Как учиться на сценариста
Сценарист — это человек, который придумывает истории для фильмов, сериалов, компьютерных игр, рекламы и других произведений. Чтобы стать таким специалистом, недостаточно просто уметь писать. Нужно знать основы драматургии, понимать законы киноиндустрии, обладать талантом и невероятным терпением. Работа сценариста предполагает не только полёт фантазии, но и многочасовое переписывание исходного текста с учётом комментариев редактора, продюсера, режиссёра.
Краткая история и перспективы профессии сценарист
Как отдельная профессия, сценаристика (scenaristika) появилась позднее киноиндустрии. В конце XIX века сюжеты мультиков и фильмов были примитивными. Кинематографисты экранизировали анекдоты, песни, изображения из рукописей и гравюр.
В начале XX века создатели кино обратились к литературе. Однако адаптированием сюжетов долгое время занимались сами авторы книг, студенты и журналисты. Только в 30-х годах появились люди, которые стали писать сценарии к фильмам на профессиональной основе. Во многом этому способствовало улучшение качества звукозаписи. На смену немому кино пришли диалоги персонажей.
Сегодня сценаристика — это востребованная, престижная и высокооплачиваемая профессия. Кинокомпании постоянно находятся в поиске авторов, умеющих придумывать захватывающие истории. Производителям ТВ-шоу и сериалов нужны сценаристы, которые готовы работать в условиях строгого дедлайна и не выбиваться из формата канала.
Внимание! Базовые навыки, необходимые для заработка на сценаристике, можно приобрести в процессе написания более простых произведений: постов, статей и книг. Поэтому, возможно, вам будут полезны наши материалы «Как стать писателем» и «Как стать блогером».
Какие знания, навыки и качества нужны человеку, чтобы стать сценаристом
Важно! Угодить такому количеству людей нелегко, поэтому часто работа над сценарием фильма растягивается на 1–2 года.
Только далёкие от киноиндустрии люди думают, что сценарное образование реально получить за короткий срок. Мол, достаточно посмотреть примеры чужих текстов, выложенных в открытый доступ. Однако сценаристика — это целая наука. Чтобы стать настоящим киносценаристом, автор должен изучить следующие области.
Где учиться сценаристике, и что необходимо для поступления на киносценариста
Стать сценаристами могут выпускники университетов, киношкол, выходцы из смежных профессий (журналисты, КВН-щики, редакторы) и даже люди без высшего образования. Каждый путь для входа в сценаристику имеет свои плюсы и минусы.
Поступить в университет
Пример. Очное получение образования во ВГИКе на сценарно-киноведческом факультете на первом курсе в 2020 году стоит 470 400 рублей. А учиться бесплатно вряд ли получится, так как бюджетных мест всего 20.
Внимание! На собеседовании комиссия оценивает творческое мышление, кругозор, коммуникабельность и стрессоустойчивость абитуриента.
Стать учащимся школы кино
Киношкола — это частное учебное заведение, основанное опытными драматургами или режиссёрами. Учиться в ней нужно в среднем от 1 года до 3 лет. После окончания выдаётся сертификат, который формально не является дипломом о высшем образовании. Однако этот документ право поступить на работу в телестудии, кинокомпании, IT-компании, продюсерские центры, продакшн-агентства и другие организации развлекательной индустрии.
Важно! У каждой школы свои условия для поступления — указаны на сайтах. Одни проводят строгий отбор, требуя от претендентов показать примеры работ и пройти профессиональное собеседование. Другие заведения принимают учиться всех желающих.
Получить образование на краткосрочных курсах
Многие профессионалы скептически настроены по отношению к курсам, которые длятся 3–8 месяцев. Они считают, что нельзя стать киносценаристом за столь короткий срок. Однако такой формат обучения дает необходимую базу, которая позволяет в дальнейшем учиться сценаристике самостоятельно.
Интересно! Преподавательский состав не так важен. Не всегда из хороших сценаристов получаются талантливые преподаватели. И наоборот.
Проходить обучение на семинарах
Семинары — это закрытые мероприятия, посвящённые одной узкой теме в сценаристике. В среднем они длятся 1–5 дней. Ведущим может стать известный представитель киноиндустрии: сценарист, продюсер или режиссёр. Чтобы участвовать в таком мероприятии, нужно заплатить 2–20 тысяч рублей.
Посещение семинаров не поможет стать сценаристом фильмов с нуля. Такой формат образования больше ориентирован на авторов, которые уже работают по специальности, но хотят получить дополнительные знания, прокачать писательские навыки, зарядиться мотивацией или познакомиться с влиятельными людьми.
Внимание! Некоторые заведения, например, Высшая школа режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге, регулярно проводят бесплатные мастер-классы онлайн для новичков. Формат очень напоминает семинары.
Самостоятельно учить сценаристику с помощью книг и фильмов
«Сценарные курсы — это ерунда. Там нужно учиться формулам, а формулы чертовски скучны. Поэтому мы каждую неделю получаем фильмы Marvel и DC, в которых заранее точно знаем, что произойдёт». Кинорежиссёр и сценарист Мартин Макдонах
Профессиональные обязанности сценариста
Как поступить на работу и построить карьеру в сценаристике
Важно! Необязательно побеждать на питчинге, чтобы продать сценарий или поступить на работу. Нужно просто понравиться хотя бы одному продюсеру.
В сценаристике нет чёткой карьерной лестницы. Авторы ставят скорее финансовые цели. Если вас интересует стабильность, постарайтесь поступить на работу в студию, производящую сериалы и ТВ-шоу. А наиболее высокие гонорары платят кинокомпании (особенно зарубежные), но заказы оттуда приходят редко.
Сколько зарабатывают сценаристы в небольших городах, Москве и за рубежом
Заработок сценариста зависит от того, где и как он работает. Так, столичные производители сериалов и ТВ-шоу платят своим сотрудникам 70–300 тысяч рублей в месяц. В рекламных, продакшн и event-агентствах Москвы авторы сценариев зарабатывают 30–120 тысяч рублей. В регионах зарплаты в 1,5–2 раза ниже.
Киностудии заказывают или покупают готовые сценарии. В зависимости от бюджета проекта сценарист может заработать 1–6 млн рублей за один фильм. За рубежом доходы талантливых писателей ещё выше. В среднем сценарий к фильму стоит 70–130 тысяч долларов. Кроме того, сценарист получает авторские отчисления с каждой продажи лицензии и кассовых сборов.
Таким образом, стать сценаристом нелегко. Нужно учиться долгие годы без малейших гарантий на трудоустройство. Если вы справитесь с задачей, то сможете наслаждаться творчеством и зарабатывать большие деньги.
13 Бесплатных Курсов Сценаристов в 2022 году с Нуля до Уровня PRO.
В этой статье 🤫мы рассмотрим ТОП-13 Бесплатных Онлайн-Курсов Сценаристов для Начинающих Специалистов.
ТОП-3 Курсов Сценаристов с Нуля
1. «Бесплатные вебинары для сценаристов и писателей (Сценарная Мастерская)»
Без выдачи сертификата
Обучающая программа (с описания сайта): как написать сценарий? Упражнения для сценаристов и писателей. Ошибки сценаристов. Как писать диалоги в кино. Как создать главного героя. Обучение для сценаристов и писателей.
А также разборы идей, логлайнов, синопсисов и сценариев подписчиков! Марафоны логлайнов, диалогов и другие разговоры о кино! Как развить фантазию? Курсы для сценаристов, обучение для сценаристов и режиссеров, лекции, вебинары. Написание сценария. Как стать сценаристом?
На правах профессии «🔥СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО🔥»
Дистанционный курс готовит специалистов в области сценарного дела. Эта программа подходит вам, если вы хотите научиться писать сценарии для игрового кино, сериалов, рекламных роликов и музыкальных клипов.
В результате обучения каждый студент получит профессиональное творческое портфолио из сценария к полнометражному фильму или сериалу, а также несколько сценариев к короткому метру.
Что получит начинающий сценарист?
Майор Гром: Алексей Старченко, Антон Кузьмин — курс Режиссура монтажа. Дмитрий Гришков — Звукорежиссура. Рубен Григорян, Александр Ким — VFX 3D Artist. Максим Лопаткин —VFX: Compositing Artist
2. «Сценарист: 3 дня»
Без выдачи сертификата
Обучающая программа (с описания сайта): за время курса вы узнаете с чего начать и как развиваться дальше:
1 занятие
Плюсы и минусы профессии сценарист. Все, что нужно знать новичкам и любителям. В каких сферах нужно развиваться сценаристу, и какие личные качества необходимы будущему автору
2 занятие
Какие шансы у новичков и по каким причинам не у всех начинающих авторов получается стать профессионалами. Как пробить этот стеклянный потолок. Из каких этапов состоит разработка сценария
3 занятие
Стратегия – как повысить шансы начинающему сценаристу и организовать свой профессиональный рост. Основные факторы эволюции начинающего автора и самое главное – что делать дальше
3. «Как превратить замысел в сценарий фильма?»
Без выдачи сертификата
Обучающая программа (с описания сайта): проект «Поколение М» презентует новый урок режиссера Владимира Грамматикова!
Мэтр рассказывает, как придумать, проработать и оформить идею будущего фильма. Что такое зона конфликта? Как обходиться с длинными диалогами и лирическими отступлениями? Советы обязательно помогут тебе создать по-настоящему крутой сценарий на тему «Другом быть непросто».
5 Бесплатных Курсов Сценаристов для Новичков
1. «Как писать сценарий – советы Pixar»
Без выдачи сертификата
Обучающая программа (с описания сайта): компания Pixar всегда охотно делилась секретами создания мегапопулярных анимационных фильмов. Особое внимание они уделяют сценарию. Поэтому Майкл Арндт (сценарист, работавший над “Историей игрушек – 3”) в анимационном видео дал пошаговую инструкцию, как написать первый акт. Если вы не знаете, с чего начать – вам стоит посмотреть это видео.
2. «Жанр, стиль, формат. В чем различия? Сценарий.»
Без выдачи сертификата
Обучающая программа (с описания сайта): в производстве видео контента, будь то телевидение или кино, написание сценария является самой главной вещью. В сценарии важно все, сюжет, герои, диалоги, Смотрите наши видео уроки и почерпнете много интересной и полезной информации.
3. «Сценарий. Об изюминках Квентина Тарантино. / VideoForMe – видео уроки.»
Без выдачи сертификата
Обучающая программа (с описания сайта): стиль, структура, построение сценариев. Об изюминках Квентина Тарантино рассказывает преподаватель Санкт-Петербургской школы телевидения Анна Ганшина.
5. «Упражнения для сценаристов. Сценарий»
Без выдачи сертификата
Обучающая программа (с описания сайта): какие сто упражнений нужно выполнить, чтобы стать хорошим сценаристом.
Остальные Лучшие Курсы Обучения Сценаристов в 2022 году
1. «Киносценарий. Структура»
Без выдачи документа об окончании учёбы
Обучающая программа (с описания сайта): эта лекция о структуре киносценария. Идея – это некая формула, которая отличает каждый кадр фильма, каждую сцену. Она отвечает на вопрос, про что ваш фильм и почему вы решили его снять?
2. «Киносценарий. Персонажи»
Без выдачи документа об окончании учёбы
Обучающая программа (с описания сайта): в этой лекции речь пойдет о персонажах. Все мы смотрим кино и нам кажется, что ничего сложного в героях нет: люди как люди. Киносценарий — это, в первую очередь, история героя. В игровом кино в центре герой и люди, которые его окружают. Они называется «персонажи».
3. «Как написать сценарий | 7 шагов»
Без выдачи документа об окончании учёбы
Обучающая программа (с описания сайта): автор расскажет, как написать грамотный сценарий всего за 7 шагов.
4. «Сид Филд Сценарное мастерство 2014»
Без выдачи документа об окончании учёбы
Обучающая программа (с описания сайта): в данном руководстве можно создать свой первый киносценарий.
5. «5 советов начинающим сценаристам | Как стать сценаристом?»
Без выдачи документа об окончании учёбы
Обучающая программа (с описания сайта): в этом же ролике я хочу поделиться мыслями, которые, надеюсь, будут полезными тем, кто, несмотря ни на что, все-таки решится заняться этой профессией.
Хэй! Занимаюсь написанием полезных статей на своём блоге. Выжимаю из темы максимум, поэтому оставайся со мной! Ведь тебя ждёт путешествие в мир онлайн-обучения, финансов и саморазвития.
Не забудь подписаться, для тебя есть подарок.
«Во ВГИКе вас научат писать вымышленным языком из неснятых фильмов Тарковского». Куда сегодня идти начинающим сценаристам
Кто такие шоураннеры, зачем вам агент и к кому бежать с готовым сценарием
Как правило, после премьеры фильма или сериала большинство запоминает имена актеров, режиссера и иногда продюсера. Про сценаристов в России чаще всего забывают. Речь идет не только о зрителях, но и их коллегах по киноцеху. Правда, последнее время кажется, что ситуация меняется — появляется все больше курсов для сценаристов, а успех некоторых отечественных сериалов связывают именно с работой над хорошими историями. Специально для «Цеха» сценаристка веб-сериалов «Это я», «Я иду искать», соавтор анимационных сериалов «Оранжевая корова» и «Лекс и Плу» Елизавета Симбирская спросила своих коллег, с чего начать тем, кто хочет писать сценарии для российского кинематографа и телевидения. Лена Ванина, Люба Мульменко, Филипп Коняшов, Антон Токтонов и Роман Кантор рассказали, где сегодня лучше учиться на сценариста, на какую зарплату можно рассчитывать и почему не стоит пренебрегать услугами агента.
В 2013 году я окончила ВГИК и получила диплом с квалификацией «драматург». Сразу после выхода из университета я осознала свою полную неподготовленность к индустриальной работе с ее договорами, переговорами, оплатой, авторскими правами. Эти вопросы максимально далеки от драматургии, но критически важны для реальной жизни и работы. Как начинающий сценарист я часто соглашалась на работу без договора и меня обманывали заказчики; я ничего не знала про свои авторские права и права работника индустрии; про то, как должен выглядеть договор; сколько стоит моя работа; как мне общаться с продюсерами; где искать агента и нужен ли он; уместно ли спрашивать сценарные расценки у коллег и почему одни сценаристы получают миллион рублей, а другие пятнадцать тысяч; в чем разница между просто сценаристом и появившимся чуть позже в индустрии шоураннером — сценаристом/креативным продюсером, человеком, который отвечает не только за текст, но и за его реализацию, включается в подбор актеров, режиссерские раскадровки, финальный монтаж, подбор музыки. Все эти знания приходили ко мне на практике и благодаря самообразованию.
Сейчас я работаю с анимационными и веб-сериалами. В анимации цены начинаются от 50 000 рублей за 7-10-минутную серию, в веб-проектах от 15 000 рублей за пятиминутную серию.
У вас забирают все права, вы должны всё и всем, вам не должны ничего, кроме суммы денег, разбитой на сто кусочков, которые будут выплачивать год и, возможно, ваше имя даже не появится в титрах. Это проблема законодательства, из которой вытекает проблема отношения к авторам. Поменяется закон — поменяется отношение и, я уверена, качественно возрастет количество хороших сценариев.
Чтобы сегодняшним начинающим (и не только) сценаристам было чуть проще работать в индустрии, я задала вопросы про фактические, а не творческие аспекты профессии нескольким уже опытным авторам.
Где учиться на сценариста в России? (И нужно ли вообще это делать?)
Люба Мульменко, сценарист фильмов «Верность», «Комбинат «Надежда», «Как меня зовут», «Еще один год»
Я окончила филфак, у меня нет профильного кинообразования, но если бы я сейчас хотела его получить, пошла бы в школу документального кино Марины Разбежкиной или Московскую школу кино.
Лена Ванина, сценаристка сериалов «Лондонград», «Оптимисты», «Оптимисты-2», «Последний Министр»
Сценаристу точно не нужно идти во ВГИК. Сценарист должен чувствовать слово, динамику языка, современное его звучание. Во ВГИКе вас научат писать вымышленным языком из неснятых фильмов Тарковского. Это чудовищно. Лучше пойти на филфак, мне кажется. Там хотя бы нужно читать много хороших книг и все время писать. Чувство языка формируется лучше и без адской пошлости в голове. В Москве есть несколько киношкол: МШК, МШНК, «Индустрия» и школа Марины Разбежкиной. Я не очень хорошо знаю, каких сценаристов выпускают первые три, но думаю, что для сценариста может быть очень полезным поучиться у Разбежкиной на документалиста. Ты так близко имеешь дело с жизнью, с правдой, с фактурой, что из тебя выбивается фальшь. А это, мне кажется, самое главное.
Филпп Коняшов, сценарист, соавтор сериалов «Проект „Анна Николаевна“» и «Гоголь»
Чтобы писать сценарии, нужна теоретическая база и опыт. В идеале дело не должно ограничиваться несколькими годами в киношколе, есть смысл повышать квалификацию на протяжении всей карьеры. Стоит ли для этого поступать куда-то? Не факт. Поступать нужно, чтобы познакомиться с другими студентами, потенциальными будущими соавторами, заказчиками и единомышленниками.
Роман Кантор, сценарист сериалов «Эпидемия», «Мертвое озеро», фильма «Серебряные коньки»
Не стоит ожидать от образования, что оно сделает тебя состоявшимся сценаристом. Это лишь повод заняться профессией. Мне кажется, сейчас наиболее симпатично выглядят курсы в киношколе «Индустрия» и в «Московской школе кино». Насчет ВГИКа есть ощущение, что там очень долгое образование, которое скорее общеобразовательное, но плохо ориентированное на индустрию.
Антон Токтонов, главный редактор студии «Нон-Стоп Продакшн»
Научить писать сценарии невозможно, этому можно только научиться. На собственном опыте. При этом теоретическая база, конечно, не помешает. Ее можно получить как из специальной литературы, так и в киношколах, которых сейчас довольно много. Главное — смотреть много фильмов и сериалов, старых и новых. При правильной, аналитической оптике просмотра это очень помогает. Насмотренность — необходимое условие для овладения профессией.
Как перестать писать в стол и начать продавать свои сценарии?
Если вы начинающий автор, самое правильное решение — не пробовать сразу продать заявку за огромные деньги или ждать, когда продюсеры купят у вас идею. Напишите сценарий целиком. Да, сначала в стол. Зато так продюсер сразу видит, с чем вы пришли, и даже если у вас до этого не было никаких работ, но сценарий крутой, его купят. Или купят идею, а потом отдадут ее кому-то из своих авторов. Написать хороший сценарий сложно, скорее всего, придется его переписывать много раз, что, кстати, ничего плохого не означает, это нормально.
Нужно писать то, что может заинтересовать заказчиков, искать на них выходы, заводить знакомства. Можно просто отправить имейл на адрес какого-нибудь продакшна. Продюсеры действительно ждут, что в один прекрасный день им придет пилот новой сериальной бомбы.
Можно участвовать в питчингах, уровень которых у нас в стране постепенно растет; рассылать письма на студии, редакторам и продюсерам; налаживать личные контакты или делегировать это агентам (этот институт у нас, к сожалению, не очень развит). В этом вопросе хорошо работают как раз школы, которые помогают авторам и студиям находить друг друга.
Если сценарий уже написан, его можно представить на разных питчингах и сценарных конкурсах. Еще один способ: контактировать с продюсерами, редакторами студий. Отправлять на общую студийную почту сценарий — самый базовый способ, но я бы все-таки попытался найти людей, которые знают тех, кто может посоветовать ваш сценарий. Для этого надо показывать его товарищам, друзьям, связанным с индустрией.
Какая средняя зарплата сценариста с России?
Два основных фактора, которые влияют на гонорар: фильмография (то есть репутация) автора и бюджет картины. Я пишу в основном сценарии полнометражных авторских фильмов, и ценовой разбег тут очень большой. В разное время на разных проектах я получала за сценарий и 200 тысяч рублей, и два миллиона. Я могу согласиться работать за четверть своей нормальной ставки, если мне очень нравится режиссер и если я понимаю, что денег на кино объективно мало.
Единых стандартных ставок для рынка нет. Факторов, влияющих на ценообразование, очень много. Базово, по моему опыту, стоимость сценария для часовых дневных шоу— примерно от 100 тысяч за серию, для часовых вечерних — от 200 тысяч, для полнометражного кино — от 500 тысяч рублей. Это нижние границы, а верхних почти не существует. На проектах, которые делаем мы, ставки в среднем выше.
Точно ответить на этот вопрос довольно сложно. Можно получить за полный метр семь миллионов рублей, можно два, а можно 600 тысяч. То же самое с сериалами. Зависит это от кучи факторов: от вашего имени, от продюсеров, от бюджета проекта.
Нужен ли сценаристу в России агент и где его искать?
Отвечу на этот вопрос как главный редактор студии — человек, который смотрит на кинопроцесс с другой стороны баррикад: к сожалению, агент нужен сценаристу в России сегодня только для решения сопутствующих задач — бухгалтерских, юридических и т. п. Примеров творческого взаимодействия агента и сценариста я, увы, не знаю, но хотелось бы, чтобы они были, чтобы агенты подсказывали авторам, что писать, а студиям — кто из сценаристов нужен под их задачи.
По-хорошему, каждому сценаристу нужен агент: он легко скажет заказчику то, что сложно вам, будет биться за деньги или ваши условия, пока вы думаете только про творчество, будет искать вам проекты и подходящие заказы. В России хороших сценарных агентов очень мало. Чаще всего они прикреплены к каким-то большим студиям и несут вам заказы только оттуда, соответственно, они думают одновременно и про ваши интересы, и про интересы студии. В итоге часто не очень понятно, за что вы платите двадцать процентов от своего гонорара. В то же время, если вы начинающий автор, найти агента — неплохое решение: в отличие от вас, он уже со всеми знаком и может решить, как лучше поступить с вашими идеями, кому их можно продать или хотя бы показать. Самое большое сценарное агентство в России — StarDust. Я с ними сотрудничала, все было довольно мило, но потом я ушла — все проекты, которыми я занимаюсь, приходят ко мне напрямую.
Агент нужен начинающим сценаристам, которые не знают, кому показать свой сценарий. Да, его услуги стоят около 15-20%, но при прочих равных — это хороший вариант.
Изменилось ли отношение к сценаристам в России?
Кажется, сейчас сценаристов начали чуточку больше уважать, возможно из-за популярности сериалов, в которых ведущую роль играют сценаристы-шоураннеры. Мне кажется, что невнимание и неуважение возникают из-за разобщенности цехов. В большинстве случаев сценарист, закончив работу над сценарием, отпочковывается от проекта и не участвует в съемках и в пост-продакшне. Есть исключения, но, как правило, в таких случаях сценаристы выступают еще и креативными-продюсерами или режиссерами.
Есть ощущение, что сценаристы в России становятся более значимыми фигурами, но я бы пока не сказал, что они вышли на передний план. Звездные авторы получают неплохие деньги, с ними подписывают эксклюзивные контракты, но, например, института шоураннеров, как в Голливуде, у нас пока нет.
То, что сценаристы начали выходить на первый план — достижение самих сценаристов, которые пытаются сформировать базовое представление об этике и сообществе. Все смотрят на Запад и видят, как там меняется это отношение, в первую очередь на телевидении и платформах. Все уже знают про шоураннеров и понимают, что у них больший вес, чем у режиссера. В России такое встречается крайне редко, но на телевидении есть шанс для изменения статуса сценариста, это открытая территория.
Должен ли современный сценарист сам себя активно продавать и продвигать?
Сценарист должен уметь говорить: довольно часто ему приходится убеждать в своей правоте соавторов, редакторов, продюсеров. Не всегда достаточно написать хорошую сцену, иногда нужно объяснить окружающим, что она значит, и почему нужна именно эта сцена, а не какая-нибудь другая. Умение продавать себя, продвигать, создавать бренд из собственного имени тоже важно, но все это не заменит мастерство кинодраматурга. Если встает вопрос — час писать сценарий или час писать пост в фейсбуке, который охарактеризует вас как маститого сценарного гуру, то лучше выбрать первое.
Если сценарист талантливый, то может быть интровертом, экстравертом, — кем угодно. Круто, когда работы говорят сами за себя. Другое дело, что сейчас все чаще проходят сценарные питчинги, где нужно уметь ярко подать и продать свою идею и сценарий. В целом, нужно просто понять, как превратить свою слабость в силу: не можете разговаривать, когда люди вокруг, — позовите детский хор, пусть он пропоет вашу сцену. Шучу, но нет.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram