метод обучения при котором под руководством учителя ученик выполняет определенные шаги
Статья «Методы педагогического обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.
Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.
Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).
Методы обучения в педагогике
Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний. Основными являются:
словесный;
практический;
наглядный.
Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.
Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником. В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.
Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.
Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.
упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.
Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.
Наглядные методы можно разделить на две группы:
Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);
Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).
Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.
Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.
Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения. Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:
поисковой практикой;
навыками анализа;
самостоятельной исследовательской деятельностью;
Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.
Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.
В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.
К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.
Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу. Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.
Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.
Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.
Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.
Закрепление изучаемого материала
Беседа включает воспроизведение (повторение) полученной информации.
Воспроизведение может быть простым, резюмирующим и систематизирующим. Последние два вида имеют большое значение для развития мышления и умения вникать в суть материала.
Работа с учебником позволяет учащимся остановить свое внимание на тех пунктах, которые показались особенно сложными.
Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.
Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.
Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного.
Опытные педагоги считают, что только самостоятельная работа учащихся способствует глубокому овладению знаниями и развитию мышления. Для самостоятельной работы учитель дает задание, но сам не принимает активного участия в процессе усвоения учащимися материала.
Основные методы самостоятельного усвоения материала:
работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);
тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);
Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.
Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.
Проверка и оценка знаний
Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.
Основные методы проверки и оценки:
текущая (в ходе учебных занятий);
четвертная (по итогам учебной четверти);
годовая (по итогам года);
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект по педагогике «Методы обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Понятие и сущность метода и приёма обучения.
Термин «метод» происходит от греческого « metodos », что означает «путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату». В педагогической практике под методом принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы учебной деятельности учителя (преподавание) и учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Метод обучения характеризуется тремя признаками: цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Следовательно, понятие метода обучения отражает:
1) Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
2) Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Таким образом методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяются на составляющие его элементы, которые называются методическими приёмами.
По отношению к методу, приёмы носят частный подчиненный характер – они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Метод включает в себя ряд приёмов, но сам он не является их простой суммой. Приёмы определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. С методами и приёмами обучения тесно связаны и применяются в единстве средства обучения. К ним относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, художественная и научно-популярная литература, произведения искусства, технические приспособления, СМИ).
2. Классификация методов обучения.
В настоящее время нет единого подхода классификации методов обучения.
· Организация учебно-познавательной деятельности;
· Стимулирование и мотивация;
· Контроль и самоконтроль.
2) По источнику информации (словесные, наглядные, практические).
3) По характеру познавательной деятельности:
4) По дидактическим целям:
· Изложение новых знаний;
Методы обучения по источнику информации
Рассказ – это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем.
К рассказу обычно предъявляется ряд педагогических требований:
· Рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;
· Содержать только достоверные и научно проверенные факты;
· Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
· Иметь четкую логику изложения;
· Излагаться простым и доступным языком;
· Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение – словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.
Использование метода объяснения требует:
· Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
· Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
· Использование сравнения, сопоставления, аналогии;
· Привлечения ярких примеров;
· Безукоризненной логики изложения.
Школьная лекция – продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной масли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).
Условием эффективности лекции являются:
1. Сообщение в самом начале лекции не только ее темы, но и летального плана;
2. Последовательное изложение содержания всех разделов плана с выводами по каждому из них;
3. Подчинение всех разделов плана единой теме, центральной идее лекции;
4. Установление связей между каждой частью лекции, использование логических «мостиков», переходов между ее разделами;
5. Эмоциональность изложения, которая достигается с помощью ярких фактов, живого языка, элементов юмора;
6. Оптимальный темп лекции, позволяющий слушателям записать ее основные положения, определения;
7. Использование наглядных пособий: схем, иллюстраций, видео- и аудиоматериалов;
8. Установление связей материала лекции с проблемами предстоящих семинаров и практических занятий.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к понимаю нового материала или проверяется усвоение уже изученного.
· Эвристическая – учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
· Катехическая – используется при проверке того, что было предложено выучить. Ученики подводятся к самостоятельной умственной работе, к самостоятельному мышлению.
· Сократическая – устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти, если для этого есть предпосылки, к открытию в себе прекрасного и разумного.
· Герменевтическая – у учащихся развивается умение самостоятельно пользоваться, например, книгами, картинами, моделями и т.д.
Требования к беседе:
— Сформулировать цель беседы.
— Составить план (целевые вопросы).
— Подготовить «поддерживающие» вопросы.
— Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов,
условные обозначения).
— Создать благоприятную обстановку (место, время и т.д.).
— Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия.
— Уметь владеть собой (педагогический такт).
— Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи.
Работа с книгой – один из важнейших методов обучения. Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося. Сущность этого метода ( в той и в другой форме) заключается в овладении с новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.
Учебная дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определённой проблеме.
Наблюдение – учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.
К проведению наблюдения предъявляются следующие требования:
1. Следует дать по возможности исчерпывающие и точные описания поведения ребенка в самых разнообразных ситуациях.
2. Необходимо избегать субъективных толкований и оценок.
3. Точное описание факта, а не его толкование необходимо заносить в протокол, т.к. последнее может быть спорным.
4. При описании следует пользоваться словами и терминами, имеющими одно значение и точно соответствующими наблюдаемому явлению.
5. Делая обобщения и выводы наблюдений, следует учитывать все данные наблюдения.
Иллюстрация – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на и доске и пр.
Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.
К иллюстрации и демонстрации предъявляются требования:
1) тщательный отбор материала (натуральные предметы, макеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении);
2) оптимальное количество демонстраций (ни много, ни мало);
3) обеспечение качественной стороны иллюстраций и демонстраций, их надежности, техники безопасности при выполнении;
4) доведение до сознания учащихся цели и содержания демонстрации;
5) обеспечение ясности и точности восприятия;
6) коллективное подведение итогов и самостоятельность выводов (при изложении нового материала).
Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путём повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.
· Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся.
· Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений письма.
· Графические упражнения заключаются в выполнении рисунков, зарисовок, при проведении экскурсий, практических работ, составление схем, чертежей, изготовление альбомов, плакатов.
· К практическим упражнениям относятся работы по математике, физике, химии и другим предметам, связанные с выработкой умений обращаться в предметами, инструментами (ножницы, игла и т.д.), проводить измерения и т.д.
Лабораторная работа – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Требования к проведению лабораторных занятий:
1) укрепление связи с теоретическими занятиями;
2) приближение лабораторных занятий к требованиям непрерывно развивающихся науки и техники;
3) развитие инициативы и самостоятельности студентов в процессе выполнения лабораторных работ ;
4) использование индивидуального подхода к работе со студентами;
5) углубленное изучение отдельной темы, проблемы, вопроса.
Практические работы – осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получение новых, относящихся к использованию предмета знаний.
Краткое содержание метода
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода – организация усвоения информации обучаемыми путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества.
1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.
1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.
2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения.
2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приёмами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий.
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.
3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдения и т.д.
3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего ( проблема, гипотеза, доказательство достоверности и ложности выдвинутых предложений и т.д.)
4. Частично-поисковый метод или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решении проблем.
4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведённых фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит системы взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.
4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождении путей её решения и т.д.
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых значений. Сущность метода – обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д.
5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приёмов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д.
А.М.Данилов, Б.П.Есипов предложили классифицировать методы обучения по основным дидактическим целям и соответственно выделяли:
· Методы приобретения знаний;
· Методы формирования умений и навыков;
· Методы применения знаний;
· Методы контроля, точнее – методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.
Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет 3 группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
· Словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);
· Индуктивные и дедуктивные (логические аспекты)
· Репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
· Самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением)
2. Методы стимулирования и мотивации:
· Долга и ответственности к учению.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
· Устный, письменный, лабораторно-практический.
В.А. Онищук за основу классификации методов обучения предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности учителя и учащихся. В соответствии с этим выделяют:
a) Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая и проблемно-поисковая; работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста; оценка работы.
b) Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ, и обобщение демонстрируемых материалов.
c) Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: освоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.
d) Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: обобщение и изложение учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы; обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т.д.
e) Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.