихара, как учил нас учитель всего наилучшего, да благословит его Аллах и приветствует. В этой молитве есть великое благословение (барака
ХУКМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, да помилует его Аллах
Вопрос: «Некоторые люди видят дозволенность работы женщины вместе в другим мужчиной, например, как работа в больнице. Доказательством они берут пример некоторых сподвижниц, которые участвовали в походах и заботились о раненных сподвижниках. Каково же истинное положение этого в Исламе?»
Также как сказал Всевышний: «И скажи верующим мужчинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы. Поистине, Аллах Сведущ в том, что они творят» (24:30).
Также как сказал Всевышний: «И скажи верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы» (24:31).
И ни в коем случае не надлежит сопоставлять людей того времени с нынешним поколением, которые слабы в своей религии, слабы в богобоязненности и стеснительности. А то поколение описано только лишь похвальными качествами: они обладали крепкой религией, богобоязненностью, были достойны доверия. Поэтому не сравнятся те и эти. Поэтому мы нуждаемся в высококвалифицированных врачах из числа мужчин и женщин. Врачи-мужчины лечат мужчин, врачи-женщины лечат женщин, но во время острой необходимости существуют конкретные положения, связанные с этим»
Разрешается ли женщине преподавать мужчинам уроки?
У шейха Али Джума спросили: Разрешается ли женщине преподавать мужчинам уроки по рецитации Корана и другие уроки, если нет мужчин, специализирующихся в этих науках в данной местности?
Обучение мужчин у женщин и обучение женщин у мужчин не запрещено в Шариате. Согласно поступкам предшествовавших и последующих мусульман, только лишь нахождение женщин рядом с мужчинами в одном месте не является запретным само по себе. Запретность возникает в зависимости от способа этого собрания, если оно противоречит благородному Шариату. Например, если женщины обнажают те части тела, которые Шариат им запретил обнажать, или собрались для чего-то запретного или по запретному поводу, или если там случаются запретные уединения.
Учёные ясно сказали, что запретным смешение полов становится, если тесно примыкают друг к другу или соприкасаются, а не само нахождение в одном месте мужчин и женщин. На это указывает и Сунна Пророка (мир емк и благословение). В достоверных сборниках хадисов имама Бухари и Муслима от Сахля ибн Саада ас-Саиди, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал:
«Когда играли свадьбу Абу Усайда ас-Саиди, он пригласил Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. И никто, кроме его жены УммуУсайд не готовил им еду и не преподносил её им». Имам Бухари озаглавил этот хадис словами «Глава об организации свадьбы женщиной мужчинам и услужении им».
Имам аль-Куртуби сказал в своем тафсире: «Наши учёные сказали: в этом хадисе есть довод на дозволенность служения невесты своему мужу и тем, кто с ним».
Ибн Баттал в своём толковании на Сахих Бухари сказал: «В нём же есть указание, что хиджаб (т.е. отдалённость женщин от мужчин в одном месте или в непосредственных отношениях) обязательным не является для жён верующих. Эта обязанность является особенностью жен Пророка (мир ему и благословение). Так упомянул Всевышний в Коране:
﴿ … وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ … ﴾
«…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-нибудь утварь, то просите у них через преграду…» (аль-Ахзаб, 53).
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал в «Фатх аль-Бари»: «В этом хадисе есть указание на то, что позволяется жене служить своему мужу и тем, кого он пригласил. И не является секретом, что это позволяется, если нет опасности искушения и при соблюдении обязательств в укрытии аврата. Также обстоит дело с дозволением мужчине услужить женщинам».
Также в Сахихе Бухари от Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, передаётся:
А что касается конкретной встречи мужчины с женщиной для шариатских наук и проповеди, то жены Пророка (мир ему и благословение) доносили знания и распространяли религию. Сборники Сунны переданы от них, даже от других женщин после них. Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани в своей книге «Аль-Исаба фи тамйизи-ссахаба» написал биографии тысяча пятьсот сорока трёх женщин, среди которых есть учёные фикха, хадиса и этики.
Женщина принимала участие в общественной жизни совместно с мужчинами, но при этом одевшись, как положено по Шариату и с соблюдением всех рамок Шариата и этики. Даже среди сподвижниц были такие, которые были назначены контролерами мер и весов. К этому же можно отнести и хадис, рассказанный имамом ат-Табарани в книге «Му’джам аль-Кабир» с надёжной цепочкой передатчиков от Абу Бальджа Яхья ибн Абу Салим. Он сказал: «Я видел Самра бинт Нухайк, которая виделась с Пророком (мир ему и благословение). Она была одета в толстую рубаху и толстое покрывало, в руках у неё был кнут и она обучала людей этике, призывала совершать благое и остерегаться порицаемого».
Поэтому не следует никому отрицать этот факт, установленный из Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и из истории Ислама. И неправильно считать подражания и обычаи, связанные с каким-либо определённым временем и местом, решающими факторами в религии и Шариате. Шариат выше других законов, а не наоборот.
Тем же людям, которые проявляют набожность, не следует обязывать людей следовать этим обычаям или ограничивать то, что разрешено Всевышним Аллахом. Аллах, Пречист Он и Велик, знает лучше.
Номер фетвы 445 от 01.04.2008 года.
Материал перевел и подготовил Мухаммад Муслимов
Правильная трудовая деятельность человека в Исламе
Если даже, к примеру, хотя бы малая часть запретной еды попадёт в наш организм, то пока она будет там находиться, наше поклонение и деяния не принимаются Аллахом. К запретной еде относится свинина, мертвечина, спиртное, и та еда, которую приобрели на деньги, заработанные не дозволенным, согласно нормам ислама. Поэтому чтобы поклонение Всевышнему и все наши деяния были чистыми и совершенными, мы обязаны стремиться к дозволенному пропитанию и искать работу, не противоречащую Шариату.
Также нежелательно зарабатывать деньги на оказании помощи, так как мусульмане должны помогать друг другу не брать плату за это.
Особенное внимание следует уделять людям, которые являются опекунами сирот, так как они особо отвечают за этих детей. Необходимо помнить, что детям Всевышний не записывает грехи до их совершеннолетия. Что же касается имущества, то каким бы ребёнок маленьким не был, если он испортит чужое имущество, то родители должны возместить этот ущерб. Но если родители не сделают этого, то после наступления совершеннолетия ребёнок сам обязан выплатить этот долг, в противном случае в Судный день ему придётся отвечать за проступок сполна, несмотря на то, что был он совершён в детстве. Далее, говоря о сиротах, если при жизни родители оставили им наследство, то опекун должен заботиться об этом наследстве и быть бережливым, чтобы деньги не были брошены на ветер.
Опекун должен следить за тем, чтобы деньги и имущество сирот расходовались на их нужды и не дать какой-то вещи испортиться. Случается так, что хотя опекун и заботится о сироте, кормит его, одевает, но может совсем не обратить на одну деталь. К примеру, бывает так, что пришедший к ним гость оставляет сироте вещевой или денежный подарок, и опекун решает, что ребёнок всё равно потратит деньги на ненужные мелочи и берёт подарок себе, при этом совсем не задумываясь, что этот грех висит на его шее. Даже если ребёнок разрешит это опекуну, не нужно забывать, что по Шариату договора и торги несовершеннолетних детей не засчитываются.
Далее следует отметить, что те, кто зарабатывает на жизнь, должны относиться к другим с милосердием. Нельзя человеку, который имеет дозволенный заработок, уподобляться хищнику, становиться алчным, наживаться на горе людей. Если веру (иман) поставить на одни весы с копейкой, то такой иман стоит очень дёшево. Все замечают одну особенность во время священного месяца Рамазан, особенно при приближении праздника Ураза-Байрам. В те дни, когда мусульмане готовятся к этому великому празднику, раскупая продукты, то удивительно, как быстро цены на эти продукты начинают расти, причём продавцы сами являются мусульманами. О чём это говорит? Когда сподвижники описывали щедрость Пророка (мир ему и благословение), то рассказывали, что Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей, а когда наступал священный месяц Рамазан, он был подобен ветру, который невозможно удержать в проявлении щедрости. Если продавцы вместо того, чтобы поднимать цены в священный месяц Рамазан, сделают скидки, это тоже будет милостыней, ведь среди покупателей немало малоимущих людей, которые также хотят отпраздновать Ураза-Байрам. Также не свойственно мусульманину отказываться делать скидку, если он видит, что кто-то нуждается в его товаре.
Однажды торговец отправил корабль с товаром в Басру и написал письмо человеку, который должен был получить товар и продать его. В письме была просьба товар продать по цене, которая будет соответствовать дате прибытия корабля в Басру. Когда доверенный получил товар с письмом, местные торговцы посоветовали ему подождать недельку, так как многие приезжие торговцы уже отправлялись обратно, и цена на товар поднимется. Послушавшись совета, человек так и поступил, и заработал вдвое больше, чем было указано в письме. Он написал об этом хозяину товара. Ответ хозяина был таким: «Эй ты, мы же были довольны прибылью, указанной в письме, и тебе следовало продать именно так, как я хотел, соблюдая правила нашей религии, а что же ты натворил? Когда получишь моё письмо, всю прибыль за товар отдай как милостыню бедным людям города Басры и сделай дуа, чтобы Всевышний простил нас за то, что мы держали товар, пока не вырос на него спрос». Обустраивая этот мир, мусульмане не должны забывать об Ахирате. Тот же, кто забыл про Вечную жизнь и продаёт её за мирскую, очень низко падает.
Человеку, занимающемуся торговлей, желательно помимо продуктов выставлять на продажу и тот товар, который не для каждого является необходимым. Также человеку, который открыл магазин в загородном посёлке, селе или районе, далёких от городских базаров, не следует многократно увеличивать цены, осознавая, что люди вынуждены приобретать его товар. Открывая свой магазин, следует иметь намерение облегчить людям жизнь, делая цены более доступными.
Человеку, который отправляется в другие города по торговым делам, желательно после сделки и полученной прибыли вернуться домой и навестить своих родных, а уже потом выезжать на следующий заработок. Иными словами нежелательно ездить из одного города в другой беспрерывно, не навещая родных. Подобное отношение к заработкам говорит о алчности. Также нужно отметить, что не следует путешествовать на ненадежном транспорте.
Находясь на базаре, следует постоянно поминать Всевышнего, и для такого человека у Всевышнего есть особое вознаграждение, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Упоминающий Аллаха среди отвлекающихся от Аллаха людей подобен гази (совершающий газават) или живому среди мёртвых». Особенно хорошо читать следующие слова: «Ля иляха илля Ллах, вахдаху ля шарика ляху, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмиту ва хува хайюн ля ямуту би-ядихиль-хайру, ва хува аля кули шай-ин кадир», и тому, кто читает эти слова, Аллах записывает несметное количество вознаграждений. Ибн Умар и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) шли на базар только для того, чтобы читать там эти слова. Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Упоминающий Аллаха на базаре в Судный день встанет с сияющим лицом как Луна в полнолуние, и у него будет довод в свою защиту, а тому, кто делает на базаре тавбу (покояние), Всевышний прощает столько грехов, сколько людей на базаре.
Аллах не каждому даёт талант в зарабатывании денег. К примеру, одни люди способны зарабатывать хорошо, расходуя при этом мало денег и сил. Другие же расходуют много денег, сил и времени, но дела у них могут идти плохо. Поэтому очень желательно, чтобы тот, кому Всевышний дал дар зарабатывать деньги, помог тому, у которого нет такого дара, и тем самым потянуть его за собой. Научить человека зарабатывать деньги дозволенным путем является желательным в исламе. Пророк (мир ему и благословение) делал особое дуа (мольбу) за тех богатых людей, которые тянули за собой бедных людей, помогая им зарабатывать.
Да поможет нам Аллах в поисках дозволенного и дарует в нём благословление нам! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.