какие экзамены нужно сдавать для поступления в педагогический институт на учителя информатики
Какие предметы ЕГЭ надо сдавать, чтобы поступить в педагогический
Содержание статьи
Предметы ЕГЭ, необходимые для поступления на педагога
Обязательные для всех
Правила приема в вузы могут различаться — и в разных учебных заведениях набор предметов, необходимых для поступления на одну и ту же специальность, может варьироваться. Однако лишь в определенных пределах: перечень вступительных испытаний для абитуриентов определяется специальным приказом Минобрнауки, в котором для каждого направления подготовки прописано минимум два «обязательных» предмета — они будут едины для всех вузов страны.
В соответствии с этим документом, абитуриенты, желающие получить педагогическое образование, в обязательном порядке должны сдавать:
Экзамены по специальности
Третий экзамен зависит от специализации будущего учителя. Для «предметников» он, как правило, совпадает с направлением подготовки — так, будущие преподаватели биологии должны представить результаты ЕГЭ по биологии, географы — по географии и т.д. Те, кто по окончании вуза получат право преподавать ОБЖ или технологии, должны сдать профильную математику. Для будущих учителей начальных классов третьим экзаменом также является математика.
Практически во всех педуниверситетах обучение педагогов ведется по направлениям «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Во втором случае выпускника готовят к преподаванию двух предметов сразу. Причем сочетания могут быть самыми разными — не только «классические» тандемы «русский язык и литература» или «история и обществознание», но и, например:
В таких случаях третий экзамен как правило назначается в соответствии с основным направлением (тот предмет, который значится в названии специальности первым).
Особый разговор — о тех, кто поступает на направления, связанные с творчеством (изобразительное искусство, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство). Они предоставляют в приемную комиссию результаты по обязательным для всех обществознанию и русскому — а кроме этого проходят дополнительные испытания на базе вуза, направленность которых соответствует профилю подготовки. Аналогичная ситуация — и с теми, кто поступает на факультеты физкультуры и спорта, им придется подтвердить уровень своей физподготовки, пройдя проверку на базе вуза.
Какие ЕГЭ нужны на психолого-педагогические направления
Педагогические вузы готовят не только учителей-предметников. Популярны и специальности, относящиеся к психолого-педагогическим (социальный педагог, психолог, специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями). Педагоги, работающие с маленькими детьми в учреждениях дошкольного образования, также относятся к этой группе.
В большинстве случаев для поступления на эти специальности надо сдавать русский, биологию и обществознание. Биология для психологов является крайне важной — и именно она в данном случае считается профильной. А вот вместо ЕГЭ по обществознанию в некоторых вузах могут включить в программу вступительных испытаний математику или иностранный язык (приказ Минобрнауки допускает такие варианты).
Другие специальности, по которым готовят в педагогических университетах
Основная задача педагогических вузов — готовить кадры для нужд образования. При этом, поскольку школам нужны преподаватели-предметники всех направлений, в «среднестатистическом» педуниверситете есть и филологические, и физические, и биологические, и математические факультеты — на любой вкус. При этом в большинстве случаев только педагогическим образованием дело не ограничивается, и наряду с будущими учителями педвузы набирают абитуриентов и на другие востребованные специальности, например:
Набор предметов, требующийся для поступления, в таких случаях зависит от специальности — и обществознание, обязательное для будущих учителей любого профиля, далеко не всегда входит в программу вступительных испытания. Однако как правило бюджетных мест на таких «непрофильных» для вуза направлениях меньше, чем на педагогические специальностях.
Проходные баллы в педагогические вузы
Проходные баллы на бюджет в педагогические университеты зависят как от уровня вуза, так и от специальности. Если говорить о «средних» показателях, позволяющих учиться за госсчет — то абитуриенты, набравшие по сумме трех экзаменов 160-180 баллов, в большинстве случаев могут рассчитывать на успех. И даже в лучших вузах этого направления минимальный проходной балл на педагогические направления редко превышает 220-230. Самые высокие баллы как правило требуются на специальности, связанные с иностранным языком.
Информатика
О программе
ПРИЕМ НА БАКАЛАВРИАТ 2021
44.03.01 Педагогическое образование
Начало учебного года:
14 человек на место
Количество бюджетных мест
Количество внебюджетных мест
из 15 бюджетных мест.
Стоимость обучения за семестр
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
| |||||||
1. |
| ||||||
2. |
| ||||||
3. |
|
* — Минимальный балл — это балл необходимый для участия в конкурсе.
ОСОБЕННОСТИ И ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ
Приглашенные зарубежные учёные
Дополнительное образование
Стажировки
Элективные курсы
Профессиональное развитие
Стипендия
Обучение современным языкам программирования
ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Карташова Людмила Игоревна
кандидат педагогических наук, доцент
Григорьев Сергей Георгиевич
член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор
Левченко Ирина Витальевна
доктор педагогических наук, профессор
Садыкова Альбина Рифовна
доктор педагогических наук, доцент
Вострокнутов Игорь Евгеньевич
доктор педагогических наук, профессор
Моисеев Виктор Петрович
кандидат технических наук, доцент
Абушкин Дмитрий Борисович
кандидат педагогических наук
Кондратьева Виктория Александровна
кандидат физико-математических наук
Григорьева Марина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Карташова Людмила Игоревна
кандидат педагогических наук, доцент
Общий стаж: 15 лет
Научно-преподавательский стаж: 15 лет
Педагог, исследователь, специалист в области методики обучения информатике в школе, руководитель научно-исследовательских работ и образовательных проектов в области обучения информатике. Автор научных публикаций по теории и методике обучения информатике в школе. Соавтор монографий и учебно-методических пособий по теории и методике обучения информатике в школе для студентов. Участник научно-практических конференций, форумов, в том числе международных.
Григорьев Сергей Георгиевич
член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор
Общий стаж: 50 лет
Научно-преподавательский стаж: 34 года
Педагог, исследователь. Выполнял исследования и разработки в области теории программирования, искусственного интеллекта, методики обучения информатики, информатизации образования, робототехники. Автор более 350 статей, монографий, учебников и методических пособий. Является руководителем и разработчиком международных и российских научных проектов.
Левченко Ирина Витальевна
доктор педагогических наук, профессор
Общий стаж: 36 лет
Научно-преподавательский стаж: 22 года
Педагог, исследователь, специалист в области методики обучения информатике в школе, руководитель научно-исследовательских работ и образовательных проектов в области обучения информатике, автор учебных пособий по теории и методике обучения информатике в школе для студентов и по информатике для школьников.
Садыкова Альбина Рифовна
доктор педагогических наук, доцент
Общий стаж: 31 год
Научно-преподавательский стаж: 21 год
Педагог, исследователь, специалист в области методологии и методов научного исследования, математике, численных методов, руководитель научно-исследовательских работ и образовательных проектов в области обучения информатике, автор учебных пособий по высшей математике, численным методам, математической обработке информации для студентов.
Вострокнутов Игорь Евгеньевич
доктор педагогических наук, профессор
Общий стаж: 35 лет
Научно-преподавательский стаж: 30 лет
Педагог, исследователь, специалист в области информатики, теории и методики обучения информатике, информатизации образования, программирования, проектирования и создания автоматизированных информационных систем, компьютерного моделирования, руководитель научно исследовательских работ и образовательных проектов в области обучения информатике, дополнительного обучения школьников программированию, применения современных научных и графических калькуляторов в обучении информатике, математике, физике, автор учебных и методических пособий по обучению программированию для студентов, по обучению школьников информатике, математике, физике с использованием информационных технологий.
Моисеев Виктор Петрович
кандидат технических наук, доцент
Общий стаж: 52 года
Научно-преподавательский стаж: 36 лет
Педагог, исследователь, специалист в области информатики, теории и методики обучения, программирования, исследования операций, проектирования и создания информационных систем, руководитель научно исследовательских работ и образовательных проектов в области обучения информатике, автор учебных и методический пособий по обучению программированию, методам оптимизации, проектированию информационных систем для студентов.
Абушкин Дмитрий Борисович
кандидат педагогических наук
Общий стаж: 21 год
Научно-преподавательский стаж: 21 год
Педагог, исследователь, специалист в области методики обучения информатики, информатики, образовательной робототехники, автор учебно-методических пособий по информатике и образовательной робототехнике.
Кондратьева Виктория Александровна
кандидат физико-математических наук
Общий стаж: 21 год
Научно-преподавательский стаж: 21 год
Педагог, исследователь, специалист в области исследования операций, теории игр, методов оптимизации, искусственного интеллекта, методов математической обработки информации и программирования, руководитель научно-исследовательских работ и образовательных проектов в области обучения информатике, автор учебных пособий по программированию для студентов.
Григорьева Марина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Общий стаж: 29 лет
Научно-преподавательский стаж: 28 лет
Педагог, исследователь, специалист в области теории и методики обучения информатики. Автор работ в области применения мобильных устройств в обучении информатике. Автор методического пособия по обучению робототехнике. Разработчик методики подготовки учителей и студентов педагогических вузов к профессиональной диагностике.
КАКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?
Студенты получают интенсивную подготовку в области изучения английского языка в течение 3-х лет, что позволяет освоить язык на профессиональном уровне. Дополнительно учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать существенную часть предметов
учебного плана, развивающих личностные и профессиональные качества
Основы программирования робототехнических конструкторов
Основы проектирования баз данных учебного назначения
Телекоммуникационные сети и Интернет-технологии
Как стать учителем информатики?
Вами накоплен большой опыт в области информационных технологий и хочется поделиться своими знаниями с учащимися, развить у школьников интерес к информатике, научить детей грамотно пользоваться программными и аппаратными средствами? Уже работаете учителем информатики и собираетесь повысить свою квалификацию? Тогда почитайте, как можно добиться желаемых целей в сжатые сроки и пройти обучение, которое поможет получить нужные компетенции для успешной работы.
Какие требования предъявляются к образованию учителя информатики?
Согласно ЕКС на должность учителя по предмету «Информатика и ИКТ» администрация может принять не имеющих педагогического опыта работы лиц, которые получили среднее профессиональное или высшее образование по педагогическому направлению или в сфере, соответствующей преподаваемому предмету. Также преподавать профильный предмет могут люди, окончившие непрофильный вуз или среднее профессиональное учебное заведение и освоившие дополнительное педагогическое профессиональное образование по дисциплине, которую они планируют преподавать.
Поэтому у человека, решившего работать в школе и обучать детей IT-технологиям, есть два варианта прохождения обучения:
Что представляют собой программы профпереподготовки?
Если в высших и средних профессиональных учебных заведениях студенты изучают большое количество дисциплин, предназначенных для общего развития, то на курсах профессиональной переподготовки Слушатели получают теоретические знания и развивают практические умения, которые пригодятся непосредственно в работе. Поэтому подготовка учителей информатики не занимает много времени.
Например, в НИИДПО можно за 6 месяцев пройти переподготовку и получить квалификацию «Учитель информатики и ИКТ». Завершив обучение, Слушатель освоит методику преподавания дисциплины в основной и средней школе, научится выстраивать учебный процесс по требованиям ФГОС, внедрять на уроках современные технологии.
А чуть более длинная дистанционная программа профпереподготовки (41 неделя) позволит получить диплом, дающий право преподавать сразу два предмета – «Информатику» и «Физику». Этот курс будет особенно полезен учителям, собирающимся работать в малокомплектных школах, где одному педагогу приходится вести уроки сразу по нескольким дисциплинам.
Кому нужна программа повышения квалификации учителей информатики?
Уже работающие учителя обязаны минимум раз в 3 года повышать свою квалификацию на специализированных курсах. Также преподаватель может захотеть расширить свои компетенции и узнать что-то новое. Например, в НИИДПО можно изучить методику обучения информатике в основной и средней школе в рамках реализации ФГОС и получить удостоверение, подтверждающее пройденное обучение.
Квалификация: Учитель информатики и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
Как поступить в педагогический университет
Молодые ребята, которые собираются поступать в педагогический институт, выбирают одну из самых ответственных профессий. Она всегда останется востребованной, так как призвана выполнять важнейшую задачу передачи от поколения к поколению знаний и навыков, накопленных ценой проб, а иногда и горьких ошибок человечества.
Направления подготовки
В связи с переходными процессами, происходящими в экономике и социальной жизни страны, в школах постоянно появляются новые дисциплины. Как следствие, образовательный процесс в педагогических вузах с каждым годом расширяется, обогащаясь новыми специальностями. В перечне специальностей, утвержденных Минобрнауки, ФГОС направления 44.00.00 «Образование и педагогические науки» включает:
Количество профилей только по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» составляет несколько десятков, например:
В таблице представлен список наиболее востребованных сегодня специальностей основного направления подготовки педагогов разных профилей.
Обучение школьников основам ЗОЖ и способам защиты в опасных ситуациях природного, социального или техногенного характера
Не менее популярны и профессии психолого-педагогического направления (37.03.01 – бакалавриат и 37.05.01 – специалитет). Выпускники этих профилей занимаются организацией воспитательной работы в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования.
Несмотря на то что у направления 44.03.01 есть профиль «Физкультурное образование», на факультетах физкультуры педагогических институтов готовят и более узких специалистов – по физкультурно-оздоровительным технологиям (49.03.01), адаптивному спорту (49.03.02) для людей с ОВЗ.
Поступить в педагогический институт можно и не на 100-процентно «учительские» направления, которые все-таки предполагают возможность работы педагогом в школах, колледжах и вузах. Например, на факультет иностранных языков, на котором готовят по специальностям группы 45.03.02 – Лингвистика (тоже с несколькими профилями, основной из них – теория и методика преподавания иностранных языков и культур).
Правила приема
Порядок поступления в педагогический университет, как и в другие вузы, определяется Приказом Минобрнауки № 1147 от 14.10.2015. Список вступительных испытаний для каждой специальности в разных вузах может немного отличаться. Но два обязательных экзамена для каждого направления утверждены Приказом Минобрнауки № 666 от 30.08.2019. Абитуриенты, выбравшие специальность «педагогическое образование», во всех вузах будут сдавать русский язык и обществознание. Третий экзамен зависит от профиля подготовки, например:
Те, кто выбрал направление «Педагогическое образование с 2 профилями подготовки», получат право преподавать одновременно по двум дисциплинам. При поступлении они будут сдавать третий экзамен по предмету, который соответствует основному направлению – в наименовании специальности его указывают первым. Для психолого-педагогических специальностей профильным экзаменом будет биология.
Уровень проходных баллов на бюджетные места – в среднем от 160 и выше. Например, минимальный порог, установленный в 2020 в самых известных вузах, составляет:
Дополнительные экзамены
Педагогическое образование входит в перечень специальностей, по которым проводятся дополнительные испытания в виде творческого или профессионального экзамена. Они могут проходить в форме:
В процессе испытания выявляются:
Баллы ДВИ добавляются к результатам ЕГЭ. Максимальный балл за дополнительное испытание – 100. Минимальный порог определяется каждым вузом отдельно для разных дисциплин. Информация о дополнительных экзаменах и заданиях размещается на сайте. Абитуриенты могут подготовиться к ним самостоятельно или записаться на курсы подготовки при педагогическом университете или институте, в который собрались поступать. Перед экзаменом каждый вуз проводит консультацию, где подробно абитуриентам объясняют содержание задания.
Изобразительное искусство
Творческий экзамен по изобразительному искусству состоит из 2 заданий:
Экзаменационная работа должна отвечать определенным профессиональным требованиям, а также отличаться завершенностью и внешним сходством с объектом.
Хореография
Абитуриент должен показать:
Танец выполняется в балетной форме на пуантах или в мягкой обуви. Далее проводится собеседование по истории и современному состоянию хореографии.
Вокальное искусство
В первой части экзамена поступающий исполняет арии из опер русских и зарубежных композиторов, романсы. Во второй части – задания по сольфеджио. Оценка выставляется:
Актерское мастерство
Во время экзамена проверяются:
Музыкально-инструментальное искусство
Экзаменуемый должен исполнить сольную программу на одном из музыкальных инструментов и устно ответить по билету.
Физкультура
Экзамен состоит из двух этапов, на каждом из них участники выполняют определенные тесты. Их результаты переводятся в баллы, которые потом суммируются.
На первом этапе проверяются общие физические данные абитуриента и его выносливость. Тесты включают испытания:
Второй этап ориентирован на проверку уровня силы и ловкости. Абитуриенту предлагают 3 группы тестов, в каждой из которых он выбирает одно упражнение.
Стоимость учебы и бюджетные места
Правительство планирует ежегодное увеличение контрольных цифр приема в вузах вплоть до 2024 года. Тем не менее поступить в педагогический университет не так просто – конкурс на бюджетные места достаточно высок. Альтернативой для абитуриентов остается обучение на контрактной основе. В таблице представлены данные о количестве бюджетных мест на педагогические специальности в разных вузах и стоимости платного образования.
Наименование вуза | КЦП | Количество мест по контракту | Стоимость обучения, тыс. руб./год | |
---|---|---|---|---|
1 | Алтайский ГГПУ им. В. М. Шукшина | 190 | 64 | 98 |
2 | Алтайский ГПУ | 317 | 191 | 36–119 |
3 | Амурский ГПГУ | 196 | 41 | 160–216 |
4 | Армавирский ГПУ | 380 | 209 | 83–140 |
5 | Башкирский ГПУ им. М. Акмуллы | 454 | 598 | 114 |
6 | Благовещенский ГПУ | 788 | 197 | 36–152 |
7 | Волгоградский ГСПУ | 612 | 438 | 48–118 |
8 | Воронежский ГПУ | 405 | 546 | 109 |
9 | Глазовский ГПИ им. В. Г. Короленко | 353 | 480 | 30–140 |
10 | Дагестанский ГПУ | 110 | 105 | 83–127 |
11 | Красноярский ГПУ им. В. П. Астафьева | 538 | 167 | 156 |
12 | Липецкий ГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского | 495 | 244 | 43–107 |
13 | Мордовский ГПИ им. М. Е. Евсевьева | 705 | 203 | 92 |
14 | Московский ГППУ | 202 | 115 | 75–207 |
15 | Московский ПГУ | 1 826 | 1 476 | 196–217 |
16 | Набережночелнинский ГПУ | 100 | 50 | 31–120 |
17 | Нижегородский ГПУ им. Козьмы Минина | 557 | 615 | 120–132 |
18 | Новосибирский ГПУ | 506 | 1 232 | 60–127 |
19 | Омский ГПУ | 559 | 1 035 | 31–116 |
20 | Оренбургский ГПУ | 357 | 305 | 107–114 |
21 | Пермский ГГПУ | 349 | 205 | 50–118 |
22 | Самарский ГСПУ | 768 | 238 | 45–114 |
23 | РГПУ им. А. И. Герцена | 973 | 968 | 190 |
24 | Российский ГППУ | 190 | 470 | 270–505 |
25 | Томский ГПУ | 368 | 405 | 44–140 |
26 | Тульский ГПУ им. Л. Н. Толстого | 624 | 140 | 115 |
27 | Ульяновский ГПУ им. И. Н. Ульянова | 1 330 | 334 | 100–125 |
28 | Уральский ГПУ | 775 | 905 | 56–134 |
29 | Южно-Уральский ГГПУ | 1 476 | 356 | 124 |
30 | Чеченский ГПУ | 375 | 168 | 40–86 |
31 | Чувашский ГПУ им. И. Я. Яковлева | 405 | 105 | 74–85 |
32 | Шадринский ГПУ | 34 | 135 | 45–112 |
33 | Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского | 400 | 300 | 109–117 |
Все большее число выпускников школ выбирает для поступления педагогические институты. Разнообразие направлений, количество бюджетных мест, программы подготовки с двумя профилями дают широкие возможности для выбора профессии, тем более что не возникнет проблем с вопросами трудоустройства – в российских школах острая нехватка учителей по всем предметам.