как учитель готовится к уроку истории
Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)
Каждый раз, начиная работать с пятиклассниками и видя огонёк интереса в их глазах, я задумываюсь над тем, что мне сделать, чтобы этот огонёк в глазах моих непосед горел как можно дольше… Ведь не секрет, что работать с малышами гораздо сложнее, чем со старшеклассниками хотя бы потому, что постоянно приходится отвечать на их нескончаемые вопросы. А иногда и сдерживать буйную фантазию. А почему, собственно говоря, сдерживать фантазию? Почему бы не повернуть её и бурный темперамент своих воспитанников в “мирное русло”? Ведь ни для кого из педагогов не является секретом, что в возрасте 9-10 лет у детей ещё преобладает наглядно-образное мышление. Именно к этим ученикам, как к никому другому, подходит поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Именно в этом возрасте дети с удовольствием играют, и через игру быстрее и легче усваивают новые знания.
Поэтому, готовясь к каждому уроку, я стараюсь продумать его проведение так, чтобы у детей к концу урока появлялось желание заглянуть дома в учебник и с нетерпением ждать следующей встречи с её величеством Историей.
В последнее время появилось множество разработок игровых уроков. И это замечательно! Например, очень интересным, на мой взгляд, является пособие для учителя М.Л. Несмеловой и А.Ю. Несмелова “Конспекты уроков для учителя истории. История Древнего мира” 2003 года издания. Здесь на каждую тему предлагается два варианта проведения урока. Много игровых уроков, уроков-путешествий, уроков-викторин и т.д. Однако надо помнить, что каждый урок необходимо выстраивать с учётом особенностей данного класса, да и возможностей самого учителя.
Я хотела бы поделиться с молодыми коллегами тем, как я выстраиваю работу с учениками, начиная изучения курса истории.
В пятом классе определённую трудность вызывает работа с понятиями. Начиная курс, я предлагаю ребятам самим попробовать ответить на вопрос: “Что такое история?” Мы говорим о том, что у каждого человека есть собственная история, которая называется “жизнь”. Затем мы выясняем, что из историй отдельных людей складывается история семей, родов, городов, государств и т.д. Таким образом, в процессе рассуждений мы вместе с детьми подходим в выводу о том, что же такое “история” как научное понятие. В процессе нашей беседы я стараюсь говорить как можно меньше, наводя детей на необходимые выводы, поэтому у них складывается мнение, что они это уже знают, и работа с понятием у них не вызывает трудности. Таким же образом мы работаем над понятиями “род”, “родовая община”, “соседская общине”, “племя”, “государство” и т.д.
Работая с хронологией, я использую карточки, на которых дети сами пишут наиболее важные даты для запоминания. На каждом уроке мы проводим “хронологический диктант”. Я прошу детей на называемое мною событие поднять карточку с нужной датой. Поскольку это проходит в игровой форме, то ребята не расценивают мои вопросы как опрос и не боятся. Когда количество дат становится значительным, то мы проводим маленькие “хронологические бои”. Для этого класс делится на группы и им предлагается задавать вопросы друг другу. Та группа, которая задаст наибольшее количество вопросов –дат, получает бонусы, которые в конце урока превращаются в оценки. (Как правило это только хорошие оценки.)
Надо отметить, что к подобным урокам дети готовятся заранее. Этот принцип деления класса на группы (“пятёрки”) впоследствии очень помогает, т.к. я использую его для групповой работы и для подготовки и проведения семинаров в старших класса. С другой стороны, деление класса на группы позволяет объединять сильных учеников с более слабыми, тем самым заставляя и их готовиться к урокам. Более того, каждый ученик при такой работе обязательно должен работать, поскольку от работы каждого зависит результат всей группы.
История Древнего мира является очень интересным курсом. Его изучение сопровождается выполнением различного вида творческих заданий. Например, при изучении первобытного общества, пятиклассникам предлагается составить кроссворд о жизни и занятиях первобытных людей, изготовить поделку, написать рассказ от первого лица и т.д. Начиная изучение истории Древней Греции и Древнего Рима, я предлагаю своим ученикам опережающее задание. Они должны изобразить любой миф (по своему выбору) в виде комиксов и сдать в определённый срок. Для тех, кто совсем не умеет рисовать, предлагается составить коллаж или с кем-то объединиться. Причём эти задания не являются обязательными. С моей точки зрения, ребят не следует заставлять, необходимо поощрять, высказывая уверенность в том, что у них обязательно всё получится и их работы ещё долго будут украшать кабинет. В классе, где я являюсь классным руководителем, я сохраняю все творческие работы своих выпускников в их личных “Папках достижений”, которые являются для них моим подарком по окончании школы, так называемым “приветом из детства”.
Ещё одно направление в работе с пятиклассниками, которому я уделяю много внимания, – работа с тетрадями. Все записи, которые дети делают в тетради, я обязательно делаю на доске, обращая внимание на грамотность. К этому я пришла не сразу. С начала не обращала внимание на записи в тетради. Но столкнулась с тем, что дети делают огромное количество ошибок, не понимая, почему на уроках истории надо писать грамотно. Практически всё первое полугодие я работаю на доске вместе с ними, пока не увижу, что дети выполняют все требования по ведению тетради. На собственном опыте я убедилась, что при таком подходе к данному вопросу снимаются многие проблемы, всплывающие в старшей школе.
Проработав в школе 25 лет, я ясно поняла, что самым трудным для учителя является именно первый год работы по предмету, поскольку именно тогда закладываются наши успехи и разочарования в будущем. А ещё мне хочется предостеречь моих начинающих коллег – будьте очень осторожными с порицаниями и жесткой оценкой ребёнка на уроке. Помните, что он только учится! А то, чему и как он научится, зависит только от нас, учителей! Выставляя ребёнку двойку, мы фактически, выставляем её себе. Это значит, мы не сумели найти к нему подход, заинтересовать своим предметом. И спрашивать мы должны в первую очередь с себя, а не с ребёнка!
Желаю вам творческих успехов, терпения и уважения ваших учеников!
Лайфхаки от учителя: как эффективно преподавать и изучать историю
Почему стоит отменить ЕНТ, чаще рисовать и разыгрывать сценки на уроках истории рассказывает Айгуль Иманбековна Ниязбекова — преподаватель в столичной школе-гимназии №75.
Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан
Мы запускаем серию материалов о том, в котором рассказываем на примере учителей, как вдохнуть новую жизнь в предметы из школьной программы.
В этом материале Айгуль Иманбековна Ниязбекова, преподаватель истории в столичной школе-гимназии №75, делится советами о том, как превратить изучение предмета в интересный процесс.
История — развивающаяся наука. Каждый год проводятся новые открытия, поднимаются архивные данные. Это меняет взгляд ученых на историю. Завтра историю могут переиграть и преподнести в другом ракурсе.
В этом предмете есть белые пятна и темы, которые намеренно не изучаются. Например, голодомор в 30-х годах в Казахстане.
История связана с политикой, из-за этого она испытывает давление от той или иной действующей власти.
Можно сказать, что это самая распространенная проблема в изучении истории. Решить проблему «белых пятен» можно лишь изучением. Для этого стоит вкладываться в гуманитарные исследования, также как в технические. А проблема политизированности истории будет существовать всегда.
О том, чего нужно придерживаться учителям и ученикам
История — такая наука, где на любую тему есть сотни мнений ученых и исследователей, которые могут быть как схожими, так и полярными.
Поэтому учителям нужно оставаться максимально объективными при преподнесении любой спорной темы в истории.
Метод, который наглядно поможет ученикам посмотреть на проблему со всех сторон называется «Три угла». Класс делится на три группы, которые образуют треугольник. Группы сменяют друг друга в разных углах, а вместе с этим и позицию по теме, которую сейчас изучают.
Например, один угол это «за», другой «против», а третий — «нейтральный».
Так можно посмотреть, почему освоение целины было плохим решением для развития казахстанских школ, а хорошим для развития экономики СССР или на что это событие никак не повлияло.
Сначала может показаться, что хороших или плохих сторон у того или иного события нет, но для того, чтобы отстаивать свою позицию, ученики будут еще глубже вникать в материал и сильнее анализировать влияние события как на историю Казахстана, так и на историю в целом.
Ученикам стоит вникать в материал, потому что без теоретических знаний сложно будет выдвинуть какие-либо суждения.
Интересоваться историей — интересоваться всем вокруг. Например, попробуйте узнать почему улица, на которой вы живете, называется именно так или почему памятник Виктору Цою стоит именно в алматинском парке на улице Тулебаева.
О том, что нужно изменить в системе образования
В системе образования уже сегодня произошли положительные перемены. Например, с этого года программа истории для старшеклассников кардинально изменилась: теперь это не просто повторение с 5 по 9 класс, а детальное изучение подтем, которые изучались поверхностно.
Например, старшеклассники будут изучать понятие цивилизации и читать больше аналитических и исследовательских материалов на эту тему.
«Я против ЕНТ»
Это то, что следует менять в системе образования. ЕНТ по истории — это сплошная зубрежка. В последние годы начали появляться вопросы на логику: например, ученикам предлагают прочесть отрывок из приказа и понять, кем он был составлен или к какому периоду относится. Но таких вопросов только один или два.
Пример вопроса на логику. Источник: itest.kz
ЕНТ — неэффективная проверка и ненадежный показатель знаний учеников, который сломал судьбу многим детям.
О методах, которые стоит внедрять
Методика, которой я придерживаюсь не нова и не была создана лично мною. Во время прохождения различных курсов повышения квалификации, учебы в университете, общения с местными и зарубежными преподавателями, я выбирала действующие методы и модернизировала их для современных учеников.
Главное, чего я придерживаюсь в преподавании истории — давать ученикам возможность больше думать.
Для этого использую различные методы анализа прочитанного материала. Например, интеллектуальные карты, которые так любят составлять дети, особенно ученики среднего звена.
Фишбоун — это скелет рыбы, в голове которой дети прописывают проблему, а по сторонам скелете прописывают причины и последствия, в хвосте нужно прописать итог.
Схематичное запоминание направлено на то, чтобы дети научились вкладывать главную мысль в краткий тезис. Если ученик может объяснить тему в двух словах, значит он ее понял.
Ни один метод не будет работать без собственной заинтересованности преподавателя в своем предмете. Часто наблюдаю, как учителя, особенно по истории, заставляют учеников пересказывать тексты, смысла которых они не понимают.
Лайфхаки для учителей: как легко научить истории
Подготовка учителя к уроку истории
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
· четко определить и сформулировать для себя его тему;
· определить место темы в учебном курсе;
· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
3.Спланировать учебный материал
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
· как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
Формальная часть выглядит так:
Последовательность отдельных этапов урока.
1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики.
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Советы молодым учителям истории
Советы молодым учителям истории.
Знание, только знание делает человека свободным и великим.
1. К каждому уроку нужно тщательно готовиться, писать расширенные урочные планы, несмотря на педагогический стаж и опыт работы. Желательно готовиться не в школе в свободное время, а дома, в спокойной обстановке, обдумывая заранее сценарий урока.
2. Тематические планы должны соответствовать программе, если учебников в школе не хватает, учитель должен самостоятельно выбрать наиболее оптимальный вариант выхода из затруднительного положения, чтобы ни один ученик не остался без учебника.
3. Обязательно необходимо начинать урок с приветствия, потому что брошенное в сторону детей учительское «садитесь» может испортить урок с самого начала.
4. Нужно добиться от учащихся сознательной дисциплины не только на уроке, в школе, но и за её пределами, убедить их поступать так не за страх, а за совесть.
5. Необходимо контролировать соблюдение детьми единых правил для учащихся, обеспечить наличие на партах всего необходимого для данного предмета, чтобы учебно – письменные принадлежности лежали в порядке и не было ничего лишнего, что могло бы помешать уроку.
6. Вначале урока учителю нужно поставить чёткую цель на весь урок, чтобы учащиеся не задавали потом много вопросов. Они должны ясно себе представлять, чем будут заниматься в ближайшие 45 минут.
7. Урок в течение всего урока нужно вести стоя, если позволяет здоровье и держать всех учащихся в поле зрения так, чтобы у них не было шансов нарушить дисциплину или заняться посторонними делами.
8. Поведение учителя должно быть безупречным. Он должен быть аккуратно одет, каждый раз перед тем, как пойти к детям проверить свой внешний вид, иначе они на уроке не будут внимательно слушать рассказ учителя, а будут обсуждать его изъяны.
9. Требовательность к учащимся должна сочетаться с справедливостью, вниманием и заботой, чтобы у них не создалось ощущение, что у учителя есть свои «любимчики». Относиться к каждому из них нужно как к своему ребёнку.
10. Нужно проявлять интерес учащихся к каждой теме, добиваться их активного участия, чтобы не было ни одного равнодушного на уроке, используя для этого разнообразные методы привлечения внимания пассивных к происходящему.
11. Так как ни в одном классе нет одинаковых по своим способностям учеников, педагогу следует найти к каждому из них дифференцированный подход. И сильным и слабым учащимся задание нужно давать соответственно их умственным и физическим способностям.
12. Речь учителя должна быть грамотной, спокойной, доступной и понятной каждому ученику. Урок истории нужно вести исключительно на русском языке и того же требовать от учащихся. Ни в коем случае нельзя высказывать непродуманные фразы или приводить неудачные примеры.
13. Урок должен быть плотным, ни одной минуты нельзя терять даром. Темп ведения урока нужно разнообразить, объяснять материал то быстро, то медленно, чуть громче и чуть тише, чтобы не было монотонности каждодневной работы учебно – воспитательного процесса.
14. Формы опроса должны быть разнообразными. Самое пристальное внимание уделить индивидуальному опросу у доски или с места, проводить карточные работы на листочках и на доске, фронтальный опрос всего класса и находить ответы на вопросы в конце темы или главы.
15. Чтобы у учащихся не было ощущения несправедливости, оценки им нужно ставить вовремя, мотивируя их убедительными комментариями.
16. Необходимо всемерно поддерживать активное участие детей на каждом уроке, всячески поддерживать и поощрять любое проявление интереса к Вашему предмету. Нельзя скупиться на похвалы, которые тоже нужно преподносить с умом.
17. Новую тему при объяснении нужно связывать с пройденной, плавно переходить от одной главы к другой, выделять самое главное, необходимые записи делать на доске и в тетрадях.
18. Перед учащимися нужно ставить проблемные вопросы, заставляющие их думать, иметь собственное мнение по тому или иному вопросу, а не слепо копировать рассказ учителя или зубрить книжные слова.
19. На каждом уроке использовать имеющуюся наглядность, технические средства обучения (компьютер, ДВД, диафильмы, диапозитивы, кинокольцовки и др.), учебные иллюстрации, которые должны дать дополнительную информацию к рассказу учителя. Однако при использовании ТСО время урока нужно распределить рационально, чтобы не навредить и получить желаемый результат.
20. Систематически нужно работать с учебником, уделять самое пристальное внимание выразительному, грамотному чтению учащимися необходимых выдержек из темы, умению работать с историческими источниками, разнообразными схемами, напоминая о важности самостоятельной работы дома с различной литературой.
21. Тетради по истории желательно оставлять общие в клетку, там отдельные страницы в конце должны быть выделены историческому словарю и историческим датам. В четверть один раз тетради нужно проверять, исправлять ошибки и выставлять оценки за ведение тетради с необходимыми замечаниями.
23. Нужно добиваться того, чтобы дети задавали непонятные вопросы по домашнему заданию или во время объяснения новой темы, а не делали вид, что всё знают и понимают. Если учитель не знает ответа на поставленный вопрос, то ни в коем случае нельзя давать приблизительный или неверный ответ, а честно признаться и обещать найти и ответить позже.
24. Не должно быть ни одного урока по истории без воспитательных моментов. Повсеместно нужно проводить работу по нравственному, патриотическому, физическому, трудовому, правовому, эстетическому воспитанию, нужно сформировать личности, достойных граждан, которыми будут гордиться не только близкие и друзья, но и потомки.
25. Большое внимание должно быть уделено работе с картами у доски, в учебниках, в других кабинетах. Сравнивать исторические карты с физическими, географическими, контурными, учить вовремя находить необходимые страны и города, горы и реки т. д.
26. Систематически нужно опрашивать исторические термины и даты, которые учащиеся должны знать наизусть. Опрос производится как индивидуальный ответ у доски, так и как отдельная контрольная работа. Поскольку исторических дат и терминов великое множество, следует выбирать самые главные.
27. Время от времени нужно проводить контрольные работы по пунктам заданной на дом темы, как на листочках, так и в тетрадях с исправлением ошибок, ибо борьба за грамотность является обязанностью каждого учителя.
28. Систематически учить старшеклассников работать с историческими документами, как в учебнике, так и в отдельных экземплярах, объясняя важность изучения первоисточников для объективного исследования проблемной темы.
29. Каждая тема из прошедшей истории человечества должна быть связана с современной жизнью, потому что сравнивая различные периоды развития общества учащиеся будут стараться делать объективные выводы для себя.
30. В течение всего урока учитель должен иметь контакт со всем классом, проверяя, насколько они внимательно слушают его, задавая неожиданные вопросы и требуя повторения сказанного.
31. В конце урока следует обязательно закрепить прошедший на уроке материал, убедившись в том, что учащиеся поняли новую тему. Постановку вопросов разнообразить, отвечать на вопросы в конце темы или главы. При возникновении вопросов к учителю, предоставлять возможность самим учащимся ответить на них.
32. В месяц или в четверть один раз необходимо провести повторительно – обобщающий урок в сочетании с фронтальным опросом. Учащихся нужно научить выбирать из пройденного материала самое главное, акцентировать их внимание на причинно – следственные связи.
33. Домашнее задание нужно написать на доске вовремя, объяснить его подробно, учитывая способности дать более сложные задания сильным учащимся, а слабым – посильные. Задания можно дать разнообразные ( составление таблиц, схем, ответить на вопросы в конце темы, описание биографии какого – нибудь исторического деятеля ) и, конечно же, с обещанием соответствующего поощрения за труд.
34. Поскольку от природы не все дети являются способными и не могут осилить существующую программу, то учителю необходимо отдельно работать со слабыми учащимися, как на уроке, так и после окончания занятий. Им нужно дать простые, соответствующие их умственному и физическому уровню задания и обязательно похвалить, поощрить любое, даже самое мелочное рвение детей.
35. Задействовать как можно больше учащихся в участие в историческом и краеведческом кружках, вместе с ними заниматься изучением истории родного края, обычаев и традиций его жителей, исследовательской деятельностью, совершать экскурсии к памятным историческим местам.
36. Выступать с интересными беседами с использованием разнообразной наглядности перед учащимися всей школы, проводить различные конкурсы, викторины, исторические брейн – ринги, КВН, в год один раз проводить в школе неделю истории.
37. Необходимо оформить кабинет истории так, чтобы и учителю и учащимся приятно было заходить туда каждый день. Во всём помещении должна быть вывешена разнообразная, необходимая учащимся всех классов, наглядность, в том числе и самодельная.
38. В отдельную папку изо дня в день нужно собирать дополнительный материал из газет и журналов, привлекая к этой работе детей и пользоваться им при подготовке к уроку.
39. Постоянно прививать любовь к истории родного села, района, республики, нашей Родины – России, совершать экскурсии в школьный музей, изучать жизнь и трудовую деятельность знаменитых земляков, пополнять экспонаты музея и пользоваться его материалом.
40. В старших классах необходимо проводить политинформации, причём учащиеся сами должны их готовить. Интересоваться самому и держать учащихся в курсе происходящих в стране и в мире событий, используя для этого все доступные средства массовой информации.
41. Учителю истории нужно постоянно работать над повышением своей педагогической квалификации, использовать современные инновационные методы обучения, выписывать предметный журнал, газеты, иметь домашнюю библиотеку с различной методической и учебной литературой.
42. Необходимо посещать уроки других учителей, при возможности уроки своих коллег в соседних школах, интересоваться методикой преподавания лучших учителей республики и страны.
43. Урок истории следует закончить чётко, подводя итоги проделанной работе, отметив наиболее активных учащихся и их выступления, объявив тему следующего урока.
Ахбердилов. А,А, учитель истории МОУ «Тидибская СОШ» Шамильского района,
Почётный работник общего образования Российской Федерации,
Победитель конкурса «Лучший учитель России 2009 г.».