какой пункт стандарта указывает на обязательные структурные элементы рабочей программы учителя
Какой пункт стандарта указывает на обязательные структурные элементы рабочей программы учителя
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.
Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.
Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Кроме того, могут использоваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями госстандарта и с учетом примерной основной образовательной программы.
Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.
До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.
Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету
В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?
Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Планируемые результаты подразделяются на:
Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.
В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».
Содержание учебного предмета
В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).
Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.
Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.
Тематическое планирование
Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.
Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.
Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.
Структура рабочей программы ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Структура рабочей программы по учебному предмету,
курсу в соответствии с ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса на один учебный год;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Структура рабочей программы (ФГОС ООО)
I . Пояснительная записка
— нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа) ;
— общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
— роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса) ;
II . Общая характеристика учебного предмета, курса
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.
III . Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.
IV . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
V . Содержание учебного предмета, курса
В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.
Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:
— наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
— перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
— направления проектной деятельности обучающихся,
— использование резерва учебного времени.
VI . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)
Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год
VII . Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)
В разделе указываются:
-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
— дополнительная литература для учителя и учащихся;
— перечень ЦОРов и ЭОРов;
-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; ( возможен табличный вариант.)
VIII . Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
(на уровень обучения)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам
-для базового уровня результатов «выпускник научится»,
-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Требования к составлению рабочей программы по учебному предмету
Автор: Полякова Наталья Петровна
Полякова Наталья Петровна,
МБОУ Комсомольская СОШ
При подготовке рабочей программы вы должны руководствоваться требованиями стандарта к ее структуре.
· Структура рабочей программы по учебному предмету включает в себя следующие разделы:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В соответствии со ст. 32 п.7 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. Педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями обучения.
· Что необходимо учесть при составлении рабочей программы:
— концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
— образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);
— особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
— уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;
— состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, в т.ч. и учебно-методического.
· Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:
— требования к уровню подготовки учащихся;
— у чебно-тематический план;
· В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:
— перечень методической литературы;
— дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
— перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
· Оформление данного раздела должно иметь следующую структуру:
— список литературы (в алфавитном порядке):
— перечень учебно-методических средств обучения;
— образовательные электронные ресурсы;
· В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
— на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;
— цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
— особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации
работы в данном классе;
— используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой
учреждения);
— информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);
— количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
· Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе.
В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.
Положение о структуре рабочей программы по ФГОС ООО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Приложение №___ к приказу
№ _____ от «___» _____ 201___г.
на Педагогическом Совете № ___
от «___» ______ 201___ г.
приказ № ____ от «___» ______201__ г
о порядке разработки и утверждения и структуре рабочих программ
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
в рамках ФГОС НОО, ФГОС ООО
I . Общие положения
1.2. Настоящее положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины (модуля) (далее – Рабочая программа) в МБОУ _______________.
1.3. Рабочая программа по отдельным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), основывающегося на типовой программе по учебному предмету, требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
индивидуальный инструмент педагогического работника, определяющий оптимальное и необходимое для конкретного класса (группы) содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;
основной компонент ООП НОО и ООП образовательной организации, являющийся средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом и планом внеурочной деятельности ОО).
1.4. Рабочая программа является составной частью образовательной программы МБОУ _______________.
1.5. Рабочая программа нацелена на практическую реализацию федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом особенностей образовательной политики ОО; статуса ОО; образовательных потребностей и запросов обучающихся; особенностей контингента обучающихся в каждом классе.
1.6. Задачи Рабочей программы:
— конкретное определение содержания, объема, порядка изучения курса, предмета, учебной дисциплины (модуля) с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательной организации и контингента обучающихся;
— практическое обеспечение достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
1.7. Функции Рабочей программы:
нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме;
целеполагания функция определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная функция определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов;
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала, а также путях достижения личностных, метапредменых и предметных результатов освоения ООП НОО и ООП средствами данного учебного предмета.
1.8 . Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать учебному плану МБОУ ________________. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.
II. Технология разработки Рабочей программы
2.1. Рабочая программа составляется педагогами школы по определённому учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) на класс (группу), параллель или ступень обучения.
2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).
2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально.
2.4. Возможные варианты использования и оформления педагогом Рабочей программы:
100% использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника), в данном случае делается пометка в пояснительной записке;
использование авторской программы (программы авторов учебника) с внесенными изменениям и (не более 20%). В данном случае в пояснительной записке фиксируется % внесенных изменений, указываются внесенные изменения, обосновывается причина изменений;
авторская программа учителя (целесообразна для инновационных программ, позволяющих получать качественно новый результат), в данном случае прикладываются результаты рецензирование, оценка внутренней и внешней экспертизы.
III . Структура и содержание Рабочей программы
3.1. Структура Программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
3.1.1. Структурными элементами Рабочей программы, реализующей ФГОС, являются:
— планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
— содержание учебного предмета, курса;
3.1.2. Титульный лист (Приложение №1) — структурный элемент программы, содержащий сведения:
полное наименование образовательной организации (в соответствии с лицензией, Уставом), в которой реализуется Рабочая программа;
место (населённый пункт) нахождения образовательной организации;
грифы рассмотрения, рекомендации к утверждению и утверждения Рабочей программы;
полное наименование Рабочей программы с указанием учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); класса (типа класса, параллели), на которой изучается данный предмет, курс;
указание примерной программы и её авторов (если есть), на основе которой разработана данная Рабочая учебная программа, издательство, год издания ;
срок реализации данной Программы (период, на который составлена Рабочая программа);
указание название учебника, автора, издательства, года его издания;
сведения об учителях (авторах-составителях) Рабочей программы (одного или нескольких): фамилия, имя, отчество; преподаваемый предмет, квалификационная категория;
год составления Рабочей программы.
3.1.4. Содержание учебного предмета, курса – обязательный структурный элемент Программы, соответствующий требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы школы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане, выделяющий необходимое количество часов для изучения раздела, темы.
Содержание рабочей программы может полностью или частично соответствовать содержанию авторской программы курса, при условии, что она соответствует ФГОС.
Образовательное учреждение может вносить изменения (не более 20%) в содержание примерной/типовой или авторской программы и в данном случае должно самостоятельно обосновать и определить содержание Рабочей программы с учетом особенностей при изучении предмета как поддерживающего основной профиль, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего образования и др.
В данном разделе указываются:
– название разделов/тем курса и их краткое содержание
3.1.5. Тематическое планирование – обязательный структурный элемент Программы, в котором должны быть отражены:
— название раздела с указанием количества часов, отведенных на его изучение,
— количество часов, отводимых на изучение каждой темы;
— элементы минимального содержания учебного материала;
— дидактические единицы разделов, тем, обозначенных в ФГОС с опорой на научные школы и учебники, учебные пособия, УМК (из утвержденного федерального перечня);
— характеристика видов деятельности обучающихся (прописаны в примерных программах по учебным предметам) ;
– перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др. с указание количества часов, отводимых на их проведение):
Раздел (общее количество часов)
Элементы минимального содержания образования
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Контрольные мероприятия (кол-во часов на контрольные, лабораторные практические работы и др.)
Примерная образовательная программа
Программа УМК ( тема)
Форма тематического планирования может быть дополнена другим содержанием (в соответствии со спецификой учебного предмета)
3.2. Календарно-тематический план учителя является приложением к Рабочей программе, конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дат, видов и форм контроля.
Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с Рабочей программой и представляется учителем в виде таблицы. Количество учебных недель определяется годовым календарным графиком.
В календарно-тематическом плане должны быть обязательно отражены:
— номер урока (сквозная нумерация и нумерация в рамках четверти);
— название темы каждого урока в соответствии с последовательностью изучения учебного материала и установлением внутрипредметных и метапредметных логических связей;
— количество часов на изучение темы урока;
— дата проведения урока;
— тип урока ( ФГОС НОО, ООО );
— планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные в соответствии с ФГОС, сформулированные в деятельностной форме ( можно указывать результаты на весь блок );
— формы организации занятий по каждой теме (например, беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссия и т.д.);
— инновационные педагогические технологии ( по желанию учителя );
— материально-техническое оснащение ( по желанию учителя )
3.3. К Рабочей программе могут прилагаться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса (программы модулей, мониторинги освоения ООП НОО и ООП ООО и др.)
I V . Порядок разработки и утверждения Рабочей программы
4.1. Порядок разработки и утверждения Рабочей программы определяется данным Положением.
4.2. Разработка и утверждение Рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и реализуется им самостоятельно.
Утверждение Рабочей программы предполагает следующие процедуры:
— предварительное рассмотрение на заседании школьного методического объединения (по вопросам соответствия структуры и содержания Программ установленным требованиям) не позднее 31 мая текущего года, решение ШМО оформляется протоколом;
— предварительное согласование с заместителями директора по УВР не позднее 31 мая текущего года;
— внутренняя экспертиза (по вопросам соответствия структуры и содержания программ установленным требованиям) – июнь-август текущего года;
— корректировка программ – август текущего года;
— рассмотрение на заседании школьного методического объединения учителей-предметников не позднее 31 августа текущего года, решение ШМО оформляется протоколом;
— обсуждение Рабочей программы и рекомендация к её утверждению и включению в перечень Программ, реализуемых в школе в очередном учебном году, оформляется протоколом Педагогического C овета МБОУ _____________ не позднее 31 августа текущего года;
— утверждение Рабочей программы приказом директором школы.
После утверждения руководителем образовательной организации Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в МБОУ _____________________.
4.3. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям данного Положения, члены экспертной группы накладывают резолюцию о необходимости её доработки с указанием замечаний и предложений по внесению изменений, конкретного срока исполнения. Доработанная Рабочая программа повторно представляется учителем на рассмотрение ШМО, заместителя директора по УВР, курирующего данного педагога.
4.4. Учитель-предметник может вносить изменения и дополнения в Рабочую программу по мере необходимости. Процедура внесения изменений и дополнений соответствует процедуре утверждения Рабочей программы.
4.5. Школа самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатывается Рабочая программа, но не более, чем на пять лет.
V . Делопроизводство. Оформление Рабочей программы
5.1. Рабочая программа входит в состав программно-методического комплекса по предмету и является разделом основной образовательной программы ОУ.
5.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложений.
5.5. Требования к структуре Рабочей программы едины для всех работающих в данной школе учителей.
5.6. Тематическое планирование по учебному предмету, курсу обновляется ежегодно.
VI . Контроль реализации Рабочей программы
6.1. Контроль реализации Рабочей программы, ее практической и теоретической частями осуществляется администрацией школы в соответствии с планом внутришкольного контроля.
6.2. В случае невыполнения Рабочей программы, по итогам проверки, учитель вносит необходимую корректировку в конце каждой четверти (полугодия).