изотопы в химии 8 класс что такое
Презентация к уроку химии в 8 классе по теме «Изотопы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 518 Выборгского района Санкт-Петербурга Изотопы Якубенок Мария Львовна Учитель химии koba299@yandex.ru 2014 год
Разновидности атомов. Изотопы.
Одинаково число протонов и нейтронов в атомах (2 ответа): Ne Na Os O
Определите число электронов в атоме элемента, находящегося: В IV периоде, IA Во II периоде, VIIA В III периоде, VA В IV периоде, VIВ 19 9 15 24
Ряд, в котором элементы расположены по возрастанию числа электронов в их атомах: Au, Ag, Al B, Be, Br C, Cl, Cr Pd, P, Pb
Ядерная реакция: 1919 год 14N + 4He → 17O + 1H 7 2 8 1
3H 1 Заряд ядра: Строение ядра: Строение атома: Водород: +1 +1 +1 1p 1p, 1n 1p, 2n 1p, 1e 1p, 1n, 1e 1p, 2n, 1e протий дейтерий тритий изотопы 1H 1 2H 1
Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число, называются изотопами.
Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
39K 40K 16O 17O 18O нуклиды Кислород-16, калий-39
W ( 35Сl) = 75% W ( 37Cl) = 25% Ar(Cl) = 35 ∙ 0,75 + 37 ∙ 0,25 = 35,5
Изотопы отличаются друг от друга: Числом нейтронов Числом электронов Числом протонов Зарядом ядра 1
Изотоп атома химического элемента содержит 8 протонов и 10 нейтронов. Определите элемент: Хлор Неон Кислород Сера 3
Атомная масса элемента численно равна: Массе электронов и протонов Массе протонов и нейтронов Массе нейтронов Массе электронов и нейтронов 2
Химический элемент- это Вид атомов с одним и тем же числом нейтронов 2. Вид атомов с разным числом электронов 3. Вид атомов с одним и тем же числом протонов 4. Вид атомов с одной и той же атомной массой 3
Сколько протонов, нейтронов, электронов имеет атом изотопа уран-235? Каково его массовое число? Ответ дайте в виде ряда чисел, сохранив последовательность вопросов. 92, 143, 92, 235
Оцените: 8 – «5» 7 – «4» 5,6 – «3» 0-4 – «2»
Домашнее задание: §8 №3, 4, 6
Оцените урок: Интересно, я все понял. Интересно, но не все понятно. Интересно, но я мало понял. Неинтересно, непонятно.
Источники: О.С.Габриелян Химия 8 класс учебник Е.В.Савинкина, Н.Д.Свердлова Сборник задач и упражнений по химии http://shoyher.narod.ru/Portret_fajl/Rezerforde.html
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-073267
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок химии 8 кл. «Изотопы»
Учитель: Зернова Галина Владимировна
Учебное заведение: Алматинская область, Алакольский район,
ГУ «Средняя школа №2 города Ушарал»
Развивающая: развитие навыков самостоятельности умственного труда;
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи;
Тип урока: Комбинированный
Методы: Словесный, практический
Оборудование: Учебник «Химия 8», рисунки в учебнике, интерактивная презентация, интерактивные задания, интерактивная доска;
Организационный момент: отметить отсутствующих, объяснить цели урока, проверить наличие школьных принадлежностей.
Актуализация опорных знаний: выполните упражнения (Слайд 1-5)
Слайд 2— Ответить на вопросы;
Слайд 3— Определить число протонов, электронов и нейтронов у атомов химических элементов: Ag ; Cl ; Ca ; Zn ; Pb .
Слайд 4— Повторить характеристики протонов, нейтронов, электронов, заполнить таблицу;
Слайд 5— Проверить правильность заполнения таблицы по эталону;
Рассказ с элементами беседы.
В природе встречаются атомы одного и того же элемента с одинаковым зарядом ядра, но различающимися массами: 35/17Cl 37/17Cl
В чем причина различия массовых чисел?
Например хлор в природе существует в виде двух изотопов:
35 С l – 75,53% и 37 Cl – 24,47%
Средняя относительная атомная масса хлора равна:
А r ( Cl ) = 35 · 0,7553 + 37 · 0,2447 = 35,453
Распространенность изотопов некоторых элементов в природе.
Относительная атомная масса элемента, указанная в ПСХЭ является средней величиной из масс всех его природных изотопов с учетом их распространенности в природе (средним арифметическим).
Так как в природе более распространен изотоп водорода протий, то и
Ядерные реакции – процессы приводящие к изменению структуры атома.
Человек научился использовать энергию, которая выделяется при ядерных реакциях и не только в мирных целях.
Одним из наиболее выдающихся исследований, проведенных с помощью «меченых атомов» явилось изучение обмена веществ в организмах;
Изотопные технологии находят широкое применение в медицине. Радиоактивный натрий используется для исследования кровообращения, радиоактивный йод – для лечения щитовидной железы и т. д.
Наиболее распространены процедуры связанные с компьютерной томографией.
Облучение семян растений используется в селекции растений, при выведении новых сортов;
В археологии радиоактивные изотопы применяют для определения возраста древних предметов (возраст египетских мумий, остатков доисторических костров, животных, растений и т. д.)
В промышленности применение радиоактивных изотопов позволяет судить о коррозии металлов, процессах в доменных печах, износе поршневых колец в двигателях внутреннего сгорания и т. д.
4.Закрепление: Выполнить интерактивные задания (см. приложение)
Соотнесите химический элемент и условное обозначение атома
(Приложение, Задание 1,2);
Установите соответствие между химическим элементом и составом атома
(Приложение, Задание 3,4);
Соотнесите состав атомной частицы и символ химического элемента
(Приложение, Задание 5);
5. Домашнее задание: (Слайд 17)
§ 55 читать, отвечать на вопросы стр. 142. Упр. 3, 4(письменно)
Учебник «Химия-8» Н.Н. Нурахметов, К.А. Сарманова, К.М. Джексембина.;
Методическое пособие к учебнику Н.Н. Нурахметова «Химия-8» для учителей;
Методическое пособие Габриелян О.С., Смирнова Т.В. «Изучаем химию в 8 классе»;
Методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей;
Изотопы. Ядерные реакции
Сегодня мы рассмотрим понятия об изотопах и ядерных реакциях.
Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число.
Сумму чисел протонов и нейтронов в ядре атома называют массовым числом (А).
Содержимое разработки
8. Изотопы. Ядерные реакции
Сегодня мы рассмотрим понятия об изотопах и ядерных реакциях.
Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число.
Сумму чисел протонов и нейтронов в ядре атома называют массовым числом (А).
Например, вычислим массовое число трех изотопов кислорода, имеющих число нейтронов 8, 9 и 10. Число нейтронов в ядре определяется учеными экспериментально.
Для того, чтобы узнать число протонов в ядре атома кислорода, обратимся к периодической системе Дмитрия Ивановича Менделеева, где кислород находится под номером 8. Значит, число протонов в ядре равно 8 – оно всегда строго фиксировано.
Отсюда мы видим, что, имея одинаковое число протонов в ядре, а значит определенный порядковый номер в таблице Дмитрия Ивановича Менделеева (Например, 1 – водород Н, 20 – кальций Са, 13 – алюминий Аl), химический элемент не всегда имеет одно и то же количество нейтронов, а значит и не одинаковое массовое число. Это и есть изотопы.
Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число, называются изотопами.
На самом деле химический элемент представляет собой смесь изотопов.
Например, химический элемент хлор состоит из двух изотопов с массовыми числами 35 и 37; кислород из трех изотопов с массовыми числами 16, 17 и 18, калий также из трех изотопов с массовыми числами 39, 40, 41.
Приводимые в таблице Дмитрия Ивановича Менделеева относительные атомные массы химических элементов, являются средним значением атомных масс всех изотопов данного химического элемента с учетом их относительного содержания в природе.
Например, средняя атомная масса природного лития, содержащего 92,7% лития с числом нейтронов 7 и 7,3% изотопа лития с числом нейтронов 6 равна 6,94:
Большинство изотопов, содержащие разное количество нейтронов одного и того же химического элемента, в природе имеют сходные физические и химические свойства. Но далеко не все. Например, изотопы водорода (Н), которые не только отличаются по свойствам из-за разного содержания нейтронов, но и имеют свои отдельные названия и химические знаки.
2 Н (два-аш) – тяжелый водород, или дейтерий D;
3 Н (три-аш) – сверхтяжелый водород, или тритий Т.
Здесь цифра перед знаком водорода означает его массовое число, то есть сумму протонов и нейтронов.
Таким образом, мы можем дать наиболее точное определение химического элемента, которое звучит так:
Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Научные знания химии движутся вперед бесконечно. В настоящее время ученые научились изменять число протонов в ядре, а значит, и превращать одни химические элементы в другие.
Такие процессы получили название ядерных реакций.
Ядерные реакции – это превращение атомных ядер в результате их взаимодействия с элементарными частицами и друг с другом.
В природе ядерные реакции происходили и происходят постоянно. Например, ядерные реакции на Солнце, протекающие с выделением большого количества энергии, поддерживают жизнь на Земле. Но проведение подобной реакции на Земле ранее казалось неосуществимой мечтой. Только в сегодняшнее время желание людей превращать неблагородные металлы в золото стало реальным. Однако затраты энергии на ядерные реакции настолько высоки, что многократно превышают стоимость самого драгоценного металла, поэтому использовать эти реакции для превращения одних химических веществ в другие пока неэффективно.
С помощью ядерных реакций получают изотопы, обладающие радиоактивностью (радиоактивные изотопы). Радиоактивные изотопы широко применяются в научных исследованиях, медицине, биологии и химии.
Ядерные реакции также используют для открытия новых химических элементов, которые в таблице Дмитрия Ивановича Менделеева расположены за ураном U.
В Объединенном институте ядерных исследований в городе Дубне были впервые синтезированы химические элементы нобелий No, лоуренсий Lr, резерфордий Rf, дубний Db, сиборгий Sg и борий Bh.
Конспект урока по химии на тему «Изотопы» (8 класс(
Цель урока: Сформировать представления об изотопах, обратить внимание на форму записи и практическую значимость изотопов
Оборудование: Периодическая система, таблицы по строению атома
Организационный момент – знакомство с планом проведения урока
Работа учащихся у доски и по карточкам
1. Дайте определения: 2. Дайте определения:
3. Напишите символ и название химического элемента с относительной атомной массой, равной (округленно):
а) 40; б) 31 в) 19 г) 28 д) 32 е) 39
4. Запишите с помощью символов и коэффициентов:
2 атома хлора 3 атома магния 1 атомов фосфора 5 атомов водорода
5. Вставьте в текст пропущенные слова и обозначения.
Атом состоит из ______ и движущихся вокруг него _______________. Ядро атома всегда заряжено _______________ и состоит из нуклонов: ____________ и ___________.
Протоны. Обозначают _______, имеют массу ____ и заряд ____. Число протонов в атоме равно _______________.
Электроны. Обозначают _______, имеют массу ____ и заряд ____. Число электронов атоме равно _______________.
Вся масса атома сосредоточена в ________, так как ничтожно малой массой ________ можно пренебречь. Заряд ядра атома Z всегда ________ и равен числу _________ в нем.
6. Заполните таблицу: «Состав атомов химических элементов»
Знаки химических элементов
Порядковый номер элемента
Число протонов 1 1р
Заряд ядра атома, Z
7. Заполните таблицу: «Состав атомов химических элементов»
Знаки химических элементов
Порядковый номер элемента
Число протонов 1 1р
Заряд ядра атома, Z
8. Запишите названия и символы химических элементов, в атомах которых:
а) 6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов
б) 13 протонов, 14 нейтронов и 13 электронов
в) 56 протонов, 81 нейтрон и 56 электронов
9. Запишите символы и определите число протонов, нейтронов и электронов в атомах следующих элементов: кальция, бора, лития, магния, азота, серы, кислорода, алюминия, углерода, брома, фтора, хлора.
10. Запишите символы и определите число протонов, нейтронов и электронов в атомах следующих элементов: серы, кислорода, алюминия, углерода, брома, фтора.
1. Каково строение атома?
2. Какие частицы входят в состав ядра?
3. Какие частицы называются протонами, нейтронами
4. Как определить число протонов и нейтронов по таблице Менделеева?
5. Какие частицы входят в состав электронной оболочки, как определить их число?
6. Дайте определение понятию «химический элемент»
7. Каков физический смысл порядкового номера химического элемента?
8. Выполните задания:
На экране или таблица на доске
элемент число электронов в атоме
элемент число протонов в ядре атома
Обозначение атома число нейтронов в ядре
Изучение нового материала
Изотопы разновидности атомов одного и того же элемента
У: Исследования по определению массы и заряда ядра атомов различных химических элементов показали, что в природе встречаются атомы одного и того же химического элемента с одинаковым зарядом ядра, но имеющие при этом различную массу. Например, были обнаружены атомы хлора с различными массовыми числами: 35 и 37, но с одним и тем же зарядом атомных ядер. Одинаковый заряд – атомы донного и того же химического элемента – хлора. Такие атомы получили название – изотопы.
Изос – один, топос – место, т. Е. они занимают одно место в Периодической системе химических элементов.
Зад: прочитайте определение изотопов – учебник с. 17
2. Форма записи (обозначения) изотопов
У: каждый изотоп характеризуется двумя величинами: массовым числом (вверху слева от символа) и зарядом ядра (внизу слева от символа)
(Пример изотопов хлора, кислорода, водорода)
Зад: Определите состав атомов этих изотопов.
Обратите внимание: изотопы одного и того же химического элемента имеют одинаковое число протонов и электронов, а отличаются друг от друга толко числом нейтронов.
Относительная атомная масса элемента – средняя величина из массовых чисел всех его природных изотопов с учетом распространенности.
Массовые числа изотопов всегда выражают целыми числами. Но в природе содержание каждого изотопа различно, поэтому относительные атомные массы имеют не целочисленные значения.
Относительная атомная масса – является средней величиной из массовых чисел всех его природных изотопов с учетом их распространенности.
Работа с учебником – с. 19 – расчет А r
Применение изотопов – сообщение учащегося или учитель
И. находят широкое применение в биологии, медицине, географии, технике, археологии.
Кобальт–60 – лечение рака,
железо–59 – для измерения скорости тока крови и изучения заболеваний крови,
йод–130 – диагностика заболеваний щитовидной железы,
1. Что такое изотопы?
2. Чем отличают изотопы по строению атома?
3. Как определяется относительная атомная масса, представленная в таблице Менделеева?
4. Определите число протонов, нейтронов и электронов в атомах изотопов:
Поиграйте в крестики-нолики. Покажите выигрышный путь, который образуют составы ядер атомов изотопов.
5. Домашнее задание §5 № 1-3, Р1. в 4(6), 15(5),16(5)
элемент число электронов в атоме
элемент число протонов в ядре атома
Обозначение атома число нейтронов в ядре
Урок химии в 8 классе «Изотопы»
Урок по теме «Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы»
Образовательные : систематизация знаний о строении атомов, формирование понятий «изотопы», «химический элемент», организация самостоятельной работы учащихся по определению частиц, определяющих существование того или иного вида атомов (учащиеся должны видоизменять состав атомов химических элементов, используя модели ядер атомов; различать изотопы, используя модели ядер атомов; формулировать современное определение понятия «химический элемент»; объяснять различие ранее изученной формулировки понятия «химический элемент» и с точки зрения строения атома).
Воспитательные : воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям (учащиеся должны продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоззренческого характера).
Развивающие : развитие мышления и элементов познавательной деятельности, умения работать в проблемной ситуации (учащиеся должны учиться обобщать, сравнивать, находить главное, делать выводы; слушать ответы одноклассников, правильно говорить, находить ошибки и исправлять их).
Тип урока: комбинированный урок.
I. Организационный момент
На прошлом уроке мы узнали что «. мир из атомов построен, но был не прост познанья долгий путь. », изучили состав атомов. Давайте проверим, как вы овладели этим материалом.
II. Актуализация знаний
Задания для фронтального опроса.
Обоснуйте каждое утверждение:
1) Атом имеет сложное строение.
2) Атом электронейтрален.
3) Масса атома сосредоточена в ядре.
4) Ядро атома имеет положительный заряд.
Пример карточки для работы в парах:
1) Атом состоит из двух основных частей: ________ и ________. Ядро состоит из ________ и ________.
2) Заряд ядра атома определяется числом ________ в его составе и не зависит от числа ________.
3) Число электронов в атоме равно числу ________.
4) Атом элемента с порядковым № 20 имеет ________ электронов, ________ протонов, ________ нейтронов.
Пример карточки для индивидуальной работы у доски:
1) Определите число протонов, электронов, нейтронов в атомах азота, … (3 человека).
2) Порядковый (атомный) № химического элемента 17. Чему равен заряд ядра его атома? Сколько нейтронов содержит его атом? (1 человек).
Итак, мы выяснили, что атом – мельчайшая частица вещества – оказался сложным и уникальным образованием природы, состоящим из трех видов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.
III. Формирование практических навыков
Нам уже известно, что свободные атомы – это одна из форм существования химического элемента.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
В настоящее время известно 114 химических элементов, получены первые атомы элемента с номером 116. Можно ли из одних атомов получать другие? Всегда ли в клетках Периодической системы химических элементов находятся атомы с одинаковой массой? На эти вопросы мы будем искать ответы в течение этого урока.
1) Изменение числа нейтронов в атоме водорода (мысленный эксперимент с опорой на модели)
2) Оформление результатов мысленного эксперимента № 1 в тетрадях и на доске
(Совместная запись схемы; совместная формулировка понятия «изотопы»).
Оформим результаты наших рассуждений в тетрадях:
3) Изменение числа протонов в атоме (мысленный эксперимент с опорой на модели)
Решение задачи : Что произойдет с атомами одного и того же вида, если из их ядра мысленно удалить протон?
А что же произойдет с атомами, если продолжить наши рассуждения и изменить число протонов? Из ядра атома водорода (дейтерия), содержащего один протон и один нейтрон, мысленно удалите протон. Будет ли существовать этот атом? Почему? (Нет, так как исчезнет положительный заряд ядра, и отрицательно заряженный электрон в атоме удерживаться не будет; атом распадется на нейтрон и электрон).
4) Изменение числа протонов в атоме (мысленный эксперимент с опорой на модели)
5) Оформление результатов мысленного эксперимента № 2 в тетрадях и на доске
Совместная запись схемы на доске и в тетрадях; совместная формулировка современного понятия «химический элемент».
Оформим результаты наших рассуждений в тетрадях:
Подведем итог. Число протонов или число нейтронов определяет существование того или иного вида атомов? (Число протонов). Сформулируем современную формулировку понятия «химический элемент». Запишите в тетрадях:
Химический элемент – это …
6) Сравнение ранее изученной и современной формулировки «химического элемента»
Чем отличается современная формулировка от ранее изученой?
IV. Подведение итогов
(Рефлексия, совместная оценка деятельности на уроке).
V. Инструктаж домашнего задания
Изучите § учебника, выполните упр.
Дополнительно ответьте на вопросы:
1. Сколько может быть различных вод (по составу)? Учтите, что изотопов кислорода три – , а водорода в воде два –
(дейтерий). При выполнении задания можете использовать книгу И. В. Петрянова – Соколова «Самое обыкновенное вещество в мире».
2. У стабильных химических элементов, так же как и у радиоактивных, есть изотопы. В мире стабильных изотопов пока немало загадок. Какие это загадки? Ответ вы можете найти в «Энциклопедическом словаре юного химика».