какие черты личности учителя в рассказах распутина и искандера особенно привлекательны
«Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.Искандера)». 8-й класс
Разделы: Литература
Класс: 8
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Причина этого заключается в том, что большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, постоянно находится в центре внимания. Есть и еще нравственный аспект данной профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
В литературном процессе XIX-XX веков духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные искания самих писателей. В произведениях этого периода сформировался образ духовного наставника, человека с высокими моральными качествами.
Целесообразность отбора материала для урока по теме «Образ учителя в русской литературе» состоит в том, что он формирует и развивает литературно-художественные умения обучающихся как основу повышения эстетического постижения произведения, помогает накапливать опыт творческой деятельности, вызвать уважение к труду педагога.
Актуальность темы заключается в том, что при всей своей «изученности» литература «…живёт разной рецепционной жизнью в разные времена. Интерпретация обеспечивает постоянное воздействие произведения согласно его абсолютной художественной ценности независимо от изменчивости всей исторической ситуации…». Открывая для себя образ учителя в произведениях как одного, так и разных авторов, обучающиеся, прежде всего, учатся интерпретированию прочтения, а это, в свою очередь, воспитывает у них художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.
Предлагаемый Вашему вниманию конспект урока литературы для 8 класса по теме «Образ учителя в русской литературе», где рассматривается произведение В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», опирается на изученные в 6 классе рассказы В.Г. Распутина «Уроки французского» и Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», проводится пропедевтическая работа: а) на изучение в 8 классе повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши», б) на курс 10 класса, где обучающимся ещё предстоит изучать произведения А.П. Чехова «Человек в футляре», А.Платонова «Песчаная учительница», В.В. Быкова «Обелиск».
В начале урока звучит музыка как эмоциональный эпиграф.
Анализ эпизодов произведений помогает более глубоко раскрыть характеры героинь, подчеркнуть объединяющие их качества.
Урок по данной теме дает обучающимся представление об образе учителя и его влиянии на личность человека.
Работа с иллюстрациями не имеет обязательного значения и предлагается тем обучающимся, которые не показали глубины в постижении темы. Описание или защита иллюстрации даёт возможность повторить выводы, прозвучавшие в речи учителя и других учеников.
Домашнее задание является продолжением урока. Оно рассчитано на самостоятельную творческую работу.
Цель урока: выявить общие черты образа учителя в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». (Слайд 2)
Виды учебной деятельности:
Результаты изучения:
1) в познавательной сфере:
2) в ценностно-ориентационной сфере:
3) в коммуникативной сфере:
4) в эстетической сфере:
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, доска, иллюстрации к произведениям на тему «Образ учителя», компьютерная презентация.
Опережающее домашнее задание (Слайд 3):
(Слайд 4) Эпиграф:
Нет на свете мудрее профессии
И нужней — для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, — учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, —
О добре речь идет иль о зле…
О, учитель! Пророк и наставник нам —
Вы остались посланцем Добра!
Игорь Ярцев
Ход урока представлен в Таблице.
Презентация » Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века «
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века Выполнил : Крапивкин Дмитрий 6в класс МБОУ Новомеловатская СОШ
Предмет исследовательской работы «Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века»( на примере рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» и рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»).
Целью работы является анализ образа учителя в произведениях XX века.
Задачи: 1. Рассмотреть образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» 2. Рассмотреть образ преподавателя в рассказе Ф.Искандера «13-й подвиг Геракла» 3. Выявить общие черты в образе этих произведений XX века.
Глава1.Анализ образа учителя в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»
«Уроки французского» Рассказ автобиографичен, и прототипом главной героини является Лидия Михайловна Молокова. В 1977 году писатель рассказал о ней в интервью для «Литературной газеты».
«Уроки французского» Позже она уже учила не деревенских детей Сибири, а русскому языку детей Франции – так складываются биографии. И однажды случайно увидела в русском магазине книжечку своего ученика и прочитала рассказ «Уроки французского».
«Уроки французского» Она написала Валентину Григорьевичу письмо, в котором высказала недовольство эпизодом игры на деньги с учительницей, потому что в действительности его в жизни не было в реальности: Лидия Михайловна никогда бы себе не позволила, поскольку это непедагогично. Но автор объяснил, что этот поступок в духе Лидии Михайловны.
Глава 2. Анализ образа учителя в произведении Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер — из тех авторов, которые не просто любят своего читателя, но и пытаются ему помочь.
«Тринадцатый подвиг Геракла» В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф.Искандером в 1964 году, речь также идет о школе, и герой-рассказчик, которым в произведении является пятиклассник, повествует историю о своем учителе – Харлампие Диогеновиче.
«Тринадцатый подвиг Геракла» Харлампий Диогенович – очень интересный персонаж, у этого учителя свой способ общения с учениками, хотя многим она кажется неподходящей, и в современном обществе скорее всего получила бы порицание.Впрактике Харлампия Диогеновича основным правилом было «делать человека смешным».
«Тринадцатый подвиг Геракла» «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
Вывод: 1)Учитель – профессионал своего дела. Он всегда заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы дети получили глубокие знания по той или иной дисциплине. Так общение с Лидией Михайловной помогло герою подтянуть и полюбить французский язык.
Вывод: 2) В классе Харлампия Диогеновича всегда царила идеальная дисциплина, если и раздавался смех, то смех организованный самим учителем, а с помощью этого учитель добился почти стопроцентного выполнения домашнего задания.
Вывод: 3)Настоящий педагог – это в первую очередь человек с большой буквы. Он умеет понять чужую беду, поддержать в трудный момент. Лидия Михайловна вовремя верно оценила ситуацию, которая происходит в жизни мальчика, поступив очень мудро, оказала поддержку, хотя поплатилась карьерой, а ведь в послевоенные годы было жить несладко. Харлампий Диогенович – прежде всего тонкий психолог, который умеет тоже оказать пользу ученику.
Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века. Это герои, несущие свет, доброту, милосердие, люди, оказывающие поддержку.
Номер материала: ДБ-1676021
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов
Время чтения: 2 минуты
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие черты личности учителя особенно привлекательны в произведениях В.Г.Распутина, Ф.А.Искандера?Писать Уроки французского и 13Подвиг геракла.
СРОЧНО НУЖНО
В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени». «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей, когда еще роман не был дописан. Когда вслед за ними в «Отечественных записках» появилась повесть «Фаталист», редакция сообщила, что автор скоро издаст «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Читатели ждали именно сборник повестей, и автор, видимо, не задумывал изначально свое произведение как роман. Но в 1840 году роман «Герой нашего времени», включающий в себя уже опубликованные повести, увидел свет. «Герой нашего времени» — первый русский социально-психологический роман. Лермонтов написал его с целью дать психологический портрет современного ему молодого человека, героя своего времени. Последовательность событий в романе специально изменена, потому что композиция романа по замыслу автора должна постепенно раскрывать характер Печорина.
По хронологии сюжета первой повестью романа должна быть «Тамань». В Тамани Григорий Александрович Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ. Замет следуют события, описанные в «Княжне Мери»: Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Потом из главы «Бэла» мы узнаем, что за это убийство Печорин был выслан в кавказскую крепость под начальство Максима Максимыча. В отрезок времени, описанный в «Фаталисте», Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем. Прожив несколько лет в Петербурге, герой уходит в отставку и едет в Персию, по пути, во Владикавказе, Печорин умирает. Такое развитие действия. Но в романе хронология нарушена. Лермонтов знакомит читателя с Печориным, понемногу раскрывая его душу. Этого требует психологическая сложность образа.
Смена рассказчиков позволяет узнать героя с разных сторон, ведь каждый из повествователей имеет свое мнение о герое. Внутренний мир Печорина, таким образом, показывается подробнее. Заключительная повесть «Фаталист как будто выпадает из романа. Но в ней Печорин переходит от попытки отстраненной самооценки к размышлению о своем поколении. В этой части рассматривается главная тема романа – тема рокового предназначения человека. Приминая пари Вулича, Печорин вновь стремится испытать себя, жизнь, ощутить хотя бы маленькую победу над равнодушием. Круг повествования замыкается.
«Кольцевая» композиция романа, таким образом, еще больше подчеркивает обреченность героя, философские искания которого бесконечны и не дают ответ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ » Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В. Распутина Ф.Искандера)».
Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ » Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В. Распутина Ф.Искандера)».»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В. Распутина Ф.Искандера)».
учитель русского языка и литературы
Подолянченко Елена Владимировна
1.1. Актуальность темы
1.2. Цели и задачи исследования
2.1. Выявить общие черты образа учителя в
произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского»
и Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
3. Заключение (выводы)
4. Использованная литература
Почему я выбрал эту тему: образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие изменения связаны с образом учителя в русской литературе, и каковы причины этих изменений.
Отношение к учителю в советском, а потом и российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.
Актуальность темы заключается в том, что при всей своей «изученности» литература живет разной жизнью в разные времена
Цель: выявить общие черты образа учителя в данных произведениях
1. Сравнить внешний портрет учителей
2.Оценить методы воспитания учителей
3. Выявить отношение учеников и их родных к учителям
В ходе работы я опирался непосредственно на художественную литературу, а также на работы критиков, и при чтении данных источников обнаружил, что целостный анализ вопроса развития образа учителя в литературе, а также его взаимоотношений с окружающими в них еще не проводился. Кроме того, мы заметили, что в оценке отдельных образов намечены противоречия, и определили следующую проблему: отношение к образу учителя является неоднозначным.
Гипотеза моей исследовательской работы заключается в том, что все особенности, все изменения, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности, неизменно должны были найти воплощение в художественных образах.
Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.
Должность учителя представляла собой низкий чин. В.И.Лещинский акцентирует внимание на том, что любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались. «Каждая инстанция, передавая распоряжения по нисходящей, в конечном счете била все по тому же коллежскому регистратору — загнанному и бесправному учителю, не позволяя сделать ему ни одного самостоятельного шага».
В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.
Свободное общение и диспуты, совместная работа учкомов и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников– всё это способствовало демократизации школьной жизни.
Тем не менее главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.
Анализируя положение учителя в «застойный» и постперестроечный периоды, следует отметить наличие других тенденций. В книге «Всегда ли прав учитель?» перестроечная эпоха определяется как «эпоха каких-то странных игр, поддавков, обманов и самообманов». По всей вероятности, причина перемен заключается в подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.
Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.
Подводя итог, следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, рассказ «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка.
Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.
Следовательно, образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже «трудные» подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.
Харлампий Диогенович представляет учителя-человека, популярного среди подростков, но это не кратковременная популярность «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.
Подводя итог данной главы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе: доперестроечного, перестроечного и постперестроечного времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.
Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях. При этом можно выделить три основных периода, которые позволяют увидеть специфические черты анализируемого образа: доперестроечный, перестроечный и постперестроечный. Перестройка является точкой отсчета, поскольку кардинальные изменения в обществе произошли на данном этапе.
В доперестроечный период учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный.
В перестроечный период происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты.
После перестройки ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ. Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого. Принципиального, как в рассказе «Начальник» Евгения Гришковца.
Вывод: Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась: личностное развитие учителя в исторической действительности нашло свое отражение в литературе.
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
Результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении анализируемых произведений и на спецкурсах.