Катаев цветик семицветик чему учит произведение
«Цветик-семицветик» читательский дневник
«Цветик-семицветик» – добрая, поучительная сказка о девочке Жене и волшебном цветке. Помогать другим – большое счастье, и главная героиня поняла это на собственном примере.
Краткое содержание «Цветика-семицветика» для читательского дневника
ФИО автора: Катаев Валентин Петрович
Название: Цветик-семицветик
Число страниц: 8. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». Издательство «Искатель». 2018 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1940 год
Главные герои
Женя – добрая и весёлая, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.
Старушка – добрая волшебница.
Витя – добрый, веселый, но больной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу.
Сюжет
Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон и не заметила, как дворняжка ловко стащила все её баранки.
Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она её так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и её стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у неё есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.
Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и всё исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон и разбила вазу. Чтобы мама её не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.
Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в лёгком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут ещё и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своём дворе.
Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы все игрушки стали её, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала ещё один лепесток, чтобы игрушки убирались по своим магазинам обратно. Она расстроилась: потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.
Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому что был хромой. Женя обрадовалась, что у неё сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.
План пересказа
Главная мысль
По-настоящему счастлив тот, кто способен делиться радостью с другими, совершать добрые дела.
Чему учит
Учит быть внимательным и сосредоточенным при выполнении важных дел. Учит помогать людям, совершать добрые дела, не быть эгоистичным, жадным, заносчивым.
Отзыв
Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного легкомысленной девочкой, которая так без пользы тратила лепестки, она всё же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.
Рисунок-иллюстрация к сказке Цветик-семицветик.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что на пути Жени попалась такая добрая, внимательная старушка-волшебница, которая помогла понять девочке, как важно думать о других и совершать добрые поступки.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Катаев В. “Цветик-семицветик”. Читательский дневник, краткое содержание
Катаев В. “Цветик-семицветик”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Катаев В.
Название: “Цветик-семицветик”
Жанр: сказка
Тема произведения: дружба
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
Женя. Маленькая и добрая девочка. Легкомысленная, часто забывает о порученном деле, отвлекается по пустякам. Но отзывчивая и готовая помочь другу.
Витя. Хромой мальчик, которому помогала Женя.
Старушка-волшебница. Добрая и мудрая.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Девочке Жене старушка дает волшебный цветок, исполняющий желания. Не сразу Женя понимает, что не все желания одинаково хороши, но она делает верный выбор.
Сюжет — краткое содержание
Собака съедает баранки, пока Женя считает ворон, и, погнавшись за собакой, девочка заблудилась.
Странная старушка дает Жене волшебный цветок, и девочка первым делом оказывается дома вместе с баранками.
Женя тратит второе желание на восстановление разбитой вазы и уходит во двор.
Женя тратит два желания, чтобы оказаться на Северном полюсе и чтобы вернуться оттуда.
Женя тратит два желания на то, чтобы получить все куклы мира и чтобы от них избавиться.
Последним желанием Женя излечивает хромого мальчика и играет с ним.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Женя легкомысленно отправилась на северный полюс в одном платье и чуть не замерзла там. Да к тому же на полюсе к девочке пошли семь злобных медведей, которые хотели ее съесть.
План произведения для пересказа
Женя считает ворон
На северном полюсе
Главная мысль
Только то желание может сделать человека счастливым, которое делает счастливыми других людей.
Чему учит эта книга
Сказка учит доброте, отзывчивости, сострадательности. Учит помогать другим и не думать о себе, учит не быть эгоистом. Пока Женя загадывала эгоистичные желания, они не приносили ей счастья. Но когда Женя помогла мальчику, она обрела друга, а это и есть счастье.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень нравится эта сказка и нравится девочка Женя. Пусть она напрасно потратила шесть желаний, но она приобрела важный жизненный опыт и ее последнее желание сделало счастливым двух ребят.
Новые слова и выражения
Папанинцы — герои полярники, оказавшиеся на льдине, после крушения ледокола.
Танкетка — маленький танк, а не вид подошвы обуви.
Пословицы к произведению
Жизнь дана на добрые дела.
Доброму человеку помощь не в убыток.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Стрелянного воробья на мякине не проведешь.
От доброго дерева добрый и плод.
Анализ произведения «Цветик-семицветик»
Анализ
Тема произведения: Жизненные ценности. Доброта и не равнодушиек окружающим людям.
Идея произведения: Главный смысл сказки «Цветик-семицветик» состоит в том, что люди порой бездумно растрачивают свой потенциал на разные пустяки, вместо того, чтобы использовать его для серьезных дел. У девочки Жени появился чудесный цветок, исполняющий желания, но почти все его лепестки она легкомысленно потратила на пустяковые дела, и лишь последний лепесток был использован на благородное дело.
Пословицы к сказке:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Чему позавидуешь, того сам берегись.
Доброе дело два века живёт.
Выразительные средства:
Черепки— обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ;
тяпа-растяпа— рассеянный человек,
драчун— тот, ко любит драться, часто дерётся
зевать по сторонам – фразеологизм …Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.
Цветок, вроде ромашки – сравнение.
Нос наморщила, как гармошку – сравнение.
Страшная ночь – эпитет.
Земля закружилась, как волчок – сравнение.
Глаза стали желтые, как у козы – сравнение.
Воспитательное значение: Сказка «Цветик-семицветик» учит тщательно обдумывать то, что собираешься делать, чтобы не допускать и потом не исправлять неприятные последствия сделанного.
Эта сказка учит доброте, как и любая другая сказка, учит тому, что нет на свете ничего дороже жизни и здоровья человека, а все остальное мелочи, которые, как бы их не было много, не принесут человеку счастья. Учит эта сказка и серьезному отношению к жизни, учит не разбрасываться возможностями, а использовать их, ловить подвернувшуюся удачу. Учит она и состраданию, чуткости к чужим бедам и проблемам, учит дружбе и взаимовыручке.
Сказка-лекарь от детского эгоизма: «Цветик-семицветик» Валентина Катаева
В родной детской литературе есть особенные лекари для детской души: сказки, которые воспитывают и в то же время исцеляют. От увлечения телефонами и соцсетями они, скорее всего, не помогут, но от равнодушия и эгоизма ребёнка непременно спасут.
Откроем вместе с детьми старую добрую классику нашего советского детства, «Цветик-семицветик».
Эту сказочную историю Валентин Петрович Катаев сочинил ещё до войны, в 1940 году. В ней отразилась безоблачная довоенная жизнь, быт коммунального общежития, залитых солнцем зелёных дворов со стайками беззаботной детворы.
Есть в его произведениях и та нравственная основа, что удивляет критиков. А впрочем, чему удивляться – в детской советской литературе эта основа являла запас христианской прочности и отчасти заменила собой религиозную нравственность, когда вера была официально под запретом.
Сказку Катаева без натяжек можно назвать христианской, потому что она учит маленького читателя истинной любви и милосердию к ближнему.
Наверное, многие из вас с младенчества помнят катаевскую книжку с яркими и выразительными картинками Э. Булатова и О. Васильева, каждая из которых по форме похожа на лепесток чудо-цветка? Такая книжка была у любого советского школьника.
Так почему в сказочной прозе Валентина Петровича можно заподозрить христианские мотивы? Вспомним незамысловатый сюжет: беспечная девочка Женя идёт за хлебом, замечтавшись, остаётся без баранок и боится опечалить своих близких. Она сокрушённо думает о том, как расстроятся братишка и мама, когда она вернётся с пустыми руками, и что можно сделать, чтобы это изменить.
На языке христианства это называется раскаянием. Раскаяние ведёт к действию, к покаянию. А наши покаянные мысли всегда что-то меняют в окружающем мире. И тут же, в ответ на свои покаянные чувства, Женя встречает волшебницу, которая сочувствует её беде и дарит цветик-семицветик. Он исполняет любые желания, стоит только произнести нараспев:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
И что случается дальше? Первые лепестки Женя тратит на покаяние: на исправление своих детских житейских промахов.
Кстати, напомните детям, что слово “грех” на древнем греческом языке, языке книг Нового Завета, означает “промах”, попадание мимо цели. Первым делом героиня сказки возвращается к цели, решает оказаться дома и вернуть съеденные собакой баранки. Второй лепесток отрывает, чтобы вернуть мамину разбитую вазу. Всё вроде бы правильно, но ни одно своё желание ещё не исполнено.
Третий лепесток уходит на то, чтобы понравиться другим: мальчишки играют в Северный полюс и не принимают девчонку в игру. Тогда девочка решает сама оказаться на всамделишном Северном полюсе и всем это доказать. Но и это чудо не приносит ей радости: мальчишки не верят, а путешествие на Северный полюс чуть не стоило ей жизни, а на возвращение ушёл ещё один драгоценный четвёртый лепесток.
История с игрушками, падающими прямо с неба, оказалась ничем не лучше: не принявшие Женю девчонки из соседнего двора так и не стали с ней играть. На отмену чуда был истрачен впустую шестой, предпоследний лепесток цветика-семицветика. И вот, остался всего один, последний.
Но что теперь происходит с Женей? Чудеса совсем её не радуют. Она перебирает возможности и планы, фантазирует, чего бы ей хотелось и что бы принесло радость, и понимает, что среди этих пустых затей нет ничего, что может по-настоящему сделать её счастливой.
Вот здесь Валентин Катаев и удивляет своей философской глубиной, обычно несвойственной простой детской сказке. Хотя и все атрибуты жанра присутствуют: прыгучие стихи, создающие настроение игры, волшебство, невероятные герои, но… Вне-контекстные смыслы повествования гораздо сложнее.
Маленькая героиня Катаева понимает, что реализация собственных желаний ничего ей не даёт, потому что нет главного, чего-то ещё. Не с кем разделить радость. Некому посвятить чудо. Это вызывает тревогу, недоумение, раздумье.
Здесь ни много не мало звучат философские лермонтовские мотивы: “Желанья? Что толку напрасно и вечно желать”. Детский эгоизм не менее чем взрослый замкнут на себе. Чтобы его преодолеть, каждому человеку, даже маленькому, нужно какое-то нравственное потрясение, перемена сознания, метанойя.
И вот автор сказки посылает навстречу Жене мальчика Витю. Витя никуда не идёт – ходить ему очень трудно. Он просто сидит на лавочке, вытянув больную ногу в большом уродливом ботике, но Провидение уже направило к нему девочку Женю с её последним бесценным лепестком.
Из всех ребят, гулявших на улице, Витя первый проявил к Жене искреннее дружелюбие. Он больше всех понравился ей, а она – ему. Но вот беда: он говорит, что никогда не сможет ходить, а тем более бегать, что его болезнь – это навсегда.
И в этот кульминационный момент катаевской сказки-были и происходит самое главное и настоящее чудо. Женя не собирается мириться с бедой, у неё остался последний лепесток.
И, что удивляет её саму, чувство сострадания к незнакомому мальчику настолько острое и сильное, что все остальные чувства и желания сразу отступают на второй план. Уже не нужны ни куклы, ни мороженое, ни Северный полюс, лишь бы только Витя был здоров.
И мы вместе с писателем уже не видим, как волшебный лепесток летит через все стороны света и облетает Земной шар. Нам, как и читающим детям, уже не интересно следить за его полётом, потому что настоящее чудо совершается не там, где проходит его сказочно-космическая траектория – а здесь и сейчас, в душе этой маленькой девочки, где зазвучал голос милосердия и христианской любви к ближнему.
Оказывается, чего-то желать детям и взрослым тоже нужно учиться. Чтобы наши желания не разрушали нашу жизнь, не забрасывали чуть ли не на Северный полюс на съедение медведям, а, наоборот, преображали нас, наших ближних и мир вокруг.
Чудо происходит естественно и просто, как и все чудеса в детстве. Между строк советского писателя, несомненно, звучит властное и полное силы евангельское «Встань и иди». Но огонь не сводится с неба и земля не колеблется.
Просто хромой мальчик Витя встаёт на ноги и делает для себя невозможное – не идёт, а бежит бегом следом за неизвестной, но отчего-то близкой ему девчонкой, которая стала проводником Божьего чуда.
Вглядитесь в изумительные картинки Васильева и Булатова, вчитайтесь в этот особенный текст. И удостоверьтесь, что беспечная и эгоистичная девочка Женя теперь – совсем другая. У неё как будто выросли крылья. Наконец-то она почувствовала себя счастливой.
Корни христианства и родословие Жени
И ещё немного о том, откуда христианская мысль проникла в катаевские сказки, стихи, газетные статьи.
Удивительно, что Валентина Петровича Катаева при его особенном, неблагонадёжном для советского гражданина происхождении пощадила советская власть. Не подвергла репрессиям и не лишила статуса признанного писателя, поэта, публициста, героя-военкора и детского автора.
Катаев происходил из рода потомственных священников: ещё его дед по отцу Василий – священнический сын, сам впоследствии протоиерей, инспектор духовного училища и настоятель храма Ижевского оружейного завода, а затем клирик кафедрального собора Вятки.
Отец Катаева преподавал в духовном епархиальном училище в Одессе, а мать была мелкопоместной дворянкой, дочерью генерала из Полтавы. Родственники Катаева похоронены в Одессе на кладбище, которое носило название Христианского.
Родившийся в 1897 году в Российской Империи, Валентин Петрович провёл своё безмятежное и размеренное детство в провинциальной тишине, в дореволюционной России и, большую часть своей дальнейшей жизни прожив в подмосковном Переделкино, навсегда сохранил детский темперамент и колоритную речь коренного одессита.
Кстати, имя девочки Жени из сказки о цветике-семицветике, как и многое другое в сказке, глубоко неслучайно. Евгенией звали дочку писателя, которую он назвал в честь своей бабушки Евгении по материнской линии.
Наверное, в жизни каждого маленького читателя девочка Женя с её волшебным цветком оставила свой особенный след. Помню глубокий сердечный ожог этой сказки и из своего далёкого детства.
Перечитайте Катаева вместе с дочками и сыночками начиная со старших дошкольников и расскажите им о милосердии. Вот бы ещё один лепесток, загадать желание: пусть наши дети, подрастая, научатся действенному состраданию и и станут проводниками Христовой воли и любви.
«Цветик-семицветик» — читательский дневник по сказке В. Катаева
«Цветик-семицветик» — сказка Валентина Катаева, написанная в 1940 году. Посвящена писателю Борису Левину. Впервые опубликована в «Литературной газете» (1940, 10 февраля) и журнале «Мурзилка» (1940, № 2); в дальнейшем неоднократно переиздавалась и была включена в детские хрестоматии.
Описание книги
ФИО автора: Катаев Валентин Петрович
Название: Цветик-семицветик
Число страниц: 8.
Издательство «Искатель»
Год издания 2018 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1940 год
Главные герои
Женя – добрая и веселя, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.
Старушка – добрая волшебница.
Витя – добрый, веселый и озорной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу.
Краткое содержание и сюжет
Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.
Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.
Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.
Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.
Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.
Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.
План пересказа
Основная мысль
По-настоящему счастлив тот, кто способен делится радостью с другими, совершать добрые дела.
Чему учит
Учит быть внимательным и сосредоточенным при выполнении важных дел. Учит помогать людям, совершать добрые дела, не быть эгоистичным, жадным, заносчивым.
Отзыв
Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного глупой девочкой, которая так бессмысленно тратила лепестки, она все же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что на пути Жени попалась такая добрая, внимательная старушка-волшебница, которая помогла понять девочке, как важно думать о других и совершать добрые поступки.
Новые слова и выражения
Папанинцы — герои полярники, оказавшиеся на льдине, после крушения ледокола.
Танкетка — маленький танк, а не вид подошвы обуви.