Как я учил географию
Рецензии на книгу « Как я учил географию » Ури Шулевиц
Книгу стоит купить и перечитывать с ребенком по мере его взросления.
Отвращение к тому месту, где провёл детство ( «дома из навоза») и желание вырваться в красивый мир. Что-то в этом есть неправильное.
Маленький мальчик когда-то давно переезжает в далекую и не очень развитую страну (Туркменистан) и его семья очень сильно бедствует. И однажды папа приносит с рынка не хлеб, а карту мира. Ни мальчик, ни тем более мама не поняли дальновидного папу, который на последние деньги купил не еду, а карту. но позже мальчик оценил его поступок и много раз сказал папе спасибо.
Мне не очень нравятся иллюстрации, стих обычный, ни чем не выдающийся, но смысл книги глубочайший, поэтому я ее и заказала.
Да я иногда так делаю. Мне хочется верить, что мой сын услышит и поймет идею книги.
Мальчик научился мечтать, просто имея карту мира. У него не было игрушек и еды, но он любил мечтать. Вырос и посетил все страны, о которых думал возле старой карты в детстве.
А еще вопрос богатства-бедности считаю очень важным. Он показан здесь в полной мере. Так же хочется что бы ребенок понимал, что так бывает в жизни. Да бывает бедность и нищета, но люди оказавшиеся в такой ситуации не плохие, а вполне возможно даже отличные. И статус бедности или богатства никогда не говорит о внутренних качествах.
Замечательная книга. Посоветовала бы ее всем, кто хочет пробудить в своем ребенке интерес к познанию мира. Она не для малышей, конечно, а для тех, с кем уже можно разговаривать на серьезные темы, кто уже понимает, что такое война, голод, бедность. Но книга всё же в первую очередь о мечте, о красочных детских фантазиях и том, как лист бумаги с географической картой может открыть для ребенка целый мир, полный чудес. Так и хочется после прочтения вслед за главным героем расстелить на полу карту мира и лёжа на животе бесконечно ее рассматривать.
По моему мнению оценка данной книги не укладывается в положительную шкалу, она уходит куда-то далеко в минус. Я даже художественным произведением это назвать не могу, больше похоже на способ зарабатывания денег. Аннотация на сайте, в принципе, передает полностью содержание данного «шедевра». Единственное, с чем я никак не могу согласиться, что это нужно читать детям. Что дети-то вам плохого сделали?
Ури Шулевиц. Как я учил географию
Какими словами можно описать жизнь ребёнка во время войны? Тяжести переездов, нищету и голод? Каждый писатель решает эту задачу по-своему. И с каждым рассказом добавляется словно ещё одна частичка огромного пазла, новая картина из той, далёкой жизни, приближающая нас к осознанию минувшего.
Невероятно поэтичная история Ури Шулевица завораживает с первых строк: «Когда война опустошила землю, дома рассыпались в пыль. Мы потеряли всё, что имели, и бежали с пустыми руками». В тексте ничего не говорится о точных географических перемещениях четырёхлетнего мальчика и его семьи, да этого и не требуется. И только из авторского дополнения в конце книги мы узнаём, что бегство было из Польши в Казахстан. Отец мальчика совершает странный с практической точки зрения поступок: приносит голодному ребёнку вместо хлеба карту. Но злость и разочарование пропадают у мальчика в тот момент, когда унылая комната наполняется цветом от, казалось бы, никчёмного бумажного рулона. Зачарованный ребёнок забывает обо всех лишениях и неудобствах, изучая карту до мельчайших деталей, рисуя её на клочках и обрывках, наслаждаясь звучанием необычных названий и составляя из них стихи-заклинания для самых невообразимых путешествий в воображении.
Коротенькая история, всего-то три десятка страниц, большую часть которых занимают рисунки. Но сколько мыслей всколыхнёт она, каким долгим беседам послужит началом.
Эта книга не для малышей, пусть вас не сбивает с толку небольшой объём. В полной мере понять суть и принимать участие в последующей беседе сможет уже подросший ребёнок. Подойдёт она и для первого знакомства с темой войны.
Прочная обложка, мелованные страницы, яркие, тёплые, красочные иллюстрации, комфортный шрифт, который подойдёт для самостоятельного чтения и обсуждения со взрослыми.
Ури Шулевиц: Как я учил географию
Карьера Пресс, 2014 г.
http://www.labirint.ru/books/431601/?p=11352
Книга: Шулевиц Ури «Как я учил географию»
Издательство: «Карьера Пресс» (2014)
Формат: мягкий, 32 стр.
ISBN: 9-785-00074-005-7, 978-5-00074-005-7
Другие книги автора:
См. также в других словарях:
ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Греция — 1. по своим географич. условиям Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода, сбегающ. параллельно побережью на З., кристаллич. горным образованиям на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Россия. Просвещение: Учебное дело — А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Герд, Александр Яковлевич — известный педагог, родился 5 апреля 1841 г. на Васильевском острове, в 12 линии, в доме Бачмановой, где и прожил более 20 лет. Он был четвертым сыном англичанина Якова Ивановича Герда, хорошо тогда известного в педагогическом мире (см.). После… … Большая биографическая энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Платон Левшин — митрополит московский; сын причетника Георгия Данилова, бывшего впоследствии священником, родился 29 го июня 1737 г. в с. Чарушникове, в 40 верстах от Москвы. Рассказывают, что его отец звонил к утрени, когда ему сказали о рождении у него сына, и … Большая биографическая энциклопедия
Самарин, Юрий Федорович — старший сын Федора Васильевича и Софьи Юрьевны, урожденной Нелединской Мелецкой, род. в Петербурге 21 го апреля 1819 г., умер в Берлине 19 го марта 1876 г. Он был назван Юрием в честь своего деда по матери, Юрия Александровича, бывшего статс… … Большая биографическая энциклопедия
География
План урока:
Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества
Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.
Метеостанция Владивосток, Россия
Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.
Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.
Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.
Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.
Передача и обмен знаниями
Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.
Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!
Система географических наук (Источник)
Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.
С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.
Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.
Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.
Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:
В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.
Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:
Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:
Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.