какую науку древние римляне называли учительницей жизни
Какую науку древние римляне называли «Учительницей жизни»?
Зато в наше время эту науку столь же смело можно назвать главной кокоткой среди всех наук, потому что факты можно объяснять по разному.
По крайней мере, факты исторические.
Так что римляне ИСТОРИЮ называли учительницей жизни, а нас она вовсе не жизни учила, а вранью.
Владимир Ильич про историю еще более емко высказывался, но я из этой цитаты одно слово вынуждена буду цензоред. 🙂
Задания в ней интересные, но довольно трудные. Помощь в прохождении уровней игры, а именно, ответы на каждое из заданий, можно найти на сайте Большой Вопрос.
В поисковой строке (справа, вверху) пишем название игры и номер уровня: например «Цепочка слов 10 уровень», по ссылке переходим к вопросу и смотрим верные ответы (для 10-го уровня игры они выглядят так).
С выходом новых уровней информация будет обновляться.
На сегодняшний день, на других ресурсах (кроме Большого Вопроса) ответов обнаружить не удалось.
Если попытаться объединить по смысловому наполнению содержание имеющихся в наличии снимков, можно прийти к выводу, что зашифрованным здесь словом является слово «ЗВОНОК».
Как ни странно, но люди чаще вспоминают что-нибудь приятное несмотря на то, что говорят они обычно о своих неприятностях, бедах, несчастьях. Вот такая избирательное свойство у нашей памяти: помнить хорошее! Поэтому, и вспоминаем мы чаще всего о следующем:
Historia est magistra vitae
«История — учительница жизни» — так с латинского переводится ставшее крылатым выражение древнеримского политика, писателя, оратора Цицерона. Оно так давно и широко известно, что потеряло свою остроту и постоянную актуальность. Превратилось почти в пословицу «Своя рубашка ближе к телу», которой мы иногда козыряем, не очень углубляясь в её смысл. Между тем события, разворачивающиеся вокруг «учительницы жизни» в её исконных «вотчинах» — исторических факультетах — заставляют не просто насторожиться, а бить в колокола.
С ужасом узнал, что бюджетных мест, для поступавших на исторический факультет ОНУ им. И. И. Мечникова в 2020 году, было. четыре! В 2019 и 2018 годах — 7 и 10 соответственно. То есть, можно предположить, что года через три — четыре среди абитуриентов, стремящихся стать историками, бюджетников не будет. Хорошо, если в названии факультета сохранится слово «история». Не успели привыкнуть к названию «историко-философский», после присоединения философов, а уже поговаривают об очередном альянсе — с филологами. Разве только неблагозвучность — «филолого-исторический» помешает.
Дурдом! Высшее гуманитарное образование стремительно катится в пропасть. Ясное дело — не только гуманитарное. И не только в Украине. Но меня, извините, мало интересует всякое другое. Отчасти потому, что сам — историк. Главное в другом.
«История — учительница жизни». Как же глубоко копнул Цицерон! Для человека, чтобы кто не говорил, нет ничего важнее жизни. История же учит жизни, значит, она — важнейшая из наук! Предводительница, командирша, богиня!
Вы никогда не задумывались над смыслом словосочетания «прошлая жизнь»? Это тавтология! «Прошлое» и «жизнь» — синонимы, ведь не может наука изучать не свершившееся. Прогнозировать — может, изучать — нет.
Предмет истории — прошлое всех землян вместе и каждого в отдельности. Вот я написал эту строчку, и она стала прошлым. Вы прочли, и для вас она — прошлое. Ваша прогулка с собакой и моя утренняя зарядка дополнили ваше и моё прошлое. Прожитый день — микроскопический заряд огромного аккумулятора опыта, который носит в себе мозг.
Ни одна наука, кроме истории, не занимается комплексным, всесторонним изучением опыта человечества. Вы спросите: «Разве математики, физики, химики не исследуют прогресс своих наук?». Исследуют, но тогда это уже история физики, химии или иной науки.
Мы даже не осознаём, что живем, опираясь в каждом микроскопическом движении мысли и тела, на опыт прошлого. Он — в генной памяти, во всем, что касается производства себе подобных. Он — в обучении новых людей правилам жизни в обществе. Он — в учебных планах детских садов, школ, вузов. Он — в сфере производства, науки, культуры в широком и узком смыслах и т. д., и т. п. И всё это громадьё, «Эверест Эверестов» проблем плюс биографии (читай — «роль личности в истории») изучает наша наука.
Разумеется, процесс познания бесконечен, нельзя объять необъятное, но стремиться к этому надо, и, как минимум, ключевые вопросы своего существования без учёта мнения историков человечество решить не может.
Возьмем главную проблему двух последних тысячелетий — войны. Без изучения историками механизма возникновения и прекращения военных конфликтов прогресс цивилизации затормозился бы на столетия. То же можно сказать о постоянно актуальных вопросах революций, демократии, государственного строительства, борьбы с фашизмом, экстремизмом, терроризмом, голодом, эпидемиями.
Историки скрупулёзно изучили не только опыт негативный, но и опыт позитивный — успеха, процветания. Это ещё более важно! Ведь не для мук и страданий, в самом деле, рождается человек?! Понятие «прогресс» вообще теряет смысл без изучения прошлого.
Приоритетными потребителями «продукта» труда историков всегда были политики. Изначально многие из них выступали в двух ипостасях — «создателей» и «пользователей». Времена меняются, и сегодня трудно фиксировать, насколько возрастает вес почитателей истории в политическом плане, но то, что невежды многое теряют, — это точно.
Вообще мельчает личностный «калибр» власть имущих, растет их зависимость от «свиты» и «тени». Ощущается острая потребность в лидерах планетарного масштаба, способных реформировать устаревшую ООН, обуздать агрессоров, начать бескомпромиссную борьбу на экологическом и медицинском «плацдармах». Стать таким лидером без широкого исторического кругозора невозможно.
А как относится к истории простой люд? По моим наблюдениям, Цицерона не цитирует, но для него-то она действительно учительница жизни. Все мы, в сущности, историки. Каждый лучше любого историка знает историю своей жизни. Насколько позволяет интеллект — делает выводы из побед и поражений. Насколько позволяет терпение — пытается научить этому своих детей. Правда, занятие сие неблагодарное — редко кто из чад прислушивается к увещеваниям родителей. Моё поколение не исключение.
Но очень многие любят историю, пусть чаще в форме историй, звучащих за дружескими столами. Реже — с подачи кино, телевидения, компьютера. Ещё реже читают исторические романы. И уж самые «продвинутые» добираются до научных фолиантов.
При этом (внимание!) большинство мнит себя знатоками истории, полагает, что она наука лёгкая, и если ты не знаешь математики, то тебе дорога на истфак. Мягко говоря — заблуждаются. В своём очерке о доценте В. С. Алексееве-Попове (см. «Порто-франко» от 10 сентября 2020 г.) я писал, какие титанические усилия прилагал он, чтобы вдолбить нам, студентам уже третьего (!) курса, разницу между социальными философиями Сен-Симона и Фурье. Меня постижение этих различий привело к пониманию глобальных закономерностей истории. В такие моменты хочется кричать: «Эврика!», — насколько ярко и объёмно перед тобой является истина. Не уверен, что все закончившие наш истфак получили доступ к тайнам богини истории Клио. Да это, наверное, всем и не нужно. В науке истории, как и в других сферах, «кто-то стреляет, а кто-то подносит снаряды». Друг без друга им не обойтись.
Похоже, «батарея» истфака несет невосполнимые потери. Боюсь, что речь идет о медленной кончине. Контрактники лишь оттягивают роковой день. Большинство из них использует студенческие годы для достижения целей, не связанных с исторической наукой, а уж тем более с работой в школе. Так что же делать?
Рецептами спасения как отдельно взятого факультета, так и исторической науки в целом, не владею. Скорее всего, её ожидает участь прозябания в тени бурно развивающихся новых и новейших наук. Вернуть ей ту роль, которую она играла, например, при социализме, невозможно.
Да, довольно грустная история получается. Хочется напоследок чего-то светлого, хотя бы лучика надежды. Ладно уж, расскажу о своей мечте.
Три студенческих года носил я громкий титул редактора факультетской стенной газеты «Историк», хотя на самом деле занимался технической работой — собирал материалы. Доводил их до «товарного вида», то есть редактировал, тогда ещё не профессор Анатолий Бачинский. Романтик по натуре, он всячески поощрял свежие, порой сумасбродные, явно утопичные идеи членов редколлегии. Мы же, зная его слабость, старались придумать что-то, что вызвало бы его поддержку. Вот тогда и родилась у меня мысль о создании настоящей, «взрослой» газеты историков, окончивших Одесский госуниверситет. Как идею Бачинский мысль поддержал, но остудил фантазии, заявив, что на практике это невозможно. На дворе был 1972 год.
После 1991 года стало возможным любому желающему издавать что угодно — были бы «бабки». Их-то как раз хватало только на самое необходимое. Всё надеялся, что дела поправятся, но начались проблемы со здоровьем. Короче, воплотить идею в жизнь я не в состоянии. Поэтому обращаюсь к патриотам истфака с предложением взвесить все «за» и «против» и принять правильное решение.
Несколько штрихов к моему видению газеты. Бумажный вариант — обязательно. Для историков подержать в руках документ — очень важно. Рабочее название «Выпускник истфака», но это, разумеется, не догма. До 90 % материалов — биографии и автобиографии выпускников. Рассказать как можно больше о жизненных дорогах питомцев факультета — основная цель проекта. Судьбы конкретных людей, вот что прежде всего нас интересует. Или я не прав?
Замысел в общих чертах представил, дело за малым — найти реализаторов. Для начала — хотя бы одного. Надеюсь, что среди тысяч выпускников, живущих в Одессе, области, стране, мире такой подвижник найдется и тем впишет своё имя в историю.
P. S. В Одессе живут несколько человек — «истфаковцев», обладающих организаторскими способностями, финансовыми возможностями, широкими связями в деловых и журналистских кругах. По этическим соображениям фамилии называть не буду, но думаю, что информация о моем предложении до них дойдет.
Какую науку древние римляне называли учительницей жизни
Какую науку древние римляне называли «учительницей жизни»? жизнь римлянин наука учительница
только ничто, ничему людей не учит. учил латынь и историю Древнего Рима. помню, как читал в оригинале Цезаря. такие мурашки по телу!
Наверное, очень интересно
конечно интересно, Ольга
А мне нравилась история Древней Греции, эпоха Александра Македонского и мифы
это я ещё ребёнком изучал. мифы нравились очень
Это со школы, потом в институте античку учили, а потом сыну читала вместо сказок, когда он был маленький
Полагаю, не только римляне. Но насколько мне известно, все философы утверждают, что история, учитель для всех народов.
У каждого своя судьба
Не будем о грустном, нельзя.
Ну, нельзя, значит нельзя.
Очевидно или философию, или историю!
СПРОСИТЕ ГРЕЧЕСКОГО СОКРАТА
Не знаю. Может историю?(Клио)
Наугад написал, но всё таки попал.
а были ли эти самые римляне?
А у Вас есть сомнения?
Химия! Везде надо химичить!
А для чего это Вам? Привет!
Привет! Так, интересно
В том случае,римляне говорили за историю. наверное,если не ошибаюсь. В школе еще помню говорили об этом. Учительница по истории была профессионалом,Советской закваски,с большой душой и «подавала» свой предмет очень интересно.
Римская гробница раскрыла секрет прочности древнего бетона
Ученые исследовали гробницу Цецилии Метеллы возрастом 2050 лет и разгадали, почему некоторые древние сооружения сохраняются лучше современных.
Понимание того, из каких компонентов были изготовлены древние стройматериалы, поможет придумать новые способы создания суперпрочных сооружений. В наше время некоторые бетонные конструкции начинают трескаться и крошиться через несколько десятилетий эксплуатации. Однако есть древнеримские постройки, которые демонстрируют прочность в условиях, которые разрушили бы современный бетон.
Исследователи обнаружили, что гробница знатной женщины превышает по качеству усыпальницы ее современников-мужчин. Ученые решили разгадать минеральный состав конструкции. Оказалось, дело в добавлении вулканического материала и необычных химических реакциях на дождь и грунтовые воды. Об этом сообщает пресс-служба Массачусетского технологического института. Сама научная работа опубликована в Journal of the American Ceramic Society.
Ученые полагают, что необычной долговечности стен гробницы Цецилии Метеллы удалось добиться благодаря тому, что строители выбрали богатую лейцитом тефру и возвели гробницу в месте с высоким уровнем осадков и грунтовых вод. Это привело к постоянной перестройке и «саморемонту» строительного материала.
Образование и наука Древнего Рима
Культура всякого народа имеет свои отличительные черты. Для Римской культуры была характерна практичность, свойственная всему образу жизни ранней римской общины. Развивалось все необходимое и полезное в повседневной жизни: инженерное искусство, строительство и архитектура, медицина, право.
Еще одной ее особенностью было воплощение римских ценностей: доблести, суровой простоты, нравственной строгости и преданности гражданскому коллективу.
И наконец, римскую культуру отличала несамостоятельность. Сначала образцом для подражания служили этруски, а с III в. до н.э. ими стали греки. Чем бoльшим было греческое влияние и чем роскошнее становилась жизнь римской знати, тем меньше оставалось от «отеческих нравов». Однако полностью древние идеалы никогда не предавались забвению.
Образование
Образование издавна было доступно всем римским гражданам. По словам историка Полибия, легионеры, несущие стражу, получали от офицеров пароль в письменном виде.
Система образования в Риме состояла из трех ступеней. Начальная давала навыки чтения, письма и счета. В 12–13 лет ученики приступали к грамматике, что предполагало изучение греческой и латинской литературы. После этого переходили к риторике, необходимой для того, чтобы составлять и произносить речи. Школы учреждались и содержались на городской счет, в годы империи часть средств на оплату учителей отпускала императорская казна.
Императоры же обеспечивали возможность посещать школы детям из бедных семей. Обеспеченные юноши для завершения образования отправлялись в платоновскую Академию в Афинах, служившую своего рода университетом древности. В Афинах изучали философию и совершенствовали греческий язык. Своя философская школа была и в Александрии. Как центры образования славились Массилия (современный город Марсель), Бурдигала (современный город Бордо), Трир.
Философия
Дух философии с ее поиском ответов на все новые и новые вопросы был чужд практичным римлянам. Во времена Катона философов считали бездельниками, а само слово «философия» было чуть ли не бранным. Сохранился рассказ об одном римском наместнике в Афинах, который, собрав греческих философов, отчитал их за то, что они растрачивают время зря на бесконечные споры. Однако сам Катон хоть и опасался, что под влиянием греческой философии римляне предпочтут «славу речей славе подвигов», выучил греческий, чтобы читать в оригинале наставления философов.
В I веке до н.э. по всей Италии стали появляться философские кружки и библиотеки. Самым ярким римским философом был Лукреций – последователь великого греческого философа Эпикура, учившего, что истинное удовольствие заключается в том, чтобы избегать физической и нравственной боли. В поэме «О природе вещей» эпикуреец Лукреций рассуждал о свободе воли человека, о том, что боги не оказывают влияния на судьбы людей, о вечной материи, которая состоит из атомов.
Среди римских философов было много стоиков, учивших достойному исполнению жизненного долга и готовности к любым переменам. К их числу принадлежали оратор Марк Туллий Цицерон и воспитатель императора Нерона Сенека. Последним великим мыслителем среди римлян был Марк Аврелий, которого часто называли императором-философом. «Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение», – считал этот стоик, которого философия занимала настолько, что способна была отвлечь даже от политических дел.
Наука
Как и в философии, в римской науке главные достижения принадлежат Лукрецию, стремившемуся создать теорию развития природы и общества. Остальные римские ученые были не столько исследователями, сколько собирателями чужих знаний. Благодаря их трудам появились многочисленные наставления в разных сферах деятельности и энциклопедии, например «Естественная история» Плиния Старшего.
Медицина, юриспруденция и лингвистика – науки, в которых римляне смогли добиться наибольших успехов.
Инструменты римских хирургов мало чем отличались от современных, а переломы и вывихи и сегодня лечат, используя правила, выработанные римлянами. Самыми знаменитыми медиками Рима были хирург Цельс и автор труда «Врачебное искусство» Гален. Гален был первым, кто доказал, что мозг, а не сердце, как думали до него, является «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности», что по сосудам течет кровь и что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».
Римские юристы сформулировали принципы, на которых строится современное право. Римские лингвисты так отточили латынь, что на протяжении столетий она оставалась языком образования и науки.
Из всех наук римляне особенно выделяли историю – «свидетельницу времен, свет истины, жизнь памяти, учительницу жизни, вестницу старины», как писал о ней Цицерон. Первую историю Рима на латыни написал Катон Старший. Его последователи составляли исторические хроники – анналы, ставшие основой трудов крупнейших римских историков Саллюстия, Тита Ливия и Корнелия Тацита. Все они заботились не только о правдивости своих сочинений, но и об увлекательности изложения.
Особенно в этом преуспели Ливий и Тацит. Стремление к живости повествования привело к появлению своеобразного историко-литературного жанра портрета, образцом которого является «Жизнь двенадцати цезарей» Светония. По мере распространения христианства интерес к истории утрачивается, а распространение получают местные хроники событий. Последним крупным римским историком был живший в IV в. Аммиан Марцеллин.