Как учиться на сценариста

Как учиться на сценариста. uDXWSTSKXrD1lIkvIIly. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-uDXWSTSKXrD1lIkvIIly. картинка Как учиться на сценариста. картинка uDXWSTSKXrD1lIkvIIly.

Сценарист — это человек, который придумывает истории для фильмов, сериалов, компьютерных игр, рекламы и других произведений. Чтобы стать таким специалистом, недостаточно просто уметь писать. Нужно знать основы драматургии, понимать законы киноиндустрии, обладать талантом и невероятным терпением. Работа сценариста предполагает не только полёт фантазии, но и многочасовое переписывание исходного текста с учётом комментариев редактора, продюсера, режиссёра.

Краткая история и перспективы профессии сценарист

Как отдельная профессия, сценаристика (scenaristika) появилась позднее киноиндустрии. В конце XIX века сюжеты мультиков и фильмов были примитивными. Кинематографисты экранизировали анекдоты, песни, изображения из рукописей и гравюр.
В начале XX века создатели кино обратились к литературе. Однако адаптированием сюжетов долгое время занимались сами авторы книг, студенты и журналисты. Только в 30-х годах появились люди, которые стали писать сценарии к фильмам на профессиональной основе. Во многом этому способствовало улучшение качества звукозаписи. На смену немому кино пришли диалоги персонажей.
Сегодня сценаристика — это востребованная, престижная и высокооплачиваемая профессия. Кинокомпании постоянно находятся в поиске авторов, умеющих придумывать захватывающие истории. Производителям ТВ-шоу и сериалов нужны сценаристы, которые готовы работать в условиях строгого дедлайна и не выбиваться из формата канала.

Как учиться на сценариста. Pyw9Vri0qNE zyASWV8z. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-Pyw9Vri0qNE zyASWV8z. картинка Как учиться на сценариста. картинка Pyw9Vri0qNE zyASWV8z.

Внимание! Базовые навыки, необходимые для заработка на сценаристике, можно приобрести в процессе написания более простых произведений: постов, статей и книг. Поэтому, возможно, вам будут полезны наши материалы «Как стать писателем» и «Как стать блогером».

Какие знания, навыки и качества нужны человеку, чтобы стать сценаристом

Важно! Угодить такому количеству людей нелегко, поэтому часто работа над сценарием фильма растягивается на 1–2 года.

Только далёкие от киноиндустрии люди думают, что сценарное образование реально получить за короткий срок. Мол, достаточно посмотреть примеры чужих текстов, выложенных в открытый доступ. Однако сценаристика — это целая наука. Чтобы стать настоящим киносценаристом, автор должен изучить следующие области.

Где учиться сценаристике, и что необходимо для поступления на киносценариста

Стать сценаристами могут выпускники университетов, киношкол, выходцы из смежных профессий (журналисты, КВН-щики, редакторы) и даже люди без высшего образования. Каждый путь для входа в сценаристику имеет свои плюсы и минусы.

Как учиться на сценариста. a3LDOYKmxoH piomjUsz. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-a3LDOYKmxoH piomjUsz. картинка Как учиться на сценариста. картинка a3LDOYKmxoH piomjUsz.

Поступить в университет

Пример. Очное получение образования во ВГИКе на сценарно-киноведческом факультете на первом курсе в 2020 году стоит 470 400 рублей. А учиться бесплатно вряд ли получится, так как бюджетных мест всего 20.

Внимание! На собеседовании комиссия оценивает творческое мышление, кругозор, коммуникабельность и стрессоустойчивость абитуриента.

Стать учащимся школы кино

Киношкола — это частное учебное заведение, основанное опытными драматургами или режиссёрами. Учиться в ней нужно в среднем от 1 года до 3 лет. После окончания выдаётся сертификат, который формально не является дипломом о высшем образовании. Однако этот документ право поступить на работу в телестудии, кинокомпании, IT-компании, продюсерские центры, продакшн-агентства и другие организации развлекательной индустрии.

Важно! У каждой школы свои условия для поступления — указаны на сайтах. Одни проводят строгий отбор, требуя от претендентов показать примеры работ и пройти профессиональное собеседование. Другие заведения принимают учиться всех желающих.

Получить образование на краткосрочных курсах

Многие профессионалы скептически настроены по отношению к курсам, которые длятся 3–8 месяцев. Они считают, что нельзя стать киносценаристом за столь короткий срок. Однако такой формат обучения дает необходимую базу, которая позволяет в дальнейшем учиться сценаристике самостоятельно.

Интересно! Преподавательский состав не так важен. Не всегда из хороших сценаристов получаются талантливые преподаватели. И наоборот.

Проходить обучение на семинарах

Семинары — это закрытые мероприятия, посвящённые одной узкой теме в сценаристике. В среднем они длятся 1–5 дней. Ведущим может стать известный представитель киноиндустрии: сценарист, продюсер или режиссёр. Чтобы участвовать в таком мероприятии, нужно заплатить 2–20 тысяч рублей.
Посещение семинаров не поможет стать сценаристом фильмов с нуля. Такой формат образования больше ориентирован на авторов, которые уже работают по специальности, но хотят получить дополнительные знания, прокачать писательские навыки, зарядиться мотивацией или познакомиться с влиятельными людьми.

Как учиться на сценариста. QNj5Gl1EwWYnijDVaj6m. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-QNj5Gl1EwWYnijDVaj6m. картинка Как учиться на сценариста. картинка QNj5Gl1EwWYnijDVaj6m.

Внимание! Некоторые заведения, например, Высшая школа режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге, регулярно проводят бесплатные мастер-классы онлайн для новичков. Формат очень напоминает семинары.

Самостоятельно учить сценаристику с помощью книг и фильмов

Как учиться на сценариста. . Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-. картинка Как учиться на сценариста. картинка .

«Сценарные курсы — это ерунда. Там нужно учиться формулам, а формулы чертовски скучны. Поэтому мы каждую неделю получаем фильмы Marvel и DC, в которых заранее точно знаем, что произойдёт». Кинорежиссёр и сценарист Мартин Макдонах

Профессиональные обязанности сценариста

Как учиться на сценариста. . Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-. картинка Как учиться на сценариста. картинка .

Как поступить на работу и построить карьеру в сценаристике

Важно! Необязательно побеждать на питчинге, чтобы продать сценарий или поступить на работу. Нужно просто понравиться хотя бы одному продюсеру.

В сценаристике нет чёткой карьерной лестницы. Авторы ставят скорее финансовые цели. Если вас интересует стабильность, постарайтесь поступить на работу в студию, производящую сериалы и ТВ-шоу. А наиболее высокие гонорары платят кинокомпании (особенно зарубежные), но заказы оттуда приходят редко.

Как учиться на сценариста. NYfzBRhHNrWN2wiP54rc. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-NYfzBRhHNrWN2wiP54rc. картинка Как учиться на сценариста. картинка NYfzBRhHNrWN2wiP54rc.

Сколько зарабатывают сценаристы в небольших городах, Москве и за рубежом

Заработок сценариста зависит от того, где и как он работает. Так, столичные производители сериалов и ТВ-шоу платят своим сотрудникам 70–300 тысяч рублей в месяц. В рекламных, продакшн и event-агентствах Москвы авторы сценариев зарабатывают 30–120 тысяч рублей. В регионах зарплаты в 1,5–2 раза ниже.
Киностудии заказывают или покупают готовые сценарии. В зависимости от бюджета проекта сценарист может заработать 1–6 млн рублей за один фильм. За рубежом доходы талантливых писателей ещё выше. В среднем сценарий к фильму стоит 70–130 тысяч долларов. Кроме того, сценарист получает авторские отчисления с каждой продажи лицензии и кассовых сборов.

Как учиться на сценариста. MHPCWuTTYUYbSUrrygXD. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-MHPCWuTTYUYbSUrrygXD. картинка Как учиться на сценариста. картинка MHPCWuTTYUYbSUrrygXD.
Таким образом, стать сценаристом нелегко. Нужно учиться долгие годы без малейших гарантий на трудоустройство. Если вы справитесь с задачей, то сможете наслаждаться творчеством и зарабатывать большие деньги.

Источник

13 Бесплатных Курсов Сценаристов в 2022 году с Нуля до Уровня PRO.

В этой статье 🤫мы рассмотрим ТОП-13 Бесплатных Онлайн-Курсов Сценаристов для Начинающих Специалистов.

ТОП-3 Курсов Сценаристов с Нуля

1. «Бесплатные вебинары для сценаристов и писателей (Сценарная Мастерская)»

Без выдачи сертификата

Обучающая программа (с описания сайта): как написать сценарий? Упражнения для сценаристов и писателей. Ошибки сценаристов. Как писать диалоги в кино. Как создать главного героя. Обучение для сценаристов и писателей.

А также разборы идей, логлайнов, синопсисов и сценариев подписчиков! Марафоны логлайнов, диалогов и другие разговоры о кино! Как развить фантазию? Курсы для сценаристов, обучение для сценаристов и режиссеров, лекции, вебинары. Написание сценария. Как стать сценаристом?

На правах профессии «🔥СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО🔥»

Как учиться на сценариста. Obuchenie stsenarista. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-Obuchenie stsenarista. картинка Как учиться на сценариста. картинка Obuchenie stsenarista.

Дистанционный курс готовит специалистов в области сценарного дела. Эта программа подходит вам, если вы хотите научиться писать сценарии для игрового кино, сериалов, рекламных роликов и музыкальных клипов.

В результате обучения каждый студент получит профессиональное творческое портфолио из сценария к полнометражному фильму или сериалу, а также несколько сценариев к короткому метру.

Как учиться на сценариста. Kurs stsenarista s nulya. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-Kurs stsenarista s nulya. картинка Как учиться на сценариста. картинка Kurs stsenarista s nulya.

Что получит начинающий сценарист?

Майор Гром: Алексей Старченко, Антон Кузьмин — курс Режиссура монтажа. Дмитрий Гришков — Звукорежиссура. Рубен Григорян, Александр Ким — VFX 3D Artist. Максим Лопаткин —VFX: Compositing Artist

2. «Сценарист: 3 дня»

Как учиться на сценариста. Odin iz Kursov Stsenaristov. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-Odin iz Kursov Stsenaristov. картинка Как учиться на сценариста. картинка Odin iz Kursov Stsenaristov.

Без выдачи сертификата

Обучающая программа (с описания сайта): за время курса вы узнаете с чего начать и как развиваться дальше:

1 занятие

Плюсы и минусы профессии сценарист. Все, что нужно знать новичкам и любителям. В каких сферах нужно развиваться сценаристу, и какие личные качества необходимы будущему автору

2 занятие

Какие шансы у новичков и по каким причинам не у всех начинающих авторов получается стать профессионалами. Как пробить этот стеклянный потолок. Из каких этапов состоит разработка сценария

3 занятие

Стратегия – как повысить шансы начинающему сценаристу и организовать свой профессиональный рост. Основные факторы эволюции начинающего автора и самое главное – что делать дальше

3. «Как превратить замысел в сценарий фильма?»

Без выдачи сертификата

Обучающая программа (с описания сайта): проект «Поколение М» презентует новый урок режиссера Владимира Грамматикова!

Мэтр рассказывает, как придумать, проработать и оформить идею будущего фильма. Что такое зона конфликта? Как обходиться с длинными диалогами и лирическими отступлениями? Советы обязательно помогут тебе создать по-настоящему крутой сценарий на тему «Другом быть непросто».

5 Бесплатных Курсов Сценаристов для Новичков

1. «Как писать сценарий – советы Pixar»

Без выдачи сертификата

Обучающая программа (с описания сайта): компания Pixar всегда охотно делилась секретами создания мегапопулярных анимационных фильмов. Особое внимание они уделяют сценарию. Поэтому Майкл Арндт (сценарист, работавший над “Историей игрушек – 3”) в анимационном видео дал пошаговую инструкцию, как написать первый акт. Если вы не знаете, с чего начать – вам стоит посмотреть это видео.

2. «Жанр, стиль, формат. В чем различия? Сценарий.»

Без выдачи сертификата

Обучающая программа (с описания сайта): в производстве видео контента, будь то телевидение или кино, написание сценария является самой главной вещью. В сценарии важно все, сюжет, герои, диалоги, Смотрите наши видео уроки и почерпнете много интересной и полезной информации.

3. «Сценарий. Об изюминках Квентина Тарантино. / VideoForMe – видео уроки.»

Без выдачи сертификата

Обучающая программа (с описания сайта): стиль, структура, построение сценариев. Об изюминках Квентина Тарантино рассказывает преподаватель Санкт-Петербургской школы телевидения Анна Ганшина.

5. «Упражнения для сценаристов. Сценарий»

Без выдачи сертификата

Обучающая программа (с описания сайта): какие сто упражнений нужно выполнить, чтобы стать хорошим сценаристом.

Остальные Лучшие Курсы Обучения Сценаристов в 2022 году

1. «Киносценарий. Структура»

Без выдачи документа об окончании учёбы

Обучающая программа (с описания сайта): эта лекция о структуре киносценария. Идея – это некая формула, которая отличает каждый кадр фильма, каждую сцену. Она отвечает на вопрос, про что ваш фильм и почему вы решили его снять?

2. «Киносценарий. Персонажи»

Без выдачи документа об окончании учёбы

Обучающая программа (с описания сайта): в этой лекции речь пойдет о персонажах. Все мы смотрим кино и нам кажется, что ничего сложного в героях нет: люди как люди. Киносценарий — это, в первую очередь, история героя. В игровом кино в центре герой и люди, которые его окружают. Они называется «персонажи».

3. «Как написать сценарий | 7 шагов»

Без выдачи документа об окончании учёбы

Обучающая программа (с описания сайта): автор расскажет, как написать грамотный сценарий всего за 7 шагов.

4. «Сид Филд Сценарное мастерство 2014»

Без выдачи документа об окончании учёбы

Обучающая программа (с описания сайта): в данном руководстве можно создать свой первый киносценарий.

5. «5 советов начинающим сценаристам | Как стать сценаристом?»

Без выдачи документа об окончании учёбы

Обучающая программа (с описания сайта): в этом же ролике я хочу поделиться мыслями, которые, надеюсь, будут полезными тем, кто, несмотря ни на что, все-таки решится заняться этой профессией.

Хэй! Занимаюсь написанием полезных статей на своём блоге. Выжимаю из темы максимум, поэтому оставайся со мной! Ведь тебя ждёт путешествие в мир онлайн-обучения, финансов и саморазвития.

Не забудь подписаться, для тебя есть подарок.

Источник

«Во ВГИКе вас научат писать вымышленным языком из неснятых фильмов Тарковского». Куда сегодня идти начинающим сценаристам

Кто такие шоураннеры, зачем вам агент и к кому бежать с готовым сценарием

Как учиться на сценариста. 1160. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-1160. картинка Как учиться на сценариста. картинка 1160.Как учиться на сценариста. 280. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-280. картинка Как учиться на сценариста. картинка 280.

Как пра­ви­ло, по­сле пре­мье­ры филь­ма или се­ри­а­ла боль­шин­ство за­по­ми­на­ет име­на ак­те­ров, ре­жис­се­ра и ино­гда про­дю­се­ра. Про сце­на­ри­стов в Рос­сии чаще все­го за­бы­ва­ют. Речь идет не толь­ко о зри­те­лях, но и их кол­ле­гах по ки­но­це­ху. Прав­да, по­след­нее вре­мя ка­жет­ся, что си­ту­а­ция ме­ня­ет­ся — по­яв­ля­ет­ся все боль­ше кур­сов для сце­на­ри­стов, а успех неко­то­рых оте­че­ствен­ных се­ри­а­лов свя­зы­ва­ют имен­но с ра­бо­той над хо­ро­ши­ми ис­то­ри­я­ми. Спе­ци­аль­но для «Цеха» сце­на­рист­ка веб-се­ри­а­лов «Это я», «Я иду ис­кать», со­ав­тор ани­ма­ци­он­ных се­ри­а­лов «Оран­же­вая ко­ро­ва» и «Лекс и Плу» Ели­за­ве­та Сим­бир­ская спро­си­ла сво­их кол­лег, с чего на­чать тем, кто хо­чет пи­сать сце­на­рии для рос­сий­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа и те­ле­ви­де­ния. Лена Ва­ни­на, Люба Муль­мен­ко, Фи­липп Ко­ня­шов, Ан­тон Ток­то­нов и Ро­ман Кан­тор рас­ска­за­ли, где се­го­дня луч­ше учить­ся на сце­на­ри­ста, на ка­кую зар­пла­ту мож­но рас­счи­ты­вать и по­че­му не сто­ит пре­не­бре­гать услу­га­ми аген­та.

В 2013 году я окон­чи­ла ВГИК и по­лу­чи­ла ди­плом с ква­ли­фи­ка­ци­ей «дра­ма­тург». Сра­зу по­сле вы­хо­да из уни­вер­си­те­та я осо­зна­ла свою пол­ную непод­го­тов­лен­ность к ин­ду­стри­аль­ной ра­бо­те с ее до­го­во­ра­ми, пе­ре­го­во­ра­ми, опла­той, ав­тор­ски­ми пра­ва­ми. Эти во­про­сы мак­си­маль­но да­ле­ки от дра­ма­тур­гии, но кри­ти­че­ски важ­ны для ре­аль­ной жиз­ни и ра­бо­ты. Как на­чи­на­ю­щий сце­на­рист я ча­сто со­гла­ша­лась на ра­бо­ту без до­го­во­ра и меня об­ма­ны­ва­ли за­каз­чи­ки; я ни­че­го не зна­ла про свои ав­тор­ские пра­ва и пра­ва ра­бот­ни­ка ин­ду­стрии; про то, как дол­жен вы­гля­деть до­го­вор; сколь­ко сто­ит моя ра­бо­та; как мне об­щать­ся с про­дю­се­ра­ми; где ис­кать аген­та и ну­жен ли он; умест­но ли спра­ши­вать сце­нар­ные рас­цен­ки у кол­лег и по­че­му одни сце­на­ри­сты по­лу­ча­ют мил­ли­он руб­лей, а дру­гие пят­на­дцать ты­сяч; в чем раз­ни­ца меж­ду про­сто сце­на­ри­стом и по­явив­шим­ся чуть поз­же в ин­ду­стрии шо­уран­не­ром — сце­на­ри­стом/​​кре­а­тив­ным про­дю­се­ром, че­ло­ве­ком, ко­то­рый от­ве­ча­ет не толь­ко за текст, но и за его ре­а­ли­за­цию, вклю­ча­ет­ся в под­бор ак­те­ров, ре­жис­сер­ские рас­кад­ров­ки, фи­наль­ный мон­таж, под­бор му­зы­ки. Все эти зна­ния при­хо­ди­ли ко мне на прак­ти­ке и бла­го­да­ря са­мо­об­ра­зо­ва­нию.

Сей­час я ра­бо­таю с ани­ма­ци­он­ны­ми и веб-се­ри­а­ла­ми. В ани­ма­ции цены на­чи­на­ют­ся от 50 000 руб­лей за 7-10-ми­нут­ную се­рию, в веб-про­ек­тах от 15 000 руб­лей за пя­ти­ми­нут­ную се­рию.

У вас за­би­ра­ют все пра­ва, вы долж­ны всё и всем, вам не долж­ны ни­че­го, кро­ме сум­мы де­нег, раз­би­той на сто ку­соч­ков, ко­то­рые бу­дут вы­пла­чи­вать год и, воз­мож­но, ваше имя даже не по­явит­ся в тит­рах. Это про­бле­ма за­ко­но­да­тель­ства, из ко­то­рой вы­те­ка­ет про­бле­ма от­но­ше­ния к ав­то­рам. По­ме­ня­ет­ся за­кон — по­ме­ня­ет­ся от­но­ше­ние и, я уве­ре­на, ка­че­ствен­но воз­рас­тет ко­ли­че­ство хо­ро­ших сце­на­ри­ев.

Что­бы се­го­дняш­ним на­чи­на­ю­щим (и не толь­ко) сце­на­ри­стам было чуть про­ще ра­бо­тать в ин­ду­стрии, я за­да­ла во­про­сы про фак­ти­че­ские, а не твор­че­ские ас­пек­ты про­фес­сии несколь­ким уже опыт­ным ав­то­рам.

Где учить­ся на сце­на­ри­ста в Рос­сии? (И нуж­но ли во­об­ще это де­лать?)

Люба Муль­мен­ко, сце­на­рист филь­мов «Вер­ность», «Ком­би­нат «На­деж­да», «Как меня зо­вут», «Еще один год»

Я окон­чи­ла фил­фак, у меня нет про­филь­но­го ки­но­об­ра­зо­ва­ния, но если бы я сей­час хо­те­ла его по­лу­чить, по­шла бы в шко­лу до­ку­мен­таль­но­го кино Ма­ри­ны Раз­беж­ки­ной или Мос­ков­скую шко­лу кино.

Лена Ва­ни­на, сце­на­рист­ка се­ри­а­лов «Лон­дон­град», «Оп­ти­ми­сты», «Оп­ти­ми­сты-2», «По­след­ний Ми­нистр»

Сце­на­ри­сту точ­но не нуж­но идти во ВГИК. Сце­на­рист дол­жен чув­ство­вать сло­во, ди­на­ми­ку язы­ка, со­вре­мен­ное его зву­ча­ние. Во ВГИ­Ке вас на­учат пи­сать вы­мыш­лен­ным язы­ком из несня­тых филь­мов Тар­ков­ско­го. Это чу­до­вищ­но. Луч­ше пой­ти на фил­фак, мне ка­жет­ся. Там хотя бы нуж­но чи­тать мно­го хо­ро­ших книг и все вре­мя пи­сать. Чув­ство язы­ка фор­ми­ру­ет­ся луч­ше и без ад­ской пош­ло­сти в го­ло­ве. В Москве есть несколь­ко ки­но­школ: МШК, МШНК, «Ин­ду­стрия» и шко­ла Ма­ри­ны Раз­беж­ки­ной. Я не очень хо­ро­шо знаю, ка­ких сце­на­ри­стов вы­пус­ка­ют пер­вые три, но ду­маю, что для сце­на­ри­ста мо­жет быть очень по­лез­ным по­учить­ся у Раз­беж­ки­ной на до­ку­мен­та­ли­ста. Ты так близ­ко име­ешь дело с жиз­нью, с прав­дой, с фак­ту­рой, что из тебя вы­би­ва­ет­ся фальшь. А это, мне ка­жет­ся, са­мое глав­ное.

Филпп Ко­ня­шов, сце­на­рист, со­ав­тор се­ри­а­лов «Про­ект „Анна Ни­ко­ла­ев­на“» и «Го­голь»

Что­бы пи­сать сце­на­рии, нуж­на тео­ре­ти­че­ская база и опыт. В иде­а­ле дело не долж­но огра­ни­чи­вать­ся несколь­ки­ми го­да­ми в ки­но­шко­ле, есть смысл по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию на про­тя­же­нии всей ка­рье­ры. Сто­ит ли для это­го по­сту­пать куда-то? Не факт. По­сту­пать нуж­но, что­бы по­зна­ко­мить­ся с дру­ги­ми сту­ден­та­ми, по­тен­ци­аль­ны­ми бу­ду­щи­ми со­ав­то­ра­ми, за­каз­чи­ка­ми и еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми.

Ро­ман Кан­тор, сце­на­рист се­ри­а­лов «Эпи­де­мия», «Мерт­вое озе­ро», филь­ма «Се­реб­ря­ные конь­ки»

Не сто­ит ожи­дать от об­ра­зо­ва­ния, что оно сде­ла­ет тебя со­сто­яв­шим­ся сце­на­ри­стом. Это лишь по­вод за­нять­ся про­фес­си­ей. Мне ка­жет­ся, сей­час наи­бо­лее сим­па­тич­но вы­гля­дят кур­сы в ки­но­шко­ле «Ин­ду­стрия» и в «Мос­ков­ской шко­ле кино». На­счет ВГИ­Ка есть ощу­ще­ние, что там очень дол­гое об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое ско­рее об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ное, но пло­хо ори­ен­ти­ро­ван­ное на ин­ду­стрию.

Ан­тон Ток­то­нов, глав­ный ре­дак­тор сту­дии «Нон-Стоп Про­дакшн»

На­учить пи­сать сце­на­рии невоз­мож­но, это­му мож­но толь­ко на­учить­ся. На соб­ствен­ном опы­те. При этом тео­ре­ти­че­ская база, ко­неч­но, не по­ме­ша­ет. Ее мож­но по­лу­чить как из спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ры, так и в ки­но­шко­лах, ко­то­рых сей­час до­воль­но мно­го. Глав­ное — смот­реть мно­го филь­мов и се­ри­а­лов, ста­рых и но­вых. При пра­виль­ной, ана­ли­ти­че­ской оп­ти­ке про­смот­ра это очень по­мо­га­ет. На­смот­рен­ность — необ­хо­ди­мое усло­вие для овла­де­ния про­фес­си­ей.

Как учиться на сценариста. 860. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-860. картинка Как учиться на сценариста. картинка 860.

Как пе­ре­стать пи­сать в стол и на­чать про­да­вать свои сце­на­рии?

Если вы на­чи­на­ю­щий ав­тор, са­мое пра­виль­ное ре­ше­ние — не про­бо­вать сра­зу про­дать за­яв­ку за огром­ные день­ги или ждать, ко­гда про­дю­се­ры ку­пят у вас идею. На­пи­ши­те сце­на­рий це­ли­ком. Да, сна­ча­ла в стол. Зато так про­дю­сер сра­зу ви­дит, с чем вы при­шли, и даже если у вас до это­го не было ни­ка­ких ра­бот, но сце­на­рий кру­той, его ку­пят. Или ку­пят идею, а по­том от­да­дут ее кому-то из сво­их ав­то­ров. На­пи­сать хо­ро­ший сце­на­рий слож­но, ско­рее все­го, при­дет­ся его пе­ре­пи­сы­вать мно­го раз, что, кста­ти, ни­че­го пло­хо­го не озна­ча­ет, это нор­маль­но.

Нуж­но пи­сать то, что мо­жет за­ин­те­ре­со­вать за­каз­чи­ков, ис­кать на них вы­хо­ды, за­во­дить зна­ком­ства. Мож­но про­сто от­пра­вить имейл на ад­рес ка­ко­го-ни­будь про­дакш­на. Про­дю­се­ры дей­стви­тель­но ждут, что в один пре­крас­ный день им при­дет пи­лот но­вой се­ри­аль­ной бом­бы.

Мож­но участ­во­вать в пит­чин­гах, уро­вень ко­то­рых у нас в стране по­сте­пен­но рас­тет; рас­сы­лать пись­ма на сту­дии, ре­дак­то­рам и про­дю­се­рам; на­ла­жи­вать лич­ные кон­так­ты или де­ле­ги­ро­вать это аген­там (этот ин­сти­тут у нас, к со­жа­ле­нию, не очень раз­вит). В этом во­про­се хо­ро­шо ра­бо­та­ют как раз шко­лы, ко­то­рые по­мо­га­ют ав­то­рам и сту­ди­ям на­хо­дить друг дру­га.

Если сце­на­рий уже на­пи­сан, его мож­но пред­ста­вить на раз­ных пит­чин­гах и сце­нар­ных кон­кур­сах. Еще один спо­соб: кон­так­ти­ро­вать с про­дю­се­ра­ми, ре­дак­то­ра­ми сту­дий. От­прав­лять на об­щую сту­дий­ную по­чту сце­на­рий — са­мый ба­зо­вый спо­соб, но я бы все-таки по­пы­тал­ся най­ти лю­дей, ко­то­рые зна­ют тех, кто мо­жет по­со­ве­то­вать ваш сце­на­рий. Для это­го надо по­ка­зы­вать его то­ва­ри­щам, дру­зьям, свя­зан­ным с ин­ду­стри­ей.

Ка­кая сред­няя зар­пла­та сце­на­ри­ста с Рос­сии?

Два ос­нов­ных фак­то­ра, ко­то­рые вли­я­ют на го­но­рар: филь­мо­гра­фия (то есть ре­пу­та­ция) ав­то­ра и бюд­жет кар­ти­ны. Я пишу в ос­нов­ном сце­на­рии пол­но­мет­раж­ных ав­тор­ских филь­мов, и це­но­вой раз­бег тут очень боль­шой. В раз­ное вре­мя на раз­ных про­ек­тах я по­лу­ча­ла за сце­на­рий и 200 ты­сяч руб­лей, и два мил­ли­о­на. Я могу со­гла­сить­ся ра­бо­тать за чет­верть сво­ей нор­маль­ной став­ки, если мне очень нра­вит­ся ре­жис­сер и если я по­ни­маю, что де­нег на кино объ­ек­тив­но мало.

Еди­ных стан­дарт­ных ста­вок для рын­ка нет. Фак­то­ров, вли­я­ю­щих на це­но­об­ра­зо­ва­ние, очень мно­го. Ба­зо­во, по мо­е­му опы­ту, сто­и­мость сце­на­рия для ча­со­вых днев­ных шоу— при­мер­но от 100 ты­сяч за се­рию, для ча­со­вых ве­чер­них — от 200 ты­сяч, для пол­но­мет­раж­но­го кино — от 500 ты­сяч руб­лей. Это ниж­ние гра­ни­цы, а верх­них по­чти не су­ще­ству­ет. На про­ек­тах, ко­то­рые де­ла­ем мы, став­ки в сред­нем выше.

Точ­но от­ве­тить на этот во­прос до­воль­но слож­но. Мож­но по­лу­чить за пол­ный метр семь мил­ли­о­нов руб­лей, мож­но два, а мож­но 600 ты­сяч. То же са­мое с се­ри­а­ла­ми. За­ви­сит это от кучи фак­то­ров: от ва­ше­го име­ни, от про­дю­се­ров, от бюд­же­та про­ек­та.

Как учиться на сценариста. 860. Как учиться на сценариста фото. Как учиться на сценариста-860. картинка Как учиться на сценариста. картинка 860.

Ну­жен ли сце­на­ри­сту в Рос­сии агент и где его ис­кать?

От­ве­чу на этот во­прос как глав­ный ре­дак­тор сту­дии — че­ло­век, ко­то­рый смот­рит на ки­но­про­цесс с дру­гой сто­ро­ны бар­ри­кад: к со­жа­ле­нию, агент ну­жен сце­на­ри­сту в Рос­сии се­го­дня толь­ко для ре­ше­ния со­пут­ству­ю­щих за­дач — бух­гал­тер­ских, юри­ди­че­ских и т. п. При­ме­ров твор­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия аген­та и сце­на­ри­ста я, увы, не знаю, но хо­те­лось бы, что­бы они были, что­бы аген­ты под­ска­зы­ва­ли ав­то­рам, что пи­сать, а сту­ди­ям — кто из сце­на­ри­стов ну­жен под их за­да­чи.

По-хо­ро­ше­му, каж­до­му сце­на­ри­сту ну­жен агент: он лег­ко ска­жет за­каз­чи­ку то, что слож­но вам, бу­дет бить­ся за день­ги или ваши усло­вия, пока вы ду­ма­е­те толь­ко про твор­че­ство, бу­дет ис­кать вам про­ек­ты и под­хо­дя­щие за­ка­зы. В Рос­сии хо­ро­ших сце­нар­ных аген­тов очень мало. Чаще все­го они при­креп­ле­ны к ка­ким-то боль­шим сту­ди­ям и несут вам за­ка­зы толь­ко от­ту­да, со­от­вет­ствен­но, они ду­ма­ют од­но­вре­мен­но и про ваши ин­те­ре­сы, и про ин­те­ре­сы сту­дии. В ито­ге ча­сто не очень по­нят­но, за что вы пла­ти­те два­дцать про­цен­тов от сво­е­го го­но­ра­ра. В то же вре­мя, если вы на­чи­на­ю­щий ав­тор, най­ти аген­та — непло­хое ре­ше­ние: в от­ли­чие от вас, он уже со все­ми зна­ком и мо­жет ре­шить, как луч­ше по­сту­пить с ва­ши­ми иде­я­ми, кому их мож­но про­дать или хотя бы по­ка­зать. Са­мое боль­шое сце­нар­ное агент­ство в Рос­сии — Star­Dust. Я с ними со­труд­ни­ча­ла, все было до­воль­но мило, но по­том я ушла — все про­ек­ты, ко­то­ры­ми я за­ни­ма­юсь, при­хо­дят ко мне на­пря­мую.

Агент ну­жен на­чи­на­ю­щим сце­на­ри­стам, ко­то­рые не зна­ют, кому по­ка­зать свой сце­на­рий. Да, его услу­ги сто­ят око­ло 15-20%, но при про­чих рав­ных — это хо­ро­ший ва­ри­ант.

Из­ме­ни­лось ли от­но­ше­ние к сце­на­ри­стам в Рос­сии?

Ка­жет­ся, сей­час сце­на­ри­стов на­ча­ли чу­точ­ку боль­ше ува­жать, воз­мож­но из-за по­пу­ляр­но­сти се­ри­а­лов, в ко­то­рых ве­ду­щую роль иг­ра­ют сце­на­ри­сты-шо­уран­не­ры. Мне ка­жет­ся, что невни­ма­ние и неува­же­ние воз­ни­ка­ют из-за раз­об­щен­но­сти це­хов. В боль­шин­стве слу­ча­ев сце­на­рист, за­кон­чив ра­бо­ту над сце­на­ри­ем, от­поч­ко­вы­ва­ет­ся от про­ек­та и не участ­ву­ет в съем­ках и в пост-про­дакшне. Есть ис­клю­че­ния, но, как пра­ви­ло, в та­ких слу­ча­ях сце­на­ри­сты вы­сту­па­ют еще и кре­а­тив­ны­ми-про­дю­се­ра­ми или ре­жис­се­ра­ми.

Есть ощу­ще­ние, что сце­на­ри­сты в Рос­сии ста­но­вят­ся бо­лее зна­чи­мы­ми фи­гу­ра­ми, но я бы пока не ска­зал, что они вы­шли на пе­ред­ний план. Звезд­ные ав­то­ры по­лу­ча­ют непло­хие день­ги, с ними под­пи­сы­ва­ют экс­клю­зив­ные кон­трак­ты, но, на­при­мер, ин­сти­ту­та шо­уран­не­ров, как в Гол­ли­ву­де, у нас пока нет.

То, что сце­на­ри­сты на­ча­ли вы­хо­дить на пер­вый план — до­сти­же­ние са­мих сце­на­ри­стов, ко­то­рые пы­та­ют­ся сфор­ми­ро­вать ба­зо­вое пред­став­ле­ние об эти­ке и со­об­ще­стве. Все смот­рят на За­пад и ви­дят, как там ме­ня­ет­ся это от­но­ше­ние, в первую оче­редь на те­ле­ви­де­нии и плат­фор­мах. Все уже зна­ют про шо­уран­не­ров и по­ни­ма­ют, что у них боль­ший вес, чем у ре­жис­се­ра. В Рос­сии та­кое встре­ча­ет­ся крайне ред­ко, но на те­ле­ви­де­нии есть шанс для из­ме­не­ния ста­ту­са сце­на­ри­ста, это от­кры­тая тер­ри­то­рия.

Дол­жен ли со­вре­мен­ный сце­на­рист сам себя ак­тив­но про­да­вать и про­дви­гать?

Сце­на­рист дол­жен уметь го­во­рить: до­воль­но ча­сто ему при­хо­дит­ся убеж­дать в сво­ей право­те со­ав­то­ров, ре­дак­то­ров, про­дю­се­ров. Не все­гда до­ста­точ­но на­пи­сать хо­ро­шую сце­ну, ино­гда нуж­но объ­яс­нить окру­жа­ю­щим, что она зна­чит, и по­че­му нуж­на имен­но эта сце­на, а не ка­кая-ни­будь дру­гая. Уме­ние про­да­вать себя, про­дви­гать, со­зда­вать бренд из соб­ствен­но­го име­ни тоже важ­но, но все это не за­ме­нит ма­стер­ство ки­но­дра­ма­тур­га. Если вста­ет во­прос — час пи­сать сце­на­рий или час пи­сать пост в фейс­бу­ке, ко­то­рый оха­рак­те­ри­зу­ет вас как ма­сти­то­го сце­нар­но­го гуру, то луч­ше вы­брать пер­вое.

Если сце­на­рист та­лант­ли­вый, то мо­жет быть ин­тро­вер­том, экс­тра­вер­том, — кем угод­но. Кру­то, ко­гда ра­бо­ты го­во­рят сами за себя. Дру­гое дело, что сей­час все чаще про­хо­дят сце­нар­ные пит­чин­ги, где нуж­но уметь ярко по­дать и про­дать свою идею и сце­на­рий. В це­лом, нуж­но про­сто по­нять, как пре­вра­тить свою сла­бость в силу: не мо­же­те раз­го­ва­ри­вать, ко­гда люди во­круг, — по­зо­ви­те дет­ский хор, пусть он про­по­ет вашу сце­ну. Шучу, но нет.

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис — в на­шем In­sta­gram

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *