избегать дорог с виньетками что это значит
Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным 13:30, 25 марта 2021 Версия для печати
Эксперты предлагают альтернативу пропускному режиму, которая обеспечит перевозчикам равные условия и избавит их от бюрократических проблем.
Ассоциация транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) предложила руководителю дептранса Москвы Максиму Ликсутову отказаться от пропускной системы и заменить её на экологический сбор. Редакция ATI.SU ознакомилась с текстом направленного чиновнику письма.
Что не так с ограничениями и пропусками?
Ключевым минусом введённых ограничений эксперты называют их нецелесообразность, приводя пример: для замены фуры с 33 палетами (длина 16,5 метров) понадобится 17 малотоннажных грузовиков (общая длина более 100 метров).
Таким образом, разгрузив город от большегрузных автомобилей, дептранс рискует загрузить его гораздо большим количеством малотоннажников.
Большее количество машин не только ухудшит ситуацию на дорогах, но и увеличит риски ДТП; уровень подготовки водителей малотоннажников, отмечают в АТЭС, как правило, оставляет желать лучшего.
Текст обращения содержит отсылки к Конституции, в т.ч. к 8 статье, гарантирующей единство экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. АТЭС также ссылается на 257 федеральный закон («Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…»), согласно которому ограничения движения могут быть только временными. Эксперты напоминают, что допуск грузовиков на МКАД ограничен уже более двух десятков лет.
Критикуют авторы послания и пропускную систему: на оформление одного пропуска может уйти до 8 часов. Упоминаются коррупционные инструменты, с помощью которых могут быть получены пропуски, а также необоснованные отказы, с которыми зачастую сталкиваются перевозчики. В АТЭС уверены: столичные перевозчики, сумевшие преодолеть этот бюрократический барьер, получают неоспоримое конкурентное преимущество перед региональными компаниями.
Виньетки вместо пропусков
Тем не менее, решить проблему и снизить количество грузового транспорта на МКАД и московских улицах можно. Для этого АТЭС предлагает ввести платные цифровые виньетки (аналог пропуска, чаще всего выполненный в виде наклейки на лобовое стекло) для въезда в город.
Тарифы на въезд предлагается привязать к массе и экологическому классу транспортного средства. Въезд среднетоннажников (от 3,5 до 7,5 тонн) пятого класса и выше будет стоить 700 рублей, владельцам большегрузов (от 7,5 тонн) придётся заплатить тысячу рублей. Для грузовиков второго и третьего экологического класса стоимость въезда составит 1200 рублей для среднетоннажных и 1600 для большегрузных машин. Машинам ниже второго экологического класса и ниже въезд в город предлагают запретить.
Годовые безлимитные пропуски будут стоить от 127 000 (за современный среднетоннажник) до 292 000 рублей (за большегруз второго или третьего экологического класса).
Ограничить предлагают и габаритную длину ТС: до 12 метров в пределах ТТК и до 6 метров в пределах Садового кольца. За въезд таких машин в указанные зоны придётся заплатить по увеличенному на 30-50% тарифу.
По мнению экспертов, замена пропусков на виньетки по предлагаемой схеме снизит трафик грузовиков в столице на 20% и минимизирует рост цен на ввозимые товары. Кроме того, виньетки улучшат экологическую обстановку и подтолкнут перевозчиков к обновлению автопарков, что положительно повлияет на экономику в целом.
— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.
Виньетки в Европе
Люди, которые любят путешествовать, часто решают отправиться за границу на собственном автомобильном транспорте. Это и удобно, и комфортно, экономно. Снимаются сразу вопросы, где ночевать, сколько вещей с собой брать, как состыковать рейсы разных видов транспорта. Перед тем, как отправиться в поездку на машине, нужно оформить документы на авто. Это и открытие Грин-карты, и получение виньетки, без которых за рубеж автотуристов таможенники и пограничники не выпустят. Но перед тем, как отправиться в путешествие по Европе на личном авто, обязательно ознакомьтесь с ПДД Чехии.
Что такое виньетка и зачем она нужна
Виньетка – это специальная наклейка, которая прикрепляется к внутренней стороне лобового стекла авто или мототранспорта. Это документ, разрешающий авто путешественникам въезжать на территорию другого государства. Как крепить виньетку на легковых автомобилях – указано на обратной стороне наклейки. Документ не должен смываться водой и поддаваться другим повреждениям, иначе за границу не туристов не выпустят.
Существует два вида виньеток – бумажная и электронная. Бумажная виньетка более распространена, но все больше стран Европы переходят на электронную. В частности, новый тип виньетки действует в Румынии, Венгрии, Словакии, Молдавии, Австрии. Купить виньетку электронного вида можно через Интернет, на автозаправках. Факт покупки подтверждается чеком, который выдается в момент приобретения документа, или с помощью смс-оповещения. Все данные об авто и его владельце, стране следования, визах вносятся в специальную базу данных. На границе чек или смс на телефоне проверяется с помощью считывающих устройств, камер наблюдения, мобильных пунктов.
Виньетка нужна для того, чтобы водитель мог подтвердить факт оплаты особого дорожного сбора, который нужен для проезда по европейским магистралям, автобанам и дорогам в четко определенный период времени.
В каких странах Европы необходима виньетка
Не во всех государствах Европейского континента необходима виньетка. Наклейку используют девять стран Юго-Восточной и Центральной Европы, в перечень которых входят следующие страны:
Для поездок в другие европейские государства оформление виньетки не понадобиться.
Где купить виньетку
Рекомендуется приобретать виньетку в стране, в которую туристы едут. Для оплаты лучше всего использовать местную валюту. Среди основных причин, почему нужно купить виньетку в названных выше странах, а не в России, стоит отметить:
Купить виньетку для того, чтобы приклеить на лобовое стекло можно на АЗС, которые расположены рядом с границей в стране следования, в соседних государствах или в родной стране перед пересечением КПП.
Места покупки виньетки в странах Европы:
Есть специальные сервисы, работающие онлайн, куда можно обратиться за оформлением виньетки. Подобные сервисы предоставляют услуги по оформлению виньетки на платной основе. Необходимо заполнить онлайн-форму, правильно указать адрес электронной почты и оплатить стоимость виньетки. После этого документ будет прислан на электронную почту. Нужно обязательно сохранить квитанцию об оплате, чтобы таможенники в момент въезда в страну смогли проверить факт оплаты.
Сколько стоит
Наклейка на лобовое стекло машины для проезда по странам Европы действительна, в среднем, 7 дней. Стоимость виньетки варьируется от 3-4 евро до 12-35 евро. Оплату за виньетки в местах продажи лучше проводить в национальной валюте той или иной стране. Перечень актуальных цен виньетки и сроков их действия указан ниже:
Итак, по платным дорогам стран Европы проезд является платным. Всем путешественникам, въезжающим на территорию ЕС и других государств континента, нужно обязательно платить за пользование автобанам и магистралям. В большинстве странах оплата за проезд проводиться в момент въезда на платную дорогу или после выезда с нее. В таких государствах, как Швейцария, Австрия, Румыния и т.д., можно на проезде на дорогах немного сэкономить, оформив виньетку. Наклейку размещают на лобовое стекло, чтобы дорожная полиция и пограничная служба видели, что автомобилист оплатил заранее проезд по платным автобанам.
Траты и штрафы при путешествии на машине
Из этого материала вы узнаете, в какой стране в машине обязательно должен быть алкотестер, где нельзя ездить без ближнего света, что такое виньетка и за что вас могут оштрафовать на дороге.
Платные дороги
Во многих странах существуют платные дороги. Как правило, это главные автомагистрали — быстрые и удобные. Существует три вида оплаты проезда по таким дорогам.
1. За определенный промежуток времени. Необходимо купить виньетку.
Страны: Австрия, Болгария, Венгрия, Молдавия, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Швейцария.
2. За пройденный участок дороги — цена зависит от расстояния, которое вы проехали.
Страны: Великобритания, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Македония, Норвегия, Польша, Португалия, Сербия, Турция, Франция, Хорватия.
3. За проезд мостов, тоннелей и участков автомагистралей (специальная плата).
Взимается более чем в 20 странах Европы.
Отправляясь в дорогу, обязательно ознакомьтесь с перечнем или картой платных дорог.
Виньетка
В девяти странах Европы для проезда необходимо купить проездной в виде наклейки на лобовое стекло — виньетку. Она рассчитана на определенный срок (от 7 дней до 14 месяцев), стоит недорого и продается на приграничных автозаправках, в пунктах обмена валют либо в почтовых отделениях. Если вы проедете мимо границы и не купите виньетку, то при первой же встрече с патрулем вас ожидает большой штраф. Наклеивать виньетку следует в определенную зону лобового стекла — в зависимости от требований страны. Если вы ее купили, но не наклеили, вас также могут оштрафовать — следование без виньетки запрещено.
Тарифы разных стран для мотоциклов и машин до 3,5 тонны
Австрия
На 10 дней: €8,50 для машин, €4,90 для мотоциклов.
Штраф: €120 при оплате на месте. По суду — от €300 до €3000.
Купить: на любой бензоколонке на границе с Австрией.
Швейцария
На 14 месяцев (в этой стране только один тип виньетки), с 1 декабря по 31 января: 40 швейцарских франков (€33).
Штраф: 200 швейцарских франков (€164).
Купить: на автозаправках на границе.
Чехия
На 10 дней: 310 чешских крон (€11) для машин, мотоциклы бесплатно.
Штраф: 5000 крон (€182) на месте или до 100 000 крон (€3640) через суд.
Купить: на приграничной заправке.
Словакия
На 10 дней: €10 для машин, мотоциклы бесплатно, прицеп — €10.
Штраф: от €100 до €500.
Купить: на автозаправке.
Венгрия
На 10 дней: 2975 форинтов (€9,5) для машин, 1470 форинтов для мотоциклов (€4,7)
Штраф: 14 875 форинтов при уплате в течение 30 дней (€47,8), далее — 59 500 форинтов (€191)
Купить: электронные виньетки продают в особых терминалах и на заправках, можно купить через интернет. Иметь в автомобиле необязательно.
Словения
На 7 дней: €15 для легковушек, €40 для машин высотой от 1,3 м (класс 2B), €7,50 — для мотоциклов.
Штраф: от €300 до €800.
Купить: на пограничных пунктах при въезде в страну, без нее вас не пустят.
Румыния
Документ называется ровиньета, представляет собой не наклейку, а чек.
На 7 дней: €3 для легковушек, €6 для фургонов или микроавтобусов до 3,5 тонны, мотоциклы бесплатно.
Штраф: от 250 до 500 леев (от €56 до €112) плюс компенсация за дорожный ущерб €28. Для фургонов штраф от 750 до 1250 леев (от €168 до €280) плюс €96 за ущерб.
Купить: на таможне или на бензозаправках в терминалах, удобнее — в электронном виде за 30 и менее дней до поездки. Покупка обязательна.
Молдавия
На 7 дней: €4 для машин, мотоциклы бесплатно.
Штраф: 2000–4000 леев (€108 до €216).
Купить: на таможне или в специальных автоматах.
Болгария
На 7 дней: €5 для машин, мотоциклы бесплатно.
Штраф: 300 левов (€153).
Купить: в специальных пунктах Road Charging Point на границе.
Как избежать платных дорог?
Если вы не хотите платить и мчаться по автобану, то всегда есть пути обхода. Стоит заранее ознакомиться с картой и найти дороги-дублеры или, если у вас хороший навигатор, ввести опцию «избегать платных дорог». Минусы бесплатных дорог в том, что они не всегда удобны: путь длиннее, движение медленнее (обычно до 60 км/ч). Например, если платная дорога идет туннелем сквозь гору, то бесплатная вьется узким серпантином вокруг горы. Однако есть и преимущества: возможно, проезжая по сельской местности с небольшой скоростью, вы сможете лучше почувствовать колорит страны.
За что вас могут оштрафовать на дороге?
Большая часть правил всем известна: необходимо соблюдать ПДД, пристегиваться, быть трезвым, перевозить детей в креслах, пропускать пешеходов на переходах, не разговаривать по телефону во время движения (в некоторых странах предусмотрены большие штрафы). Но есть некоторые неочевидные штрафы, которые могут стать неожиданностью в той или иной стране.
В Швейцарии запрещено предупреждать других водителей о контроле на дорогах. За моргание фарами следует наказание до 180 штрафных дней с ежедневными выплатами.
В Германии есть особые экологические зоны, проезд по которым возможен лишь со специальным знаком — зеленым, желтым или красным. Водителю нужно заранее запастись такими наклейками, иначе последует штраф.
В Австрии туриста могут оштрафовать за ложный вызов полиции при аварии: если в результате ДТП пострадавших нет и вина одного из участников очевидна, то водители должны разбираться сами. Вызов полиции в этом случае может рассматриваться местными властями как ложный.
Заранее ознакомьтесь с ограничениями скорости на дорогах стран, через которые предстоит ехать. В городах Албании и Андорры допустимая скорость всего 40 км/ч, в Великобритании — 48 км/ч. Зато на некоторых участках автомагистралей в Болгарии можно развить скорость до 140 км/ч. Штрафы за превышение могут неприятно удивить — особенно, если «письмо счастья» придет к вам на родину уже после возвращения с начисленной пеней.
Ближний свет в любое время суток необходим в следующих странах: Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Дания, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Норвегия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Штрафы от €7, максимальный штраф в Норвегии — €242. Так что при въезде в эти государства проверьте, есть ли у вас набор запасных ламп.
В Австралии, где много забывчивых водителей, был введен штраф за незакрытые двери и окна машины — таким способом полиция пытается предупредить воровство. Аналогичный штраф предусмотрен в Словакии — €100.
Что должно быть в машине?
В разных странах свои требования к необходимому набору вещей в машине. В списке: знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечка.
Во Франции с недавних пор каждый водитель обязан иметь в машине алкотестер. При его отсутствии предусмотрен штраф €11.
В следующих странах запрещена шипованная резина: Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Македония, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия.
Необходимо иметь запасное колесо или комплект для ремонта шин для транзита через Боснию и Герцеговину, Испанию, Сербию, Словакию, Чехию.
Буксировочный трос обязателен в Боснии и Герцеговине, Македонии и Сербии (в Сербии требуется трос не менее 3 м).
Во многих странах необходимо иметь светоотражающий жилет в салоне, чтобы водитель или пассажир при экстренной остановке были заметны на магистрали. Штраф при отсутствии жилета предусмотрен, например, в Австрии, Литве и Португалии, также есть штрафы за неношение жилета на дороге. Для мотоциклиста жилет, как правило, обязателен.
Оплата дорог в Европе с использованием виньетки
Не нашли нужную информацию?
Оплата дорог в Европе за время их использования (при помощи виньетки)
В европейских странах реализованы два основных принципа взимания платы за использование дорог: плата за время использования дорог, и плата за фактически пройденное расстояние по дорогам. Еще в семнадцати европейских странах дороги бесплатны.
В этой заметке рассказывается об оплате дорог в Европе за время их использования, то есть с использованием обычной или электронной виньетки.
По истечению оплаченного периода времени, необходимо либо выполнить повторную оплату, либо перестать использовать платные дороги (как правило, это магистрали) в данной стране.
В течение оплаченного периода времени (срока действия виньетки), пользоваться всеми (любыми) дорогами этой страны, можно без ограничений. После окончания срока действия виньетки, можно пользоваться только бесплатными дорогами.
В странах, где предусмотрена оплата дорог с помощью виньетки, дополнительная плата за использование дорог не взимается. То есть, общий принцип таков: есть в стране виньетки — на дорогах нет шлагбаумов (дополнительных пунктов оплаты дорог).
НО! В странах, использующих подобный принцип оплаты дорог (виньетками), может взиматься дополнительная оплата за использование некоторых элементов дорожной инфраструктуры: некоторых мостов или тоннелей, например.
В таких местах (перед некоторыми из этих объектов), вы можете встретить и пункт оплаты на дороге (со шлагбаумом и пунктом приема оплаты). Впрочем, это встречается не так часто.
И не только куплена, но еще и правильно закреплена (об этом ниже). За движение по платной дороге с неправильно закрепленной виньеткой, штраф такой же, как и за езду без нее.
И, кстати, не путайте виньетки, с экологическими наклейками (плакетками), которые нужны в некоторых странах — это, суть, две разные вещи.
Виньетки — подтверждают факт оплаты дороги, а экологические наклейки (плакетки) — подтверждают экологический класс автомобиля (соответствие авто тем или иным экологическим нормам), в тех странах, где это необходимо для использования экологических зон.
Например, при поездке во Францию виньетка не нужна (дороги во Франции оплачиваются в зависимости от пройденного по ним расстояния), а вот экологическая наклейка там очень даже может пригодиться.
Виньетки разных стран — не взаимозаменяемы. То есть, например, чешскую виньетку не получится использовать для оплаты дорог в Австрии (нужно купить австрийскую). Принцип прост: одна страна — одна виньетка, и никак иначе.
То же, кстати, относится и к экологическим наклейкам: французская экологическая наклейка не пройдет в Германии, а германская плакетка не заменит вам французскую.
Страны Европы, где оплата дорог производится виньеткой (за время использования)
Информация об оплате дорог с помощью виньетки, приведенная в данной заметке, полностью применима к случаям оплаты дорог в следующих странах Европы (в скобках ниже указан вид используемой виньетки):
На карте ниже, страны Европы, в которых применяется оплата дорог с помощью виньетки, отмечены красно-коричневым цветом:
В этом списке Болгария и Румыния идут особняком. В Румынии — все дороги за городами платные, т.е. любой человек, въезжающий на территорию страны на автомобиле, должен оплатить дорожный сбор.
В Болгарии — официально дорожный сбор не платится, но по факту, проложить маршрут только по бесплатным дорогам — не получится (во всех остальных странах — это возможно). То есть, виньетку там покупать придется однозначно.
Что такое виньетка для оплаты дорог в Европе, и как она выглядит
Как правило, оплата дорог по времени использования, представляет собой покупку так называемой «виньетки» — реальной (пластиковой) или виртуальной (электронной). Какая виньетка используется в конкретной стране — зависит от внутреннего законодательства государства.
Обычная виньетка
Пластиковая виньетка представляет собой кусок пленки на липкой основе, размерами около 5×6 см, который клеится в определенное место на лобовом стекле, и выглядит в каждой стране по-разному, примерно так, как на рисунках ниже.
Виньетка для легковых автомобилей в Австрии, сроком на 10 дней:
Виньетка оплаты дорог в Чехии, для легковых автомобилей, сроком на 10 дней:
Виньетка в Болгарии для легковых автомобилей, сроком на 7 дней (2018-й год):
Выше, приведены версии виньеток минимального срока действия. Дизайн меняется в зависимости от срока действия виньетки. Например, виньетка в Болгарии, сроком действия на 1 месяц, выглядела в 2018-м году так:
Годовые виньетки также имеют другой дизайн. Сделано это для того, чтобы сотрудникам полиции было легче осуществлять визуальный контроль.
Швейцарские виньетки бывают только годовыми:
Кроме того, дизайн всех виньеток меняется каждый год, во всех странах их использующих (борьба с подделками). В последнее время, с развитием электронных систем контроля, растет число стран переходящих на электронные версии виньетки.
Электронная виньетка
Упомянутая выше виртуальная (или электронная) виньетка, используется в Венгрии, Румынии, Словакии и Молдавии. Постепенно на них переходит Австрия (в настоящее время (2019 год) есть и электронные виньетки, но есть пока и обычные). Болгария перешла на электронные виньетки с 1 января 2019 года.
Электронные виньетки хороши тем, что для них не нужен бланк (то есть нет затрат на их изготовление), соответственно, нет подделок, и нет ситуаций, когда: «виньеток нет, они закончились» (я с таким сталкивался, например, в Болгарии, да и в Словакии тоже).
Суть использования электронной виньетки проста: при въезде в страну, на ближайшем пункте продаж точно также производится оплата, но на руки выдается только чек о том, что оплата за дорогу выполнена.
Данные же об оплате за использование дорог заносятся в общую базу, и потом используются для контроля с помощью камер, во время движения автомобиля по платной дороге.
То есть, наклеивать ничего никуда не нужно, а чек об оплате дорог нужно сохранять до конца поездки (срока его действия). Визуальный контроль наличия виньеток заменяется электронным.
После оплаты, номер вашего автомобиля будет занесен в систему учета, и в дальнейшем, при проезде по платным дорогам, его периодически будут проверять с помощью дорожных камер.
Есть номер в системе (дорога оплачена) — счастливого пути! Нет — держите штраф. Так же, наличие номера в системе (факт оплаты дорожного сбора) могут проверить, разумеется, и дорожные полицейские. Чек об оплате нужен для «разруливания» нештатных ситуаций.
Вот, например, как выглядит венгерская «матрица» (электронная виньетка). Слева — купленная в Сербии (срок действия — 10 дней), справа — купленная в Венгрии, (срок действия — месяц, данные выделил маркером):
Как видите, по сути электронная виньетка — это просто чек за оплату пользования дорогами.
Срок действия виньетки
Виньетки выпускаются на фиксированные сроки. Сроки действия виньеток разнятся от страны к стране (ниже по тексту приведена таблица, в пункте о стоимости виньеток).
Нельзя купить виньетку сроком на один или два дня. Минимальный срок действия виньетки колеблется от 7 до 10 дней. Также есть виньетки сроком действия на месяц, два или три, и есть годовые виньетки.
В Швейцарии, оплата дорог производится сразу за год (нет минимального срока), даже если вы планируете находиться там всего пару дней (или несколько часов). Причем, наличие виньетки могут проверить не только полицейские, но и таможенники. Такие, вот, там правила.
При продаже пластиковой виньетки, на ней дыроколом отмечаются день и месяц ее продажи. С этого момента времени начинается отсчет срока действия виньетки. Срок действия виньетки (количество дней или месяцев) указан на самой виньетке.
При оплате электронной виньетки, даты и время начала и окончания ее действия указаны на чеке об оплате, в числе прочей информации.
Где купить виньетку
Виньетки продаются на заправках, в отделениях связи, в специально установленных точках продаж. В некоторых странах, можно купить виньетку и в других точках продаж, например, в табачных лавках и т.п.
Для стран из числа тех, которые используют электронную виньетку, ее можно купить и в интернете, т.е. оплатить дороги дистанционно и заранее, зарегистрировав свое авто в системе контроля самостоятельно.
По ссылкам представлены сайты для покупки электронных виньеток по странам, в которых они используются:
(сайты откроются в новом окне), но я не рекомендую этим заниматься, поскольку это действие не имеет большого смысла.
Торговля виньетками — это весьма налаженный бизнес, и поэтому, приобрести виньетку (неважно, электронную или обычную), не представляет большого труда по прибытию на место лично. По времени это занимает несколько минут.
Как это сделать, как раз и рассказано в этой заметке. Но если вы решите озаботиться вопросом заранее, то… вашим решением. Гуглопереводчик в помощь и вперед (по ссылкам выше). А пока вернемся из интернета на реальную дорогу, и продолжим.
Итак, где купить виньетку в Европе?
Специальные точки продаж на границе расположены на месте бывших КПП которые располагаются на въезде в страну. Но это на больших дорогах, на второ- и третьестепенных дорогах их может и не быть.
Но при использовании второстепенных дорог, покупка виньетки прямо на границе не так актуальна. Второстепенные дороги бесплатны, так что по ним вы можете (без опаски быть оштрафованным), спокойно доехать до первой заправки, и купить виньетку там.
При движении же по большим дорогам (магистралям), при пересечении границы вы всегда увидите место, где ранее располагался пограничный пункт пропуска на въезде в страну. Там будет расширение дороги, много ангаров и зданий и, собственно, знак о пересечении границы.
Поэтому, при въезде в страну, где в качестве оплаты используется виньетка, не неситесь мимо этого места, а остановитесь там и осмотритесь внимательно. Если нужно, то спросите полицейских, которые зачастую там стоят, (видимо, вместо пограничников — не знаю зачем).
Скорее всего, где-нибудь там вы найдете пункт продаж виньеток (причем, круглосуточный). Если вдруг такового не обнаружится, то смело поезжайте либо до первой заправки на пути, либо до первого пункта отдыха на магистрали (смотря что встретится первым).
Поэтому, пока двигаетесь от границы в поисках точки продаж виньеток, не ускоряйтесь чрезмерно и смотрите внимательно по сторонам на указатели (информационные щиты). Ищите на них глазами слово «Vinetka», «Vineta», «Vignette» (в Венгрии — «Matrica» или «e-vignette»), или что-то подобное.
Увидев соответствующий указатель, смело сворачивайте туда, куда он указывает, и там найдете точку продаж. Если нет — то первая заправка на трассе. Если нет, то первая площадка для отдыха.
В одном из трех из указанных выше мест — виньетка обязательно найдется.
Если вы волнуетесь, что виньетка не найдется своевременно и что у вас могут возникнуть проблемы из-за этого, то решение следующее: заранее, перед поездкой, найдите на картах Гугла ближайшую к границе заправку на трассе, по которой вы планируете заезжать в страну, в которой дороги оплачиваются с помощью виньетки.
То есть, например, при планировании поездки в Чехию через Польшу, ищите последнюю заправку перед границей еще на территории Польши, до въезда в Чехию.
Снимите координаты этой заправки и забейте их в навигатор. При выполнении поездки, заедьте на эту заправку и спросите виньетку там (она там 100% будет продаваться, я же говорю, что этот бизнес весьма налажен).
Если даже на самой выбранной вами заправке виньеток в торговом зале и не будет, то значит рядом обязательно будет стоять какой-нибудь киоск, где их продают (вы даже по вывеске его увидите). Если нет (что вряд ли), то заедьте на соседнюю АЗС.
Да, пару-восемь евро вы при этом переплатите (об этом чуть ниже). Зато потом, никаких проблем с дополнительными остановками на границах. Как здесь быть — решать вам.
Например, при въезде в Чехию из Польши по магистрали А1 (Гливице — Острава), вы не найдете пункта продаж виньеток на границе (это относительно новый участок магистрали построенный уже после отмены границ, и поэтому никаких зданий на границе там нет, просто дорога идет, и всё).
А между тем, при въезде в Чехию (при пересечении границы), над магистралью висит знак «с оплатой». Что делать?
Вот, заезжаете на эту заправку «BP» (по ссылке — карта в новом окне), и спокойно покупаете там виньетку, чтобы снять непонятные вопросы. Да, будет переплата, но зато дальше будете ехать спокойно.
На этой АЗС я брал чешскую и австрийскую виньетки летом 2018 года. Там же есть и словацкие виньетки, если нужно. Хотите переплату меньше? Съезжайте с магистрали и ищите виньетки на более мелких заправках недалеко от границы.
И не заморачивайтесь с покупкой виньетки через интернет. Это действие не имеет огромного смысла, потому что виньетку в Европе (в тех случаях, в которых она нужна), можно купить без проблем.
Если уж и озадачиваться покупкой чего-то через интернет перед поездкой на автомобиле в Европу, то гораздо целесообразнее озаботиться покупкой экологических наклеек (плакеток) для тех стран, в которых они нужны: Франции и Германии (если маршрут проходит через эти страны).
Это будет полезным действием. Перейдя по ссылкам чуть выше — попадете на нужные заметки, где подробно описан процесс покупки экологических наклеек этих стран через интернет.
В тех странах, где на границе присутствует контроль и предусмотрена оплата дорог с помощью виньетки (Болгария, Румыния, Молдавия), а также Словения, Венгрия (при въезде с юга, со стороны балканских стран), виньетку также зачастую можно купить прямо на границе (сразу после ее пересечения стоят ларечки, киоски и т.п.).
Если нет, то ищите виньетку на первой же заправке по пути после границы, как и было указано выше.
Причем, в некоторых случаях (конкретно — в Румынии), вас просто не пропустят в страну, пока вы не купите виньетку (не оплатите пользование дорогами). Отдельный ларечек (круглосуточный) там стоит прямо рядом с постом, на каждом МАПП (вам покажут его сотрудники погранпоста).
Сколько стоит виньетка в Европе
Как и отмечалось выше, стоимость виньетки зависит от страны. Кроме того, цена виньетки зависит от вида транспортного средства (мотоцикл, легковой автомобиль, микроавтобус, легкий грузовик и т.п.), и от срока ее действия.
Следует учитывать, что каждая страна подходит по-разному к определению категорий транспортных средств. Также, в некоторых странах мотоциклисты ездят бесплатно, а в некоторых нет.
Ниже приводится таблица стоимости виньеток в зависимости от срока их действия, по странам. Цены приведены в евро (оплата за виньетку при покупке, будет производиться в национальной валюте, и может быть чуть выше (на пару евро) из-за накруток реализаторов).
Стоимость виньеток в странах Европы
(все цены указаны в евро, для легковых 1 автомобилей на 2021 год)
Страна | Срок действия виньетки | |||||
Миним. срок | Миним. цена | 1 мес. | 2 мес. | 3 мес. | 1 год | |
Австрия | 10 дней | 10 | — | 28 | — | 93 |
Болгария | 7 дней 2 | 8 | 15 | — | 28 | 50 |
Венгрия | 10 дней | 10 | 14 | — | — | 125 |
Молдавия | 7 дней | 4 | 8/16 3 | — | 45/85 4 | 180 |
Румыния | 7 дней | 3 | 7 | — | 13 | 28 |
Словакия | 10 дней | 10 | 14 | — | — | 50 |
Словения | 7 дней | 15 | 30 | — | — | 110 |
Чехия | 10 дней | 12 | 17 | — | — | 57 |
Швейцария | 365 дней 5 | 36 | — | — | — | 36 |
Некоторые тонкости покупки виньетки
В 90% случаев, с вас «сдерут» переплату за виньетку, если вы будете покупать ее не в официальных точках продаж (реализаторы тоже жить хотят). Суммы накруток там небольшие (2-5-7 евро), и в принципе, можно не заморачиваться на эту тему, но… смотрите сами.
Единственное, что замечу, виньетку однозначно лучше (дешевле) покупать непосредственно в той стране, где она выпущена, а не за границей, наценка будет ниже. Поясню на примерах из личного опыта.
Выполняя поездку по маршруту Мальборк (Польша) — Братислава (Словакия) — Венеция (Италия), через Чехию, Словакию, Австрию:
я приобрел виньетки для всех этих трех стран на заправке в Польше, перед пересечением границы с Чехией (это не та заправка, на которую дана ссылка выше — описываемая здесь поездка состоялась в 2014 году).
Это было удобно (не останавливаться потом), но привело к переплате. В итоге, вместо 28,5 евро (номинальная стоимость виньеток на то время), я заплатил почти 40 евро. Важна ли для вас такая сумма (10-12 евро), или нет, решать вам.
Другой пример. При поездке через Венгрию, при покупке «матрицы» на территории Венгрии, с меня взяли 12 евро (при номинальной стоимости виньетки на тот период — 10 евро). Терпимо. /Переплата в 2 евро при покупке виньетки за 10 евро в Венгрии — это стандартная практика/.
Но когда я решил купить венгерскую виньетку в Сербии (перед въездом в Венгрию со стороны Сербии), с меня взяли за нее целых 16 евро (при той же номинальной стоимости в 10 евро). При этом, пункт покупки виньеток в Венгрии находился через 300 метров после пограничного перехода (но я тогда об этом не знал).
Оно, конечно, 6 евро — невелики деньги, но зачем их отдавать просто так… непонятно. Это, в конце концов, пара бутылок отличного венгерского вина.
Во-вторых, покупая виньетки в странах, где действует валюта отличная от евро (например, в той же Чехии), расплачивайтесь за них либо местной валютой (при наличии) либо кредиткой, поскольку при покупке за наличные евро, вам их пересчитают в местную валюту, скорее всего, по не самому выгодному курсу.
На таких небольших суммах как покупка виньетки, это, конечно, мелочи, но, если для вас это принципиально важно, то имейте этот момент в виду.
Как купить виньетку
Если пункт продажи специализированный, (то есть там ничего, кроме виньеток не продается), то проблем с покупкой виньетки не возникает. Продавец понимает, что вы от него хотите без лишних пояснений (да и не может он вам ничего предложить, кроме виньетки).
В таком случае, надо будет объяснить продавцу (не факт, что это получится сделать на английском языке, но можно показать на пальцах, или написать на бумаге), на какой срок действия нужна виньетка.
Если же виньетка покупается на заправке (или в другом месте, но не в специализированном пункте продаж), то придется потрудиться объяснить продавцу, что вам от него нужно.
Называются виньетки в разных странах немного по разному:
Но если вы скажете просто: «виньетка» — вас в большинстве стран скорее всего поймут, возможно, кроме Венгрии, там нужно все-таки говорить «матрица».
При покупке электронной виньетки, нужно также сообщить продавцу (кроме срока ее желаемого действия), номер своего автомобиля (лучше всего, разборчиво написав его на листочке бумаги — на пунктах продаж всегда есть эти кусочки бумаги и ручка). Или поставить машину так, чтобы ему был виден номерной знак (это по ситуации).
Насчет букв знака не волнуйтесь, они пройдут любые. Только называйте их так, как они звучат в латинском алфавите, а не в русском. А если пишете, то пишите их как они есть на номере.
Если вы никогда не задумывались над этим фактом, то подскажу, что на наших (российских) регистрационных номерных знаках, используются только те буквы кириллического алфавита, которые похожи начертанием на латинские.
То есть, вы не найдете у нас в стране автомобильных номеров содержащих буквы, например, «Б», «Г», «Д», «Ж», «Л» и других, не имеющих аналогов (по начертанию) в латинском алфавите.
Такие буквы есть в номерах только на спецтехнике (военной), которая по определению за границу не выезжает, а если в случае чего и выедет, то платить за дороги не будет. Также, такие буквы можно встретить и на гражданской спецтехинке.
Таким образом, например, мой номер «Р013СМ», звучит не как «эр-ноль-тринадцать-эс-эм», а как «пи-зироу-ван-три-си-эм». Придумайте заранее (перед покупкой виньетки) сами, как будет звучать ваш. Но лучше всего, напишите его для продавца на бумаге, разборчивым почерком.
То есть номер Р013СМ должен быть внесен в базу не как R013SM, а именно так, как он выглядит в натуральном виде: Р013СМ. А латинскими буквами это будет (если диктовать его продавцу виньетки): «пи» 013 «си» «эм». Только так.
Как используется (куда клеится) виньетка
На обратной стороне бумажной виньетки, всегда есть инструкция с пиктограммами (рисунками), на национальном и английском языках, пошагово поясняющая, куда клеить виньетку, и как ее заполнять (при необходимости — чешская виньетка).
Виньетка клеится на лобовое стекло в указанном в инструкции месте. При необходимости — заполняется. Электронная виньетка — никуда не клеится, это виртуальная вещь.
В Чехии (и только в ней), и на самой виньетке, и в ее корешке, требуется дополнительно вписать номер автомобиля, для которого приобретена виньетка. Вот так:
Виньетки всех остальных стран, дополнительного заполнения не требуют.
В конечном счете, выглядит это так:
Для каждой страны определено свое место для виньетки, но в общем случае, правило следующее: все виньетки, кроме австрийской, словенской и турецкой, клеятся куда-нибудь в правый нижний угол лобового стекла.
Австрийская виньетка лепится в левый верхний угол, словенская и турецкая — вверху посередине ветрового стекла:
На стекле не хватает только словацкой виньетки, (была, но удалил), но она тоже клеится клеилась в правый нижний угол стекла (Словакия нынче перешла на электронные виньетки).
Так что, лучше купите виньетку (если в том есть необходимость), заполните и закрепите ее в правильном месте. В случае чего, штраф за движение по платной дороге без нее — однозначно будет больше раз в десять.
Обязательно ли покупать виньетку
Например, планируется выполнить поездку на автомобиле по Чехии. В этой стране предусмотрена плата за использование дорог по времени их использования. Обязательно ли покупать виньетку при поездке по Чехии?
Нет, не обязательно, если вами не планируется использование платных дорог.
Контроль осуществляется как техническими средствами, так и дорожными полицейскими визуально (если виньетки в этой стране не электронные).
При перемещении по второстепенным (бесплатным) дорогам — наличие виньетки не требуется, главное — не выезжайте без нее на платные дороги.
Для того чтобы так не попадаться — используйте функцию навигатора «избегать платных дорог» при построении маршрута по таким странам, а лучше, спокойно прокладывайте маршрут поездки заранее.
Если есть сомнения, то проверить, проходит ваш маршрут по платным или по бесплатным дорогам, можно при и помощи сервиса для определения стоимости проезда по платным дорогам в Европе — о его использовании рассказано в отдельной заметке.
Просто проложите с его помощью маршрут из одной точки в другую, и оцените его стоимость. Если стоимость платы за дороги по маршруту равна стоимости виньетки в данной стране, то значит выбранный вами маршрут проходит по платным дорогам. Если по результатам расчета плата за дороги не указана (т.е. = 0), то по бесплатным.
Кстати, с помощью этого же сервиса можно и сразу проложить маршрут по бесплатным дорогам, а затем просто перенести его в навигатор.
Но при таком раскладе приготовьтесь к тому, что время в пути увеличится раза в полтора (на длинных дистанциях). Подробности работы с сервисом — смотрите в заметке по ссылке выше.
На этом, заметку посвященную вопросу оплаты дорог в Европе с помощью виньеток (как обычных, так и электронных), а также обо всех особенностях этого процесса, я закончу.
16 комментариев к «Оплата дорог в Европе с использованием виньетки»
Спасибо, Николай. Рад, что вам понравилось.
Пользуйтесь, на здоровье.
Добрый день, с э-виньеткой проезжаешь в порядке живой очереди или через отдельные ворота?
Здравствуйте, Андрей!
В странах, где используются виньетки, ворот (шлагбаумов и прочих преград) на дорогах нигде нет (кроме Словении, там встречались ранее, подробнее чуть ниже).
Для контроля оплаты используются камеры, установленные вдоль дорог. Ну и может полиция облавы (проверки на платных дорогах) устраивать периодически, но это в странах где не применяются (пока) электронные виньетки (думаю, вскоре все на них перейдут).
Там же где электронные виньетки — везде только камеры, которые отслеживают номер, и сравнивают его с базой данных номеров, оплативших пользование. Если номер авто есть в базе оплативших — проблем нет. Если нет — будет выписан штраф.
Останавливаться, притормаживать и т.д. нигде не нужно.
Ворота и шлагбаумы могут встречаться в этих странах только в случае если проезд выполняется по объекту дорожной инфраструктуры который требует дополнительной оплаты (обычно это мосты или тоннели, но не все и не всегда, меньшая часть из них). Хотя, например, в Австрии есть целая платная туристическая дорога — Глоссглокнерштрассе, въезд на которую тоже оплачивается отдельно.
Но это все скорее исключения, и там их реально немного (буквально единицы).
А в целом, в странах с виньетками препятствий на дорогах нет.
Про Словению отдельно. В Словении камеры контроля (были?) установлены не просто на обочине, а в специальных воротах (но и то не везде). При подъезде снижаешь скорость до 30 км/ч (там знаки соотв. висят, и полицейские лежат) и просто медленно проезжаешь через ворота (я так понимаю, чтобы камера успела проверить наличие виньетки, но не знаю точно).
Но, повторюсь, не везде почему-то (видимо, зависит от качества камер контроля). Там где старые камеры — там ворота еще остались, где новые — уже нет.
Вот в 2015-м там ездил, помню точно были ворота, а в 2018 — уже не помню ворот там, наверное поубирали (в обоих случаях проехал тогда через всю страну).
Но в любом случае, очередей там не видел. Ворота делились по принципу для грузовых/для легковых (побольше/поменьше — грубо говоря).
В Турции ситуация немного другая, там виньетка (по сути это RFID-метка) используется для оплаты дорог за пройденное расстояние (в остальных странах виньетки — это оплата за определенный срок использования дорог, независимо от пройденного по ним расстояния). В Турции ворота делятся по типам меток: либо HGS (виньетка), либо OGS (транспондер, но это старая, отмирающая система, не знаю сейчас осталась ли она там). Могут быть и совмещенные ворота. В общем, раньше (в 2015-м, когда я там ездил) там надо было смотреть, чтобы в правильные ворота проехать. Сейчас, думаю (надеюсь) все ворота они уже сделали совмещенными (ибо просится такое решение, да это и технически несложно решить).
Но очередей там тоже нет особых, даже на загруженных трассах.
Вот как-то так. Если что-то непонятно, обращайтесь, расскажу подробнее.
…
Видимо, что-то сильно изменилось, с того времени, когда я там ездил (до Ковида).
Пограничный пост между Словенией и Венгрией? Откуда? Не было никогда его там. Обе страны входят в Шенгенскую зону. Шенгенский кодекс о границах прямо запрещает устанавливать контроль на границах между странами-членами соглашения. Поэтому, когда я там ездил (в частности, шел из Барселоны в Будапешт, если говорить конкретно о границе Словения/Венгрия) никакого поста там не было.
Впрочем, в том же Кодексе предусмотрена и возможность временного восстановления контроля на границах, в случае ЧС. Может пост появился в связи с ковидными ограничениями.
В любом случае, виньетки действуют только на территории одной страны: словенские — в Словении, венгерские (матрица) — на территории Венгрии. Поэтому, скорее всего с виньеткой в общую очередь, но… не знаю теперь.
Исходя из вашего сообщения, делаю вывод, что информацией не владею на текущий момент.
Попробуйте поискать другой источник, более актуальный.
Хотя, в принципе, и на месте разберетесь, если что.
Да скорее всего это было из-за ковида, и были ограничения пост пропускал только с 8:00 до 22:00. Всё равно спасибо за подробную статью, пишите больше. Удачи
На этом сайте текстов — на 1,5 миллиона знаков… а может уже и больше.
Куда уж больше?
Всё, что знал по теме, уже написал.
Теперь смотрю как информация устаревает «стремительным домкратом» (в связи с Ковидом), вот, например, по вашему сообщению…
: )))
Удачи вам на дорогах!
Здравствуйте, Влад!
Да, вы понимаете абсолютно правильно.
Если этот отрезок дороги бесплатный, то вы можете не покупать виньетку.
Больше того, например, вы можете не покупать виньетку и проехать всю Австрию без неё и без проблем, только не выезжайте тогда на платные дороги.