каким образом проявляется артистизм учителя

Педагогический артистизм как компонент профессионального мастерства воспитателя детского сада

каким образом проявляется артистизм учителя. 5ef78721c984691ee3be18ac9ab79d47. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-5ef78721c984691ee3be18ac9ab79d47. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка 5ef78721c984691ee3be18ac9ab79d47. Идрисова Люция
Педагогический артистизм как компонент профессионального мастерства воспитателя детского сада

На современном этапе развития педагогики все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при том педагогический артистизм.

Педагогический артистизм – одно из главных качеств воспитателя и проявляется по мере накопления профессионального опыта и оказывает эмоциональное воздействие на ребенка, находит отклик в его душе, заставляет думать, сопереживать, творчески мыслить.

Человека с качествами артиста дети слушают более внимательно и увлеченно, чем человека, ими не обладающего.

Артистизм – это своеобразие личности педагога, способность перевоплощаться, обаяние, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, особенности психики и нервной системы.

Воспитатель в широком смысле слова – это мастер своего дела, искусник, как артист на сцене. Артистичный воспитатель подберет особые формы своего отношения к материалу, который преподносится детям, выведет детей на игру, эмоциональный отклик. Импровизированная речь и поведение воспитателя сильно воздействуют на ребенка, на его характер, манеры поведения и поднимают авторитет самого воспитателя.

Педагогический артистизм проявляется в ежедневном общении с детьми, в построении занятия и в его проведении, в играх и беседах с детьми и родителями. Работа педагога – это творческий процесс, только чуткий, тактичный и талантливый педагог может владеть детским коллективом.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890352. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890352. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890352.

Педагогический артистизм воспитателей эффективно воплощается в деятельность, благодаря: развитию творческого потенциала педагогов детского сада; сотворчества воспитателя и воспитанника; развитию коммуникативных умений посредством педагогического артистизма.

Профессия педагога дошкольного учреждения имеет много общего с профессией актера. На каждом занятии наш педагог стоит перед дошкольниками, как на сцене, и его слушают и смотрят на него. Владение актерскими приемами оказывает для нас помощь не только в учебно-воспитательном процессе, но и позволяет избегать нервных срывов, овладевать педагогическим мастерством, достигая высот в своей творческой деятельности.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890421. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890421. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890421.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890472. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890472. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890472. каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890499. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890499. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890499.

Лично я горжусь тем, что принадлежу к представителю данной профессии и считаю, что данную профессию могут избирать лишь люди, обладающие большим состраданием, терпимостью, любовью к детям. Работа воспитателя требует колоссальной отдачи: приходится пропускать через собственное сознание многие ситуации. А когда чувствуешь отдачу от детей, становится просто радостно на душе.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,

Используя свою фантазию и творчество, мы дарим детям сказки и веселые игры. Работая воспитателем, мы перевоплощаемся каждый день – в зайчика, лисичку, Снегурочку и снеговика, всего не перечесть.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890567. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890567. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890567. каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890843. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890843. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890843. каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890597. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890597. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890597. каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890623. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890623. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890623. каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890658. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890658. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890658. каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890690. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890690. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890690. каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890719. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890719. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890719.

Педагог – личность, обладающая суммой знаний, опытом, способностью

обучать воспитывать и развивать.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 1423761 1606890747. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 1423761 1606890747. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 1423761 1606890747.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 30653 1424963182. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 30653 1424963182. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 30653 1424963182.Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 246254 1431362230. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 246254 1431362230. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 246254 1431362230.Фотоотчёт. Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» 2015 г. Уважаемые коллеги, в апреле месяце мне довелось быть в роли зрителя на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 192666 1574107487. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 192666 1574107487. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 192666 1574107487.Фотоотчёт о подготовке воспитателя детского сада, к празднику осени Всю осень в дошкольных учреждениях проходят выставки осенних поделок, праздники урожая, и конечно подготовка к празднику посвящённому прекрасному.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 30653 1431358570. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 30653 1431358570. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 30653 1431358570.Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель детского сада 2015» Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель детского сада 2015» Прошедший апрель месяц в нашем детском саду был очень плодотворным:.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 214145 1462211882. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 214145 1462211882. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 214145 1462211882.Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 388271 1488017481. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 388271 1488017481. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 388271 1488017481.Совместное творчество воспитателя и детей «Корзина роз для сотрудников детского сада» Сегодня я хочу поделиться с вами совместной работой воспитателя и детей подготовительной группы «Фиксики» в создании поздравительного плаката.

каким образом проявляется артистизм учителя. detsad 492721 1588806639. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-detsad 492721 1588806639. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка detsad 492721 1588806639.Фотозарисовка «Размышления воспитателя детского сада или жизнь в самоизоляции» Уже четыре месяца, как я осталась без работы и второй месяц самоизоляции. Чувствую, что до лета работы так и не будет. Не знаю почему,.

Источник

Педагогический артистизм в рамках профессионального стандарта

каким образом проявляется артистизм учителя. 74f835f00799030a2124b84384c89504. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-74f835f00799030a2124b84384c89504. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка 74f835f00799030a2124b84384c89504. Светлана Травина
Педагогический артистизм в рамках профессионального стандарта

«Педагогический артистизм в рамках профессионального стандарта«

музыкального руководителя Травиной Светланы Анатольевны

МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»

Ак вы думаете, каждый педагог должен быть артистом?

А почему воспитатель должен быть артистом?

Артист, в широком смысле этого слова, это мастер дела, виртуоз, искусник.

Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высокий уровень совершенства в работе воспитателя, когда занятия поднимаются на желанную духовную высоту.

Константин Сергеевич Станиславский выделал три периода в работе над содержанием занятия воспитателя и ролью актёра.

1 период: репетиционный – у актёра, предшествующий занятию у воспитателя. Этот период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях создаётся образ: героя – у актёра, занятия – у педагога;

2 период: технический – когда, разумно, расчётливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону. Актёр закрепляет, «обкатывает» роль, воспитатель репетирует занятие, уточняет его замысел, фиксирует его ход, составляет план;

3 период: воплощение творческого замысла – работа актёра на спектакле, воспитателя в аудитории.

В структуре педагогического артистизмавыделяются две стороны:

1 сторона – внутренний артистизм – культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние и эмоциональность, игра воображения, самообладание в условиях публичности;

А сейчас я предлагаю вам продемонстрировать свои артистические данные с помощью предложенных заданий. Каждой команде я предлагаю сценарий выступления. На подготовку даю 2 минуты.

Команда №1 представляет нам Сказку с использование перчаточного театра «Поссорились – помирились».

Поссорились-помирились (4 участника).

Действующие лица: Рассказчик, Лисичка, 1-ый Плюндрик, 2-ой Плюндрик.

Рассказчик: Жили-были два Плюндрика. Встретились они на полянке, и один другому говорит.

1-ый Плюндрик: Здравствуй, Плюндрик! Как живёшь? Песни весело поёшь?

2-ой Плюндрик: Да, пою! Люблю я петь,

Люблю носиком вертеть.

Хочешь, будем вместе петь?

Вместе носиком вертеть.

1. Плюндрики (поют, прижавшись друг к другу щеками) ля-ля-ля!

2-ой Плюндрик: Что-то ты плохо поёшь!

1-й Плюндрик: Я плохо пою? Это ты плохо поёшь!

Рассказчик: Поссорились Плюндрики и обиделись друг на друга.

2. В центре появляется Лиса.

Лиса: Кто кого обидел первый?

1-й Плюндрик: Он меня!

2-й Плюндрик: Нет, он меня!

Лиса: Кто кого ударил первый?

1-й Плюндрик: Он меня!

2-й Плюндрик: Нет, он меня!

Лиса: Вы же раньше так дружили!

3. Плюндрики качают головой и пододвигаются ближе друг к другу.

Лиса: Что же вы не поделили?

2-й: И я забыл! Плюндрики обнимаются.

Рассказчик: Вот и помирились Плюндрики. Спасибо лисичке!

Лисичка: А теперь я вас приглашаю к столу. Кто спешит к столу присесть?

Лисичка: Кто спешит варенье съесть?

Лисичка: Кто будет посуду мыть?

Куклы: Мыть посуду я не буду, почему всё «я» да «я»!

Лисичка (строго): Кто не будет мыть посуду?

Куклы: Буду! Буду! Буду! Буду!

Куклы танцуют под весёлую музыку.

Команда №2 представляет инсценировку песни «В траве сидел кузнечик».

Так как у нас год кино обратим внимание на картину «Опять двойка» и оживим её. Команда №3 прошу вас.

Сценка по картине «Опять двойка» (6 участников).

Рассказчик: Стоял прекрасный апрельский денёк, но пора было возвращаться.Дома были все: и мама, и старшая сестра, и младший брат Тимофей и даже собака Дружок. Настроение в конец испортилось. Серёжа виновато опустил голову и горько вздохнул. Сестра ехидно смотрела на рваный портфель брата. Тишину нарушил стук часов на стене и весёлое гавканье Жучки.

Человек с хлопушкой: Педагогическая трагедия. Сцена первая. Дубль первый.

Мама: Здравствуй, сынок! Что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?

Серёжа: Мне, сестрёнка, уже не поможешь! Почему я такой? Ничего не понимаю!

Младший брат: Ты мой самый любимый брат! Что у тебя стряслось?

Серёжа: Я опять двойку получил!

Мама: Ну, что мне с тобой делать? У тебя уже столько плохих оценок, а тебе всё равно.

Рассказчик: Тишина. Мама в ужасе. Сестра глядит на брата и улыбается.Тот печально и молча глядит в пол:

Серёжа: Прости мамочка. Я не хотел.

Рассказчик: Мама в ужасе смотрит на сына. Она очень взволнованна.

Человек с хлопушкой: Оптимистическая трагедия. Сцена первая. Дубль второй.

Мама: Здравствуй, сынок! Что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?

Серёжа: Мне, сестрёнка, уже не поможешь! Почему я такой? Ничего не понимаю!

Младший брат: Ты мой самый любимый брат! Что у тебя стряслось?

Серёжа: Я опять двойку получил!

Мама: Ну, что мне с тобой делать? У тебя уже столько плохих оценок, а тебе всё равно.

Рассказчик: Тишина. Мама в восторге. Сестра глядит на брата и улыбается.Тот радостно и молча глядит в пол:

Серёжа: Прости мамочка. Я не хотел.

Рассказчик: Мама радостно смотрит на сына. Она очень счастлива.

Все команды успешно справились с заданиями и показали высокий уровень артистизма.

Вашему вниманию ребус.

Если мы применяем разные формы работы в сочетании с личностными качествами педагога, что мы можем получить в результате?

Своёвыступление хочу закончить словами Генри Форда:

Собраться вместе есть начало.

Держаться вместе есть прогресс.

Работать вместе есть УСПЕХ!

Прикреплённые файлы:

Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта? Доклад на тему: «Что должно измениться в работе педагога дошкольного образо-вания с введением федерального образовательного стандарта?.

Модель профессионального развития педагога МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Моя деятельность представляет собой культуру поддержки и помощи ребенку-дошкольнику в образовательном.

Педагогический проект в старшей группе «Папа, мама, я — читающая семья!» в рамках тематической недели «Книги» Актуальность проекта Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки.

Педагогический совет «Преемственность школы и детского сада в рамках ФГОС» ГБОУ Школа 438 дошкольное отделение №4 Педагогический совет Тема: «Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации.

План профессионального самообразования педагога План профессионального самообразования педагога 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 130. Воспитатель: Меркушова.

Работа с семьёй ДОУ в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Текст гимна к открытию профессионального конкурса «Педагогический олимп» 1. Конкурсов старт. Час торжества. И бесконечность путь К высоте мастерства… Много дорог Уже вы прошли. Мы пожелаем вам Покорить Олимп.

Источник

Каким образом проявляется артистизм учителя

каким образом проявляется артистизм учителя. lazy placeholder. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-lazy placeholder. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка lazy placeholder.

Человека в школе, колледже или университете обучают достаточное количество педагогов. Некоторые «западают» в душу, их хочется слушать и ходить к ним на занятия. Другие же не могут «зажечь» перед учениками, на них не обращают внимания, позволяют некрасивые выходки.

Педагог, по-настоящему влюбленный в то, что он делает, настоящий артист. Каждый его урок – это мини-спектакль со своей интригой и главными героями. Артистичный учитель владеет своими подопечными, как марионетками, а они об этом даже не догадываются. Проявление артистизма педагога еще можно увидеть и в работе с коллегами, когда при помощи только лишь эмоции можно заставить другого человека поступать именно так, а не иначе. Как научиться артистичности?

Как понимать выражение «артистизм педагога»?

Педагогический артистизм – это открытость преподавателя, его умение думать, говорить и делать одно и то же. Такой учитель может заразить других своими эмоциями и переживаниями. Как выражается это качество:

каким образом проявляется артистизм учителя. lazy placeholder. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-lazy placeholder. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка lazy placeholder.

Как помогает педагогу его творческая индивидуальность при работе со слушателями?

Преподаватель должен не только давать знания своим ученикам, но и психологически на них воздействовать. Если процесс обучения вызывает еще и настоящие эмоции, то полученная информация быстрее запоминается, а также оказывается воспитательный эффект. В такой ситуации учитель становится моделью поведения, ему хочется подражать. Педагогический процесс – это не сложное занятие, а интересное действие, где нет места плохому настроению и неудовлетворительным оценкам.

Творческий учитель – это интересный человек, которому небезразлична судьба своих подопечных. Уроки или занятия у него – полная импровизация, свобода творчества в рамках темы и учащихся. Такой педагог позволяет слушателям раскрыть их потенциал, наводит их на рефлексию, видит личностный потенциал каждого. Учитель становится режиссером, который раскрывает актерские качества у своих подопечных. Артистизм педагога во многом связан с такой отраслью актерской науки, как театральная педагогика.

Теоретические основы педагогики, основанной на артистизме преподавателя

Артистизм в педагогике – это не что иное, как театральная педагогика, которая представляет собой систему образования, протекающую в условиях игры, погружения в образ. Задача такого направления – не только научить человека, но и воспитать в нем нравственные, морально-этические, патриотические качества. Ученик становится Человеком с большой буквы.

Принципы театральной педагогики

Это педагогическое направление описано во многих книгах и даже изучается на психологических тренингах. Основным принципом считается принцип целостности, который учитывается при составлении заданий и упражнений учащихся.

Уроки – это взаимосвязанные кирпичики, из которых можно построить огромный храм знаний. Принцип инициации – это свобода творчества и самовыражения учителя и учащихся.

каким образом проявляется артистизм учителя. lazy placeholder. каким образом проявляется артистизм учителя фото. каким образом проявляется артистизм учителя-lazy placeholder. картинка каким образом проявляется артистизм учителя. картинка lazy placeholder.

Приемы театральной педагогики на уроке

Важно: артистичная педагогика позволяет воспитать разностороннего человека.

Характеристика педагогического артистизма

Понятие артистизма уже включает в себя его следующие характеристики:

Важно: Артистизм в структуре личности педагога проявляется в виде множества психологических характеристик: эмпатия, воображение, самоконтроль и т. д.

Вывод

Каким образом проявляется артистизм учителя? Приемов и техник достаточное количество, научиться владеть ими – дело непростое, но подъемное для преподавателя, которому не безразлично качество педагогического процесса.

Источник

Артистизм и стильность учителя

А.П.Чехов говорил А.М.Горькому: “Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!” Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие “артист” распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то математика или биология, история или география – преподавались как искусство.

Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию? Есть учителя, которые принципиально избегают артистизма, потому что считают, что школа не театр, урок не спектакль, учитель не артист. Но есть и другие наставники молодых педагогов, которые на вопрос: “Нужен ли учителю артистизм?”, отвечают: “Артистизм не излишество, нет. Он жизненно необходим. Нужно лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление, выделиться среди окружающих, поэффектнее смотреться”. [1]

Артист в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в своей работе. Без него ребята на уроке не смогут подняться на желаемую духовную высоту.

У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно-классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.

Каковы же компоненты артистизма учителя? Что помогает ему повести детей за собой, вместе с ним искать научную истину, переживать радость открытия окружающего мира?

Учитель – открыватель мира для детей. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель-артист живет любознательностью, познанием “тайн”, удивлением, чувством нового, сомнением.

Эрудиция учителю нужна до чрезвычайности. Учитель артист умеет найти единственно верное, точное педагогическое решение. Иные люди располагают большими знаниями, впитывают в себя лавины информации. Много читая, воспринимая постоянно телепередачи, они осваивают монбланы фактов и мыслей. Но когда слушаешь их, наблюдаешь за ними, то впечатление такое, что внутри у них груды разбросанного материала. Вчера узнанное оказывается погребенным под нынче узнанным. Напротив, когда видишь человека, у которого любое знание идет к делу, испытываешь к нему чувство восхищения.

Учителю необходимо быть эрудированным. Каждое слово должно произноситься к месту в цепочке событий, каждая цифра сообщаться тогда, когда она уместна. Необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, все время думать, творить, чтобы сообщать факты, произносить слова, делать выводы.

Есть такие учителя, которые умны, образованны, порядочны, но не вызывают чувства человеческого братства, духовного единения. Они больше любят свой предмет, чем учеников, чем людей вообще. Как бы отъединенность от учеников, обходительная недоступность, держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния.

В чем же великая тайна обаяния?

Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее воздействие на своих учеников. Он держал в плену своих собеседников, обладал какой-то магической силой. Имя этой силы – обаяние, то есть способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Обаятельный – это значит очаровательный, умеющий вести за собой, побуждающий окружающих к преображению. Необходим синтез обаяния и духовности.

В обаянии проявляется внутренняя красота человека, его самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на действительность. Именно внутренние достоинства способны облагородить внешние качества человека, придать притягательность даже некрасивой внешности.

Основа значительного обаяния – искренность. Отсюда – доверие ученика. В речи не должно быть ни лжи, ни фальши. Учителю необходимо развивать в себе способность управлять своими чувствами, оставаясь искренним. Жить на уроке мужественно и честно. К примеру, входить в класс нужно так, как идет данному учителю. Искусственная наигранность смешит учеников. Нужна не игра страсти, а сдержанное внутреннее сопереживание сути события. Обаятельный учитель – это человек духа, он весь живет учениками.

Но педагогическое обаяние невозможно без идейной зрелости: учитель знает, чего он хочет от учеников сегодня, завтра и в будущем. Ученик попадает к учителю под хорошую власть: он не подчиняется учителю, а становится самим собой под его влиянием, то есть личностью.

Учитель – артист самобытен. У него яркая определенность в своем “я”. У такого учителя всегда есть находки – психологические, педагогические, методические и другие. Он включает их в содержание урока, дает личностную оценку излагаемым событиям.

Общение с учениками – творчество. Учитель заранее определяет замысел урока и программирует его, но реальная встреча с учениками опрокидывает прогнозы учителя, вносит коррективы в план. Учитель-артист всегда импровизатор, всегда раскован. Школьников всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство. За уровнем профессиональной подготовки стоят годы внутренней душевной подготовки. В занятия с учениками вкладывается все содержание прожитой жизни.

Современный школьник более чуток к эстетике слов. Слушая радио, читая газеты, журналы, книги, следя за телепередачами, ребята многосторонне знакомятся с красотой слова. У них есть уверенность в том, или надежда на то, что каждый учитель – преподает ли он математику, литературу, физику или историю – должен уметь “глаголом жечь сердца людей”, чтобы его слово несло оттенок художественности, было выразительным и неистертым.

Школьники переживают и понимают эстетику науки, предмета, урока, выступления, когда учитель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников и учебных пособий, совмещая в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно. [1]

Образная речь строга, научна, но наука в ней выступает в увлекательной форме, свободной от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного языка. Эта речь эмоциональна, индивидуальна.

На образность речи огромное влияние оказывает способность учителя к ясному произношению. Речь учителя не должна быть торопливой. Школьники всегда обращают внимание на дикцию учителя, ее четкость, ясность, благозвучие, мелодичность.

Главная выразительная сторона голоса – интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т.п.

Итак, на образность речи учителя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков, богатство интонаций.

Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность, артистизм.

Учитель – артист умеет и “ступить”, и “молвить”. Он надежен личностной, персональной запоминаемостью, пластикой поведения. Пластика – это язык телодвижений, выразительность тела, владения им.

А.С.Макаренко отмечал пластическую культуру как органический элемент педагогических способностей. По его убеждению учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты. Это достигается самовоспитанием. Но хорошо бы в будущем преподавать пластическую культуру в вузах, об этом мечтал А.С.Макаренко. [1]

Учителю необходимо учиться и не стесняться выражать свое отношение, переживание, настроение к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. “Внутренний аппарат чувств” равен “телесному аппарату”. Это необходимое условие творческой работы.

Учитель – это стиль

Составными компонентами артистизма учителя являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества оказывают огромное влияние на формирование личности учителя, а личность учителя определяет его индивидуальный стиль.

Индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных проявлений учителя как личности, человека и профессионала.

Стильный учитель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он – личность с ярко выраженным артистизмом.

Индивидуальный стиль учителя, его личностное “я” можно определить несколькими штрихами:

1) ясность поведения

Учитель не может быть загадочным сфинксом. Прямодушие, бесхитростность, искренность, четкость поступков и побуждений – вот критерии ясности поведения. Обе реальности жизни учителя – повседневная (за пределами школы) и образцовая (на глазах учеников) – должны составлять неразделимое целое.

2) благородная простота

Одинаково проникновенное внимание ко всем людям, независимо от возраста, общественного положения, интеллектуальных и нравственных качеств, исключающие обытовление слов и поступков. Ни тени фальши, лицемерия, жеманства, манерничанья. Во всем естественность и скромность. Это – умная простота.

3) мужественная сдержанность

Это – неспособность нагнетать конфликтные ситуации, бить тревогу по пустякам… Это – выдержка, терпение, самообладание, душевная собранность, умение сначала разобраться во всем, а потом принимать решения. Хотя вспышки горячности возможны в процессе творческой работы.

Пренебрежение учителя к пустословию, нравоучительной риторике. Речь учителя должна быть четкой, ясной, понятной, уверенной. “Задать умный вопрос – великое дело”, “история – учительница жизни”, такие высказывания запоминаются быстро и надолго. У учителя на уроке или хотя бы в процессе обучения должна присутствовать мысль (фраза), которую ученики схватывают сразу и надолго. Это все можно отнести и к похвале. Похвала должна запоминаться.

Итак, артистизм, эстетические черты стиля жизни и деятельности, присущие учителю – это черты подлинных людей, независимо от их профессии. Но в учителе они сфокусированы, напряжены, интенсивны.

Раскрытые выше типологические качества, определяющие артистизм и стильность учителя, просто необходимы. В идеале каждый учитель должен быть таким. Нужно развивать данные качества, так как учитель формирует способность мироощущения, мировосприятия, мироосмысления. От учителя ребята получают тот заряд идей, взглядов, понятий, решения проблем, который закладывается в отношении личность человек, в формировании мировоззрения.

“Ученики будут понимать по тому, что они видят, чувствуют, чему они верят”.

1. Гончарова Т.И., Гончарова И.Ф. Когда учитель властитель дум. М., Просвещение, 1991 г.
2. Демакова И.Д. Должность или призвание. М., Просвещение, 1991 г.
3. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988 г.
4. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение, 1990 г.
5. Журнал “Преподавание истории в школе” № 4 1994 г. Шиян О.М., Шиян Л.К. Педагогическая импровизация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *