имз что это такое в армии
План проведения ИМЗ по предмету обучения «Устройство вооружения и его боевое применение»
Начальник кафедры вооружения и стрельбы
полковник В. Теличко
«___» ________ 2003 года
П Л А Н
проведения ИМЗ по предмету обучения
«Устройство вооружения и его боевое применение»
ЗАНЯТИЕ 1: «5,45 мм автомат (пулемет) Калашникова АК-74 (РПК-74)»
1. Изучить с офицерами назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы автоматики АК-74 (РПК-74).
2. Освоить порядок неполной разборки, сборки АК-74, назначение и устройство частей автомата и принадлежности.
II – РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:
1. Огневая подготовка ч.2. Основы устройства вооружения, М, В. И.
2. Устройство и эксплуатация вооружения МСБ (Т. Б.), М., В. И.
3. Руководство по 5,45 мм автомату (пулемету) Калашникова АК-74 (РПК-74) М., В. И., 1984г.
4. Огневая подготовка М. С. подразделений. Учебно-методическое пособие. М., В. И., 1988г.
5. Справочник «Оружие пехоты».
1. 5,45 мм автомат АК-74 в комплекте
2. 5,45 мм автомат АК-74 Н в комплекте
4. Разрезной макет АК-74
5. Учебные патроны 5,45 мм (ПсиТ0
III – УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы автоматики.
2. Разборка и сборка АК-74, назначение и устройство составных частей и механизмов автомата и принадлежности.
3. Особенности устройства ручного пулемета РПК-74
4. Назначение, общее устройство и действие боеприпасов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. ВРЕМЯ ОТРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ.
Принимаю доклад заместителя командира взвода
Проверяю наличие личного состава, его внешний вид, готовность к занятию
Объявляю тему занятия и учебные цели.
Обосновываю важность и актуальность данного занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫмин.
Конструкция автомата Калашникова послужила образцом для подражания при создании новых моделей в целом ряде стран. Силуэт автомата помещен даже на гербах некоторых государств.
Они предназначены: для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника;
для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется
для наблюдения и стрельбы в условиях естественной ночной освещенности
к автомату АК-74Н (РПК-74Н) присоединяется НСПУ.
Из автомата (пулемета) ведется автоматический или одиночный огонь. Автоматический огонь – основной вид огня: ведется короткими (до 5) и длинными (из автомата до 10, из пулемета до 15 выстрелов очередями и непрерывно.
Боевые свойства: Прицельная дальность 1000 м
Наиболее действит. огонь по наземным целям:
у автомата до 500 м
у пулемета до 600 м
По воздушным целям:
у автомата и пулемета до 500 м
Сосредоточенный огонь по наземным грунтовым целям до 1000 м
Дальность пр. выстрела
у автомата по грудной фигуре 440 м
по бегущей фигуре 625 м
у пулемета по грудной фигуре 460 м
по бегущей фигуре 640 м
Боевая скорострельность: при стрельбе очередями
из автомата до 100 в/мин
из пулемета до 150 в/мин
при стрельбе одиночными выстрелами
из автомата до 40 в/мин
из пулемета до 50 в/мин
Вес автомата без штык-ножа со снаряженным магазином
Вес штык-ножа с ножнами 490 г
Вес пулемета со снаряженным магазином
Емкость магазина у автомата 30
Общее устройство: Автомат (пулемет) состоит из следующих основных частей и механизмов:
2. Крышка ствольной коробки;
3. Затворная рама с газовым поршнем;
5. Возвратный механизм
6. Газовая трубка со ствольной накладкой.
7. Ударно-спусковой механизм
Кроме того у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор (ДТК) и штык-нож, а у пулемета пламегаситель и сошка.
В комплект автомата (пулемета) входят:
— сумка (у пулемета две сумки) для магазинов
— автомата, пулемета со складывающимся прикладом, кроме того
— чехол для автомата (пулемета) с карманом для магазина
автомата, пулемета с ночным прицелом
Принцип работы автоматики. Автоматическое действие автомата (пулемета) основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру.
При выстреле часть пороховых газов, следующих за пулей, устремляется через отверстие в стенке ствола в газовую камеру, давит на переднюю стенку газового поршня и отбрасывает поршень в затворную раму с затвором в заднее положение. При этом происходит:
1) отпирание затвора;
2) извлечение затвором из патронника гильзы;
3) выброс ее наружу:
4) сжатие возвратной пружины затворной рамой
5) взведение затворной рамой курка (ставит его на взвод автоспуска).
В переднее положение затворная рама с затвором возвращается под действием возвратного
механизма, при этом:
2) запирает канал ствола
Если переводчик установлен на автоматический огонь, то стрельба будет продолжаться до тех пор, пока нажат спусковой крючок и в магазине есть патроны.
Если переводчик установлен на одиночный огонь, то при нажатии на спусковой крючок произойдет только 1 выстрел. Для второго выстрела необходимо отпустить спусковой крючок и нажать на него слева.
Т. О. автомат (пулемет) является мощным огневым средством с хорошими ТТХ данными, позволяющими решать различные огневые задачи. Простота устройства делают его надежным, неприхотливым.
10. Разборка и сборка АК-74, назначение и устройство составных частей и
Разборка автомата неполная – для чистки, смазки и осмотра автомата (пулемета)
под дождем или в снегу и при ремонте.
Правила разборки и сборки:
— производить на столе или чистой подстилке;
— обращаться с Ч и М осторожно, не класть одну на другую, не применять излишних усилий и резких ударов;
— при сборке сличить номера на его частях;
— перед разборкой пулемета установить его на сошку дульной частью влево;
— в конце сборки пулемета сложить сошки.
Порядок неполной разборки автомата (пулемета)
1. Отделить магазин, проверить нет ли патрона в патроннике.
2. Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада; раскрыть пенал и вынуть из него протирку,
ершик, отвертку и выколотку.
4. Отделить ДТК (Пламегаситель) отверткой-фиксатор.
5. Отделить крышку ствольной коробки.
6. Отделить возвратный механизм.
7. Отделить затворную раму с затвором.
8.Отделить затвор от затворной рамы.
9 Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Порядок сборки автомата (пулемета) после неполной разборки:
в обратной последовательности.
Назначение и устройство частей и механизмов автомата
Внутри канал с четырьмя нарезами. Промежутки между нарезами – поля
Расстояние между двумя противоположными полями (по диаметру) называется калибром канала ствола.
Снаружи – основание мушки с резьбой для ДТК (пламегаситель) втулки
— соединительная муфта (для цевья)
ДТК – для повышения кучности боя и уменьшения энергии отдачи
— передняя камора с венчиком для штык-ножа и 2-мя окнами для выхода пороховых азов
— задняя камора с 2-мя щелями и 3 компенсационных отверстия
2) Ствольная коробка для соединения частей и механизмов автомата, обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора.
В ствольной коробке помещается ударно-спусковой механизм. Сверху закрывается крышкой.
Впервые показан в х/ф «Максим Перепелица»
В Красной Армии с 1938 года в школе механиков-водителей. Участвовал в ВОВ командиром танка. Орден Красной звезды г. ранение. После выписки начал работать над автоматом.
Сравнить с иностр. обр.
Провести краткий опрос
Иметь 2 автомата. 1 разобранный
показать на разобранном
показать отдельную + разр.
Обучаемые находят основные части на своем оружии (без разборки)
Провести краткий опрос
Показать на разрезанном образце
Показать затворную раму и затвор
Контроль усвоения – опрос 2-3 человека
Подвести краткий итог изучения 1 вопроса
Выполнить в быстром темпе
Показываю, объясняю как выполнить операцию
Ш. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 10 минут:
— построить офицеров, напомнить тему и цели занятия;
— определить степень достижения целей при подведении итогов занятия.
Имз что это такое в армии
Смотреть что такое «ИМЗ» в других словарях:
ИМЗ М-72 — Производитель ММЗ ГМЗ ИМЗ «Красный Октябрь» КМЗ Тип двигателя М 72 … Википедия
ИМЗ М-61 — Общая информация Производитель ИМЗ Годы выпуска с 1957 … Википедия
ИМЗ — ИЖМЕХ ИМЗ Ижевский механический завод производственное объединение г. Ижевск, организация ИМЗ ФГУП ИМЗ ИМЗ СО РАН Институт мерзлотоведения имени П. И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук г. Якутск, образование и наука, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
ИМЗ — Ирбитский мотоциклетный завод Ижевский машиностроительный завод Ишимбайский машиностроительный завод … Википедия
ИМЗ СО РАН — ИМЗ ИМЗ СО РАН Институт мерзлотоведения имени П. И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук г. Якутск, образование и наука, РФ ИМЗ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 … Словарь сокращений и аббревиатур
СВ НИМС ИМЗ СО РАН — СВ НИМС СВ НИМС ИМЗ СО РАН Северо Восточная научно исследовательская мерзлотная станция Института мерзлотоведения имени П. И. Мельникова СО РАН образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур
ВНИМС ИМЗ СО РАН — Вилюйская научно исследовательская мерзлотная станция Института мерзлотоведения СО РАН образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур
Урал (мотоцикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Урал (значения). Мотоцикл «Урал» с коляской … Википедия
М-72 (мотоцикл) — М 72 Общая информация Производитель ММЗ ГМЗ ИМЗ «Красный Октябрь» КМЗ Годы выпуска … Википедия
Урал М-67-36 (мотоцикл) — Урал М 67 36 … Википедия
Имз что это такое в армии
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Смотреть что такое «ИМЗ» в других словарях:
ИМЗ М-72 — Производитель ММЗ ГМЗ ИМЗ «Красный Октябрь» КМЗ Тип двигателя М 72 … Википедия
ИМЗ М-61 — Общая информация Производитель ИМЗ Годы выпуска с 1957 … Википедия
ИМЗ — ИЖМЕХ ИМЗ Ижевский механический завод производственное объединение г. Ижевск, организация ИМЗ ФГУП ИМЗ ИМЗ СО РАН Институт мерзлотоведения имени П. И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук г. Якутск, образование и наука, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
ИМЗ — Ирбитский мотоциклетный завод … Словарь сокращений русского языка
ИМЗ СО РАН — ИМЗ ИМЗ СО РАН Институт мерзлотоведения имени П. И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук г. Якутск, образование и наука, РФ ИМЗ Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 … Словарь сокращений и аббревиатур
СВ НИМС ИМЗ СО РАН — СВ НИМС СВ НИМС ИМЗ СО РАН Северо Восточная научно исследовательская мерзлотная станция Института мерзлотоведения имени П. И. Мельникова СО РАН образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур
ВНИМС ИМЗ СО РАН — Вилюйская научно исследовательская мерзлотная станция Института мерзлотоведения СО РАН образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур
Урал (мотоцикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Урал (значения). Мотоцикл «Урал» с коляской … Википедия
М-72 (мотоцикл) — М 72 Общая информация Производитель ММЗ ГМЗ ИМЗ «Красный Октябрь» КМЗ Годы выпуска … Википедия
Урал М-67-36 (мотоцикл) — Урал М 67 36 … Википедия
Мотоциклов в российской армии не будет
Министерство обороны окончательно отказалось от приобретения мотоциклов, которые планировалось использовать для перевозки пехоты, десантников и разведчиков. Два года назад велось обсуждение закупки для армейских нужд специально разработанных мотоциклов с люлькой, противотанковыми ракетами и пулеметами. Однако в связи с экономией военным не удалось заключить договор с заводом-изготовителем на поставку опытной партии. В результате в армии двухколесным машинам применения не нашлось, а закупка мотоциклов была вычеркнута из Гособоронзаказа.
Владимир Курмачев директор Ирбитского мотоциклетного завода в интервью «Известиям» рассказал, что Министерство обороны для опытной эксплуатации хотело получить 10–20 единиц мототехники. При этом заводу необходимо было изготовить и самостоятельно доставить мотоциклы в гарнизоны, а деньги Министерство собиралось выплатить предприятию только по завершении испытаний.
— Выдвинутые условия нам не подошли. Мы не можем закладывать расходы на одних заказчиков в цену продукции для других заказчиков. Данный подход не неправильный, — пояснил Курмачев.
Кроме того, военными к мотоциклам предъявляются те требования, которые завод выполнить просто не можем — например, им необходимо, чтобы в комплект поставки заводом был включен шлем водителя имеющий радиосвязь.
В Министерстве обороны «Известиям» пояснили, что в армии ниша для мотоциклов сформирована так и не была.
— В советское время мототехника закупалась для комендантской службы, чтобы развозить регулировщиков для сопровождения танковых колонн. Сегодня для этого используются легкие машины. Чтобы найти задачи, для которых использовались бы мотоциклы, необходимо сначала поставить их на опытную эксплуатацию. Однако завод отказался предоставлять опытную партию, в связи, с чем данный тип техники остается невостребованным, — рассказал представитель Минобороны.
Также представитель военного ведомства добавил, что мотоциклы для разведки слишком громкие, а для ВДВ лучше подходят квадроциклы — их в 2008 году захватили в Грузии и теперь они используются на учениях. Необходимо отметить, что решений о закупке квадроциклов для ВДВ пока тоже не принято.
Ирбитский завод для Министерства обороны предлагал модернизированную версию «Урала» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP имеющую турели для пулеметов ПКМБ, противотанковые ракеты «Конкурс-М» и саперные лопатки.
Доктор военных наук К. Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, считает, что в современной армии мотоциклы востребованы не будут.
По его мнению, единственной сферой, где мог бы использоваться мотоцикл это разведка. Однако для этого машина слишком заметна и издает много шума.
Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы
Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.
Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.
К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.
Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.
В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.
Но дело в том, что в предвоенном СССР существовало лишь две модели мотоциклов мало-мальски подходящих под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750.
На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.
Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.
На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.
Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.
Харьковский регион выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам на ХТЗ, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но харьковский «Серп и молот» успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.
Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!
И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).
К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз
Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.
Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными.
Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.
Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.
М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.
М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».
Горьковские и Киевские мотоциклы М-72
Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.
Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.
Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.
Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.
Всех с Днем Победы!
P.S. Если уважаемые читатели сочтут эту статью интересной — подписывайтесь на мой блог.
Другие обзоры мототехники на канале в Youtube
Комментарии 537
Оппозитный Харлик, показанный на фото — производился для боевых действий в Африке. Стандартная, V-образная схема Харлика имела некоторые проблемы в воздушном охлаждении заднего цилиндра. Оппозитная схема решила этот вопрос для жаркого региона. Но в целом — не пошло…
Статья, как обзорная, очень неплоха! Но фактологических косяков и нестыковок даже статистических все же — весьма изрядно.
Спасибо, за хорошую и интересную статью.
Не оскорбляй, тем более имя. Я ж не называю тебя Х*яфыч))))
К слову о цивилизванном диалоге…
Да будет тебе известно, великий исторег, что георгиевская лента и гвардейская — разные вещи.
А то, что ими награждали военннослужащих РОА — даже не буду озвучивать.
Продолжаю дальше. Если, по твоему, я оскорбил совок, то какое ты к нему имеешь отношение? Я ж не сказал, что конкретно ТЫ, к примеру, хворый на всю голову? Вот потому и не переходи на личности.
Если ты смотришь Раша Тудэй или подобное, пойми, телек не показывает всю действительность.
Как говорится «не верь глазам своим». Ведь для того и существуют провокации, чтобы кого-то или что-то очернить. Скажу тебе честно — я не смотрю телек, зря потраченое время. Как говорил профессор Преображенский — «Не читайте советских газет.» Не буду говорить, что это за произведение великого русского писателя.
Знаешь про такое понятие «обьективная оценка»
Обрати внимание, что фразы про «голыми руками и т.д.» — это был сарказм на твой коммент про сказочные успехи. Ну прям уберменш
Ну включи логику епта. Чего такой обидчивый?
Про героизм. Какой главный инстинкт человека? Ответ — инстинкт самосохранения и продолжения рода. Потому чтобы толпа(подразделение) вышло в полный рост в атаку, или устроило наступление в разгар белого дня, выполнило глупую задачу ценой больших потерь — должнен быть фактор, который заставит это сделать.
Как раз страх быть убитым своими или расстреляным за невыполнение приказа, трибунал и т.п. и делал большой процент этого героизма( заметь, я не осуждаю и не говорю, что не было отчаяных и смелых людей — их было много)
И что значит «штампы»? Хочешь сказать, что не было всего того, что я перечислил.
Повторю еще раз, включи холодный мозг.
Ты так и не ответил на мой вопрос — если всего было до**я, то нахера было за бешеные бабки покупать это всё у амеров?
К слову о машинах. Сэкэмэ, ты думаешь что ты говоришь? Если бы я ездил на таврии, то имел бы право тебя упрекнуть… Где логика?
Я тебе это сказал, потому что у вас страшная мания хвалить отечественное(а есть ли что? ты явно не носишь джинсы фабрики Большевичка, лол), но ездить на иномарках, да и все пользовать импортное… вот к чему это было… не тупи
Ты ездишь на фольце( ну как ни крути, дело не в том, куда идут прибыли), а в том, что гадкие, по твоим словам, капиталисты построили у вас завод, наняли ваших людей, чтобы вам делать нормальные машины. Исходя из твоих мыслей, это уже должно было тебя оттолкнуть. Ладно, если бы ты сказал, что я езжу на крутых космических Жигулях, собранных нашими людьми для нас… Чуешь нотку гордости и патриотизма? Только что-то не вяжется, как говорится, есть «маленький нюанс»
И так во всем.
Да, у меня обычная корейская иномарка украинской сборки, но я честно признаю, что в моей стране слабовато с легковым отечественным автопромом. Просто я не страдаю ура-патриотизмом.
И конце концов, союз вроде был могуч, да завалили его как-то просто и все тут. А их главные «враги» спокойно живут и процветают, хотя у них самих хватает врагов…
Советский Союз решился на ленд-лиз, потому что в нём больше внимания уделялось бронетехнике и самолётам. Автомашины, локомотивы и мотоциклы конечно тоже производили, но им уделялось меньше внимания. Поэтому и решили их закупать за границей.