изучая архивные материалы писатель подчас узнает и оценивает такие факты
Задания по теме «Лексические нормы»
Открытый банк заданий по теме лексические нормы. Задания 6 из ЕГЭ по русскому языку
Задание №1941
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В журнале «Новый мир» (1973, № 8–11) были фрагментарно написаны выдержки из романа «Сандро из Чегема» объёмом 240 журнальных страниц.
Ответ
Задание №1940
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Главный герой рассказа «Уроки французского» уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле связывает концы с концами, заболевает малокровием.
Ответ
Задание №1939
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что применение фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом.
Ответ
Задание №1938
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда началась революция, Александр Грин искренне радовался ей, но прекрасные дали нового будущего были ещё неясно видны, а писатель принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.
Ответ
Задание №1937
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ
Задание №1936
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.
Ответ
Задание №1935
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Изучая архивные материалы, писатель подчас узнаёт и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга.
Ответ
Задание №1934
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки почти во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком».
Ответ
Задание №1933
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Тем не менее судьбы героев романа «Отцы и дети» продолжают возбуждать в современном читателе подлинный неподдельный интерес.
Ответ
Задание №1932
Условие
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
Контрольная работа по лексике, 10 класс
Контрольная работа № 2
по теме «Лексические нормы»
В журнале «Новый мир» (1973, № 8–11) были фрагментарно написаны выдержки из романа «Сандро из Чегема» объёмом 240 журнальных страниц.
Главный герой рассказа «Уроки французского» уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле связывает концы с концами, заболевает малокровием.
В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что применение фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом.
Когда началась революция, Александр Грин искренне радовался ей, но прекрасные дали нового будущего были ещё неясно видны, а писатель принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.
В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.
Изучая архивные материалы, писатель подчас узнаёт и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга.
Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки почти во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком».
Тем не менее судьбы героев романа «Отцы и дети» продолжают возбуждать в современном читателе подлинный неподдельный интерес.
Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
Первая премьера пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» состоялась 19 апреля 1836 года в Александрийском театре.
1.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Тишину разорвал показавшийся особенно громким чей-то тяжёлый ВЗДОХ.
На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали министры иностранных дел из пяти государств.
ВЫБИРАЯ профессию, важно ориентироваться на собственные предпочтения, а не на мнимый престиж той или иной специальности.
Длительный отдых на берегу моря оказал на меня БЛАГОТВОРНОЕ влияние.
Гошу все считали УДАЧНЫМ бизнесменом, однако сам он был убеждён, что ему не хватало предпринимательской хватки.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
2.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
С 1 января ПЛАТА за проезд снова увеличится.
Часть спальни родители ОТГОРОДИЛИ большим книжным шкафом и создали там уютный уголок для чтения.
На скамейке лежал ОТРЫВОК газеты с карандашными пометками, который отчего-то заинтересовал Егора.
При покупке пылесоса мне забыли поставить печать на ГАРАНТИЙНОМ талоне.
Пётр на полгода уехал в глухую тайгу, ОТРАСТИЛ волосы и бороду, так что, когда он вернулся, мы не сразу узнали его.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
3.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
«Вот что значит опыт работы и ЖИТЕЙСКАЯ мудрость начальника!» – думал Звягинцев.
Аппетит у выздоравливающего Галямина был ЗВЕРСКИЙ.
В ЕДИНИЧНОМ явлении художник видит черты типического.
Из-за сложностей производства и хранения мороженое долгое время оставалось редким лакомством, пока в 1920-х годах не появились первые настоящие МОРОЗИЛЬНЫЕ камеры.
Верхоплавки – очень ПУГАНЫЕ рыбки: достаточно лёгкой ряби на воде, чтобы их стайка бросилась врассыпную.
Запишите подобранное слово.
4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Я не знал, как мне ВОСПОЛНИТЬ утрату.
В СОСЕДНЕМ подъезде установили новый лифт.
Генетические открытия убеждают нас в том, что ОТЛИЧИЯ между известными типами органов зрения не так велики, как казалось прежде.
Обе попытки оказались НЕУДАЧНЫМИ.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Уже в ранних картинах этого мастера рождается ЦЕЛОСТНЫЙ образ реальной жизни.
ЗАЧИНАТЕЛЕМ традиции праздновать каждое Рождество в новом городе была моя тётушка, которая очень любила путешествовать.
Помню, тем летом стояла невыносимая жара, началась ЖЕСТОКАЯ засуха.
При необходимости нужно использовать ОРГАНИЧНЫЕ удобрения.
ОБВИНИТЕЛЬНАЯ речь Егора Петровича была чрезвычайно убедительной.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
6.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Мучительно не хватало мне БЫЛОЙ самоуверенности.
Хочется особенно подчеркнуть это РАЗЛИЧИЕ нашего исторического опыта от опыта родины писателя.
Дядя был очень жёстким и НЕТЕРПИМЫМ к чужим слабостям.
Под ПОПУЛИСТСКИМИ лозунгами количество невыполнимых обещаний становилось всё больше и больше.
При своей внешности и таланте Дина была ДОВЕРЧИВА и простодушна.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
7.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Колледж стал ДИПЛОМАТОМ IV Всероссийского конкурса воспитательных и образовательных учреждений.
По-юношески беспечные и ИРОНИЧНЫЕ, мы относились к этому несерьёзно, шутили, воспринимали всё как игру.
При ВЫРАЩИВАНИИ таких растений на дно горшка обычно кладут большой слой керамзита.
ДИКТАТ традиций оказался очень силён.
При синдроме хронической усталости вспышки РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ связаны с болезненным переживанием своего состояния.
Запишите подобранное слово.
8.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.
Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя.
В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.
Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
9.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Она была женщиной ЭКОНОМНОЙ и управляла поместьем, как небогатый правитель своим маленьким царством: мудро, расчётливо, кропотливо, при этом деспотически и на феодальных началах.
Люди мы простые, коллектив у нас крепкий, ДРУЖНЫЙ.
Институт ПЕРЕТЕРПЕЛ к тому времени реорганизацию и сокращение.
В жизни Караваева наступил тот период, когда нужно было вкладывать, не получая никакой ОТДАЧИ.
Они были одинакового роста, и можно было подумать, что это беседуют отец, приехавший из провинции, и его ПРОСВЕЩЁННЫЙ сын.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
10.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Наш новый сотрудник оказался КОРЕНАСТЫМ мужчиной лет сорока.
Перед началом тренировки сделайте несколько глубоких ВДОХОВ, чтобы успокоиться и настроить себя на нужный лад.
Появился этот юноша, можно сказать, при РОМАНТИЧЕСКИХ обстоятельствах.
Небритость переходила в буроватую растительность, так что можно было заняться ОТРАЩИВАНИЕМ бороды.
Запишите подобранное слово.
По лексическому значению определите слово и запишите его.
1.Объявление о предстоящем концерте или спектакле (или о чём-либо другом)
2.Товарищ по работе или учёбе
3.Человек, преданный своему отечеству, любящий Родину
4.Короткая застольная речь
5.Условное сокращение слов на письме, а также слово, составленное путём сокращения двух или нескольких слов
6.Документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-нибудь, а также само право на это
7.Садовый кустарник с белыми цветками, имеющий резкий пряно-душистый запах
8.Крутой поворот, изгиб реки
9.Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
10.Гигантская волна, возникающая в океане в результате подводного землетрясения или извержения подводных или островных вулканов
Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их.
Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.
1.Исчезнуть а)сломя голову
2.Постепенно б)водой не разольёшь
3.Обдумать в)спустя рукава
4.Неторопливо, вяло г)чудеса в решете
5.Проучить, наказать д)как сквозь землю провалился
6.Сплетничать е)пораскинуть умом
7.Необыкновенно ж)как сонная муха
8.Небрежно з)чесать языком
9.Стремительно и)шаг за шагом
10.Неразлучны к)показать, где раки зимуют
1.Из предложения 15 выпишите фразеологизм
(15) Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем.
2.Из предложений 5-7 выпишите фразеологизм.
(5) И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь! (7)В одиннадцатом классе учиться весело.
3. Из предложения 26 выпишите фразеологизм.
(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.
4.Из предложения 9 выпишите фразеологизм
(9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд.
5. Из предложения 31 выпишите фразеологизм
(31) Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.
6. Из предложения 12-14 выпишите фразеологизм.
(12) Это дело чести. (13)Романов Ф. С., мл.сержант, — про себя читал я. (14)Салямов М., рядовой, Санько А. Д., рядовой.
7.Из предложений 1–6 выпишите фразеологизм.
Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.
8.Из предложения 12 выпишите фразеологизм.
(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
9.Из предложения 38 выпишите фразеологизм.
(38) А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
10.Из предложения 25 выпишите фразеологизм
(25) Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом.
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл
1 – опубликованы, 2 – сводит, 3 – использование, 4 – нового (или будущего), 5 – играли, 6 – придавал, 7 – предшествующих, 8 – подлинный (или неподдельный), 9 – принесли,
1 – удачливым, 2 – обрывок, 3 – пугливые, 4 – различия, 5 – органические, 6 – отличие, 7 – дипломант, 8 – эффективность, 9 – претерпел, 10 – заплатил.
1 – анонс, 2 – коллега, 3 – патриот, 4 – тост, 5 – аббревиатура, 6 – абонемент, 7 – жасмин,
8 – излучина, 9 – милосердие, 10 – цунами.
1 – д, 2 – и, 3 – е, 4 – ж, 5 – к, 6 – з, 7 – г, 8 – в, 9 – а, 10 – б.
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
6 задание
Размещено 24.03.20 в рубрике 11 класс
Привет! И ещё давайте сегодня посмотрим 6 задание, так как последний раз столкнулись с трудностями.
С удовольствием поверю на слово и поставлю отлично за переход по ссылке с погружением в задание всем, приходящим ко мне по вторникам:
Комментарии
1 приняли
2 роль
3 принесли
4 значения
5 симпатизирует
6 оказать
7 взгляд
8 победу
9 совершать
10 зрения
11 предшествующих
12 поднимается
13 низкие
14 косяк
15 не придавал
16 увеличить
17 вину
18 заслужить
19 играли
20 проявить
1) приняли
2) имеют
3) принесли
4) играет
5) симпатизирует
6) оказать
7) взгляд
8) победу
9) совершать
10) центре
11) предшествующих
12) поднимается
13) низкие
14) косяк
15) внимания
16) увеличить
17) вину
18) заслужить
19) играли
20) проявить
1. приняли
2. роль
3. принесли
4. значение
5. симпатизирует
6. оказать
7. взгляд
8. победу
9. совершать
10. зрения
11. предшествующих
12. поднимается
13. установить/ низкие
14. косяк
15. внимания/ придавал
16. увеличить
17. вину
18. заслужить
19. играли
20. проявить
1. приняли
2. имеют
3. огромный
4. значения
5. —
6. оказать
7. взгляд
8. победу
9. совершать
10. зрения
11. предшествующих
12. поднимается
13. низкие
14. косяк
15. придавал
16. увеличить
17. вину
18. вызвать
19. играли
20. выказать
1- приняли
2- роль
3- принесли
4- значения
5- симпатизирует
6- оказать
7- взгляд
8- победу
9- совершать
10- зрения
11- предшествующих
12- поднимается
13- низкие
14- косяк
15- не придавал
16- увеличить
17- вину
18- заслужить
19- играли
20- проявить
О литературном труде
Лучшие писатели всегда были мыслителями, глубоко задумывавшимися над судьбой человека, а читатель всегда ждал и ждет от литературы указаний жизненного пути.
Вот почему такое важное значение в работе писателя имеет его позиция, его отношение к тому, о чем он пишет, к тем людям, о которых он хочет рассказать, к той деятельности, которую он считает полезной или бесполезной. Позиция эта, отчетливая и ясная, должна определять все направление его работы.
Каков бы ни был человек, где бы он ни жил, чем бы ни занимался, его можно изобразить, нарисовать — и не только красками и карандашом, но и словами. Как же сделать это? Перелистайте черновики рукописей великих русских писателей — Толстого, Чехова, Достоевского, и вы поймете, какое важное место занимают в них вымышленные биографии персонажей их будущих произведений. В планах Тургенева можно найти такие подробности жизни героев, которые, казалось бы, даже и не могли ему пригодиться. Писатель должен знать о своих героях гораздо больше, чем он расскажет читателю.
Немногие люди видят себя со стороны, могут беспристрастно оценить и понять смысл и развитие собственной жизни. Для писателя—это одно из необходимых свойств. Он должен знать себя, знать свои возможности, ясно представлять весь объем того труда, который надо вложить в произведение. Он должен знать себя и для того, чтобы научиться познавать других. Прочитайте дневники Льва Толстого, и вы увидите: записывая с поразительной тщательностью подчас ничтожные подробности своей жизни, он неустанно изучал себя. Дневники были для него психологической школой мастерства.
Собирая материал для литературного произведения, писатель во многих случаях сравнивает себя со своими героями. Думая о них, он волей-неволей думает о себе, представляя себя в тех обстоятельствах, в которых находятся его герои. Глубокое понимание собственной жизненной задачи помогает ему понять и объяснить ту или иную задачу в жизни людей, о которых он пишет.
Этот первоначальный период работы над произведением важен и для каждого писателя, рисующего деятельность реально существовавших, исторических лиц. Изучая архивные материалы, писатель подчас узнает и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не придавал тот человек, о котором написана книга. В неменьшей мере все это относится к современникам (т. е. к тем, кто живет в одно время с писателем). Стоит только, например, заглянуть в творческую мастерскую такого писателя, как Гоголь, и вы тотчас же убедитесь в том, что он именно так изучал картину современной ему действительности: «Мне хотелось сойтись с людьми всех сословий и от каждого что-нибудь узнать. Всякий должностной и чем-нибудь занятый человек стал в глазах моих интересен. Не содержа в собственной голове своей весь долг и всю обязанность того человека, которого описываешь, не выставишь его как следует, верно и притом так, чтобы он действительно был в урок и в поученье живущему. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».
Итак, собирая материал для литературного произведения, необходимо не только знать то, о чем пишешь, но и глубоко проникнуть в жизнь общества, к которому ты принадлежишь, стремления которого тебе должны быть понятны. В основе создания художественного произведения, в особенности произведения реалистического, прежде всего лежит представление о человеке. Белинский писал: «Еще созданье художника есть тайна для всех, еще он не брал пера в руки, а уже видит их (образы.— Ред.) ясно, уже может счесть складки их платья, морщины их чела, изборожденного страстями и горем, а уже знает их лучше, чем вы знаете своего отца, брата, друга, свою мать, сестру, возлюбленную сердца; так же он знает и то, что они будут говорить и делать. »
Но наконец материал собран, идея, во имя которой задумано это сложное дело, подчас затягивающееся на годы, ясна — и начинается работа воображения.
Редко художественное произведение обходится без творческого вымысла, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько в своем представлении тесно связывают, переплетают литературу с жизнью, с такой трогательной убежденностью принимают литературу за хронологически точную запись того, что происходит в действительности, что писатели нередко получают письма от них с вопросами: как поживает сейчас тот или другой герой.
На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. Правда, в основе всякой человеческой судьбы, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя, а подчас даже скрещивает особенности разных людей. Кроме того, на протяжении работы (это в особенности касается создания больших произведений — романа или эпопеи) характер героя может изменяться, потому что, рисуя его, писатель открывает в нем все новые и новые черты, необходимые для естественного развития повествования.
Но вот обдуманы характеры, закончен и многократно переписан план — лишь тогда начинается настоящая работа. Перед писателем открываются новые трудности, среди которых главная — работа над стилем. Впрочем, многие писатели эту работу начинают раньше, с записи характерных особенностей чужой речи, подбора отдельных слов и целых выражений, т. е. с того, что легко найти в блокноте любого писателя. Но это только материал для будущего произведения. Теперь же этот материал рассматривается писателем под новым углом зрения: одно может пригодиться, другое нет. А это, в свою очередь, определяется стремлением передать живую речь разных людей.
Работая, писатель как бы разыгрывает наедине с собой те сцены, которые он намерен показать своему читателю. Один из современников Гоголя, А. П. Толстой, в доме которого подолгу жил Н. В. Гоголь, пишет, что «не раз слышал, как Гоголь, один в запертой горнице, будто бы с кем-то разговаривал, иногда самым неестественным голосом». В черновых рукописях видны следы этой работы. Каждый разговор переделывался Гоголем по нескольку раз, зато как живо, верно и естественно говорят все его действующие лица!
Та же особенность присуща и многим другим писателям.
Манера говорить почти всегда очень характерна. И если писателю удается отчетливо воспроизвести ее, это помогает читателю столь же отчетливо вообразить героя художественного произведения.
Как и любая другая профессия, литературный труд требует знания и понимания самой техники дела. Можно владеть богатейшим жизненным опытом и не уметь воплотить его в своих книгах.
Вот какой способ литературной работы считал наилучшим Гоголь: «Сначала нужно набросать дак придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно все и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это кажется само собою) достать написанное и перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-что и недостает. Сделайте поправки и заметки на полях — и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее — новые заметки на полях, где не хватает места— взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда все будет таким образом написано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежними вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Придет час. и когда снова вспомнится заброшенная тетрадь: возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом и, когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю это восемь раз. Только после восьмой переписки — непременно собственной рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания».
Разумеется, этот способ работы нельзя считать единственным или обязательным. Манера работать бесконечно разнообразна. Известно, с какой быстротой писал в некоторые периоды своей жизни Достоевский. А великий французский писатель Стендаль продиктовал один из лучших своих романов — «Пармский монастырь» — в течение двух месяцев. Однако всегда в основе литературного искусства лежит труд, неустанный и ежедневный, помноженный на профессиональное умение, поглощающий все силы ума и сердца.
Лучших писателей можно смело сравнить с разведчиками будущего, с теми отважными завоевателями новых, неизвестных пространств, о которых писал знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен: «Последуем за узкими следами полозьев, за маленькими черными точками, прокладывающими как бы рельсовый путь в самое сердце неведомого. Ветер воет и мчится через эти ведущие по снежной пустыне следы. Скоро они исчезнут. Но путь проложен, мы приобрели новые знания, и подвиг этот будет сиять во веки веков».