какой вид плана отражает деятельность учителя логопеда в образовательной организации по блокам
Планирование деятельности учителя логопеда.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нормативно правовая документация I. Планирование деятельности учителя логопеда. II. Программы которые использует учитель-логопед в организации своей работы.
Эффективность работы логопункта обеспечивается следующими документами: — годовым планом работы логопеда на логопункте; — перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»; — перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»; — индивидуальным планом коррекционной работы; — примерным графиком работы логопеда; — графиком проведения индивидуальных занятий; — планом подгруппового занятия; — отчетом о работе, проделанной за учебный год; — протоколами по приему и выпуску детей. Планы на следующий учебный год составляются в мае и утверждаются заведующим ДОУ.
1. Годовой план работы логопеда на логопункте № П/П Названиемероприятия Время проведения 1 полугодие мероприятия 2 полугодие 1 Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп сентябрь апрель
План работы с воспитателями и родителями Название мероприятия Время проведения мероприятия Работа с родителями Проведение консультации для родителей старшей группы на тему:«Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе». По плану детского сада Работа с воспитателями Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «До школы один год». По плану детского сада
Мероприятия, проводимые в течение года 1. Участие в педсоветах. 2. Оформление и обновление «Уголка логопеда». 3. Комплектование методической и дидактической библиотек. Пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр. 4. Посещение логопедических кабинетов района с целью обмена опытом. 5. Сбор методических материалов по профилактике речевых нарушений. Подбор материалов для проведения занятий по логоритмике для детей средних групп. 6. Пополнение папки к семинару воспитателей подборкой речевого материала по грамматике, лексике и связной речи. 7. Пополнение папки группового и индивидуального сопровождения развития ребенка новыми играми. 8. Посещение курсов повышения квалификации. 9. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду». 10. Посещение логопунктов других детских садов с целью обмена опытом.
2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»1 № П/П Темазанятия Отрабатываемые навыки Примечания сентябрь 1. Логотренинг«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» Знакомство с детьми, с содержанием занятий, знакомство с органами артикуляции, пальчиковый тренинг Рабочий лист (РЛ) «Пальцы — дружная семья»
3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»1 № П/П Темазанятия Отрабатываемые навыки Примечания сентябрь 1. Логотренинг«Знакомство с домиком Язычка» Органы артикуляции (повторение). Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Забор», «Труба», «Часики», «Кнопка звонка», «Колечки», «Качели». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой речи. Знакомство со звуками речи. Уточнение словаря по теме «Фрукты» РЛ «Домик звуков», «Гимнастика для языка»
Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка ______________________________________________________ Логопедический диагноз ____________________________________________ Звукопроизношение: Постановка звуков __________________________________________________ __________________________________________________________________ Автоматизация звуков _______________________________________________ __________________________________________________________________ Дифференциация звуков _____________________________________________ ___________________________________________________________________ Фонематический слух _______________________________________________ __________________________________________________________________ Слоговая структура слова ____________________________________________ __________________________________________________________________ Лексика и грамматика _____________________________________________ __________________________________________________________________ Обучение грамоте _________________________________________________ __________________________________________________________________ Время занятий ____________________________________________________ __________________________________________________________________ Заключительный диагноз ____________________________________________ __________________________________________________________________ Логопед ______________ Родители ________________ «_____»____________20____г.
5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени Утверждаю______________ Директор ДОУ №__________ _________________________ График работы логопеда ДОУ №____________ _______________________________________________________________ на 20__ — 20__ учебный год Понедельник (время работы логопеда) Вторник (время работы логопеда) Среда (время работы логопеда) Четверг (время работы логопеда) Пятница (время работы логопеда) Утверждаю_______________ Директор ДОУ № __________ __________________________ Циклограмма рабочего времени логопеда1 ДОУ № __________ 1 Консультации для родителей, воспитателей, посещение педсовета и перерывы между занятиями в рабочее ______________________________________________________________ на 200 __ — 200__ учебный год Понедельник (время проведения занятий) — (вид занятий) Вторник (время проведения занятий) — (вид занятий) Среда (время проведения занятий) — (вид занятий) Четверг (время проведения занятий) — (вид занятий) Пятница (время проведения занятий) — (вид занятий)
6. План работы логопеда на неделю Утверждаю___________________ Директор ДОУ №_______________ Планирование работы логопеда с ________ по ________ День недели Подгрупповыезанятия Индивидуальная работа Работа с родителями и воспитателями Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Заметки:
7. График проведения индивидуальных занятий График проведения индивидуальных занятий День недели _________________ Дата ________________ № Время занятия Ф.И. ребенка Гр.№ Звуки Примечание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
8. План подгруппового занятия План подгруппового занятия «____» ____________ 20____г. Тема занятия _______________________________________________________ Цель занятия _______________________________________________________ Задачи ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Наглядность и оборудование _________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Речевой материал к занятию: _________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Этапы занятия 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________ 5. ___________________________________________________________ 6. ___________________________________________________________
9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год В отчете должна содержаться следующая информация: — перечень организационных мероприятий, проводимых на логопункте в течение года; — отношение администрации ДОУ к работе логопункта; — краткое описание основных направлений работы с детьми (коррекционные и профилактические мероприятия); — работа с воспитателями и родителями детей, зачисленных на логопункт; — описание оснащения логопедического кабинета, отчет об изготовленных и приобретенных пособиях, оборудовании; — описание методической работы логопеда, творческой работы по повышению уровня профессионализма; — участие в работе методического объединения, окружных мероприятиях и т.д. Оба отчета сдаются в окружное управление образования в сроки, определяемые методистом.
Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год Директор ДОУ № _____________ _____________________________ Логопункт ДОУ д/с №__________ _____________________________ ОТЧЕТ о работе, проделанной в 20__ — 20__учебном году на логопедическом пункте ДОУ №___________ 1 2 3 4 Всего Выявлено детей с нарушениями речи Принято на логопедический пункт Выпущено Оставлено для продолжения коррекционной работы Выбыло Распределение детей по диагнозам: 1 — ФНР (дислалия) 2 — ФФНР (сложная дислалия, стертая форма дизартрии) 3 — ОНР (дизартрия)1 4 — Прочие (ЗРР, заикание) «____» ____________ 20____ г. Учитель-логопед ___________________________________________________
10. Протоколы по приему и выпуску детей Директор ДОУ № ________________ ________________________________ Логопункт ДОУ д/с № ____________ ________________________________ ПРОТОКОЛ МППК детского сада № ________ от «_____» ________________20____ года по приему и выпуску детей 1. Дети, зачисленные на логопункт: № _____ № П/П Ф.И. ребенка Группа № Состояние речи 1 2 3 4 5 6 7
II. Программы которые использует учитель-логопед в организации своей работы.
Опыт работы «Система планирования коррекционно- развивающей деятельности учителя – логопеда «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система планирования коррекционно- развивающей деятельности учителя – логопеда на основе заключений психолого –педагогического консилиума.
В соответствии содержания Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» можно сказать, что каждый человек, имеет право на получение образования независимо от состояния его здоровья.
Контингент воспитанников детского сада составляют дети, имеющие разный уровень развития и физического состояния.
Наряду с детьми, имеющими развитие в соответствии возрастной нормы, имеются дети:
испытывающие затруднения в освоении общеразвивающей программы;
имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии (ОВЗ).
Данный контингент воспитанников требует особого подхода в образовательном процессе, с этой целью организован ППк.
В начале учебного года я собираю всю необходимую информацию о воспитанниках старших и подготовительных групп, провожу необходимые обследования, выношу логопедическое заключение.
По данным обследования на плановом заседании консилиума мною составляется представление на воспитанников с нарушениями речи, и разрабатываются рекомендации. Всеми членами консилиума обобщается и анализируется собранный материал, выявляются дети группы риска. Я, являюсь секретарем ППк и слежу за правильностью и своевременностью заполнения сопроводительных документов.
По результатам обследования, заключения ППк, для воспитанников с легкими нарушениями речи (ФНР, ФФНР) разрабатывается стратегия логопедического сопровождения, оговариваются сроки.
Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям осуществляется и в рамках системы дополнительного образования. Для этого в практике работы ОУ организованы и функционируют кружки: «Веселый английский», «Школа мяча» и краеведческого кружка «Край, в котором ты живешь» и под моим руководством «Логоритмика». Кружковая работа предусматривает совместную организацию воспитанников группы, предоставляя детям с особыми образовательными потребностями дополнительные возможности для развития всех психических процессов и проявления своих потенциальных возможностей. Цель коррекционного направления дополнительного образования – построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, интеграция их в группу детей без речевых нарушений, выравнивание речевых возможностей.
Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.
Он представлен в виде алгоритма коррекционно-развивающей деятельности. В первую очередь, взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных формах, меняющихся в зависимости от этапа и поставленных задач.
психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей, сбор анамнестических данных, определение физической и психологической нагрузки по каждому ребенку, составление индивидуальных программ развития, определение детей «групп риска», разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной деятельности
диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и творческих групп
составление и реализация образовательных программ по всем линиям развития, реализация индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка, подготовка и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов; физкультурно-оздоровительные мероприятия; логоритмика,
методическое координирование функционирования педагогического процесса
совместная и самостоятельная деятельность специалистов с детьми, дополнительное образование, проектирование, ППк, семинары, мастер-классы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, заседания родительских клубов, педагогические советы, работа творческих групп
рубежный и итоговый мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей, уточнение или изменение диагнозов
тестирование, анкетирование, диагностика, ПМПК, ППк, обобщение опыта работы, круглый стол, деловая игра
прогноз развития и обучения дошкольников, уточнение и коррекция приемов коррекционно-развивающей работы
совместные мероприятия с учителями начальных классов, семинары, презентации, тренинги
Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения – активный участник каждого из названных этапов: проводит углубленную психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию.
По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития ребенка, и осуществляется комплексное сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем процессе.
Развитие и обучение воспитанников с тяжелыми нарушениями речи требует создания особых условий. В деятельности по развитию таких детей использую технологию поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов:
-работа с родителями;
Развитие и обучение таких детей проводится только в определённой системе, которая заключена в «Индивидуальной программе психолого-педагогической и социальной помощи ребёнку с нарушениями речи», ориентированную на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем образовательную программу.
Цель реализации составленных индивидуальных программ и планов обучения: осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии.
Данная программа решает задачи:
-разработка индивидуального маршрута на основании данных комплексной диагностики;
-реализация программы помощи и её корректировка с учётом динамики развития ребёнка;
Участие родителей в коррекционно-образовательной деятельности.
Рекомендации по продолжению или завершению коррекционно-развивающей работы по истечению срока реализации индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Программа составляется специалистами по представлениям, заявленным на консилиуме учреждения с учётом результатов диагностик, рекомендации по индивидуальному подходу. Мною, как специалистом по развитию речи, вносятся данные ребёнка в содержательный раздел индивидуальной программы психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
-Обозначение проблем развития ребёнка в речевой сфере;
При составлении индивидуальной программы за основу беру образовательную и разнообразные коррекционные программы. Кроме индивидуальных занятий по коррекции речевой сферы и развитие неречевых психических функций, я определяю формы и содержание обучения ребёнка для родителей на дому.
Индивидуальные планы занятий вытекают из индивидуальной программы развития, которая включает в себя рекомендации по индивидуальному подходу к ребёнку, содержание коррекционно-развивающей помощи специалистов разного профиля действия, формы участия родителей.
В образовательной деятельности использую личностно-ориентированный подход, создавая комфортные условия, направленные на коррекцию речевого развития ребёнка и обеспечивающие его достижения в уровне развития, соответствующие возрастной норме.
На плановом консилиуме в течение учебного года определяются особенности развития ребенка, уточняется образовательный маршрут и динамики развития воспитанников в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, и вносятся необходимых изменений в эту программу.
По материалам консилиума оказываю консультативную помощь родителям (законным представителям) по проблемам обучения, воспитания и дальнейшей тактики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, ППк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения и педагогов на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организовать комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовать профессиональный и личный потенциал всех педагогов.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности воспитанников с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Материал: «Система работы учителя-логопеда ДОО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система работы учителя-логопеда ДОО
1.Информационная справка: Хлапова Ольга Александровна – учитель-логопед 1квалификационной категории, стаж логопедической работы – 28 лет 2 месяца в данном детском саду.
С 01.11.2016 г. работала по совместительству в МБДОУ детский сад №2 с.Русский Камешкир.
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного возраста предполагает решение задач по укреплению и развитию физического и психического здоровья детей, с целью развития механизма компенсации нарушений у каждого ребенка.
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся речевых дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений. В нашем МБДОУ есть дети с ОВЗ, в том числе с заиканием, ОНР,ТНР,ЗПР на фоне алалии, ринолалии, дизартрии.
Основной целью педагогической деятельности считаю максимальную коррекцию отклонений в развитии речи детей, достижение воспитанниками программных знаний в соответствии с ФГОС ДО, повышения уровня подготовки детей к школе, обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
разработке и реализации программ :
«Основной общеобразовательной программы МБДОУ детского сада №1 с. Р. Камешкир»;
«Адаптированной образовательной программы для детей с ТНР МБДОУ детского сада №1 с. Русский Камешкир»
«Рабочей программе по устранению речевых нарушений у детей в условиях логопедического пункта»;
2. Для успешной реализации основной образовательной Программы дошкольного образования мною обеспечены все психолого-педагогические условия, предъявляемых к ней в соответствие с ФГОС ДОО, а так же
· создаю необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
· оказываю раннюю коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования,
· а также способствую социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Основное содержание работы диагностической работы учителя-логопеда в логопункте, рамках районной ПМПК и ПМП консилиума ДОУ:
-проведение диагностики и мониторинга детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития;
-определение направления работы по коррекции речевых нарушений;
-обсуждение с другими специалистами ПМПк результатов обследования с целью определения образовательного маршрута;
-разработка индивидуального образовательного маршрута;
-оказание консультативной и методической помощи родителям(законным представителям).
Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится по запросу родителей, результатам коллегиального заключения ПМПК.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми строится с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определялись в результате комплексного обследования, проводимого в начале учебного года. Результаты обследования заносятся в речевую карту, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы.
У некоторых детей, зачисленных на логопедический пункт, имеются нарушения психических процессов, им рекомендованы занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Таких специалистов в штате ДОУ нет, поэтому приходится самой искать методы развития и компенсации недостатков детей. Спасибо курсам, которые организует Институт регионального развития образования Пензенской области, где можно почерпнуть необходимую информацию, послушать выступления практикующих специалистов, тем самым скоординировать свою деятельность по работе с детьми с ОВЗ.
Логопедическое обследование начинаю только после того, как был установлен устойчивый, эмоциональный контакт с ребёнком, и провожу его в форме игры- беседы, не превышающий 15 минут. Задания ребёнку даю в интересной, интонационно-выразительной форме. Правильные ответы одобряю, в случае затруднения не показываю ребёнку, что он не справился, а просто даю правильный ответ и прошу ребёнка повторить его.
Свою коррекционную работу с детьми реализую в рамках следующих направлений:
— работа по развитию понимания речи;
— развитие фонематического слуха и восприятия;
— уточнение и расширение словарного запаса;
— усвоение грамматических категорий;
-развитие психологической базы речи;
-развитие связной речи;
— подготовка к обучению в школе.
Взаимодействие с детьми носит системный характер и реализуется через различные организационные формы:
— занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)
— игры (обучающие, обобщающие, познавательные, коммуникативные и т. д.)
В своей педагогической деятельности я применяю личностно ориентированные технологии и методики, способствующие преодолению речевых проблем у детей, развитию у них и к ним уважительного отношения окружающих, формированию у обучающихся навыков самоорганизации. Особое значение придаю развитию фонематического восприятия как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. А использование на занятиях коммуникативных и пальчиковых игр, игр с песком, артикуляционных сказок «О Весёлом язычке», дыхательных упражнений, фонетических разминок, чистоговорок и скороговорок, пособий, изготовленных своими руками, благоприятствует не только успешному обучению моих воспитанников, но и всей их дальнейшей социализации в будущем.
На логопедических занятиях детям нравится брать инициативу в свои руки, контролировать развитие событий. Всегда интересно наблюдать, куда приведет ход их мыслей. Занятия-импровизации, занятия-путешествия, квест-игра помогают им стать успешными. Порой бывает нелегко: коррекционная работа идет очень сложно и медленно. Но шаг за шагом, день за днем мы вместе с ребёнком идём по верному пути.
Также использую в практике здоровьесберегающие образовательные технологии:
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастики (при заикании дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н.)
3. Развитие общей моторики.
4. Система работы по развитию мелкой моторики рук:
-пальчиковые игры с мелкими предметами;
-пальчиковые игры со скороговорками и стихами;
-самомассаж кистей и пальцев рук;
-штриховка и раскрашивание;
-тренажёр пальцевых прописей.
7. Сказкотерапия, которые снижает агрессивность у детей, проявление тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствуют осознанному отношению ребенка к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью. Эффективность использования данных видов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе даёт положительные результаты и состоит в том, что они: способствуют формированию правильной речи; снижают уровень заболеваемости; повышают работоспособность, выносливость; развивают психические процессы; активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения; формируют двигательные умения и навыки, правильную осанку; развивают общую и мелкую моторику; приобщают к здоровому образу жизни.
Проектная деятельность направлена на
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
В 2018-19 учебном году вела проект «Трудные звуки;
в 2020-2021 учебном году проект «Сильный ветерок»,
в 2021-2022г.-проект по обучению грамоте «АБВГДЕйка
6. Организационно-методическая работа учителя-логопеда
1. Протоколы обследования детей ПМПК.
2. Карты обследования детей.
3. Речевые карты детей.
4.Сведения о детях логопедического пункта.
5 Расписание занятий с разделением детей на подгруппы.
6.Журнал первичного обследования детей.
7.Журнал посещаемости детей логопедического пункта.
8.Журнал консультаций родителей и педагогов.
9. Циклограмма учителя-логопеда на неделю.
10. Рабочая программа по устранению речевых нарушений в условиях логопункта.
11. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 села Русский Камешкир
12. Годовой план методической работы.
13.Индивидуальные программы развития, индивидуальные образовательные маршруты, СИПР.
14.Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями.
15.Индивидуальные тетради детей.
16.Паспорт логопедического кабинета.
17.Копии отчётов учителя-логопеда.
18.Положение о логопедическом пункте.
19.Должностная инструкция учителя-логопеда.
20.Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
21.Инструкция по охране труда для логопеда.
7.В соответствие с требования ФГОС до развитию предметно-пространственной среды в ДОО для дошкольников приобрела, дополнила и регулярно обновляю логопедический кабинет:
Дидактические игры и пособия
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений.
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Набор звучащих предметов (погремушки, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, звуковые линейки, «Звуковые домики»; «Слоговая пирамида»; «Собери цветок со звуком..»; «Звонкий-глухой», «Парные картинки», «Логопедическое лото»; карточки-задания на формирование фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов и т.д.
Формирование лексико-грамматического строя речи
Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты. Ягоды.», «Цветы»,«Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы»,«Насекомые», «Транспорт», ««Профессии», «Времена года»и т.п., игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; предметные картинки на подбор антонимов, омонимов, согласование местоимений мой, моя, моё, согласование существительных с числительными 1,2,5.
Схемы для составления рассказов- описаний, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа, настольный и пальчиковый театр.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания
«Истрии о Весёлом Язычке»,Свистульки, мыльные пузырьки, «Веселая шнуровка», «Собери бусы»,»Весёлая дорожка»,трафареты, карандаши, массажные мячи, фломастеры, мелки, палочки, альбомы на развитие воздушной струи, игрушки-ветродуйки.
8. Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда.
Работаю в постоянном контакте с педагогами ДОУ и школы. Постоянно выступаю на педагогических советах, даю советы и консультирую педагогов по тем или иным направлениям развития речи детей. Участвую в районных методических объединениях, показываю открытые занятия. Постоянный участник семинаров по преемственности детского сада и школы. Являюсь наставником молодых педагогов.
Консультирование педагогов по итогам обследования речевого развития детей.
Консультирование педагогов по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Консультирование администрации ДОУ и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.
Наиболее часто проводимые консультации: «Когда направлять родителей к логопеду?» «Ребёнок начал поздно говорить. Что делать?» «Организация работы учителя-логопеда в образовательном учреждении» «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»; «Рациональное использование режимных моментов для развития речи детей»; «Роль игры в развитии фонематического восприятия у детей» «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» «Необходимость своевременной работы над чистотой речи детей»; «Профилактика речевых нарушений», «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи дошкольников», «Полноценная речь ребёнка- непременное условие его успешного обучения в школе» «Инновационные методы в речевом развитии дошкольников»
Совместные формы работы
Ознакомление с результатами обследования детей логопункта и планом работы
Выставка «Из опыта работы логопеда»
2018г-выступление на педсовете: «Проектная деятельность в детском саду»
2019г-презентация на педсовете: «Сказкотерапия»
2020г.- «Особенности физического воспитания детей с речевыми нарушениями».