кумертау школа номер 6 учителя
Кумертау школа номер 6 учителя
МБОУ «СОШ № 6» ГО г.Кумертау РБ структурных подразделений не имеет.
Структура управления образовательным учреждением, включая наличие органов общественного самоуправления
Директор школы – Дерягина Марина Владимировна
Заместители директора по воспитательной работе – Барсукова Светлана Ивановна, Стороженко Светлана Борисовна.
Заместитель директора по административно-хозяйственной части – Искандарова Гульшат Ильфатовна
Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов – Савельева Марина Александровна, Гадиляева Нурзиля Шаймардановна
Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, башкирского языка – Бородина Татьяна Ивановна
Руководитель школьного методического объединения учителей иностранного языка – Утяганова Зилия Шайморатовна
Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла – Валиева Фируза Рышатовна
Руководитель школьного методического объединения учителей физической культуры – Федорова Ирина Леонидовна
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и Уставом. Управление Учреждением строится на основе принципов сочетания единоначалия и коллегиальности. Формами самоуправления Учреждения являются:
— Общее собрание трудового коллектива;
— Родительские комитеты классов.
Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей списочного состава работников Учреждения.
Общее собрание трудового коллектива Учреждения имеет право:
— обсуждать «Коллективный договор», «Правила внутреннего трудового распорядка», принимать Устав Учреждения, Кодекс профессиональной этики;
— обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива Учреждения и принимать решение о вынесении общественного порицания в случае виновности;
— избирать делегатов на конференцию по выборам Совета Учреждения.
Конференция избирает (переизбирает) Совет Учреждения сроком на 2 года, заслушивает отчеты Совета Учреждения и руководителя.
Конференция созывается по решению Совета Учреждения или руководителя один раз в 2 года.
Совет Учреждения имеет право утверждать:
— программу развития Учреждения;
— правила поведения для обучающихся;
— структуру Учреждения по представлению руководителя учреждения/
Совет Учреждения вносит предложения по дополнению и изменению Устава.
Председатель Совета Учреждения является членом педагогического совета с правом совещательного голоса.
Заседания Совета Учреждения проводятся не менее 2-х раз в год. Внеочередные заседания созываются руководителем Учреждения в случаях, не терпящих отлагательства, либо по требованию не менее 5 членов Совета Учреждения. Заседание Совета Учреждения считается правомочным, если на нем присутствует не менее 10 членов Совета Учреждения, включая руководителя. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оформляется протоколом, который хранится в делах Учреждения.
Непосредственное руководство Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель. Прием на работу руководителя учреждения осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Руководитель учреждения назначается главой Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан. Заместители директора руководителя учреждения назначаются руководителем учреждения.
Кумертау школа номер 6 учителя
Полное наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №6 » городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Сокращенное наименование образовательной организации МБОУ « СОШ №6 » ГО г.Кумертау РБ
Дата создания образовательного учреждения – 17 сентября 1990.
Учредитель образовательного учреждения
МБОУ « СОШ №6 » ГО г.Кумертау РБ филиалов не имеет
Место нахождения образовательного учреждения
Республика Башкортостан г. Кумертау, ул. Комсомольская, 21; ул. Чапаева, 7/1
Директор МБОУ « СОШ №6 » ГО г.Кумертау РБ Дерягина Марина Владимировна
График приема граждан: Понедельник-пятница — с 14.00 до 17.00
Телефон: (34761) 4-36-87
E-mail: shool6s@mail.ru
Места, в которых МБОУ «СОШ №6» О г. Кумертау РБ ведет образовательную деятельность
Схема проезда к МБОУ «СОШ №6» ГО г.Кумертау РБ
Кумертау школа номер 6 учителя
Руководство.
Дерягина Марина Владимировна
График приема граждан администрацией школы:
Понедельник-пятница — с 14.00 до 17.00
Контактный телефон: (834761) 4-36-87
Мухаметьянова Гульнара Хакколайевна
отличник образования Республики Башкортостан
з аместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Контактный телефон: (834761) 4-36-87
Стороженко Светлана Борисовна
отличник образования Республики Башкортостан
з амест итель директора
по учебно-воспитательной работе
Контактный телефон:(834761) 4-36-87
Муртазина Гузелия Радиковна
по учебно-воспитательной работе
Контактный телефон:(834761) 4-36-87
Барсукова Светлана Ивановна
отличник народного просвещения Российской Федерации
по учебно-воспитательной работе
Контактный телефон:(834761) 4-36-87
Николаева Галина Николаевна
по учебно-воспитательной работе
Контактный телефон:(834761) 4-36-87
Учителя начальных классов
Русинова Наталья Дмитриевна
Мичурина Алена Александровна
Гадиляева Нурзиля Шаймардановна
Савельева Марина Александровна
Отличник образования
Республики Башкортостан
Давыдова Наталья Юрьевна
Отличник образования
Республики Башкортостан
Елинкина Рита Рафаэловна
Золотарева Ольга Борисовна
Кузнецова Ирина Федоровна
Кузнецова Роза Галимовна
Лукманова Флюра Мударисовна
Матюхина Алия Зайнулловна
Санина Ирина Анатольевна
Никитина Наталья Николаевна
Узбекова Фидусия Мансуровна
Учителя предметники
Бородина Татьяна Ивановна
Отличник образования
Республики Башкортостан
учитель русского языка и литературы
Исхакова Гульбану Кашафовна
Отличник образования Республики Башкортостан
Награждена Почетной грамотой Министерства
образования Российской Федерации
Васильева Ольга Александровна
Гришко Татьяна Ивановна
учитель изобразительного искусства
Баянова Альбина Нуретдиновна
учитель башкирского языка
Горскова Наталья Владимировна
Бикбулатова Альфия Талгатовна
Ушакова Наталья Николаевна
Волков Владимир Леонидович
Отличник образования
Республики Башкортостан
учитель истории и обществознания
Валиева Фируза Рышатовна
Отличник образования
Республики Башкортостан
Духновская Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
Даутова Фирдаус Маннановна
учитель английского языка
Залымова Ирина Васильевна
Ишбердина Венера Рафаэловна
учитель английского языка
Казбаева Айгуль Маратовна
учитель английского языка
Кунсбаева Лариса Ирековна
учитель физической культуры
Михайлова Вера Александровна
учитель английского языка
Муратов Сергей Викторович
Николаева Галина Николаевна
учитель информатики и физики
Филиппова Татьяна Станиславовна
учитель истории и обществознания
Попова Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы
Малахов Александр Иванович
Сысоева Ирина Николаевна
учитель русского языка и литературы
Бикмаев Ришат Сагидуллович
учитель физической культуры
Утяганова Зилия Шайморатовна
учитель английского языка
Харитонова Зубаржат Фаритовна
учитель физической культуры
Федорова Ирина Леонидовна
учитель физической культуры
Шевченко Аэлита Владимировна
учитель физической культуры
Всего работающих – 60
— среднее специальное – 8;
Имеют квалификационную категорию:
Отличники образования Республики Башкортостан:
Исхакова Гульбану Кашафовна
Бородина Татьяна Ивановна
Савельева Марина Александровна
Мухаметьянова Гульнара Хакколайевна
Валиева Фируза Рышатовна
Волков Владимир Леонидович
Губайдуллина Наиля Фуатовна
Давыдова Наталья Юрьевна
Стороженко Светлана Борисовна
Награждены Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации:
Исхакова Гульбану Кашафовна
Бородина Татьяна Ивановна
Награждены Почетными грамотами Министерства образования Республики Башкортостан:
Бородина Татьяна Ивановна
Михайлова Вера Александровна
Муратов Сергей Викторович
Давыдова Наталья Юрьевна
Гришко Татьяна Ивановна
Даутова Фирдаус Маннановна
Сысоева Ирина Николаевна
Исхакова Фарида Мирхакимовна
Русинова Наталья Дмитриевна
Ушакова Наталья Николаевна
Отличник народного просвещения Российской Федерации
Барсукова Светлана Ивановна
Пикалов Иван Петрович
Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
МОУ СОШ №6 города Кумертау
Ксюша Хасанова запись закреплена
Александр Сергеев запись закреплена
К.Э. Циолковский. Какое правительство я считаю лучшим?
Иван Доманов запись закреплена
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ 2020/21 учебный год
в рамках Всероссийского социального проекта «Созвездие талантов»
ПРИЗОВОЙ ФОНД: 10.000.000 МЛН РУБЛЕЙ, БУДЕТ РАСПРЕДЕЛЕН МЕЖДУ 100 САМЫМИ АКТИВНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОТ КОТОРЫХ ПРИМУТ УЧАСТИЕ ОТ 150 И БОЛЕЕ УЧАСТНИКОВ
Показать полностью.
Этапы проведения олимпиады:
Всероссийские олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам:
Основы общих знаний 1-4 классы;
Математика 1-11 классы;
Русский язык 1-11 классы;
Литература 1-11 классы;
Английский язык 1-11 классы;
Обществознание 5-11 классы;
Биология 5-11 классы;
География 5-11 классы;
Информатика 5-11 классы;
История 5-11 классы;
МХК 5-11 классы;
Немецкий язык 5-11 классы;
Французский язык 5-11 классы;
ОБЖ 5-11 классы;
Физическая культура 5-11 классы;
Экология 5-11 классы;
Экономика 5-11 классы;
Химия 7-11 классы;
Физика 7-11 классы.
Заявки на участие необходимо отправлять на электронную почту:
olimpiada@sozvezdiye-talantov.com
Каждый участник получит именной диплом, подтверждающий участие в олимпиаде.
Победители получат дипломы Победителя и ценные призы.
Предусмотрены благодарственные письма педагогам (кураторам) при условии, что от одного педагога заявлено не менее 10 (десяти) участников в олимпиаде.
Предусмотрены благодарственные письма для учреждений в лице руководителя при условии участия не менее 20 (двадцати) участников от данного учреждения. Все дипломы и прочие наградные материалы отправляются в учреждение Почтой России в печатном виде.
По итогам 2020/21 учебного года, будут распределены гранты для самых активных учреждений. Гранты призваны позволить учреждениям повысить качество обучения, реализовать дополнительные образовательные программы, приобрести новое оборудование и инвентарь.
Задать интересующие Вас вопросы можно по электронной почте:
info@sozvezdiye-talantov.com, либо по телефону +7(964)-422-1088
Мы в ВКонтакте: vk.com/sozvezdiye_talantov_rf
Иван Доманов запись закреплена
Всероссийский творческий конкурс «Мы победим коронавирус!»
в рамках Всероссийского социального проекта «Созвездие талантов»
Тема конкурса – «Мы победим коронавирус!» поможет раскрыть художественные способности детей и молодежи, их природную фантазию и познакомить их с правилами личной гигиены, воспитать у детей и молодежи приверженность к здоровому образу жизни и профилактики развития вредных привычек.
Показать полностью.
Основной целью Конкурса является приобщение детей и молодежи к соблюдению личной гигиены и правил поведения в условиях эпидемии коронавирусной инфекции.
Кто может принять участие?
В конкурсе могут принять участие учащиеся учреждений всех типов в возрасте
от 5 до 30 лет.
Какие работы принимаются на конкурс?
Принимаются творческие работы, выполненные в любой технике:
изобразительное искусство (в том числе коллажи, графика и компьютерная графика),
все виды декоративно-прикладного искусства,
фотография.
Работы подаются в электронном виде на электронную почту
zayavka@sozvezdiye-talantov.com или направить по адресу:
678144, г. Ленск, ул. Октябрьская 2а.
Этапы проведения конкурса
1. Подача заявок — до 8 февраля 2021 года.
2. Прием работ — до 8 февраля 2021 года.
3. Подведение итогов — 9-15 февраля 2021 года.
4. Публикация результатов — 16-26 февраля 2021 года.
Каждый участник получит именной диплом, подтверждающий участие в конкурсе. Победители получат дипломы и ценные призы. За активное участие отдельно отмечаются руководители: педагоги, которые подадут более 5 работ, а также руководители, от которых поступит более 10, получат благодарственные письма. Все подробности, общие условия, а также положения можно изучить в приложенных документах.
Подписывайтесь в Instagram: sozvezdiye_talantov_rf
Задать интересующие Вас вопросы можно по электронной почте
info@sozvezdiye-talantov.com,
либо по телефону +7 (964)-422-1088
Лилия Туктамышева запись закреплена
Фемида Темис запись закреплена
За что Ермолова отправили в отставку?
Великодержавные пропагандисты любят приписывать А.П. Ермолову мнимые достоинства, давая ему исключительно положительную оценку, но за что же его тогда отправили в отставку в марте 1827 г.? Об этом они нередко предпочитают умалчивать. Ответ же на этот вопрос звучит следующим образом. Согласно мемуарам генерала И.Ф.
Показать полностью. Паскевича, сменившего А.П. Ермолова на его постах, тот был отстранен от командования «за самоуправство, распущенность и дурное состояние войск, за отсутствие дисциплины, за процветавшее в его корпусе воровство». По поводу «славной» деятельности А.П. Ермолова на Кавказе было даже проведено специальное сенатское расследование. Оно вскрыло многочисленные злоупотребления в деятельности генерала и его окружения. В комиссию проверяющих входил сенатор граф П.И. Кутайсов. Участвуя в ряде крупных сенатских расследований, он ранее показал прекрасное знание отечественных законов, стремление к скрупулезному анализу всех обстоятельств того или иного сенатского дела.
Отмечая явное превышение Ермоловым своих должностных полномочий командира Отдельного Кавказского корпуса, комиссия установила, что статуса главнокомандующего, имевшего право издавать подобные приказы, генерал не имел. В итоговом документе комиссии отмечалось: «По внимательном рассмотрении дела сего во всех его частях, граф Кутайсов находит везде со стороны начальствующих над войсками лиц, во время вторжения в российские пределы персиян и бывших в мусульманских провинциях возмущений, или чрезмерную жестокость характера и забвение всякого чувства сострадания и справедливости, или употребление во зло и преступление законами дарованной власти. Первое совершенно доказывается следствием, произведенным над генералом Краббе и полковником Мищенко, ибо что же, кроме необыкновенного жестокосердия, могло заставить тогдашнее начальство к изречению столь ужасных приговоров над людьми, коих преступления не были еще ясно обнаружены и из коих многие подавали более повода к признанию их невиновными, нежели столь тяжко виновными. Там, где истина преступлений не совершенно раскрыта, благие наши законы повелевают нам: лучше десять виновных простить, нежели одного невинного истязать; но милосердное правило сие было забыто при совершении казни в мусульманских провинциях: в смутные тогдашние обстоятельства многие из весьма значащих жителей сих провинций сделались жертвою жестоких приговоров по одному лишь подозрению в неприязненных их намерениях». (Блинов И. Исторические материалы, извлеченные из сенатского архива. Сенаторские ревизии // Журнал Министерства юстиции. 1913. № 2. С. 302.)
«Из сего можно заключить, – констатировал Кутайсов, – что при совершении казней в мусульманских провинциях были действия не только противозаконные, но и несообразные с духом и понятиями народов и не укрощающие их, но более ожесточающие. Одна сила, без справедливости, не убеждает и не покоряет народов». Предложение сенатора Кутайсова по этому вопросу состояло в том, чтобы передать все дела о злоупотреблениях военных непосредственно главному Закавказскому военному начальству для соответствующего судебного разбирательства.
Кроме того, ревизия выявила катастрофическое положение экономики
Закавказья, причем в этом в значительной степени было виновато
местное российское начальство. Бюджетные сметы практически полностью не соответствовали реальным доходам и расходам. Отсутствие должного контроля привело к тому, что за 25 лет распоряжения средствами края огромные денежные средства были истрачены безотчетно, что привело к утрате около миллиона рублей серебром. В результате ревизии был сделан вывод, что «невнимательное и злоупотребительное» управление финансовой частью в Закавказье привело к тому, что собираемых доходов не хватало на содержание этого края. (Правилова Е.А. Финансы империи: Деньги и власть в политике России на национальных окраинах, 1801-1917. М., 2006.)
Отставка и ссылка в родовое поместье близ Орла под надзор земской полиции были для Ермолова весьма мягким наказанием за совершенные должностные злоупотребления, необоснованные карательные меры против населения Кавказа и «халатное отношение» к вопросам экономической жизни вверенных ему для гражданского управления территорий. Ведь уже в тот период деятельность Ермолова получила различные оценки в российском обществе. Для одних он в любой ситуации оставался героем и носителем «государственных интересов», чем оправдывалось его беззаконие по отношению к горцам. Давали о себе знать и имперские амбиции, на волне которых усмирение «диких народов» Кавказа силой у значительной части общества не вызывало сомнения. Для других же его поведение считалось недопустимо преступным. Взгляды этой части общества выразил Тютчев своими строками об объединительной силе любви и невозможности спаять единство народов «железом лишь и кровью».
Александр Сергеев запись закреплена
Из автобиографии Сергея Есенина:
Я — сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство.
Показать полностью.
Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги.
Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня одежду и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное.
Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Рос озорным и непослушным. Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче».
Уличная моя жизнь была непохожа на домашнюю. Нередко я убегал на несколько дней в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало.
Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Нянька, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. Стихи начал писать, подражая частушкам.
В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали четыре копейки на просфору, которую я должен был вносить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре три надреза и брал за это две копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а две копейки клал в карман и шел играть к мальчишкам в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.
В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и я радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.
Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Когда я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Учительствовать не пришлось.
Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес. Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня. Все в один голос говорили, что я талант.
В 1916 году был призван на военную службу. По просьбе полковника Ломана, адъютанта императрицы, однажды читал ей стихи. После прочтения моих стихов императрица сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и прочее.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее.
За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию.
Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Пушкина, Лермонтова и др.
От многих моих ранних религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.
Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.
Александр Сергеев запись закреплена
Сергей Есенин и степь.
Образ степи играет важную роль у Есенина в «маленьких поэмах», созданных как отклик на революционные события 1917 года. В 1917 г. поэт заявил: «С иными именами/ Встает иная степь».
В период есенинского имажинистского бунтарства, степь также становится у поэта одним из неотъемлемых топонимических образов. Например, в стихотворении «Хулиган» (1919) лирический герой с вызовом так характеризует себя: «Только сам я разбойник и хам/ И по крови степной конокрад».
Особенно ярко символика образа степи проявляется в маленькой поэме «Сорокоуст» (1920): «Видели ли вы/ Как бежит по степям,/ В туманах озерных кроясь,/Железной ноздрей храпя,/На лапах чугунных поезд?/ А за ним /По большой траве,/ Как на празднике отчаянных гонок, /Тонкие ноги закидывая к голове,/ Скачет красногривый жеребенок».
Обратившись в 1924 году к пушкинским традициям, Есенин вновь использует один из ключевых своих образов, который помогает ему подчеркнуть самобытный характер его творчества. Развивая метафору «когда звенят родные степи молитвословным ковылем», поэт так заканчивает стихотворение «Пушкину» (1924): «Но обреченный на гоненье,/ Еще я долго буду петь…/ Чтоб и мое степное пенье/ Сумело бронзой прозвенеть».
В маленькой поэме «Мой путь» (1925), вспоминая самые яркие впечатления детства, Есенин использует привычную метафору «степное пенье». Здесь эпитет «степное» подчеркивает особый народный характер творчества поэта, в судьбе которого бабушка сыграла такую важную роль: «И бабка что-то грустное,/ Степное пела…». Описывая же свое настоящее, поэт пишет, что находит вдохновение для поэтического творчества среди степных просторов: «Хожу смотреть я /Скошенные степи/ И слушать, как звенит ручей».
Как видим, образ степи являлся родным и очень важным для Есенина, и это сближает его с Лермонтовым. Если использовать есенинский эпитет, то общее у поэтов было их «степное пенье».
Сергей Есенин и пугачевщина.
«Стихи с уральской тематикой в творчестве Есенина возникли под непосредственным влиянием от поездки поэта на Урал. Интерес к Уралу дал о себя знать и в период работы Есенина над исторической поэмой «Пугачев». Уже в конце 1920 года поэт был озабочен поисками «материалов по Пугачевскому бунту. Он перечитал «Историю Пугачева» А.С. Пушкина. «Я несколько лет изучал материалы, — рассказывал он одному из своих знакомых, — и убедился, что Пушкин во многом был не прав». В частности, Есенина не удовлетворил тот факт, что у Пушкина почти не упоминаются имена бунтовщиков. Ему хотелось дать более полнокровным образ Пугачева: «Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами».
Поэма «Пугачев», свидетельствовала Н. Грацианская, была написана в окружении эрудитных томов. В. Вольпин, посетивший квартиру Есенина в Богословском переулке, видел на рабочем столе поэта несколько книжек о Пугачеве, на которых остались следы внимательного прочтения. Исследователи предполагают, что Есенину было известно и о работе В.Г. Короленко над историческим романом о Емельяне Пугачеве «Набеглый царь» (в 1900е годы Короленко, изучая исторические источники, длительное время жил в Уральске).
Не удовлетворившись только изучением документов и знакомством с опытом своих предшественников, Есенин весной 1921 года предпринимает поездку в киргизские степи и на Волгу, чтобы проделать тот исторический путь, которым шел Пугачев со своим войском. Путь этот проходил по маршруту: Москва — Самара — Оренбург — Ташкент. Поезд шел медленно, подолгу задерживаясь на больших станциях. На станциях поэт сходил, а возвращаясь в вагон, Есенин работал над рукописью поэмы. По мере накопления впечатлений в черновиках все чаще и чаще проскальзывают названия уральских городов, рек, местечек: Черемшан, Яик, Иргис, Сакмара, Оренбург, Уфа, Сарепта, Гурьев, Челябинск: «от Сакмары проползло на Иргис»; «оттого шлет нам каждую неделю приказы свои Оренбург»; «задремал буйный Яик»; «оренбургская заря красношерстной верблюдицей»; «видели, как тянулись за Чусовой» и т.д.
Рукопись поэмы с первоначальным заглавием «Поэма о великом походе Емельяна Пугачева» отражает процесс работы поэта. Некоторые строки и строфы поэмы содержат множество вариантов. А такая, казалось бы, простая строка, как «Яик, Яик, ты звал меня», имела более десяти редакций. (Напомним, что Яик — старинное название реки Урал). В целом, как подсчитали исследователи, количество вариантов вчетверо превышает основной текст. Поездка, продолжавшаяся около двух месяцев, оказалась весьма продуктивной в творческом отношении. На последней странице черновика, хранящегося в Центральном государственном архиве литературы и искусства, рукой Есенина обозначено время непосредственной работы над поэмой: «1921, старый стиль: февраль — август, новый: март — август».» Л. Гальцева.
Александр Сергеев запись закреплена
Народные предания о Пугачеве:
Записано у казаков этнографом И.И.Железновым.
«Когда он подступал под наш город, — говорил старик, житель Илецкого городка, Василий Степанович Рыбинсков, — атаман подготовил людей, чтобы не впускать его в наш город и не кориться ему. Сначала казаки послушались атамана, — человек-то он был хороший, казаки любили его, и по его приказу подпилили сваи под мостом, чтобы нельзя было по нем пройти. А он, не будь дурен, заехал с яицкими казаками вверх от города и вплавь перебрались через Яик на нашу сторону. Атаман и триста человек стоят у моста и ждут, думают, что он тут на них пойдет, а он уже вступил в город и взял его. Казаки тут оробели и преклонились ему. «
Из преданий казаков.
«Пугачевцы крестьян не трогали, они очень не любили господ. Лишь только Пугачев найдет барина, он срубит ему голову. Господа увидели, что дело плохо, начали одеваться по-крестьянски. А многие крестьяне были сердиты на них и выдавали Пугачеву.»
Из крестьянских преданий.
«Является ли Пугачев царем или нет, — это нас не интересовало. Пугачев — против чиновников, генералов и бояр, — для нас это было достаточно. На протяжении сорока лет мы пробовали жить спокойно, неся службу российским чиновникам, исполняя все их повеления и удовлетворяя все их требования. Но на этом гнет и обиды не прекращались. Воспользовавшись нашим спокойствием, они грабили наш скот, отбирали земли, при помощи фискалов регулярно убивали, избивали и высылали наших почтенных людей. » Из преданий башкир.
«Рассказывают про Пугачева, что он являлся к помещикам, требовал у них хлеба и денег, раздавал то и другое беднякам. К последним он относился вообще хорошо. Освобождал чуваш из-под власти попов и чиновников; вешал тех и других, чувашам позволил держать прежнюю «чувашскую» веру.» Из чувашских преданий.
Виктория Самум запись закреплена
Екатерина II и коррупция.
Объектом особого внимания английских послов будущая императрица стала еще до вступления на престол, попав под влияние посла Чарльза Уильямса. Ощутимым рычагом этого влияния сделались деньги. Княгиня находилась в ту пору в весьма стесненном финансовом положении, нуждаясь в средствах прежде всего для подкупа сановников, а иногда, к примеру, чтобы приобрести понравившиеся ей драгоценности. Через Уильямса она решилась обратиться за финансовой помощью к королю Великобритании и вскоре получила благоприятное известие из Лондона, получив необходимую ей денежную сумму. В своем ответном письме она просила Уильямса передать слова признательности: «. моя благодарность королю, Вашему государю, все увеличивается. Я надеюсь расплатиться с ним скорее своими услугами, чем деньгами, которые надеюсь ему возвратить в исправности. Его доверие мне льстит, я надеюсь его заслужить». Судя по документам, общая сумма, полученная ею от английского монарха, составляла 44 тыс. руб. (Переписка великой княгини Екатерины Алексеевны и английского посла сэра Чарльза Г. Уильямса. 1756 и 1757 гг. М., 1909, с. 54, 56-57, 63).
Если подкупленные сановники старались действовать в интересах Великобритании, то в чем же заключалась «благодарность» великой княгини, получившей солидную финансовую поддержку от английского короля? В одном из писем Екатерина заверяла Уильямса в своем желании «расплатиться» с королем и с английской нацией, «сделав все возможное» с помощью канцлера и других чиновников, чтобы помешать «всем глупостям» при дворе. Великая княгиня уверяла Уильямса, что союз с Англией всегда будет для нее «священным» и что она считает его «полезным и необходимым для России». После этого заверения Уильямс начинает инструктировать Екатерину, как действовать в том или ином случае, какие шаги предпринимать, на кого положиться из числа придворных и т.д. Так, посол, не доверяя канцлеру, писал Екатерине: «Как можно скорее сделайте что-либо решительное с канцлером. Посмотрите, друг ли он Ваш, то есть, хочет ли он Вам служить в том, что желательно Вам, так как если он не хочет, нужно произвести перемену, и я уже обдумал план о том». В другом письме Уильямс побуждал Екатерину действовать более решительно: «Если, наконец, великий канцлер не хочет Вам служить, нужно принять другие меры; и я умоляю Вас вовремя их обдумать, и я о них также подумаю». (Переписка великой княгини Екатерины Алексеевны и английского посла сэра Чарльза Г. Уильямса. 1756 и 1757 гг. М., 1909, с.134, 145, 184, 281).
Екатерина охотно следовала советам английского посла. Так, обсуждая с ним кандидатуру будущего канцлера (после занятия ею престола), она обрадовалась, что посол одобрил ее выбор в лице Никиты Панина. Екатерина советовалась с Уильямсом по поводу кандидатуры Бутурлина как возможного их союзника. «Бутурлин прислал мне предложить свой голос на советах, прибавив, что он готов слепо следовать тому мнению, к которому я бы желала, чтоб он примкнул. Я предоставляю вам решить это и думаю, что, несмотря на его слабость и плутовство, мы могли бы извлечь пользу из него». Узнав о беспокойстве Уильямса за свою безопасность, Екатерина извещает, что направила канцлеру записку, в которой «имела случай изложить очень кстати» то, что ей «продиктовал» посол. «Я ко всему этому присовокупила крепкую клятву в том, что Вы вовсе не его враг, как он мне это вполне определенно сказал очень туманными намеками», — завершала свое послание княгиня. А далее Екатерина советовала воспользоваться алчностью канцлера и предложить ему денег. (Переписка великой княгини Екатерины Алексеевны и английского посла сэра Чарльза Г. Уильямса. 1756 и 1757 гг. М., 1909, с. 12, 112, 211).
Сменивший Уильямса посол Роберт Кейт продолжал использовать практику подкупа российских чиновников. В одной из депеш государственному секретарю он упоминал о значительной денежной сумме (100 тыс. ф. ст.), которая ему была доверена королем. Эти средства шли, скорее всего, на подкуп высокопоставленных чиновников (возможно, что и самой великой княгини), судя по тому, что дипломат отмечал: «Эти суммы выплачивались время от времени различным лицам». Примечательно, что посол обращался к подкупу именно тогда, когда решались наиболее важные вопросы в отношениях двух государств. К примеру, во время обсуждения пролонгации торгового договора он счел необходимым «кое-кого подкупить», для чего просил о выделении «необходимой денежной суммы» в свое распоряжение «в интересах королевской службы» (Memoires and Correspondence (Official and Familiar) of Sir Robert Murray Keith, vol. I. London, 2011, p. 34, 42).
Дипломат Джеймс Гаррис, отстаивая интересы Англии в вопросе о союзном договоре, полагался на поддержку, по его словам, своего «друга» — князя Г. Потемкина. Однако вскоре посол стал подозревать, что князь подкуплен противниками Англии, прежде всего Пруссией. Гаррис решил использовать аналогичное средство и просил дать разрешение на подкуп Потемкина. «Потрудитесь при этом помнить, — писал Гаррис в депеше министру, — что мы имеем дело с лицом, обладающим огромными богатствами и знающим цену того, о чем идет речь. » В марте 1781 г. императрица подарила Потемкину, как полагал Гаррис, «без всякой причины» 40 тыс. ф. ст. На взгляд посла, князь «до того избалован, что счел эту сумму едва заслуживающей благодарности».
Надо признать, что коррупция в высших эшелонах власти в ту пору существовала во многих странах, в том числе и в самой Англии. Не только российская императрица, но и английский король запятнали себя мздоимством. Однако, в то время как высокопоставленные чиновники Англии брали взятки в первую очередь от своих сограждан, российская политическая элита «прославилась» подкупом со стороны представителей иностранных держав. Чиновники снабжали послов секретной информацией, за что получали солидное вознаграждение. И хотя это являлось государственной изменой, никакого наказания они не понесли. Как бы то ни было, но с течением времени подобное социальное зло не исчезло. Коррупция продолжает существовать во многих странах мира. К сожалению, процветает она и в современной России.