какими профессиональными качествами должен обладать учитель начальных классов
Какими профессиональными качествами должен обладать учитель начальных классов
— филиал ГОУ ВО МО ГГТУ
Европейское качество образования
Преподавание в начальных классах
“ Преподавание в начальных классах ”
Дневное отделение, углубленный уровень подготовки
Преподавание в начальных классах
Срок обучения: 3 г. 10 мес.
Срок обучения: 2 г. 10 мес.
Область профессиональной деятельности выпускников:
— обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах;
— задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;
Учитель начальных классов готовится к следующим видам деятельности:
— Преподавание по программам начального общего образования.
— Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.
— Методическое обеспечение образовательного процесса.
Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей ).
Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности :
· Диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании
· Стипендия, дотация на питание, материальная помощь, социальная стипендия
· Бесплатно комплект учебников
· Юношам после 9 класса на время обучения предоставляется отсрочка от службы в армии
· Иногородним предоставляется общежитие
· Выпускникам оказывается содействие в трудоустройстве
На практике в школе
143500, г. Истра, Московская область, ул. 9 ой Гвардейской дивизии, 33а
приёмная директора 8 ( 495 ) 994-57-61
приёмная комиссия 8 (499) 955-25-20 доб. 472, 494.490
Каким должен быть учитель начальных классов?
Ключевые слова: педагог
« Роль педагога состоит в том,
чтобы открывать двери, а не в том,
чтобы проталкивать в них ученика»
Знакомство со школой для каждого ученика начинается со знакомства с его первым учителем. От того, как пройдет эта встреча, какими будут первые школьные годы, порой зависит и дальнейшее отношение к образовательному процессу в целом. Наша жизнь – это постоянное обучение, развитие и познание, поэтому так важно правильно заложить и сформировать основы этих умений, открыть дверь в мир знаний и привить желание учиться.
Именно поэтому на пороге учеников должен встречать компетентный педагог, профессионал своего дела, который при этом любит детей и готов вкладывать все свои силы и умения в развитие юных школьников. И название этой должности – педагог начальных классов.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире.
Современный учитель … Каким он должен быть?
Учитель XXI века это тот, кто умеет легко находить общий язык и уделять достаточно времени каждому ребёнку в решение его детских проблем, любить детей. Доброжелательность, чуткость и внимательность – одни из важных качеств начинающего педагога. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом и иметь чётко и грамотно поставленную речь, которую могут понять и дети, и взрослые. Быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. Уметь удерживать в центре внимания каждого ребёнка, уделять особое внимание в трудных и опасных ситуациях. Кроме того, учитель должен уметь сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку: тихому и вздорному, плохо пишущему и хорошо, медленному и быстрому и т.д. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Использовать на уроке современные технологии ( медиапрезентации, элементы игровых технологий ) для того, чтобы детям не было скучно на уроке.
Настоящий учитель – это человек, прежде всего, ответственный и понимающий свою ответственность, обладающий таким качеством, как стремление к творчеству.
Современный педагог должен уметь быть учителем не только на работе, но и во внерабочее время, находить время для беседы с каждым родителем.
Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей, быть всегда непредсказуем и интересен, потому что УЧИТЕЛЬ большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.
Учитель начальных классов – это призвание. Работать с детьми, быть для них проводником в мир знаний, быть массовиком-затейником и при этом образцом нравственности – это под силу не каждому педагогу старших классов.
Общие и специальные способности учителя начальных классов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Общие и специальные способности учителя начальных классов.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, учитель начальных классов должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. К специальным способностям учителя начальных классов можно отнести:
— способность видеть и чувствовать, понимает ли ребенок изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения для начального образования;
— способности по-разному излагать, доступным образом для учеников младшего возраста один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
— способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
— способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
— способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
— способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения в начальном звене информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;
— способность формировать у младшего школьника нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).
Особый класс специальных педагогических способностей учителя начальных классов составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:
— способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатиии);
— способность быть примером и образцом для подражания детей младшего школьного возраста в мыслях, чувствах и поступках;
— способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
— способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
— способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
— способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
— способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Среди специальных педагогических способностей учителя начальных классов есть и способность особого рода – способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, т.к. через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога начального образования является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Их применение особенно действенно в работе с младшими школьниками, они стимулируют успехи учащихся, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных с педагогической точки зрения поощрений.
— сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ребенка заслуживает поощрения;
— связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика;
— соотносится с достижением учеником определенных результатов;
— предполагает информирование ребенка о значимости достигнутых им результатов;
— развивает у ребенка умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов;
— сравнивает прошлые и настоящие достижения ребенка;
— соразмерно затраченным учеником усилиям;
— сопоставляет достигнутое ребенком с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов в будущем;
— воздействует на мотивационную сферу ребенка, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.;
— концентрирует внимание ребенка на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей;
— способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.
Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей младшего школьного возраста, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.
Чтобы добиться наиболее эффективной педагогической деятельности в своей области, учитель должен научиться воспитывать, формировать и всеми способами развивать в себе выделенные нами специальные педагогические способности.
Канн-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. – М.: 1987.
Р.С. Немов. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. М., ВЛАДОС, 2003.
Учитель начальных классов
Учитель начальных классов
Воспитатель, учитель, гувернер, няня
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя начальных классов связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Учитель начальных классов – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста.
Основная деятельность учителя начальных классов связана с организацией образовательного процесса в начальной школе.
К основным обязанностям работника относятся:
Личностные качества, необходимые для работы учителем начальных классов: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя начальных классов относятся:
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
Специалист в данной области должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста; методики преподавания учебных предметов начальной школы; особенности анатомии и физиологии младших школьников и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.
Учитель начальных классов должен уметь:
Учителя начальных классов востребованы в школах, лицеях и гимназиях. Они могут работать в детских садах, осуществляя подготовку детей к школе.
Учителя начальных классов, как правило, работают индивидуально. Они руководят классом в течение первых четырех лет обучения. Бóльшая часть рабочего дня проходит в помещении, в основном в положении стоя.
В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Образовательные организации высшего образования:
Перспективы карьерного роста специалистов в области начального образования связаны с повышением квалификации. Карьерный рост учителя начальных классов может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится заместителем директора образовательного учреждения. Учитель может со временем открыть частную школу, став индивидуальным предпринимателем.
Статья «Профессиограмма учителя начальных классов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Должностные обязанности (функции):
планирование учебной и воспитательной работы;
обучение и воспитание младших школьников с учетом специфики преподаваемых предметов в начальной школе и возраста обучающихся;
содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры;
обеспечение режима соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности в образовательном процессе.
Цели и задачи деятельности учителя:
учитель должен знать свой предмет, смысл учебного процесса, методику обучения, психологию своих учеников и видение документации учебного процесса;
точно определять цели и задачи своей деятельности;
составлять обоснованные планы работы и нормировать основы своей деятельности;
эффективно использовать свои знания и навыки;
выбрать эффективные методы обучения и воспитания;
целенаправленно заниматься самообразованием;
владеть высокой культурой речи;
воздействовать на учеников и на основе равенства управлять действиями своих учеников, направлять их к достижению цели образования;
осуществлять систему учета, контроля и самоконтроля;
вести эффективную работу с родителями учеников;
интересно организовать творчество и отдых учеников;
постоянно обмениваться опытом со своими коллегами;
Деятельность учителя многогранна. Главное в ней – целесообразность действий учителя. А это тесно связано с действиями учеников в школе. Успешность деятельности учителя возможна лишь при условии умения правильно организовать свое педагогическое самовоспитание.
2.Требования к уровню образования.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В её составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню профессиональной подготовленности специалиста, учитель начальных классов должен знать:
педагогику, дидактику, методику преподавания;
физиологические и возрастные особенности психического развития младшего школьника;
образовательный стандарт по уровню образования;
содержание учебных программ по учебным предметам;
принципы и виды планирования учебной и воспитательной работы;
содержание и формы организации учебных занятий и воспитательной работы с учащимися;
требования к оценке результатов учебной деятельности учащихся;
нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы;
санитарно-гигиенические требования к учебной нагрузке, организации образовательного процесса и внеурочных занятий, учебным помещениям;
правила безопасного поведения на занятиях.
проектировать образовательный процесс;
ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста;
организовывать и проводить разнообразные по форме учебные занятия и воспитательные мероприятия;
осуществлять контроль, оценку и учет учебной деятельности учащихся;
организовывать режим учебных занятий и отдыха учащихся;
определять склонности, интересы учащихся и вовлекать их в различные виды деятельности;
проводить просветительскую работу и профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни;
проводить работу с родителями учеников;
работать с учебниками, методической литературой и другими источниками информации;
оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня специалиста.
Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей.
3.Требования к качествам личности
Личность учителя является стержневым фактором педагогической деятельности, потому что самореализация личности учителя, направленная на психическое развитие ученика, и есть основное содержание. Вместе с тем у всякого труда имеется результат, в учительском труде это обученность и воспитанность школьников.
Чтобы достигнуть успеха в работе учителя, необходимы высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе:
склонность к работе с детьми;
высокая степень личной ответственности;
самоконтроль и уравновешенность;
доброжелательное отношение к людям
интерес и уважение к другому человеку;
стремление к самопознанию и саморазвитию;
находчивость и разносторонность;
требовательность к себе и другим;
хорошо развитая долговременная память.
Профессионально важные качества:
высокий интеллектуальный уровень;
преподавательские и ораторские способности;
устойчивый интерес к работе с детьми;
коммуникативные и организаторские способности;
толерантность к многочисленным контактам,
высокий уровень концентрации и распределения внимания;
отзывчивость, наблюдательность и внимательность;
любовь и уважительное отношение к детям;
умение видеть мир глазами ребенка;
грамотная, выразительная речь;
Учитель начальных классов должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, постоянно стремиться к творческой педагогической деятельности и непрерывному совершенствованию своих нравственных качеств, педагогических способностей и педагогического мастерства.
4.Требования к здоровью
Учитель начальных классов должен обладать способностью к сосредоточению, устойчивым вниманием, четким зрительным восприятием, оперативной и моторной памятью; учителю необходимы устойчивая нервная система, умение контролировать свое поведение и эмоции.
Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем; устойчивые нарушения зрения, слуха и речи; хронические инфекционные кожно-венерические заболевания; вредные привычки.
Режим и ритм труда (ТРУДОВОЙ ДОГОВОР).
Учебная нагрузка определяется с учетом преемственности классов; замещение временно отсутствующих учителей осуществляется работником по письменному распоряжению администрации работодателя в дополнение к основной учебной нагрузке работника в объеме не более 24 часов в неделю. Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем работника. В эти периоды работник привлекается работодателем к педагогической, организационной и методической работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки работника до начала каникул. График работы работника в каникулы утверждается приказом работодателя. Выходной день воскресенье; в летний период работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в установленном порядке. Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год, а также отзыв из отпуска допускается только с согласия работника.
Работник несет ответственность в соответствии с законодательством:
-за невыполнение или нарушение условий и обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором;
-за ущерб, причиненный работодателю виновными действиями (бездействием) работника;
Дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая и уголовная ответственность c торон определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.