Как правильно учить ребенка чтению
Как научить ребенка читать? Советы родителям дошкольника
Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.
На LogicLike.com дети развивают логику и способности к математике. Решайте ребусы, закономерности, логические задачи и головоломки. У нас более 3500 занимательных заданий.
Попробуйте наш курс в игровой форме!
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Ребенку 5 лет. Как научить читать по слогам
Когда учить ребенка читать?
Когда начинать? Один ребенок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Дело не в возрасте, а в готовности ребенка к освоению грамоты. Основные показатели такой готовности:
Обучение ребенка чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребенок легко овладеет чтением.
Учим различать звуки в словах
Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.
Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо «позвать» этим словом: барабан! зонтик? кошка!
Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.
Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.
Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и «прочтите» схему. Все ли звуки «выстроились»? Произнесите третий звук и достройте схему. «Прочтите» схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.
При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный «у» всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным «у» без ударения или с «ы» в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.
Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «с», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «п», но пишем букву «б».
Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.
Учим ребенка делить слова на слоги
Прежде чем ребенок начнет осваивать грамоту, научите его делить слова на слоги. Произносите слова, отхлопывая количество слогов. В русском языке в слове столько слогов, сколько гласных: са-мо-лет, ка-ран-даш — 3 гласных, 3 слога; у-жи — 2 гласных, 2 слога; спорт — 1 гласный, 1 слог, 1 хлопок.
Поиграйте в «Закончи слово». Вы кидаете ребенку мяч, называя первый слог слова, например, «ма». Ребенок возвращает мяч, назвав окончание, например, «ша». Произнесите слово полностью: Ма-ша. Загадывайте окончания слов, меняйтесь с ребенком местами.
Как выучить с ребенком буквы
После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.
Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.
Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: «А» — ангелочек, апельсин, «Я» — яблоко, «К» — кубик, карандаш, «Б» — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним «дружить». Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.
Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: «В» похожа на очки, «Е» на щетку. На что похожа буква «М»? Рассмотрите рисунки, на которых «спрятались» буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.
Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.
Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные «А» — «Я», «О» — «Е», парные согласные: «С» — «З», «Д» — «Т» и т.д.
Как научить ребенка читать по слогам
Какой бы последовательности вы ни придерживались, знакомя ребенка с гласными буквами, расскажите, что эти буквы не только обозначают гласный звук, но и подсказывают, как читать согласный, стоящий перед ними.
Изучив несколько букв, например, «А», «И», «О», «Е», «М», «Н», «Л», «С», «К», пробуйте прочитывать слоги и короткие слова. Прежде чем прочитать слог, посмотрите на букву, обозначающую гласный. Какую работу она выполняет: смягчает согласный или указывает на его твердость?
Сравните согласные звуки в словах «КОТ» и «КИТ». Какой звук обозначает буква «К» в том и другом слове? Какая буква подсказывает, что «К» произносится мягко? Рассуждайте вместе с ребенком: в слове «КОТ» буква «О» обозначает гласный звук «О», он не смягчает согласный, поэтому произносим твердый звук «К». В слове «КИТ» буква «И» указывает на мягкость, произносим звук «К» мягко.
При прочтении слов ориентируйте ребенка на гласный. Гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного: «Я», «Е», «Ё», «Ю», «И». Дальше предложите слова с буквой «Ь» в конце слова, он тоже указывает на мягкость, но сам не произносится: КОНЬ, ЛОСЬ, ГУСЬ. Освоив принцип слияния согласного с гласным, способы обозначения мягкости на письме, ребенок сможет прочитать любое слово, зная, какой звук обозначает та или иная буква.
Принцип усложнения слов для чтения тот же, что и при изучении звуков: от односложных слов с четко слышимыми звуками — к словам, написание которых совпадает со звучанием, и словам, написание и звучание которых не совпадает.
Задержитесь на этом этапе. Не спешите переходить к чтению предложений и текста. Поиграйте со словами. Собирайте слова из карточек со слогами, находите «лишние» слова по разным основаниям, например, самое короткое/длинное, по количеству слогов, по значению — СТОЛ, ЛОЖКА, КРОВАТЬ и т.д. Предлагайте слова, которые отличаются одним звуком: ЛУК — ЛЮК, ударением: ЗÁМОК — ЗАМÓК, находите в слове спрятавшиеся слова: НОСоРОГ, пеСОК, буЛАВКА и подобные. Читайте словесные горки: первое слово состоит из двух букв, второе из трех и так далее. Такие игровые задания помогут закрепить навык слогового чтения и подготовят к чтению сложных и новых слов.
Читаем предложениями
Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей. Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым.
Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?
Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока «бежите» по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.
Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.
Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, «опускает» окончания, прочитав только первый слог, «додумывает» слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать «тарабарские» стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не «подгоняйте» ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.
Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.
Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас. Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.
Когда и как учить ребёнка читать по слогам?
Перед каждым родителем рано или поздно встаёт вопрос: стоит ли своими силами учить ребёнка читать в домашних условиях? Большинство мам и пап принимают правильное решение и сами учат ребёнка читать. Так будущему первокласснику не придётся спешно осваивать чтение в школе, нагоняя уже знакомых с буквами одноклассников.
Осваивать навык чтения, конечно, нужно ещё до школы, начиная с этапа чтения по слогам — сразу слитно дети читают крайне редко. Другой вопрос, когда и как научить ребёнка читать по слогам, чтобы учителям не пришлось его переучивать, а у самого ребёнка сформировалась любовь к чтению?
Содержание:
Чтение по слогам: как понять, что ребёнок готов учиться?
Стремление развивать малыша в самом раннем возрасте часто приводит родителей к желанию приучать сына или дочь к буквам чуть ли не с пелёнок. Усиленно тренируя ребёнка, можно добиться определённых результатов: некоторые дети уже и в два года бойко рассказывают алфавит. Но для освоения чтения по слогам такое раннее обучение скорее минус — буквы и звуки в русском языке звучат по-разному, и ребёнку будет сложно понять, почему, например, складывая букву «эм» и «а» получается слог «ма» а не «эма».
Большинство детей готовы осваивать чтение не раньше, чем в пять лет. В этом возрасте детский мозг уже способен понять разницу между буквами и звуками и усвоить принцип складывания звуков в слоги. Если вы замечаете, что ваш пятилетний малыш сам хочет поскорее познакомиться с книжками, если ребёнок хорошо говорит, не коверкая звуки, то можно начинать учиться читать.
Но если пятилетка разговаривает ещё не очень хорошо и в целом не интересуется книгами, лучше отложить освоение навыка чтения до периода, когда до поступления в первый класс останется один год.
Чтобы процесс обучения чтению прошел легко и правильно, ребёнок должен владеть следующими навыками:
Если ваш малыш уже владеет этими навыками, можно приступать к учёбе независимо от его возраста. Хорошо развитый дошкольник точно справится с новой информацией, а задача родителей — определиться, как научить ребёнка читать по слогам, и получится ли это сделать в домашних условиях.
Плюсы и минусы обучения чтению дома
Иногда родители сомневаются, что смогут сами привить ребёнку новый навык, не имея специального образования. Но в случае с чтением по слогам можно не бояться ошибиться — используя проверенные педагогические методики, вы точно всё сделаете правильно.
Обычно у детей возникают сложности с обучением чтению в домашних условиях в двух случаях: когда ребёнка учат по картинкам и вместо звуков малыш запоминает названия предметов («аист» вместо «а», «банан» вместо «б»), или когда дошкольника сразу приучают к буквам, минуя знакомство со звуками. Если не допускать эти ошибки, ребёнок наверняка научится довольно быстро читать по слогам: на освоение навыка чтения в домашних условиях в среднем уходит от двух до шести месяцев.
Возможно, если вы решите отправить сына или дочь на специальные курсы для дошкольников, ваш малыш начнёт складывать слоги в слова ещё быстрее. Но у обучения чтению по слогам дома есть несомненные плюсы:
К условным минусам домашних уроков можно отнести недостаточную педагогическую подготовку родителей и отсутствие контактов со сверстниками для ребёнка. Первый минус легко устраняется использованием в учёбе надёжных методик, второй не играет большой роли, если малыш посещает детский сад или общается со сверстниками в другом дошкольном учреждении.
Как научить ребёнка читать по слогам: простые эффективные способы
Чтобы малыш быстро и без проблем научился складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно пройти подготовительный этап и выбрать ту методику, которая понравится ребёнку и его родителям больше остальных.
Подготовительный этап
Ребёнок быстрее научится читать, если его заранее подготовить. Многие родители дают такую подготовку детям, даже не задумываясь об этом: разрешают малышу играть с детскими музыкальными инструментами, вместе разучивают песенки и играют в развивающие игры со словами. Этими действиями мамы и папы развивают фонематический слух своих детей.
Развитый фонематический слух — это обязательное условие для успешного овладения навыком чтения. В понятие фонематического слуха входит умение человека распознавать отдельные слоги и слова в общем речевом потоке и правильно их воспроизводить.
Занятия для подготовительного этапа, которые помогут развить фонематический слух ребёнка:
Учимся читать по слогам
Чтобы занятия проходили успешно и плодотворно, выбирайте правильный момент: когда у ребёнка хорошее, не капризное настроение. Длительность занятия ограничьте 15–20 минутами. Так у сына или дочери не пропадёт интерес к процессу и не возникнет чувство утомляемости:
После этого можно переходить к чтению простых текстов и сказок, сюжеты которых повторяются («Репка», «Колобок»).
Помочь в освоении слогового чтения могут разнообразные методики от признанных экспертов и педагогов. Кроме того, существует множество простых игровых упражнений. О них расскажем далее.
Методики обучения чтению по слогам
Современные дети хорошо учатся складывать слоги в слова по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Жуковой, Чаплыгина. Даже если ни одна из этих методик вам не понравится, всегда можно обучить ребёнка чтению по букварю, подобному тому, что использовали ещё в советских школах. Пробуйте разные методики и выбирайте самую подходящую для вашего малыша!
Метод Зайцева (чтение по складам)
Петербургский педагог Николай Зайцев заметил, что детям сложно даётся чтение по слогам. Чтобы облегчить учебный процесс, педагог разработал собственную методику, заключающуюся в чтении по складам, а не по слогам.
Согласно методике Зайцева, один склад может состоять как из одной буквы, так и из нескольких в зависимости от того, как слышится слово. Так, слово «двор» по складам будет выглядеть так: «д-во-р».
Дети, обучающиеся по методике Зайцева, действительно быстро начинают читать — в среднем за 5–10 часовых уроков. Чтобы начать обучение, понадобится купить кубики Зайцева. Помимо самих кубиков в комплект входят таблицы со складами, диск с аудиозаписями и инструкция для родителей.
Благодаря разнообразию учебных материалов у ребёнка подключаются сразу три вида восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, и это помогает запоминать новую информацию быстро и надолго.
Методика Домана
Обучение чтению по методике Домана предназначено для совсем маленьких детей: начинать можно, как только малышу исполнится один год. Нейрофизиолог из США Глен Доман разработал свою методику специально для раннего развития детей, и если вы решили научить ребёнка читать как можно раньше, методика Домана подойдёт идеально.
Методика Домана заключается в запоминании понятий и умении их соотнести: взрослый показывает малышу карточки с написанными на них словами и подходящими к словам иллюстрациями, прочитывает эти слова и быстро меняет одну карточку на другую. В результате ребёнок запоминает звучание и написание слова и понятие, которое это слово обозначает.
Занятия по методике Домана дают хорошие результаты: дети, освоившие эту методику, легко адаптируются к школьным условиям и имеют богатый словарный запас. Если вы решили учить ребёнка читать по Доману, возможно, чтение по слогам придётся осваивать уже в школе: метод не уделяет отдельного внимания разделению слова на слоги.
Чтение по Монтессори
Главный педагогический принцип Марии Монтессори, заключающийся в девизе «Помогите ребёнку сделать это самому», соблюден и в методике чтения. По методу Монтессори дети учатся читать в игровой форме, словно погружаясь в языковую среду, — в обучении используются карточки со словами и картинками и множество вспомогательных материалов: для подготовки руки к письму, для развития фонематического слуха, для изучения письменных букв.
Готовые наборы Монтессори сопровождаются инструкцией с упражнениями. Там нет уроков в привычном понимании, зато предлагаются занятия, которые помогут ребёнку научиться читать играючи: рисование с элементами штриховки, обучение через тактильное восприятие, чтение по слогам или сразу слитное чтение с помощью подвижного шрифта.
Занятия по методике Марии Монтессори не только помогают научиться читать, но и отлично развивают мелкую моторику и общий кругозор ребёнка.
Букварь Жуковой
Надежда Жукова, автор школьного букваря, по которому учились школьники двадцать лет назад, составила букварь и для современных детей. Методика Надежды Сергеевны оптимальна для освоения дошкольником слогов: ребёнок сначала знакомится со звуками, потом учится складывать звуки в слоги, в конце обучения малыш уже готов перейти от чтения к письму.
Ребята, обучающиеся по букварю Жуковой, начинают самостоятельно складывать звуки в слоги уже после первых трёх занятий. Каждый урок в букваре сопровождается полезными комментариями автора, которые помогут родителям разобраться.
Кубики Чаплыгина
В кубиках российского педагога Евгения Чаплыгина сочетаются две эффективные методики: чтение по складам и некоторые принципы методики Монтессори. Принцип обучения по кубикам Чаплыгина так же, как и у Монтессори, построен на подаче информации в игровой форме. На кубиках изображены лёгкие для детского восприятия склады и слоги, из которых можно составить множество разных слов.
Занимаясь с кубиками Чаплыгина, ребёнок постепенно переходит от простого к сложному: сначала запоминает склады и слоги, а к концу обучения может самостоятельно составить из кубиков небольшой текст. Автор отмечает, что дети, учащиеся по его методике, начинают сами читать по слогам не позже, чем на третьем занятии.
Традиционные буквари
По букварям, составленным аналогично советским, тоже можно научить ребёнка читать по слогам. Конечно, в процессе обучения будет отсутствовать элемент игры, зато если у малыша и его родителей хватит терпения пройти букварь до конца, ребёнок будет знать то, чему не обучат игровые методики.
Так, дети, научившиеся читать по букварю, хорошо знают алфавит, понимают отличия между буквами и звуками, умеют ставить ударение в словах. Подготовленные по букварю дошкольники перед поступлением в первый класс могут осознанно читать довольно длинные тексты.
Какую методику обучения чтению выбрать?
У каждой обучающей методики есть свои особенности — можно выбрать самую подходящую или пробовать сочетать разные подходы.
Название методики | Плюсы | Минусы |
Метод Зайцева | Игровая форма занятий, дополнительные обучающие материалы в комплекте, быстрое обучение. | В школе придется отвыкать от складов и привыкать к слогам. |
Методика Домана | Подходит для детей с года, быстро пополняется словарный запас ребёнка, дети не устают от коротких занятий. | Не уделяется внимание разделению слов на слоги, метод базируется больше на запоминании, чем на понимании принципов чтения. |
Чтение по Монтессори | Игровые занятия, погружение в языковую среду, разнообразие занятий. | Потребуется покупать или делать самостоятельно разные вспомогательные материалы. |
Букварь Жуковой | Переход от звуков к слогам и буквам, подготовка к письму, понятные пояснения к каждому заданию. | В процессе обучения нет игровых моментов. |
Кубики Чаплыгина | Уроки в игровой форме, переход от простого к сложному, быстрый результат. | Со временем придётся отучаться от использования складов и слогов, привыкая делить слова только на слоги. |
Традиционные буквари | Проверенная на нескольких поколениях методика, хорошая подготовка к школе, приобретение нужных для первоклассника умений. | Потребует терпения и усидчивости. |
Слоговая таблица
Слоговая таблица — вспомогательный материал для совершенствования техники чтения. Если регулярно использовать в занятиях слоговую таблицу, ребёнок начнёт читать бегло без потери осознанности, разовьётся автоматическая грамотность.
Как пользоваться таблицей:
Изучать согласные звуки можно в алфавитном порядке или начать со звонких звуков, изучение которых дошкольникам даётся легче, чем запоминание глухих звуков.
Игры, которые помогут дошкольнику быстрее научиться читать:
Упражнения
Упражнения для легкого обучения чтению по слогам:
Дополнительные материалы
Материалы, которые можно использовать дополнительно, чтобы ускорить и облегчить процесс обучения:
Советы родителям
Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их малыш освоил навык чтения без особых сложностей:
Не каждому ребёнку дано начать читать на первом же занятии. И если вашему малышу не очень хорошо даётся чтение по слогам, не расстраивайтесь, на самом деле большинство детей испытывают трудности с обучением чтению. Пробуйте разные методики, ищите свою, и всё непременно получится!