Как учились в старину
Как учились на Руси
Ученье — свет
Существует древний документ «Стоглав», явно указывающий на ошибочность мнения о «неучной» Руси:
«. училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам. Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле».
Окончательным же подтверждением существования училищ в Древней Руси стал достоверный исторический источник — «Азбуковник».
«Азбуковник»
Любопытная и, порой, неожиданная информация из этого документа стала доступна благодаря труду известного в XIX веке журналиста и писателя Даниила Лукича Мордовцева, получившего от епископа Саратовского Афанасия Дроздова интересные рукописи. Это были тетради XVII века, содержащие информацию об организации училищ на Руси. Рукописи состояли из нескольких учебников, часть из которых имела авторство какого-то первопроходца, часть была переписана с похожих работ, названных так же «Азбуковники». Начало рукописи датировано летом «миробытиа 7191 (1683 г.)».
«Азбуковник» представлял собой отнюдь не привычные нам «Азбуку» или «Букварь». Рукопись скорее была сборником указаний для преподавателя, а также подробные наказы для учеников. На протяжении повествования всех «Азбуковников» фразы и в стихах, и в прозе совпадают почти дословно, следовательно можно говорить о том, что в этих строках отразились общие положения для всех училищ XVII века допетровской Руси.
Именно из этого документа мы узнаём важную деталь — образование на Руси в описанное время не имело связи с сословием. Обучаться могли все, за исключением, пожалуй, слишком бедных семей, которые не могли хоть чем-то оплатить учителю его труд, и родителей, не пожелавших отдавать ребёнка в школу.
Школа на Руси
Руководство для учащихся содержало настолько подробную информацию, что благодаря ей стало возможно представить традиционный день ученика. Как и в современной школе, начиналась учёба с самого утра. Ученики входили в здание училища, кланялись образам, учителю и товарищам. Урок начинался с повторения предыдущей темы. После ответа всех учеников школьники совершали общую молитву. Затем ученики брали у старосты книги и садились за общий стол. У каждого из «дружины» было своё место, определённое учителем.
Старосту назначал учитель. Это была особая «должность» помощника в школе, которому было даже разрешено замещать преподавателя. Выбирался староста из старших учеников, отличающихся прилежанием в учёбе и положительными душевными качествами. Старост, предположительно, было трое — главный и двое его помощников. Кроме сбора и выдачи книг в заботы старост входило множество обязанностей: спрашивать уроки у младших учеников, наблюдать за поведением школьников (с правом наказывать шалунов), позволять отлучаться «на двор» по нужде (к слову, количество таких «отпусков» было строго регламентировано — не больше четырёх раз в день) и испить воды, следить за освещением, отоплением и уборкой в школе.
Уборкой учебного помещения занимались сами ученики. Староста назначал «дежурного», в обязанности которого входило «пристроять школу»: подметать, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под подставкой для лучины:
«Сим бо познается ваша личная лепота аще у вас будет школьная чистота».
«Книг аще кто не бережет, таковый души своей не бережет»
К книгам в училищах относились особенно трепетно, ведь именно они представляли главную ценность. Школьникам возбранялось слишком сильно раскрывать книгу или листать её без надобности, тем более запрещалось делать в ней заметки. Книги не дозволялось оставлять на лавке. В конце урока требовалось вернуть все учебники старосте, который относил их храниться в особое место.
Своя атмосфера
Любопытным представляется особое правило для учеников, которое в современном мире можно было бы охарактеризовать, как: «Первое правило училища — никому не рассказывай об училище». Действительно, существовал запрет на рассказы о том, что творится в стенах школы:
В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.
«Розга ум вострит, возбуждает память»
Наказывали хулиганов розгами. Провинившийся должен был лечь на лавку, где и проводилось «задавание лозанов по филейным частям». Под описания наказаний для ленивых и дерзких учеников в «Азбуковнике» отводится целый отдел. Помимо розг были и другие наказания, например провинившихся учеников отправляли в чулан и оставляли после уроков.
Естественно, в основе учения лежало мастерство преподавания учителя, а не умение пороть учеников. Ведь если пойдёт толк о жестокости учителя, никто не захочет отдавать ему в учение своих детей, поэтому всё было в меру и по справедливости. Как говорилось в Уложении Стоглавого Собора, учить следует, руководствуясь «не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».
Окончание дня
Заканчивался учебный день вечерней службой. Во избежание праздного шатания школьники должны были посещать церковь не только в воскресные и праздничные дни, но и каждый день после учёбы. Вести себя там полагалось прилично, так как «все знают, что вы учитесь в школе».
Школьная программа
Кроме школьного распорядка дня и правил в оной «Азбуковник» рассказывает о существовании «семи свободных художеств», изучение которых наступало после получения первоначального образования. В них входили: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика и геометрия («всякое землемерие», в том числе география и космогония) и астрономия («звёздознание»). Также школьники обучались основам стихосложения, практикуясь в сочинении двустиший, сентенций и приветствиях в стихах и в прозе.
Получить больше информации об учебе допетровского времени помешало печальное обстоятельство. Как пишет Даниила Лукич Мордовцев:
«На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой „Азбуковников“, и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год».
Труд его остался неоконченным. Однако уже год спустя, после публикации монографии Мордовцева в журнал, его работу издал Московский университет. Значение проделанной им работы огромно. Монография не только восполнила многие «пробелы» в истории, но и открыла интереснейшие факты из школьной жизни семнадцатого века.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«На Руси учились так» Экскурс в историю.
«На Руси учились так»
Ведущий 1:Сегодня мы поговорим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?
Летописи — исторические произведения XI—XVIIвеков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «летопись».
Ведущий 2:Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало знают о православной вере и не готовы к учёбе. Так обучение распространилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?
Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление учащихся было обычным в Средние века.
Ведущий 1: Покровителем учащихся считается святой Сергий Радонежский.
(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)
Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С. Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.
Ведущий 1:По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Варфоломей, поклонившись, с волнением поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец отдал Варфоломею кусочек просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
(Демонстрируется картина «Видение отроку Варфоломею» художника М.В. Нестерова.)
Ведущий 2: В древности писали на восковых дощечках, которые назывались «цера», с помощью костяного или деревянного писала. В качестве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.
(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)
Ведущий 1:То, что мы теперь называем школьными предметами, в Средневековье называли искусствами, художеством, хитростью.
Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
(Демонстрируются предметы народного быта.)
Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.
Давайте вспомним пословицы о грамоте.
Пословицы
Ведущий 1: Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.
Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Ребята, какое тогда было освещение в храмах?
Храмы освещают паникадила — огромные светильники со множеством свечей или лампад.
(Демонстрируется изображение паникадила.)
Ведущий 1: Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов включает неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.
Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, отсюда и выражение «Писать с красной строки». В очертаниях строгой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.
(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской книги.)
Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы — аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями.
(Демонстрируется гусиное перо.)
Ведущий 2:Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.
(Демонстрируется чернильный прибор.)
Ведущий 1:Чтобы чернила быстрее высыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Песочницу затем сменила промокашка, или промокательная бумага.
Ведущий 2: Грамоту осваивали по Святцам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи минеи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православной церкви. Причём повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по месяцам и дням года.
(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)
Ведущий 1: Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.
«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
(Ребята делятся на 2 команды. Ведущий зачитывает начало пословицы, а участники продолжают её.)
Ведущий 2: В полдень учеников отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были заучивать на уроке. Заученное произносили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кричать как можно громче. Кто начинал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?
Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но ещё больше боялись они розг. А вы знаете, что такое розги?
Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кровавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили такую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».
Ведущий 2: Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зиму преподаватель получал два рубля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг родители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех времён одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»
Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?
Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.
Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать настоящими однокашниками?
(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)
«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»
(Ребята отгадывают загадки.)
Загадки
•Какая водица только для грамотных годится? (Чернила.)
•Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)
• Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)
Ведущий 1: По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, потому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики становились книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.
«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»
(Ребята отвечают на вопросы Ведущего.)
Вопросы
1.Как называли в Средние века школьные дисциплины? (Художество, хитрость, искусство.)
5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)
Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ребята!
Использованная литература.
Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад
XVIII век стал для России временем больших изменений во всех сферах жизни. Одно из новшеств – в образованной среде стало модным писать мемуары и автобиографии. Сегодня мы заглянем в эти сочинения и посмотрим, как и чему их учили в детстве (и что из этого вышло).
«Сей наставник нравов развращенных и жесток»: кто учил
Обучение иностранным языкам и точным наукам стало обязательным для дворян со времен Петра I. Однако и в конце XVIII века в России не было ни учителей-профессионалов, ни развитой сети школ. Мемуарист, сурово оценивавший свое образование, отмечал: «Я не ропщу ни на мать свою, ни на моих наставников. Всему виною тогдашние времена».
Особенно плохо обстояли дела с учителями в провинции. Выросший в Казанской губернии Гавриил Державин вспоминал, как учился немецкому языку у каторжника Розе, у которого занимались дети из лучших семей Оренбурга. Других учителей иностранных языков просто не было.
«Сей наставник, кроме того, что нравов развращенных, жесток, наказывал своих учеников самыми мучительными штрафами, о коих рассказывать здесь было бы отвратительно, был сам невежда, не знал даже грамматических правил, а для того и упражнял только детей твержением наизусть вокабул и разговоров», – вспоминал будущий литератор.
Будущий ученый, один из основателей агрономии в России Андрей Болотов, изучал немецкий язык и арифметику под руководством унтер-офицера из немцев, который служил в том же полку, что и его отец. Унтер-офицер не блистал образованием и был жесток, так что хорошие знания Болотов приобрел, только когда его отца на год отправили в Курляндию. Мальчик попал в руки местного учителя-профессионала, о котором с благодарностью вспоминал и многие годы спустя.
«Нерадение и пьянство»: как учили
В некоторых случаях, в том числе когда в доме не хватало денег на нескольких учителей, родители стремились пристроить сына в учебное заведение. Однако новые школы испытывали те же трудности в поиске хороших преподавателей.
Дмитрий Фонвизин, которого отец отдал в университетскую гимназию, вспоминал: «Учились мы беспорядочно. Ибо, с одной стороны, причиною тому была ребяческая леность, а с другой – нерадение и пьянство учителей».
На этом фоне выделяются воспоминания писателя и историка Сергея Глинки, учившегося в кадетском корпусе. Он вспоминает вереницу мудрых педагогов и чутких наставников. Ему вторит сенатор Сергей Тучков: «…известные ученостью своею люди не только в России, но и во всей Европе находились тогда там в качестве учителей».
Писал стихи, но стал артиллеристом: чему учили
Родители планировали карьеру детей, не учитывая их склонности и желания. Военная служба считалась самым почетным занятием для дворянина. Если мальчик более склонялся к другим занятиям, например, к литературе или к театру, на это не обращали никакого внимания.
Результаты такого подхода были непредсказуемы. Отец Ивана Долгорукова мечтал, что сын станет дипломатом. Но мальчик так и не смог толком выучиться тому, к чему не лежала душа, – немецкому языку, математике, рисованию, музыке.
Иначе сложилась жизнь Сергея Тучкова. Когда мальчику было 12 лет, у него проявилась склонность к стихотворству, затем он стал сам осваивать латынь и учиться играть на флейте. Отец был против творческих занятий сына. Современные языки, история, география, арифметика, геометрия, фортификация, артиллерия, рисование и танцы – вот чему заставили выучиться Тучкова.
Сергей подчинился отцу, и в итоге стал блестящим офицером-артиллеристом, генерал-лейтенантом, сенатором. В его воспоминаниях нет ни слова о том, что он хочет стать военным. Лишь в краткие перерывы в карьере Тучков мог браться за перо.
«Большое незнание, особливо светского обхождения»: уроки для девочек
Намного труднее в XVIII веке происходили изменения во взглядах о том, как должна себя вести в обществе женщина. Традиционные требования к девушкам – быть благонравной, скромной, не привлекать к себе внимания, угождать всем и каждому – не исчезли.
Но теперь следовало как-то сочетать эти черты со светской любезностью, умением танцевать, музицировать, вести беседу и вообще развлекать окружающих. Самым консервативным родителям приходилось обучать дочерей танцам, музыке и светскому поведению.
Фрейлина императорского двора Варвара Головина (а в девичестве – княжна Голицына) вспоминала, что провела детство в деревне, и там мать не могла дать ей «блестящего образования» и «изящных манер». Юной княжне было восемь, когда мать начала оставлять ее наедине с соседями, «чтобы я приучилась их занимать». Знатность и состояние позволили Голицыной «добрать» необходимые светские манеры и в должное время составить блестящую партию.
Иное дело, если девушка была не столь знатного рода и воспитывалась в более старомодном или провинциальном окружении. Оставившая удивительные мемуары Анна Лабзина росла в деревне под Екатеринбургом. Она вспоминала, что консервативная мать воспитывала ее в традициях строгости, благочестия, смирения и милосердия. Сами по себе это качества замечательные, однако их оказалось недостаточно, когда девушка вышла замуж и переехала в столицу.
Выяснилось, что она не готова к светской жизни. Молодая поселилась в доме семьи Херасковых, а дальше мы дадим слово ей самой: хозяева увидели ее «большое незнание, особливо что принадлежит к светскому обхождению, начали меня удалять, когда у них бывало много гостей. В гости никуды не брали, ни в театры, ни на гулянья». Обучение принятым в обществе манерам далось девушке нелегко.
Как обучали детей российские императоры
«Царских путей к геометрии нет!» – заявил гениальный математик Евклид в ответ на просьбу греческого царевича Птолемея научить его геометрии, причем – побыстрее и попроще. Этого же правила придерживалась династия Романовых при воспитании наследников.
До глобальных преобразований Российской империи, начатых Петром Великим, всех знатных детей (и не только царского рода) опекали вопреки всяческому здравому смыслу. В допетровской Руси младенцев до года даже не выносили на улицу – считалось, что свежий воздух может навредить малышу. Иностранцы изумлялись: «Стены и полы (в детской) для сбережения тепла обиты сукном, колыбель тоже подбита сукном или мехом, и в ней на пуховых перинках и подушках, под меховым одеялом находится плотно спеленутый младенец». Кроме того, при малейшем капризе чаду тут же давали соску из нажеванного нянькой пряника, завернутого в тряпицу. Этот пряник зачастую сдабривали сладкой водкой или маковым настоем – «для успокоения дитяти». И только в пять лет мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам».
Петру I повезло: его отец, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», оказался прогрессивным отцом, и провел крутую реформу внутри собственной семьи. Своему сыну он отменил «сладкие прянички», зато придумал ходунки – легкие кресла на колесиках. И будущий Петр Великий начал бойко передвигаться уже в полгода. Но из-за ранней кончины отца и внутригосударственных склок систематического образования он так и не получил. Всю свою жизнь Петр Алексеевич писал с грубыми грамматическими ошибками – в отличие от старшей сестры, царевны Софьи Алексеевны. Та, наоборот, была одной из самых образованных женщин своего времени, однако проиграла младшему брату гонку за власть.
Зато царь-реформатор, как губка, впитывал каждое новое знание, которое считал полезным государству. По сути, Петр был талантливым самоучкой и гениальным топ-менеджером, потому что умел разглядеть и оценить любой талант, и направить его на пользу Отечества. Случай беспрецедентный для того времени – в молодости Петр I ездил тайком за границу в качестве самого обычного подмастерья, в Европе выучился строить корабли, осваивал артиллерийское дело; изучал станки; точные науки; зубрил иностранные языки и многое-многое другое – русский царь «нового формата» мог даже вырвать больной зуб. Он, помимо прочего, играючи собирал вокруг себя таких же одаренных людей, но все его дети – и от первого, и от второго брака, – также не получили классического образования.
Павел I и Елизавета Петровна
Историки сходятся в одном – первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учетом новых реалий, стал император Павел I. Но это было бы невозможным без двойственного тандема. Такого, как у императрицы Елизаветы, младшей дочери Петра I, и Павла I. Маленькому Павлу Елизавета приходилась теткой по отцу – но сейчас речь не идет о сложных родственных взаимоотношениях семейства Романовых. Важно другое: Елизавета, хотя и не была – в полном смысле этого слова – образованной женщиной, прекрасно осознавала, насколько важно дать Империи монарха с европейским образованием и независимым образом мышления. Она приставила к цесаревичу талантливых наставников – Семена Андреевича Порошина, известного в те годы писателя, Федора Дмитриевича Бехтеева, видного дипломата, Никиту Ивановича Панина, тоже дипломата и государственного деятеля.
В первую очередь учителя должны были внушить Павлу очевидный факт: он не простой мальчик, а наследник великого престола, не имеющий права на пустые капризы и своеволие.
Будущему императору прививали любовь к русскому народу и умению снисходительно относиться к человеческим слабостям, но самому строго следовать по пути добродетели. Все эти тезисы, подробно изложенные в дневниках писателя Порошина, и послужили толчком для дальнейшего развития русской педагогической мысли.
Александр I и Екатерина II
Екатерина Великая (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), немка по происхождению, сделала все для того, чтобы заслужить право называться великой российской императрицей. Она не только поддерживала отечественную науку и производство, не только выиграла огромное количество военных и дипломатических сражений на международной арене, не только прославила себя, как одаренный мыслитель, но и сделала все для того, чтобы воспитать из своего внука – Александра – будущего победителя Наполеона.
Для Александра I и его брата Константина бабушка разработала целую педагогическую систему, которая стала продолжением идей Елизаветы Петровны. Прежде всего, Екатерина ценила в воспитании разумность и систематизацию: «Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения», – писала Екатерина. И отмечала: «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать». Главное же достоинство в наследниках престола она видела «в общем благоволении к роду человеческому».
При этом Екатерина Великая была строга и неукоснительно требовала соблюдений своих правил от учителей наследников – даже от светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова, видного государственного деятеля того времени. Например, детские капризы и ложь приравнивались Екатериной к болезни, которая требует немедленного лечения. Дети вставали в 6 часов утра и уже в 7 принимались за уроки. В 9 шли здороваться с бабушкой. В 10 утра начинались классы (занятия с преподавателем). И так – до самого вечера: к примеру, с 17:00 до 19:00 мальчики занимались фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой, танцами и пр. В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гримом четко обозначено: «Я намерена воспитывать Александра как можно проще. Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы». И бабушке это удалось – ее любимый внук Александр в итоге переиграл Наполеона, перед которым склонилась вся Европа.
Александр II и поэт Жуковский
Этот император вошел в мировую историю как инициатор реформ, достойных Петра Великого. Его называли Освободителем – в связи с отменой им крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 года), и победой в русско-турецкой войне (1877–1878 гг). А погиб Александр Николаевич нелепо и трагически: в результате теракта, ответственность за которую взяла на себя революционная организация «Народная воля».
С девяти лет Александр обучался под руководством поэта В. А. Жуковского. Тот составил глубоко продуманный «план учения», согласно которому нужно было сделать будущего императора человеком гуманным, просвещенным и всесторонне образованным. Домашние занятия дополнялись «зевательными» поездками. Из них особенно отмечено путешествие царевича по России и Западной Сибири в 1837 году, где будущий император увидел многое из того, что было неизвестно золотой молодежи того времени. Кроме того, уже в 23 года авторитарный отец знакомит Александра с разными отраслями государственного управления и даже поручает ему общее руководство делами – на время своих отъездов из столицы. И Александр уже в юные годы проявляет себя как талантливый управленец.
«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом», – сказала Александра Федоровна, последняя русская императрица. Еще одна немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия. Кто знает, какую роль могли бы сыграть ее дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательного наклонения.
Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было иначе:
– «царский путь» был вымощен холодом и физической работой;
– детей воспитывали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей приучали к физическому труду. У каждого наследника был свой садик, где выращивались овощи или цветы;
– старшие Романовы установили для детей строгий регламент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень простой: младшие донашивали одежду за старшими, как в самых малообеспеченных семьях.
Кроме того, многодетная семья Романовых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также долгожданный сын – цесаревич Алексей Николаевич) питалась самой простой едой. Каши, щи, черный хлеб, которые едят простые солдаты, постоянно присутствовали на императорском столе во время Первой мировой войны. Детей не оберегали от тяжелых впечатлений: так, Алексей вместе с отцом посещал действующую армию и лично награждал отличившихся бойцов. А старшие девочки семейства Романовых служили сестрами милосердия в госпитале. Дома они спали на складных армейских кроватях, которые легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом – поближе к открытым окнам. Помимо арифметики все дети изучали основы Закона Божия, русский, английский, французский и немецкий языки, а также учились танцам, игре на рояле, хорошим манерам, естественным наукам.