какой ученый дал полное определение экологии как науки учитывая теоретическую и прикладную экологию
1.Какой ученый дал полное определение экологии как науки, учитывая теоретическую и прикладную экологию?
а)Н.Ф.Реймерс б)Э. Геккель
в)В.А.Радкевич г) Аристотель
2. К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
3. К компонентам гидросферы относятся:
в) многолетняя мерзлота;
г) все вышеперечисленное.
4. К нетрадиционным источникам электроэнергии относится:
5.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым?
в)солнечная энергия г) ветер
6.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства, которые не являются целью данного производства, их нельзя использовать в данном производстве, называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
7.Закончите фразу: «Отходы производств, если не утилизируются, являются для природной среды ……
а) загрязнителями б) готовой продукцией
в) вторичным сырьем г) полупродуктами
8.По степени исчерпаемости нефть относится к:
а) исчерпаемым невозобновимым;
б) неисчерпаемым, но и не подверженным истощению;
г) ограниченно исчерпаемым.
9. Вид природопользования, при котором возможно внедрение
малоотходных и безотходных технологий производства, называется:
а) рациональное природопользование;
б) нерациональное природопользование;
в) общее природопользование;
г) специальное природопользование.
10.Как называется процесс поступления загрязнителей в окружающую среду?
11.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся НИТРИТЫ?
12.К каким загрязнителям по токсичности относятся аммиак?
13.Какая отрасль хозяйства является наиболее сильным загрязнителем атмосферы?
г-бытовая деятельность человека
14.Назовите причину возникновения парникового эффекта
15. Какие вещества-загрязнители при воздействии на организм вызывают у человека общее отравление?
16. Бытовые отходы – это отходы:
а) производства и промышленности;
б) только жидкие бытовые отходы;
в) только твердые бытовые отходы;
г) жидкие и твердые бытовые отходы.
17. Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая хозяйственная деятельность – это:
б) национальный парк;
г) памятник природы.
18.Какое количество химических веществ может содержаться в питьевой воде?
в- не должно быть совсем.
19.Региональный мониторинг окружающей среды это:
а-мониторинг химического предприятия, на котором произошла авария;
в-мониторинг территории области;
20.Закончите фразу: « Предельный чугун при варке стали является ….. сырьем
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
21.Назовите биотические факторы среды
22.Назовите основные загрязнители гидросферы
23.Основные направления рационального природопользования:
а) не произведение учета видового разнообразия животных и растений;
б) сохранение устойчивости природных сообществ;
в) проведение экономических оценок и стимулов в воспроизводстве природной среды.
Из предложенных вариантов ответов вопросов 24 и 25 выберите 3 правильных.
24.На какие группы классифицируется сырье по его принадлежности к компоненту природы:
а) геологическое б) промышленное
в) воздушное г) водное
25.Вторичным сырьем не является:
е) полиэтиленовые пакеты.
26.Приведите по 1 примеру двух видов минерального сырья по составу
27.Приведите по 1 примеру 3 групп сырья по характеру возобновляемости.
28. Выберите правильное утверждение:
а) человек не является биотическим ресурсом;
б) наиболее опасны жидкие промышленные отходы;
в) наименее опасны радиоактивные отходы;
г) макулатура не является сырьем для вторичной переработки.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) по агрегатному состоянию отходы подразделяются на жидкие и пылеобразные;
б) авария на Чернобыльской АЭС относится к экологическому бедствию;
в) на территории Тверской области есть охраняемые территории
г) радиоактивные отходы способствуют развитию опухолевых заболеваний.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они загрязняют?
А) канализационные а) газообразное 1)воздушная
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКИ
История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди понимали зависимость своего существования от внешних природных условий и накапливали опыт выживания в природном мире. Этот опыт постоянно обогащался и передавался из поколения в поколение, помогая человеку в его повседневной борьбе за жизнь. Экология как наука родилась и начала формироваться в структуре биологического знания как результат исследования отношений живых организмов со своим окружением. Поэтому вклад в становление и развитие экологии, в процесс познания природы внесли огромное количество ученых-естествоиспытателей, начиная с древних. Назовём лишь несколько известных имен.
Термин “экология” впервые ввёл в научный обиход последователь учения Дарвина немецкий биолог Эрнест Геккель в 1866 г. В работе “Общая морфология организмов” он приводит следующее определение экологии: “Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всех взаимоотношений животного с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно его дружественные или враждебные отношения с животными и растениями, с которыми оно вступает в контакт. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование”. Термин “экология” образован от греческих слов oikos (жилище, обитель, дом) и logos – слово, учение. Экология – учение о доме. Геккель впервые отчётливо сформулировал предмет науки экология : изучение взаимосвязей живых организмов с окружающим миром. Однако предложение Геккеля несколько опередило его время, внедрение экологии в научную практику происходило медленно, и прошло более полувека, прежде чем слово “экология” прочно вошло в научный обиход как новая самостоятельная отрасль знания. За 140 лет известно более 60 определений экологии.
В понятие экология за историю его существования вносились разные смысловые оттенки, которые расширяли или сужали предмет этой области знаний. Например, Клементс (1920) обозначил экологию как науку о растительных сообществах. Организатор экологической науки на Урале Станислав Семенович Шварц (1972) – как науку о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания. Объектами экологических исследований были сначала отдельные представители конкретных биологических видов, затем совокупности организмов – группы, популяции, многовидовые сообщества, наконец, живая природа в целом. В экологии как биологической науке долгое время не было места для человека. В то же время самостоятельно развивались медицина и гигиена человека. В мире нарастал вал проблем окружающей среды, который требовал обобщения знаний и принятия срочных решений. Когда угроза глобального экологического кризиса коснулась самого человека, произошло быстрое расширение экологии. Идеи и проблемы экологии начали проникать в другие области знаний и практики. Экологизации подверглись не только смежные с биологией дисциплины как науки о Земле, химия и физика, инженерные отрасли, но и науки, далёкие от биологии: экономика, политика, социология, этика и право. Постепенно экология из биологической науки Геккеля (частного раздела биологии) превратилась в науку фундаментальную, расширенную, названную Н. Ф. Реймерсом (1992) мегаэкологией, т. е. “большой экологией”.
Поскольку современная экология превратилась в макроэкологию – чрезвычайно сложную синтетическую науку, общую и фундаментальную, использующую достижения других наук, требующую универсальной подготовки и глубоких профессиональных знаний, то изучение экологии без фундамента невозможно. В фундаменте экологии лежат такие науки, как физика, химия и биология.
Очень часто экологию понимают как науку об охране окружающей среды. Такое отождествление неправомерно, поскольку сужает суть экологии и не раскрывает всего круга решаемых ею задач. Ещё Декарт сказал: “Определяйте значение слов, и Вы избавите свет от половины его заблуждений”. Различие между экологией и охраной природы можно рассматривать как различие между анатомией и хирургией. Как нельзя стать медиком, не зная физиологии человека, так и нельзя заниматься охраной окружающей среды, не зная основных законов функционирования экологических систем. Экология не нужна для уборки улиц и установки очистных сооружений. Экология нужна раньше – для комплексного обоснования средозащитных и природоохранных мер. Концепцию “охраны природы” нельзя считать панацеей от всех экологических проблем. Деятельность следует строить так, чтобы не допускать и предотвращать все эффекты и результаты, от которых потом пришлось бы охранять окружающую среду. Всем известно, что нет безотходных технологий, но даже если мы научимся больше не загрязнять окружающую среду, то ничего не достигнем, если не перестанем мешать природе создавать среду, регулировать её состав, очищать и делать пригодной для жизни. Сохранить качество окружающей среды человека невозможно без участия природных экологических механизмов. Самые чистые технологии и совершенные средозащитные устройства не спасут человечество, если будет продолжаться вырубка лесов, уменьшаться разнообразие биологических видов, нарушаться круговорот веществ в природе.
Источники и слагаемые современной экологии
Современная экология представляет собой комплекс знаний о взаимоотношениях общества и природы. Рассмотрим источники и слагаемые современной экологии, а также охарактеризуем основные разделы [2].
— экспериментальная экология, которая даёт важный фактический материал. Для изучения механизмов природных экологических процессов, которые происходят медленно и зависят от множества факторов, недостаточно одних натурных наблюдений, нужен эксперимент.
— математическая экология. Возможности эксперимента в экологии тоже ограничены, поэтому широко применяется математическое моделирование, в том числе моделирование экологических систем и процессов. В этот раздел экологии входит также обработка информации и количественный анализ фактического материала.
Биоэкология – основа всей экологии, подразделяется:
– на экологию естественных биологических систем: особей как представителей определенных видов (аутоэкология), популяций (демэкология), многовидовых сообществ, биоценозов (синэкология), экологических систем (биогеоценология).
– экологию групп организмов – царств бактерий, грибов, животных, а также более мелких систематических единиц: типов, классов и т. п.
– эволюционную экологию – учение роли экологических факторов в эволюции и о смене экологических условий в истории Земли.
Геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности и влияния географических факторов. В нее входят:
– экология обитателей разных сред (наземной, почвенной, водной);
– природно-климатических зон (тундра, тайга, степи, пустыни и др.); Из перечня видно, что экологизации подверглись многие науки и сферы практической деятельности. Все они тесно взаимодействуют, взаимно обогащая друг друга, поэтому многие из них сложно разделить. Например, экологию человека, социологию и антропологию, или сельскохозяйственную экологию и агробиологию. Это говорит о том, что экология занимает лидирующее положение в современной науке и способствует объединению знаний о природе и обществе на едином научном фундаменте.
Экология
Изложены история взглядов, основные положения учения о средах жизни, адаптациях, популяции, биоценозе, экосистеме и биосфере. Акцентируется внимание на структурной организации, классификации, функционировании, динамике и механизмах устойчивости биологических систем, концепции экологической ниши, консорции, экотона, жизненных стратегий и биологического разнообразия. Освещаются вопросы адаптивной морфологии организмов, биоценотические связи, круговороты и биогеохимические циклы веществ в биосфере. На основе концепции экосистемы и биогеоценоза рассматриваются особенности, место и роль в природе лесных, луговых и болотных экосистем. Первое издание вышло в 2010 г. Для преподавателей и студентов биологических, географических и сельскохозяйственных вузов, учителей, экологов, биологов и географов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Содержание, история становления и развития экологии
Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилище, убежище, logos — слово, учение) предложен Э. Геккелем (1834–1919). 14 сентября 1866 г. известный немецкий естествоиспытатель подписал предисловие к своему двухтомному труду «Всеобщая морфология организмов», в котором дал определение экологии как науки. Тогда же термин «экология» был внесен в «Метрическую книгу науки».
В буквальном смысле экология — это наука о доме, наполненном жизнью. Геккель определил ее как общую науку об отношениях организмов с окружающей средой. Окружающую среду он рассматривал в широком смысле слова как все неорганические (физические и химические свойства местообитаний) и органические (общие отношения организма ко всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт) условия существования, принуждающие организмы к приспособлению.
Экология — сравнительно молодая отрасль знаний, имеющая тем не менее долгую предысторию развития — период, когда был накоплен большой фактический материал по ботанике, зоологии, биогеографии, сделан ряд обобщений. Первые умозаключения по образу жизни, характеру распределения растений и животных имеются в трудах античных философов: Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) и его ученика, «отца ботаники», Теофраста Эрезийского (371–280 гг. до н. э.). Основу философской мысли на протяжении многих столетий составляли представления о материальной связи организмов со средой, реагировании их на изменение окружающей среды, на приспособления к ней. В разные эпохи понимание этих взглядов было разным. В средневековье, в период господства богословия и схоластики, связь организмов со средой рассматривалась как воплощение воли Бога.
Рост производительных сил в эпоху Возрождения оказал влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на развитие науки. Великие географические открытия, колонизация новых стран способствовали познанию мира растений и животных, развитию систематики, накоплению фактического материала о строении, распространении, образе жизни, поведении живых организмов. Особый интерес проявлялся к «истории жизни» животных.
Накопленные сведения послужили материалом для написания «естественной истории» организмов. Автором самой большой «Естественной истории» (44 тома) стал французский естествоиспытатель Ж. Бюффон (1707–1788). «Начертание естественной истории» (1786) В.Ф. Зуева, известного русского натуралиста, переиздавалось 5 раз.
Бюффон много внимания уделял связям организмов со средой, понимал ее значение не только в жизни организмов, но и в изменении их внешних признаков. Влияние климата на жизнь растений отмечал К. Линней. Величайший систематик (описал более 12 000 видов) обратил внимание на роль процесса отмирания организмов, альтернативного размножению, в обеспечении равновесия в природе.
В XVIII в. кроме сведений об отдельных видах растений и животных формируются представления о природе, климате, растительности и животном мире отдельных регионов. Большой вклад в развитие этих представлений внесли русские путешественники, натуралисты: С.П. Крашенинников (1711–1755), И.Г. Гмелин (1709–1765), И.И. Лепехин (1740–1802), П.С. Паллас (1741–1811) и др. Книга Крашенинникова «Описание земли Камчатки» (1756) получила мировую известность. Палласа считают одним из основателей экологии животных. Он не только изучал образ жизни животных, но и экспериментировал, наблюдая, например, за изменением температуры их тела во время спячки.
Сделать первые обобщения о закономерностях распространения растений в зависимости от климатических условий было дано А. Гумбольдту (1769–1859), ученому-энциклопедисту, знаменитому путешественнику, исследовавшему Северную и Южную Америку, Центральную Европу, Сибирь, Алтай, Китай.
Гумбольдт был одержим мыслью о важности изучения природы, основой науки считал эмпирический опыт, являлся противником умозрительных рассуждений, признавал самым опасным мировоззрение людей, никогда не видевших реальный мир. В многотомном издании «Космос» он предпринял героическую попытку объединить сведения о материальном мире: «все, что мы знаем сегодня… от туманных звезд до географии мхов на гранитных скалах». Располагая глубокими знаниями о природе, Гумбольдт обосновал идею о взаимной связи и единстве всех процессов, протекающих в ней, рассматривал природу как единый организм. Он заложил основы биогеографии, географии растений, указал на зональность и вертикальную поясность растительности, подошел к пониманию жизненных форм растений.
Идеи Гумбольдта оказали влияние на развитие в XIX в. физико-географических и биологических наук, на формирование нового мышления по отношению к природе. Его современник О. Декандоль (1778–1841), «первый ботаник своей эпохи», детально изучив растительный покров Франции и Швейцарии, в 1820 г. высказывался о влиянии растений друг на друга, о жизненном состязании, конкурентных отношениях. Он установил наличие явления, получившего позже название «борьба за существование» среди организмов. В «Происхождении видов» Ч. Дарвин отметил вклад Декандоля в разработку проблемы «борьбы за существование», назвав его «старшим». Позже, в 1832 г., в книге «Растительная физиология» (это, кстати, первый курс экологии растений, которую Декандоль выделял в особую науку под названием «эпиреология») он развил свои первоначальные идеи о воздействии на растения внешних факторов и влиянии растений на внешнюю среду и обосновал создание научной дисциплины о взаимоотношениях растений с окружающей средой. Тем самым он задолго до Геккеля фактически положил начало новой науке.
Разрешение проблемы взаимодействия организма со средой — главная тема научных изысканий первой половины XIX в. Ж.-Б. Ламарк провозгласил идею эволюции живых организмов, их постоянного развития от простого к сложному («Философия зоологии», 1809), считал «влияние условий» основной причиной всего разнообразия форм. А. Декандоль (1803–1893), развивая идеи отца О. Декандоля о «местообитании», «местонахождении», «полезных температурах», обобщил накопленные сведения о влиянии отдельных факторов на растения, показав, например, что не просто температурный фактор, а суммарная температура периода вегетации определяет географию растений. В тесном единстве со средой рассматривали организмы профессор Казанского университета Э. Эверсман (1794–1860), который различал разнообразие факторов, обращая внимание на взаимоотношения между растениями и животными, зоологи Г.С. Карелин, КМ. Бэр, А.Ф. Миддендорф, ботаник А.Н. Бекетов и др.
Экологические сведения о животных в значительной мере обобщил К.Ф. Рулье (1814–1858), профессор Московского университета. В курсе «Зообиология», соответствующем по своему содержанию экологии животных, он наметил ряд сугубо экологических положений и тем самым определил развитие экологии, еще не оперируя этим термином. Рулье указал на принцип взаимоотношения (закон общения) организма и среды, положил начало изучению жизненных форм животных, рассматривал многообразие форм взаимоотношений между организмами, обращал внимание на человеческую деятельность как особый фактор воздействия на животных и природу, изучал адаптации, миграции, выяснял причины массового появления некоторых вредителей, разрабатывал практические рекомендации по регулированию их численности. Рассматривая взаимоотношения организмов со средой, он выделял «явления жизни особной» и «явления жизни общей», «жизнь в товариществе» и «жизнь в обществе». По мнению академика И.А. Шилова, такой подход соответствует представлениям о протекании процессов на организменном, популяционном и биоценотическом уровнях. Задолго до К. Мёбиуса Рулье наметил ряд частных и общих вопросов биоценологии.
Особым периодом в развитии экологических идей явилась вторая половина XIX в. — время стремительного процесса специализации науки.
Ч. Дарвин («Происхождение видов путем естественного отбора», 1859) показал, что борьба за существование, включающая отношения с абиотической средой, с особями своего вида и особями других видов, ведет к естественному отбору. В естественном отборе Ч. Дарвин и А. Уоллес (независимо друг от друга) увидели движущий фактор эволюции. Дарвин, заметив гетерогенность особей, вплотную подошел к идее популяции, понимая уникальность каждой особи, много внимания уделял вопросу увеличения численности особей животных и растений, расселению видов. Он занимался изучением дождевых червей, насекомоядных растений, орхидей, выясняя их адаптационные возможности. «Происхождение видов» Дарвина следует считать, по существу, первым фундаментальным трудом по экологии.
Учение Дарвина послужило научной платформой, позволившей Геккелю определить сущность новой науки. В свою очередь Геккель сыграл большую роль в признании и победном шествии англоязычного учения в Европе, где наука в большей степени была германоязычной. Он не просто пропагандировал учение Дарвина, но и развивал его. Геккель построил первое трехцарственное филогенетическое древо, ввел в научный обиход термины «онтогенез» и «филогенез», сформулировал основной биогенетический закон, а исходя из него — теорию гастреи. В Йене Геккелем была создана известная школа сравнительных анатомов, эмбриологов и филогенетиков.
В научном творчестве Геккеля ведущее место занимала идея, которая намного обгоняла факты, что позволило ему — биологу-материалисту, но не экологу, опираясь на фундамент теории Дарвина и других естествоиспытателей, определить новую науку, науку о системах, хотя концепции о системах еще не было. Несомненно прав был Ч. Элтон, когда писал, что экология является новым названием очень старого предмета. Элтон заложил основы популяционной экологии, которой предшествовали положение английского пастора Т. Мальтуса (1766–1834) о геометрическом характере увеличения численности населения, изложенное в книге о народонаселении (1798), логистическая модель роста популяции П. Ферхюльста (1838) и другие обобщения.
В 1877 г. немецким гидробиологом К. Мёбиусом (1825–1908), изучавшим устричные банки (сочетания, сообщества донных животных) Северного моря, была предложена концепция биоценоза, закономерного сочетания организмов в определенных условиях среды. В 1887 г. С. Форбс ввел понятие «микрокосм». Учением о биоценозе было положено начало новому биоценотическому направлению в изучении природы.
Системный подход особенно успешно реализовывался при изучении растительного покрова российскими и зарубежными ботаниками: С.И. Коржинским, И.К. Пачосским, А. Кернером, А. Гризебахом и др. Американский ботаник Ф. Клементс (1874–1945) показал динамичность фитоценозов, обосновал адаптивное значение этого процесса. Благодаря их работам получила развитие фитоценология — наука о фитоценозах и принципах их организации.
Системный подход в изучении природы является определяющим в экологических исследованиях первой половины XX в. Руководящей концепцией становится учение В.В. Докучаева (1846–1903) о почве как сложной природной системе, образующейся в результате взаимодействия тел живой и неживой природы (горные породы, вода, воздух, разнообразный мир живых организмов). Ф. Одум называл ученого одним из основателей экологии. В духе идей Докучаева Г.Ф. Морозовым (1867–1920) рассматривается лес («Учение о лесе», 1920). В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли обосновал понятие экосистемы, а в 1942 г. В.Н. Сукачев — представление о биогеоценозе. В.И. Вернадский рассматривал биосферу как сложную экосистему, в которой планетарную роль играет совокупность всех видов организмов — живое вещество («Биосфера», 1926). В учении об экосистемах нашла воплощение идея единства сообщества живых организмов с абиотической средой, идея трансформации вещества и энергии и круговорота веществ.
Развитие экологии во второй половине XX в. связано с именами многих российских и зарубежных экологов. Большое внимание уделяется многовидовым системам. Работами Н.П. Наумова, С.С. Шварца, Т.А. Работнова, М.С. Гилярова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.В. Яблокова, А.М. Гилярова, И.А. Шилова и других успешно развивается популяционная экология. Особый вклад в экологическую науку внесли Дж. Хатчинсон, Р. Рик-лефс, Р. МакАртур, Ю. Одум, Р. Уиттекер, Р. Маргалеф и другие зарубежные экологи.
С установлением нового объекта экологии (т. е. биологической системы) изменилось само определение экологии как науки. Исходя из концепции уровней организации живой материи, экология определяется как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем (популяций, биоценозов (сообществ), экосистем и биосферы). Академик И.А. Шилов, например, предлагает рассматривать экологию шире, включая и организменный уровень. В учебных курсах аутэкологии уделяется должное внимание.
Экология является фундаментальной наукой, одним из подразделений биологии. Предмет экологии — жизнь, функционирование биологических систем, в пределах которых осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества. Принцип функциональной интеграции в системах, согласно которому при усложнении структуры возникают дополнительные свойства, имеет особо важное значение. Экологию как науку нельзя подменять рассмотрением негативных последствий, возникающим в результате экологического кризиса, системой природоохранных, ресурсосберегательных, санитарных и других мероприятий.
В основе подразделений экологии как учебной дисциплины лежат три парадигмы: организм и среда; учение о сообществах (биоценозах); концепция экосистемы. В соответствии со сложившимися парадигмами принято различать: аутэкологию (факториальную экологию, или экологию организмов); демэкологию (популяционную экологию); синэкологию (экологию сообществ (биоценозов), биоценологию); экосистемную экологию (экологию экосистем, биогеоценозов); биосферологию (учение о биосфере). Кроме общей экологии имеются частные экологии, называемые Ю. Одумом «таксономическими ветвями». Ими являются экология человека, экология растений, экология насекомых и др.
Современная экология становится «большой», или «мегаэкологией», в определении Н.Ф. Реймерса. Из строго биологической науки она превращается в значительный цикл знаний, вбирая в себя сведения из географии, геологии, химии, физики, социологии, экономики и других дисциплин. Особенно большой арсенал знаний из смежных наук привлекается при решении прикладных проблем. Экология как биологическая наука становится праматерью мегаэкологии.
Кроме общей, или теоретической, экологии в связи с потребностями практики, особенно связанными с решением проблем рационального природопользования, охраны окружающей среды, продовольствия, урбанизации, получила развитие прикладная экология. Успешно развиваются средология (охрана окружающей среды), созология (охрана природы), экология инженерная, экология сельскохозяйственная, экология архитектурная и др. Теоретической основой прикладных экологий служит общая экология.