какой учитель ведет физику
Разговор по душам. Как сделать уроки физики интересными
Содержание курса физики принципиально не менялось с 1966 года. Хотя формально и были нововведения, идеология предмета остается старой. Чтобы обозначить ключевые проблемы изучения физики и пути их решения, корпорация «Российский учебник» организовала онлайн-дискуссию. Насущные вопросы со зрителями обсудили доктор физико-математических наук, экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, директор Центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова и преподаватель физики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Вадим Муранов.
Проблема: Вызовы нового времени
Сегодня мы имеем дело с новым социально-политическим устройством государства, новыми объемами информации, новым типом детей. Сами по себе эти факторы, конечно, не являются проблемой, но когда они сталкиваются с традиционной системой образования, начинаются трудности.
Один из главных трендов современного образования — это переход от образовательных систем к обучающемуся обществу. Введение ФГОС можно назвать первым шагом к изменению идеологии образования и к становлению тех личностных характеристик ученика, которые ценятся в современном социуме и обеспечивают успех.
Часть профессий уходит в прошлое, а о том, что будет в недалеком будущем, можно только догадываться (как это сделали, например, создатели «Атласа профессий»). Согласно стандарту, учитель сегодня должен не только быть источником знаний, но и развивать в учениках навыки XXI века, то есть готовить их к жизни, о которой, в условиях современного стремительного развития мира, он и сам имеет не самые точные представления.
Решение: Рассматривать в качестве субъекта образования не только ученика, но и учителя. Лишь мотивированный учитель может вовлечь учеников в образовательный процесс, помочь им раскрыться в направлениях творчества и инноваций, подготовить будущих экспертов-физиков.
Проблема: Отсутствие интереса учеников
Сегодня много говорится об индивидуализации и персонализации образования. И если индивидуализация — это то, что обеспечивает учитель, то персонализация (вовлеченность в рабочий процесс) ложится на плечи самого ученика и формируется пропорционально его мотивации.
Цифры показывают, что с вовлеченностью дела сегодня обстоят плохо. ЕГЭ по физике выбирают только 20-25% выпускников, и далеко не все из них получают высокие баллы. При этом именно от тех, кто выбрал физику, по сути, зависит будущее страны, экономика страны (развитие науки, промышленности).
Ученикам сложно заглядывать в будущее и понимать ценность физики, пробираясь через сухие факты и заучивая двухсотую формулу. Все чаще со стороны парт звучит вопрос: «А для чего мне вообще это надо?». Школьная физика редко показывает связь науки и жизни.
«Мы гоним и гоним материал. Но физика — это не материал, это потрясающая наука, в которой много удивительных вещей. Они проходят мимо учеников и никак не затрагиваются в школе. В общем-то, ученик может сам изучить большую часть теоретического материала, если будет мотивирован. Мы не даем ученику шанса».
Решение: В 7-9 классах, то есть в начале изучения физики, уделять особое внимание знакомству с наукой. Ставить такую педагогическую цель как формирование интереса к физике, любви к физике. Устраивать встречи с учеными, инженерами (не только в больших городах).
Проблема: Разрыв в естественно-научном образовании
В начальной школе дети знакомятся с естественными науками на уроках «Окружающий мир». Затем, в 5-6 классах, они никак не развиваются в этом направлении, и в 7 классе приступают к изучению физики, зачастую не помня даже правила перевода единиц измерения. Нет преемственности.
Решение: Ввести естествознание для 5-6 классов (знакомство с физикой, химией).
Проблема: Отсутствие естественно-научной картины мира
Пусть сегодня много говорится о создании межпредметных связей, на деле они остаются номинальными. По этой причине у ребенка не складывается общая естественно-научная картина мира: физику он воспринимает отдельно, химию отдельно — как и географию, и биологию. Когда заходит речь о выстраивании общей концепции естественно-научного образования, каждый педагог «перетягивает одеяло» на свой предмет.
Плачевные результаты отражаются в международных исследованиях. И хотя в мониторинге TIMSS, основанном на процессуальных предметных единицах, Россия входит в ТОП-10, но в исследовании PISA, проверяющем умения применять знания в незнакомом контексте без привязки к предмету, российские ученики далеки от лидирующих позиций. Опять-таки – потому что не понимают связи физики, химии и жизни.
Решение: Объединить преподавателей разных дисциплин.
Проблема: Отсутствие современных приборов
Нынешние ученики окружены гаджетами, датчиками, «умными» вещами. Стандартный набор экспериментальной базы потерял актуальность и не отражает взаимосвязь физики с окружающим миром. Эксперименты, однако, являются неотъемлемой частью изучения физики.
Конечно, в некоторых школах у учеников есть самое современное оборудование для научных опытов, но таких школ единицы. В большинстве случаев учителям приходится придумывать креативные подходы для демонстрационной части урока, действуя не ради, а вопреки.
Решение: Продуманно распределять бюджет на обновление кабинета физики. Делать рациональные закупки с учетом нюансов эксплуатации (например, брать устройства с зарядкой от сети, чтобы учителям не нужно было самим покупать батарейки). Сотрудничать с лабораториями вузов.
Проблема: Бюрократическая нагрузка учителей
Как известно, подавляющую часть времени вне урока учителя тратят не на подготовку к занятиям, а на решение административных вопросов, заполнение бумаг. В таких условиях сложно заниматься саморазвитием и искать информацию, материалы для интересного урока, актуализировать знания.
Решение: Финансировать профессиональное развитие педагогов. Развивать издание научно-популярной литературы, которую учителя могли бы использовать на уроках. Выпускать научно-популярные журналы, основанные на современном материале и методических системах.
Три в одном
Льготы при поступлении в вузы дают около сотни разных олимпиад. Есть мнение, что часть олимпиадников вообще чуть ли не липовые, так как не всегда могут подтвердить свои льготы. Как вы считаете?
Победители этой олимпиады тоже могут без экзаменов поступить в МГУ?
Олимпиадники зачисляются вне конкурса, но все остальные должны сдавать в МГУ еще и внутренний экзамен. Можно сдать его без репетиторов?
Почему многие талантливые выпускники, в том числе химфака МГУ, уезжают из России?
Учителя не очень довольны учебниками: в выпускных классах нет органической химии, а она очень нужна поступающим в медвузы. Может, надо переписать учебники?
Валерий Лунин: Ни стандарты, ни базисный учебный план, ни большинство учебников не соответствуют современному состоянию химической науки. В 2004 году мы вместе с педагогами, которые занимаются с одаренными детьми, написали линейку учебников химии с 8 по 11 класс. Они для обычной школы и профильных классов. Хотели показать красоту химии, ее современные достижения, но наши учебники в некоторых школах сочли слишком сложными. Учебники Рудзитиса и Фельдмана, по которым сейчас занимается немало школ, увлечь предметом не всегда могут. Химия сегодня преподается с 8 класса, а я считаю, что начинать надо с 7-го, как и физику. Причем школе нужно системное предметное преподавание, а не предметные области. Не может один учитель вести и химию, и физику, и биологию.
Где найти работу выпускникам химических факультетов?
В Международной Менделеевской олимпиаде в Минске принимают участие 130 человек из 22 стран мира. Россию представляют 10 школьников.
Сколько готовы платить работодатели выпускникам
О профессии учителя математики. 5 советов начинающим специалистам
Математика – один из основных предметов школьной программы. Не случайно по количеству часов, которые выделяются для ее изучения, до 7 класса она уступает только русскому языку, а после выходит на уверенное первое место. Но полюбить математику детям куда сложнее, чем некоторые другие дисциплины. В ней нет эффектных опытов, как в химии, отсылок к эмоциям, как в литературе, места для увлекательных дискуссий, как в истории. Как же учителю, особенно начинающему, заинтересовать детей математикой? Поговорим об этом и дадим новичкам советы от опытных педагогов.
Что должен знать учитель математики для работы в системе школьного образования?
Как и все учителя-предметники, специалисту нужно знать психологию, педагогику, возрастную физиологию, анатомию и гигиену, методики воспитательной работы, способы обучения, нормативно-правовую базу по вопросам воспитания и обучения детей, требования пожарной безопасности и охраны труда, правила личной гигиены, правила оказания первой помощи. Важно разбираться в законах и других нормативно-правовых актах, которые регулируют образовательную деятельность в России, в том числе понимать требования ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Чтобы работать учителем математики, необходимо хорошо знать профильный предмет, основы информатики, черчения, решать математические задачи разной сложности. Следует освоить методику преподавания дисциплины в школе, изучить программу и учебники математики, алгебры, геометрии, ознакомиться с требованиями к оборудованию и оснащению кабинета математики. Современный учитель должен уметь применять в работе текстовые редакторы, презентации, электронные таблицы, интернет-ресурсы, пользоваться мультимедийным оборудованием.
Как стать учителем математики? Можно ли работать в школе без педагогического образования?
Согласно профстандарту, для работы учителем математики нужно иметь высшее или среднее профессиональное образование в области профильного предмета или педагогики и пройти профпереподготовку с присвоением нужной квалификации. Это можно сделать дистанционно* по программам АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» из этого раздела.
При выборе программы обучения отталкивайтесь от полученного ранее образования:
Квалификация: Учитель математики
Также можно пройти программы с присвоением сразу двух квалификаций (например, учителя математики и физики или математики и информатики), чтобы расширить карьерные перспективы. Это особенно актуально для малокомплектных школ, где не хватает преподавателей и сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.
Где работают и сколько получают учителя математики?
В основном учителя математики работают в государственных школах. Также они могут устроиться в частные образовательные учреждения, в центры дополнительного образования. Если пройти переподготовку по педагогике профессионального образования, можно вести математику в колледжах, техникумах, вузах.
В Москве средняя зарплата учителей математики составляет 70-110 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге они получают 40-70 тыс. рублей, в Казани и других городах-миллионниках – 35-40 тыс. рублей. В среднем по России специалисты могут рассчитывать на зарплату около 25-35 тыс. рублей в месяц. Стандартный оклад можно увеличить, если взять дополнительную нагрузку (классное руководство, кружки, методическую работу) или пройти переподготовку и вести несколько предметов. Уровень зарплаты учителя также зависит от его квалификационной категории, стажа, от условий в конкретной организации (в лицеях, гимназиях, частных школах обычно платят больше) и других факторов.
Учитель может работать или подрабатывать репетитором, в том числе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Час занятий стоит в среднем от 500 до 2000 рублей. Цена зависит от квалификации, стажа специалиста, наличия рекомендаций. При этом не обязательно ездить к ученикам домой или приглашать их к себе. Сегодня все больше репетиторов дают уроки посредством видеосвязи.
Как сделать уроки интересными? 5 советов начинающим учителям математики.
Математика – сложный, но полезный и интересный предмет. И задача учителя – заинтересовать им детей. А для этого нужно не просто самому знать и любить математику, но и постоянно развиваться как педагогу.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Заявка на обучение или
консультацию
Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.
«Учитель года-2021» — про живого наставника, крутые платформы для детей и физику в музыке
5 октября в Москве выбрали нового Учителя года. Ею стала преподавательница физики тюменской гимназии № 16 Екатерина Костылева. «Афиша Daily» поговорила с ней про физику для лириков и роль учителя в онлайн-образовании.
— У вас был любимый преподаватель в школе? Чему он вас научил?
— Главными учителями были, конечно, родители. Они помогали мне в детстве и продолжают поддерживать сейчас. В школе № 40 у меня была замечательная классная руководительница Наталья Николаевна Смагина.
Каждый педагог, который мне встречался, повлиял по-своему. Я полюбила математику, всерьез увлеклась физикой, с удовольствием писала сочинения по русскому языку. Именно учителя влюбили меня в учебу.
Потом моими наставниками стали основатели Областного поискового центра Артур Валерьевич Ольховский и Татьяна Владимировна Ольховская. Это была моя первая работа, которой я занялась после окончания гимназии: числилась в педагогическом отряде организации. Там я проводила курсы и турпоходы для развития бытовых и коммуникативных навыков школьников. Мне очень повезло, потому что на каждом жизненном этапе был любимый преподаватель.
— Как долго вы работаете? И где начинали практиковаться?
— Я окончила бакалавриат в Тюменском государственном университете по направлению «фундаментальная физика». А магистратуру — по специальности педагога в Институте психологии и педагогики. Работаю я восемь лет. У доски как педагог я впервые встала в гимназии № 16.
— Как происходит отбор участников на Учителя года?
— Для меня конкурс состоял из трех этапов — в разных регионах он проходит на разных условиях. У нас первый включал в себя городские соревнования, когда образовательные учреждения (школы, гимназии и лицеи) выдвинули своих участников по населенному пункту. Финалисты этого этапа стали участниками областного конкурса. И уже победители областных конкурсов едут в родной город учителя предыдущего года, и там уже проходит общероссийский, федеральный конкурс.
Каждый этап включает в себя несколько испытаний. Необходимо обосновать свою методику преподавания и провести мастер-класс. Эти презентации проходят сперва на городском этапе, потом на областном и уже в финале — на федеральном.
— Насколько реально, что онлайн-образование поглотит офлайн?
— Думаю, школьное образование в офлайн-режиме останется в приоритете. Здесь очень много составляющих: это и личный контакт с учителем, и социализация учеников. Интернет может подсказать, но не всегда может объяснить. Живой учитель, стоящий перед тобой, — это не просто носитель информации, он настоящий проводник ребенка на пути познавательной активности. Именно этот человек создает условия для самореализации ученика, поддерживает ребенка в момент решения задач, физически оказывается рядом в момент важных открытий. Такие вещи пока тяжело перетащить в интернет-образование.
— Какие приложения для дистанционного обучения вы используете?
— С переходом на онлайн учишься иначе выстраивать занятие. Дистанционный урок нужно тщательно построить, подобрать цифровой материал, освоить онлайн-сервисы и игровые обучающие платформы. Я использую в своей работе много платформ: Zoom, Discourse, Kahoot, «Сферу», «Учи.ру», «ЯКласс». Выбор очень большой, самое главное — не теряться и ориентироваться на те сервисы, которые отвечают твоим задачам.
— Были ли у вас случаи, когда дети с гуманитарным складом ума как‑то вдруг врубались в физику?
— Да, в моей практике были дети, которые приходили к физике через другие свои увлечения, не связанные с точными дисциплинами.
Школа как раз и должна формировать целостную картину мира у ребенка, и очень важно, чтобы ученик самореализовался с помощью разных наук — точных и не очень.
— Есть ли своя специфика в том, как преподавать физику детям с гуманитарным складом ума?
— Определенная специфика прослеживается. Например, для гуманитарного класса нужно иначе формировать инструкции. Это касается подборки экспериментов, примеров для опытов. Потому что очень важно попасть в актуальную область знаний ребенка, в его интересы, и мотивировать через узнаваемое.
— Есть довольно популярное мнение, что родители вынуждены помогать детям с домашним заданием, потому что школьники не могут справиться самостоятельно. Когда считаете оптимальным перерезать эту родительскую пуповину контроля?
— Сложно сказать про контроль домашних заданий, потому что тут все складывается индивидуально. Самостоятельное решение домашних заданий — точно такой же навык, как и любой другой. Когда ребенок впервые садится в автобус без сопровождения взрослых, ему надо дать точные указания: где находится остановка, что сказать кондуктору и когда выходить. А потом в какой‑то момент ребенок приобретает навык и начинает ездить сам повсюду. Точно так же и здесь. На каком‑то этапе помощь ребенку практически обязательна. При этом надо учить его разумно распределять время, вникать в текст задания и ориентироваться в объяснениях учителя по теме. И в какой‑то момент у него будет достаточно регулятивных навыков, чтобы выполнять домашнее задание. Этому учат и преподаватели, и родители. И точно так же, как ребенок учится есть, убирать за собой и ездить на автобусе, точно так же он учится самостоятельности в учебе.
Учим физику с ребенком сами, чтобы всем было интересно
Эта статья будет полезна тем родителям, которые отважились помогать ребенку с физикой. Сегодня узнаем, как правильно пояснять физику на примере таких тем, как инертность, масса, вес и сила тяжести. Бонусом — сделаю обзор нескольких полезных интернет-ресурсов которыми часто пользуюсь сам.
Первым делом определимся, какие могут быть трудности, если существует тонны учебников, видеоуроков, а также видео с опытами? Попробую раскрыть эту проблему.
Учебники
Хороших и качественных в плане методического содержания учебников предостаточно. Разве что плохо освещена тема применения физики в современных технологиях, о чем будет написано далее. Учебники — не лучшие самоучители, поскольку их предполагается использовать в тандеме с учителем (лекционной частью, учебными демонстрациями и практической работой). Если привычных занятий нет, то ученикам, особенно 7-9 классов будет очень тяжело усваивать материал. Вот посмотрите на это определение инертности:
Много ли стало понятно после прочтения? Семикласснику тем более тяжело освоить это свойство.
Лучше используйте учебник как справочник, или как план уроков, но не оставляйте его единственным источником информации. Можете спокойно продолжать пользоваться тем учебником, который применялся на уроках ранее, но учителем теперь должны стать вы, причем не обычным, а ЛУЧШИМ УЧИТЕЛЕМ, таким, чтоб не стыдно было посмотреть на себя в зеркало! Теперь перед вами стоит задача разобраться в содержимом этой книги объяснить ее и дополнить всем в чем нуждается ваш ребенок. Разберемся, что можно и нужно использовать как дополнение.
Видео опытов
Мне кажется, что нет нужды доказывать важность экспериментов. Они обязательно должны дополнять урок. Я стараюсь показывать эксперименты хотя бы каждые пол часа занятия. Они снимают напряжение, являются подтверждением излагаемой темы, помогают в ней разобраться, а также возвращают внимание ученика, если тот начал отвлекаться. Хочу обратить внимание, что в этом разделе идет речь о видео с экспериментами, но еще лучше иногда проводить и реальные опыты, о чем будет в следующем разделе.
Хочу сразу заметить, что видеоматериалы отличаются не только качеством, но и преследуют разные цели от учебной демонстрации до научной популяризации.
Учебные демонстрации от НИЯУ «МИФИ»
Большинство лучших учебных демонстраций, которые я показываю своим ученикам сняты телестудией НИЯУ «МИФИ» с участием Гервидс Валериан Ивановича. Он оказался замечательным лектором, с невероятно чистой и грамотной речью. Хотя видео и предназначено для студентов, подача максимально проста и большинство роликов школьникам будет понятно.
Итог: материалы очень качественный, но имеет строгую подачу.
GetAClass — Физика в опытах и экспериментах
Этот новый канал имеет еще не много роликов, но постоянно развивается. Авторам канала удалось прощупать золотую середину между учебной и популяризационной составляющей. Практически ничего не знаю об авторах, если вам что-то известно о них — поделитесь в комментариях.
Итог: видео детям смотреть полезно и интересно, но самого материала пока еще мало.
Простая наука
Канал хорошо известен аудитории Хабра, его создатель Денис Мохов Bredun провел основательную работу и качественно заснял все известные мне популярные “ВАУ” эксперименты. Это пример чисто популяризационного материала, цель которого не столько научить, сколько заинтересовать.
Итог: видео качественное, показывать больше не как учебное, а для закрепления материала, когда ребенок уже разобрался в теме.
Галилео
Эксперименты проводит известный шоумен Александр Пушной, у него яркая подача, которая очень нравится школьникам. При этом сама речь бывает настолько безграмотна (с точки зрения физики), что уши сворачиваются трубочкой. Вот к примеру разбор ролика с подводной лодкой. Первое время я каждый раз останавливал видео и объяснял ученикам ошибки, но сейчас просто выключаю звук и рассказываю сам. Такой компромисс позволяет существенно экономить время и вполне устраивает детей.
Итог: яркие эксперименты с безграмотной речью требующей коррекции, не показывайте если не уверены в своих знаниях темы.
Худшее учебное видео — Физика для самых маленьких от Саакаянца
Иногда родители допускают ошибку и включают это видео детям, даже некоторые учителя физики умудряются показать это в 7-ом классе. О видео даже был написан отдельный пост, повторяться не будем.
Итог: никогда и никому не показывать. НИКОГДА!
Следите за обновлениями статьи, вероятно, что список будет пополняться вашими рекомендациями и тем что я еще вспомню.
Будь креативным
Учебные видео — это хорошо, но физика окружает нас везде вспомните, где вы сталкивались с тем что изучаете, найдите и покажите ребенку. К примеру, для пояснения, что такое инерция я демонстрирую фрагмент с человеком пауком из начала поста и говорю:
“Поезд очень массивен, чтобы его остановить, необходимо длительно прикладывать большую силу. В этом и заключается инертность что чтобы изменить скорость тела необходимо прикладывать силу некоторое время.”
После видео и пояснения определение явления инерции уже не выглядит таким страшным.
Теперь почва готова, чтобы поговорит о массе, как мере инертности тела, рассказать, что такое вес и сила тяжести. Можно попрыгать с ребенком и пояснить что когда он находится в воздухе, его масса и сила тяжести сохраняется, а вес равен 0 Н. Папе хорошо признаться что он весит 800 Н, а не 80 кг, а также достать пакет муки с кухни и показать, что в “кг” пишут массу, а не вес.
Эти темы удобно закрепить видео, как астронавты бегали и падали на Луне:
Нужно пояснить, что космонавтам было очень непривычно, ведь масса (инертность) остались прежними, а вот сила тяжести уменьшилась в 6 раз. А также в контексте невесомости при обычной силе тяжести будет хорошо показать это шикарный ролик OK GO:
И не забудьте показать видео, как он снимался.
Подытоживая, замечу что реальные примеры и фрагменты фильмов могут возыметь огромный эффект, заинтересовать и помочь ребенку разобраться в теме. Но это возможно только при вашем непосредственном участии и поддержке.
Так как же искать хорошие опыты и фрагменты?
Хотя я и перечислил некоторые полезные ресурсы — для неподготовленного родителя это будет непростой задачей. Постараюсь максимально вам помочь в первое время. Оставляйте изучаемые темы в комментариях, а я буду стараться оперативно выкладывать рекомендуемые ролики с пояснениями.
Видео уроки и курсы. Почему не они?
Давайте интересные и необычные задачи
Скажу только, что этот сайт создал более 10 лет назад и он мне очень помогал все это время.
Проведите реальный эксперимент. Всем знакома поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, но мало кто знает ее продолжение: “И один раз прикоснуться чем 100 раз посмотреть”. Так вот с физикой именно так. Проведите с ребенком хотя бы один опыт. Только не лабораторную по тетрадке для лабораторных работ (тогда ребенок возненавидит физику), а реальные эксперимент.
Если не знаете с чего начать — рекомендую статью: Простые опыты с ребенком дома. Найдете кучу идей.